Главная страница
qrcode

Психодиагностика и психокоррекция


НазваниеПсиходиагностика и психокоррекция
АнкорМастера психологии - Александров А.А. (ред.) - Психодиагностика и психокоррекция - 2008.pdf
Дата13.05.2018
Размер7,06 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMastera_psikhologii_-_Alexandrov_A_A__red__-_Psikhodiagnostika_i
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#45181
страница1 из 48
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48
ПСИХОДИАГНОСТИКА И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
Под редакцией профессора А. А. Александрова
Москва ■ Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж
Ростов-на-Дону ■ Екатеринбург ■ Самара ■ Новосибирск Киев ■ Харьков ■ Минск

ББК 88.48
УДК 616.851 АР ец ен з ен т Б. Д. Карвасарский, доктор медицинских наук, профессор, руководитель Федерального научно-методического центра психотерапии и медицинской психологии
Минздравсоцразвития, руководитель отделения неврозов и психотерапии
Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, заслуженный деятель науки РФ.
А46 Психодиагностика и психокоррекция / Под ред. А. А. Александрова. — СПб.: Питер,
2008. — 384 сил (Серия Мастера психологии Исчерпывающая по информативности и охвату тем, эта книга посвящена ключевым вопросам клинической психологии. Издание является результатом усилий коллектива видных российских специалистов во главе с профессором А. А. Александровым и предназначено для клинических психологов, психотерапевтов, психиатров, врачей общей практики и студентов старших курсов вузовских факультетов медицинского и психологического профилей.
ББК 88.48
УДК Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы тони было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав 978-5-91180-890-7
© ООО Питер Пресс, 2008

Оглавление
П редисловие.................................................................................................................... Глава 1. Основные подходы к личности в их практическом применении
(А. А. Александров. Основные подходы к личности в зарубежной психологии. Психология отношений — теоретическая основа отечественной клинической психологии и психотерапии. Глава 2. От ортодоксального психоанализа к патогенетической психотерапии В. Н. Мясищева (А. А. Александров)..........................................53
Ортодоксальный псих о ан али з..............................................................................54
Эго-психология. Классический психоанализ.....................................................56
Индивидуальная психология. 58
Неофрейдизм............................................................................................................ Патогенетическая психотерапия преодоление фрейдизма Является ли патогенетическая психотерапия разновидностью психоанализа ......................................................................................................... Глава 3. Системный подход в медицинской психологии (О. Ю. Щелкова) . . . 84 Системная методология в современных общемедицинских концепциях. . . 84 Медицинская психодиагностика как система деятельности.........................100
Глава 4. Современные теории интеллекта и практика (Т. В. Чередникова) . . 115
Факторно-аналитические модели интеллекта..................................................116
Новейшая систематика интеллектуальных способностей в рамках иерархической модели СНС как попытка сократить разрыв между теорией и практикой. 120
СНС-теория и кросс-батарейный подход к исследованию факторной структуры интеллекта. Влияние теории СНС и кросс-батарейного подхода на современные зарубежные психометрические тесты интеллекта. 140
Конфирматорный факторный анализ и метод структурных уравнений в исследованиях интеллекта. Проблема существования и определения природы общего интеллектуального фактора g ................................................................144

6

Оглавление
Глава 5. Конструктивные особенности формализованных психологических тестов критерии конструирования и выбора тестов в психодиагностической практике (ИВ. Овечкина, В. В. Овечкин)........... Общие положения. Аддитивная модель тестов. Информативность призн аков..............................................................................153
Анализ распределений Критерии истинности результатов тестирования. О границах применимости аддитивной модели. 169
Конкордантные и дискордантные коалиции признаков. 170
Вырожденность распределений...........................................................................171
Избыточность шкал признаков. Погрешности длинных анкет Заключительные положения Глава 6. Психологические факторы развития психосоматических заболеваний (В. А. Вин окур)..............................................................................176
Психосоматические расстройства как болезни цивилизации. Взаимосвязи психического и соматического.....................................................178
Стресс в развитии психосоматической патологии Личностные профили и их психосоматическое значение. Психосоматическое значение психологических характеристик. 188
Социально-психологические факторы развития психосоматических заболеваний. Психологические факторы терапии и коррекции психосоматических заболеваний. Глава 7. Синдром профессионального выгорания у медицинских работников психологические характеристики и методические аспекты диагностики (В. А. Винокур, О. В. Рыбина. Психологические характеристики синдрома профессионального выгорания. Синдром профессионального выгорания как пограничное психическое расстройство. Синдром профессионального выгорания и здоровье медицинских работников. Оценка стресса в структуре профессионального выгорания.........................214
Контролируемость ситуации Оглавление
□ Эмоции и когнитивные процессы. Адаптация к стрессовым ситуациям...................................................................221
Соматизация профессионального стресса. Психологические компоненты профессионального стресса.........................228
Устойчивость к профессиональному выгоранию. Глава 8. Психосоциальные факторы развития и коррекции избыточного веса (Л. С. Сергеева) Эпидемиология, классификация и диагностика избыточного веса и ожирения. Механизмы регуляции массы тела и развития ожирения. Особенности психосоциальной адаптации лиц с избыточным весом . . . . 240
Индивидуально-психологические особенности лиц с избыточным весом. Клиника ожирения и нарушений пищевого поведения. Психологическая коррекция избыточного веса и переедания. Глава 9. Духовно ориентированная психотерапия и психокоррекция патологических зависимостей (Г. И. Григорьев)............................................ Метод стрессопсихотерапии АР. Довженко — базовая медицинская составляющая духовно ориентированной психотерапии и психокоррекции на православной основе в форме целебного зарока . . . Православная психотерапия — фундаментальная основа духовно ориентированной психотерапии и психокоррекции на православной основе в форме целебного зарока. Концептуальные основы, принципы и сущность метода духовно ориентированной психотерапии и психокоррекции на православной основе в форме целебного зарока. Глава 10. Практическая психология и деструктивные культы
(Т. В. С около вская).............................................................................................. Деструктивные культы и среда социального влияния. Признаки деструктивного культа. Методы вербовки....................................................................................................286
Этап обращения.......................................................................................................291
Поддержание верности новообращенных. Контроль сознания или реформирование мышления. Разрушительные последствия пребывания в культе.......................................304
Выход из культа
Оглавление
Подход стратегического взаимодействия. Заключительные положения Глава 11. Танцевальная терапия как метод психологической коррекции
(Т. В. Соколовская, НЮ. О га неся н Понятие танцевальной терапии. Истоки танцевальной терапии Теоретические основы танцевальной терапии..................................................317
Танцевальная терапия в системе реабилитации психически больных. . . . Структура и техники танцевально-терапевтических сессий Психологическая д и агностик а...........................................................................334
Иллюстрации работы танцевального терапевта. Заключительные положения Глава 12. Психосоциальные проблемы в геронтологии (Т. В. Решетова) . . . Возрастные изменения при благоприятном «до-болезненном»
с таре ни и Основные психосоциальные проблемы лиц пожилого возраста Психологическая коррекция в геронтологической практике. Заключительные положения
Предисловие
Предлагаемая читателям книга создана творческим коллективом кафедры медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. Книга выходит под редакцией профессора
А. А. Александрова и содержит материалы по актуальным проблемам теоретической и практической клинической психологии. Она написана высокопрофессиональными специалистами в области медицинской психологии и психотерапии (докторами и кандидатами науки обобщает не только последние достижения психологической науки, но и их собственный вклад в разработку актуальных проблем. Значительная часть материалов публикуется впервые, что, хотелось бы надеяться, привлечет внимание специалистов другая часть — недостаточно освещена в литературе ив силу своей актуальности также представит интерес для читателей.
Мы стремились максимально конкретизировать материал, поэтому даже теоретические вопросы рассматриваются в их практическом преломлении. По существу — это учебное пособие, предназначенное для медицинских клинических) психологов, психиатров, психотерапевтов, врачей общей практики. Тематика его столь разнообразна и актуальна, что, возможно, ею заинтересуются и другие специалисты.
Памятуя о том, что центральной в медицинской психологии является проблема личности, мы открываем книгу главой 1 Основные подходы к личности в их практическом применении, написанной заведующим кафедрой профессором А. А. Александровым. Концепции личности рассматриваются в рамках трех основных подходов, принятых в западной психотерапии и психологии (психодинамического, когнитивно-поведенческого и экзи­
стенциально-гуманистического), в аспекте разработки единого, интегративного подхода к решению задач психотерапии и психокоррекции на основе отечественной личностно-ориентированной (реконструктивной) психоте­
рапии.
В главе 2, также написанной профессором А. А. Александровым, прослеживается эволюция психоанализа от ортодоксального фрейдизма до патогенетической психотерапии В. Н. Мясищева, обсуждается вопрос о том, является ли наша отечественная психотерапия разновидностью психоанализа. Автор надеется на благодарного читателя, которому, быть может, прочтение этой главы поможет избежать ошибки при выборе психотерапевтической ориентации.
Глава 3 — дань академической психологии — написана доцентом кафедры
О. Ю. Щелковой и посвящена применению методологии системного подхода в медицинской (клинической) психологии. В первом разделе рассматрива­

10
□ Предисловие ется ряд современных общемедицинских концепций, отвечающих принципу системности и имеющих значительную психологическую составляющую. Это такие интенсивно развивающиеся концепции, как концепция реабилитации психически больных, концепция функционального диагноза в психиатрии, концепция личности как системы отношений и связанная с ней патогенетическая концепция неврозов и психотерапии, концепция качества жизни, концепция психической адаптации и дезадаптации.
Во втором разделе с позиций системного подхода рассматривается одно из основных направлений профессиональной деятельности медицинских психологов — психологическая диагностика в клинике. Анализируются структура и функции системы медицинской психодиагностики, разбирается понятие психологического диагноза. Показана связь психологической диагностики с диагностикой, осуществляемой врачом-клиницистом, атак же с другими компонентами лечебно-реабилитационного процесса.
В главе 4 Современные теории интеллекта и практика, написанной доцентом кафедры Т. В. Чередниковой, предлагается обзор последних достижений факторно-аналитических исследований интеллекта за рубежом с наиболее полной систематикой интеллектуальных способностей в рамках теории С НС (Кэттелла—Хорна—Кэрролла). В этой систематике в строгой, статистически и экспериментально обоснованной иерархии представлен комплекс наиболее общих и частных способностей интеллекта. Благодаря такой номенклатуре когнитивных способностей и определению методов их адекватного измерения самые разные исследователи и практики могут теперь свободно ориентироваться в подборе соответствующих тестовых испытаний в соответствии с целями исследования и оценки интеллектуальных способностей или их дефицита. СНС-систематика обеспечивает также всех специалистов единым словарем терминов и системой интерпретации различных измерений когнитивных функций.
В главе рассматриваются также актуальные проблемы теории интеллекта. Обсуждается роль нового, кросс-батарейного, подхода и СНС-теории в создании новых тестовых батарей измерения интеллекта за рубежом. Оценивается место статистических методов факторного анализа и структурного моделирования в организации систематического генерирования и проверки гипотез в области теории интеллектуальных способностей. В конце главы рассматривается проблема существования и определения природы общего интеллектуального фактора с позиций информационной теории психики Л. М. Веккера, представителя петербургской школы психологии.
Научная работа ассистента кафедры ИВ. Овечкиной, отраженная в главе 5 Конструктивные особенности формализованных психологических тестов критерии конструирования и выбора тестов в психодиагностической практике, открывает новые аспекты и подходы к изучению старой проблемы оценки эффективности тестового метода. Теоретические посылки
Предисловие
□ подкрепляются данными практических наблюдений, оригинально выполненными экспериментами и широким арсеналом методов прикладной статистики, включая аппарат имитационного моделирования, что в совокупности определяет доказательную базу выводов автора о ранее малоисследованных свойствах тестов аддитивного типа. Работа представляет несомненный интерес как для разработчиков тестов и специалистов в области методологии психодиагностики, таки для практикующих психологов, использующих тесты в своей практической деятельности.
Одной из актуальных проблем медицинской психологии является проблема психосоматических расстройств, которые по праву называются болезнями цивилизации, поскольку получили широкое распространение в течение последнего столетия.
Среди них ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, сахарный диабет, язвенная болезнь, ревматоидный артрит и многие другие широко распространенные заболевания, связанные с окружающей человека средой, его личностными особенностями, образом жизни, положением в социуме. Многие исследователи пришли к убеждению, что любое соматическое расстройство есть нарушение психосоматическое, так как психический фактор, прежде всего эмоциональные реакции, через изменения нейрогуморальной регуляции влияют на все физиологические процессы в организме. Поэтому подчеркивается, что анализировать заболевания человека можно, лишь учитывая структуру его личности, сферу ее наиболее значимых отношений и конфликтов, механизмов психологической защиты и совладающе- го поведения и другие психологические характеристики. Это согласуется с идеей, предложенной классиками психосоматики Е. Вайссом (E. W eiss) и О. Инглишем (O. English), о том, что «психосоматика — это подход, который не столько умаляет значение телесного, сколько уделяет больше внимания душевному. Исследования в области психосоматической медицины — одно из основных направлений научной деятельности кафедры.
В главе 6 Психологические факторы развития психосоматических заболеваний, написанной профессором В. А. Винокуром, обобщены последние достижения зарубежной и отечественной медицины и психологии, в том числе результаты собственных исследований.
В последние годы заметное внимание исследователей привлекает так называемый синдром эмоционального выгорания, возникающий на почве профессионального стресса. Сама по себе профессиональная деятельность врачей и медицинских сестер (также, как и представителей других комму­
никативно напряженных профессий — педагогов, психологов, социальных работников и др) нередко способствует развитию у них различных нервно-психических и (во многих случаях) связанных сними соматических расстройств. Для большинства профессиональных групп медицинских работников хроническое и достаточно интенсивное эмоциональное напряже­

12
□ Предисловие ние является одним из основных факторов производственной среды, неблагоприятно влияющих на их здоровье. Сегодня уже ясно, что позиция Если тыне переносишь жару, тебе не место на кухне не позволяет сосредоточить внимание на том, что происходит на самой кухне и насколько это вредит тем, кто на ней работает. Чем раньше и чем больше узнают медицинские работники о том, как возникает и чем характеризуется синдром профессионального выгорания, тем больше у них возможностей предотвратить развитие этого состояния или хотя бы снизить его выраженность.
Данная проблема подробно рассматривается в главе 7 Синдром профессионального выгорания у медицинских работников психологические характеристики и методические аспекты диагностики, основу которой составляют материалы диссертационной работы О. В. Рыбиной, выполненной под руководством профессора В. А. Винокура, а также обширный литературный материал.
Все громче заявляет о себе проблема избыточного веса в связи с высокой распространенностью, серьезными последствиями для соматического здоровья населения и снижением продолжительности жизни. Об актуальности проблемы убедительно свидетельствуют статистические данные в экономически развитых странах в возрасте старше 40 лет ожирение различной степени тяжести выявляется у 40-60% населения. Подавляющее большинство всех случаев избыточного веса относится к алиментарно-конституциональ­
ной форме, при которой особая роль в нарушении функций отводится стрессовым факторам. Современные представления о проблеме избыточного веса, о роли личности в нарушении пищевого поведения, а также рекомендации по психологической коррекции переедания читатель найдет в главе 8 «Пси­
хосоциальные факторы развития и коррекции избыточного веса, написанной доцентом кафедры Л. С. Сергеевой.
Пожалуй, одной из наиболее актуальных проблем современной жизни становится проблема патологических зависимостей. Новое время значительно расширило арсенал объектов болезненного пристрастия наряду с традиционной зависимостью от алкоголя и наркотиков отмечается все больше случаев игровой, компьютерной и прочих зависимостей. Существенную роль в оздоровлении зависимых личностей призвана сыграть духовно ориентированная психотерапия. Профессором кафедры Г. И. Григорьевым создан эффективный метод психотерапии и психокоррекции в форме целебного зарока на основе интеграции стрессопсихотерапии АР. Довженко и православной психотерапии. Именно в этой сфере — а в народном сознании болезненное пристрастие ассоциируется с грехопадением, с подчинением темным силам — сотрудничество наркологов, психотерапевтов и медицинских психологов с православной церковью, по нашему мнению, может оказаться наиболее плодотворным. Данная проблема подробно рассматривается
Предисловие
□ в главе 9 Психотерапия и психокоррекция патологических зависимостей, духовно ориентированная на православной основе».
Другая важная проблема, в основе которой лежит зависимость иного рода, не менее разрушительная для личности по своим последствиям, связана с деятельностью культовых религиозных организаций, с деструктивной деятельностью ловцов душ, спекулирующих на человеческих слабостях.
Проблема деструктивных культов представляет существенный интерес для психологов, психотерапевтов и психиатров по двум причинам. Во-пер­
вых, в связи с обращениями родственников и близких членов культовых организаций в психологические службы с просьбами о спасении своих родных.
Во-вторых, в связи стем, что в деятельности этих организаций широко используются приемы и техники современной практической психологии и психотерапии. В главе 10 Практическая психология и деструктивные культы описываются психологические приемы и техники, применяемые для вербовки, обращения и поддержания верности новообращенных, техники контроля сознания и реформирования мышления, методы оказания помощи людям, оказавшимся в культах. Глава написана доцентом кафедры Т. В. Соколовской.
Достаточно новым методом психотерапии и психокоррекции в нашей стране является танцевальная терапия — психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции психики и сомы. Танцевальная терапия имеет широкий спектр применения — от пациентов психиатрического стационара и больных с нарушением опорно­
двигательного аппарата до психологического консультирования детей и взрослых.
Современная танцевальная терапия является методом, на основе которого возможно создание экономичных комплексных программ лечения и консультирования конкретных групп пациентов с четко обозначенными целями этапов терапии, включающих структурированные танцевально-терапевтические сессии. Глава 11 Танцевальная терапия как метод психологической коррекции написана доцентом кафедры Т. В. Соколовской в соавторстве с кандидатом психологических наук НЮ. Оганесян. Авторами описывается метод танцевальной терапии больных шизофренией, основанный на зарубежной методологии и адаптированный применительно к условиям России. Рассматриваются цели и задачи танцевальной терапии в реабилитации больных шизофренией, описываются конкретные клинические примеры динамики невербальной коммуникации в процессе танцевальной терапии.
Завершает книгу глава о психологии старости, написанная профессором кафедры Т. В. Решетовой. Во всем мире общепризнанным является наличие двух путей старения психики — благоприятный и неблагоприятный. Известно, что тело с годами стареет, а вот что касается души, то здесь возможны варианты. Исходом неблагоприятного пути являются психические болезни

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48

перейти в каталог файлов


связь с админом