Главная страница

Протокол 1 от 12. 09. 2011г. Рецензенты


Скачать 3,56 Mb.
НазваниеПротокол 1 от 12. 09. 2011г. Рецензенты
АнкорElsukov_-_Biznes-planirovanie_2015.pdf
Дата17.04.2018
Размер3,56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаElsukov_-_Biznes-planirovanie_2015.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипПротокол
#44099
страница1 из 25
Каталогid21468189

С этим файлом связано 75 файл(ов). Среди них: P_Dzh_Patsula_-_Biznes-plan_za_30_dney_poshagovoe_rukovodstvo_po, vsya_grammatika_angliyskogo_yazyka_v_tablitsakh.pdf, Dzhudit_Delozye_-_NLP-2_pokolenie_Next.doc, 6b10fa0fce92791994a3aa90958730a8_2580_1516589001.gif, Osnovy_biznes-planirovania_Kunashev_LAKONIChNO.pdf, Kak_rabotaet_mozg_-_Karter_R.pdf, 401eeca2366c8fbfebb6a536509588c7_2580_1516588999.gif, adesivo_kokeshi.pdf, Elsukov_-_Biznes-planirovanie_2015.pdf, stickers_2.pdf и ещё 65 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Государственное учреждение образования
Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ
В.П. Ельсуков
Бизнес-планирование
Учебное пособие
Издание второе дополненное
Минск
2015

УДК
ББК
Рекомендовано к изданию на заседании
Научно-методического совета ИБМТ БГУ протокол № 1 от 12.09.2011г.
Рецензенты:
А. И. Лученок, зав. отделом макроэкономической и финансовой политики Института экономики НАН Беларуси, доктор экономических наук, профессор
О. Л. Шулейко, зав. сектором финансовой политики Института экономики НАН Беларуси, кандидат экономических наук
Ельсуков, В. П.
Е57
Бизнес-планирование: учебное пособие.
Издание второе дополненное / В.П. Ельсуков. – Минск, 2015. - 328 с.
Учебное пособие предназначено для студентов и слушателей различных форм обучения по курсу «Бизнес-планирование» для специальности: 1- 26 02 01 «Бизнес-администрирование» Института бизнеса и менеджмента технологий Белорусского государственного университета. Может быть также использовано для самостоятельной подготовки студентами других экономических специальностей высших учебных заведений, экономистами, бухгалтерами, менеджерами.
УДК
ББК
© Ельсуков В.П, 2015
© ИБМТ БГУ, 2015

3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ ........................................................................................... 3
ПРЕДИСЛОВИЕ ......................................................................................... 7
ГЛАВА 1. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ – ИНСТРУМЕНТ ПРОГНОЗА
И ОПТИМИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ............ 10
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАЗРАБОТКИ
БИЗНЕС-ПЛАНОВ ................................................................................... 22
2.1. Основные группы нормативно-методических и справочных
материалов, используемых при разработке бизнес-плана .............. 22
2.2. Нормативно-методические материалы по методологии и
процедурам бизнес-планирования ....................................................... 23
2.3. Нормативно-методические материалы в области инвестиций34
2.4. Нормативно-правовые документы в области налогов, сборов и
платежей ................................................................................................... 44
2.5.
Нормативно-правовые
документы,
определяющие
внутреннюю экономическую деятельность предприятия .............. 48
2.6. Справочные материалы ................................................................. 54
ГЛАВА 3. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ И ОПЕРАЦИОННЫЙ ПЕРИОДЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ...................................................................... 58
ГЛАВА 4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА
РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА ........................................................... 64
ГЛАВА 5. СИСТЕМА ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ................................................................... 72
5.1. Базовые принципы и условия построения системы
показателей .............................................................................................. 72
5.2. Средства разработки бизнес-плана .............................................. 79
5.3. Значения исходных величин ......................................................... 82
5.4. Цены ................................................................................................... 84
5.5. Программа производства в натуральных показателях ............ 86
5.6. Программа реализации в стоимостном выражении ................. 89
5.7. Сырье и материалы, покупные изделия и полуфабрикаты .... 93
5.8. Топливно-энергетические ресурсы .............................................. 97
5.9. Трудовые ресурсы и расходы на оплату труда ........................ 101

4
5.10. Амортизационные отчисления .................................................. 106
5.11. Работы и услуги производственного характера, прочие
затраты ................................................................................................... 109
5.12. Инвестиционные затраты, источники их финансирования 109
5.13. Прирост чистого оборотного капитала.................................... 123
5.14. Кредиты (займы) .......................................................................... 129
5.15. Налоги, сборы, платежи ............................................................. 133
5.16. Консолидированные затраты .................................................... 136
5.17. Прибыль ........................................................................................ 138
5.18. Денежные потоки ......................................................................... 142
5.19. Проектно-балансовая ведомость .............................................. 148
5.20. Чистый поток наличности и показатели эффективности.... 150
5.21. Окупаемость государственной поддержки ............................. 161
5.22. Валютная окупаемость ............................................................... 164
ГЛАВА 6. ОЦЕНКА СЦЕНАРИЕВ РАЗВИТИЯ ................................. 168
6.1. Показатели оценки ........................................................................ 168
6.2. Идентификация, структурирование и оценка рисков ............ 169
6.3. Количественная оценка сценариев ............................................ 172
6.4. Влияние курсовой разницы при валютном кредитовании .... 178
ГЛАВА
7.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛОВ
БИЗНЕС-ПЛАНА
ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА ...................................................... 182
7.1. Общие требования к структуре................................................... 182
7.2. Визуализация информации и оформление материала ........... 184
7.3. Резюме .............................................................................................. 192
7.4. Характеристика организации и стратегия ее развития ......... 195
7.5. Описание продукции ..................................................................... 200
7.6. Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга ........................ 201
7.7. Производственный план .............................................................. 204
7.8. Энергоэффективность ................................................................... 207
7.9. Организационный план ................................................................ 211
7.10. Инвестиционный план ................................................................ 212
7.11. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности 214
7.12. Показатели эффективности проекта ........................................ 217

5
7.13. Юридический план ..................................................................... 221
7.14. Реструктуризация ........................................................................ 222
7.15. Приложения .................................................................................. 229
ГЛАВА 8. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА
ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА ПРИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ НА
ДЕЙСТВУЮЩЕМ ПРЕДПРИЯТИИ .................................................... 230
ГЛАВА
9.
ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПЯТЬ ЛЕТ ..................................... 232
9.1. Разделы прогноза ........................................................................... 232
9.2. Основные показатели развития организации .......................... 237
9.2. Мероприятия, направленные на достижение основных
показателей развития .......................................................................... 242
9.3. Инвестиции в основной капитал и источники финансирования
.................................................................................................................. 242
9.4. Перечень инвестиционных проектов. Целевые показатели . 244
ГЛАВА 10. БИЗНЕС-ПЛАН РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ГОД 246
10.1. Разделы бизнес-плана ................................................................. 246
10.2. Мероприятия по достижению показателей............................. 252
10.3. Основные показатели развития ................................................ 252
10.4. Цены, программа производства и реализации продукции .. 259
10.5. Материальные затраты .............................................................. 264
10.6. Трудовые ресурсы и расходы на оплату труда ...................... 264
10.7. Амортизационные отчисления .................................................. 270
10.8. Консолидированные затраты .................................................... 270
10.9. Прибыль от реализации ............................................................. 270
10.10. Потоки денежных средств ........................................................ 274
10.11. Проектно-балансовая ведомость. Инвестиции в основной
капитал ................................................................................................... 274
10.12. Кредиторская задолженность .................................................. 278
ГЛАВА 11. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО, ТЕКУЩЕГО И
ОПЕРАТИВНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ....... 281
ГЛАВА
12.
ОТРАСЛЕВЫЕ
И
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ
ОТДЕЛЬНЫХ
ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС-ПЛАНА ................ 286

6
ПРИЛОЖЕНИЯ ...................................................................................... 305
Приложение 1. Перечень организаций, оказывающих услуги по
разработке прогнозов развития коммерческих организаций на
пять лет, бизнес-планов развития на год и бизнес-планов
инвестиционных проектов .................................................................. 305
Приложение
2.
Рекомендуемое
содержание
заключения
экспертизы бизнес-плана коммерческой организации на год ..... 307
Приложение
3.
Рекомендуемое
содержание
заключения
экспертизы бизнес-плана инвестиционного проекта..................... 309
Приложение 4. Содержание основных разделов договора на
оказание услуг по разработке бизнес-плана инвестиционного
проекта .................................................................................................... 312
Приложение 5. Видение Всемирным банком жизненного цикла
инвестиционной части проекта ......................................................... 317
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ..................... 318
ЛИТЕРАТУРА ........................................................................................ 326

7
ПРЕДИСЛОВИЕ
Перевод национальной экономики на инновационный путь развития требует активизации инвестиционной деятельности.
Государственной программой инновационного развития Республики
Беларусь предусматривается внедрение в отраслях экономики прогрессивных техники и технологии, создание новых производств, цехов, предприятий по выпуску современных, конкурентоспособных на мировых рынках видов продукции, формирование перспективных отраслей и подотраслей, ориентированных на глубокую переработку сырья и материалов, получение конечных продуктов с высокой добавленной стоимостью.
В этих условиях большое значение приобретает тщательная проработка реализации отдельных инвестиционных проектов, прогнозирование и оценка рисков субъектов хозяйствования, осуществляющих техническое перевооружение и реконструкцию.
Одним из важнейших инструментов комплексной оценки и прогноза результатов инвестиционной деятельности является бизнес- планирование. Разработка бизнес-плана позволяет системно и экономически обоснованно в динамике представить развитие проекта, как на этапе инвестирования, так и на стадии хозяйственной эксплуатации созданного объекта. Современные подходы в бизнес- планировании позволяют на основе построенной динамической многофункциональной финансово-экономической модели проекта и предприятия количественно оценить возможные сценарии развития, выбрать наиболее рациональный для сложившихся условий деятельности вариант. Тщательная предынвестиционная проработка проекта позволяет впоследствии уже на стадии его осуществления снизить стоимость и сроки реализации, что повышает эффект инвестирования. В этом отношении бизнес-планирование выступает составной частью общего процесса стратегического, текущего, а в отдельных случаях и оперативного планирования на предприятии. В
Настоящее издание книги дополнено главой, раскрывающей взаимосвязь стратегического, текущего, оперативно- производственного планирования как единой системы эффективного управления предприятием.
Бизнес-планирование в современном его понимании является относительно новым предметом. Его истоки происходят из базовых подходов в определении эффекта и эффективности капитальных вложений через динамику развития процесса инвестирования. В семидесятые годы прошлого века отдельными отечественными и

8 зарубежными экономистами были выдвинуты прогрессивные для того времени положения о необходимости рассмотрения процесса инвестирования и его результатов дискретно во времени с учетом фактора изменения стоимости в зависимости от сложившегося на финансовом рынке уровня доходности. Впоследствии указанные положения легли в основу дисконтирования инвестиционных затрат и чистого дохода, оценки важнейших показателей эффективности инвестиционного проекта, широко применяемых не только в бизнес- планировании, но и в управлении финансами.
Методологической основой бизнес-планирования являются базовые знания по другим научным дисциплинам, как математика, статистика, информационные технологии, бухгалтерский и управленческий учет, финансы, организация, нормирование и оплата труда, оценка бизнеса, маркетинг, управление предприятиями и проектами, планирование и прогнозирование, международное и хозяйственное право, моделирование и методы принятия решений.
При разработке бизнес-планов в зависимости от специфики реализуемого инвестиционного проекта, отраслевой принадлежности предприятия требуются общие и специальные знания в технике и технологиях, без которых зачастую трудно выстроить систему сбалансированных финансово-экономических показателей, оценить инвестиционные затраты, осуществить продуктивный прогноз. Это предполагает высокие требования к уровню профессиональной подготовки специалистов, осуществляющих разработку бизнес- планов. Они, как минимум, должны обладать базовым комплексом знаний и практических навыков в указанных дисциплинах. Настоящее учебное пособие не предполагает изложение даже вкратце основ вышеназванных дисциплин, а рассматривает лишь технологию их применения в процессе разработки бизнес-плана.
Целью изучения курса «Бизнес-планирование» является приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков в области разработки бизнес-планов инвестиционных проектов и предприятий для прогнозирования хозяйственной деятельности, привлечения инвестиционных ресурсов, контроля за их использованием.
Основная задача изучения курса состоит в том, чтобы обеспечить подготовку специалиста, обладающего знаниями в соответствии с международными и национальными стандартами и правилами по бизнес-планированию. Студенты должны овладеть методами построения финансово-экономической модели предприятия и инвестиционного проекта, прогнозирования экономических

9 показателей в их взаимоувязке с использованием информационных технологий, оценки экономических и иных рисков, навыками разработки содержательной части бизнес-плана и приложений к нему.
Основное внимание в книге уделено процедурам сбора исходной информации, ее систематизации и анализа, включая оценку внешних условий реализации проекта, формирования динамической модели предприятия и инвестиционного проекта, прогнозированию на ее основе финансово-хозяйственной деятельности, разработке содержательной части разделов бизнес-плана.
Приведены примеры расчета показателей, их алгоритмической увязки в единую систему, разработки содержательной части разделов бизнес-плана.

10
ГЛАВА 1. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ – ИНСТРУМЕНТ
ПРОГНОЗА И ОПТИМИЗАЦИИ
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основой стратегического государственного планирования экономической деятельности является пятилетний план социально- экономического развития Республики Беларусь с разбивкой показателей по годам. Разработка государственного плана социально- экономического развития страны осуществляется в несколько этапов: предприятия, учреждения, организации вносят в вышестоящую организацию
(местные органы хозяйственного управления) предложения по вопросам долгосрочного социально-экономического развития; предложения систематизируются, анализируются, обобщаются и представляются в функциональные министерства и ведомства
(Министерство экономики, Министерство финансов и другие) для их рассмотрения; на основе внесенных предложений и стратегических задач социально-экономического развития страны на предстоящий период разрабатываются прогнозные показателя пятилетнего плана; происходит всестороннее обсуждение и рассмотрение проекта плана органами государственного и хозяйственного управления страной; после уточнения и согласования показатели принимаются для исполнения в соответствии с установленной процедурой утверждения важнейших параметров социально-экономического развития страны.
Контрольные цифры государственного плана имеют силу закона и обязательны для исполнения.
Планирование осуществляется более чем по пятнадцати параметрам социально-экономического развития – это динамика изменения важнейших макроэкономических показателей, рентабельность реализованной продукции, работ, услуг, энергоемкость валового внутреннего продукта, ввод в эксплуатацию жилья, численность занятых в экономике.
На основе прогнозных параметров социально-экономического развития страны принимаются отраслевые и региональные планы развития.Предприятия и организации разрабатывают, согласовывают и утверждают прогнозы развития на пять лет. Описательная часть прогноза развития коммерческой организации на пять лет включает: резюме; оценку текущего состояния организации; определение факторов и условий эффективного развития организации; обоснование

11 целей и задач, определение важнейших направлений, ориентиров и параметров экономического роста; меры обеспечения достижения целевых параметров развития; энергосбережение и энергоэффективность; инвестиционный и инновационный план; прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности.
С учетом отраслевой специфики и особенностей финансово- хозяйственной деятельности предприятия по решению соответствующего органа управления описательная часть прогноза развития на пять лет может быть дополнена другими разделами.
Как правило, отраслевые и региональные органы хозяйственного управления готовят рекомендации по разработке прогнозов развития предприятий и организаций, добиваясь идентичности, сопоставимости и сводимости прогнозируемых показателей в системе отраслевого (регионального) прогноза.
С целью обеспечения реализации установленных заданий, формирования для этого научно-технической, технологической, ресурсной основы, развития приоритетных отраслей и направлений деятельности разрабатываются программы: государственные программы научных и прикладных научных исследований; государственные научно-технические программы, государственная программа инновационного развития, отраслевые и региональные программы и другие.
Наиболее значимой в ресурсном отношении и с точки зрения воздействия на эффективность функционирования хозяйственного комплекса страны является государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на пятилетку.
Государственным заказчиком-координатором программы выступает государственный комитет по науке и технологиям, заказчиками – другие министерства и ведомства, включая такие, как министерство промышленности, министерство сельского хозяйства и продовольствия, министерство архитектуры и строительства, министерство энергетики, министерство связи и информатизации, государственный таможенный комитет, областные исполнительные комитеты и Минский горисполком, государственное учреждение
«Администрация Парка высоких технологий». Целями реализации государственной программы инновационного развития являются: создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей, социально ориентированной экономики Республики Беларусь, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие страны и повышение качества жизни белорусского народа; построение Национальной

12 инновационной системы Республики Беларусь как эффективной модели генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества. В процессе реализации заданий программы в 2007-
2010 годах решались следующие основные задачи: формирование благоприятной для инноваций экономической, правовой и социально- культурной среды; модернизация материально-технической базы производства и социальной сферы на основе новых и высоких технологий; достижение качественно нового технологического уклада в отраслях экономики; повышение уровня высокотехнологического экспорта, импортозамещения, экономической и энергетической безопасности; развитие интеллектуального потенциала и творческой активности населения.
Справочно:
Важнейшими
результатами
реализации
государственной программы инновационного развития Республики
Беларусь в 2007 - 2010 годах являются:
создание базовых компонентов и институциональных структур
Национальной инновационной системы Республики Беларусь,
укрепление связи науки, образования, производства и рынка в
инновационном процессе; усиление инновационной конкуренции и роли
инноваций как основного катализатора инвестиций; обеспечение
концентрации финансовых и кадровых ресурсов на приоритетных
направлениях инновационного развития; удовлетворение спроса
реального сектора экономики на инновации;
выполнение
государственной,
отраслевых,
региональных
программ инновационного развития на 2007 – 2010 годы, разделов
инновационного развития бизнес-планов предприятий, что обеспечило
охват инновационной деятельностью практически 10% предприятий
реального сектора экономики;
активизация
инновационного
развития
национальной
экономики, концентрация усилий на разработке и внедрении новых
конкурентоспособных
видов
продукции,
новейших
ресурсосберегающих, экологически чистых технологий, эффективных
форм
организации
производства
и
труда;
расширение
инфраструктуры
инновационной
деятельности;
увеличение
финансовых затрат на исследования и разработки за счет всех
источников в 2,5 – 3 раза; увеличение до 18 – 20% выпуска новой
продукции в промышленности;
проведение модернизации экономики на основе технологических
инноваций в соответствии с потребностями внутреннего и внешнего

13
рынков; создание новых предприятий и прогрессивных производств по
выпуску наукоемкой продукции, которые обеспечивают прирост
новой и инновационной продукции, экспорта, импортозамещения,
выпуск
сертифицированной
продукции
по
международным
стандартам,
в том числе:
строительство и создание новых предприятий и новых
важнейших производств, имеющих определяющее значение
для инновационного развития страны (I уровень), всего по
стране – 100, из них: 22 – с внедрением зарубежных
технологий; 78 – с внедрением отечественных разработок;
создание новых производств (с освоением новых технологий)
на действующих предприятиях, имеющие стратегическое
значение для развития отрасли (II уровень), всего по стране
– 386, из них: 68 – с внедрением зарубежных технологий;
318 – с внедрением отечественных разработок;
модернизация 609 действующих производств на основе
внедрения 888 передовых (новых и высоких) технологий (III
уровень)), из них: 96 – с внедрением зарубежных технологий;
792 – с внедрением отечественных разработок;
выполнение отраслевых программ инновационного развития (IV
уровень);
выполнение региональных (областных и г. Минска) программ
инновационного развития (V уровень);
реализация мероприятий по выполнению инновационных
разделов бизнес-планов, программ развития производственных,
сельскохозяйственных и других предприятий, организаций (VI
уровень).
Государственной программой инновационного развития на 2011
– 2015 годы планируется дальнейшее развитие инновационной составляющей страны. В частности, предусмотрено модернизировать
259 производств с использованием технологий V (VI) технологических укладов, создать 128 новых предприятий (производств, технологий) V
(VI) технологических укладов. По состоянию на начало 2010 года в стране функционировало 88 предприятий с производствами
(технологиями) данных технологических укладов.
Справочно: Технологический уклад (или волна) – это
совокупность технологий, характерных для определенного уровня
развития производства. В связи с научно-технико-технологическим

14
прогрессом происходит переход от более низких к более высоким
укладам. Всего выделяется 6 технологических укладов. Пятый уклад
(1985-2035
гг.)
опирается
на
достижения
в
области
микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии,
новых
видов
энергии,
материалов,
освоения
космического
пространства, спутниковой связи. Происходит переход от
разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких компаний,
соединенных на основе Интернета, осуществляющих тесное
взаимодействие в области технологий, контроля качества продукции,
планирования инноваций. Шестой технологический уклад будет
характеризоваться развитием робототехники, биотехнологий,
основанных на достижениях молекулярной биологии и генной
инженерии, нанотехнологий, систем искусственного интеллекта,
глобальных
информационных
сетей,
интегрированных
высокоскоростных транспортных систем. Дальнейшее развитие
получит
гибкая
автоматизация
производства,
космические
технологии, производство конструкционных материалов с заранее
заданными свойствами, атомная промышленность, авиаперевозки.
Будет расти атомная энергетика. Потребление природного газа
будет дополнено расширением сферы использования водорода в
качестве экологически чистого энергоносителя. Существенно
расширится применение возобновляемых источников энергии.
С учетом контрольных заданий пятилетнего плана в аналогичном порядке разрабатывается годовой план экономического и социального развития страны, отраслевые и региональные планы, планы развития предприятий.
Важнейшей составной частью разработки годового плана развития страны является формирование республиканского бюджета на год. Бюджет включает в себя две части – доходы и расходы. В бюджете определяются также условия налогообложения субъектов хозяйствования на планируемый год. Утверждаются нормативы отчислений от налога на прибыль, налога на добавленную стоимость в доход республиканского и консолидированных бюджетов областей и города Минска. Устанавливаются лимиты внутреннего и внешнего государственного долга, перечень внешних государственных займов, обслуживание и погашение которых осуществляются с привлечением средств республиканского бюджета. Определяются другие финансово- экономические составляющие жизни страны.
В схожие с принятием Закона о государственном бюджете сроки принимается еще один важный для социального развития

15 страны документ - Закон Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики
Беларусь». Законом устанавливаются бюджет, доходы фонда и источники их формирования. Доходы бюджета фонда формируются за счет: обязательных страховых взносов в Фонд; взносов на профессиональное пенсионное страхование; процентов, уплачиваемых банками за пользование денежными средствами; доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования; доходов от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование; других поступлений.
Исполнение бюджета Фонда осуществляется через единый казначейский счет.
Предприятие осуществляет планирование своей деятельности на год с требуемой для целей управления разбивкой показателей во времени (квартал, месяц, иные периоды) по следующим основным направлениям: программа реализации продукции и услуг (портфель заказов предприятия); программа производства продукции и услуг, включая план освоения, запуска и выпуска новых (инновационных) изделий; план материально-технического обеспечения выполнения программ производства и реализации продукции (услуг); план внедрения новой техники и технологий; план внедрения энергоэффективных мероприятий; план по капитальным вложениям, техническому перевооружению и реконструкции; план по набору, подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров; финансовый план, включая программу финансирования инвестиционных затрат; прогноз основных экономических показателей.
Отдельные компании, выстроившие сбалансированную систему бухгалтерского и управленческого учета, финансовое планирование осуществляют через бюджетирование. На предприятии можно выделить два основных вида бюджетов: основной бюджет или бюджет операционной деятельности; стратегический бюджет или бюджет инвестиционной деятельности.

16
В практике финансового планирования данные виды бюджетов могут иметь несколько иное название, хотя их суть и содержание остается одинаковым.
Второй вид бюджета включает в себя бюджеты отдельных инвестиционных (инновационных) проектов, реализуемых в компании.
Основной бюджет можно представить как финансово определенное выражение маркетинговых и производственных планов, реализация которых обеспечивает достижение поставленных целей.
Основной бюджет, как правило, включает в себя разработку бюджетов по следующим направлениям: бюджет продаж; бюджет коммерческих расходов; бюджет производства; бюджет производственных запасов; бюджет прямых затрат на сырье и материалы; бюджет прямых затрат на оплату труда; бюджет общепроизводственных накладных расходов; бюджет управленческих расходов; прогноз отчета о прибылях и убытках; прогноз баланса; прогноз отчета о потоке денежных средств.
Наиболее важная роль при формировании общего бюджета принадлежит прогнозированию отчета о прибылях и убытках, баланса, отчета о потоке денежных средств.
В соответствии с действующим законодательством планирование социального развития предприятия осуществляется совместно администрацией и профсоюзным комитетом. С этой целью разрабатывается и заключается коллективный договор на год, в котором отражаются основные обязательства администрации по обеспечению требуемого уровня оплаты труда, созданию надлежащих условий труда, сохранению и увеличению числа рабочих мест, другие социальные вопросы.
Бизнес-план развития коммерческой организации на год является ее основным плановым документом.
Он в концентрированном виде отражает основные направления годового планирования хозяйственной деятельности компании, представленные выше.
Бизнес-план развития разрабатывается для обоснования сбалансированности основных экономических и финансовых показателей на очередной календарный год. Он служит планом по мобилизации ресурсов и реализации организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на достижение целей и задач, установленных прогнозом развития коммерческой организации на пять лет в увязке с направлениями и параметрами, определенными прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь

17 на очередной год и программой социально-экономического развития страны на очередные пять лет.
Разработка бизнес-план развития основывается на анализе текущего состояния предприятия, основных факторов экономического роста, оценке их влияния на развитие организации и отрасли экономики в прогнозном периоде. При анализе особое внимание уделяется выявлению положительных тенденций развития организации, а также установлению причин, негативно влияющих на результативность производства товаров, продукции, работ, услуг.
Бизнес-план развития на год включает: оценку текущего состояния предприятия с определением закономерностей и тенденций ее развития во взаимосвязи с тенденциями и приоритетами развития отрасли, к которой принадлежит компания; обоснование целей, задач, важнейших направлений экономического развития организации; определение внутренних, внешних факторов и условий эффективного развития; установление конкретных параметров и приоритетных направлений развития; определение и описание конкретных мер и мероприятий, обеспечивающих достижение целевых параметров развития.
Основными разделами бизнес-плана развития коммерческой организации на год являются: резюме; характеристика организации и стратегия ее развития; описание продукции, анализ рынков сбыта, стратегия маркетинга; производственный план; организационный план; инвестиционный и инновационный план; энергосбережение и энергоэффективность; прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; показатели эффективности деятельности организации.
По решению соответствующего органа управления с учетом отраслевой специфики и особенностей финансово-хозяйственной деятельности организации описательная часть может быть дополнена другими разделами.
Методология расчета производственных и финансово- экономических показателей при разработке прогноза развития коммерческой организации на пять лет и бизнес-планов развития на год аналогична методологическим положениям, используемым при разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, что будет показано ниже.
Таким образом, бизнес-планирование является важнейшим элементом сложившейся системы стратегического и текущего

18 планирования, как на уровне отдельного предприятия, так и в масштабах, региона, отрасли и национальной экономики в целом. В свою очередь разработка стратегии развития является базовой основой полноценной и качественной подготовки бизнес-плана. Разработке стратегии предшествует уточнение миссии компании, целей и задач, стоящих перед ней. Поэтому описание стратегии развития выступает важнейшим этапом бизнес-планирования. Без четко выстроенной стратегии трудно разработать полноценный бизнес-план, где решение общих задач увязывается с реализацией конкретных мероприятий.
При разработке бизнес-плана предприятия используются как общие, так и специфические, характерные только для данного вида консалтинговой деятельности, методы, основными из которых являются следующие: системный анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия или (и) анализ этапов реализации инвестиционного проекта; построение линейно-функциональной модели инвестиционного проекта
(предприятия) и
(или) системы сбалансированных показателей; прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности компании (прогнозирование хода реализации инвестиционной и эксплуатационной стадий инвестиционного проекта); авторская разработка разделов бизнес-плана, в том числе с использованием методов визуализации.
При необходимости проводится маркетинговой исследование, которое должно обосновать возможности продаж производимых продуктов.
Системный анализ в свою очередь предполагает использование методов финансового анализа
1
, проведение промышленного, технологического, инновационного, экологического, энергетического, а в отдельных случаях и бухгалтерского аудитов. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности может быть осуществлено с использованием различных методов прогноза, которых насчитывается более ста. Авторская разработка разделов бизнес-плана требует минимальных навыков системного изложения текстового материала
1
Финансовый анализ проводится в соответствии с Инструкцией о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования, утвержденной
Министерством финансов
Республики
Беларусь и
Министерством экономики Республики Беларусь от 27 декабря 2011 г.
№140/206, с учетом последующих изменений и дополнений.

19 прикладной научно-исследовательской экономической направленности.
Применение различных методов разработки бизнес-планов, системный анализ, предшествующий самому процессу разработки системы сбалансированных экономических показателей, прогнозированию хозяйственной деятельности, позволяют предприятию уже на начальной стадии изыскать внутренние резервы и выявить внешние факторы повышения эффективности и роста конкурентоспособности. Такими резервами могут быть: использование прогрессивных оборудования, техники и технологий; снижение норм расхода материальных ресурсов, включая топливно-энергетические ресурсы; совершенствование структуры управления; внедрение логистических подходов при осуществлении закупок сырья и материалов; оптимизация внутризаводской кооперации; разработка и внедрение автоматизированных систем управления производством; формирование товаропроводящей сети; применение управленческого учета и элементов бюджетирования; внедрение прогрессивных форм организации, нормирования и оплаты труда; укрепление технологической и производственной дисциплины. Мероприятия, приводящие в действие внутрипроизводственные резервы, должны быть предложены и обоснованы при разработке бизнес-плана в качестве основы выполнения прогнозных показателей.
Наряду с такой важной функцией, которую несет бизнес- планирование, как системная основа стратегического и текущего планирования на уровне предприятия (отдельного инвестиционного проекта), при разработке бизнес-плана решаются и другие более узкие управленческие задачи.
В соответствии с существующим положением обязательным элементом при рассмотрении коммерческим банком вопроса о кредитовании инвестиционного проекта является наличие бизнес- плана проекта. При этом, зачастую прогнозные расчеты по проекту проводятся в нескольких вариантах. Отдельные коммерческие банки, исходя из своих внутренних регламентов и процедур, требуют представление бизнес-плана и при рассмотрении вопроса о кредитовании под оборотные средства, в частности, при совершении коммерческой сделки купли-продажи товара. В таком случае можно говорить о торговом коммерческом проекте, взаимосвязанные расчеты и прогноз по которому банковской структуре необходимо иметь, чтобы минимизировать риски выдачи кредита.
Как правило, любой другой инвестор в лице государства, физического лица (например, долевое строительство жилья),

20 иностранного или национального инвестора заинтересованы видеть проект или предприятие (его часть), которое они покупают, через призму коммерческой (личной) выгоды и рискованности вложений, что может дать разработанный бизнес-план.
Органы государственного и хозяйственного управления, принимающие решение о полном или частичном финансировании проекта (представлении льгот при его реализации) также требуют разработку бизнес-плана.
Иностранный инвестор, приобретая долю акций конкретного предприятия или целый хозяйственный комплекс, или выстраивая свой бизнес в стране «с нуля», осуществляет разработку бизнес-плана интересующего его проекта самостоятельно (прибегая к услугам консалтинговой компании) или требует его представления будущими партнерами по бизнесу.
Следует отметить, что полноценно разработанный бизнес-план в соответствии с действующим положением является основой для оценки рассматриваемого бизнеса доходным методом, что предусматривается действующими нормативными положениями.
Если бизнес-план разрабатывается с высокой степенью детализации расчетов, то сформированная система взаимосвязанных показателей позволяет оценить возможные варианты развития с использованием таких первичных переменных факторов, как нормы расхода сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов на единицу выпускаемой продукции. В этом отношении построенная модель может являться инструментом оценки эффективности принятия не только стратегических, но и оперативных управленческих решений. То есть модель может решать задачи, свойственные автоматизированным системам управления.
Выполнение разработанных и принятых прогнозных показателей бизнес-плана учитывается при оценке вышестоящей организацией (собственниками компании) результатов работы предприятия и его руководства.
Разработка бизнес-плана является обязательным, если предприятие находится в стадии экономической несостоятельности и банкротства и принимается решение об осуществлении процедуры восстановления финансовой устойчивости компании (процедуры санации). В этом случае антикризисный управляющий и его команда разрабатывают план финансового оздоровления предприятия, по форме и содержанию с учетом специфики происходящего процесса, представляющий собой бизнес-план развития на несколько лет.

21
Также является обязательным разработка бизнес-плана при подготовке документов для регистрации компании в качестве резидента Парка высоких технологий (ПВТ). Поскольку резиденты
ПВТ имеют значительные льготы при осуществлении инвестиционной и операционной деятельности, администрация ПВТ через бизнес-план рассматривает стратегию развития компании, оценивает экономическую значимость и важность для развития парка и страны предлагаемого проекта (проектов) в сфере информационных технологий.

22
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

перейти в каталог файлов
связь с админом