Главная страница
qrcode

Протокол 7 от 30. 08. 2014 Зав кафедрой патофизиологии, к м. н доцент Т. С. Угольник Введение. Общее учение о болезни


Скачать 201,5 Kb.
НазваниеПротокол 7 от 30. 08. 2014 Зав кафедрой патофизиологии, к м. н доцент Т. С. Угольник Введение. Общее учение о болезни
Дата08.09.2019
Размер201,5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВведение (2).doc
ТипПротокол
#77979
страница1 из 3
Каталог

ПАТОФИЗИОЛОГИЯ РАЗДЕЛ МЕДИЦИНЫ И БИОЛОГИИ

• изучает и описывает конкретные причины и механизмы, общие закономерности возникновения, развития и завершения болезней, патологических процессов, состояний и реакций;

• формулирует принципы и методы их выявления (диагностики), лечения и профилактики;

• разрабатывает учение о болезни и больном организме, а также – теоретические положения медицины и биологии.



Методы патофизиологии

В патофизиологии и как в учебной дисциплине, и как в научной специальности, применяется большое число методов: моделирование, теоретический анализ, клинические исследования, методы других медико‑биологических дисциплин (биохимические, морфологические, биофизические, статистические и др.). В совокупности, указанные виды методов позволяют получить объективную информацию об этиологии, патогенезе и проявлениях патологических процессов и болезней у каждого конкретного пациента, а также в условиях эксперимента.

Научные факты и положения, полученные с помощью различных методов, являются основой для разработки частных и общих концепций, а также теорий развития патологии у человека. Результаты этих разработок учитывают и используют при решении актуальных фундаментальных и прикладных проблем медицины и биологии.
Моделирование — основной метод патофизиологии

Основным методом патофизиологии и как науки и как учебной дисциплины, является моделирование болезней, патологических процессов, состояний и реакций, а также пациента в целом.

Метод моделирования включает множество его разновидностей как на физических (материальных) объектах, так и формализованного (виртуального), рис. 1.
Рис. 1. — Виды моделирования в патофизиологии.


Моделирование


Физическое (материальное)

Формализованное (нематериальное, виртуальное)

На биологических объектах (животных, человеке)

На искусственных физических системах

Логическое, интеллектуальное

Компьютерное


Математическое


Моделирование на физических объектах (материальное)

Модели патологических процессов, состояний, реакций и болезней, воспроизводимых на животных, используются для изучения этиологии и патогенеза заболеваний человека, разработки методов диагностики, лечения и профилактики.

Эксперимент на животных ставят при строго обоснованной необходимости его проведения; с использованием оптимального биологического вида, а также количества животных; с применением (там, где это не противоречит самой цели моделирования) обезболивающих средств. Моделирование патологических процессов человека на животных имеет ряд недостатков, обусловленных существенными видовыми различиями процессов жизнедеятельности у животных и человека, а также весьма важной ролью социальных факторов в возникновении, развитии и исходах болезней человека.

Моделирование патологии человека с использованием искусственных физических систем (искусственных сердца, почки, крови, аппаратов вентиляции лёгких, искусственного кровообращения и др.) также применяют для решения отдельных вопросов патофизиологии.
Моделирование формализованное (виртуальное)

Нематериальное – формализованное, виртуальное моделирование болезней, патологических процессов, состояний и реакций получило широкое распространение в патофизиологии (моделирование логическое, интеллектуальное, математическое, компьютерное). Формализованное моделирование применяют при логическом моделировании в процессе обучения будущих специалистов.

Логическое моделирование болезней и патологических процессов, а также самого пациента с последующим фактическим подтверждением сделанных допущений широко применяется в клинической и научной практике.

Формирование у обучающихся основ врачебного мышления достигается в процессе проведения ими патофизиологического анализа конкретных экспериментальных или клинических данных, при решении профессиональных врачебных задач (ситуаций) на занятиях. Это имитирует поведение врача, моделирующего болезнь и пациента в целом, разрабатывающего методы диагностики болезни, а также стратегию и конкретные схемы лечения пациента. Патофизиологический анализ фактических данных и формулирование заключения по результатам оценки реальных сведений о патологическом процессе и больном организме являются вариантом интеллектуального моделирования при решении врачом его профессиональных задач.

Компьютерное моделирование (например, патологических процессов или эффектов лечебных мероприятий) часто проводят с помощью современных вычислительных машин и программ.

Методы клинического исследования

Наличие современных приборов и новейших технологий исследования позволяет проводить у больного человека целенаправленное изучение динамики состояния различных органов и их систем, структурных изменений в них, биохимических и электрофизиологических показателей жизнедеятельности организма в целом. Обязательными условиями выполнения таких исследований являются их безвредность для пациента и аргументированная необходимость проведения. В настоящее время многие манипуляции у пациентов проводят неинвазивными методами.

Полученные при непосредственном исследовании пациента данные позволяют:

провести точную диагностику заболевания;

оценить эффективность (или неэффективность) лечения;

исследовать особенности и закономерности возникновения, развития и исходов заболевания у человека;

дают материал для научного объяснения этиологии и патогенеза болезней и патологических процессов.

Метод теоретического анализа

Теоретический анализ и разработка на этой основе научных представлений, концепций, гипотез и теорий, связанных с решением фундаментальных и прикладных проблем медицины и биологии  – важнейший метод патофизиологии. Итогом такой работы является формулирование системы обоснованных представлений о причинах и механизмах возникновения, развития и завершения болезней, болезненных состояний и патологических процессов, о принципах и методах их выявления, лечения и профилактики, теоретических положений медицины и биологии.

Врачебное мышление

Врачебное мышление является одной из наиболее тонких и трудных разновидностей моделирования в медицине: интеллектуального моделирования пациента и его болезни. Осмотрев и выслушав больного человека, изучив результаты различных исследований (биохимических, электрофизиологических, функциональных и пр.), врач создаёт модель пациента и его заболевания. С учётом этого он моделирует схему дальнейшего диагностического поиска, методы (стратегию, алгоритм) лечения и профилактики заболевания у конкретного пациента.

Предмет патофизиологии

Предмет (объект) изучения патофизиологии включает три компонента:

Болезни и болезненные состояния

Типовые патологические процессы

Типовые формы патологии органов, тканей и их систем


Разделы патофизиологии

Патофизиология включает три основных раздела:

общую нозологию,

учение о типовых патологических процессах,

учение о типовых формах патологии тканей, органов и их физиологических систем.


Рис. 2. — Разделы патофизиологии.
Общая нозология

В рамках общей нозологии разрабатывают три важных категории учений (теоретических концепций, рис. 3).


Рис. 3. —Разделы общей нозологии.
Собственно нозология — учение о болезни в строгом, узком смысле этого термина или частная нозология.

Общая этиология — учение о причинах и условиях возникновения патологических процессов, состояний, реакций, болезней, о принципах их этиотропного лечения и профилактики.

Общий патогенез — учение о механизмах развития и завершения патологических процессов, состояний, реакций и болезней, о принципах их патогенетической терапии и профилактики.
Ключевые понятия общей патологии:
НОЗОЛОГИЯ — учение о болезни.

НОРМА — совокупность различных свойств организма, выражающих оптимальную реализацию в данном индивиде видового генотипа.

ЗДОРОВЬЕ — состояние полного физического, духовного и социального благополучия организма, допускающее наиболее полноценное его участие в различных видах общественной трудовой деятельности, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

БОЛЕЗНЬ — качественно новое по отношению к здоровью состояние организма, возникающее при нарушении генетической программы или действии болезнетворных факторов среды, характеризующееся нарушением молекулярной структуры и обменных процессов, ослаблением компенсаторных и защитно-приспособительных возможностей организма, нарушением адаптации и ограничением трудовой и социально полезной активности. Материальную основу болезни составляет патологический процесс.

В Международной классификации болезней (МКБ) применены следующие критерии:

причина (наследственные, инфекционные, постинтоксикационные болезни и др.);

главное звено патогенеза болезни (дистрофия, артериальная гипертензия, иммунопатологическое состояние, эндокринопатия и т.д.);

основная локализация болезни (болезни системы крови, органов дыхания, сердца, глаз, почек, кожи, печени и т.д.);

возраст пациента (болезни новорождённых, детские болезни, болезни пожилого и старческого возраста);

основной принцип лечения (хирургические, терапевтические болезни).

По темпу развития болезней различают:

молниеносныенеск. мин. – неск. час.

стрейшие — до 4 дней,

острые — около 5-14 дней,

подострые— 15-40 дней и

хронические, длящиеся месяцы и годы.

В развитии болезни можно различить 4 стадии:

1.Начало болезни — латентный (инкубационный) период. Длится от момента воздействия на организм болезнетворного агента до появления первых признаков заболевания. В этот период включаются многочисленные защитные реакции, направленные на удаление причины заболевания и компенсацию произведенных повреждений.

2.Продромальный период, в течение которого появляются первые признаки болезни (вначале неспецифические) с последующим развертыванием клинических проявлений, свойственных данному заболеванию.

3.Стадия манифестации специфических признаков болезни (собственно болезнь).

4.Исход болезни.

Различают следующие исходы болезни:

1) выздоровление полное и неполное;

2) переход в хроническую форму;

3) смерть.

Выздоровление восстановление нарушенных функций больного организма, его приспособление к существованию в окружающей среде и (для человека) возвращение к трудовой деятельности.

Механизмы выздоровления. Выделяют 3 основных пути саногенеза:

1. Срочные (неустойчивые, «аварийные») защитно-компенсаторные реакции, возникающие в первые секунды и минуты после воздействия и представляющие собой главным образом защитные рефлексы, с помощью которых организм освобождается от вредных веществ и удаляет их (рвота, кашель, чихание и т.д.). К этому типу реакций следует отнести также выделение адреналина и глюкокортикоидных гормонов коры надпочечников при стресс-реакции, а также реакции, направленные на поддержание артериального кровяного давления, содержания сахара в крови и других так называемых жестких констант.

2.Относительно устойчивые защитно-компенсаторные механизмы (фаза адаптации, по Г. Селье) действуют в течение всей болезни.

К ним относятся:

• включение резервных возможностей или запасных сил поврежденных и здоровых органов;

• включение многочисленных аппаратов регуляторных систем, например переключение на высокий уровень теплорегуляции, увеличение числа эритроцитов и др.;

• процессы нейтрализации ядов (связывание ядов белками крови, нейтрализация их путем окисления, восстановления, алкилирования, метилирования и др.);

• реакции со стороны системы активной соединительной ткани (А.А. Богомолец), играющей очень важную роль в механизмах заживления ран, воспалении, иммунных и аллергических реакциях.

3.Устойчивые защитно-компенсаторные реакции: иммунитет, компенсаторная гипертрофия, репаративная регенерация и другие структурные компенсации сохраняются многие месяцы и годы после перенесенной болезни.
Терминальные состояния: стадии, механизмы развития, проявления.

Признаки биологической смерти. Патофизиологические основы реанимации, необратимые изменения после реанимации. Постреанимационная болезнь: механизмы, основные проявления. Социально-деонтологические аспекты реанимации.

В процессе эволюции природа выработала систему защитных (компенсаторных) реакций, позволяющих организму бороться за сохранение жизни, что позволило разделить процесс умирания на ряд последовательных этапов, называемых терминальными состояниями.

Терминальное состояние это обратимое угасание функций организма, предшествующее биологической смерти, когда комплекс защитно-компенсаторных механизмов оказывается недостаточным, чтобы устранить последствия действия патогенного фактора на организм.

Основными этапами умирания являются:

• преагония (преагональное состояние);

• терминальная пауза;

• агония;

• клиническая смерть;

• биологическая смерть.
  1   2   3

перейти в каталог файлов

  1   2   3

(для внутрикафедрального пользования)
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра патологической

физиологии
Утверждено на заседании кафедры

протокол № 7 от 30.08.2014

Зав. кафедрой патофизиологии, к.м.н.

доцент_____________Т.С. Угольник


Введение. Общее учение о болезни.

ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ, ОБЩИЙ ПАТОГЕНЕЗ

Учебно-методическая разработка для студентов

Гомель 2014

Составитель ассистент Атаманенко И.А.
Введение. Общее учение о болезни.

ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ, ОБЩИЙ ПАТОГЕНЕЗ
1. Актуальность темы: патологическая физиология выясняет причины и условия заболевания, механизмы его развития. Научное, как и практическое решение любого реального явления или процесса сводится к решению трех взаимосвязанных вопросов: «Почему возникает та или иная болезнь или патологический процесс?» Это первый вопрос, который возникает у врача при встрече с болезнью. Найти причину необходимо для правильного подхода к профилактике и лечению болезни. Далее перед врачом встает второй вопрос: «Каков механизм действия причины заболевания или патологического процесса, как она функционирует в определенных условиях?» Если этиология отвечает на вопрос «почему возникла болезнь», то раздел патофизиологии, отвечающий на вопрос «как развивается болезнь», носит название общий патогенез. Третий вопрос: «Что получается в итоге действия причины, каков ее результат, т.е. в чем состоит конкретное выражение болезни (процесса): выздоровление, затягивание болезни или гибель организма, как возможные исходы болезни?»
2. Цель занятия: изучить предмет и задачи патологической физиологии, основные понятия общей нозологии и их характеристику.
3. Задачи:

Знать определение понятия «патологическая физиология», предмет, задачи и методы ее изучения, значение для медицины.

Уметь определять понятие «болезнь» и «патологический процесс».

Иметь представление о вкладе отечественных и зарубежных ученых в развитие патологической физиологии.

Знать механизмы возникновения и развития болезни.


4. Основные учебные вопросы (план):

Предмет, содержание, задачи и методы патофизиологии. Значение эксперимента в развитии патофизиологии и клинической медицины. Моделирование: его виды, возможности и ограничения.

Основные исторические этапы развития патологической физиологии как науки.

Понятие о клинической патологической физиологии, ее задачи, роль в системе подготовки будущих врачей.

Основные понятия общей нозологии: норма, здоровье, предболезнь, болезнь, патологический процесс, патологическая реакция, патологическое состояние.

Типовые патологические процессы: их характерные признаки и клиническое значение.

Двойственная природа болезни: роль повреждения и защитно-приспособительных реакций. Критерии болезни, стадии, исходы. Полное и неполное выздоровление. Ремиссии, рецидивы, осложнения.

Терминальные состояния: стадии, механизмы развития, проявления. Признаки биологической смерти. Патофизиологические основы реанимации, необратимые изменения после реанимации. Постреанимационная болезнь: механизмы, основные проявления. Социально-деонтологические аспекты реанимации.

Роль и место этиологического фактора в патогенезе заболеваний. Классификация причин и условий, их взаимосвязь. Факторы риска.

Критический анализ концепций общей нозологии (монокаузализм, кондиционализм, конституционализм, теория факторов).

Общий патогенез, определение понятия. Повреждение как начальное звено патогенеза. Морфо-функциональные проявления повреждения на разных уровнях организма. Взаимосвязь этиологического фактора и патогенеза болезни.

Причинно-следственные отношения в патогенезе: главное (ведущее) звено, «порочные круги», соотношение между местными и общими изменениями.

Неспецифические механизмы патогенеза. Роль специфических признаков для диагностики заболеваний.

Механизмы выздоровления. Роль срочных и долговременных реакций адаптации и компенсации в развитии болезни.

Этиотропный и патогенетический принципы терапии болезней.

Вспомогательные материалы по теме:


связь с админом