Главная страница

_Киселева М.В., Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми речь санкт-Петербург 2006


Скачать 1,65 Mb.
НазваниеРуководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми речь санкт-Петербург 2006
Анкор_Киселева М.В., Арт-терапия в работе с детьми.pdf
Дата21.04.2017
Размер1,65 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKiseleva_M_V__Art-terapia_v_rabote_s_detmi.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРуководство
#21126
страница1 из 14
Каталогid227431055

С этим файлом связано 79 файл(ов). Среди них: Черняева С.А. — «Психотерапевтические сказки и игры».doc, DOGOVOR_poruchenia.doc, DOGOVOR_PEREVOZKI_GRUZOV.doc, ФЕСТИВАЛЬ-пресс-релиз_2016.docx, Filosofia_zhivogo_opyta_pdf.pdf, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. — «Игры в сказкотерапии».doc и ещё 69 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ практикам МВ. Киселева
Арт-терапия в работе с детьми руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми РЕЧЬ

Санкт-Петербург
2006

ББК 88.4 К
Киселева МВ. К Арт-терапия в работе с детьми Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с, илл.
ISBN 5-9268-0408-6 В книге представлены основные арт-терапевтические технологии в работе с детьми, описаны принципы построения арт-терапевтической работы в лечебных и образовательных учреждениях, приведены упражнения различной тематики. Книга будет полезна для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми, а также для родителей.
ББК 88.4 В оформлении обложки использована работа
Стефании Янковской Родильный дом
© Издательство Речь, 2006
© МВ. Киселева, 2006
© П. В. Борозенец, обложка, 2006
© С. Л. Янковская, рисунок
ISBN 5-9268-0408-6 на обложке, 2006 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 7 Глава 1. ДЕТИ И ТВОРЧЕСТВО 8 Глава 2. ИЗОТЕРАПИЯ 15 Общие представления об изотерапии 15 Художественные материалы 1 6 Психологическое влияние художественных материалов 1 7 Особенности восприятия продуктов творчества клиентов в изотерапии 1 7 Основные этапы изотерапии 1 9 Первый этап свободная активность перед собственно творческим процессом 1 9 Второй этап процесс творческой деятельности 20 Третий этап феноменологическое интуитивное познание 20 Четвертый этап процедура Что ты видишь 21 Техника медитативного рисунка — мандала 22 Техника направленной визуализации 24 Первый этап. Настройка на визуализацию 24 Второй этап. Рассказывание или чтение истории, путешествия 25 Третий этап. Возвращение из путешествия 25 Четвертый этап. Обсуждение работы 25 Пример путешествия Куст роз 26
Изотерапия с детьми 26 Рисование 27 Методика работы 29 Тексты инструкций к упражнениям 30 Пример из практики Удивительное решение 31 Глава 3. СКАЗКОТЕРАПИЯ 33 Общие представления о сказкотерапии 33 Функции сказок 33 Принципы психологического анализа сказок 34 Схема психологического анализа сказок 34 Энергоинформационное поле сказки 35 Основная тема 35 Сюжет сказки 36 Линия главного героя 37 Символическое поле сказки 37 Основные этапы психологического анализа сказок 38 3

Арт-терапия в работе с детьми
Сказкотерапия с детьми 39 Факторы эффективности сказкотерапии 39 Отсутствие дидактики 39 Отсутствие четких персонификаций 39 Образность языка. Метафоричность языка 40 Психологическая защищенность 40 Наличие тайны и волшебства 40 Коррекционные функции сказки 41 Возможности работы со сказкой 42 Особенности сказкотерапии с детьми 42 Основные приемы работы со сказкой 43 1. Анализ сказок 43 2. Рассказывание сказок 44 3. Переписывание сказок 44 4. Постановка сказок с помощью кукол 44 5. Сочинение сказок 44 Пример из практики Невкусный колобок 45 Глава 4. ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ 46 Общие представления об игровой терапии 46 Характерные особенности игры 46 Игровая терапия с детьми 47 Основные задачи игровой терапии 50 Механизм психокоррекционного воздействия 50 Возможности игровой терапии 50 Гуманистическая игровая терапия 51 Организация пространства кабинета игровой терапии 52 Оборудование кабинета игровой терапии 53 Пример из практики «Кораблик-трясучка» 54 ГЛАВА 5. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ 56 Общие представления о песочной терапии 56 Механизм психокоррекционного воздействия 57 Основные задачи песочной терапии 58 Возможности песочной терапии 58 Оснащение кабинета песочной терапии 58 1. Подносы с песком 58 2. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов 59 3. Технические устройства 60 Процесс песочной терапии 60 Основные вопросы психолога к клиенту 61 Ключевые характеристики песочных картин 61 1. Энергоинформационное поле песочной картины 62 2. Основная идея песочной картины 62 3. Сюжет (или сюжеты) песочной картины 62 4. Конфликтное содержание песочных картин 64 5. Ресурсное содержание песочной картины 65 6. Символическое поле песочной картины 65 Семейная песочная терапия 71 Песочная терапия с детьми 72 Пример из практики Ожившее дерево 73 4 Оглавление Глава 6. МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ 75 Общие представления о музыкальной терапии 75 Использование музыкальной терапии 75 История возникновения музыкальной терапии 76 Механизмы воздействия музыки на человека 77 Музыка и телесные реакции 78 Кабинет для музыкотерапии 80 Терапевтические отношения 81 Музыкальное сопереживание и резонанс 82 Музыкальная терапия с детьми 83 Общие принципы работы 83 Упражнения 84 Музыкальные каракули 84 Дирижер 86 Свободный танец 86 Спонтанное рисование под музыку 87 Пример из практики Музыкальное общение 87 Глава 7. ФОТОТЕРАПИЯ 89 Общие представления о фототерапии 89 Возможности фотографии (слайда) 90 Психологические функции фотографии 92 Фототерапия (слайд-терапия) с детьми 94 Пример из практики. Занятие со слайдами 94 Глава 8. АРТ-ТЕРАПИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ 96 Групповая работа программа психолого-коррекционной работы с семьей
97 Примерная тематика теоретических занятий в родительских группах 102 Примерная тематика практических занятий в родительских группах .... 103 План практических занятий с детско-родительской группой 1 1 0 Индивидуальная форма арт-терапевтической работы с детьми 1 22 Работа с психосоматическими расстройствами 1 22 Пример из практики Лечебная мандала» 1 23 Работа со страхами 1 24 Пример из практики Страх ушел 1 26 Глава 9. АРТ-ТЕРАПИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ 128 Подготовка к проведению занятий 1 29 Групповая работа. Формирование групп 1 30 Формы регистрации и обратной связи 1 31 Основные принципы арт-терапевтических упражнений 1 32 Упражнения 1 33 Тема 1. Я 134 Автобиография 1 34
«Прошлое/настоящее/будущее» 134 Моя неделя, мой день, моя жизнь 1 35 Космический корабль (направленная визуализация 135 Безопасные места (направленная визуализация 135 Моя карта 1 35 5

Арт-терапии в работе с детьми Исполнение мечты 136 Я хочу 1 36 Любимая вещь 136 Мой сон 136 Я. (визуализация 136 Воображаемый зверь 137 Что мне в себе нравится 1 37 Мой портрет в лучах солнца 1 37 Тема 2. Мои чувства 137 Мое настроение 137 Чувства 1 38 Ларец счастья (визуализация 1 38 Сундук того, что меня огорчает (визуализация 1 38 Противоположные чувства 1 39 Издание буклетов в обложках с названиями 1 39 Тема 3. Мое тело 139 Что говорят газеты 140 Карта моего тела 140 Рисунки тела 141 Тема 4. Я и общество 141 Дружба 141 Портреты того, что внутри/снаружи» 142 Преодоление 142 Я хочу/я могу сделать 1 42 Тема 5. Я работаю в группе 143 Опиши и нарисуй 143 Прекрасный сад 143
«Фруктовый/овощной салат 143 Следуй за лидером 144 Поэтапный рисунок 1
44 Приложение 1. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЦВЕТА 145 Белый цвет 145 Красный цвет 146 Оранжевый цвет 147 Желтый цвет 148 Зеленый цвет 1
49 Голубой цвет 150 Синий цвет 150 Фиолетовый цвет 151 Серый цвет 152 Коричневый цвет 153 Черный цвет 154 Приложение 2. АНКЕТА ВЫ И ВАШ РЕБЕНОК 156 Литература 158 ВВЕДЕНИЕ У каждого человека есть своя история. В этой истории есть и веселые, и грустные моменты. Есть и такие ситуации, которые очень хочется вспомнить, заново пережить, быть может, по-ново­
му осмыслить, но доступ к ним за семью замками. Арт-терапия — это ключик. Последние 10
лет стали в нашей стране временем бурного развития и освоения новых форм психокоррекции. Большой интерес специалистов и потенциальных клиентов вызывает арт-терапия.
Арт-терапия — метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов ив результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем. Что же такое арт-терапия? Каким образом достигается позитивный эффект при использовании методов арт-терапии? Почему творчество обладает такой гармонизирующей силой Ответы на эти и многие подобные вопросы вы, возможно, найдете в этой книге.
Глава Глава I. Дети и творчество ДЕТИ И ТВОРЧЕСТВО В своей работе Ребенок и общество И. С. Кон пишет Мир детства — неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человека в целом [25]. Однако феномен детства и детского искусства как особого типа творчества был открыт и стал привлекать внимание исследователей лишь в середине XX века. Свидетельством того, как менялось в истории культуры отношение к детству, к миру ребенка, является отражение образа ребенка в искусстве, представленное в картинах, на гравюрах, в скульптуре. В искусстве античности образ ребенка выступал неким символом. Ребенок до определенного возраста представлялся чистыми святым. Затем он становился маленьким взрослым. Ребенка измеряют качествами взрослого, которые делают его дееспособным — способным охотиться, воевать, мыслить [22]. Подобное убеждение существовало ив средневековье. В искусстве в эту эпоху только один ребенок заслуживал внимания общества и искусства — младенец Иисус. Считалось, что анатомическое правдоподобие недостойно сына Божьего, и младенцу Иисусу придавали стандартные пропорции взрослого человека. Маскировка ребенка под взрослого продолжается практически до XVIII века не только в религиозной, но ив светской живописи. Детей наряжают во взрослые одежды, их внешность не обладает особой спецификой — это уменьшенная копия лица взрослого человека. В Средние века, вначале Нового времени дети вступали в жизнь взрослых, как только начинали считать, что могут обойтись без помощи матери или кормилицы. Это происходило приблизительно в семилетнем возрасте. Дети сразу же вливались в семью взрослых, разделяя со своими друзьями, молодыми и старыми, повседневные труды и развлечения. Семья, выполняя одну определенную функцию продолжения жизни, передачи имущества и фамильного имени, не проникала в глубину человеческих чувств [2]. Лишь в Новое время стало меняться отношение к детству,
«осмыслявшееся теперь искусством как обретение ребенком собственно человеческого содержания, как становление человеческого в человеке, более того, как «догреховный» период человеческой жизни, еще не отягощенной ни знанием реальности, ни пошлостью практической деятельности [22]. Детей все чаще воспринимали как индивидуумов, входящих в состав семьи. К восемнадцатому веку такое отношение к детям получило широкое распространение среди высших слоев общества. Жан-
Жак Руссо был одним из первых, кто заговорило самоценности детского мира. В его педагогических сочинениях главенствует один важный принцип ребенок — это не взрослый, и взрослым не следует обращаться с ним по-взрослому. Руссо считал, что ребенка нужно воспитывать по-иному, вдали от влияния других людей и книг, дабы сохранить собственное чистое, незамутненное восприятие ребенка. Ион, и затем Шиллер пишут о том, что нужно стремиться к наивному детскому восприятию, чтобы добиться гармонии с окружающим миром. Шиллер огромное внимание уделил игре, поскольку игра — наиболее очевидный признак детства, который продолжает иметь важное значение в жизни всякого взрослого человека, особенно когда речь заходит о его отношениях с искусством. По Шиллеру, детскость оказывается решающим признаком гениальности. Постепенно детство приобрело самостоятельную ценность в культуре. Стало общепризнанным, что ребенок, прежде чем вступить в мир взрослых, нуждается в специальном режиме. Большое внимание уделялось воспитанию, и не только в школе, но ив самой семье. Семья и школа совместными усилиями вывели ребенка из общества взрослых [2]. Важным было понимание взаимоотношения натуры и культуры в процессе становления индивида, которое радикально изменилось в эпоху романтизма, установившего культ ребенка и культ детства. В истории русского искусства первый образ ребенка, воплощавший сентиментальное восприятие детства, — картина И. Фирсова Юный художник, написанная в е годы XVIII века. В XIX веке ребенок появляется как самостоятельный персонаж, в школьной одежде, в позах, присущих его возрасту, в выражении лица проступают чувства. С конца XIX — начала XX века ребенок выступает уже не только как объект художественного отражения. Открытие и утверждение культурной ценности детского мира, призна-
8
Арт- тер опия в работе с детьми
ние ребенка субъектом духовной, культурной, нравственной и социальной жизни заставили обратить внимание на него как на активного, творческого человека, поэтому детский рисунок становится объектом научного, психологического и педагогического исследования. Открылась эстетическая ценность детского искусства. Обращение к нему как к своего рода источнику изучения детской психики явилось одним из достижений психологической науки педагогической практики, формирующей и развивающей способности ребенка осваивать мир средствами художественного творчества художественной деятельности профессиональных художников, стремящихся воссоздать структуру детского образного мышления в собственном творчестве деятельности эстетиков, искусствоведов и критиков, сумевших оценить детское искусство как эстетически полноценную, специфическую форму изобразительного искусства [22]. Самый ранний из известных детский рисунок датируется одиннадцатым веком — это рисунок семилетнего мальчика, выполненный на бересте. Одним из первых обратил внимание на само детское творчество, представленное в графитти и случайных детских рисунках, женевский писатель и рисовальщик Родольф Тепфер. В своем труде Размышления и мелкие замечания женевского художника он писал, что, хотя многие рисунки неумелы и плохо нарисованы, они выражают намерение мысли, которое выражено лучше и удачнее именно благодаря графическому невежеству рисовальщика.
Тепфер подчеркивает яркость и живость детских рисунков. Интерес к детям как художникам был свойственен общественной атмосфере рубежа веков. В 1887 году была опубликована книга итальянского ученого Коррадо Риччи Искусство детей, который первым занялся пристальным изучением детского изобразительного творчества, проанализировав сотни детских рисунков и выделив этапы развития детского рисунка и их особенности. Он обратил внимание на то, что ребенок описывает людей и вещи, вместо того, чтобы передавать их художественно он старается передать их во всей полноте, а не только видимое [51]. Автор постоянно подчеркивает, чтобы ребенок в своих изображениях делает множество логических ошибок, которых не встретишь ни у одного, даже самого примитивного художника-взрослого. Еще одну важную черту детского ^ н ^ н ка он видел втом, что ребенок сосредоточивается на мелочах. Изображая свои впечатления, он может, не обращая внимания на пропорции, сделать понравившуюся ему
10 Глава I, Дети и творчество деталь крупнее, чем все окружающее, может увеличить ее количественно. Исследования Риччи дали толчок и другим исследованиям. Э. Кей, К. Геце, Н. Н. Жуков, Г. В. Лабунская и многие другие внесли огромный вклад в исследование специфики детского творчества. Художественное творчество ребенка свидетельствует об изначальном синкретизме человеческой психики, что и объясняет высокую художественную ценность детских рисунков. В них выражены непосредственность и свежесть мировосприятия, его наивность и эмоциональность, искренность самовыражения и свободная игра фантазии, сознание своего права на любую деформацию жизненно-реальных форм, размеров пропорций, ассоциативный характер постижения мира, яркая метафоричность и безмерный гиперболизм творчества [22]. Многие исследователи детского рисунка отмечают поэтапное его развитие. На каждом этапе у рисунка свои особенности. Каждому возрасту соответствуют свои открытия окружающего мира, и это находит выражение в рисунках. Как было упомянуто выше, первым этим вопросом заинтересовался К. Риччи, а затем М. Тевоз, С. Левин, МВ. Осорина. Выделяют около восьми основных этапов. Начинает ребенок с беспорядочных штрихов, каракулей, открывая для себя возможность оставить свой след. Именно эта возможность, как полагают некоторые исследователи, послужила и рождению изобразительного искусства вообще. При этом имеются ввиду так называемые первобытные макароны — беспорядочные линии, найденные на стенах пещер. На первом этапе ребенок еще только-только начинает отделять себя от окружающего пространства и стремится заявить о себе всеми доступными ему способами. На втором этапе ребенок начинает видеть в линиях знакомые фигуры и открывает знаковую функцию рисунка. Геометрические формы превращаются в предметы окружающего мира. Чаще всего только самому ребенку понятно, что он нарисовал. Сходство сори гиналом минимальное. На третьем этапе в детских рисунках появляется человек. Это происходит, когда ребенок осознает свое собственное я и начинает говорить о себе в первом лице. Первые изображения человека очень схематичны — есть только голова и ноги-руки. Исследователи называют их, соответственно, «головоноги». На данном этапе ребенок рисует только окружающих его людей.
11

Арт-терапия в работе с детьми Затем (четвертый этап) ребенок начинает выстраивать свой рисунок. Лист четко разделяется на низ, верхи середину, что является схематичным представлением мира — например, как Мировое Дерево в некоторых мифологиях. Низ — это трава, земля — середина, верх — небо. Все персонажи располагаются посередине. Следует отметить, что на этом этапе для ребенка важны все персонажи. Никто не заслоняется, а живые существа, особенно люди, рисуются в фас. Тематика рисунков существенно расширяется. Ребенок начинает рисовать персонажей сказок и мультфильмов. Для пятого этапа характерен так называемый рентгеновский рисунок, когда ребенок скрупулезно рисует все детали. Например, на человеке видны и одежда, и тело под одеждой, видно, что в кармане. Дело в том, что ребенок в этот период начинает обращать внимание на мелочи. Как было упомянуто выше, для него вообще характерно преувеличение важных для него мелких деталей, в то время как крупные детали могут остаться вне его внимания. Так, например, ребенок может забыть нарисовать человеку уши или руки, но изобразит огромную голову. Это объясняется тем, что ребенок рисует нес натуры, а по памяти. Он рисуетто, что знает, а не то, что находится у него перед глазами. И рисует он только то, что для него важно. На шестом-седьмом этапе ребенок вдруг осознает, что видимое отличается от знаемого. Он понимает, что у стола не всегда видны все четыре ножки, что дальние фигуры кажутся меньше. Так, постепенно, ребенок приходит сначала к обратной перспективе, потом к линейной и воздушной перспективам. На этих этапах ребенок стремится уже показать и движение, что достигается изображением персонажей в профиль. На последнем этапе ребенок уже начинает выстраивать композицию. Для этого этапа характерны рисунки с множеством персонажей при отсутствии светотени и объема. Дети много рисуют. Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. Предметы внешнего мира наделяются чувствами. Ребенок чаще всего не разделяет фантазию и реальность. Для него изображение на бумаге или постройка из кубиков отождествляются стем, что изображено [30]. Ребенок творит и развивает свою фантазию. Ф. Карлгрен в книге «Воспи-
12 Глава 1. Дети и творчество тание к свободе говорит, что творческая фантазия — одна из важнейших внутренних способностей. Фантазия играет важную роль в жизни как ребенка, таки взрослого человека. Именно в фантазии человек черпает силы для преодоления всего того, что есть, и — через свою собственную деятельность — для достижения того, что будет. У детей, в отличие от взрослых, существует теснейшая связь телесного и духовного. Взрослый постоянно контролирует свои аффекты. Ребенокже мгновенно демонстрирует свои чувства. Поэтому ив своем творчестве детине задумываясь, рисуют то, что чувствуют, не пытаясь проанализировать это сточки зрения эстетики или этики. Творчество естественно вплетается в жизнь ребенка, являясь неотъемлемой частью его развития. В творчестве ребенка отображается то, что его волнует, то, что для него важно. Как особую черту детского творчества психолог Л. С. Выготский отмечает синкретичность. Рисунок, драма, литература, творчество в детском творчестве идут бок о бок. Например, принимаясь рассказывать какую-нибудь историю, ребенок тут же начинает изображать, драматизировать ее. Открывая мир, ребенок отображает свои открытия в творчестве. Ребенок без устали наблюдает, накапливает запасы образов и сведений, пытается размышлять, систематизировать свои знания, творчески их перерабатывать [30]. Часто, взаимодействуя с внешним миром, дети чувствуют свою беспомощность, а реакция взрослых лишь только сбивает их столку и запутывает еще больше. Рисуя, они сами формулируют познаваемое и таким образом обнаруживают свое внутреннее знание и путь обращения к нему. Искусство соединяет первичный мир воображения ребенка сак туальным миром, в который он погружается. Многие исследователи (ДБ. Эльконин, Л. С. Выготский, С. Ле­
вин и др) отмечают игровое начало детской деятельности. Российский психолог ДБ. Эльконин полагает, что игра — это одна из форм развития психических функций и способ познания ребенком мира взрослых. В. В. Зеньковский пишет Игры, в их внутреннем чтении, независимо от биологической функции, внешне благоприятствующей их развитию, служат задачам эмоциональной жизни ребенка в них ищет своего выражения эта жизнь, в них она ищет разрешения своих вопросов и задач. Игра, согласно
Зеньковскому, это средство телесного и психического выражения
13

:
' ^ . : ' i l l
ill
1
l i i i i f p e | i * i | t i f i i » t < ' n f i p i
; , ! , . .
! i ; J
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов
связь с админом