Главная страница
qrcode

Психодиагностика и психокоррекция


НазваниеПсиходиагностика и психокоррекция
АнкорМастера психологии - Александров А.А. (ред.) - Психодиагностика и психокоррекция - 2008.pdf
Дата13.05.2018
Размер7,06 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMastera_psikhologii_-_Alexandrov_A_A__red__-_Psikhodiagnostika_i
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#45181
страница3 из 48
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48
22
□ Глава 1. Основные подходы к личности в их практическом применении развития индивида либидинозные импульсы могут индуцировать противоположные реакции, например отвращение, стыд, моральные переживания.
Вторая фаза сексуального развития называется генитальной Она начинается в период менархе или в период половой зрелости и предполагает подчинение всех источников сексуального чувства доминирующим генитальным зонам. Возникшие ранее либидинозные катексисы (заряды инстинктивной энергии) могут быть сохранены посредством включения их в сексуальную деятельность либо посредством их подавления или направления в другое русло. В этой фазе преодолевается стремление к кровосмесительному выбору объекта, а также происходит уход из-под влияния родительского авторитета. Если предшествующее сексуальное развитие индивида было адекватным, он становится готов к установлению гетеросексуальных половых отношений.
Психоанализ. Благодаря действию защитных механизмов бессознательное становится трудным для исследования, но Ф рейд разработал для этого метод — психоанализ Психоанализ включает толкование свободных ассоциаций, сновидений, обыденного поведения (обмолвок, ошибок памяти и др, анализ сопротивления и переноса. Психоанализ ставит перед собой две основные задачи) добиться у пациента осознания (инсайта) интрапсихического или пси­
ходинамического конфликта) проработать конфликт, те. проследить, как он влияет на актуальное поведение и на интерперсональные отношения.
Например, психоанализ помогает пациенту осознать скрытые, подавленные чувства гнева по отношению к родителю. Это осознание дальше дополняется работой над тем, чтобы пациент эмоционально пережили освободил подавляемый гнев (катарсис. Эта работа помогает затем пациенту осознать, как бессознательный конфликт и связанные с ним защитные механизмы создают межличностные проблемы. Так, враждебность пациента к начальнику, старшему сотруднику или другой родительской фигуре может являться символическим, бессознательным отреагированием детских конфликтов с родите­
лем.
В процессе психотерапии стремятся к снятию защит при одновременном укреплении Эго для того, чтобы оно могло управлять поведением, не искажая реальности, и высвободившиеся импульсы не нарушали функционирование личности. Сильное Эго возможно при достижении его независимости от Иди Суперэго. Поэтому принципиальная цель психоанализа состоит в том, утверждает Фрейд, чтобы усилить Эго, сделать его более независимым от Суперэго, расширить поле его восприятия и усовершенствовать его организацию, чтобы оно могло освоить новую порцию Ид. Избавление от невроза — это преодоление конфликта Иди Эго, расширение сферы Эго, достиже­
Основные подходы к личности в зарубежной психологии

23
ние его независимости от Суперэго. Там, где было Ид, должно стать Эго», — писал Фрейд.
Критики психоанализа указывали, что Фрейд основывал свою теорию на наблюдениях за очень непрезентативной группой людей — это были преимущественно женщины из высшего класса Вены. Они были воспитаны в обществе, в котором обсуждение сексуальных проблем считалось неприличным. Более того, сосредоточенность Фрейда на мужском психосексуальном развитии и его убеждение в том, что женщины завидуют мужской анатомии, закрепило за ним ярлык сексиста и привело к отрицанию его идей фемини­
стами.
Некоторые исследователи показали, что конфликты, основанные (сточки зрения Фрейда) на сексуальном влечении к родителям, могут быть связаны с воспоминанием о сексуальном совращении. Действительно, когда выяснилось, что сексуальное совращение ребенка — явление не столь уж редкое, Ф рейда обвинили в отказе поверить рассказам его пациентов о совращении родителями или другими взрослыми. Ф рейд приписывал эти рассказы сексуальным фантазиями желаниям пациентов.
Также были поставлены под сомнение такие основные психоаналитические концепции, как Ид, Эго, бессознательные конфликты, механизмы защиты. Эти конструкции слишком неопределенные для научного диагностирования. Например, психолог предполагает наличие у пациента бессознательных агрессивных импульсов. Подозрение будет подтверждено, если он часто бывает агрессивными враждебным. Если же пациент обычно уравновешен, его спокойствие может быть расценено как защита против агрессивных импульсов. Эпизодическое возникновение вспышек гнева может быть расценено как временная потеря Эго-контроля. Короче, почти все, что делает человек, может быть проинтерпретировано как отражение бессознательной агрессии. Предполагается, что проективные тесты выявляют подавленный гнев. Однако ценность таких тестов для точного прогнозирования поведения не была подтверждена психологическими исследованиями. В шутку говорят, что позиция психоаналитика беспроигрышна, потому что если пациент приходит на сеанс раньше времени, то он расценивается как зависимый если опаздывает — то это показатель наличия у него сопротивления наконец, если он приходит вовремя, то это значит, что он страдает навязчивыми действиями.
Получил критику взгляд Ф рейда на человека как существо, движимое главным образом инстинктами и бессознательным. Многое в поведении человека выходит за рамки инстинктивного удовлетворения. Сознательное побуждение достичь высоких личных, социальных и духовных целей также является важной детерминантой поведения. Эго-психологами были модифицированы некоторые концепции Ф рейда, что помогло отклонить ряд критических возражений

24
□ Глава 1. Основные подходы к личности в их практическом применении
Аналитическая психология Карла Юнга. Юнг выдвинул предположение, что бессознательное содержит идеи, носящие символический характер и составляющие основу всех представлений человека. Эти идеи рассматриваются им не как содержательные, а как формальные элементы психики, которым Юнг дает название архетипы, понимая подними нечто всеобщее и имманентно присущее всему человеческому роду. Архетипы представляют собой формальные образцы поведения, или символические схемы (формулы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, которыми человек оперирует в своей реальной жизни и деятельности. Архетипы — это глубинные осадки психики человека, накапливаемые человеческим родом в течение многотысячелетнего опыта приспособления и борьбы за существование. Это скрытые следы памяти человеческого прошлого — расовой и национальной истории, а также дочеловеческого, животного существования. Юнг полагал, что каждый человек имеет не только индивидуальное бессознательное но также и коллективное бессознательное которое и является тем резервуаром, в котором сконцентрированы все архетипы. Если для Ф рейда наследственным биологическим материалом были сами инстинкты, предопределяющие мотивы деятельности человека, то для Юнга — формы, идеи, типичные способы поведения. Он выделяет несколько архетипов Персону, Тень, Аниму и Анимус, Самость и др. Персона олицетворяет ложное Я человека она выполняет функцию маски, за которой скрывается истинное Я. Персона — это компромисс между индивидом и обществом. Если Я тождественно Персоне, то личность предстает в виде отчужденного существа, играющего социальную роль, навязанную обществом. Речь идет в этом случае об обезличивании человека, нивелировке его сущностных сил, составляющих его истинное Я. Тень — зловещий архетип, подобный фрейдовскому Ид; он включает самые древние инстинкты, идущие от предчеловеческих веков. Юнг считал, что Тень ответственна за такие понятия, как грехи дьявол. Тень символизирует собой агрессивные и разрушительные тенденции. Антисоциальные устремления Тени могут и не проявляться в открытой форме, поскольку они скрыты под маской Персоны или вытесняются в индивидуальное бессознательное. Нов этом случае обнаруживается повышенная предрасположенность к расщеплению личности и возникновению неврозов. Анима и Анимус — это абстрактные образы, представляющие женский архетип в мужчине и мужской в женщине. Они способствуют достижению взаимопонимания между обоими полами. Если архети- пичный образ проецируется на реальный объект без учета его конкретных особенностей, то это чревато внутриличностными конфликтами и неврозами. Самость — центральный архетип личности, символ целостности. Если Я выступает субъектом сознания личности, то Самость — субъектом целост­
Основные подходы к личности в зарубежной психологии
□ ной психики человека. Это точка равновесия, которая благодаря своей фокусной позиции между сознательными бессознательным предопределяет всю жизнедеятельность человека, направленную на достижение целостности и единства составляющих ее частей.
Индивидуальная психология Альфреда Адлера. Адлер [4] резко выступил против биологизаторской теории Фрейда. Он подчеркивал, что основное в человеке — не его природные инстинкты, а чувство общности. Это чувство не вырабатывается в процессе социализации, это врожденное свойство, но оно должно быть социально развито. С этим чувством связаны способности любить, сочувствовать, увлекаться. Он отталкивался от предположения, что каждый человек рождается в беспомощном, всецело зависимом состоянии, которое создает чувства неполноценности. Эти негативные чувства, соединенные с природным желанием стать полноправным членом общества, являются стимулом для развития личности. Он называл этот процесс стремлением к превосходству под которым он понимал стремление к самоосуществлению, а не только желание быть лучше других. Если чувства неполноценности очень сильны, то они могут мотивировать человека к компенсации, даже к сверхкомпенсации своей неполноценности. Это он назвал комплексом неполноценности. Согласно Адлеру, способы, с помощью которых человек пытается достичь личного и социального осуществления, определяют стиль жизни Адлер утверждал, что этот стиль жизни направляется сознательными идеями, целями и убеждениями (а не бессознательными, как говорил Ф рейд) и что эти идеи приходят через опыт. Жизненный стиль особенно ярко проявляется при столкновении с новой и сложной жизненной ситуацией, которая выступает своеобразной лакмусовой бумажкой личности. Выявление жизненного стиля является для Адлера нитью Ариадны в познании индивида Чтобы предвидеть будущее поведение человека, мы должны понять его жизненный стиль. Ученик Адлера Ф. Кюнкель указал на возможность типологизации жизненного стиля по характеру основных отношений субъекта к себе и к окружающим, что выражается во внутренних правилах, которые диктуют нормы поведения. Например, избалованный ребенок руководствуется следующими правилами ничего не делай на свой риск взрослые должны тебе помогать, если они тебе не помогут — ничего не выйдет, и они будут в этом виноваты. У сурово воспитанных детей свои правила-нормы: делай все на собственный риск взрослые — твои враги, чтобы их использовать, ты должен их перехитрить. Во всех человеческих неудачах, — писал Адлер, — в непослушании детей, в неврозах, в преступности, самоубийстве, алкоголизме и наркомании, в половых извращениях, фактически во всех нервных проявлениях мы можем обнаружить недостаточность должного уровня социального чувства Идеи Адлера оказали сильное влияние на когнитивных психотерапевтов, в частности на А. Бека Глава 1. Основные подходы к личности в их практическом применении и А. Эллиса: их подходы основаны на идентификации иррациональных
(дисфункциональных) убеждений, лежащих в основе эмоциональных нарушений, сих последующей коррекцией.
Другой разновидностью психоанализа является Эго-психология (Анна
Фрейд, Хайнц Гартман и др. Эго-психологи рассматривали Эго не только как посредника в конфликтах между Ид, Суперэго и средой, но и как творческую, адаптивную силу. Эго ответственно за развитие языка, восприятие, внимание, планирование, обучение и другие психические функции.
Теоретики неофрейдизма (Кар ен Хорни, Эрих Ф ромм, Гарри Салли- вен) следовали путем Адлера и акцентировали социальные и культурные, а не биологические детерминанты формирования здоровой и невротической личности. Хорни [5] в своей концепции бессознательного заменила фрей­
довское либидо двумя иными механизмами базальной тревогой и «пер­
фекционизмом» (стремлением к совершенству. Источник невроза она видит в конфликте общественных устремлений человека с враждебными ему условиями социальной среды. Базальная тревога приводит к неверию в свои силы, чувству собственной неполноценности перфекционизм же побуждает к преодолению страха и обеспечивает свободу и уверенность. Однако тенденция к совершенствованию увеличивает зависимость человека от других членов общества. Хорни делает вывод, что повышение требований общества к индивиду усиливает стремление последнего к совершенствованию, а это приводит к его порабощению социальными условиями, поэтому различие между больным неврозом и нормальным человеком чисто количественное».
Личность, по Ф ромму [6], — продукт социально-исторического развития.
Невротизм нашего времени — результат того одиночества, в котором оказался человек капиталистического общества. Первобытный человек не отделял себя от природы, он чувствовал себя ее частью. В античном мире человек сознавал себя гражданином своего полиса (города-государства), республики, империи. В Средние века человек оставался членом общины, сословия, корпорации, сыном церкви. Он был лишен свободы, ноне чувствовал себя одинокими церковь давала ему готовое решение всех его вопросов. С наступлением капиталистической эры старый общественный порядок и вековые связи личности с обществом были разрушены — и человек оказался перед лицом неразрешенных проблем отношения к себе и социальной среде. Невротик это тот, кто не выносит тяжкого бремени одиночества и свободы, не выносит необходимости единолично и свободно решать вопросы своих отношений с обществом, с окружающим миром, с самим собой. В этом положении современного человека кроется причина его склонности к бегству от свободы, стремление укрыться от нее под властью тоталитарного режима, авторитарного государства. Фромм постулирует психические механизмы, с помощью которых современный человек строит свои отношения с общест­
Основные подходы к личности в зарубежной психологии

27
вом: садомазохизм конформизм творческая продуктивность. Фромм видит путь избавления от самоотчуж дения в гуманистическом отношении, в прививании людям гуманного отношения друг к другу.
Салливен изложил основные положения относительно теории личности в книге Межличностная теория психиатрии [7]. Он провозгласил, что концепция личности — иллюзия, название для паттерна интерперсональ­
ного поведения отдельного человека. Каждый человек содержит в себе столько личностей, сколько существует в данный момент межличностных ситуаций. Личность выступает как проекциям еж личностных отношений.
Интерперсональные отношения представляют собой основной фактор формирования взглядов, воспитания личности, стремления к контакту, а в других случаях — источник страха, стремления избежать контакта. Психически больной человек отличается от здорового только мерой расстройства своих
«коммуникаций».
Другим примером расширения роли социальных потребностей и отношений в современном психодинамическом подходе являются работы теоретиков объектных отношений таких как М елани Клейн, Отто Кернберг, Хайнц
Когут. Теории объектных отношений подчеркивают важность для личностного развития очень ранних отношений между детьми и их объектами любви, обычно матерью и первичными фигурами, обеспечивающими ребенку уход. Особенно критическим в жизни человека является то, как первичные фигуры обеспечивают поддержку, защиту, принятие и одобрение, — другими словами, удовлетворяют физические и психологические потребности ребенка. Природа этих объектных отношений имеет важный импульс для развития личности, включая надежную раннюю привязанность к матери или ее заменителям, постепенное отделение от объекта привязанности и, наконец, обретение способности строить отношения с другими с позиции независимого индивида. В результате нарушения объектных отношений возникают проблемы, связанные с процессом личностного развития, что приводит к формированию неадекватной самооценки, трудностям в общении с другими людьми и более серьезным психическим расстройствам. В целом концепции объектных отношений в значительной мере создаются на основе работы с пациентами, не страдающими неврозами. Акцент делается на факторах раннего детства, когда неправильное отношение матери приводит к дефектам, искажениями одновременному игнорированию интрапсихического конфликта, играющего центральную роль у больных неврозами.
Другая разновидность психоанализа, представленная Ф ранцем А лек­
сандером, Ш андором Ф еренци, Отто Ранком, на первый план выдвигает эмоциональный компонент взаимодействия врача и пациента. С х гг. среди ведущих психоаналитиков стало распространяться мнение, что восстановление в памяти прошлых событий является не единственным фактором

28
□ Глава 1. Основные подходы к личности в их практическом применении лечения. Еще Фрейд отмечал, что само по себе истолкование в психоанализе неэффективно. Понимания смысла симптомов и их связи с прошлыми событиями недостаточно для излечения. Более того, возвращение в сознание вытесненного материала стало толковаться не столько как причина, сколько как результат определенного типа терапевтического взаимодействия врача и пациента. Наиболее важным видом этого взаимодействия является трансфер (перенос. Главный момент влечении не воспоминание, а возможность принять его, работать с ним. Так, если в детстве авторитарный отец блокировал проявление агрессивности, эмоциональной экспансивности, тов дальнейшем взрослый будет испытывать трудности при взаимодействии с людьми высокого статуса. Важно понять не только истоки подобных реакций, но и почувствовать достаточную силу и уверенность в себе, чтобы противостоять попыткам подавления в настоящем. Способность принять реконструированный бессознательный опыт зависит от силы Эго, которая укрепляется в терапевтическом взаимодействии. Пациенту важно пережить новый эмоциональный опыт в работе с врачом. Психотерапевт обеспечивает благотворность этого опыта и эффективность лечения, управляя трансферными отношениями. В тоже время для возникновения трансфера важно вызвать, восстановить в памяти прошлые события. Таким образом, для лечения необходимо оптимальное сочетание интеллектуального и эмоционального компонентов.
Некоторые разновидности психоанализа изменили лечение, сделав его менее интенсивным, менее дорогими применимым к более широкому кругу пациентов. Например, в «психоаналитически ориентированной психотерапии (А лександер) или краткосрочной динамической психотерапии используются основные психоаналитические методы, но более гибко. Цель может ранжироваться от психологической поддержки до кардинальных изменений личности, а терапия может состоять из 30 сеансов или меньше. Пациент не лежит на кушетке, как это принято в традиционном психоанализе, а свободно сидит в кресле напротив терапевта и больше времени тратит на разговор с ним, чем на свободные ассоциации. Терапевт более активен в привлечении внимания пациента к актуальным конфликтам.
Помимо психотерапии, психодинамическая концепция личности находит применение в создании проективных методов психодиагностики, таких как метод Роршаха, Тематический апперцепционный тест, тест фрустрации
Розенцвейга, метод незаконченных предложений. П сиходинам ическая оценка личности используется также для распознавания бессознательных импульсов человека, для выявления скрытой агрессии, суицидальных намерений и других проблем, которые могут возникнуть у пациента за пределами психиатрического учреждения. Психодинамический подход стимулировал также изучение психосоматических соотношений. Например, было показа
Основные подходы к личности в зарубежной психологии
□ но, что неспособность описывать свои чувства (алекситимия), возникающая, по-видимому, в силу вытеснения, связана с наличием определенных соматических расстройств.
П сиходинамическими исследованиями подчеркивается важность для развития личности и появления психических расстройств опыта раннего детства. Теории объектных отношений уделяют специальное внимание первым днями неделям жизни — времени, когда формируется тесная связь между ребенком и его родителями. Дети, испытавшие дефицит этой связи, обнаруживают особую склонность к развитию психологических проблем. В связи с этим психодинамическими теоретиками разрабатываются рекомендации по воспитанию детей. Например, в родильных домах и больницах стараются максимально сократить время отлучения детей от родителей.
Концепция личности Гюнтера Аммона («гуманструктурология») и разработанный им метод лечения психических заболеваний (динамическая психиатрия) знаменуют собой современный этап в развитии психодинами­
ческого подхода.
Развитие концепции личности начинается у Аммона [8] с нового определения агрессии, которую, в отличие от Фрейда, он понимал как конструктивную силу, как Я-функцию личности, как колесо человеческой жизни и творческой деятельности. Первоначально конструктивная агрессия, присущая каждому человеческому существу, может превращаться под влиянием группы в деструктивную или дефицитарную. Конструктивная агрессия выступает как креативная сила тогда, когда человек освобождается от раннего детского симбиоза с первичной группой, обретая свою идентичность. Также по-новому, в отличие от Фрейда, было определено бессознательное. Теперь оно рассматривалось как вместилище креативных сил человека, как потенциал формирующихся и сформированных Я-функций.
Переосмыслив понятия агрессия и «креативность» и по-новому определив бессознательное, Аммон развил собственную концепцию личности под названием «гуманструктурология» (структура Я. Он рассматривает гуман- структурную модель как отражение энергетических, динамических, структурных и генетических процессов. Гуманструктура представляется как сплетение первичных, вторичных и центральных гуманфункций (Я-функций). Первичные гуманфункции включают все биологические и нейрофизиологические сферы человека. Вторичные гуманфункции обеспечивают функциональную поддержку личности, они определяют способности, навыки, поведение ив основном являются сознательными. Сердцевину личности составляют центральные гуманфункции, которые являются бессознательными. К ним относятся агрессия, креативность, сексуальность, нарциссизм, страх, границы Я и др. Особенно важна гуманфункция идентичности. Она приводит

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48

перейти в каталог файлов


связь с админом