Главная страница
qrcode

Психодиагностика и психокоррекция


НазваниеПсиходиагностика и психокоррекция
АнкорМастера психологии - Александров А.А. (ред.) - Психодиагностика и психокоррекция - 2008.pdf
Дата13.05.2018
Размер7,06 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMastera_psikhologii_-_Alexandrov_A_A__red__-_Psikhodiagnostika_i
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#45181
страница8 из 48
Каталог
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   48
61
Неофрейдизм
Американские реформаторы психоанализа Карен Хорни, Эрих Ф ромм и Гарри С. Салливен продолжили путь Адлера. Они отказались от врожденных воспоминаний, структур и предопределений и предприняли попытку переформулировать фрейдовскую теорию в терминах социологии. Предметом интереса Хорни и Фромма являлись связи между личностью, индивидуальным развитием и социальной структурой. Салливен занимался изучением роли интерперсональных отношений в формировании поведения и личности.
В рамках настоящего обзора наибольший интерес представляет анализ системы Карен Хорни. Хорни родилась в Германии и сначала была строгой последовательницей Фрейда, но, переехав в х гг. в Соединенные Штаты, она обратила внимание на то, что неврозы и сам склад людей в этой стране во многом отличаются оттого, что она наблюдала в европейских странах. Это различие она объяснила разницей цивилизаций. Кроме того, у нее возникли сомнения по поводу постулатов Фрейда в отношении женской психологии, что заставило ее задуматься над ролью культурных факторов. В результате она пришла к заключению, что неврозы вызываются культурными факторами [8, С этой культурной позиции Хорни критикует Фрейда по двум связанным между собой вопросам. Во-первых, она критикует егоза чрезмерное подчеркивание биологического происхождения психических явлений и, во-вторых, за игнорирование культурных факторов. Хорни призывает аналитиков отбросить некоторые исторически обусловленные теоретические предпосылки и отказаться от теорий, возникших на этой основе. К тем, которые следует отбросить, она относит предпосылки, сделавшие психоанализ инстинктивной и генетической психологией. Кроме того, считает она, следует отказаться от структурного деления психики на Ид, Эго и Суперэго. Отказ от этих основных предпосылок влечет за собой отказ от всех тех теорий, которые были сформулированы на их основе. К ним относятся теория либидо со всеми вытекающими из нее теориями сексуальных инстинктов теории инстинктов смерти и агрессии теория предопределяющей роли детства сего инфантильно-сексуальными фазами (оральной, анальной и генитальной, а также с фиксациями, регрессиями и навязчивым повторением концепция нарциссизма; эдипов комплекс и его многочисленные ответвления вся область разработанной Фрейдом женской психологии и сексуальная этиология неврозов. Она не считает нужным упоминать о таких архаических теориях, как миф о первобытной орде, теории о врожденном изначальном языке, филогенетических воспоминаниях иродовом бессознательном, поскольку ревизионисты психоанализа уже давно отказались от этих теорий. Относительно теорий, опирающихся натри отвергнутые предпосылки, она

62
□ Глава 2. От ортодоксального психоанализа к патогенетической говорит, что все эти теории требуют критики и должны рассматриваться скорее как историческое бремя, которое несет психоанализ, чем как его сущность. В книге Новые пути в психоанализе (1939) Хорни посвящает каждой отвергнутой теории по главе, давая свою критику и указывая причины отказа от этих теорий.
Как Хорни реформировала психоанализ Она сохраняет такие основополагающие фрейдовские понятия, как бессознательная мотивация, вытеснение и сопротивление, а также методы, становящиеся более эффективными, когда они освобождаются от биологических рамок, в какие они были первоначально заключены, а именно толкование сновидений, свободные ассоциации и анализ феномена перенесения, наблюдаемого в отношениях между врачом и пациентом.
Понимание природы побуждений у Хорни отличается от фрейдовского. Вместо фрейдовского либидо и агрессивных инстинктивных стремлений она выдвигает два побуждения, которые считает отчасти врожденными, а отчасти приобретенными, те. сочетанием биологического и социального, или культурного, факторов. Она называет эти два побуждения стремлением к безопасности и удовлетворению».
Стремление к безопасности возникает из врожденного чувства беспокойства — основной (базальной) тревоги. Младенец рождается с этим чувством. Выходя из чрева матери, он начинает чувствовать себя неуютно. Это чувство переживается с самых первых минут жизни на органическом уровне оно окрашивает всю его дальнейшую жизнь, фиксируется и становится внутренним свойством психической деятельности. С первых минут существования ребенок переживает чувство враждебности мира. Беспокойство порождает желание избавиться от него. Все, что человек делает, — это трансформация чувства беспокойства. Оно является основой мотивации его поступков.
Бессознательные эмоциональные стремления — к безопасности и удовлетворению — несовместимы друг с другом. Нельзя добиться полного удовлетворения желаний, потребностей и страстей, не столкнувшись с юридическими, социальными, этическими запретами и нормами и сопутствующими им наказанием, осуждением и остракизмом. Конфликт между этими стремлениями и основанными на них импульсами, потребностями, страхом, желаниями и страстями приводит к необходимости подавления. Если Фрейд в качестве подавляющей силы постулировал Суперэго, или совесть, то Хорни не видит ни практической, ни теоретической необходимости в таком механизме. Таким образом, Хорни реконструирует теорию подавления без обращения к фрейдовскому Ид сего инстинктивными влечениями к сексуальным извращениям. На их место она ставит борющиеся между собой стремления к безопасности и удовлетворению, конфликт между которыми вызывает подавление. В свою систему Хорни переносит также такие тесно связанные

Неофрейдизм
□ с конфликтом и подавлением понятия, как защитные механизмы Я и сопро­
тивление.
Таким образом, Хорни реформировала и переработала основные фрей­
довские концепции, без которых немыслим психоанализ, не прибегая кар хаическим инстинктивными механистично-генетическим теориям. Она сделала это, обратившись главным образом к культурными социальным факторами таким образом постулировала) бессознательную аффективную мотивацию) необходимость подавления и механизм подавления с помощью несовместимых стремлений и противоречивых импульсов, потребностей, чувств, страха и желаний) защитные механизмы и окольные пути для проникновения подавленного материала в сознание) концепцию ожесточенного сопротивления проникновению подавленных импульсов в сознание Главную задачу психоанализа Хорни видит в изменении личности индивида. А основное средство для достижения этой цели — доведение бессознательных процессов до сознания. Это в основном те средства и процедуры, которые разработал Фрейд и которые Хорни называет основными методологическими средствами терапии. Это анализ сновидений свободные ассоциации и их толкование анализ переноса изучение сопротивления пациента доведению бессознательных процессов до сознания, наконец, наблюдение за содержанием и последовательностью выражений пациента наряду с наблюдениями за его поведением — жестами, тоном и тому подобным, что позволяет делать выводы относительно процессов, лежащих в их основе.
Заметим также, что Хорни признает символический язык, но отвергает его архаическую наследственность. Для нее символы имеют культурно детерминированное значение, те. бессознательный символ имеет тенденцию быть универсальным для всех людей, живущих в условиях данной культуры.
Является ли система Хорни психоанализом Сама Хорни отвечает так Ответ зависит оттого, что считать главным в психоанализе. Если считать, что психоанализ складывается из всех теорий, выдвинутых Фрейдом, тогда то, что представлено мной, не психоанализ. Если же считать, что основы психоанализа составляет определенная система взглядов, касающихся роли бессознательных процессов и путей их выражения, а также формы терапевтического лечения, которые помогают довести эти процессы до сознания, тогда то, что предлагаю я — психоанализ».
В критическом аспекте Б. В. Зейгарник [2] по-иному отвечает на этот вопрос, что является очень важным для понимания эволюции идей психоанализа. Хотя Хорни резко критиковала биологизаторскую сущность учения

64
□ Глава 2. От ортодоксального психоанализа к патогенетической
Фрейда, нов главном своем положении базальной тревоги она по существу недалеко уходит от Фрейда. Хорни говорит о противоречиях между обществом и человеческими потребностями, но она рассматривает их не как явление, свойственное несовершенному обществу, а как врожденное свойство людей. Иными словами, ее попытка социологизировать Ф рейда — мнимая, ибо она представляет собой тенденцию к психологизации общественных явлений. В теории Хорни остаются основные положения фрейдизма антагонизм природного и социального (принцип стремления к безопасности несовместим с удовлетворением человеческих желаний, фатальность врожденного механизма базальной тревоги. У Хорни звучит то положение, которое было особенно развито у Фромма, а именно базальная тревога ведет к отчуждению человека от общества.
Патогенетическая психотерапия преодоление фрейдизма
В е гг. XX в. советский врачи психолог В. Н. Мясищев, приняв известный тезис Маркса и Энгельса о том, что сущность человека представляет собой совокупность общественных отношений, разработал психологию отношений и на ее основе развил концепцию психогений и патогенетической, или психогенетической, психотерапии. При этом В. Н. Мясищев воспринял ряд идей психоанализа. Его ближайшим помощником была Е. К. Яковлева, симпатии которой поначалу былина стороне психоанализа, иона занималась им в своей практической работе. Концепции невроза и психотерапии развивались В. Н. Мясищевым путем преодоления фрейдизма.

Он был искренен, когда писало том, что много давшей, нов целом неприемлемой для нас системой психотерапии, явился психоанализ, и ставил задачу критически преодолеть психоанализ и сформулировать положения теории и практики психотерапии в духе советской психологии и психопатологии. Однако на известной совместной сессии двух академий Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР) в 1950 г. советская медицина и психиатрия подверглись жесткой критике за недостаточно активное применение учения И. П. Павлова. В связи с этим В. Н. Мя- сищев приступил к усиленному переводу психогенетической концепции на рельсы нейродинамической концепции неврозов И. П. Павлова.
Ситуация изменилась вначале х гг. На Всесоюзном совещании по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии в Москве (1963), как об этом рассказывает в своей книге Неврозы и их лечение А. М. Свядощ, указывалось на положительную сторону трудов
Фрейда. Они привлекли внимание науки к вопросу о влиянии влечений на психические процессы, а также проблеме бессознательного показали неко­
Патогенетическая психотерапия преодоление фрейдизма

65
торые конкретные проявления бессознательного, например, влияние его на описки, оговорки, отдельные невротические симптомы указали на роль конфликтов между долгом и желанием в возникновении неврозов отметили явления сублимации сексуальной энергии, вытеснения переживаний лежащие, например, в основе истерических амнезий), выдвинули принцип аналитической терапии, те. лечения путем выявления неосознаваемых больным переживаний. Отрицая инфантильно-сексуальную теорию неврозов, мы тем самым, — пишет А. М. Свядощ, — отвергаем и созданный
Фрейдом метод лечения — психоанализ, основанный на выявлении мифических подсознательных сексуальных комплексов».
За что критиковал Ф рейда сам В. Н. Мясищев, что он принимала с чем был принципиально несогласен Прежде всего В. Н. Мясищев не признавал биологизм и пансексуализм фрейдовской теории (как, впрочем, и большинство его современников-ученых), а также примат бессознательного в детерминации поведения человека, ибо эти теории приходили в противоречие с научно обоснованной марксистской концепцией личности как совокупности общественных отношений. Что же касается конкретных механизмов возникновения и развития психогений, то В. Н. Мясищев не отрицал многих открытых Ф рейдом феноменов, таких как бессознательная мотивация, вытеснение и сопротивление и др. С некоторыми оговорками признавал он также и метод психоанализа сего интерпретацией свободных ассоциаций, сновидений, ошибочных действий, анализом сопротивления и переноса. Но упрекал Фрейда за мистификацию этих явлений, их переоценку и генерали­
зацию.
Обратимся к неопубликованной статье В. НМ ясищ ева «Психогения и психотерапия, датируемой 1947 г, в которой он подвергает критике ряд психоаналитических понятий. Рассмотрим ряд положений этой статьи. Психоанализ, — пишет В. Н. Мясищев, — противопоставил себя поверхностному и статическому пониманию старой психологии в качестве более глубокого и генетического понимания. Но глубокое понимание свелось к усмотрению в человеке животного, а генетическое — к попытке свести настоящее к прошлому. Как ни странно, в учении психоанализа сказался глубокий регресс, подлинная проповедь своеобразного атавизма, несмотря на то что им впервые осуществлены глубокие этиологические и культурно-исторические поиски. Проницательность в деталях в нем сочетается с поразительной слепотой в целом».
Важным в понимании позиции В. НМ ясищеваявляется разведение понятий бессознательное и «неосознаваемое». Признавая наличие в психике не­
осознаваемого, В. Н. Мясищев резко критиковал учение Фрейда о бессознательном. Учение о бессознательном, а не осознании как о руководящем начале, о влечениях, а не об общественно-трудовой деятельности как основе понимания психики, о влечении к смерти, а не о стремлении к бесконечному

66
□ Глава 2. От ортодоксального психоанализа к патогенетической развитию, — вот те принципиальные положения, которые выдвигаются психоанализом и которые извращают подлинную природу и движущие силы психической жизни. Психоанализ противопоставляет рационально-созна­
тельное иррационально-бессознательному и приписывает последнему доминирующую роль этот принцип прилагается психоанализом к пониманию здоровой и болезненно измененной психики.
Учению о бессознательном В. Н. Мясищев противопоставляет положение о прогрессивно возрастающей роли сознания, о необязательности противоречия сознательного и бессознательного Закон общественного развития психики говорит о том, что не темные стихии, а сознательное и разумное определяет поведение человека. Наличие несознаваемого объясняется тем, что способность опыта и восприятия по объему шире, чем способность осознания. Нов принципе все может быть осознано. В большом материале опыта каждого человека есть много незамеченного им, но незаметно влияющего, замеченного, но неосознанного и непонятого. Наконец, в ряде случаев аффективные, личные, этические и т. п. мотивы и тенденции препятствуют пониманию и осознанию здоровым или больным тех или других фактов. Фрейд объяснил их несоответствующим образом, он их переоценили генерализовал в силу того, что конфликты у его зажиточной буржуазной клиентуры возникали под знаком сексуальности.
Психоанализ утверждает, что задача анализа заключается в возвращении в сознание вытесненного ив его расшифровке с помощью символов. Осознание скрытого смысла симптомов и является средством исцеления. Непонятно, однако, как при ведущей роли бессознательного возврат вытесненного в сознание или осознание символики излечивает и как это можно объяснить, избегая мистификации. Здесь — пишет Мясищев, — основное расхождение между нами и психоанализом, но здесь и самое уязвимое место психоанализа Что определяет динамику душевной жизни в норме и патологии — сознание или бессознательное?Для нас сознание определяет эту динамику и конфликт и возможность излечения. Оно направляет всю деятельность человека. Нет бессознательного переживания и бессознательного конфликта — есть неосознанные переживания и конфликты. Есть неясные и несознательные причины переживаний и конфликтов. Интересно, что несколькими годами позднее Эрих Ф ромм напишет, что сам термин бессознательное представляет в действительности некую мистификацию. Нет такой вещи, как бессознательное есть только те чувства, которые мы осознаем, и те, которые не осознаем (Самый существенный вопрос для В. Н. Мясищева заключается в том, откуда у сознания обнаруживается сила, строящая и перестраивающая отношения и все поведение человека. Кажется основательной позиция психоанализа, рассматривающая инстинкт, связанный с организмом, как самое мощное, но тогда неясно, как сознание, хотя и самое высшее, но бесплотное
Патогенетическая психотерапия преодоление фрейдизма
□ идеальное в психике, преодолевает его неудержимые импульсы. Это можно понять, только признавая общественную сущность человека. При этом сознание выступает как материальная сила. Достаточно напомнить о героях, приносящих свою жизнь в жертву ради идеи. Героизм, являясь высшим образцом общественного развития, представляет образец выносливости, огромной силы в борьбе с жизненными препятствиями, которые возникают на пути тех идейных целей, которые ставит перед человеком его сознание.
Материальная сила сознания может быть понятой на основе анализа истории развития человека. Этот анализ показывает, что предметы и обстоятельства окружающего, интегрированные в символах речи (иначе — в мышлении и идеях, сходом развития человека все более определяют его жизнь и деятельность. Эти образования (вторая сигнальная система Павлова) нанизывают на себя весь накапливающийся опыт человека, являя собой не мертвые знаки, а насыщенные конденсированной, действенной, аффективной силой импульсы. Экспериментальное психофизиологическое исследование показывает, что слово вызывает сильнейшее изменение дыхания, пульса, кровяного давления, деятельности желудка, биотоков кожи и мозга, обмена веществ. Становится ясным, что слово, идея — материальная сила, потрясающая организм человека. Поэтому осознание — непросто понимание объективных зависимостей вещей и людей, но действенное переживание, изменение отношений, потенциальная перестройка действий. В процессе психотерапии от субъективного понимания своих мотивов и самого себя человек переходит к осознанию объективного значения — обусловленности своих переживаний, к осознанию неправильной линии своих поступков и правильной самооценке, к осознанию конструктивных путей выхода из трудной ситуации. Меняя отношение в процессе осознания, человек начинает иначе переживать, иначе реагировать. То, что казалось хорошим, осознается как плохое казавшееся несправедливым оказывается заслуженными т. д. Этот процесс изменения отношений сопровождается исчезновением симптомов. Это показывает, что борьба с симптомами также ненужна при правильной психотерапии, как бесплодна при неправильной.
Далее в этой статье В. Н. Мясищев высказывает свою точку зрения на такие механизмы патогенных нарушений, как вытеснение, символическое замещение, сублимация. Он не рассматривает вытеснение как выталкивание в бессознательное тягостных переживаний. По В. Н. Мясищеву, этот механизм состоит в том, что человек умалчивает тов чем ему стыдно признаться, он сознательно гонит от себя неприятные мысли и пытается отвлечься от них или забыть их, что нередко ему и удается. Не все пациенты, не всегда и не сразу осознают свои неблаговидные мотивы или действия. Эти факты он рассматривает как произвольную сознательную психическую деятельность, как активное умалчивание и сокрытие

1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   48

перейти в каталог файлов


связь с админом