Главная страница

Тренинг руководство к действию. Руководство к действию. Теория и практика учебное пособие спид фонд Восток Запад Москва 2005 1


Скачать 0,78 Mb.
НазваниеРуководство к действию. Теория и практика учебное пособие спид фонд Восток Запад Москва 2005 1
АнкорТренинг руководство к действию.pdf
Дата05.05.2017
Размер0,78 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаTrening_rukovodstvo_k_deystviyu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРуководство
#23521
страница1 из 17
Каталогzhukova_ket

С этим файлом связано 39 файл(ов). Среди них: Kopytin_A_I__Art-terapia_-_novye_gorizonty.pdf, Jonathan_Swift_-_Gulliver_39_s_Travels.pdf, Mark_Sandomirskiy__Psikhosomatika_i_telesnaya_psikhoterapia.pdf, Jerome_K_Jerome_-_Three_Men_in_a_Boat.pdf, Kulakov_S_A__Praktikum_po_psikhoterapii_psikhosomaticheskikh_ras, It_-_I_verbi_italiani_-_Sonia_Bailini_Silvia_Co.pdf и ещё 29 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

ТРЕНИНГ:
РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Учебное пособие
СПИД Фонд ВостокЗапад
Москва
2005

1
ТРЕНИНГ КАК
ОБУЧАЮЩИЙ ПРОЦЕСС
Ирина Куртикова, Калерия Лаврова, Всеволод Ли. Тренинг: руководство к действию. Теория и практика — М., 2005. — 240 с.
Большое спасибо тренерской команде, без которой не было бы этой книги:
Светлане Бессудновой, Асе Бидординовой, Виктории Доллен, Ольге Ереминой,
Вере Кобзевой, Александру Левину, Даше Очерет, Андрею Рылькову,
Ане Саранг, а также всем, кто работал и работает в проекте тренингов по снижению вреда
«СПИД Фонда Восток-Запад» (AIDS Foundation EastWest — AFEW)
©
«СПИД Фонд Восток-Запад» (AIDS Foundation EastWest — AFEW), 2005 г.
Все права защищены.
Эл. почта: info@afew.org
Веб-сайт: http://www.afew.org
Издано в рамках проекта ГЛОБУС
Распространяется бесплатно
Воспроизведение, передача, распространение или дублирование любой части со- держащихся в публикации материалов допускается при условии их некоммерческого использования в дальнейшем. Ссылка на «СПИД Фонд Восток-Запад» (AIDS Foundation
EastWest — AFEW) обязательна. Нарушение авторских прав будет преследоваться в со- ответствии с законодательством Российской Федерации и международной правовой практикой.

ЧТО ТАКОЕ ТРЕНИНГ?
Т
ренинг — это форма активного обучения, при котором происходит обогащение знаниями, развитие конкретных умений и навыков. Тре
нинги, как правило, включают ролевые игры, работу в командах,
выполнение практических заданий, мозговые штурмы и некоторый объем информации, при подаче которой используют эвристическую методику
1
Тренинг — это передача знаний, необходимых человеку или команде в настоящий момент или в ближайшем будущем. Тренинг — одна из самых распространенных форм обучения. Тренинг стимулирует работу мозга:
участники оказываются вовлеченными в дискуссии, им необходимо форму
лировать и отстаивать собственную точку зрения, правильно задавать вопросы и, в конечном итоге, научиться применять полученные знания на практике. Около 70% времени на тренинге отведено отработке навыков,
ролевым играм, моделирующим рабочим ситуациям и их анализу. Это связано с необходимостью ввести человека в зону дискомфорта, в которой человек вынужден думать, действовать, принимать решения. Это очень от
личается от лекции или семинара, на которых можно очень легко отвлечься и даже поспать.
Как особая форма делового обучения тренинги возникли на Западе в
40х годах ХХ века. В России тренинги появились в начале 90х годов. Неко
торое время крупные западные корпорации были единственными заказчи
ками на российском рынке тренингов.
Тренинг — один из самых актуальных на сегодняшний день видов обуче
ния. Это путь от осознания нехватки знаний к приобретению новых устойчи
вых навыков.
Тренинг, как уже отмечалось выше, — это активная форма обучения и получения знаний, поэтому его не следует воспринимать как обычное занятие в школе или лекцию. Неформальную обстановку на тренинге обес
печивает тренер. Он общается на равных с участниками, он — такой же, как и все, он — часть группы.
Следующей характеристикой, отличающей тренинг от традиционных за
нятий, является расположение участников в аудитории: они рассаживаются по кругу. Наличие круга (или тренингового круга) — необходимое условие для проведения занятий. В этой связи аудиторию для проведения тренинга следует выбирать достаточно просторную, с незакрепленными стульями. Не должно быть лишних предметов, которые бы отгораживали людей друг от друга (столов, парт и т.д.). Нахождение в круге способствует созданию дове
1
От греч. heuriskо («нахожу») — система обучения путем наводящих вопросов. Методика заключается в том, что обучаемый «сам» выводит какоето правило или метод.
5
ся получением обратной связи. В конце тренинга оценивается уровень полу
ченных знаний и навыков, работа тренеров и мотивация участников.
Третий этап
— это применение полученного опыта на практике.
Посттренинговый эффект сохраняется в течение трех месяцев, поэтому необходимо начать применять полученные навыки и знания на практике как можно быстрее.
РОЛЬ ТРЕНЕРА
Существенное отличие тренинга от других методов обучения состоит в том, что тренеры являются организаторами определенных групповых процессов, в результате чего группа самостоятельно анализирует различные ситуации и формулирует основные закономерности. Искусство тренера со
стоит в том, чтобы достичь целей, не оказывая давления на группу, но и не идя у нее на поводу.
Специфика работы тренера заключается в постоянном наблюдении и оценке всего, что происходит в группе. Для этого необходимо, чтобы тренер все время — приступая к проведению тренинга, планируя работу на день,
непосредственно в процессе работы — задавал себе три вопроса:
• Какой цели я хочу достичь?
• Почему я хочу достичь этой цели?
• Какими средствами я собираюсь ее достичь?
Ответ на третий вопрос дает тренеру возможность оценить группу.
Объекты оценки:
• содержательный план работы;
• уровень развития и сплоченности группы, характер отношений,
складывающихся между ее участниками;
• состояние каждого участника группы, его отношение к себе, к другим,
к тренингу.
Наиболее важные задачи тренера при работе с группой:
• способствовать пониманию участниками цели и задач тренинга;
• мотивировать участников на работу в рамках тренинга и после его завершения;
рительной атмосферы, каждый участник может видеть всех, свободно общаться со всеми, в том числе с ведущим. Более того, круг в сознании человека ассоциируется с ощущением безопасности, с заинтересованно
стью и вниманием. Все вышесказанное касается достоинств тренинга. Но тренинговые формы занятий имеют и свои недостатки. Одним из недостат
ков является неизбежность больших временных затрат на ограниченное ко
личество участников группы. Если, например, профилактическую лекцию по ВИЧ/СПИДу можно прочитать за один час и при этом охватить достаточ
но значительную аудиторию, то на тренинге за то же время обсудить ту же проблему с таким же количеством присутствующих невозможно. Следует отметить, что тренер должен располагать не только интересной и достовер
ной информацией по теме, но также знать основы возрастной психологии,
уметь работать с аудиторией, обладать навыками ведения дискуссии и т.д.
Без этого его работа вряд ли будет эффективной.
Результаты занятий не будут очевидны сразу же, т.е. непосредственно по окончании тренинга тренер не может оценить, насколько хорошо участники овладели той или иной информацией. Результаты будут намного позже,
когда человек, прошедший обучение, окажется в ситуации, требующей при
менения полученных знаний и навыков.
ЭТАПЫ ТРЕНИНГА
Тренинговый процесс можно условно разделить на три этапа.
Первый этап
— это, с одной стороны, выяснение запроса, формулиро
вание темы и составление программы тренинга, с другой – техническое обеспечение: подготовка помещения, оборудования, раздаточных мате
риалов. Выяснение запроса состоит из двух пунктов:
1. беседа с руководителем и составление технического задания для тренеров,
2. анкетирование предполагаемых участников в рамках заявленной темы. Исходя из полученной информации составляется план тренинга и готовятся раздаточные материалы.
Второй этап —
это сам тренинг. Он включает в себя диагностику потребностей группы, формулирование целей и задач, предоставление необходимой информации, отработку навыков и получение обратной связи.
Каждый день тренинга начинается с диагностики участников и заканчивает
Тренинг как обучающий процесс
Тренинг: руководство к действию. Теория и практика
7
6
тренера, так и любого участника, проявлять уважение к чужой точке зрения, даже если она противоречит собственной. Это послужит сти
мулом к самораскрытию и самовыражению участников.
• Уметь внимательно выслушать и понять собеседника. Умение слушать
— очень ценное качество, которое помогает расположить собеседни
ка к себе, заинтересовать как одного человека, так и группу людей.
Если вы предоставите возможность собеседнику говорить, не переби
вая его, и постараетесь сосредоточиться на услышанном, то можете многое узнать о мыслях и чувствах этого человека. Совсем не запре
щается переспрашивать или уточнять, но делать это следует после того, как он выскажется. Собеседник должен обдумать свои слова и за
кончить мысль, не боясь, что его перебьют, поймут «не так» и т.п. Это умение помогает в проведении разного рода дискуссий и обсуждений.
• Уметь наблюдать за каждым участником и за группой в целом. Инфор
мация, полученная таким образом, очень важна для ведущего.
Наблюдая за участниками, можно понять, насколько их интересует рассматриваемый вопрос, какие отношения складываются в группе,
насколько эффективно действует ведущий и многое другое, что по
может вовремя скорректировать свои действия, изменить при необхо
димости программу занятия.
Более 70% информации мы получаем невербальным способом. Развитая наблюдательность — большой плюс в работе тренера.
• Уметь активизировать пассивных участников и занять, направить на благо группы слишком активных. Иногда пассивные участники просто не могут высказаться по причине своей застенчивости, и задача трене
ра состоит в том, чтобы создать обстановку, в которой застенчивый участник мог бы выразить свою точку зрения. Иногда пассивность яв
ляется следствием незаинтересованности участника, неактуальности для него информации. В этой ситуации тренеру следует выяснить, ка
кой аспект обсуждаемой проблемы наиболее интересен аудитории, и изменить программу в соответствии с полученными ответами. Встре
чаются и такие ситуации, когда один или несколько участников тренинга, наоборот, слишком активны, и своей активностью мешают остальным членам группы. Тренер должен уметь тактично игнориро
вать активность такого участника и дать возможность высказаться,
поработать другим людям. «Активистам» полезно поручить индивиду
альные задания.
Все перечисленные навыки приобретаются с опытом и помогают не только в проведении тренингов, но и в повседневной жизни.
• способствовать эффективности обучающего процесса, что достигается через:
а) целенаправленное обеспечение относительного равновесия между ощущением успеха и неуспеха каждого участника в процессе выполнения заданий и обсуждения их результатов;
б) формирование в группе атмосферы взаимного доброжелательного и конструктивного отношения к обсуждаемым ошибкам.
В процессе тренинга у тренера могут быть различные роли, например,
«модератора» — продвигает процесс вперед и структурирует пространство,
или «фасилитатора» — собирает опыт группы и резюмирует его.
Какими навыками должен обладать тренер для
эффективной работы с группой
Самым важным требованием для человека, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИДа и употребления наркотиков, является инфор
мированность тренера (основанная на достоверных фактах и данных).
Информацию можно получить в организациях, занимающихся профилакти
ческой работой в области ВИЧ/СПИДа и злоупотребления наркотиками, а также на специальных семинарахтренингах (желательно, прежде чем начинать работать с группой в роли ведущего, принять участие в занятиях в роли участника — попробовать поучиться).
Когда вы узнаете новые факты, не стоит торопиться передавать их дру- гим. Дело в том, что средства массовой информации часто пытаются
«ошарашить» обывателя каким-либо сенсационным сообщением, не всегда убедившись в научной или практической обоснованности приводимых данных.
Чтобы профессионально провести тренинг, тренер должен иметь опыт участия в подобных мероприятиях, хорошо понимать их суть и специфику.
Помимо перечисленных требований тренер должен обладать и некото
рыми другими навыками:
• Уметь свободно общаться с людьми разных культур, разного уровня образования, разного возраста и социального положения. Выстраи
вая программу семинаратренинга, всегда учитывать возрастные, ре
лигиозные и социальные особенности группы.
• Принимать во внимание мнения и точки зрения других людей. В
нашем пособии уже указывалось на необходимость, как со стороны
Тренинг: руководство к действию. Теория и практика
9
8
!
i
Тренинг как обучающий процесс

Цели бывают долгосрочными или стратегическими, среднесрочными или тактическими и краткосрочными — по процессу тренинга.
Тренер, наряду с явными, декларируемыми целями, может преследовать и свои, скрытые цели, осознаваемые им в разной степени. Наличие скрытых целей может принести участникам группы значительный вред, поэтому тре
нер должен ясно понимать свои потребности и проблемы, чтобы минимизи
ровать их влияние на групповой процесс.
Правила тренинговой группы
Правила группы включают в себя несколько пунктов, определяющих,
что в рамках тренинга допустимо, а что нет. Таким образом, нормы выступа
ют в качестве регулятора поведения и взаимодействия участников. Это со
здает основу для создания безопасного пространства. Безопасное простран
ство, в свою очередь, необходимо для формирования в группе атмосферы до
верия, взаимного интереса и возможности самораскрытия участников. Пра
вила группы принимаются участниками в самом начале тренинга.
В структурированных группах с четко определенными целями, которые,
как правило, задает тренер, участникам предлагается дополнить представ
ленный перечень.
Правила могут касаться:
• активности участников (например, обязательности для каждого вы
полнения упражнений);
• временных аспектов работы (запрета на опоздания), правил поведе
ния (не говорить о присутствующих в третьем лице);
• прав участников (о чемто не говорить, просить помощи у группы).
Иногда за нарушение норм назначаются санкции, которые чаще всего носят шутливый характер и способствуют развитию необходимых навыков и групповой сплоченности (например, каждый опоздавший должен сделать комплимент остальным участникам).
Для того чтобы нормы выполнялись, нередко приходится прилагать зна
чительные усилия. Особенно это важно для обучающих групп, поскольку через следование нормам происходит присвоение поведенческих навыков.
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА
Впервые термин «групповая динамика» был использован Куртом
Левином в статье «Эксперименты в социальном пространстве», опублико
ванной в одном из американских научных журналов в 1939 году. По опреде
лению К. Левина, групповая динамика — это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, действующие в группе. В результа
те многолетних исследований групповых процессов были выявлены некото
рые общие закономерности функционирования и развития групп различной направленности. Эти закономерности составляют теоретическую базу любой групповой работы.
В современном понимании групповая динамика — это развитие или дви
жение группы, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями участников между собой и с тренером, а также внешними воздействиями на группу (К. Рудестам, 2000).
В понятие групповой динамики входят шесть основных элементов:
• цели группы,
• правила группы,
• позиция ведущего,
• структура группы и проблема лидерства,
• сплоченность группы,
• стадии развития группы.
Цели тренинговой группы
В начале занятий тренеры формулируют цели и задачи тренинга и помо
гают участникам определить собственные цели. Они могут быть:
• осознанными и вербализованными (т.е. выраженными в словах —
сказанными или написанными);
• осознанными, но невербализованными (не высказанными ни в пись
менной форме, ни в устной);
• неосознанными и невербализованными (на этом фоне, как правило,
рождается сопротивление);
• неосознанными, но вербализованными (оговорки).
Тренинг: руководство к действию. Теория и практика
11
10
Тренинг как обучающий процесс
должен напоминать участникам, что каждый человек вправе иметь собст
венное мнение или точку зрения, к которым следует относиться с уважени
ем. Необязательно с ними соглашаться — можно спорить, обсуждать и т.д.,
но сохраняя корректность и открытость. Такое отношение создает атмосфе
ру взаимного уважения и доверия и способствует конструктивному обсужде
нию проблемы. Если тренер участвует во всех упражнениях и дискуссиях,
высказывает свои мысли и идеи, отнюдь не призывая принять именно его позицию, так как он тоже может ошибаться, — это помогает ему установить равные отношения с участниками.
Позиция участника
У участников могут быть разные роли и социальные позиции в группе. Широко известна классификация групповых ролей Р. Шиндле
ра (К. Рудестам, 2000).
Лидер
— побуждает группу к действиям, ведет за собой.
Эксперт
— имеет какието знания или навыки, которые вызывают ува
жение, анализирует информацию, высказывает собственное мнение.
Конформист
— пассивный участник, избегающий ответственности и стремящийся остаться незаметным. Часто во всем соглашается с лиде
ром.
Аутсайдер
— отстает от группы в силу небольших способностей или страха самовыражения.
Оппозиционер
— участник, активно выступающий против лидера.
Роли, демонстрируемые участниками в групповом процессе, как прави
ло, отражают реальную жизненную позицию человека. Одной из задач для многих групп является расширение ролевого диапазона участников.
Структура группы
Размер группы.
Все зависит от возможностей тренера. Но оптимальным количеством участников считается 7–15 человек. Если размер группы пре
вышает 15 человек, увеличивается вероятность незадействованности неко
торых участников в совместной работе. Появляется тенденция к нарушению непосредственного общения и формированию микрогрупп. Но тем не менее существуют методики и для активизации деятельности в больших группах.
Наиболее часто с этой целью проводится реорганизация группы в несколь
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

перейти в каталог файлов
связь с админом