Главная страница
qrcode

ПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ.. Руководство по Характерологической креатологии Под редакцией М. Е. Бурно и Г. Ю. Канарша


НазваниеРуководство по Характерологической креатологии Под редакцией М. Е. Бурно и Г. Ю. Канарша
АнкорПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ
Дата30.10.2018
Размер4,33 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ..docx
ТипРуководство
#57500
страница13 из 59
Каталог
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   59

«День рождения

Было много дней рождения в моей жизни, но этот запомнился особенно. Шел 1943 год. Мы с мамой и братом были в эвакуации на Урале. Старший брат ушел добровольцем на фронт, папа работал в прифронтовой полосе. От них уже долгие месяцы не поступало никаких известий.

Утром я проснулась одна в нашей маленькой комнатушке. Это была даже не комната, а отгороженный для нас угол в сенях. Мама с братом ушли на завод. Ему было лишь 14, а он тоже работал наравне со взрослыми по 12 часов у токарного станка, выпуская снаряды для фронта. Я встала, убрала в комнате, как могла это сделать шестилетняя девочка. Вдруг стук в дверь — пришел почтальон, держа в руках сразу два письма. Одно было от старшего брата, второе — от папы. Вот такой замечательный подарок я получила в свой день рождения. Но я не могла их прочесть, понимая в то время лишь печатные буквы. Я взяла дорогие нам весточки, прижала к груди и ждала возвращения мамы, не выпуская их из рук.

Наконец мама и младший брат вернулись, долгожданные письма были прочитаны. В тот день мама подарила мне два кусочка белого хлеба. Они были небольшие. Один кусочек был намазан медом, второй — повидлом. Это был очень дорогой подарок, в тот суровый год даже черного хлеба у нас не было в достатке.

Потом были другие дни рождения, и я получала много разных подарков, но те, что я получила в сорок третьем, я не забуду никогда, и они для меня остались самыми дорогими».

«Соловьи

Может ли быть лучшее сопровождение к стихам Есенина, чем пение соловьев. Впечатления от них сливаются, одинаково хватают за сердце (Жаль только, радио еле бормочет, вечная наша беда). Что-то нынче трогают меня соловьи, как никогда. Есть какая-то птичка (может и не одна) — длиннющие музыкальные фразы выдает, песня сложнее и мелодичнее соловья. Но это как бы камерное пение, хотя и совершенное. Пропела — как одарила, и никакой щедрости. Соловей — певец вселенной, он заполняет звуками все пространство, в воздухе переливается сама жизнь — красота, упоение, мощь, торжество и радость бытия. И никакой отрезвляющей целесообразности: уж какой ему ночью участок охранять, можно спать, как все. Он не ест ночью, ни гнезда не вьет, а все поет и не сбивается на халтуру. Это красота безыскусственная и бессмертная, и неисчерпаемо глубокая. Я ему благодарна за щедрость: он оделяет всех, больших и малых, значительных и ничтожных, награды и слушатели ему не нужны. Поистине: делает счастливым тем, что существует. Да что же в нем так неизбывно трогает? Не могу выразить. Простое, неутомимое, щедрое совершенство. Смотришь в окно — край неба очерчен темным лесистым холмом, и из этой безмолвной черноты, словно алмазные искры вспыхивают — голоса соловьев. Колдуют, хлопочут. Все эти маленькие существа ощущаешь и благословляешь. А еще бывают самые чудные мгновенья перед рассветом, когда начинают петь птицы и соловьи набирают новую силу: весь темный склон сверкает птичьими голосами, а кругом стоит еще ночная тишина, даже собаки не лают. Чудесно и удивительно до неправдоподобия».

Тематический план программы

п/п

Раздел

Тема

Количество часов

1

Основы Характерологической креатологии

«Материалистическое и идеалистическое мироощущение»

4

20





«Гирлянда характерологических типов»

16



2

Введение в геронтологию: старение, старость, личность

«Что такое старение?»

6

20





«Старость в зеркале истории»

8







«Здоровье и старость»

6



3

Методы саморегуляции психосоматических состояний

«Основы аутогенной тренировки»

8

20





«Формулы самовнушения»

4







«Исцеляющие настрои Г. Н. Сытина»

8



4

Модели творческого самовыражения в повседневной жизни

«Проникновенно-творческое погружение в прошлое»

10

40





«Творческий поиск одухотворенности в повседневном»

10







«Творческое общение с литературой, искусством, наукой»

10







«Создание творческих произведений»

10



Общее количество часов

100

1.14. Групповая терапия творчеством как профилактика расстройств адаптации у лиц позднего возраста71

В современных условиях развития общества значительная часть населения земного шара подвержена воздействию патогенных социопсихологических стрессоров, детерминирующих появление отдельной формы непсихотических психических нарушений, получившей название расстройства адаптации (Короленко, Дмитриева, 2000). Реакции дезадаптации характеризуются состоянием субъективного дистресса. Как правило, они проявляются в виде эмоциональных нарушений, возникающих в период приспособления к существенному изменению актуальной жизненной ситуации, и способствуют возникновению трудностей в привычной жизнедеятельности личности (Старшенбаум, 2003). Расстройствам адаптации подвержены лица, принадлежащие к различным возрастным группам. Между тем риск возникновения нарушений приспособления увеличивается в период прохождения личностью закономерных кризисов возрастного развития, и особенно кризиса позднего возраста. Специфика кризиса «встречи со старостью» состоит прежде всего в том, что его гармоничное разрешение зависит не только от самой личности, но и во многом от микро- и макросоциальных условий ее жизнедеятельности, которые могут фасилитировать72 дальнейшее развитие личности или, напротив, выступать мощным стрессором, провоцирующим различные психические расстройства.

Основным ядром кризиса самоопределения личности в пожилом возрасте является выбор человеком той или иной стратегии старения. В геронтопсихологии существует множество типологий стратегий психосоциального старения. Большинство из них опираются на пять видов приспособления личности к позднему возрастному периоду, сформулированные Д. Б. Бромлей (см.: Гамезо, Герасимова, Горелова, Орлова, 1999; Лидерс, 2000):

1. Конструктивное отношение пожилого человека к старости. Оно характеризуется внутренней уравновешенностью, стабильным фоном настроения, удовлетворенностью эмоциональными контактами с окружающими людьми. Позиция личности оптимистическая, а приближающаяся смерть трактуется как естественное событие, неизбежный факт завершения жизненного цикла. Самооценка лиц позднего возраста, относящихся к этому типу, устойчива и достаточно высока. Депрессивных, гипостимуляционных и гиперстимуляционных нарушений не выявляется.

2. Отношение зависимости. Пожилой и старый человек созависим от партнера по браку или от своих детей, имеет низкий уровень жизненных притязаний и в связи с этим охотно прекращает свою трудовую деятельность. Ощущение безопасности обеспечивает семья, помогающая поддерживать внутреннюю гармонию, эмоциональное равновесие и избегание проявлений агрессивности и страха. Возможны гипостимуляционные нарушения, эмоциональная лабильность.

3. Оборонительное отношение, для которого характерны гипертрофированная эмоциональная сдержанность, прямолинейность в своих поступках, стремление к «самодостаточности», отклонение помощи других людей. Защитный механизм от страха смерти — искусственно стимулируемая активность разного рода (социальная, физическая и т. п.). Пожилые и старые люди, относящиеся к этому типу, завершают свою профессиональную деятельность в глубокой старости и только под давлением окружающих. Для этого типа характерны различные фобии и гиперстимуляционные нарушения.

4. Отношение враждебности к миру. Для этого типа характерны недоверие и подозрительность к окружающим, экстернальный локус контроля поведения73, избегание эмоциональных контактов с другими людьми. Профессиональной деятельностью занимаются столько, сколько позволяет им общесоматическое состояние. Старость не воспринимается как закономерный этап жизненного цикла, страх смерти ярко выражен. Возможно проявление реакций отказа, антисоциального и агрессивного поведения.

5. Отношение враждебности к собственной личности. Пожилые и старые люди занимают социально пассивную жизненную позицию. Характерны проявление болезненного переживания чувства одиночества, невостребованности со стороны микро- и макросоциума, депрессивные расстройства, суицидоопасные реакции дезадаптации. Собственное старение оценивается достаточно реалистично, а смерть трактуется как желанное избавление от страданий.

Безусловно, истоки выбора определенной стратегии старения берут свое начало на более ранних этапах возрастного развития личности и определяются уровнем ее зрелости на момент вступления человека в поздний возраст. Чем уровень зрелости выше, тем больше вероятность выбора прогрессивной линии психосоциального старения. Однако вектор старения, позитивный или негативный, также зависит от таких социальных факторов, как уровень материальной защищенности и оказания медицинской помощи лицам позднего возраста, оптимальное или не удовлетворяющее их потребностям соотношение между трудовой занятостью и отдыхом, от пропаганды в обществе позитивного или, напротив, эйджизского образа старости74 и т. п. В современных условиях развития российского общества, на фоне общего экономического спада, наблюдается понижение уровня качества жизни у подавляющего большинства лиц позднего возраста. Социально-экономическая ситуация в нашем государстве является мощным психологическим стрессором (Краснова, 2002). В связи с этим особую актуальность приобретает профилактика расстройств адаптации среди пожилого населения.

Одной из основных форм психопрофилактики на поздних этапах онтогенеза является система психологической помощи, направленной на облегчение прохождения личностью кризиса поздней взрослости (см.: Ермолаева, 2002; Филозоп, 2004; Филозоп, 2005). Позитивный итог самоопределения личности в период старости — это нахождение смысловых оснований построения собственной жизнедеятельности, а также способов реализации найденных смыслов (Филозоп, 2005). Причем продуктивное самоопределение подразумевает выработку, принятие и реализацию личностью таких смысловых оснований своего бытия, которые в наибольшей мере отвечают ее субъектной позиции в различных контактах с миром. Однако гармоничному самоопределению и успешной адаптации на поздних этапах онтогенеза препятствуют объективные трудности, сопряженные с социальной ситуацией развития личности в поздние годы.

Можно выделить следующие «барьеры» на пути к достижению личностной адаптированности75 у лиц позднего возраста (Малкина-Пых, 2005а; Филозоп, 2005):

1) нарушение связи между пожилым человеком и обществом вследствие прекращения трудовой деятельности, ухода из жизни друзей, партнера по браку, близких родственников, ограничения физической активности, обусловленной закономерными последствиями биологического старения и наличием различных хронических заболеваний;

2) необходимость поиска и апробирования новых жизненных ролей в условиях недостаточной социальной защищенности;

3) отсутствие в нашем государстве эффективно функционирующей системы институциональных услуг и служб (информирования и обучения лиц позднего возраста, амбулаторных и передвижных служб оказания медицинской помощи, стационарных и полустационарных учреждений медико-социального обслуживания);

4) пожилой возраст имплицитно максимально насыщен стрессовыми ситуациями, связанными с социальным аспектом бытия человека в мире: выход на пенсию, сужение круга общения, вдовство, потеря работы и т. д.

5) пропаганда в обществе взглядов на старость как на «заслуженный отдых» и период закономерного «социального умирания».

Установленные 3. Фрейдом возрастные ограничения для прохождения психоаналитического лечения (до 45—50 лет) разделялись почти всеми психотерапевтическими школами вплоть до семидесятых годов прошлого столетия (Хойфт, Крузе, Радебольд, 2003). Вытекающие из этого положения 3. Фрейда «дефицитар-ные модели» оказания психотерапевтической помощи в старости формировали фундамент эйджизского стереотипа позднего возраста среди представителей самых разных психотерапевтических направлений и препятствовали развитию практических подходов к оказанию психологической и терапевтической помощи стареющему человеку. Люди старше 50 лет рассматривались уже как пожилые, имеющие выраженные нарушения во всех сферах жизнедеятельности личности, как непригодные для психотерапевтического вмешательства.

В настоящее время «дефицитарные модели» терапии в старости сменил дифференцированный взгляд на этот возрастной этап самоосуществления личности (Краснова, Лидерс, 2002). Многочисленные эмпирические исследования показали, что пожилой и старческий возраст имеет как сильные, так и слабые стороны (Анцыферова, 2004; Хойфт, Крузе, Радебольд, 2003). Прогрессивные изменения в старости могут проявлять себя в сфере опыта и знаний (кристаллизованный76 и практический интеллект, жизненная и профессиональная компетентность), а негативные — в тех сферах, которые связаны с нейропсихологическими функциями и процессами (например, флюидный интеллект77 и оперативная память). Такое многоаспектное понимание процесса старения отражает его связь, с одной стороны, с влиянием биологических и социальных факторов, а с другой — с влиянием уровня развития личностной зрелости на момент вступления человека в поздний возраст.

На сегодняшний день психологическая интервенция78, представляющая собой широкий спектр терапевтических методов и стратегий повышения психических ресурсов личности, усвоения и совершенствования навыков и умений, необходимых индивиду в повседневной жизни, успешно применяется в терапевтической и психопрофилактической работе с лицами старше 60 лет во многих странах мира, в том числе и в России (Клиническая психология, 2002b; Хойфт, Крузе, Радебольд, 2003). При этом для решения конкретных коррекционных и развивающих задач психотерапевтами и психологами используются глубинно-ориентированный, когнитивно-бихевиоральный и гуманистический подходы к терапии и организации психологической помощи (см.: Клиническая психология, 2002b).

Несмотря на то что вопрос творческой продуктивности в старости является по настоящее время дискуссионным, различные психотерапевтические школы сходятся во мнении — креативным потенциалом79 обладает каждая личность, независимо от возраста, социального и профессионального статуса (Краснова, Лидерс, 2002). В связи с этим терапия творчеством активно применяется в рамках комплексной психологической интервенции с лицами позднего возраста. Основные цели терапии творчеством в работе с пожилыми и старыми людьми — это формирование стратегии независимости, интеграция в общество, повышение качества жизни (там же).

В геронтологической практике наиболее эффективными признаются групповые формы терапии творчеством (там же). Преимущества групповой формы психологической работы с лицами позднего возраста обусловливаются адекватной мерой согласованности специфики групповой интервенции с особенностями социальной ситуации развития личности в пожилом возрасте. Можно выделить десять основных преимуществ групповой психотерапевтической и психологической работы на поздних этапах онтогенеза (Филозоп, 2004; Филозоп, 2005):

1) группа является обществом в миниатюре, отражающим внешний мир и добавляющим ингредиент реализма в искусственно создаваемое взаимодействие;

2) опыт, приобретаемый в специально организованных группах, оказывает противодействие отчуждению лица позднего возраста в обществе, помогая решению проблем, возникающих при межличностном взаимодействии;

3) позитивный эмоциональный опыт, получаемый в искусственно создаваемой обстановке, в дальнейшем может быть ретранслирован во внешний мир;

4) группа дает возможность получения обратной связи и поддержки лица позднего возраста от лиц, имеющих общие с ним проблемы и переживания;

5) в процессе группового взаимодействия фасилитируется принятие ценностей и потребностей других людей;

6) в группе человек позднего возраста начинает чувствовать себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, получающим помощь и помогающим, повышается самооценка и уровень самоуважения;

7) реакции других членов группы на лицо позднего возраста и его реакции на других в группе способствуют облегчению межличностных конфликтов, так как группа представляет собой своего рода полигон для апробирования и закрепления новых конструктивных паттернов поведения, которые могут быть эффективными и вне рамок группового взаимодействия;

8) группа предоставляет возможность в контролируемой ситуации обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров;

9) значимая обратная связь оказывает влияние на оценку личностью своих установок и поведения; благотворно влияет на старших членов группы, как правило, наиболее зависимых от поддержки и помощи со стороны, способствует стабилизации Я-концепции лица позднего возраста;

10) группа облегчает процесс самоисследования и интроспекции80, а также подражание примеру удачной адаптации к новой жизненной ситуации облегчает для старого человека нахождение решений собственных проблем структурирования жизнедеятельности в поздние годы.

Терапия творчеством как самостоятельный метод психологической интервенции включает в себя различные методы терапевтического воздействия творчеством: арт-терапию, библиотерапию, музыкальную, пластическую и танцевальную терапию и др. (Клиническая психология, 2002b). Нами предлагается для профилактики расстройств адаптации у лиц позднего возраста психологическая модель фасилитации личностной адаптирован-ности на поздних этапах онтогенеза средствами творческого самовыражения (Филозоп, 2004; Филозоп, 2005). Теоретическую основу психологической модели фасилитации личностной адаптированности составляют концептуальные положения о самоопределении личности в период поздней взрослости как субъекте различных видов активности (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, С. Л. Рубинштейн и др.) и коррекционно-развивающие технологии терапии творчеством (М. Е. Бурно, К. Роджерс, Н. Ю. Хрящева и др.).

Процесс самоопределения личности в поздние годы представлен в модели как последовательная смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в новое биопсихосоциальное пространство самоосуществления, сопряженное с процессом старения и новой ситуацией жизнедеятельности в период поздней взрослости (там же). Основные критерии достижения личностной адаптированности в пожилом и старческом возрасте нами формулируются следующем образом: наличие позитивной перманентной идентичности, сохранность функций контроля и интернальность контроля81, высокий уровень самопринятия, гармонизация смысложизненных ориентаций, активная жизненная позиция, отсутствие или низкий уровень социальной фрустрированности.

Достижение высокого уровня личностной адаптированности у лиц позднего возраста в процессе групповой психологической интервенции осуществляется поэтапно. Описываемая модель подразумевает четыре этапа, а именно: раскрытие креативного потенциала, установление позитивной перманентной идентичности82, определение индивидуально-приемлемых форм выражения духовной индивидуальности в социуме (формирование новой жизненной позиции), достижение жизненной компетентности личности в поздние годы.

1. Раскрытие креативного потенциала. Основная задача, решаемая на первом этапе психологической помощи, — это стимулирование лиц позднего возраста к творческой деятельности в рамках групповой работы. Для этого инициируются следующие терапевтические процедуры: осознание пожилыми и старыми людьми собственного креативного потенциала и возможного спектра его проявления, этапов и барьеров процесса творчества, а также отказ от сложившихся стереотипных форм мышления, проявление гибкости восприятия актуальной жизненной ситуации.

2. Установление позитивной перманентной идентичности. Групповая работа концентрируется на коррекции системы представлений лиц позднего возраста о своих физических, психологических и социальных качествах. Терапевтическому воздействию подвергается Я-образ. Благодаря этому пожилой человек осознает преемственность и непрерывность собственного существования, несмотря на все изменения, наступающие в структуре организма, в склонностях, навыках, интересах, убеждениях, в жизненной позиции и меняющихся социальных ролях.

3. Определение индивидуально-приемлемых форм выражения духовной индивидуальности в социуме. Терапевтическая помощь состоит на этом этапе в облегчении установления адаптивной жизненной позиции у лиц позднего возраста посредством творческого осмысления своего опыта, актуализации способности сопоставлять результаты предшествующего решения, поступка, поворотного момента в жизни с последующими, переживания ценности накопленных форм самовыражения и самоосуществления собственной личности в мире. Определяются сферы общественной жизни и социальные роли, индивидуально приемлемые для гармоничного самовыражения личности.

4. Достижение жизненной компетентности. Психологическая работа фокусируется на развитии способностей и навыков, позволяющих пожилым и старым людям справляться с требованиями, задачами, трудностями и конфликтами заключительной фазы онтогенеза, а также выступать полноценным субъектом собственной жизнедеятельности и реализовывать свой творческий потенциал в этот возрастной период. Жизненная компетентность личности многими исследователями в области геронтологии связывается с мудростью стариков (см.: Анцыферова, 2004; Краснова, Лидерс, 2002). Например, по мнению Н. Ф. Шахматова, компетентность личности в период поздней взрослости — это «спокойное и созерцательное отношение к собственному старению, к тому, что оно несет собой, открытие новых радостей в жизни», комплекс свойств, который он определяет как «старческая мудрость» (Шахматов, 1996: 69). П. Балтес и Дж. Смит рассматривают жизненную компетентность и мудрость как идентичные понятия, обозначающие экспертную систему знаний личности позднего возраста, ориентированную на практическую сторону жизни (см.: Краснова, Лидерс, 2002).

Каждый из указанных этапов является необходимым условием последовательной смены фаз самоопределения личности в старости: адаптации, индивидуализации и интеграции. Достижение фазы интеграции свидетельствует о достаточной степени личностной адаптированности. При этом раскрытие креативного потенциала личности выступает универсальным преобразованием, обеспечивающим эффективное функционирование модели фасилитации как в целом, так и отдельных ее элементов.

Таким образом, личностная адаптированность рассматривается нами как позитивный итог разрешения кризиса самоопределения личности в поздние годы, а расстройства адаптации — как негативное завершение указанного процесса.

Модель фасилитации личностной адаптированности на поздних этапах онтогенеза средствами творческого самовыражения отражает психологическую составляющую процесса профилактики и купирования расстройств адаптации, которая дополняет клиническую картину развития реакций дезадаптации в пожилом и старческом возрасте.

С клинической точки зрения в формировании расстройств адаптации участвуют три компонента: психотравмирующее событие, дефицит информации о способах решения или совладания с проблемой и личностная предрасположенность (Старшенбаум, 2003).

Психотравмирующее событие, как правило, нарушает целостность социальных связей личности или систему ее социальной поддержки и ценностей или же вносит существенные изменения в ее жизнедеятельность. Личностный смысл психотравмирующего события в каждом конкретном случае индивидуален. Наиболее характерными примерами событий, субъективно переживаемых пожилыми и старыми людьми как психотравмирующие, могут являться завершение профессиональной деятельности, переезд на другое место жительства, смерть партнера по браку, поступление в дом-интернат для престарелых и т. д.

Дефицит информации о решении или компенсации возникшей проблемы может быть связан как с новизной ситуации, так и с когнитивными особенностями личности. Недостаточность такого рода информации формирует у лица позднего возраста представление о безысходности актуальной жизненной ситуации.

Личностная предрасположенность включает следующие характеристики: функциональная фиксация, т. е. снижение активности мышления, его стереотипность вследствие чрезмерной опоры на прошлый опыт; избирательность памяти с акцентом на негативные аспекты прошлого опыта; произвольность выводов, выражающаяся в формировании суждений в отсутствие достаточных фактических данных; избирательная абстракция — целостное представление о ситуации складывается на основе одного или нескольких элементов, вырванных из общего контекста, при игнорировании остальных; гипергенерализация — формирование обобщающего вывода на основании единичного случая; «максимизация-минимизация» — приписывание ситуации или отдельным ее аспектам неадекватно преувеличенного или преуменьшенного значения. Указанные личностные характеристики в большей или меньшей степени присущи всем пожилым и старым людям, переживающим кризис позднего возраста (там же).

В качестве конкретных коррекционно-терапевтических средств групповой психологической интервенции в превентивной работе с лицами позднего возраста по предотвращению возникновения расстройств адаптации нами предлагаются следующие:

1) модифицированный вариант таких психотерапевтических приемов из арсенала Терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно (Бурно, 2006b), как проникновенно-творческое погружение в прошлое; творческий поиск одухотворенности в повседневном; творческое общение с природой, литературой, искусством, наукой; создание творческих произведений (там же);

2) психогимнастические упражнения тренинга креативности (Н. Ю. Хрящева) (см.: Пихогимнастика в тренинге, 2000), тренинга партнерского общения (Ю. Н. Емельянов, В. П. Захаров (см.: Емельянов, 1985));

3) аутогенная тренировка;

4) арт-терапевтические техники изобразительного творчества: «кооперативное рисование», поэзия в качестве стимула и др. (см.: Копытин, 1999);

5) элементы музыкотерапии (В. И. Петрушин (см.: Петрушин, 2000)).

Эмпирическая проверка психологической модели фаси-литации личностной адаптированности на поздних этапах онтогенеза средствами творческого самовыражения показала: групповая психологическая интервенция, структурированная при помощи различных приемов терапии творчеством, является терапевтически эффективной формой психологической помощи, направленной на облегчение разрешения кризиса личности в период поздней взрослости — достижения достаточного уровня личностной адаптированности и предотвращения формирования реакций дезадаптации у пожилых и старых людей в возрасте 60-80 лет (Филозоп, 2005).

В заключение следует отметить некоторые защитные реакции психологов и врачей, возникающие при терапевтической работе с лицами позднего возраста.

Во-первых, феноменология естественного процесса старения индивида оценивается ошибочно, и специфические возрастные механизмы адаптации воспринимаются как патологические симптомы того или иного психического расстройства.

Во-вторых, в реабилитационной работе с пожилыми людьми предпочтение отдается медикаментозным, а не психотерапевтическим средствам воздействия. Если психологическая интервенция применяется, то, как правило, в более сокращенном варианте, чем с лицами среднего возраста, и с самого начала терапии выдвигаются «рационализированные» аргументы подобного рода: «у пациентов старше 60 лет мало шансов на излечение», «высокий риск смерти не позволяет проводить интенсивную психотерапию» и т. д.

В-третьих, недостаток собственной профессиональной компетентности и вытекающие отсюда неудачи терапии объясняются присущей пожилым людям «ригидностью личности» и «отсутствием мотивации» к психологической работе.

В-четвертых, высказывания психологов и психотерапевтов о пожилых и старых людях очень часто носят агрессивный и пренебрежительный характер, обнаруживается стремление инфантилизировать пациента (клиента).

В-пятых, комплексное диагностическое обследование не проводится, а выявленные симптомы нарушения жизнедеятельности личности приписываются физиологическому процессу старения.

Приведенные ошибочные защитные реакции можно выявлять и устранять лишь при специальной подготовке психологов и врачей по геронтопсихологии, социальной геронтологии, геронтопсихиатрии, а также проведении супервизии и коллегиальном анализе терапии под руководством более опытных психотерапевтов. Без выполнения данных условий обеспечение высокого качества психологической и психотерапевтической помощи лицам позднего возраста по профилактике и устранению реакций дезадаптации едва ли представляется возможным.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   59

перейти в каталог файлов


связь с админом