Главная страница

ПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ.. Руководство по Характерологической креатологии Под редакцией М. Е. Бурно и Г. Ю. Канарша


Скачать 4,33 Mb.
НазваниеРуководство по Характерологической креатологии Под редакцией М. Е. Бурно и Г. Ю. Канарша
АнкорПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ
Дата30.10.2018
Размер4,33 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ..docx
ТипРуководство
#57500
страница1 из 59
Каталогid9295808

С этим файлом связано 18 файл(ов). Среди них: ПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ..docx, TsELEBNYE_KROKhI_VOSPOMINANIJ.pdf, If_You_Give_a_Pig_a_Pancake_Laura_Nemiroff.pdf, If_You_Take_a_Mouse_To_The_Movies_Laura_Nemiroff.pdf, If_You_Give_a_Dog_a_Donut_by_Laura_Numeroff.pdf, If_You_Give_a_Moose_a_Muffin.pdf, Shablon.pdf, If_You_Give_a_Mouse_a_Cookie_by_Laura_Numeroff.pdf, psikh._igry.docx и ещё 8 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59



ПСИХОТЕРАПИЯ

ЗДОРОВЫХ.

ПСИХОТЕРАПИЯ

РОССИИ

Практическое руководство

по Характерологической креатологии

Под редакцией М. Е. Бурно и Г. Ю. Канарша

Институт консультирования и системных решений

Москва 2015

УДК 615.851

ББК 53.57

Психотерапия здоровых. Психотерапия России. Практическое руководство по Характерологической креатологии / сост. и отв. ред. Г. Ю. Канарш ; общ. ред. М. Е. Бурно. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2015. — 744 с.

Все права защищены.

Любая перепечатка издания является нарушением авторских

прав и преследуется по закону.

«Психотерапия здоровых» — массовая психотерапевтическая, психопрофилактическая помощь душевно здоровым людям (без, во всяком случае, явной патологии) — взрослым и детям. Эта помощь уже оказывается сегодня все шире жителям России, благодаря прежде всего психологам и психологам-педагогам («психологическое консультирование», «психокоррекция» и т. д.).

«Характерологическая креатология» (ХК)—это наука о творчестве, исходя из конкретного характера творящего (созидающего) человека. Практическая ХК вышла из Терапии творческим самовыражением (М. Е. Бурно) уже много лет назад и являет собою существенную область Психотерапии здоровых. Психотерапевтическая помощь осуществляется здесь, исходя не из психологических, педагогических, социологических концепций, а естественнонаучно — помогая человеку жить по-своему (творчески) сообразно своим характерологическим особенностям, посильно изучая их. Только в творчестве (в его широком понимании), то есть выполняя какое-либо дело во имя добра неповторимо по-своему, сообразно своей неповторимой индивидуальности (и, значит, вдохновенно), сказывается человек, личность. Путь к постижению своей неповторимости в ХК лежит, таким образом, через познание в разнообразном творческом самовыражении своего повторимого характера («синтонного», «замкнуто-углубленного», «тревожно-сомневающегося» и т. д.) среди других повторимых характеров. Чувство своей неповторимости (вдохновение) нередко является к нам тогда, когда понимаешь, чем ты не похож на других людей с таким же характером. ХК служит прежде всего людям, от природы непрактичным, тревожным, склонным к некоторой инертности, не уверенным в себе (хотя бы в глубине души) и вместе с этим от природы способным к целительному творчеству, собирающему душу, сообщающему ей вдохновение. Как показывает жизненный опыт, таких людей много в России. Вез увлекающего их творчества, без творческого вдохновения в работе и на досуге они нередко грустят, тянутся к алкоголизации. ХК становится особенно важной в сегодняшней России, поскольку многим нашим людям такого рода трудно приспособиться к условиям нового российского капитализма.

В книге собраны лучшие публиковавшиеся прежде и рассеянные во многих изданиях работы различных специалистов, в основном членов Профессиональной психотерапевтической лиги, в структуре которой работает Центр Терапии творческим самовыражением и Характерологической креатологии.

Руководство предназначено для психологов, врачей, педагогов, специалистов по социальной работе, а также для специалистов в области социально-гуманитарного знания (философов, культурологов, социологов и т. д.).

ISBN 978-5-91160-072-3

© Коллектив авторов, 2015

© Институт консультирования и системных решений, 2015

СОДЕРЖАНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ. М. Е. Бурно, Г. Ю. Канарш.................................................................

8

ВВЕДЕНИЕ. О «Характерологической креатологии»

и «Психотерапии здоровых». М. Е. Бурно.......................................................................

11

Глава 1. О ПРИМЕНЕНИИ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКОЙ КРЕАТОЛОГИИ В ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ.................................................................................

28

1.1. Метод Терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно в социокультурном пространстве кадетского корпуса

в психолого-педагогической практике. Н. И. Галеева......................................................

28

1.2. Гуманитарно-культурологическая ТТС в психологической работе по подготовке лиц юношеского возраста к прохождению службы в Вооруженных силах. А. Г Терещенко, А. А. Филозоп.................................................................................

37

1.3. О расширенном применении Терапии творческим самовыражением (М. Е. Бурно) в лечебной, консультативной практике и преподавании. К. Е. Горелов............

47

1.4. О психокоррекционном варианте Терапии творческим самовыражением в условиях дополнительного образования.

Н. В. Грушко..........................................................................................................................

69

1.5. Метод «психокоррекция творческим самовыражением»

в работе практического психолога. Н. В. Грушко.............................................................

89

1.6. Психокоррекция методом ТТС как ресурс здоровье-сберегающих технологий личности малолетнего преступника.

Н. В. Грушко, Р. Б. Кузекина...............................................................................................

92

1.7. «Рисование на лепестках роз» как метод Психокорреции творческим самовыражением в индивидуальной

и групповой работе. Н, В. Грушко, Р. В. Темченко............................................................

96

1.8. Особенности применения ТТС в области

социальной защиты. Н.А.Холопенко...................................................................................

103

1.9. Терапия творческим самовыражением в работе практического психолога с педагогами. Е. С. Щеголенкова...........................................................................................

108

1.10. Характерологическая креатология в детском саду (профилактический вариант Терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно в работе с педагогами дошкольных учреждений). С. М. Павлова.........................................................................

114

1.11. Акмеологический вариант Терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно. А. А. Филозоп.........................................................................................................................

120

1.12. Характерологическая акмеология в пространстве клинической терапии духовной культурой. А. А. Филозоп....................................................................................

130

1.13. Психолого-акмеологические аспекты помощи лицам пожилого возраста. А. А. Филозоп..................................................................................................................................

145

1.14. Групповая терапия творчеством как профилактика расстройств адаптации у лиц позднего возраста.

А. А. Филозоп.........................................................................................................................

159

1.15. Терапия творческим общением с литературой

в практической геронтопсихологии (на примере творческого общения с произведениями М. М. Пришвина). А. А. Филозоп...........................................................

171

1.16. Терапия творческим общением с литературой

и искусством как метод духовного развития личности.

А. А. Филозоп.........................................................................................................................

179

1.17. Психотерапевтические возможности патографии в акмеологическом варианте клинической терапии

духовной культурой. А. А. Филозоп....................................................................................

183

1.18. Профилактика дистрессовых эмоциональных расстройств творческим самовыражением в цифровой художественной фотографии. Л. В. Барабанова, А. А. Филозоп..................................................................................................................................

189

1.19. Некоторые возможности использования фотографии на основе Терапии творческим самовыражением.

Т. Е. Гоголевич.......................................................................................................................

197

1.20. Терапия творческим общением с ароматами. О. А. Усова .....................................

205

1.21. Самосознание в профессии. С. М. Павлова..............................................................

217

Глава 2. ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ

ПО ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКОЙ КРЕАТОЛОГИИ

ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ И ПЕДАГОГОВ..........................................................................

221

2.1. Творческая гостиная. Программа социальной адаптации подростков методом творческого самовыражения.

Л. Д. Протасова, Т. А. Гилева.............................................................................................

221

2.2. Программа «Формирование позитивного самоотношения старших школьников методом творческого самовыражения».

Л. А. Селиванова, Т. Ю. Шихова.........................................................................................

244

2.3. Характерологическая креатология. Дополнительная образовательная программа. С. М. Павлова...................................................................................................

262

Глава 3. ПРИМЕРЫ ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ

ПО ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКОЙ КРЕАТОЛОГИИ..................................................

272

3.1. Поиск одухотворенности в повседневном. Е. В. Баянова.........................................

272

3.2. Николаюс Константинас Чюрлёнис — художник и композитор.

Е. С. Щеголенкова................................................................................................................

277

3.3. Два Христа. Т. В. Орлова.............................................................................................

283

3.4. Самая маленькая из великих актрис. Характер и судьба.

Е. В. Кулешова......................................................................................................................

291

Глава 4. ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКАЯ КРЕАТОЛОГИЯ

И ФИЛОСОФИЯ...............................................................................................................

312

4.1. Реализм и характер. М. Е. Бойко, В. П. Руднев..........................................................

312

4.2. Новая модель бессознательного. В. П. Руднев...........................................................

320

4.3. Путь из шизореальности. В. П. Руднев........................................................................

327

4.4. Человек Достроенный и Терапия творческим самовыражением. Е. А. Поклитар...............................................................................................................................

335

4.5. Характерологическая терапия творческим самоутверждением. Е. А. Поклитар...............................................................................................................................

344

4.6. Не опустеет храм добра... (о научно-философской концепции Е. А. Поклитара). А. А. Филозоп.........................................................................................................................

348

4.7. Опыт клинико-экзистенциального подхода (психотерапевтическое эссе). П. В. Волков....................................................................................................................................

354

4.8. Терапия творческим самовыражением. Экзистенциально-феноменологический подход. К. Ю. Сосновская....................................................................................................

388

4.9. Фрейд, Россия и Терапия творческим самовыражением.

А. М. Кантор.........................................................................................................................

394

Глава 5. ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКАЯ КРЕАТОЛОГИЯ

В ЭКОНОМИКЕ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ..........................................................

403

5.1. Об одном из вариантов естественно-научного подхода

в социальном знании. Г. Ю. Канарш..................................................................................

403

5.2. Демократия и особенности российского национального характера. Г. Ю. Канарш...................................................................................................................................

422

5.3. Характерологическая креатология в социальных науках: анализ капиталистической динамики. Г. Ю. Канарш...................................................................

440

5.4. Характерологическая креатология, психотерапия

и экономические учения. К. М. Мижерова.......................................................................

454

5.5. Характер Маркса и его отражение в творчестве.

К М. Мижерова....................................................................................................................

459

5.6. Маркс и философия естественно-научного материализма.

Г. Ю. Канарш........................................................................................................................

462

Глава 6. ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКАЯ КРЕАТОЛОГИЯ

И ИСКУССТВО..................................................................................................................

480

6.1. Интерпретация произведения искусства средствами характерологии. Междисциплинарный метод.

А. А. Калинина.......................................................................................................................

480

6.2. Терапия творчеством в жизни Германа Гессе.

Г. Ю. Канарш........................................................................................................................

503

6.3. К особенностям поиска смысла в мире полифониста

и аутиста (Дикинсон и Борхес). Г. Ю. Канарш.................................................................

512

6.4. «Философия жизни» глазами психастеника

и аутиста (Баратынский и Гумилев). Г. Ю. Канарш.........................................................

521

6.5. Борисов-Мусатов — мир реальный и мир грез.

Характер, творчество, жизненный путь. А. А. Филозоп....................................................

525

6.6. Психастенический (тревожно-сомневающийся) характер в литературном наследии А. П. Чехова.

А. А. Филозоп.........................................................................................................................

535

6.7. «Тоска» Антоши Чехонте. А. А. Филозоп....................................................................

541

6.8. О характерах людей в рассказах А. П. Чехова.

М. Е. Бурно............................................................................................................................

547

6.9. «Всего прочнее на земле печаль»: миссия меланхолика.

Из опыта Иосифа Бродского. А. М. Кантор......................................................................

552

6.10. «Характерология» постмодернизма. Г. Ю. Канарш................................................

568

6.11. Джим Джармуш — неисправимый романтик (попытка понимания жизни и творчества кинорежиссера с позиций естественно-научной характерологии и ТТС).

Г. Ю. Канарш........................................................................................................................

580

6.12. Путь из долины одиночества: опыт психотерапевтической интерпретации кинокартины Вима (Вильгельма) Вендерса «Алиса в городах». Г. Ю. Канарш...................................................................................................................................

592

6.13. Великий архитектор Ле Корбюзье: опыт реконструкции характера. А. В. Миронов.................................................................................................................................

600

6.14. Гофман и я. Г. Ю. Канарш..........................................................................................

616

Глава 7. ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКАЯ КРЕАТОЛОГИЯ

И СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ...................................................................................................................

618

7.1. Об итогах создания специализированного сайта

по Характерологической креатологии. Г. Ю. Канарш.....................................................

618

7.2. Интернет-проект «Искусство в помощь людям, смотрящим в лицо персональному кризису» как вариант метода Терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно.

М. А. Бялик, Т. В. Орлова......................................................................................................

629

7.3. Об интернет-сайте «ТТС — отечественный метод психотерапии». К. Е. Горелов...................................................................................................................................

641

7.4. Терапия творческим самовыражением в социальных сетях («ВКонтакте» и «Фейсбук»). К. В. Голованова.............................................................................................

643

Глава 8. ИНТЕРВЬЮ........................................................................................................

649

8.1. Россия выздоровеет (интервью с М. Е. Бурно)..........................................................

649

8.2. Одна философия дополняет другую. Марк Бурно о дефензивных людях, характерологии и творческом самовыражении.....................................................................................................................

658

8.3. Сила слабых (интервью с М. Е. Бурно).......................................................................

668

8.4. Вадим Руднев: «Я не верю в XXI век». Реальный мир

не существует вне познающего его сознания....................................................................

680

8.5. Реальность — это иллюзия. Вадим Руднев: «Витгенштейн и я — неправильные философы»............................................................................................................................

687

8.6. Философ в роли пациента. Психотерапевт Кирилл Горелов

о ревизии внутренних ценностей........................................................................................

693

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. М. Е. Бурно............................................................................................

700

БИБЛИОГРАФИЯ.............................................................................................................

703

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ..............................................................................................

729
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59

перейти в каталог файлов
связь с админом