Главная страница
qrcode

ПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ.. Руководство по Характерологической креатологии Под редакцией М. Е. Бурно и Г. Ю. Канарша


НазваниеРуководство по Характерологической креатологии Под редакцией М. Е. Бурно и Г. Ю. Канарша
АнкорПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ
Дата30.10.2018
Размер4,33 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ..docx
ТипРуководство
#57500
страница10 из 59
Каталог
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   59

1.10. Характерологическая креатология в детском саду (профилактический вариант Терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно в работе с педагогами дошкольных учреждений)49

Тема эмоционального состояния и психологического здоровья детей все чаще становится предметом исследования ученых и практиков (Сохранение и укрепление..., 2007; Родионов, 2007). Так, по мнению признанного специалиста в области дошкольного образования Л. А. Парамоновой, «недоразвитие в этом возрасте общения, эмоциональной сферы, воображения в дальнейшем практически не компенсируется даже специальной коррекционной работой и отрицательно сказывается, прежде всего, на личностном развитии ребенка (т. е. проблема «трудных детей» закладывается на дошкольном этапе)» (Парамонова, 2008: 5-6).

Существенно, что в создании оптимальной среды в группе детского сада активно участвует воспитатель. Его эмоциональная отзывчивость и владение эффективными стилями общения благоприятно влияют на развитие ребенка. Данные качества присущи воспитателю изначально или приходят с опытом, но в некоторых случаях остаются реализованными не полностью. Как следствие возникают внутренние конфликты и неудовлетворенность собственным трудом. К тому же сама специфика педагогической деятельности способствует усилению определенных качеств личности, снижающих результативность труда. Поэтому «формирование психологического здоровья педагога приобретает такое же значение, как и его профессиональная подготовка» (Бардакова, 2008: 43).

Одной из возможностей, позволяющих оказать психологическую поддержку педагогу, является метод-школа «Терапия творческим самовыражением» (ТТС), созданный отечественным психиатром-психотерапевтом, профессором М. Е. Бурно для лечебных, клинических целей (см.: Бурно, 2012). Сегодня метод вышел за пределы психиатрии, стал использоваться психологами, педагогами, в частности, в педагогической практике детских садов, в школьной практике (Эннс, 2002; Практическое руководство..., 2003). Например, Одесская школа Терапии творческим самовыражением широко применяет метод в экологическом и культурологическом воспитании, в социальной работе (см.: Избранные труды..., 2007). Понятно, что за пределами медицины ТТС используется для профилактической помощи здоровому человеку, а не с целью излечения больного, которым может заниматься только врач. Данную область применения ТТС М. Е. Бурно предлагает называть «Характерологической креатологией» (Бурно, 2007; Бурно, 2011b).

Особенностью данного метода (ТТС/ХК) является то, что он позволяет формировать отношение к душевным трудностям или слабости как к сопутствующим «шероховатостям» творческой натуры, как к источнику целительного самовыражения. Застенчивые, сомневающиеся люди с его помощью становятся более уверенными в своей деятельности, при этом они не стремятся переделать свой характер. Метод основан на изучении характеров литературных героев, известных творцов, нахождении в них созвучия собственной индивидуальности. При этом каждый характер (см.: Бурно, 2008а) рассматривается как данная природой возможность реализовать себя сообразно своей природе в созидающей деятельности, на пользу людям. Согласно ТТС нет хороших или плохих характеров, важны их проявления с точки зрения социальной направленности (см., напр.: там же: 11)50.

В ТТС изучаются не только реальные и потенциальные возможности человека в творческом самовыражении, но и даются методики их реализации (см.: Бурно, 2012: 78-147), что позволяет глубже понять и принять своеобразие собственного характера и характера воспитанников в совокупности черт, сильных и слабых сторон. Занятия формируют светлое эмоциональное состояние и мироощущение. За счет общения в группе, в процессе подготовки к занятиям происходит расширение кругозора (хотя цель достигнуть энциклопедических знаний отсутствует); актуализируются знания по педагогике, психологии, литературе, искусству; повышается мотивация к изучению культурного и духовного наследия, прежде всего отечественного. С психологической точки зрения это можно рассматривать как обращение к своему архетипическому образу, восстановление его целостности.

Таким образом, ценностная концепция ТТС согласуется с возрождаемыми в образовании целями, которые состоят в формировании гармонично развитой личности в соответствии с нравственными нормами, духовными, культурными традициями.

Помимо работы непосредственно с детьми, применение метода М. Е. Бурно в дошкольном образовательном учреждении, как представляется, открывает новые возможности во взаимодействии психолога и педагогического коллектива. В качестве примера использования одной из методик ТТС в групповой работе хотелось бы привести описание занятия по теме «Одухотворенное общение с повседневностью».

Ведущий занятия—психолог. Участники—воспитатели детского сада. Цель занятия: формирование светлого эмоционального состояния у педагогов на основе творческого общения с повседневностью. В качестве материала использовались увеличенная копия фотографии «Вид заснеженного уголка детского сада» (илл. 1) и репродукция картины художника Л. И. Бродской (о художнике см., напр.: Бродская: эл. ресурс) «Морозное утро» (илл. 2). В качестве музыкального сопровождения — фонограмма «Времена года» П. И. Чайковского. В ритуале начала и конца встречи использовались свечи и фигурка, изображавшая Зиму. Занятие проходило в музыкальном зале детского сада, в красивой, располагающей к релаксации и неспешным размышлениям обстановке. Из предьщущих встреч участники уже были знакомы с методом «Терапия творческим самовыражением» и классификацией характеров по типологии М. Е. Бурно (Бурно, 2008а).






Илл. 1

Илл. 2


Воспроизведем общий ход занятия.

1. Ознакомление присутствующих с темой встречи. Предлагается измерить свое эмоциональное состояние при помощи «Психологического градусника», разработанного Н. П. Фетискиным (Ильин, 2001: 496). Каждый получает свой «Градусник» со шкалами, отражающими эмоциональное состояние.

2. Одному из участников предлагается совершить ритуал зажжения свечи и тем самым положить начало встрече.

3. Включается фонограмма произведения П. И. Чайковского «Времена года» (зимние месяцы). Присутствующие молча слушают музыку, смотрят на пламя свечи.

4. Обсуждение фотографии и репродукции. Ведущий задает вопросы:

Почему природа так действует на человека, какие факторы важны для Вас: оздоровительный, эстетический, психологический, философский?

— Как влияет характер художника на изображение картины леса? В чем это выражается?

— А как бы Вы отразили зимний пейзаж?

— Что созвучно и что не созвучно Вам в пейзаже на репродукции и на фотографии?

— А что просто нравится, какие воспоминания навевает?

Присутствующие охотно делятся своим восприятием природы, времен года. Кто-то предпочитает зимние месяцы, кто-то летние. Но абсолютно все радуются встрече с природой: она отвлекает от обыденности, вдохновляет, придает силы. Некоторых общение с картинами природы на занятии возвращает мыслями в отчий дом, деревню. Оживляет чувства, дарует свежесть детского восприятия.

— Где природа нравится больше: на фотографии или на репродукции известного художника?

— На репродукции она красочнее. И снег более пушистый, более осязаемый, нет вмешательства человека. Пейзаж на фотографии погружает в обыденность. И в то же время вид знакомый, вспоминается запах свежевыпавшего снега. Снег похож на волшебное пушистое одеяло. Жаль, что он скоро опадет, станет серым. От этого становится грустно.

— В чем можно найти созвучие?

— Наверное, в настроении: зимний пейзаж имеет свое настроение, свое эмоциональное состояние. Оно приподнятое, бодрящее, поднимает жизненный тонус. И это настроение перекликается с состоянием внутреннего покоя, приподнятости, которое возникает от общения, от обмена мнениями при созерцании пейзажа.

5. Ведущий обобщает мнения участников и высказывает свое.

—Что можно сказать о характере художника (Л. И. Бродская)? Напомню, что в соответствии с классификацией М. Е. Бурно существует целая группа характеров (см.: Бурно, 2008а), в основе каждого из которых свое ядро — характерологический радикал (от лат. radix — корень). Кроме того, характеры подразделяются по мироощущению: на реалистические (материалистические) и идеалистические (там же: 10). Каким мироощущением мы проникаемся, рассматривая картину Бродской? Конечно, реалистическим (синтонный характер), и в то же время это не та реальность, что на фотографии, а такая, которую может передать творческий человек, видящий мир в многообразии и многоцветье и придающий своим произведениям определенные смыслы.

К примеру, в картине отсутствуют смелые, решительные мазки. Видимо, художник опасается, что за широкими, импульсивными мазками потеряются нюансы. А нюансы, малозаметные детали во многом отражают суть вещи, суть явления. Так и характер человека состоит из того, что сразу бросается в глаза, и из того, что сокрыто, познается постепенно или не познается до конца.

Рассматривая фото и картину, делясь своими впечатлениями в поиске созвучного с изображениями зимнего пейзажа, все высказывались позитивно, каждому хотелось поделиться, передать то состояние души, которое он испытывает. И у каждого, судя по словам, оно приподнятое и светлое. Картина зимней природы на фото достаточно обыденна. Но и она вызвала разнообразие чувств: ностальгию по детству, ощущение бодрящей свежести, душевный подъем. И еще, что объединило нас, — созвучие, которое мы почувствовали в мыслях друг друга. Высказывания были разные, но они не противоречили, а дополняли друг друга. И созерцание пейзажа, мысли и чувства, при этом возникающие, подарили нам полноту ощущений, понимание того, что дарит нам природа. Помогли проникнуться тонким лиризмом, который исходит от картины Бродской и от кружева снежного покрова на ветках дерева у здания детского сада. Актуализировалось светлое мироощущение, мировосприятие, которое вы несете в себе и делитесь им с детьми, родителями, коллегами.

Ведущий напоминает участникам: Вы читаете детям стихи и рассказы о природе, ведете совместные наблюдения за растениями, за птицами, прививаете бережное отношение к природе, ко всему живому на Земле. Во всех Ваших высказываниях прямо или косвенно звучала мысль о заботливом отношении к окружающему миру. Сохранение природы требует постоянного труда, вдумчивости, понимания, любви к ней, но то же самое относится и к воспитанию детей. Поэтому нашей общей задачей—и педагогов, и психологов, и родителей — является понимание души ребенка, особенностей его характера, причин того или иного поведения.

6. Завершение встречи. На «Градуснике» отмечается эмоциональное состояние. Каждый по кругу, передавая из рук в руки фигурку Зимы, говорит о том, что чувствует, и высказывает свои пожелания. Один из участников гасит свечу.

7. Домашнее задание: нарисовать, сфотографировать или подобрать репродукцию на тему: «Дерево, отражающее Ваше настроение, состояние души, созвучное Вам».

Подводя итог проведенной встречи, можно отметить, что каждый из присутствующих принимал участие в обсуждении через активное созерцание и высказывания. Сколько душевных, празднично-приподнятых слов и мыслей при этом было сказано! Участники встречи испытали состояние психологического комфорта, поделились друг с другом светлым эмоциональным состоянием, возможно, что-то новое открыли в своем характере.

Закончить описание данного опыта работы хочется словами М. Е. Бурно: «Сегодня хоть немного более, нежели чем вчера, знать, понимать себя среди других людей — это значит яснее видеть свою дорогу, свое предназначение в жизни. По мере того как постепенно постигаешь, что же именно в соответствии с твоими природными особенностями у тебя получается лучше, чем другое, и лучше, чем у многих других, — стараешься более и более делать в жизни это свое и по-своему. То есть стараешься душевно — духовно развиваться, расти в соответствии со своей природной расположенностью к определенным осмысленным и любимым жизненным делам. И тогда, рано или поздно, возникает в душе тихий и яркий стойкий свет содержательно-осознанной встречи с самим собой для людей. Этот радостный свет и есть уже пожизненное, даже сквозь наплывы тревоги — тоскливости, творческое вдохновение, пронизывающее всего тебя до самой крохотной клеточки организма природно-волшебными лекарствами и потому целебное в высоком смысле» (Бурно, 2008а: 6).

Эти слова Марка Евгеньевича настраивают быть творцом и созидателем и в профессии, и в обычной, повседневной жизни.

1.11. Акмеологический вариант Терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно51

Природа не только «другое» для человека,

но и природа в самом человеке.

В этом природном первая самая естественная

и теплая его непосредственная связь с миром,

с его жизнью... Сначала «природа»,

а уж затем «сознание» (свобода)

сначала то, что у человека общего со всем миром,

и уж затем то, что его выделяет особенного.

Начинать со второго значит разрывать

корневые связи человека с жизнью,

обрекать его на разрыв с миром,

на оскудевшее одинокое прозябание (существование).

Сознание, свобода без нее нет человека,

но надо сохранить корни его жизни в природе,

среди всего живущего, во Вселенной.

С. Л. Рубинштейн. «Человек и мир»

Акмеологический вариант Терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно (ТТСБ) (Бурно, 2006b) разработан с целью оказания краткосрочной (2-4 месяца) и долгосрочной (от одного года и более) помощи дефензивным людям в достижении вершины своего личностного становления (акме), сообразно с природой своего характера (характерологического радикала), возраста и пола.

Несмотря на то что в мировом пространстве терапии духовной культурой и в акмеологии существует огромное множество психологически ориентированных подходов (см.: Деркач, Зазыкин, 2003; Карвасарский, 2002), имеющих цель—развитие личности пациента и здорового человека, актуальность разработки акмеологического варианта ТТСБ обусловливалась следующими причинами.

Во-первых, успешно применяемые на Западе психологические модели психотерапии нередко плохо соотносятся с особенностями российской ментальности и оказываются малоэффективными в работе с дефензивными людьми, испытывающими острую потребность в искреннем эмоциональном участии психолога (психотерапевта) и, одновременно, негативно воспринимающими аутистические (идеалистические)52 психологические концепты и манипуляцион-ные приемы воздействия, составляющие существо большинства западных психотерапевтических школ (см.: Бурно, 2006b).

Во-вторых, для дефензивного человека самостоятельно, как правило, трудно найти точку опоры в жизни (на эмоциональном и когнитивном уровне). Балансируя на острие тягостных переживаний собственной неполноценности и «несамособойности», дефензив-ный человек легко попадает в «ловушку» социальных воздействий (прессинга), направляющих развитие его личности по ложному пути, т. е. вразрез с природной основой его индивидуальности (конституции, и прежде всего характера). Психотерапевтическая помощь, не учитывающая клиническую сущность содержания внутреннего мира (переживаний) дефензивного человека, оказывается чаще всего малоэффективной и для его личностного развития.

В-третьих, анализ накопленного опыта применения ТТСБ в психотерапевтической и психолого-педагогической практике позволил выделить новую междисциплинарную область изучения конституциональных и характерологических закономерностей и механизмов достижения человеком вершины своего личностного становления (акме) на различных этапах жизненного пути — характерологическую акмеологию (Филозоп, 2011).

Проводимые исследования в рамках характерологической акмеологии показывают (см.: там же), что ТТСБ не только помогает дефензивному человеку обрести свою общественно полезную, целительную жизненную дорогу, свой жизненный смысл, исходя из особенностей природы своего характера, но и способствует акмическому становлению личности в целом.

Цели акмеологического варианта ТТСБ:

1. Терапевтическая цель совпадает с медицинской и общественной целями ТТСБ — помочь дефензивному человеку быть «самим собой», по-своему, сообразно природе характера (характерологического радикала), творческим, активным, полезным членом общества, обрести свой целебный путь-смысл в жизни; открыть, актуализировать резервы собственной дефензивности в общественной, нравственной деятельности (Бурно, 2006b).

2. Цель акмеологическая — помочь дефензивному человеку реализовать потенциал своего характера (характерологического радикала) личностно, сообразно своему возрасту и полу, через конкретное дело в жизни, достигая на этом пути духовно-нравственной вершины в системе действенных отношений человека к другим людям и к миру в целом, т. е. своего личностного акме.

Существо и отличительные особенности акмеологического варианта ТТСБ:

1) наряду с преподаванием элементов клинической характерологии, естествознания в процессе разнообразного творчества, структурируемого при помощи конкретных методик ТТСБ (терапии творческим общением с литературой, искусством, наукой; терапии творческим общением с природой и др.) (Бурно, 2006b), изучаются основные психологические закономерности личностного развития человека на различных возрастных этапах и акмеологический потенциал каждого характера (синтонного, замкнуто-углубленного, неустойчивого и др.) (см.: Бурно, 2008а; Филозоп, 2011);

2) творческое общение с живописью, прозой, поэзией, с природой и т. д. (Бурно, 2006b) имеет целью не только познание и целостное переживание дефензивным человеком своей природной индивидуальности, но и раскрытие характерологических и возрастных адаптационно-компенсационных ресурсов собственной личности, способствующих ее акмическому становлению в конкретный возрастной период;

3) в возникающем у человека целительном креативном переживании-вдохновении в процессе индивидуальной и групповой ТТСБ (там же) прежде всего акцентируются эстетические и этические чувства, способствующие духовному развитию личности;

4) кроме осознания общественной полезности своих природных особенностей дефензивного характера (там же), терапевтическое воздействие способствует формированию психосоциальной компетентности, т. е. умению сохранять состояние психического благополучия, проявлять гибкость в социальном поведении в ответ требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью, находить социально приемлемые формы творческого самовыражения, сообразно индивидуально-психологическим особенностям своей личности, а также работает на обретение дефензивным человеком своего уникального неповторимого дела53 в жизни.

Акмеологический эффект в представленном варианте ТТСБ достигается за счет переживания человеком созвучных себе духовных ценностей, активизации эстетического и этического восприятия окружающего мира, творческой переработки произведений искусства и обогащения системы личностных отношений сообразно природному складу своего характера (синтонного, тревожно-сомневающегося, замкнуто-углубленного и др.) (Бурно, 2008а). Не аналитически-интеллектуально осуществляется поиск акмического, а посредством эмоционального оживления, открывающего в душе дефензивного человека творческое вдохновение. И благодаря этому терапевтически ценным становится сам процесс творческого поиска, порождающий новые положительные эмоции, личностно значимые переживания, чувства и отношения.

Рассмотрим более подробно представленные положения акмеологического варианта ТТСБ.

1. Вводя понятие «личность», мы не можем не согласиться с профессором Александром Григорьевичем Асмоловым, известным отечественным психологом, который, подводя итоги исследованиям личности в психологии к началу XXI в., подчеркнул: «При всем многообразии подходов к пониманию личности в истории познания и обыденной жизни становится все более очевидным, что именно многомерность выступает как сущностная характеристика личности...» (цит по: Психология личности, 2007: 13). В связи с этим в акмеологическом варианте ТТСБ рассматривается лишь определенная грань многомерного феномена личности человека. Мы разделяем точку зрения, согласно которой в характеристику личности входят как наиболее существенные ее элементы — врожденные и приобретенные особенности реагирования на внешние впечатления, т. е. конституция (и прежде всего природный характер), так и обобщенные отношения человека («ансамбль» отношений), возникающие на основе переживаний, отражающих качество и степень включенности (вовлеченности) его (с момента рождения) в «ткань» окружающей социокультурной реальности (Бодалев, 1998; Гиляровский,1954).

2. Развитие личности в акмелогическом варианте ТТСБ понимается как созидание (самосозидание) личности по ее конституциональным основам54. Но при этом всегда учитывается факт «погруженности», вовлеченности личности в «ткань» реальных (социальных) отношений с другими людьми и миром в целом.

Человек живет не только в мире «вещей», но и в мире «смыслов и ценностей», запечатленных в культуре своего народа и культуре всего человечества. Культура — это, говоря образно, есть «окаменелости» реализованных людьми (с различными характерами) в прошлом своих психических функций. Поэтому каждый человек может находить в культуре созвучное себе (сообразное природе своего характера) и в творческом общении с характерологически близким в культуре своего народа, других народов, человечества в целом — созидать свою личность.

3. Психическое, личностное развитие — процесс, развертывающийся во времени и характеризующийся как количественными, так и качественными изменениями. Возраст можно определить как относительно ограниченную во времени ступень психического развития человека (становления личности), характеризуемую совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей (Психология. Словарь, 1990). В каждом из возрастных периодов жизни человека возникают новые психические качества — новообразования, как их определил выдающийся советский психолог Лев Семенович Выготский (Выготский, 2000). Поэтому в акмеологическом варианте ТТСБ в процессе терапии дефензивный человек совместно с психологом изучает, как он, имея определенный характерологический рисунок, может наиболее оптимально (эффективно) разрешить для себя задачи возрастного развития, возникающие объективно.

С одной стороны, задачи возрастного развития возникают за счет закономерных физиологических изменений (развертывания, кристаллизации конституции), а с другой — психологических: на каждом новом возрастном этапе расширяется жизненное пространство человека для контактов с социумом (культурой), увеличивается их число и, одновременно, происходит усложнение эмоциональной связи с миром. От элементарного чувствования в младенчестве к разнообразным предметным чувствам в виде определенных эмоциональных процессов и состояний (вплоть до окончания подросткового возраста), к мировоззренческим чувствам в юности (см.: Рубинштейн, 2003). Причем на каждом возрастном этапе (отрезке жизненного пути личности) чувства порождают новое отношение человека к миру.

4. Еще одной из граней понимания личности выступает рассмотрение человека как носителя сознания (см.: Психология личности, 2007). Сознание конкретного человека — это всегда единство переживания и знания. Поэтому развитие личности, сопряженное с изменением самосознания (Я-концепции, мировоззрения), также зависит от изменения переживаний дефензивного человека — от аморфных («каши в душе»), субъективно тягостных, к душевному творческому подъему-вдохновению. Профессор М. Е. Бурно в одной из своих работ отмечал, что «вопросы смысла и бессмыслицы жизни, невзгод и невезучести, вопросы страха, тревоги и душевной боли — это все, в конце концов, вопросы настроения, а оно движется, и можно научиться способствовать его движению к свету» (Бурно, 2003b: 46).

В связи с этим основной механизм акмеологического воздействия ТТСБ можно определить как творческий поиск-переживание. Благодаря творческому общению с культурой усложняется эмоциональная связь человека (замкнуто-углубленного, синтонного и т. д.) с миром. Переживания наполняются духовным содержанием, потому что культура в целом, как уже было отмечено, есть «окаменелости психических функций человека» (также характера), а произведения искусства — воплощают основные личностные (характерологические) черты, смысловой поиск и оценку автора. С приобщением (через творческое переживание, приводящее к сознательному пониманию) к смыслу автора (созвучного по характеру) появляется возможность открытия своего собственного смысла (посредством механизма рефлексии55, неразрывно связанного с творческим переживанием «своего»). В итоге человек идентифицируется с «новым» собой — собой, храктерологически более понятным, творческим, осуществляющим личностный поиск, посредством построения новой эстетической и этической системы отношений с миром. Как следствие меняется мировоззрение (его духовное содержание56), что, в свою очередь, сопряжено с изменением реальных отношений человека с миром и с самим собой — т. е. происходит постепенное продвижение к своему уникальному, неповторимому личностному акме в рамках определенного возрастного этапа жизни человека.

5. ТТСБ изменяет мировоззрение дефензивного человека (это доказано в ряде диссертационных исследований, например, врачом-психиатром, психотерапевтом Светланой Владимировной Некрасовой (Некрасова, 1999): формируется характерологическое понимание и характерологическое переживание себя и мира, творческая позиция созидания своей духовной индивидуальности.

6. Становление духовной индивидуальности (духовного своеобразия личности) сопряжено с осознанием и переживанием своей природной основы (характерологического типа (радикала) (Бурно, 2008а)) и процессом ее творческой реализации в окружающем мире.

Поэтому основной акцент в акмеологическом варианте ТТСБ переносится на эстетические переживания дефензивного человека, возникающие в процессе творческого общения с природой, культурой, другими людьми. Эстетическое характерологическое переживание не только терапевтически ценно, оно также и акмеологически ценно, так как выступает основой формирования духовной составляющей мировоззренческих чувств человека, а значит, и установления новых отношений человека с миром.

На основе характерологического эстетического переживания, в процессе взаимодействия с другими участниками группы ТТСБ и психологом возникают и характерологические этические переживания, являющиеся «чувственной тканью» новой философии личности, содержание которой образно отражает следующее высказывание выдающегося отечественного философа и психолога Сергея Леонидовича Рубинштейна: «Говорить, что жизнь прекрасна, утверждая этим, будто все в ней хорошо и прекрасно, — это жалкая фальшь; говорить, что жизнь отвратительна, ужасна, как будто перечеркивая этим все прекрасное, чем она так богата, — это ложь, свидетельствующая о собственном банкротстве. Жизнь могуча, бесконечно разнообразна и чревата всем добрым и злым. И у человека, в конечном счете, одно дело в жизни: самому вносить в нее, сколько только может он, красоты и добра» (Рубинштейн, 2003: 371).

Новая философия личности выступает терапевтически необходимой платформой психической жизни дефензивного человека. Но следует особо подчеркнуть, что акмеологический вариант ТТСБ — это не новая этическая система — дефензивный человек тянется к творческому поиску себя, смысла своей жизни, духовному, нравственному самосовершенствованию, поскольку именно это спасает его от «каши в душе и вокруг», тревоги-тоскливости, тягостных переживаний своей неполноценности.

7. Главным пространством становления личностного акме является «дело жизни» дефензивного человека, которое он для себя находит в процессе творческого поиска (в соответствии с природными особенностями своего характера), своего светлого (хотя, может быть, и скромного) целебного смысла в жизни (см.: Филозоп, 2009а).

«Дело жизни» — это то, чему человек может посвятить свою жизнь, что обязательно имеет своих предшественников и предполагает последователей. Дело становится воплощением своего понимания общечеловеческих ценностей и смысла своей уникальной сопричастности к миру. Это может быть очень скромное дело, но обязательно нравственное по своему содержанию. Важно, что человек имеет потребность, осознает необходимость быть сопричастным к этому делу, помогающему «высвечивать» свой характер, творчески реализовывать личностный потенциал, уникальность и неповторимость своего Я. В рассказе М. Е. Бурно «Перед смертью» описано возникновение данной потребности у главного героя Свирина: «...важно до самой смерти делать свое посильное, хоть крохотное, добро. Не просто добро, а свое личностное добро, себя в добре. В этом — Смысл» (Бурно, 2003а: 248). Кроме того, наличие «своего» дела способствует удовлетворению потребности человека в персонализации57, обусловливает установление разносторонних отношений с социумом, способствует осознанию и переживанию своей общественной полезности. В конечном счете нельзя не согласиться с С. Л. Рубинштейном, который полагал, что «Смысл человеческой жизни — быть источником света и тепла для других людей» (Рубинштейн, 2003: 406). И это утверждение отражает существо дела жизни каждого человека, который достигает своего уникально-неповторимого личностного акме.

8. Бесспорно, личностное акме каждого человека, выступая духовно-нравственной вершиной в системе действенных отношений личности к другим людям и к миру в целом, всегда уникально и неповторимо в своем роде. Между тем духовность личности, в конечном счете и определяющая вершину личностного становления человека, всегда характерологична, т. е. синтонная, замкнуто-углубленная, авторитарно-напряженная и т. д. (см.: Бурно, 2008а; Филозоп, 2011). А следовательно, личностное акме достигается человеком всегда в рамках определенного характерологического типа (радикала) (см.: Бурно, 2008а), и многогранность этого феномена может быть понята только при условии учета и постижения сущности синтонности, аутистичности, демонстративности и т. д. (там же).

9. В настоящее время акмеологический вариант ТТСБ представлен рядом практических моделей терапевтическо-акмеологической работы психолога в области геронтологии, а также проходит апробацию в одной из специализированных школ-интернатов города Воронежа для детей с детским церебральным параличом.

Элементы предлагаемого варианта ТТСБ успешно используются на кафедре педагогики и психологии института дополнительного профессионального образования ГБОУ ВПО «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко» при организации учебного процесса для проведении практических занятий по дисциплине «Психология человека» слушателей, обучающихся по дополнительной профессиональной образовательной программе — «Преподаватель высшей школы».

Оценка терапевтической эффективности акмелогического варианта ТТСБ в первую очередь основывается на клинико-психотерапевтическом исследовании, которое проводится психологом, как правило, совместно с врачом-психотерапевтом. Изучается динамика следующих показателей: уровень социально-личностного функционирования, т. е. степень расширения творческих и духовных интересов, частота и длительность расстройств настроения, общая активизация поведения личности на микро- и макросоциальном уровне. Эти показатели изучаются при очных консультациях с лицами, прошедшими курс акмелогического варианта ТТСБ, беседах с их родственниками, коллегами по работе или товарищами по учебе.

Помимо клинико-психотерапевтического исследования применяются модифицированный вариант Опросника для оценки эффективности ТТСБ, разработанный М. Е. Бурно (см.: Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением, 2003: 28-30), опросник для изучения качества жизни SF-36 (см.: Новик, Ионова, 2002) и комплекс психологических методик, направленный на изучение динамики Я-концепции, самооценки, смысло-жизненных и ценностных ориентаций личности, особенностей ее самоидентификации и др. (см.: Райгородский, 2001; Реан, 2008).

Диагностический инструментарий, привлекаемый из арсенала практической психологии, подбирается в каждом конкретном случае, исходя из возрастных, а в некоторых случаях и тендерных особенностей лиц, проходящих курс акмеологического варианта ТТСБ.

В заключение рассмотрим краткий эскизный пример результатов применения акмеологического варианта ТТСБ в психолого-акмеологической работе с подростками.

О., 16 лет. DS: умственная отсталость легкой степени, миотонический синдром. Телосложение астеническое. Проживает вместе с бабушкой. Мать была лишена родительских прав, когда О. было 3 года, отца не знает. Обучается в 9-м классе специализированной школы-интерната. Успеваемость по школьным предметам низкая. Со сверстниками малообщительна, держится от них в стороне. Ранима, фон настроения неустойчивый, в беседу вступает неохотно, на вопросы отвечает через паузу. Проявляет интерес к символической и абстрактной живописи В. Борисова-Мусатова, А. Модильяни, Н. Рериха: «красиво рисуют». По результатам исследования по краткому характерологическому опроснику М. Е. Бурно (см.: Бурно, 2008а) выявлен замкнуто-углубленный характерологический радикал (там же) с дефензивным регистром реагирования.

В первый месяц посещения группы творческого самовыражения на занятиях сидела молча, а после их окончания всегда задерживалась еще на несколько минут, чтобы наедине поблагодарить психолога за проведенную работу. Через месяц О. стала приходить в кабинет психолога незадолго до начала очередного группового занятия, для того чтобы «немного поговорить о картинах, которые нравятся, без посторонних глаз». В третий месяц работы группы творческого самовыражения О. стала проявлять активность, делиться своими переживаниями и мыслями, возникающими на занятиях, с другими участниками группы.

Через четыре месяца участия в группе творческого самовыражения, со слов О., «стало интересней жить, начала лучше разбираться в себе», «полюбила свой характер». Успеваемость по школьным предметам гуманитарного профиля несколько повысилась. Появился интерес к русской литературе, «но толстые книжки мне читать тяжело». О. стала задумываться над тем, в какое учебное заведение поступить после окончания школы-интерната, «каким образом жить по-взрослому, но так, чтобы можно было помогать слабым больным людям». Начала рисовать акварелью, подражая живописным работам художников, полюбившимся на занятиях в группе творческого самовыражения, но свои творческие работы стеснялась показывать другим участникам группы. Мечтает заняться фотографированием «дикой природы», «путешествовать по лесам вокруг Воронежа».

Если ранее «стеснялась и боялась» рассуждать «о зле и добре», «о хорошем поведении и плохом» в присутствии сверстников и учителей («скажу глупость — будут смеяться»), то теперь достаточно уверенно может обсуждать этические и нравственные проблемы самоопределения личности.

Несмотря на то что у О. самооценка по-прежнему остается заниженной, круг общения ограниченный и отсутствуют четкие ориентиры в профессиональном самоопределении, можно говорить, что за четыре месяца посещения группы творческого самовыражения акмеологического варианта ТТСБ произошли следующие положительные изменения в ее психологическом статусе, способствующие прогрессивному личностному развитию в период юности:

— О. стала способна на творческое самовыражение внутреннего мира;

— у О. начала формироваться личностная позиция по отношению к себе («Кто я?», «Какой я могу и должна быть?»), по отношению к сверстникам, а также к моральным ценностям;

— появилось переживание радости быть самим собой и заниматься творчеством;

— отмечается формирование и духовное обогащение мировоззренческих ориентиров;

— О. стала устанавливать эмоционально значимые контакты с другими людьми и с миром природы.

Таким образом, можно констатировать выраженную эффективность акмеологического варианта ТТСБ даже в подобных, достаточно сложных, случаях психологической работы.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   59

перейти в каталог файлов


связь с админом