Главная страница

Р. Нельсон-Джоунс - Теория и практика консультирования (Золотой фонд психотерапии) - 2002. Richard Nelson-JonesThe Theory and Practice of Counselling


Скачать 29,74 Mb.
НазваниеRichard Nelson-JonesThe Theory and Practice of Counselling
АнкорР. Нельсон-Джоунс - Теория и практика консультирования (Золотой фонд психотерапии) - 2002.pdf
Дата09.07.2018
Размер29,74 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаR_Nelson-Dzhouns_-_Teoria_i_praktika_konsultirovania_Zolotoy_fon
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#48562
страница1 из 51
Каталогid256205831

С этим файлом связано 21 файл(ов). Среди них: Luria_A_R_-_Osnovy_neyropsikhologii.doc, Khomskaya_Neyropsikhologia.doc, Vizel_T_G_Osnovy_neyropsikhologii.pdf, R_Nelson-Dzhouns_-_Teoria_i_praktika_konsultirovania_Zolotoy_fon, Shikhantsov_G_G_-_Yuridicheskaya_psikhologia.doc, Reshetnikov_M_M_Psikhoanaliz_depressiy.pdf, sandomirskij_psihosomatika_i_telesnaya_psihoterapia.pdf, Bizyuk_A_P_-_Osnovy_neyropsikhologii.doc и ещё 11 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51
ЗОЛОТОЙ ФОНД ПСИХОТЕРАПИИ ib3-е международное издание
ЗОЛОТОЙ ФОНА ПСИХОТЕРАПИИ

Richard Nelson-Jones
The Theory
and Practice
of Counselling
V
CASSELL
Р. Нельсон-Джоунс
ТЕОРИЯ и ПРАКТИКА

консультирования
[^П П ТЕР *
Санкт-Петербург
Москва ■ Харьков * Минск
2002
Ричард Не ль сон Джо у нс ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Серия Золотой фонд психотерапии Перевели с английского Е. Волков, И. Волкова
Главный редактор издательства Зав. психологической редакцией Научные редакторы Ведущий редактор Литературный редактор Художник обложки
Корректоры
Оригинал-макет подготовила
Е. Ст роганова Л. Винокуров. Куликов, С. Л арионов
М . Л ебедева
0 . Ката нуги на КР адзевич
Н. В икт орова, М. Роіиаль
Е. Ван чур и на iББК 53.57+88.6 УДК 615.851 Н ельсон-Д ж оунс Р.
Н 4 9 Теория и практика консультирования СПб.: Питер, 2002. — 464 сил (Серия Золотой фонд психотерапии В книге известного британского психолога и психотерапевта излагаются теоретические основы современных методов психотерапии и психологического консультирования. Эта книга признана во всем мире одним из лучших учебных пособий по теории консультирования, в том числе авторами описываемых в нем методов. Аудитория книги профессиональные психологи, преподаватели, студенты и аспиранты психологических специальностей, педагоги, медицинские и социальные работники Richard Nelson-Jones, 1995
© Перевод на русский язык, Г Золков, И. Волкова, 1999
© Издательство Питер, Права на издание получены по соглашению с A & W Visual Все гірава защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы тони было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ЗА О Питер Бук. 196105, С анкт-Петербург, ул. Благодатная, Лицензия И Дот Подписано в печать 31.01 02. Формат х 1 0 0 1/ 16. Усл. пл. Доп. тираж 5 0 0 0 экз Заказ № 2 7 4 5 . Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП Печатный двор им A. М . Горького Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр , 15
ISBN 5-8046-0066-4
ISBN Х (англ

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие научного редактора Предисловие. 8
ЧАСТЬПЕРВАЯ, вводная. Глава 1. Введение. Тезисы. Что такое консультирование. Что такое теория консультирования. Как изучать теории консультирования Вопросы для повторения и самоанализа ... 27 Библиография. ЧАСТЬ ВТОРАЯ, гуманистическая. Глава 2. Лично с тн о центрированное консультирование Тезисы. Введение. Основные положения. Нововведения. Почему люди ведут себя неадекватно. Практика. Вопросы для повторения и самоанализа. Библиография. Глава 3. Г е ш таль т-ко нс ул ьти ров ан и е .... Тезисы. Введение. Основные положения. Нововведения. Почему люди ведут себя неадекватно.........72
Практика........................................................... Правила и игры Вопросы для повторения и самоанализа. Библиография. Глава 4. Транса к т н ы й анализ. Тезисы. Введение. Основные положения. Нововведения. Почему люди ведут себя неадекватно Практика. Вопросы для повторения
и самоанализа. Библиография. Глава 5. Консультирование по реализму . Тезисы. Введение. Основные положения. Нововведения. Почему люди ведут себя неадекватно Практика. Вопросы для повторения
и самоанализа. Библиография. 137
ЧАСТЬТРЕТЬЯ, экзистенциальная Глава 6. Экзистенциальное консультирование. Тезисы. Введение. Основные положения. Нововведения. Почему люди ведут себя неадекватно Практика. Вопросы для повторения
и самоанализа. Библиография. Глава 7. Л оготер ап и я ................................... Тезисы. Введение. Основные положения. Нововведения. Почему люди ведут себя неадекватно 178
Практика..........................................................178
Вопросы для повторения
и самоанализа. Библиография. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ,
психоаналитическая.................................... Глава 8. Психоанализ. Тезисы. 188
Ричард Нельсон-Джоунс
Введение....................................................... Основные положения. Нововведения. Почему люди ведут себя неадекватно Практика. Заключительный комментарий. Вопросы для повторения и самоанализа. 212
Библиография................................................218
ЧАСТЬ ПЯТАЯ, б их е в и ори аль на я Глава 9. Поведенческое консультирование теория. 215
Тезисы..............................................................215
Введение......................................................... Классическое обусловливание Павлова .218 Бихевиоризм обусловливания Уотсона .. 221
Оперантный бихевиоризм Скиннера Реципрокное торможение Вольпе Теория инкубации Айзенка.........................240
Вопросы для повторения и самоанализа . Библиография. Глава 10. Поведенческое консультирование практика. 247
Тезисы..............................................................247
Введение......................................................... Цели консультирования...............................249
Поведенческая оценка. Процедуры релаксации................................256
Систематическая десенсибилизация........264
Репетиция поведения и тренинг ассертивности................................................ Методы подкрепления. 271
Аверсивный метод и метод наводнения. Заключительный комментарий..................281
Вопросы для повторения и самоанализа................................................281
Библиография................................................285
ЧАСТЬ ШЕСТАЯ, когнитивная и ко гни т ив но- поведенческая. Глава 11. Социально когнитивная теория. 288
Тезисы..............................................................288
Введение......................................................... Основные положения. Нововведения. Регулирующие побудительные системы . 298
Самоэффективность и цели........................301
Практика......................................................... Вопросы для повторения
и самоанализа. Библиография. Глава 12. Рационально-эмотивное
поведенческое консультирование Тезисы. Введение. Основные положения. Нововведения. Почему люди ведут себя неадекватно Практика. Вопросы для повторения
и самоанализа. Библиография. Глава 13. Когнитивное
консул ьтирование.......................................... 346
Тезисы..............................................................346
Введение......................................................... Основные положения. Нововведения. Почему люди ведут себя неадекватно Когнитивные модели.....................................364
Практика......................................................... Вопросы для повторения
и самоанализа. Библиография. ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ, эклектическая
и ин тегр ати вн ая..............................................383
Глава 14. Мультимодальное консультирование. 383
Тезисы..............................................................383
Введение......................................................... Основные положения....................................387
Нововведения................................................. Почему люди ведут себя неадекватно Практика. Вопросы для повторения
и самоанализа. Библиография. Глава 15. Консультирование
по жизненным умениям ...............................413
Тезисы..............................................................413
Введение......................................................... Основные положения. Нововведения. Почему люди ведут себя неадекватно Практика. Вопросы для повторения
и самоанализа. Библиография. 455
ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА
Во многих странах консультирование является широко распространенным видом деятельности психолога, a консультативная психология — интенсивно развивающимся разделом психологии. Книга, которую выдержите в руках, имеет существенные отличия от других изданий по консультативной психологии, вышедших в России за последние годы. Главная особенность в том, что она обладает всеми достоинствами хорошего учебника. Материал изложен в систематизированном виде, по единой схеме для всех обсуждаемых теорий консультирования, с определением основных понятий. Даны вопросы для повторения и вопросы для самоанализа практикующему психологу.
Ричард Нельсон-Джоунс имеет более чем тридцатилетний опыт консультирующего психолога и преподавателя в крупных университетах ряда стран мира. Кроме того, он является автором оригинального подхода в консультировании. Эти обстоятельства сыграли благотворную роль в рождении книги, отборе материала и его структурировании. В ней представлен аналитический обзор современных теорий консультирования. Автор знакомит с принципами и методами мультимодального консультирования, консультирования реальностью, консультирования пожизненным умениям, a также с рядом других концепций, которые сегодня еще мало известны российским специалистам. Непосредственное общение Нельсон-Джоунса походу создания книги со многими авторами теорий, сих ближайшими учениками позволило достичь необходимой точности в передаче идей признанных творцов психологии и психотерапии двадцатого века.
Психологическое консультирование — это диалог индивидуальностей, диалог уникальных личностей. Для диалога недостаточно обычного языка общения, недостаточно слов. Необходимо соединение разных взглядов на мир, взаимопонимание, контакт внутренних миров. Клиент выбирает консультанта интуитивно, часто ориентируясь на его формальные характеристики, воспринимая как специалиста или испытывая доверие и притяжение к нему как к личности. Задачи консультанта более широки, более сложны. Он в большей степени ответственен — состоится или не состоится диалог. Именно он ищет и путь к индивидуальности, выбирает тот профессиональный инструмент, который позволит сделать общение действительно глубоким, a консультирование эффективным. Незаменимым помощником в этом трудном процессе выступают знания современных достижений консультативной психологии.
Большую ценность книга представляет для начинающего психолога-консультанта, поскольку в ней дан широкий охват наиболее популярных на сегодняшний день теорий консультирования. Такое издание облегчает сравнение разных подходов, оценку сильных и слабых сторон, выбор того, который более всего соответствует собственной индивидуальности и специфике задач, решаемых в психологической практике, в социальной работе, в работе с кадрами, в клинической деятельности.
Без сомнения, книга будет интересна для многих психологов, психотерапевтов, аспирантов и студентов разных специальностей, предполагающих работу с людьми.
Леонид Куликов доктор психологических наук

ПРЕДИСЛОВИЕ
Добро пожаловать!
Добро пожаловать во второе издание Теории и практики консультирования Приступая к написанию этого учебника, я ставил своей целью дать читателю ясное представление о важнейших понятиях некоторых основных теорий и практическом опыте, которые оказывают влияние на формирование взглядов специалистов, работающих в сфере гуманитарных услуг. Все те, кто занимается консультированием, оперируют теоретическими схемами, которые помогают ответить наследующие вопросы как клиенты стали такими, какими они являются в настоящее время, что питает их проблемы и каким можно помочь измениться. В этой книге я, придерживаясь строгой системы, представляю различные теоретические подходы. Моя цель — не только помочь вам выбрать наиболее подходящий способ консультирования, но и изложить главные причины того, почему вам следовало бы консультировать именно таким образом. Кроме того, я стремился вызвать y вас желание добиваться более глубокого понимания собственного поведения. Теории консультирования можно рассматривать как теории развития человеческого общества, a также как теории развития личности. Эти теории есть смысл использовать не только консультантами их клиентам, но и многим другим людям, в том числе вам!
Предполагаемый круг читателей
При написании этой книги я предполагал, что ее будут использовать в качестве базового учебника те, кто обучается на курсах теории консультирования по программам высшего и постдипломного образования и специализируется в сферах подготовки психологии, социальной работы, консультантов, подготовки медицинских сестер, управления персоналом, управления развитием карьеры, руководства процессом обучения, социального обеспечения, подготовки учителей, a также в других образовательно-гу- манитарных сферах. Я также предполагал, что эту книгу будут использовать в качестве учебника на курсах по консультированию, которые организуются различными агентствами. Кроме того, я считаю, что эта книга может явиться хорошим введением в теорию личности для студентов старших курсов, занимающихся поведенческими и социальными науками. Я надеюсь, что академически-прикладная направленность этой книги заинтересует многих студентов и их преподавателей.
Содержание
Книга состоит из семи частей, в которых выборочно, но вместе стем детально изложены вопросы, имеющие отношение к теории и практике консультирования, Первая часть содержит вводную главу, в которой рассматриваются некоторые точки зрения на

Предисловие
9
консультирование и определяется, чего можно достичь при использовании теории консультирования. Вторая часть включает в себя главы, посвященные четырем различным теоретическим подходам, которые в широком смысле можно назвать гуманистическими. Это следующие типы консультирования личностно-центрированное консультирование Роджерса, гештальт-консультирование Перлса, трансактный анализ Берна и консультирование по реализму Глассера. Третья часть содержит две главы, в которых представлены имеющие наибольшее значение современные экзистенциальные подходы к консультированию. Эти главы посвящены экзистенциальному консультированию Ялома и Мэя и логотерапии Франкла. По причине большого влияния психоанализа Фрейда (как в прошлом, таки в настоящее время) на развитие теории и практики консультирования, в четвертую часть книги я включил главу, посвященную подходу
Фрейда.
В пятой части я фокусирую внимание читателя на традиционной бихевиоральной теории и практике. В главе, посвященной бихевиоральной теории, рассмотрен научный вклад Павлова, a также Уотсона, Скиннера, Вольпе и Айзенка. В главе, посвященной бихевиористской практике, дается обзор воздействий, основанных на бихевиоральной теории. Так, например, в этой главе рассматриваются систематическая десенсибилизация и методы подкрепления. Шестая часть посвящена когнитивному и поведенческому консультированию и начинается с главы, содержащей информацию о социально-когни- тивной теории Бандуры, которая подвергает сомнению целесообразность исключительной сосредоточенности традиционных бихевиористов на наблюдаемом поведении. В следующих двух главах представлены рационально-эмотивное поведенческое консультирование Эллиса и когнитивное консультирование Бека. Седьмая, заключительная, часть книги посвящена анализу двух различных методов работы с использованием нескольких подходов одновременно. В этом разделе рассматриваются «технически-эклектическое» мультимодальное консультирование Лазаруса и разработанное мною интегративное консультирование пожизненным умениям.
Главный акцент в этой книге я делаю на индивидуальном консультировании. Поэтому здесь отсутствуют главы, посвященные семейному и групповому консультированию, хотя каждая из этих тем, возможно, заслуживает освещения в отдельной книге. Также я решил не включать в данную книгу материал, имеющий отношение к узкоспециальным областям, например к карьерному, мультикультурному или феминистскому консультированию (хотя я считаю эти виды консультирования чрезвычайно важными).
Я воздержался от оценки различных консультационных подходов в конце каждой главы потрем следующим причинам во-первых, я не хотел, чтобы читатель подумал, что я критикую теоретиков, которых просил помочь мне адекватно представить разработанные ими подходы во-вторых, я хотел предоставить читателю возможность составить собственное мнение после прочтения каждой главы и проработки содержащегося в ней материала и, в-третьих, собственные идеи я излагаю в заключительной главе книги из вас, кто знаком с первым изданием книги, заметят следующие основные изменения в новом издании использование в заглавии слова консультирование вместо словосочетания психология консультирования добавление глав, посвященных геш- тальтистскому, экзистенциальному, когнитивному консультированию, логотерапии, консультированию пожизненным умениям, a также социально-когнитивной теории рассмотрение теории и практики при анализе каждого подхода водной главе, вместо
Ричард Нельсон-Джоунс
разделения книги на две самостоятельные части — теоретическую и практическую изъятие глав, посвященных групповому консультированию и психологическому образованию отсутствие фокусировки на специфических видах консультирования, например на консультировании, при котором рассматриваются проблемы взаимоотношений.
Что характерно для данной книги
Я хотел бы обратить ваше внимание наследующие особенности этой книги Авторитетность. Я стремился представить каждый теоретический подход максимально адекватно и с учетом последних научных разработок. Например в процессе написания книги я вступал в контакт с ныне живущими теоретиками, чтобы получать самые свежие материалы из первых рук. Кроме того, я давал этим специалистам возможность просматривать главы, посвященные разработанным ими методам работы, и предлагать изменения Полное и ясное изложение. Большинство глав написаны в соответствии со стандартной системой подзаголовков, что позволяет читателю убедиться в том, что каждый подход представлен детально и понятно. Эта система такова тезисы, введение, основные положения, нововведения, почему люди ведут себя неадекватно, практика, вопросы для повторения и самоанализа и библиография. Эта стандартная форма изложения материала поможет вам как в изучении различных теорий, таки в их критическом анализе Доступность языка. Я отдавал предпочтение простому доступному языку и старался в основном использовать уже устоявшиеся термины и понятия, к которым обычно прибегают специалисты Вопросы, помогающие лучше понять и проработать книгу. Для того чтобы должным образом изучить теорию консультирования, необходимо понять основные концепции. Каждая глава заканчивается вопросами, с помощью которых можно проверить свое понимание главных идей. И вопросы для повторения, и резюме вначале глав призваны помочь при просмотре материала перед написанием семестровых работ и прохождением тестов Фокусировка внимания на личностном росте. Помимо вопросов для повторения, в конце каждой главы есть вопросы для самоанализа. Эти вопросы должны помочь вам более глубоко изучить теорию ив какой-то мере развить свою личность, применяя к самому себе концепции и методы, о которых идет речь в каждой конкретной главе Помощь в дальнейшем изучении теории и практики консультирования.
Я хотел призвать вас к использованию глав этой книги в качестве ступеней к изучению первоисточников. В конце каждой главы приводится библиография.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51

перейти в каталог файлов
связь с админом