Главная страница
qrcode

Психодиагностика и психокоррекция


НазваниеПсиходиагностика и психокоррекция
АнкорМастера психологии - Александров А.А. (ред.) - Психодиагностика и психокоррекция - 2008.pdf
Дата13.05.2018
Размер7,06 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMastera_psikhologii_-_Alexandrov_A_A__red__-_Psikhodiagnostika_i
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#45181
страница2 из 48
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48
14
□ Предисловие деменция, депрессия. Благоприятное старение тоже имеет свои проблемы, но человек, придерживающийся конструктивных жизненных установок, находит способы их разрешения. Как определить, каким путем идешь, как удержаться в рамках благоприятного старения, как справляться с ключевыми проблемами старости В главе 12 «Психосоциальные проблемы геронтологии автор пытается найти ответы на поставленные вопросы. И если психотерапевтическое лечение в геронтологии — дело трудное, тона психологическую поддержку, как сказал З. Фрейд, у стариков всегда есть время.
У читы вая общечеловеческую значимость большинства изложенных в книге проблем, мы надеемся, что читатель найдет здесь полезную информацию не только для оптимизации своей профессиональной деятельности, но и для улучшения качества собственной жизни.
Профессор А. А. Александров

Глава
Основные подходы к личности в их практическом применении
Основные подходы к личности в зарубежной психологии
Личность — понятие многомерное ив связи с этим трудно поддающееся определению это всегда совокупность ряда качеств человека — его физических данных, психических свойств, темперамента, характера, мотивов, отношений. То, что человек является субъектом социальных отношений, известно со времен Гиппократа, тем не менее всегда был большой соблазн усматривать в личности особую духовную сущность.
В рамках ряда зарубежных концепций личность выступает не как продукт общественных отношений, а как некая самостоятельная субстанция, из себя возникающая. Это относится прежде всего к психодинамическим концепциям личности, в основе которых лежит то или иное базальное образование, будь то эдипов комплекс, комплекс неполноценности, базальная тревога или симбиотический комплекс. Это относится и к трактовке личности в гуманистической психологии, которая исходит из предположения о том, что человек по природе своей — существо доброе и креативное, наделенное врожденной потребностью в самоактуализации. Между тем, как сами эти качества, таки стремление реализовать их социально детерминированы. Все сугубо человеческое в человеке — результат интернализации социальных отношений. Универсального, всеми разделяемого определения личности не существует. Представители диспозиционного подхода определяют личность как совокупность характерологических черт. Бихевиоризм фактически снимал проблему личности, которой не оставалось места в механистической схеме стимул — реакция. Созвучны пониманию личности в отечественной психологии определения личности в социально-психологических концепциях зарубежной психологии. Так, Гарри Салливен определяет личность как
«паттерн межличностных отношений, а Гюнтер Аммон говорит о совокупности групподинамических отношений

16
□ Глава 1. Основные подходы к личности в их практическом применении
В современной зарубежной психологии наметилась тенденция к интеграции различных точек зрения, что говорит о прогрессе в направлении более полного понимания личности человека. Современные зарубежные исследователи личности становятся более эклектичными и менее склонными кто му, чтобы заявлять о каком-либо подходе как наиболее правильном. Вместо этого они заняты поиском большего числа специфических переменных и отношений. Например, американские исследователи из Иллинойского университета определяют личность как «паттерн психологических и поведенческих характеристик, по которым человека можно сравнить и отличить от других людей. Благодаря этому уникальному паттерну характеристик, который возникает из смеси наследственных и приобретенных тенденций, каждый человек способен к формированию своей идентичности».
Основное положение отечественной психологии состоит в том, что личность человека обусловлена общественными условиями, но при этом личность не является простой проекцией этих условий, она сама их создает и творит. В отечественной психологии ведущими школами исследования личности являются психология отношений В. Н. Мясищева, психология деятельности Л. С. Выготского и АН. Леонтьева, формирование личности в общении Б. Ф. Ломова и А. А. Бодалева. Психология отношений занимает особое положение, поскольку на ее основе В. Н. Мясищевым была разработана концепция неврозов и патогенетической психотерапии. Одним из фундаментальных положений психологии отношений явилось понимание личности как системы отношений индивида с окружающей социальной средой.
В настоящем обзоре концепции личности рассматриваются в рамках четырех основных подходов к личности — психодинамического, диспозиционного, поведенческого и феноменологического [1], поскольку такая классификация в наибольшей степени отвечает практике психотерапии и психокоррекции.
Психодинамический подход
Психодинамический подход к личности подчеркивает влияние бессознательных психических процессов на детерминацию мыслей, чувств и поведения человека. Основателем психодинамического подхода является Зигмунд Ф рейд [2]. Для понимания сущности теории Фрейда необходимо рассмотреть три важных ее аспекта структуру личности, механизмы защиты Я, стадии развития личности.
Структура личности Личность, по Ф рейду, состоит из трех главных компонентов. Первый компонент — Ид Оно резервуар бессознательной энергии, называемой либидо. Ид включает базальные инстинкты, желания и импульсы, с которыми люди рождаются, а именно Эрос — инстинкт удовольствия и секса и Танатос — инстинкт смерти, который может мотивировать агрессию или деструктивность по отношению к себе или другим
Основные подходы к личности в зарубежной психологии

17
Ид ищет немедленного удовлетворения невзирая на социальные нормы или права и чувства других людей. Иными словами, Ид действует согласно принципу удовольствия.

Второй компонент личности — Эго (Я. Это — разум. Эго ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества. Эго находит компромиссы между неразумными требованиями Иди требованиями реального мира — оно действует согласно принципу реальности Эго пытается удовлетворить потребности, защитив при этом человека от физического и эмоционального ущерба, который может явиться следствием осознания, не говоря уже об отреагировании, импульсов, исходящих из Ид. Эго — исполнительная власть личности.
Третий компонент личности — Суперэго. Этот компонент развивается в процессе воспитания как результат интернализации родительских и социальных ценностей. Фрейд использует для этого процесса термин интроекция. Суперэго включает интроекцированны е ценности, наши надои нельзя. Это наша совесть. Суперэго действует на основе морального принципа нарушение его норм приводит к чувству вины.
Инстинкты (И д, разум (Эго) и мораль (Суперэго) часто не ладят между собой, приходят в столкновение — возникают интрапсихические, или психо­
динамические, конфликты Ф рейд считал, что число этих конфликтов, их природа и способы разрешения придают форму личности и определяют многие аспекты поведения. Личность отражается в том, как человек решает задачу удовлетворения широкого спектра потребностей.
В норме адаптивное поведение связывается с малым количеством конфликтов или с эффективным их решением. Многочисленные, тяжелые или плохо управляемые конфликты приводят к отклоняющимся чертам личности или к психическим расстройствам.
Механизмы защиты Я Механизмы защиты — это бессознательная психологическая тактика, которая помогает защитить человека от неприятных эмоций (от тревоги и чувства вины. Выделяют три вида тревоги) реалистическая тревога (например, тревога, которая возникает при столкновении со злой собакой) невротическая тревога, имеющая источником инстинктивные импульсы Ид;
3) моральная тревога, вызванная конфликтом с Суперэго.
Снизить тревогу можно, либо изменив ситуацию, либо исказив восприятие. Этот второй путь связан сформированием механизмов психологической защиты. Они являются специфическими способами взаимодействия с реальностью, позволяющими игнорировать ее, избегать либо искажать.
Наиболее эффективным, по мнению Фрейда, способом функционирования человека в условиях подавления влечений является сублимация Энер­

18
□ Глава 1. Основные подходы к личности в их практическом применении гия вытесненного желания может найти выход в социально одобряемой деятельности, не вступая в противоречие с Суперэго». Например, агрессивные импульсы найдут выражение в спорте, сексуальные — в литературе, искусстве, других видах деятельности. Сублимированная энергия, по мнению
Фрейда, создает цивилизацию.
Вытеснение — один из наиболее простых механизмов, направленных на удаление из сознания неприемлемого содержания — чувств, мыслей и намерений к действию, потенциально вызывающих Суперэго. Однако вытесненные в бессознательное, эти комплексы продолжают действовать на душевную жизнь и поведение человека и постоянно ищут выхода наружу. Поэтому для удерживания их в бессознательном требуется постоянный расход энергии. Например, человек может полностью подавить свои агрессивные импульсы — и они дадут о себе знать лишь в описках, оговорках.
Регрессия — возвращение человека на более ранние стадии психосексуального развития. В эмоционально трудных ситуациях взрослый может вести себя как ребенок, например, верить в таинственных духов, ждать от них помощи. Возвращение на оральную стадию будет связано с оральным удовлетворением, например, употреблением алкоголя. Защитной реакцией может быть засыпание днем. Регрессия может проявиться в широком спектре форм детского поведения порче вещей, импульсивных реакциях, безосновательном риске, агрессивных действиях против авторитетов и т. д.
Отрицание — это попытка не принимать за реальность события, нежелательные для Эго. Примечательна способность в таких случаях пропускать в своих воспоминаниях неприятные события, заменяя их вымыслом. В качестве характерного примера Ф рейд приводит воспоминания Чарльза Дарвина В течение многих лет, — писал Дарвин, — я следовал золотому правилу, а именно когда я сталкивался с опубликованным фактом, наблюдением или идеей, которые противоречили моим основным результатам, я незамедлительно записывал это я обнаружил, по опыту, что такие факты и идеи гораздо легче ускользают из памяти, чем благоприятные. Другой пример — алкогольная анозогнозия — отрицание своей зависимости от алкоголя.
Реактивное образование — защита, при которой поведение человека является противоположным его истинным чувствам. Это инверсия желания. Например, сексуальные импульсы могут отвергаться посредством чрезмерной стыдливости, отвращения и ненависти к сексуальности. Мать может полностью подавлять раздражение, которое вызывает у нее ребенок, недовольство его поведением и проявлять повышенную заботу о его воспитании, образовании, здоровье. От естественной заботы матери о ребенке такое поведение отличается навязчивостью, а чувства — большей интенсивностью.
Проекция — подсознательное приписывание собственных предосудительных качеств, чувств и желаний другому человеку. Нельзя доверять партнеру, — говорит деловой человек, который сам ведет нечестную игру
Основные подходы к личности в зарубежной психологии
□ Все мужчины хотят одного, — можно услышать от женщины, испытывающей сильное сексуальное влечение.
Замещение — смена объекта, на который направлены чувства. Этот механизм включается тогда, когда выражение чувств в отношении данного объекта чревато опасностью и вызывает тревогу. Подобную ситуацию можно часто наблюдать в жизни, когда на случайно подвернувшегося человека выплескивается гнев, изначально направленный, например, на начальника.
При действии описанных защитных механизмов конфликтное содержание совсем не попадает в сознание. Формируются и более сложные маневры Эго, в результате которых травмирующее содержание частично попадает в сознание, но подвергается искажению.
Изоляция — это отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний. Разрывается связь между мыслью и эмоцией. Иногда при сильной травме, например, смерти близкого, человек понимает, как велика утрата, но перестает на нее реагировать эмоционально. Происходит как бы одеревенение, снижение чувствительности в отношении травмирующего фактора. Все происходит как будто с кем-то другим.
Рационализация — это оправдание неприемлемых для личности желаний, чувств, мотивов. Не признавая действительных движущих сил поступков, человек стремится подыскать им социально одобряемое оправдание. Таким образом Суперэго справляется с Ид.
Интеллектуализация проявляется в том, что человек знает о наличии подавленных импульсов, знание о них присутствует в сознании, носами эти импульсы вытесняются. Например, можно предполагать наличие гнева по отношению к отцу, но при этом вытеснять агрессивные импульсы, направленные на отца и другие авторитетные фигуры.
Таким образом, механизмы защиты — это способы, с помощью которых
Эго защищает себя от внутренних и внешних напряжений. В психодинамиче­
ской терапии предполагается, что защитные механизмы искажают реальность, но они функциональны и необходимы, поскольку временно устраняют из сознания действие травмирующего фактора. Однако если они становятся слишком ригидными, то затрудняют адаптацию и развитие человека.
Защиты Эго мешают разрядить энергию влечения и предотвращают осознание. Эго ослабевает и оказывается подавленным. В этой борьбе далеко не второстепенную роль играет Суперэго. Суперэго запрещает Эго любую попытку, даже символическую, разрядить инстинктивную энергию, вселяя чувство вины. Эго тратит энергию не на удовлетворение потребности, а на ее подавление, стремясь не допустить запретные импульсы в сознание и не проявить их в действии.
Стадии развития личности Особую роль в процессе развития личности
Фрейд отводил сексуальности. Стадии развития личности представляют, по существу, этапы сексуальной жизни — психосексуальные стадии. Вначале Глава 1. Основные подходы к личности в их практическом применении сексуальной жизни выделяют две фазы. Первая, или прегенитальная, фаза сексуального развития представляет собой процесс, кульминационный момент которого приходится наконец го года жизни ребенка. Затем следует затишье, или латентный период. Вторая, или генитальная, фаза начинается с возрождения сексуального импульса в период менархе или в период половой зрелости.
В прегенитальной фазе выделяется три психосексуальные стадии. Каждая из них имеет отношение к той части тела, которая является главной сферой удовольствия в этом периоде жизни. Фрейд говорил, что неудача в решении проблем и конфликтов вовремя каждой из стадий приводит человека к фиксации.
Оральная стадия Первый год жизни ребенка называется оральной стадией, потому что рот является центром удовольствия в это время. Ребенок использует рот не только для еды, но также для исследования мира он берет в рот все — от игрушек до собственных руки ног. Личностные проблемы возникают главным образом тогда, когда или оральные потребности не удовлетворяются, или ребенок чрезмерно предается этим удовольствиям. Следовательно, раннее отлучение от груди или задержанное отлучение могут приводить к страстному желанию или чрезмерной привязанности к бутылке, груди и другим формам орального удовлетворения.
У взрослого человека фиксация на оральной стадии может приводить к таким оральным характеристикам, как чрезмерная разговорчивость, переедание, курение, алкоголизм или даже использование язвительного (кусающего) языка (сарказма).
Чрезмерная зависимость от других (как зависимость ребенка от своей матери) является другим возможным признаком оральной фиксации. Под влиянием стресса взрослый человек, фиксированный на оральной стадии, склонен к преувеличению этих черт.
Анальная стадия. Вторая психосоциальная стадия наблюдается на протяжении второго года жизни, когда требование контроля за дефекацией сталкивается с инстинктивным удовольствием ребенка испражняться, когда ему захочется. Так как фокус удовольствия и конфликт перемещаются изо рта в анус, Фрейд назвал этот период анальной стадией. Если требование регуляции стула слишком строго или предъявляется слишком рано или слишком поздно, то возникают конфликты.
Н ереш енные конфликты этой стадии могут формировать анальную личность. Взрослые, фиксированные на анальной стадии, символически задерживают кал в форме повышенного контроля, скупости, упрямства, высокой организованности, педантичности и чрезмерной озабоченности в чистоте и порядке. Другую крайность проявляют те, кто символически изгоняет кал они неряшливы, неорганизованы или импульсивны
Основные подходы к личности в зарубежной психологии
□ Фаллическая стадия К возрасту трех лети в течение последующих двух лет фокус удовольствия перемещается в генитальную область. Подчеркивая психосексуальное развитие мальчиков, Фрейд назвал этот период фаллической стадией. Ф рейд говорил, что в течение фаллической стадии импульсы
Ид мальчика включают в себя сексуальное влечение к материи желание уничтожить, даже убить, отца, с которым мальчик должен конкурировать за любовь матери. Он назвал эту констелляцию импульсов эдиповым комплексом потому что он соответствует сюжету трагедии Софокла Царь Эдип», в которой Эдип, не ведая того, убивает своего отца и женится на своей матери. Враждебные фантазии мальчика и импульсы по отношению к своему отцу создают страх возмездия, называемый кастрационной тревогой Страх становится так силен, что Эго подавляет инцестуозные желания. Затем мальчик стремится стать подобным своему отцу (идентифицироваться сними в этом процессе он обучается мужской сексуальной роли, что позднее помогает ему создать сексуальные отношения с другой женщиной вместо своей матери.
Решение этих конфликтов более сложно для девочек. Согласно Фрейду, вначале девочка проявляет сильную привязанность к материно так как она осознает, что у мальчиков есть пенисы, ау девочек нет, она начинает ненавидеть мать, обвинять ее в этом недостатке и считать себя неполноценной. Она, якобы, испытывает зависть к пенису и переносит свою любовь на отца, у которого есть этот орган. Но девочка должна все же избегать неодобрения со стороны матери, поэтому она идентифицирует себя с матерью, принимая женскую сексуальную роль, ив последующем выбирает мужчину взамен своего отца.
Фрейд полагал, что преобладание интерперсональных проблем указывает на то, что большинство людей в некоторой степени фиксированы на фаллической стадии. Человек, который испытывает страх или проявляет агрессию по отношению к учителю, начальнику или другой авторитетной личности, демонстрирует нерешенные конфликты с родителем одного с ним пола. Вот некоторые из проблем, которые также могут быть связанными с плохо решенными конфликтами фаллической стадии трудности с сексуальной идентификацией, неспособность к поддержанию стабильных любовных отношений, проявление нарушенного или социально неодобряемого сексуального поведения.
Латентный период Период, начинающийся примерно в летнем возрасте и заканчивающийся к началу периода менархе и половой зрелости, — это период сексуальной латентности. Латентность может быть полной или частичной. В латентном периоде развиваются сексуальные запреты. Один из механизмов, с помощью которых сексуальная энергия направляется в другое русло, называется сублимацией, или переключением либидо на достижение новых целей и на различные культурные занятия. Более того, по мере

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48

перейти в каталог файлов


связь с админом