Главная страница
qrcode

ПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ.. Руководство по Характерологической креатологии Под редакцией М. Е. Бурно и Г. Ю. Канарша


НазваниеРуководство по Характерологической креатологии Под редакцией М. Е. Бурно и Г. Ю. Канарша
АнкорПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ
Дата30.10.2018
Размер4,33 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ..docx
ТипРуководство
#57500
страница12 из 59
Каталог
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   59

1.13. Психолого-акмеологические аспекты помощи лицам пожилого возраста69

В геронтопсихологии гармоничная старость рассматривается прежде всего как социально-психологический феномен: участие человека позднего возраста в общественной жизни, поддержание индивидуальных, семейных и других связей. Социально-психологический аспект бытия человека определяется многими факторами, однако наиболее важными являются две сферы: общение с окружающими и повседневная индивидуальная деятельность. Поэтому система психологической помощи лицам пожилого возраста может быть успешно спланирована и реализована только с учетом особой значимости этих двух сфер.

Основу психологического воздействия в позднем возрасте известный отечественный геронтолог Н. Ф. Шахматов предлагал видеть в том, чтобы побудить человека больше размышлять, критически пересматривать свои возможности и новое положение в обществе, согласуя их с объективными сторонами заключительного этапа жизни (Шахматов, 1996). В процессе психологической помощи и психотерапии лица пожилого возраста должны перейти от обыденного восприятия к ощущению полноценной, наполненной смыслом жизни в настоящем и активизировать личностные ресурсы для повышения качества своей жизни.

Анализ различных точек зрения отечественных и зарубежных ученых касательно того, какие позитивные приобретения присущи личности в поздние годы, позволяет выделить следующие характерные признаки гармоничного разрешения «кризиса старости»: интеграция опыта, реализация жизненной компетентности в различных формах активности личности (Л. И. Анцыферова, Э. Ротхакер, С. Л. Рубинштейн, Э. Эриксон и др.); высокий уровень морали (Н. X. Александрова, Л. И. Анцыферова, Дж. Биррен и др.); позитивное принятие целостности своего жизненного цикла (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Н. Ф. Шахматов); способность адаптации не только к новой социальной ситуации личностного самоосуществления, но и к самому себе, а также другие качества, отражающие достижение личностью субъектности собственной жизни (М. Д. Александрова, Н. X. Александрова, П. Б. Балтес и др.).

Кроме того, Л. И. Анцыферова (Анцыферова, 2004) указывает на такие новообразования личности в поздние годы, как оптимизация умственных и практических действий, отбор наиболее личностно значимых и соответствующих способностям человека сфер и задач своей активности; компенсация психологических потерь, мудрость.

Отсюда можно сделать вывод о том, что в заключительном периоде жизненного цикла личность не только не исчерпывает свой потенциал развития, но и поднимается на качественно новый уровень духовного развития (там же). В связи с этим проблема помощи пожилым людям в разрешении «кризиса старости» приобретает актуальность не только для психологической науки, но и для акмеологии — науки, возникшей на стыке «естественных, общественных и гуманитарных дисциплин» и изучающей «закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии» (Деркач, Зазыкин, 2003: 11). Если свой оптимум развития (акме) человек, как субъект деятельности, достигает в период средней зрелости, то возрастные границы достижения наивысшей точки в личностном развитии являются более обширными и не исключают, в том числе, новообразований заключительного этапа жизненного пути.

Нами была разработана и успешно апробирована в Воронежском областном геронтологическом центре программа психолого-акмеологической помощи, которая является одним из вариантов организации комплексной психолого-педагогической и терапевтическо-акмеологической работы с лицами пожилого возраста. Программа адресована лицам в возрасте 60—74 лет и рассчитана на 100 часов психолого-акмеологической работы в группах творческого самовыражения70.

Рассмотрим основные цели и теоретико-методологические положения программы.

Основными целями программы являются: 1) помощь пожилому человеку в разрешении возрастного кризиса развития личности на поздних этапах онтогенеза; 2) помощь в достижении оптимума развития личности (формирование личностного акме).

Теоретико-методологическую основу программы составляют положения философско-психологического подхода к личности как субъекту жизненного пути (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, С. Л. Рубинштейн); теория психосоциального развития индивида (Э. Эриксон), концепция становления личностного акме на поздних этапах онтогенеза (А. А. Филозоп) и основные положения психотерапевтического метода Терапии творческим самовыражением (М. Е. Бурно, Е. А. Поклитар).

С позиции субъектного подхода к рассмотрению становления личности человек обладает уникальной способностью изменять объективное положение вещей не только в социальной организации, но и в собственной жизни. Человек, как субъект собственной жизни, постоянно решает задачу совершенствования, и в этом и заключается его человеческая специфика. По мнению психолога Н. X. Александровой, задачей пожилого человека, как субъекта своего жизненного пути, выступает согласование активности, всех возможностей, особенностей и ограничений личности с требованиями, условиями жизнедеятельности в поздние годы (Александрова, 2001). А. С. Огнев указывает на то обстоятельство, что «стать субъектом раз и навсегда невозможно. Человеку приходится порождать себя в этом качестве в каждом своем действии... И поэтому субъектогенез — самополагание себя как субъекта, обретение возможности самодетерминации, способность становиться «причиной себя» — тот вид активности, который присущ человеку на протяжении всей его жизни» (Огнев, 1997: 68). Таким образом, вершина личностного развития с позиций психологической парадигмы субъектности означает становление человека как субъекта своих витальных (в широком смысле) контактов с миром; субъекта предметной деятельности, общения и самосознания.

Согласно теории психосоциального развития индивида Э. Эриксона кризис старости — это закономерный и последний кризис идентичности, негативным исходом которого выступает «отчаяние», а позитивным — «целостность Эго». На последнем этапе жизненного цикла происходит эмоциональная интеграция завоеваний всех предыдущих стадий развития идентичности, т. е. принятие человеком «своего единственного неповторимого цикла жизни как чего-то такого, чему суждено было произойти, и что, по необходимости, не допускало никаких замен» (Эриксон, 2000: 257). По мнению Э. Эриксона, гармоничное разрешение кризиса идентичности на заключительном этапе онтогенеза увенчивается переживанием чувства целостности, окрашенного слегка реалистическим отчаянием. В этом случае человек встречает старость без страха, переступает через близкую перспективу собственной смерти, осознавая, что молодое поколение несет в себе частицу их наследия — наследия, которое их переживет (там же).

Терапия творческим самовыражением (ТТС), клинический психотерапевтический метод, разработанный профессором М. Е. Бурно, основной целью имеет помощь дефензивным людям обрести свой вдохновенно-творческий целительный путь-смысл в жизни, сообразный природе своего характера. ТТС по своей сути представляет комплекс терапевтическо-педагогического воздействия: лицам, остро переживающим свою неполноценность (нередко мнимую), в условиях творческого самовыражения врач (медицинский психолог) преподает элементы характерологии, психотерапии, психиатрии, естествознания и т. д. (Бурно, 1999b; Бурно, 2006b; Бурно, 2012; Практическое руководство..., 2003). Разъяснительно-воспитательное воздействие в рамках ТТС «способствует духовному, творческому развитию, обогащению пациента, прежде всего для того, чтобы он смог активно и в то же время лечебно для себя выразить себя в общественной жизни» (Бурно, 1999b: 3). За четверть века применения ТТС автором метода и его последователями был накоплен опыт использования конкретных методик творческого самовыражение в немедицинской практике — педагогике, психологии, социальной работе и т. д. (Практическое руководство..., 2003; Избранные труды..., 2007).

Наиболее плодотворно внелечебное применение ТТС осуществляется специалистами Одесской школы ТТС. Основатель Одесской школы ТТС доцент Е. А. Поклитар полагал, что Терапия творческим самовыражением может привлекаться различными специалистами (психологами, педагогами, социальными работниками и т. п.) для решения широкого круга гуманитарно-культурологичеких задач (см.: Избранные труды..., 2007). Гуманитарно-культурологическое направление в ТТС — это совокупность психолого-педагогических и психотерапевтических методов формирования и развития творческой индивидуальности, активизации процесса духовного роста человека и обретения им «оправданности своего индивидуального бытия» (там же: 28).

Опираясь на одно из фундаментальных положений акмеоло-гии, согласно которому развитие личности в общем виде можно представить как процесс вхождения человека в новую социальную среду в качестве субъекта жизни и успешную интеграцию в ней, а также на теоретико-методологические принципы современной геронтопсихологии, мы выделили семь обобщенных критериев оценки достижения личностью своего акме на поздних этапах онтогенеза (см.: Филозоп, 2007b).

Первый критерий — это максимальное раскрытие индивидуальности и творческого потенциала личности в самых различных сферах бытия в позднем возрасте.

Второй критерий — высочайший уровень духовного развития личности.

Третий критерий — обретение смысла своей жизни, переживание ее уникальности, ценности и неповторимости в социально-историческом плане, т. е. осознание своей «миссии», призвания в жизни и нахождение оптимальных способов реализации собственной жизненной задачи.

Четвертый критерий — высокая степень личностной адаптированности в поздние годы, т. е. нахождение и реализация наиболее оптимальных форм и способов совладения и компенсации негативных последствий биологического, психологического и социального аспекта процесса старения.

Пятый критерий — постоянное стремление к совершенствованию своей личности и различных видов деятельности, осуществляемых в поздние годы.

Шестой критерий—достижение мудрости как высшей ступени самосознания личности.

Седьмой критерий — широкий диапазон метаиндивидного существования личностного, т. е. идеальная представленность личности во многих других людях, которая оказывает позитивное влияние на их духовно-нравственное становление, даже в отсутствие непосредственного взаимодействия с ними.

Таким образом, базовым теоретико-методологическим положением предлагаемой программы психолого-акмеологической помощи лицам пожилого возраста служит следующее: поздний возраст — это качественно новый этап духовного бытия человека в мире, когда становится возможным достижение вершины (акме) личностного развития посредством порождения себя в качестве субъекта жизни в процессе повседневного творческого самовыражения, сообразно своей природе. Пожилой человек в таком случае ясно переживает и осознает духовное и общественно полезное своеобразие собственного существования в мире на финальном отрезке жизненного пути.

Методическими принципами программы выступают принцип постепенности психолого-акмеологического воздействия, комплексное применение психологических и терапевтических методов воздействия, целесообразность и культуросообразность используемых для реализации программы конкретных терапевтических методик, психологических технологий и т. п.

Общие методические рекомендации. Занятия по предлагаемой программе проводятся с группой от 8 до 15 человек. Участником групповых занятий не может быть пожилой человек, страдающий психическим расстройством, имеющий выраженные физические дефекты, выраженное и умеренное интеллектуально-мнестическое снижение. Эффективность функционирования группы во многом определяется соблюдением групповых правил взаимодействия, которые предлагает на обсуждение при первой встрече психолог. При введении групповых правил необходимо достигнуть согласия всех участников соблюдать необходимые нормы поведения на занятиях в группе.

Содержание программы. Программа состоит из четырех разделов:

1. Основы Характерологической креатологии.

2. Введение в геронтологию: старение, старость, личность.

3. Методы саморегуляции психосоматических состояний.

4. Модели творческого самовыражения в повседневной жизни.

1. Основы Характерологической креатологии

Данный раздел включает в себя групповую работу, направленную на естественно-научное проникновение в конкретные природные особенности характерологического переживания и мыслительной деятельности, а также поиск характерологических закономерностей творчества (в самом широком понимании данного феномена) (Бурно, 2006b). Характерологическая креатология, как внелечебная область ТТС, помогает лицам позднего возраста, погруженным в процесс терапии искусством, познать природную сущность своего характерологического типа (радикала) и благодаря этому творчески реализовывать свою индивидуальность в повседневной жизни, осознанно-вдохновенно обрести свое место в мире (см.: Бурно, 1999b, 2006b, 2008а, 2012).

Первый раздел предлагаемой программы предусматривает последовательную реализацию в рамках групповых занятий двух тематических блоков.

Тема 1. «Материалистическое и идеалистическое мироощущение»

Психолог, используя прием творческого общения с живописью (из арсенала ТТС) (Бурно, 1999b, 2006b, 2012), предлагает участникам группы прочувствовать мироощущение художников-реалистов (Рафаэля, Тропинина, Саврасова, К. Моне) и художников, писавших свои полотна в абстрактно-символической манере (Борисов-Мусатов, Модильяни, Кандинский, Матисс). Сопоставляя репродукции картин указанных художников, участники группы начинают постепенно более отчетливо понимать (на когнитивном и эмоциональном уровне), какая живопись, с каким мироощущением им ближе: с материалистическим или идеалистическим. А значит, и какое «созвучнее» видение мира — идеалистическое (источник духа — сам человек) или материалистическое (дух — производная материи) (Бурно, 2008а: 10). Итогом занятий по данной теме является приобретение пожилыми людьми знаний об особенностях организации своей душевной жизни, о природном «фундаменте», на котором выстраивается Я-концепция и личная «философия бытия».

Тема 2. «Гирлянда характерологических типов»

Занятия по данной теме направлены на изучение участниками группы существенных признаков основных характерологических типов (радикалов) (синтонного, авторитарно-напряженного, тревожно-сомневающегося, замкнуто-углубленного, демонстративного и полифонического (см.: Бурно, 2008а)) посредством творческого общения с живописью, литературой и музыкой. Сравнивая произведения различных по складу характера композиторов, художников и писателей, отыскивая созвучное, близкое, «свое», пожилые люди постепенно постигают собственный характерологический рисунок. Творческое проникновение в мир людей с идентичным и отличным от своего характерологическим типом (радикалом) дает возможность участникам группы по-новому воспринять «недостатки» своей душевной организации как нечто уникальное, имеющее непреложную ценность, как ресурс для структурирования своего жизненного пространства.

2. Введение в геронтологию: старение, старость, личность

В раздел включены темы, освещающие ряд наиболее актуальных вопросов, которые ставит перед человеком поздний возраст. Психолог посредством лекций-бесед, группового обсуждения и проведения дискуссий предоставляет возможность участникам занятий познакомиться с элементами научно обоснованных знаний о пожилом возрасте и процессе старения. В частности, рассматривается следующая проблематика современной геронтологии:

— общие закономерности протекания процесса старения (биологический, социальный и психологический аспекты);

— стереотипы старости, доминирующие в российском обществе;

— соматические и психические заболевания, чаще всего возникающие в позднем возрасте, и подходы к их лечению;

— способы улучшения качества жизни и стратегии адаптации к пенсионному периоду жизни.

Основная цель занятий по тематике данного раздела — это понижение уровня тревожности и коррекция страхов, связанных с процессом собственного старения, а также помощь в формировании объективного взгляда на старость и нахождении субъективно значимых преимуществ позднего возраста перед другими этапами жизненного пути.

Во второй раздел программы включены три темы.

Тема 1. «Что такое старение?»

Рассматриваются закономерности старения организма, изменение психологии и социального статуса, обусловленные вступлением человека в заключительную фазу жизненного цикла. Стратегии адаптации к пенсионному периоду жизни в зависимости от характерологического склада личности. Основная цель занятий по данной теме — это формирование объективного взгляда у лиц пожилого возраста на процесс собственного старения и получение знаний о различных вариантах адаптации к пожилому возрасту.

Тема 2. «Старость в зеркале истории»

Изучению подлежат различные точки зрения мыслителей прошлого, писателей, политиков и современных ученых на поздний возраст. Обсуждаются выделяемые в геронтологии виды старости: хронологическая, физиологическая, психологическая и социальная (см.: Анцыферова, 2004). Участники группы творческого самовыражения пытаются ответить на вопрос, почему согласно древней китайской классификации фаз жизни возраст от 60 до 70 лет назван «желанным»? Рассматривается история формирования стереотипов к пожилым людям в российском обществе. Итогом занятий здесь выступает нахождение «ресурсов» позднего возраста и индивидуально более приемлемых способов противостояния негативному общественному мнению на старость.

Тема 3. «Здоровье и старость»

Понятие «здоровье» в старости. Образ жизни и его значение для процессов старения. Обсуждение типичных недомоганий, сопряженных со старением организма, и способы их облегчения современной медициной. Субдепрессивные расстройства в позднем возрасте: профилактика и лечение. Обсуждение содержания понятия «счастливая старость». Субъективные и объективные компоненты качества жизни в пожилом возрасте. Главными целями рассмотрения данной темы являются:

— расширение представлений о нормативном и патологическом протекании процесса старения;

— получение информации о специфике медицинской помощи лицам позднего возраста:

— коррекция уровня тревожности и разрушение у участников группы восприятия старости как болезненного состояния, с неизбежностью приводящего к упадку физических и душевных сил.

3. Методы саморегуляции психосоматических состояний

Третий раздел предлагаемой программы предполагает ознакомление лиц пожилого возраста с теорией и практическое овладение навыками аутогенной тренировки по И. Шульцу (см.: Свядощ, 1997), самовнушения по Э. Куэ (там же) и методом словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием человека (СОЭВУС), разработанным Г. Н. Сытиным (Сытин, 1990). Основная цель занятий по данному разделу — это приобретение знаний и формирование навыков и умений по саморегуляции психосоматических состояний у пожилых людей, которые могут ими использоваться в повседневной жизни для профилактики негативных последствий старения и увеличения личных адаптационных возможностей к позднему возрасту.

Этот раздел включает в себя три темы.

Тема 1. «Основы аутогенной тренировки»

Участниками группы изучаются и осваиваются на практике шесть базовых упражнений аутогенной тренировки, предложенных немецким психиатром-психотерапевтом Г. Шульцем: 1) произвольный вызов ощущения тяжести во всем теле; 2) произвольный вызов ощущения тепла во всем теле; 3) регуляция сердечной деятельности; 4) регуляция дыхания; 5) влияние на органы брюшной полости; 6) произвольный вызов ощущения прохлады в области лба (см.: Свядощ, 1997). Итогом занятий по первой теме третьего раздела является приобретение пожилыми людьми умений и навыков самостоятельного применения методов аутогенного регулирования психических и соматических состояний.

Тема 2. «Формулы самовнушения»

Рассмотрение метода лечения самовнушением, разработанного французским аптекарем Э. Куэ (там же). Терапевтические возможности и ограничения метода. Основная цель — обучение составлению индивидуально-действенных формул самовнушения для широкого спектра их применения каждым участником занятий в своей повседневной жизнедеятельности.

Тема 3. «Исцеляющие настрои Г. Н. Сытина»

Краткое теоретическое основание метода словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием человека по Г. Н. Сытину (Сытин, 1990). Практическое освоение лицами пожилого возраста «исцеляющих настроев» на устойчивость нервной системы, на здоровый сон, на здоровый образ жизни, на долголетие и др. (там же). Итогом занятий выступает нахождение оптимальных способов использования данного метода за рамками групповой работы с психологом, сообразно своим характерологическим особенностям.

4. Модели творческого самовыражения в повседневной жизни

Последний раздел программы посвящен освоению пожилыми людьми конкретных приемов самопомощи из арсенала ТТС (Бурно, 1999b, 2006b, 2012) и благодаря этому приобретению устойчивого светлого мироощущения и нахождению наиболее оптимальных форм творческого самовыражения личности в микро- и макросоциуме. Для достижения данной цели в совместной работе с психологом и другими членами группы лица пожилого возраста изучают и апробируют следующие терапевтические методики: проникновенно-творческое погружение в прошлое; творческий поиск одухотворенности в повседневном; творческое общение с литературой, искусством, наукой; создание творческих произведений и др. (см.: Бурно, 2012: 78-147).

Этот раздел программы психолого-акмеологической помощи включает в себя четыре темы.

Тема 1. «Проникновенно-творческое погружение в прошлое» Психолого-акмеологическая сущность этого приема — это обогащение и укрепление Я-образа посредством творческого погружения в пережитое, прошлое своей страны, своего народа, Земли и Вселенной. Воспоминания (собственные или почерпнутые из других источников) — это всегда нечто большее, чем припоминание фактов. Они позволяют пожилым людям переживать личностный опыт как значимый и яркий. Погружение в личное прошлое и духовно-проникновенное изучение наследия предков (письма, фотографии и т. п.) редуцируют у человека позднего возраста тревожное ощущение, что прошлого будто не было, и тем самым дает ему возможность испытать чувство полноты прожитых лет жизни как определенной целостности, имеющей ценность и смысл. Тема 2. «Творческий поиск одухотворенности в повседневном» Сущностью этого приема творческого самовыражения является поиск созвучного своей духовной индивидуальности и природному характерологическому рисунку личности, того, что оживляет-одухотворяет и находится непосредственно рядом, в привычном окружении (там же). «Одухотворение повседневного» — это открытие необычного в знакомом и на первый взгляд самом обыкновенном, умение по-своему видеть мир (пенек у дороги, мухомор в овраге, облако в небе и т. п.). Радость постижения необычного, чудесного и преисполненного красотой в обычном, в сущности, есть радость переживания собственной уникальности и неповторимости Я. М. Е. Бурно отмечает, что пациенты, с которыми он проводил психотерапию, утверждали, что «искать красоту в повседневности — значит искать себя, то, что тебе близко. Увидеть по-своему — значит собраться духовно...» (Бурно, 1999b: 185).

Тема 3. «Творческое общение с литературой, искусством, наукой»

Терапевтическая ценность проникновенно-творческого общения с литературой, искусством и наукой, по мнению М. Е. Бурно, состоит в том, что человек чувствует и «осознает в общении с взволновавшими его рассказами, картинами, научными произведениями свою неповторимость. ...Любимые им картины, книги, музыкальные и научные произведения подчеркивают его личностный портрет» (там же: 150). Знакомство пожилого человека на групповых занятиях с различными по форме, стилю, жанру и т. п. произведениями искусства и основами таких наук, как астрономия, ботаника, химия и др., позволяет ему выбрать «созвучное» своему характеру и духовной индивидуальности. А это, в свою очередь, позволяет в процессе «диалога» с «созвучными» себе ценностями культуры приобрести опыт актуализации собственного личностного потенциала. Таким образом, творчески общаться с литературой, искусством и наукой — «это значит, прежде всего, читать такие книги, такие смотреть спектакли, картины в альбомах и на выставках, слушать такую музыку, погружаться в такие науки, — чтобы все это помогало уяснить себе себя, свои душевные особенности и трудности, подсказывало, как жить» (Бурно, 1998: 27).

Тема 4. «Создание творческих произведений»

Сущность этого приема — это бесконечное «творение себя» посредством создания каких-либо творческих произведений и привнесения элементов творчества в процесс привычной повседневной деятельности (см.: Бурно, 2012: 78-105). При этом продукты творческой деятельности не обязательно должны иметь художественную или научную ценность. Здесь самое главное, чтобы они отражали духовную индивидуальность автора, находя отклик у других, пускай даже и немногих людей (родственников, знакомых, участников групповых занятий). Таким образом, создание творческих произведений — это не только литературное, изобразительное или музыкальное творчество. Под этим в ТТС понимаются самые разнообразные формы деятельности человека, в процессе которых он создает нечто более или менее целостное с ясным отпечатком собственной индивидуальности (там же).

Предлагаемая программа психолого-акмеологической помощи лицам пожилого возраста заполняет существующий пробел в прикладной плоскости акмеологии, науке, способной по-новому понять развитие личности на протяжении всего жизненного пути и достижения ею наивысшей ступени в этом развитии. Не существует и единого мнения относительно применения методов психологического вмешательства в геронтопсихологической практике. Между тем, разрабатывая ту или иную систему помощи пожилым людям в различных учреждениях медико-социального и социально-психологического профиля, мы никогда не должны забывать, что старость — это не столько период «потерь», сколько новый виток в освоении человеком своего бытия в мире. «Внешне старость ассоциируется с тишиной, но в ней есть внутреннее звучание, и оно гармонично» (Ермолаева, 2002: 305).

В заключение статьи в качестве примеров, ярко иллюстрирующих, на наш взгляд, творческое самовыражение и самораскрытие духовной индивидуальности участников групповых занятий в рамках предлагаемой программы психолого-акмеологической помощи лицам пожилого возраста, могут служить следующие литературные зарисовки: «День рождения» — автор Лидия Кирилловна, 72 года, инвалид 2-й группы, синтонный характер, и «Соловьи» — отрывок из дневника 65-летней женщины, инвалида 1-й группы, замкнуто-углубленный характер.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   59

перейти в каталог файлов


связь с админом