Главная страница
qrcode

Как защититься от хамства. 7 простых правил. Противостояние агрессору Говорите только о действиях противника. Например, если вам нахамил продавец, не говорите Кто вам дал право кричать на меня


НазваниеПротивостояние агрессору Говорите только о действиях противника. Например, если вам нахамил продавец, не говорите Кто вам дал право кричать на меня
АнкорКак защититься от хамства. 7 простых правил.doc
Дата24.09.2017
Размер56.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКак защититься от хамства. 7 простых правил.doc
ТипДокументы
#26602
Каталог

Противостояние агрессору


  • Говорите только о действиях противника. Например, если вам нахамил продавец, не говорите: «Кто вам дал право кричать на меня?» Скажите: «Кто вам дал право кричать на покупателей!» Этот прием можно назвать «Абстрагированием от конкретной ситуации» либо «Искусственным увеличением количества пострадавших». Вы-τo один, а покупателей – много. Если вы хотите сделать замечание, надо упомянуть в нем лишь о действиях агрессора и умолчать об объекте, на который эти действия были направлены, иначе дальше речь пойдет об особенностях объекта, то есть о вас.

  • Расскажите историю с намеком на агрессора.

  • Определите тип действия агрессора. Если ответить резко нельзя, можно использовать следующий метод. Вы определяете, какой тип действия совершил человек, и удивленно задаете ему уточняющий вопрос, смысл которого – привлечь внимание нападающего к сути того, что он в настоящий момент делает, а заодно и перевести центр внимания окружающих с себя на агрессора: «Вы делаете мне замечания?», «Вы даете мне указания?», «Вы проявляете любопытство?», «Вы задаете вопрос и не слушаете ответа?». Этот метод силен тем, что вы не делаете утверждений, которые ваш противник может использовать как повод объявить, что вы его оскорбили. Вы просто уточнили у него, что он делает, не более.

  • Продолжите фразу противника. Чтобы смутить противника, следует описать его поведение в виде картины. Ведь тот, кто в поединке успевает наблюдать за действиями нападающего и даже находить слова для их оценки и описания, очень опасный противник. Пример. В шестом классе проходит чаепитие. Таня принесла очень вкусный торт. Одноклассники были в восторге. Только одну девочку, Свету, обуяла зависть. «Вот видишь, какие у твоей мамы руки замечательные!» – громко, чтобы все слышали, сказала она Тане назидательным тоном. «...произнесла Света, прекрасно зная, что торт испекла я сама», – продолжила ее фразу Таня.

  • Призовите невидимых свидетелей. Чтобы воспользоваться этим приемом, следует «расширить рамки ситуации», т. е. включить в ситуацию посторонних людей (на самом деле отсутствующих), призвав их в свидетели того, что делает агрессор:

«Как вы полагаете, как бы сейчас поступил на вашем месте человек воспитанный?» (Можно назвать имя конкретного человека, которого агрессор уважает.)

«Как вы полагаете, почему другие люди так не делают, например...» (назвать имя уважаемого человека). Пример: Допустим, свекровь то и дело проверяет, хорошо ли вы постирали рубашки мужа. Вы задаете ей вопрос: «Как вы думаете, почему моя мама так не делает?» Свекрови придется выкручиваться, чтобы не сказать что-нибудь плохое о вашей маме: перспектива ругаться с тещей вряд ли придется ей по душе.

• Если недостойно ведет себя человек, который находится при исполнении служебных обязанностей, можно прокомментировать его поведение пожеланием, чтобы его слова услышал человек, которого чтят представители этой профессии. Пример. Как-то раз учитель обозвал ученика бранным словом. Тот не растерялся и сказал на это: «Да услышат вас Макаренко и Сухомлинский». Учитель даже покраснел от стыда, поскольку сам не раз рассказывал о том, как умны и терпеливы были эти светила педагогики.

  • Заметьте агрессору: «Вы такой храбрый не со всеми!». Каким бы нахальным ни казался вам агрессор, помните, что на свете существуют люди, с которыми он боится разговаривать так же, как с вами. Также грубиян не осмелился бы вести себя подобным образом, если ситуацию видели бы другие люди, которых он боится или мнением которых дорожит.Очевидно, что, если поставить на ваше место другого человека (его властную супругу или родителей, начальника, дюжего соседа или участкового милиционера, наконец), агрессор будет вести себя более почтительно. Приведем примеры того, как напомнить ему об этом очевидном обстоятельстве:

• «Почему бы вам не повторить то же самое такому-то (назвать имя начальника этого человека, родственника, которого он боится и уважает, и т.п.)?», «Ты ведь, папа, на работе (с друзьями, с соседями) так не разговариваешь! А почему с нами говоришь таким образом? Ты что, относишься к нам хуже, чем к посторонним людям?».

• «А со своими друзьями (мужем, начальником, соседями) вы тоже так разговариваете? И как они на это реагируют?» Перенесите ситуацию в другое время и другое место: «Вы всех так экзаменуете?», «Вы везде занимаетесь допросами?», «Вы всегда говорите с такой покровительственной интонацией?».

  • Спросите: «А вы кто?..» Пресекайте попытки поучать вас от имени авторитетов! Пример. На школьном собрании ругали двоих парней, которые не желали вступать в комсомол.

Паша и Дима! Почему вы не хотите прямо здесь, на этом собрании, написать заявление о вступлении в комсомол? Что скажешь на это ты, Паша? – спросил Борис, комсорг класса.

Спасибо, я пока не чувствую себя достойным, – ответил школьник.

Нет, ты достоин, – вмешалась классная руководительница. – Тебя рекомендовали как ученика с отличной успеваемостью и поведением, честного, принципиального, всегда готового прийти на помощь товарищам.

Ты понимаешь, что не быть комсомольцем – это позор?! – с деланым возмущением воскликнул комсорг. – Ты позоришь наш класс! Ты отбиваешься от коллектива! А коллектив надо уважать! – с пафосом произнес он снова, рассчитывая на то, что ребята примутся дружно осуждать «индивидуалиста». Расчет оказался верным: класс осуждающе загудел. Однако Паша смело перехватил инициативу.

Минуточку, – остановил он комсорга, – это чем же я позорю класс и чем конкретно оскорбляю каждого из моих одноклассников? Поднимите, пожалуйста, руки те, кому я нанес ущерб!

Да у нас, собственно, нет к тебе претензий, Паша! – заговорили разом одноклассники. – Речь ведь идет просто о том, что ты почему-то не хочешь вступать в комсомол!

Это преступление? – спросил Паша.

Это не преступление, – начала классная руководительница, – но...

Вступить в комсомол должен каждый нормальный школьник, потому что так положено в нашем государстве. Тебе ведь известно, что мы живем в социалистическом государстве? – наступал комсорг.

А ты какое имеешь право говорить от имени социалистического государства? Ты что, Маркс, Энгельс, Ленин? Если я наношу какой-то ущерб государству, пусть оно меня и накажет, но ты-то здесь при чем?

  • Высмеивайте агрессора за присвоение роли судьи.

  • Спросите: «Почему вы говорите о присутствующих в третьем лице?». Не так уж редко встречаются оскорбления, выраженные с помощью местоимений – слов, которые заменяют ваше или чье-то имя. Практически все оскорбления, выраженные местоимениями, заключаются в том, что о вас говорят в третьем лице в вашем присутствии. Положим, два человека говорят между собой: «Я хотел сесть за этот стол, но он его занял», а вы стоите тут же и все это слышите. В таком случае вам следует сказать: «Почему вы говорите обо мне в третьем лице в моем присутствии? Почему вы говорите «он», если у меня есть имя? Вы его не знаете? А почему бы не спросить у меня, ведь я нахожусь здесь же?»

  • Скажите: «То, что вы мне приписываете, – только в вашем воображении». Представьте себе такую ситуацию. Вы битый час убеждаете чиновника выдать вам необходимый документ, а тот, чтобы оболгать вас перед другими посетителями и поставить вас в неловкое положение, говорит громко, на все помещение: «Прекратите истерику!» Как правило, люди, которым приписали действие, которого они не выполняли, начинают оправдываться, говоря: «Я не устраивал истерику – не обманывайте». Такая ситуация в народе называется «доказывать, что ты не верблюд». Тем не менее с наговорами надо бороться другим способом. Следует вспомнить о том, что любое суждение есть плод воображения человека, который его высказал, и ответить: «Истерика происходит только в вашей голове». Более мягкий вариант: «Все, что вы говорите, происходит только в вашей голове». (Как говорят психологи: «Это ваши собственные проекции»). Для справки: «проекции» – это приписывание окружающим своих собственных качеств. Можно так и сказать: «Вы приписываете мне то, что происходит у вас в голове».

  • Предложите противнику повторить действие и получить иной результат.

Пример. «Молодой ученый, рассказывая Генриху Гейне о своем путешествии, не без задней мысли заметил:

– И знаете, что на меня произвело самое сильное впечатление при посещении Гаити?

– Что же?

– То, что я не встретил там ни одного еврея и ни одного осла.

Гейне, не скрывавший своей национальной принадлежности, хладнокровно заметил:

– Разве? А что бы вы сказали, если бы мы оказались там с вами вдвоем?»

Ответ Гейне оказался удачным благодаря тому, что он, по сути, предложил противнику еще раз произвести то действие, о котором тот говорил.

  • Задайте вопрос: «Что вас заставляет?..». Что делать, если агрессор привязался к вам как банный лист и, несмотря на все ваши попытки заставить его оставить вас в покое, продолжает свои колкости? В таком случае следует задать грубияну вопрос с глаголом в страдательном залоге, например: «Что заставляет вас это говорить мне?» («Что заставило вас это сказать (сделать)?»)

  • Опишите раздражающие вас действия. Пример. Молодая преподавательница вуза страдала от того, что одна из ее старших коллег (назовем ее Ядвигой Кузьминичной) общается с ней, явно пытаясь вызвать раздражение и спровоцировать конфликт. Понаблюдав за Ядвигой Кузьминичной повнимательнее, она сделала вывод, что когда та подходит к ней, то начинает говорить в быстром темпе, с отрывистыми, прыгающими интонациями, сильно выделяя в речи звук «Ш» (создавалось впечатление, словно Ядвига Кузьминична шикает на молодую коллегу, как на кошку, перебегающую дорогу). При этом Ядвига Кузьминична высокомерно запрокидывает голову и смотрит сверху вниз из-под напряженно моргающих полузакрытых век. Преподавательница сказала ей: «Ядвига Кузьминична! Почему вы всегда говорите со мной, запрокинув голову и моргая полузакрытыми глазами?» Ядвига Кузьминична смутилась и поспешно ретировалась, даже не попытавшись продолжить разговор в подобном духе. Если бы в ответ она сказала что-нибудь вроде: «А вам какое дело? Чем это вам мешает?», можно было бы парировать: «Я просто обратила внимание, что вы запрокидываете голову и прикрываете глаза именно тогда, когда говорите со мной, но никогда не делаете этого, когда говорите, например, с деканом».

  • Если кто-то «стоит над душой», спросите, на что именно он смотрит. В таком случае правильнее делать замечание не за то, что человек на вас смотрит, а за то, что стоит в поле вашего зрения и отвлекает вас.

  • Не упрекайте невежу в том, чего не видно. Если вы хотите сделать замечание тому, кто вел себя с вами непочтительно, ни в коем случае не упрекайте противника в действиях и качествах, которых нельзя представить с помощью зрения или слуха. Если вы скажете: «Не следует говорить со мной повышенным тоном», это будет замечание по существу, поскольку любой может представить, как говорят повышенным тоном. То же самое, если вы скажете: «Прошу вас не говорить обо мне «через мою голову», если я нахожусь в том же помещении», поскольку и такая ситуация легко представима. Если же вы скажете: «Прекратите разговаривать по-хамски» или «Прекратите это безобразное поведение», вы припишете вашему противнику действия, визуально не представимые, абстрактные, о реальном содержании которых можно поспорить. То, что ваш противник ведет себя «безобразно» или «по-хамски», – это только ваше личное мнение, ваша оценка происходящего, а не объективная реальность. Не занимайтесь оценками. Мы ведь уже говорили о том, что судить имеет право только суд, а не любой досужий гражданин, которому это вздумается. Вместо вынесения оценочных суждений обвините противника в том, что он сделал реально – в том, что можно увидеть глазами или услышать ушами!

  • Помните: любить агрессора вы не обязаны! Обсуждая ситуации, связанные с оскорблениями, многие авторы принимаются рассуждать относительно мотивов, заставляющих хама вести себя неподобающим образом. Некоторые психологи советуют пожалеть агрессора, подружиться с ним, полюбить его и т.п. Иначе говоря, нам предлагают вести себя неестественно и, по сути, неадекватно. Вы не обязаны вникать в особенности характера и проблемы тех, кто вас оскорбляет. Согласно нашей системе, встретившись с хамом, следует реагировать не на его истинные побудительные мотивы и цели, а на внешние проявления ненормального поведения. Михаил Литвак предлагает нам систему защиты от хамства, именуемую «психологическое айкидо», которая заключается в том, что мы должны соглашаться с любым оскорблением. Идея проста: агрессор рассчитывает вызвать у своей жертвы отрицательные эмоции, однако та отказывается доставить ему это удовольствие, отвечая равнодушным или насмешливым согласием. Да, иногда это срабатывает – именно по причине, которую я назвала выше. Правда, есть одно условие, когда этот прием обращается против вас: это ситуация, когда окружающие не слышали начала разговора, в ходе которого вас оскорбили. Они примут ваши слова за признание собственной неправоты.


Сергеечева В. Словесное карате. Стратегия и тактика общения. СПб.: Питер, 2002.
перейти в каталог файлов


связь с админом