Главная страница
qrcode

Роль биогенных и социогенных факторов, определяющих специфику и проблемы социального развития и социального поведения детей с нарушениями в развитии


Скачать 19.19 Kb.
НазваниеРоль биогенных и социогенных факторов, определяющих специфику и проблемы социального развития и социального поведения детей с нарушениями в развитии
Дата28.06.2020
Размер19.19 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРоль биогенных и социогенных факторов.docx
ТипДокументы
#89022
Каталог

Роль биогенных и социогенных факторов, определяющих специфику и проблемы социального развития и социального поведения детей с нарушениями в развитии.

Биогенные факторы, которые могут влиять на развитие личности, это в первую очередь потребность в безопасности, эмоциональном контакте, потребности в активности. При социальной депривации ребенка с ОВЗ, мы можем наблюдать неудовлетворенного в потребностях индивида. Ребенок живет в «заточении», с ограниченным контактом, отсюда и нарушается социальное развитие ребенка. Невозможность разнообразить контакт с миром, дает свое негативное последствие, ребенок может начать боятся или вовсе не уметь начать разговор первым с незнакомыми людьми.

Но есть и другая сторона медали, когда человек с ОВЗ, в более осознанном возрасте, начинает понимать, что он не такой, как все и когда возникает возможность прогуляться на улице и т.д. Он может сам не захотеть идти, поскольку все будут косо смотреть, тыкать пальцем. Это вопрос о принятии в современном мире людей с ОВЗ. Век прошел, а осознания в принятии до сих пор нет, как и моральных ценностей.

От предмета, способа удовлетворения, мне кажется, тоже оказывается влияние на социальное развитие. Социальные потребности в уважении соответственно тоже не могут быть преодолены. Это выражено как раз в общении, поскольку человеку с ОВЗ всегда хочется помочь, пожалеть и тд. Люди с нормой ощущают его более уязвимым, поэтому нет признания.

Соц. потребность так же выражается в общении, человеку с ОВЗ гораздо труднее заводить новые знакомства. Хотя по большей мере все зависит от самого человека. Поскольку круг общения меняется редко, то окружение ставит ребенка с ОВЗ во главе семьи и отсюда у ребенка может быть завышенная самооценка.

семья, имеющая ребенка с ограниченными воз-можностями здоровья (с психически и соматически больным ребенком), не обязательно попадает в разряд «проблемных семей», не способных конструктивно решать задачи развития. Однако рождение больного ребенка может быть деструктивным фактором, который нарушает привычное функционирование семьи и в конечном итоге приводит к трансформации ее структуры.

Выделим основные характеристики такой семьи

Чаще всего эта трансформация выражается в распаде супружеской подсистемы, когда отец, не выдержав нервно-психической и физической нагрузки, возникающей в связи с особым уходом и воспитанием ребенка-инвалида, уходит из семьи. Однако болезнь ребенка может выступать в роли фактора, стабилизирующего семейную систему, поскольку супруги не «позволяют» себе выяснять супружеские отношения и предъявлять друг другу претензии как мужу и жене в присутствии больного ребенка.

Семья с больным ребенком превращается в проблемную и в том случае, когда болезнь становится единственным стабилизатором, сохраняющим брак. Внутренние реальные проблемы членов семьи будут маскироваться преувеличенной заботой о ребенке, поддерживая в нем желание остаться навсегда больным. Накопившееся, но тщательно скрываемое эмоциональное раздражение родителей может приобретать неожиданные формы проявления: скандалы «на пустом месте», депрессия, нахождение утешения одним из родителей в увлечении разнообразными околонаучными и религиозными учениями и т. п.

Семья с больным ребенком может рассматриваться как проблемная при нарушениях отношений между здоровым и больным ребенком, вызванных рядом ограничений жизнедеятельности и эмоциональным непринятием дефекта..

Например, ребенок, имеющий, брата или сестру инвалидов, неизбежно сталкивается со следующими проблемами:

* уменьшается интенсивность его контактов со сверстниками на своей территории, так как ребенок, стыдясь внешнего вида и поведения инвалида, не приглашает в гости друзей, стремится реже бывать дома;

*из-за болезни другого ограничивается общая (физическая и психическая) активность ребенка внутри семейного пространства;

Семья с больным ребенком становится проблемной (в первую очередь для ребенка) в зависимости от отношения родителей к ребенкуимеющего дефект психологического или соматического характера. Тип отношения к дефекту во многом усиливает либо, напротив, ослабляет компенсаторные возможности ребенка, успешность его адаптации и развития.

Традиционно выделяются несколько типов реакции родителей и соот-ветствующих им стратегий поведения.

1. Принятие ребенка и его дефекта

Родитель       принимает       дефект       своего       ребенка,       объективно       его

воспринимает, адекватно оценивает и проявляет настоящую преданность ребенку собственные Родители не испытывают чувства вины или неприязни к ребенку. Главным девизом считается: «Необходимо достигнуть как можно большего там, где это возможно». В большинстве случаев вера в силы и способности ребенка дает родителям душевную силу и поддержку. Такой тип поведения обеспечивает наиболее эффективную адаптацию ребенка во внешней среде.

2. Реакция отрицания

Отрицается, что у ребенка имеется дефект, что ребенок аномальный, что его дефект оказывает воздействие на эмоциональное состояние родителей. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что никакие ограничения не принимаются и не признаются. Ребенка воспитывают в духе честолюбия, родители настаивают на высокой успешности его деятельности. У самого ребенка, вероятнее всего, могут происходить срыв адаптации и истощение психоэмоциональных компенсаторных ресурсов, что приводит к ухудшению его состояния. У родителей наступают разочарование и отвержение ребенка вследствие нереализованности их родительских амбиций.

3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки

Родителей переполняет чувство жалости и сочувствия, они защищают ребенка от всех опасностей. Мать проявляет чрезмерную любовь, родители стараются все сделать для ребенка и за него, поэтому он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне. У него формируются пассивность, несамостоятельность, психическая и социальная незрелость. Ребенок лишается возможности развивать сохранные психические процессы и компенсировать дефект, что затрудняет его дальнейшее обучение и общую адаптацию.

4. Скрытое отречение

 

Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение к ребенку скрываются за чрезмерно внешне заботливым, предупредительным, внимательным поведением. Скрытое эмоциональное отвержение ребенка родителями компенсируется педантичным формальным выполнением функциональных родительских обязанностей. Эмоциональная холодность родителей травмирует ребенка, снижая его самооценку, деформирует развитие эмоциональной сферы личности.

5.   Открытое отречение, отвержение ребенка

Ребенок с дефектом открыто принимается с отвращением, и родитель полностью осознает свои враждебные чувства к нему. Оправдание агрессии, рационализация враждебных чувств и преодоление чувства вины за их прояв-ление у родителей реализуется по типу психологической защиты. Общество, врачи, учителя объявляются виноватыми во всех бедах. В случае конфликтных отношений с прародителями либо разрушенных супружеских отношений «ответственной» за дефект может объявляться «дурная наследственность» со стороны отвергаемого супруга. Родитель чужой виной обосновывает свою враждебность и испытывает от этого облегчение.

Следует отметить, что появление в семье больного всегда изменяет
сложившуюся структуру отношений. Американский исследователь К.
Теркельсон    предложила    концепцию    «трех    уровней    вовлечения»,

описывающую типичную ситуацию в семье с появлением больного ребенка. В результате этих изменений семья как малая группа делится на три слоя, окружающих больного человека.

Первый слой (внутренний). В него входят сам больной и один из членов семьи, берущий на себя заботу о больном. Чаще всего таким главным опекуном становится мать, привычная жизнь которой полностью меняется и переключается на удовлетворение потребностей больного. Через этого человека больной связан с внешним миром.

Второй слой (внутрисемейный}. Этот слой образуют другие члены семьи, в меньшей степени задействованные в уходе и опеке. У представителей второго слоя в связи с появлением в семье хронического больного может появиться стремление найти более важные дела, чтобы отгородиться от контактов с больным (например, начать усиленно заниматься профессиональной карьерой и т. п.). Между ними и главным опекуном может нарастать отчуждение, что приводит к разрушению былой семейной сплоченности.

Третий слой (наружный). К нему относятся близкие и дальние родственники этой семьи. Они могут интересоваться самочувствием и состоянием дел больного, не вступая с ним в постоянный контакт. Представители третьего слоя пытаются предлагать свои способы лечения больного, порою наивные и неадекватные. Они часто начинают обвинять главного опекуна в неправильном поведении и методах воспитания, которые, по их мнению, и явились причиной болезни. Обвиняя главного опекуна, они тем  самым маскируют  свою  беспомощность перед  сложившейся ситуацией.

Их действия могут разрушать внутрисемейные отношения за счет усиления чувства вины представителей первого и второго слоев.

В раннем возрасте, пока ребенок не осознает всю специфику своего нарушения, он имеет спокойное детство, без насмешек и т.д. В силу возраста, ни сверстники ребенка, ни сам он не осознают причины и особых отличий. Да и без разницы, какой ребенок бегает с тобой, если вам весело.

В дошкольном возрасте, ребенок начинает осознавать, что с его телом что-то не так, по сравнению с другими. Особенно это касается ребенка с ДЦП. В группе воспитатель может сказать, что он не такой, настраивать деток, чтобы с ним обращались мягче и т.д. Тем самым может навредить ребенку. Игра становится тоже не такой. Не все дети начинают также охотно бегать с тобой или делиться игрушками. Уже осознание, что ты не такой уже имеется.

В школьном возрасте ребенок с ОВЗ, если он не на домашнем обучении, сталкивается с еще большими проблемами, начинается школьная адаптация, новые знакомства, все это накладывается стрессом. Если плюсом ребенка начинают травить, то помощью психолога не обойтись. Здесь должна идти помощь учителя, чтобы он проводил совместные беседы с детьми и родителями, как нужно вести себя с ребенком с ОВЗ.

В более осознанном возрасте, все зависит от личности человека с ОВЗ. Либо ты принял свою особенность и живешь с этим, развиваешься и чувствуешь жизнь, либо же наоборот, ты пессимистично относишься к жизни, отчаиваешься и все может очень даже плачевно кончиться.
перейти в каталог файлов


связь с админом