Главная страница
qrcode

конференция терина козик. Реорганизация системы государственного управления в годы великой отечественной войны как фактор победы


НазваниеРеорганизация системы государственного управления в годы великой отечественной войны как фактор победы
Дата01.12.2019
Размер40 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаконференция терина козик.docx
ТипДокументы
#81555
Каталог

Терина Мария Денисовна

Козик Марина Владимировна

студентки I курса группы ТЛБО-01-18
РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ КАК ФАКТОР ПОБЕДЫ
Совсем недавно отгремели салюты парада Победы. В связи с этим важным праздником необходимо вспомнить о факторах победы Советского Союза в войне с фашистской Германией, в частности, реорганизацию системы государственного управления в годы Великой Отечественной Войны.

В любой период истории страны очень важно учесть разнообразный опыт прошлого. И, конечно, нельзя пренебрегать опытом работы государственного механизма.

Эффективность функционирования советской государственной системы управления была наглядно показана в военные годы. Мы попытаемся доказать значимость реорганизации государственного аппарата СССР в победе нашей страны.

22 июня 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР на всей европейской части страны вводилось военное положение. Все функции органов государственной власти и управления переходили к военным властям.

Встал коренной вопрос о возможности существования Советского государства в связи со сложившейся в стране чрезвычайной обстановкой.

В связи с катастрофическим военным положением начали создаваться новые чрезвычайные органы, а уже сложившимся органам придавались особые полномочия.

Именно овладение арсеналом и методами ведения хозяйства в условиях военного времени, позволили осознать принцип управления как «управление государством через роль воюющего субъекта - «управляющего войной». Реализация принципа «управляющего войной» позволило перестроиться на основе мобилизационных программ, которые предусматривали перестройку страны в единый обороняющийся организм («Все для фронта, все для победы!»). Освободительный, отечественный характер введения войны позволил реализовать модель «социального оптимизма» («Наше дело правое. Враг будет разбит, победа будет за нами!») и согласовано наращивать усилия по решению ближайших, промежуточных и конечных задач.

Основная причина и значительная трудность заключалась в том, что система государственного управления была ориентирована «на мирный созидательный процесс», согласно Конституции СССР, и лишь в условиях мировой войны, в конце 30-х фрагментарно трансформировалась применительно к вооруженным задачам.

В условиях ведения боевых действий реально угрожавших армии, государству, общественному устройству государственной системе управления пришлось одновременно воевать и на ходу форсировано перестраиваться. Государственное управление стало иметь вид экстремальный и носило чрезвычайный характер. В фундаменте государственного управления произошла произвольная милитаризация, так как были созданы системообразующие чрезвычайные, внеконституционные органы, обладавшие особыми полномочиями. Их функционирование и легитимность обеспечивалось на «чрезвычайной нормативно-правой основе». Важной вехой коренной перестройки системы управления стало Постановление Президиума Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП(б) от 30 июня 1941 года «о создании высшего чрезвычайного органа»- Государственного Комитета Обороны (ГКО). ГКО стал органом сосредоточившим «всю полноту власти в одних руках»1.

В состав ГКО вошли: председатель СНК СССР И.В. Сталин (председатель); нарком иностранных дел В.М. Молотов (заместитель председателя); заместитель председателя СНК СССР К.Е. Ворошилов; секретарь ЦК ВКП(б) Г.М. Маленков. Затем в состав ГКО были дополнительно включены: заместитель наркома обороны СССР Н.А. Булганин; председатель Госплана СССР Н.А. Вознесенский; нарком путей сообщения Л.М. Каганович; нарком внешней торговли А.И. Микоян.

При этом Верховный Совет СССР, СНК СССР, Президиум Верховного Совета СССР, общесоюзные органы управления, республиканские и местные органы власти и управления, также продолжали действовать. Начал свою деятельность Совет по эвакуации при СНК СССР. Он осуществлял координацию, организацию и контроль перебазирования промышленности в восточные районы из западных.

Все вопросы управления решались на основе принципа своевременности и авторитетности без разделения на государственные, военные и партийные органы. ГКО стал органом с неограниченными полномочиями. Все решения ГКО имели силу «законов военного времени»2. Все постановления и распоряжения ГКО были обязаны беспрекословно выполняться партийными, хозяйственными и общественными организациями. ГКО осуществлял функции управления и контроля через «своих уполномоченных» и «существующие государственные, партийные, общественные органы».

Всего ГКО за военный период было издано более десяти тысяч постановлений, например 17 сентября 1941 года было издано постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». Согласно которому с первого октября 1941 года всё население Союза ССР мужского пола от шестнадцати до пятидесяти лет было обязано проходить военное обучение. Организация и управление процессами военного обучения была возложена на Наркомат обороны. В составе Наркомата обороны было создано специальное Управление Всеобщего военного обучения - Всеобуч.

Это позволило форсировано нивелировать временную паузу «шокового бездействия и паники» в системе организации функции управления различных уровней и звеньев управленческой системы.

Ситуация «шокового бездействия и паники» это проявление внезапности и масштабности германского нападения, стремительности и широкой фронтальности фашистского наступления, а также задержка в осознании необходимости чрезвычайной перестройки власти, системы управления, а также всей жизни народа в тяжелейших условиях начального периода Великой отечественной войны.

Появились новые органы, такие как Управление по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих и т.п., необходимость в которых была вызвана чрезвычайными обстоятельствами ведения боевых действий.

Претерпели существенное изменение права СНК в части их расширения и ответственности. Чрезвычайная катастрофичность первых месяцев войны пробудила рост импровизационного характера организации чрезвычайных органов, поэтому и вследствие этого 23 июня 1941 г. была образована Ставка Главного командования (СГК) – первый внеконституционный чрезвычайный орган управления, созданный в военное время.

Первым Председателем СГК был назначен нарком обороны маршал Тимошенко Семен Константинович. Назначение Семена Константиновича Тимошенко Председателем СГК соответствовало компетенции Ставки. В функции Ставки входили, в первую очередь, стратегические вопросы руководства и организации вооруженных сил.

В кадровой работе проявилась «ситуационная дилемма» - эффективность и качество реализации функций управления, обусловленная частой перестановкой кадров в государственных органах, общественных организациях, в связи с мобилизацией на фронт с одной стороны, а с другой стороны - обновлением личного состава государственного аппарата за счет выдвижения людей, не подлежащих призыву и мобилизации в армию, не имевших необходимого опыта руководящей и административной работы.

В основу управления внутренней политикой был положен принцип максимальной централизации политического, хозяйственного и военного руководства. Это позволило укрепить исполнительную вертикаль, придать её существованию директивность, оперативность, а функционированию смысл – результативности. При этом аппарат и лидеры однопартийного государственного управления получили монопольное положение, что в свою очередь способствовало концентрации полномочий и персонализации управленческих функций. Как по вертикали, так и по горизонтали всем звеньям управленческой системы стала характерна парадигма чрезвычайности.

Парадигма чрезвычайности управления, в первую очередь, была продемонстрирована по двум направлениям:

1) наличие сверхчрезвычайных и эффективных результатов, полученных при организации действий в чрезвычайных условиях через выполнение чрезвычайных функций и применения чрезвычайных методов максимально милитаризированными и централизованными конституционными органами;

2) создание системы чрезвычайных, неконституционных («с особыми полномочиями») органов, функционировавших на чрезвычайной (не предусмотренной Конституцией Союза ССР) нормативно-правовой базе.

Для быстрого и оперативного решения возникающих вопросов государственного регулирования в условиях военного времени первого июля 1941 года было принято постановление «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени»3. Согласно этому Постановлению наркоматам давалось право распределять и перераспределять материальные ресурсы. Наркомы могли принимать решения о вводе в эксплуатацию мобилизованных, эвакуированных и строящихся предприятий и их отдельных частей. Они могли производить затраты на восстановление разрушенной промышленности и гражданского сектора.

Союзные республики в годы войны существенно расширили реализацию своих прав через Закон «О создании войсковых формирований союзных республик», принятый первого февраля 1944 года Верховным Советом СССР»4.

В результате исполнения этого постановления Верховные Советы союзных республик учредили наркоматы обороны. Были назначены наркомы Союзных республик и внесены в связи с этим изменения в республиканские конституции. Первого февраля 1944 года Верховный Совет СССР принял закон «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел». На основании этого законодательного акта республики Союза ССР смогли вступать в непосредственные связи с иностранными государствами и заключать с ними соглашения.

ГКО и другие органы высшего управления уделяли пристальное внимания военно-организационной системе, изменяли структуру и состав военного руководства, восполняя убыль командного состава и помогая Ставке Верховного главнокомандования, Генеральному штабу РККА, управлениям НКО, ВМФ, командованию стратегических направлений и фронтов. Было организовано управление всеми структурами вооруженных сил, упорядочено командование фронтами, армиями, соединениями и оперативными объединениями в составе фронтов, корпусами, дивизиями, бригадами, полками.

После победоносного окончания войны Советского Союза против фашистской Германии, милитаристской Японии и их союзников, Государственный комитет обороны и Ставка Верховного Главнокомандования были расформированы.

Государственное управление военной сферой приобрело не только приоритетное значение, но и всеобъемлющий характер.

Новые функции управления осуществлялись через чрезвычайные методы на основе законов военного времени. Они обеспечивали интенсивное военное строительство, качественно новый и эффективный уровень военной, организаторской и управленческой работы.

Организация и управление военной сферой составило единую систему с не менее важным государственным управлением тылом, которым стала вся огромная страна с ее сложным народнохозяйственным, социально-политическим и духовно-культурным комплексом.

Перестройка государственного управления в состояние повышенной мобильности в условиях военного положения – закономерная реакция, необходимая для решения чрезвычайных военных вопросов. Все изменения в управлении СССР в ужасающих военных обстоятельствах полностью соответствовали задачам и требованиям, с которыми надлежало справляться руководству страны. Великая победа советского народа в 1945 году не была заранее предрешена, и нельзя отрицать, что реорганизация государственной власти, а также исправная работа всех элементов и должностных лиц этой системы, внесла неоценимый вклад в победоносное завершение войны. Для улучшения эффективности работы сотен тысяч компетентных, предприимчивых, решительных сотрудников, трудящихся в аппарате государственного управления, были применены всевозможные меры поощрения, а также строгие меры дисциплины.

Командно-административная система организации, применяемая еще с 1930-х годов, убедительно продемонстрировала свои положительные аспекты в условиях катастрофического военного положения.

Таким образом, неотъемлемым фактором и механизмом победы СССР в борьбе с фашисткой Германией стало переоборудование государственной системы управления, которая основывалась на патриотизме, решительности и содействии всего советского народа.

Именно в годы войны отмечалось особое единение и сплоченность народа, власти и системы управления.

Список источников и литературы


Бондаренко Е.Ю. История государственного управления России. - Владивосток, 2001. - С.96-99.

Государственное управление в СССР в предвоенные годы (1936– 1941). [Электронный ресурс]: URL: http://biofile.ru/his/25040.html (дата обращения 28.04.2019).

История государственного управления России. Учебник / Отв. ред. В.Г. Игнатов. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - С. 237-246.

О Комитете Обороны. Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР. 9 апреля 1941г. // Известия ЦК КПСС. 1990. № 2. С.203.

И.В. Баранова, М.С. Погольская Особенности государственного управления СССР в годы Великой отечественной войны (1941-1945 гг.) // Вестник магистратуры. 2018. №12-2 (87). С.36-38.

Государственный комитет обороны (ГКО). [Электронный ресурс]: URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/gosudarstviennyi_komitiet_oborony_gko (дата обращения 25.05.2019).

1 Государственный Комитет Обороны [Электронный ресурс] URL: https://www.liveinternet.ru/users/5672417/post393379832 (дата обращения 20.05.2019)

2 Государственный Комитет Обороны [Электронный ресурс] URL: https://www.liveinternet.ru/users/5672417/post393379832 (дата обращения 20.05.2019)




3 Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (1937.01.21 - 1991.12.25) [Электронный ресурс] URL: http://xn--80aagr1bl7a.net/index.php?md=books&to=cat2&id=4486&type=rus «Собрание постановлений и распоряжений правительства РСФСР (1937.01.21-1946.03.23)» (дата обращения 20.05.2019)





4 Конституция СССР и РСФСР (1918-1978) [Электронный ресурс] URL: https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1936/zakony/3946736/

«Закон СССР от 1 февраля 1944 г. » (дата обращения 20.05.2019)






перейти в каталог файлов


связь с админом