Главная страница
qrcode

Российской федерации уфимская школа по подготовке специалистов кинологов мвд россии


НазваниеРоссийской федерации уфимская школа по подготовке специалистов кинологов мвд россии
Анкор1 1 Zoopsikhologicheskie osobennosti povedenia sobak.doc
Дата18.09.2017
Размер107 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла1_1_Zoopsikhologicheskie_osobennosti_povedenia_sobak.doc
ТипРеферат
#21694
Каталог

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УФИМСКАЯ ШКОЛА ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

КИНОЛОГОВ МВД РОССИИ
Цикл кинологии
«Утверждаю»

Начальник цикла кинологии

УШПСК МВД РФ

полковник полиции

И.П. Яблонский

«_____»_______________ 2012г

ЛЕКЦИЯ: №_____ «Зоопсихологические особенности поведения собак»

Лекционный материал подготовлен преподавателем цикла кинологии капитаном полиции Ермиловым Е.Н.

Лекционный материал одобрен

на заседании цикла кинологии

Протокол №______

«____»______________2012 года.

Уфа 2012г.
Содержание

Введение.

Это наиболее молодая из отраслей науки о поведении, она выделилась лишь в середине нашего столетия. Зоопсихология, как явствует из названия, изучает психические процессы у животных. Ее интересы перекрываются с интересами двух других направлений, а исследование психических процессов у беспозвоночных и низших позвоночных отделить незыблемой гранью от изучения физиологии нервной системы и этологии бывает сложно. Основной метод работы зоопсихолога – эксперимент, при этом его, в отличие от физиолога ВНД, в первую очередь интересует биологический смысл исследуемых процессов.

Самое главное отличие заключается в том, что зоопсихология признает и доказывает наличие разума у высших позвоночных.

Представителей зоопсихологии на удивление много среди наших соотечественников, а ведь марксистский материализм к идее наличия разума у животных был куда более нетерпим, чем самые ортодоксальные религиозные вероучения. Тем не менее имена Н.Н. Ладыгиной-Котс, И.П. Павлова (его последние научные труды), Л.В. Крушинского известны во всем мире. Наиболее интересна эволюция взглядов такого выдающегося ученого, как Л.В. Крушинский, который начинал свою научную деятельность как классический физиолог ВНД, а его последние работы демонстрируют удивительно гармоничный сплав лучших образцов этологии и зоопсихологии.

Среди западных зоопсихологов наиболее известны нашему читателю супруги А. и Б. Гарднеры, Д. Примак, Ф. Патерсон, изучавшие проблему языка у человекообразных обезьян, а также Дж. Лили, исследовавший дельфинов.


1.Особенности поведения собак.
Лидерство в собачьей стае.

Когда собаке приходится жить в одной стае с другими собаками, она становится жертвой своих природных инстинктов. Людям часто тяжело понять эти инстинкты, что под час ведет к проблемам взаимоотношения и даже к трагедиям.

Инстинктивно собаки, разделяющие одно жизненное пространство с другими собаками, формируют стаю со строгой иерархией. Люди становятся в некотором смысле частью этой стаи.

Интересно, что лозунги типа "я — хозяин этого дома", зачастую работают, когда человек пытается управлять другими людьми, но эти лозунги не работают с собаками. В стае вожак тот, кто способен и имеет желание защитить других, жертвуя для этого, если необходимо, своей жизнью.

Важнейшей задачей вожака стаи является защита жизни своих подопечных, но приходит время, когда вожак становится слишком стар и слаб и не может справиться с этой задачей. Таким образом, наступает время выбора нового вожака.

Иногда более молодой член стаи, готовый к лидерству, так уважает старшего, что не может открыто бросить ему вызов, а вместо этого фактически исполняет задачи вожака, будучи его заместителем. Зачастую такое положение устраивает обоих и со временем власть автоматически переходит к молодой собаке.

Работа вожака стаи. В чем же заключаются функции вожака стаи? Вожак следит за тем, чтобы другие собаки не пересекали границ территории его стаи. Для этого вожак помечает мочой и калом эти границы, а также перекрывая метки других членов своей стаи, как бы маскируя их запах.

Вожак стаи также устанавливает правила дисциплины, проверяя других членов стаи на повиновение, что особенно необходимо в кризисных ситуациях. Дисциплина может принимать форму "упражнений", когда вожак, например, забирает игрушки у нижестоящих членов стаи. Если вы дадите еще одну игрушку, вожак также ее отнимет. Другое правило дисциплины может заключаться в том, чтобы подчиненный член стаи пригибался к земле при взгляде вожака или при его рычании. Внимательно понаблюдайте за "подчиненными", и вы заметите, что фактически они расслабляются, подчиняясь вожаку. Это заставляет их чувствовать себя в безопасности, более защищенными, и что такой порядок вещей правильный.

В природе вожаки всегда едят первыми, поэтому если вы не хотите в вашем доме драк за лидерство, кормите ваших собак по отдельности.

Если все члены стаи чувствуют себя в безопасности со своим лидером и всем он подходит, очень редко в такой стае случаются серьезные драки. Обратите внимание, что вожака стаи не избирают голосованием и не назначают его хозяева. Если вы захотите вмешаться в процесс установления иерархии среди ваших собак, вероятно, вы сделаете много ошибок, что может привести к серьезным конфликтам. Лидерство в стае - это выживание наиболее приспособленных. Стая собак - это не демократия, но и не монархия.

Собаки и кошки общаются между собой с помощью языка тела. Попытка залезть друг на друга начинается еще в раннем детстве, когда щенки и котята, катаясь по полу, пытаются взобраться друг на друга буквально и фигурально. У собак язык тела может быть очень тонким. Это особенно заметно, когда одна собака помещает свою морду на морде другой собаки, на ее голове или шее.

Попытка залезть на другую собаку означает что-то вроде "Я главнее", т.е. в данном случае собака пытается установить свое доминантное положение. И все же это поведение не является по настоящему агрессивным, а больше игривым, своеобразным состязанием: "Я могу быть главнее тебя!" "Нет, я главнее!".

Кроме попытки установить доминантную позицию, это поведение также служит для разрядки от напряжения. Когда собака чем-то обеспокоена, она пытается залезть на ногу человека или на другое животное, или на игрушку или другой предмет. В то время как они не могут получить из этого ничего чисто физически, это, по-видимому, ослабляет их напряжение, возможно, потому что отвлекает внимание.

Дифференциация между двумя причинами такого поведения требует исследования обычного поведения домашнего животного. Если у вас покорная собака, она не станет доминантной только оттого, что взберется на вашу ногу. Но если это - часть ее поведения (собака охраняет свою еду, залазит на вашу кровать, а когда вы сгоняете ее со своей ноги, она рычит и скалится), тогда у вас могут возникнуть проблемы.

Если собака кажется агрессивной, вам следует проконсультироваться с опытным дрессировщиком, который поможет вашей собаке определить ее место в вашей семье. Если она пробует установить господство, но не кажется агрессивной, решение проблемы может заключаться в том, чтобы хозяин вышел из комнаты и закрыл за собой дверь. Только потому, что собака пытается доминировать над вами, не означает, что она хочет, чтобы вы ушли. Лишите ее своей компании (большинству домашних животных она необходима) и изолируйте ее от себя. Таким образом, каждый раз, как ваша собака будет пытаться над вами доминировать, вы должны уходить. В результате собака поймет, что ничего хорошего она этим поведением не добивается.

Если вашей собаке не нужна ваша компания, она становится агрессивной. В данном случае вам потребуется профессиональная помощь.

Если такое поведение обусловлено не попыткой установить господство, а снятием напряжения, а вас не очень беспокоит, если для этих целей собака использует, например, мягкие игрушки, то вы можете просто оставить ее в покое. В конце концов, ничего страшного не случится, а собаке станет легче.

Однако такое поведение в ряде случаев может представлять определенную проблему. Например, если ваша собака "пристает" к ноге человека, особенно ребенка, или кот пытается залезть на другое животное, что может окончиться дракой и т.д.

Прежде всего, не следует кричать на животное. Ваш крик может только заставить его с большим рвением заниматься недостойным поведением, хотя бы для того, чтобы привлечь больше вашего внимания. Или еще хуже, стресс вашего питомца может перейти в другую форму: теперь ваша собака или кошка могут пытаться выдирать из себя шерсть, расцарапывать кожу и т.д.

Вам следует переадресовать это поведение на что-то более конструктивное и невредное для животного и для окружающих. С собакой можно попробовать отработать команды послушания, например, "сидеть". Когда вы чувствуете, что собака сейчас займется "недостойным" поведением, дайте ей команду, после чего обязательно наградите. С помощью выполнения команды собака сможет продемонстрировать свои умения, будет за это вознаграждена, что автоматически снимет ее беспокойство.
Врожденное поведение.

Основной критерий врожденного поведения - наличие готовых врожденных реакций в ответ на определенное специфическое воздействие (знаковый стимул). Врожденные поведенческие акты слагаются из “единиц” поведения - фиксированных комплексов действий (ФКД) - это идоспецифичные (присущие только данному виду), стереотипные (всегда одни и те же) и жесткие (неизменяемые) последовательности действий. По представлению классической этологии именно ФКД и являются истинно инстинктивными движениями. Примерами ФКД у собак могут служить действия при контакте с сородичами (призыв к игре, демонстрация силы, выражение подчинения, ритуал ухаживания) или охотничьего поведения (подкрадывание к жертве, замирание перед броском, способы умерщвления добычи). По У. Крегу любой поведенческий акт упрощенно можно представить по следующей схеме: повышение мотивации - поисковое поведение - нахождение знакового стимула - завершающий акт - снижение мотивации.

Например: собака испытывает голод (повышение мотивации), она ищет пищу (поисковое поведение), находит добычу (нахождение знакового стимула), съедает (завершающий акт), наступает чувство насыщения (снижение мотивации).

Индивидуально приобретенные компоненты поведения. Эти компоненты являются результатом подражания и обучения. Они накапливаются и совершенствуются в течение всей жизни собаки и обладают большой пластичностью.

Основной критерий индивидуально приобретенных компонентов - это выполнение поведенческих актов в ответ на ранее индифферентные (безразличные) для собаки воздействия, сложившееся в процессе индивидуального опыта. Примером могут служить условные рефлексы, выработанные в ответ на команды.

Из разного сочетания врожденных и приобретенных компонентов формируются те сложные поведенческие акты, которые мы с вами наблюдаем у собаки. Единицей поведенческого акта по определению Л. В. Крушинского является унитарная реакция. Ее характерная черта - направленность на выполнение единого акта поведения, пути осуществления которого могут быть разными, тогда как конечный результат - один. Например, собака, чтобы избежать наказания может выполнять разные действия: залезть под кровать, забиться в угол, убежать, уплыть, проявить агрессию - действия разные, а конечная цель одна - избежание наказания.

И последний компонент, о котором обычно забывают или не знают, - это элементарная рассудочная деятельность (мышление) собаки.

Элементарная рассудочная деятельность - это способность животного улавливать эмпирические законы, которые связывают явления окружающей среды, и оперировать ими без предварительного обучения. Собака обладает этой способностью и может самостоятельно принять решение в новой, неожиданной для нее, ситуации.

Поведение собаки отличается от поведения большинства других животных тем, что на нее огромное влияние оказывает человек. Это относится не только к выработке условных рефлексов на команды.

Отношения между собакой, хозяином и членами его семьи играют не последнюю роль в формировании индивидуально приобретенных компонентов поведения. Особенно это касается таких неприятных вещей, как выпрашивание пищи и воровство со стола, склонность рыться в помойках, скотничество, проявление агрессии к членам семьи.

Эти особенности поведения появляются у собаки только по вине хозяев, которые либо слишком "очеловечивают" собаку, и она "садится на шею" своим владельцам, либо излишней муштрой превращают ее в “марионетку”, уничтожая ее индивидуальность. Собака относится к отряду хищных млекопитающих, и по поведенческим особенностям ближе всего к ней стоят волк и шакал. Для этих псовых характерны иерархические взаимоотношения в стае, поэтому для собаки естественно или подчинятся доминанту и вожаку, или самой стать лидером. Сразу отметим, что нет “плохого” или “хорошего” поведения, собака имеет полное право адекватно реагировать на изменения внешней среды, есть поведение приемлемое и не приемлемое для нас. Расставить акценты во взаимоотношениях должен хозяин с первых моментов появления щенка в доме, и тогда задача воспитать верного помощника на охоте будет упрощена.
Генетика поведения.

В этой главе мы кратко рассмотрим некоторые сведения о генетических основах поведения собак.

Известно, что породы охотничьих собак различаются не только по экстерьеру, но и по особенностям поведения. При выведении специализированных пород брали животных, которые более отчетливо обнаруживали способность к аппортировке, отдаче голоса, стойке, т.е. отбор велся по признакам поведения. Иными словами, отбирали собак с более низким порогом проявления такого поведения. (Примечание. При низком пороге проявления какой-либо реакции, она часто и сильно проявляется, при высоком – слабо и редко.) Проявление той или иной поведенческой реакции у собак различных пород сильно варьирует. При рассмотрении изменчивости поведения собак речь может идти не столько о наличии или отсутствии какой-либо реакции, сколько о слабой или сильной степени ее проявления. Примером может служить отдача голоса гончими, когда они побудят зверя. У этой группы пород отбор велся и продолжает проводиться на низкий порог проявления данной реакции.

Частота и порог проявления поведенческих реакций у собак, различаются не только между породами, но и внутри породы, т.е. между отдельными животными. У любой собаки мы можем обнаружить свои особенности поведения, одни реакции проявляются у нее часто, и для их провокации достаточно слабого внешнего воздействия. Другие реакции проявляются у нее редко или не обнаруживаются совсем. В таких случаях их вызвать может только весьма сильное внешнее воздействие.

Нередко оказывается, что отбор исключительно по признакам экстерьера приводит к ухудшению физиологических показателей животных и усилению изменчивости поведенческих реакций внутри породы. В то же время отбор на рабочие качества, приводит к единообразному поведению, т.е. к стабилизации порога проявления определенных поведенческих реакций внутри породы, но к более «пестрому» экстерьеру. Примером этого может быть разделение борзых и легавых на линии декоративных и рабочих собак.

Что же известно о генетике поведения собак? Наследование пассивно-оборонительной реакции (трусости) и активно-оборонительной
реакции (злобности) у собак.

Наследование этих оборонительных реакций у собак было изучено на большом материале Л. В. Крушинским и его коллегами еще в 30-40 гг.

Наследование пассивно-оборонительной реакции сравнивали у собак, выращенных у любителей, и у собак, выращенных в питомнике. Было обследовано 278 потомков от различных скрещиваний. Несмотря на различные условия воспитания, картина наследования пассивно-оборонительной реакции в обеих группах была сходная. Это означало, что большую роль в ее проявлении играют генетические факторы. При скрещивании между собой собак с пассивно-оборонительной реакций подавляющее большинство потомков обладали той же особенностью поведения, что и их родители: 45 собак были трусливыми, 4 нетрусливыми. Среди потомков от скрещивания собак трусливых и нетрусливых 61 собака обладала пассивно-оборонительной реакций, а 53 - нет. Скрещивание между собой нетрусливых собак дало следующие расщепление в потомстве: 52 нетрусливых и 9 трусливых особей. Анализ материала показал, что пассивно-оборонительная реакция наследуется, видимо, как доминантный признак.

Сотрудники И.П. Павлова - С.Н. Выржиковский и Ф.Н. Майоров - в1933 году провели эксперимент по воспитанию щенков в изоляции с раннего детства. Оказалось, что такие собаки обнаруживают резко выраженную трусость. Это означало, что формирование пассивно-оборонительной реакции находится под влиянием не только генетических факторов, но и условий воспитания. Л. В. Крушинский исследовал зависимость пассивно-оборонительной реакции от внешних условий. Ему предстояло ответить на два вопроса: первый, - в какой мере данная реакция является врожденной, а в какой - приобретенной, второй - каково влияние среды на ее проявление. Исследование проводили на двух не похожих друг на друга по происхождению породах собак: немецких овчарках и эрдельтерьерах, воспитанных либо в условиях свободы (у частных лиц), либо выращенных в частичной изоляции (в питомнике). Всего было исследовано 272 чистопородные собаки. В целом пассивно-оборонительная реакция у всех собак, воспитанных в питомнике была выражена значительно сильнее, чем у «домашних» собак. В то же время у всех немецких овчарок пассивно-оборонительная реакция проявлялась значительно чаще 87% у собак из питомника и 48% у собак частных владельцев, тогда как у эрдельтерьеров она проявлялась соответственно меньше 41% и 17% случаев, т.е. была слабее. Таким образом, несмотря на то, что внешние условия играют важную роль в появлении пассивно-оборонительной реакции, роль генотипа оказалась не менее важной.

Считалось общепринятым, что пассивно-оборонительная реакция (трусость) проявляется только у животных, обладающих слабым тормозным типом высшей нервной деятельности (по И.П. Павлову). Это навело на мысль провести анализ наследования трусости в корреляции с типом высшей нервной деятельности собаки. Оказалось, однако, что наследование трусости не зависело от особенностей условно-рефлекторной деятельности. Иными словами, трусость, как характеристику поведения собаки, нельзя отождествлять со слабым типом ее высшей нервной деятельности.

Анализ наследования активно-оборонительной реакции (злобности) у собак показал, что данная реакция – это также наследуемый признак и имеет доминантный характер. В результате скрещивания злобных немецких овчарок родились 21 злобная собака и 2 незлобные. От скрещивания злобных и незлобных животных родились 64 злобных и 28 незлобных собак. От незлобных родителей все 28 потомков были незлобными.

Нередко встречаются злобно-трусливые собаки, у которых проявляются оба типа оборонительных реакций. В исследованиях Л.В. Крушинского их поведение было проанализировано с применением фармакологических препаратов – морфия и кокаина. Введение этих веществ позволило «расчленить» оборонительное поведение злобно-трусливых собак на отдельные компоненты. При введении этих веществ у ряда животных обнаружилось преобладание злобности, тогда как другие обнаруживали преимущественно пассивно-оборонительную реакцию (трусость).

Анализ поведения потомства от скрещивания собак с разным сочетанием черт злобности и трусливости позволил Л.В. Крушинскому придти к выводу, что эти особенности поведения наследуются независимо, и что в целом наследование и того, и другого признака имеет доминантный характер.
2. Способность собаки к самостоятельному обучению.
Генетически наследуемые программы удовлетворения потребностей представляют тот минимум, с которым рождается животное. В процессе жизнедеятельности инстинктивное поведение изменяется – модифицируется в соответствии с конкретными условиями окружающей среды, в рамках которой происходит удовлетворение потребностей. То есть происходит накопление опыта – научение.

В процессе научения в дикой природе и в результате дрессировки, животные осваивают новые формы поведения – поведенческие акты, которые представляют собой и разграничивают элементы поведения животных от момента возникновения потребности в чем-либо до сигнала о ее удовлетворении. Поведенческий акт может быть различной степени сложности и состоять как из врожденных, так и приобретенных реакций животного. К тому же формируясь и осуществляясь в конкретных условиях он не может не зависеть от них.

В накоплении опыта эффективного поведения животные активно применяют свои интеллектуальные возможности, что наиболее ярко проявляются в нестандартных (не предусмотренных генетически) ситуациях удовлетворения потребностей. Информация о решении задачи по удовлетворению потребности (условия, способы и действия) сохраняется в памяти и используется животным по мере необходимости для построения поведения в виде знаний, умений и навыков. Знания могут существовать в виде информации (например, знания, о каком-либо объекте) или в виде алгоритма какого-либо действия. Оба вида знания активно используются в структуре поведенческого акта, вероятно именно так как представлял себе это П.К. Анохин («Функциональные системы организма», под ред. К.В. Судакова, М., Медицина, 1987; «Системные аспекты психической деятельности», под ред. К.В. Судакова, М., Эдиториал, 1999). Если сформированный поведенческий акт, например, какое-либо действие, оказался эффективным, он повторяется в поведенческом репертуаре и приобретает свойства умения. А если, в силу каких-либо причин, для удовлетворения данной потребности наиболее подходящим из умений оказывается лишь одно, оно, повторяясь чаще других (т.е. тренируясь), приобретает свойства навыка

С точки зрения известного физиолога П.К. Анохина, создателя теории функциональных систем, и его школы, структура поведенческого акта представляет собой последовательную смену следующих этапов или стадий: афферентного синтеза, принятия решения, акцептора результата действия, эфферентного синтеза, формирования самого действия и оценки достигнутого результата.

Стадия афферентного синтеза представляет собой анализ совокупности информационных сигналов, поступающих в центральную нервную систему и дающих основание животному принять решение о возможном поведении. Другими словами, прежде чем начать что-нибудь делать или выполнить команду дрессировщика, собака оглянется по сторонам и подумает о том, что можно сделать в данной ситуации и каким образом.

Во время стадии афферентного синтеза, учитывается наличие потребности организма в чем-либо, возможных путей удовлетворения этой потребности, имеющихся во врожденной и приобретенной памяти, воздействие разнообразных факторов внешней среды (обстановочная афферентация) и сигналов, запускающих поведение (пусковая афферентация).
Обстановочная афферентация

Но появление конкретного поведения определяется не только наличием соответствующей потребности. Возможность осуществления поведенческого акта зависит также от обстановки (условий, в которых приходится действовать животному). Факторы внешней среды (обстановочная афферентация) влияют на появление и характер поведенческого акта, а иногда и сами могут вызывать привычное для данной ситуации поведение. Значение обстановочной афферентации заключается в том, что создавая скрытое возбуждение, она приурочивает поведение к определенному месту, наиболее целесообразному для удовлетворения соответствующей потребности. Как правило, поведение в несвойственной для него обстановке, не связанной с удовлетворением данной потребности, протекает менее выражено, неполно или неэффективно. Например, никому не придет в голову искать возможности удовлетворения пищевой потребности в вагоне метро, и даже если вам очень хочется есть, при условии что в вашем кармане нет дежурного бутерброда, сделать это практически невозможно. И собаки, в непривычной для них обстановке, подчиняются нашим командам неохотно, выполняют знакомые им навыки с трудом, часто неправильно, а иногда и вовсе отказываются.

Формирование поведения

Легче всего сформировать поведение под названием «Поймай свой хвост». Конечно, существует столько способов, как добиться этого поведения, сколько придумывают дрессировщики: вы можете повернуть собаку вокруг себя за ошейник, вы можете положить кусочек бекона на кончик хвоста, чтобы собака обернулась вокруг себя, чтобы полизать хвост. Но есть только один способ добиться этого сразу без принуждений.

Прекратите щелкать кликером и немного подождите. Ваша собака может быть заинтригована и возбуждена, когда вы ничего не делаете. Она может крутиться и даже заскулить или залаять. В тот момент, когда собака движется или поворачивается в нужном вам направлении, щелкните кликером. Дайте лакомство.

Опять подождите. Не обращайте внимания на все остальные действия собаки, за исключением правильного (не ждите чуда, один поворот головы или один шаг передней лапой в правильном направлении – это все, что вам нужно). Если «поймали» это поведение, если у вас хорошее чувство времени, за три или четыре подкрепления вы можете добиться, что собака поворачивается в нужном направлении чаще и быстрее.

Теперь вам не нужно подкрепление после первого шага в нужном направлении, но вы должны подкреплять весь поворот в нужном направлении, который состоит из нескольких шагов, возможно, каждую четверть круга, а после того, как собака освоит эти четвертинки круга, обучение полному повороту пойдет еще быстрее.
Заключение
Собака, которая не может ужиться с другой собакой того же пола, не обязательно представляет опасность для человека. Люди очень часто неправильно понимают агрессию собаки по отношению к другой однополой собаке и боятся, что эта собака станет опасной для них. В результате чего эту собаку усыпляют, хотя можно было бы просто разделить двух враждующих собак. Такая собака могла бы составить отличную пару с однополой собакой или жить в доме, где она была бы единственной собакой. Поэтому очень важно не применять к собакам стандарты человеческого поведения.

Определяя в ходе дрессировки типологические свойства ВНД, дрессировщик мог бы иметь представление о том базисе, основе, на которой формируются рабочие качества служебных собак. Положительные или отрицательные показатели свойств ВНД обладают различной значимостью в зависимости от выполняемого поведения, Например, слабая, но высоко чувствительная нервная система не должна считаться худшей, чем сильная, но менее чувствительная. Существуют такие виды деятельности, для которых более подходит именно сильная нервная система, хотя не исключена возможность и обратных случаев.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УФИМСКАЯ ШКОЛА ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

КИНОЛОГОВ МВД РОССИИ
Цикл кинологии
«Утверждаю»

Начальник цикла кинологии

УШПСК МВД РФ

подполковник милиции

С.Р. Гаджимурадов

«_____»_______________ 2011г


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ

«ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПОМОШНИКОВ ПО ЗАЩИТНОЙ СЛУЖБЕ»

Тема « Зоопсихологические особенности поведения собак»
Время -2 часа

Место проведения – учебный класс цикла кинологии.

Цель занятия - Ознакомить слушателей с основами зоопсихологических особенностей поведения собак.

Методические указания подготовлены ст. преподавателем цикла кинологии майором милиции Ялаловым А.Ф.
Методические указания одобрены

на заседании цикла кинологии

Протокол №__________

«_____»_______________2011 года.


УФА 2011 г.

Тема: «Зоопсихологические особенности поведения собак»
Цель занятия: ознакомить слушателей понятие с основными понятиями зоопсихологических особенностей поведения собак.
Количество часов: 2 часа
Место проведения: – учебный класс цикла кинологии.
Вид занятия: лекция.
Методическое обеспечение: план – схема, наглядные пособия.
Учебные вопросы, подлежащие рассмотрению на лекции:

1.Особенности поведения собак.

2.Способность собаки к самостоятельному обучению.
Расчет времени лекционного материала:

1. Вступительная часть (10) минут.

Проверка наличия личного состава. Проверка знаний по предыдущей теме.

2. Основная часть (60) минут.

Доведение до слушателей основных вопросов лекции.

3. Заключительная часть (10) минут.

Ответ на вопросы, возникшие в ходе лекции. Задание на следующее занятия.
Особенности изложения отдельных вопросов лекции:

1 вопрос – Особенности поведения собак.

Когда собаке приходится жить в одной стае с другими собаками, она становится жертвой своих природных инстинктов. Людям часто тяжело понять эти инстинкты, что под час ведет к проблемам взаимоотношения и даже к трагедиям. Инстинктивно собаки, разделяющие одно жизненное пространство с другими собаками, формируют стаю со строгой иерархией. Люди становятся в некотором смысле частью этой стаи.
2 вопросСпособность собаки к самостоятельному обучению.

В процессе научения в дикой природе и в результате дрессировки, животные осваивают новые формы поведения – поведенческие акты, которые представляют собой и разграничивают элементы поведения животных от момента возникновения потребности в чем-либо до сигнала о ее удовлетворении.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Е. Н. Мычко В. А. Беленький Ю. А. Журавлев М. Н. Сотская. Поведение собаки.

2. Гриценко В.В..Теоретические основания дрессировки.

3. Карен Прайор. Дрссировка собак с помощью кликера.

4. Карен Прайор. Кликер-тренинг.

5. Карен Прайор. Не рычите на собаку.

6. Джон Фишер. О чем думает ваша собака.

7. Б. Скиннер. Что такое бихевиоризм.

8. В.В. Гриценко. Воспитание собаки-защитника.

9. Хельмут Райзер. Защитная собака.

10. Андреев Л. А., Васильев В. В., Васильев М. Ф. и др. Служебное собаководство. (Руководство по подготовке специальных служебных собак.) М.: Сельхозгиз, 1944.

11. Иньков Н. М. и др. Основы служебного собаководства. М.: Сельхозгиз, 1958.

12. Арасланов Ф. С. и др. Дрессировка служебных собак. Алма-Ата: Кайнар, 1987.

13. Мак. Фарленд Д. Поведение животных: Психоэтология, этология, эволюция. М.: Мир, 1988.

14. Лобачев В. С. Словарь собаковода. М.: 1996.

15. О.В. Перепелкина Поведение собак.
перейти в каталог файлов


связь с админом