Главная страница

ПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ.. Руководство по Характерологической креатологии Под редакцией М. Е. Бурно и Г. Ю. Канарша


Скачать 4,33 Mb.
НазваниеРуководство по Характерологической креатологии Под редакцией М. Е. Бурно и Г. Ю. Канарша
АнкорПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ
Дата30.10.2018
Размер4,33 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ..docx
ТипРуководство
#57500
страница15 из 59
Каталогid9295808

С этим файлом связано 18 файл(ов). Среди них: ПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ..docx, TsELEBNYE_KROKhI_VOSPOMINANIJ.pdf, If_You_Give_a_Pig_a_Pancake_Laura_Nemiroff.pdf, If_You_Take_a_Mouse_To_The_Movies_Laura_Nemiroff.pdf, If_You_Give_a_Dog_a_Donut_by_Laura_Numeroff.pdf, If_You_Give_a_Moose_a_Muffin.pdf, Shablon.pdf, If_You_Give_a_Mouse_a_Cookie_by_Laura_Numeroff.pdf, psikh._igry.docx и ещё 8 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   59

1.16. Терапия творческим общением с литературой и искусством как метод духовного развития личности85

Гуманитарно-культурологическая Терапия творческим самовыражением (ГК ТТС), оформившаяся в разработках одесских специалистов лечебно-профилактических и педагогических вариантов ТТС М. Е. Бурно (см.: Бурно, 2012), основной своей целью ставит помощь в социальной адаптации и духовном росте лицам, не имеющим психической патологии (см.: Избранные труды..., 2007). Достижение указанной цели осуществляется посредством применения комплекса терапевтических методик, предложенных профессором М. Е. Бурно: Терапия созданием творческих произведений, Терапия творческим общением с природой, Терапия творческим общением с литературой, искусством, наукой и др. (см.: Бурно, 2012).

В настоящей статье мы предлагаем к рассмотрению терапевтические (в широком смысле) возможности использования методик ТТС М. Е. Бурно в качестве метода духовного развития личности, на примере Терапии творческим общением с литературой и искусством.

М. Е. Бурно отмечает, что Терапия творческим общением с литературой и искусством «.. .не просто чтение рассказов, созерцание картин, а осознанное творческое, целебное изучение произведений литературы, искусства, науки для поиска, уточнения своего жизненного пути» (Бурно, 2006b: 151). «Высвечивание» и осознание самобытности своего личностного (характерологического) портрета у человека, проходящего курс ТТС, происходит посредством соотнесения своей «душевной организации», нахождения созвучного и чуждого в характерологическом рисунке автора и произведения искусства, которое оказало на него эмоционально активизирующее влияние (там же). Данный терапевтический прием в рамках ТТС помогает также смягчить тревожную напряженность у дефензивного пациента, осознать суть душевного конфликта, «купировать» субдепрессивные состояния, пробудить желание к творческой деятельности, отчетливее увидеть свой путь в жизни и наполнить ее смыслом (там же).

Разделяя позицию, на которую опирается психология и акмеология в анализе феномена духовности человека, далее под духовностью мы будем понимать (см.: Деркач, Зазыкин, 2003; Коваль, Родионова, 1997):

— во-первых, целостное психическое образование, инициирующее поиск личностью истины, добра, красоты;

— во-вторых, ценностно-смысловое отражение человеком окружающей действительности, усвоение и создание новых духовных ценностей в процессе личностной самореализации.

Духовность, замечает М. Е. Бурно, неразрывно связана со светлым мироощущением личности и характерологична по своей сути в том смысле, что человек с синтонным характером в отличие, например, от замкнуто-углубленной или психастенической личности по-своему, сообразно своей природе, понимает, переживает, ищет и воплощает в своих деяниях и Истину, и Добро, и Красоту (см.: Бурно, 2008а: 325-331). Творческое общение с литературой и искусством позволяет прежде всего осознать и почувствовать человеку изначальность плюрализма способов постижения и утверждения в мире Истины, Добра, Красоты, дарованных человеку самой Природой.

Духовность как целостное психическое образование формируется и развивается на протяжении всего жизненного пути личности. Становление и консолидация духовной сферы сопряжены с двумя базовыми отношениями человека к миру — эстетическим и этическим (см.: Филозоп, 2009с). Творческое общение с литературой и искусством способствует более ясному очерчиванию этих двух видов отношения человека к другим людям, природе, к обществу и к Вселенной в целом, частичкой которой мы все являемся. Например, в качестве поиска своих уникальных в рамках конкретного характерологического рисунка нравственных основ взаимоотношений с лицами противоположного пола в группе ТТС можно рассмотреть тендерные особенности «психастенической этики» через творческое общение с такими произведениями А. П. Чехова, как «Дама с собачкой» и «О любви». После прочтения названных рассказов каждый участник группы ТТС должен попытаться ответить на ряд вопросов: любили ли друг друга Гуров и Анна Сергеевна («Дама с собачкой»), Алехин и Анна Алексеевна («О любви»)? Что мешало и что помогало проявлению любви чеховским героям? Насколько описанные А. П. Чеховым душевные и любовные коллизии героев этих двух рассказов созвучны собственному переживанию и отношению к феномену любви между мужчиной и женщиной и др.?

«Высвечивание» характерологических особенностей ценностно-смыслового, нравственного отражения человеком окружающей действительности возможно через изучение биографий и произведений изобразительного искусства художников, относящихся к различным личностным типам, по классификации М. Е. Бурно (см.: Бурно, 2008а). Например, содержанием отдельного группового занятия может стать сопоставление между собой репродукций «Сикстинской мадонны» Рафаэля и «Троицы» Рублева, синтонных и замкнуто-углубленных черт характера86 и способов выражения религиозного чувства авторами этих двух шедевров мировой живописи.

Этическое и эстетическое отношение человека к миру, как основа духовной жизни личности, представляют собой особое единство. Причем согласно отечественному философу и психологу С. Л. Рубинштейну способность видеть, чувствовать прекрасное в мире выступает предпосылкой возникновения этической системы координат личности (см.: Рубинштейн, 2003). Данное положение в философско-психологическом плане раскрыто С. Л. Рубинштейном в работе «Человек и мир», где, в частности, он пишет: «Бесконечность мира и причастность к нему человека, созерцание его мощи и красоты есть непосредственно данная завершенность в себе. Совершенство явления, увековеченное в своем непосредственном чувственном бытии, — это и есть эстетическое, как первичный пласт души» (там же: 358-359). В связи с этим, применяя терапевтический прием творческого общения с литературой и искусством, мы с целью облегчения и интенсификации процесса духовного обогащения и развития человека на первом этапе предлагаем данную методику сочетать с другой методикой из арсенала ТТС — Творческим общением с природой (Бурно, 2012: 105—117). Творческое «проникновение» в природу и постижение-переживание ее красоты здесь достигается посредством «вчувствования» в пейзажи и описания природы художниками и писателями с различными характерологическими радикалами. М. Е. Бурно подчеркивает, что творческое созерцание природы, размышление об отношениях человека и природы помогает «собиранию», высвечиванию духовной индивидуальности личности (Бурно, 2008а: 313). Занятия в группах ТТС тем самым дают возможность человеку ощутить свою характерологическую «почву под ногами», на которой в последующем в контексте собственной жизненной ситуации, сообразно уникальности и неповторимости своей индивидуальности, он постигает, переживает и вносит Красоту в систему отношений человек — природа, человек — человек, человек и Мир, как первичную данность бытия.

Завершая рассмотрение Терапии творческим общением с литературой и искусством, под углом зрения потенциала данной методики для помощи в духовном обогащении и развитии личности, необходимо остановиться еще на одном аспекте. Доцентом Е. А. Поклитаром при разработке ТТС в гуманитарно-культурологической плоскости была выдвинута идея о том, что гармоничное творческое самоутверждение человека в жизненном пространстве неразрывно связано с его духовным совершенствованием (см.: Избранные труды..., 2007). Данное положение находит свое подтверждение в программах терапевтической (в широком смысле) помощи лицам разного возраста, реализуемых одесскими специалистами: врачами, психологами, педагогами, и в рамках акмеологической модели ТТС, разрабатываемой нами и проходящей апробацию в геронтологической практике (см.: Филозоп, 2009с). Конечная цель ТТС с момента ее оформления М. Е. Бурно в самостоятельный инновационный психотерапевтический метод — это помочь каждому человеку (здоровому и больному) обрести свой вдохновенно-творческий целительный путь-смысл в жизни (сообразно своему характеру), с осознанием собственной общественной пользы (Бурно, 2012: 3-4), т. е. максимальное раскрытие своего природного потенциала, выражение своей духовной индивидуальности во взаимодействии с Миром. А это, по сути, означает подняться на вершину своего личностного развития, стать полноценным вершителем, субъектом своей жизни, другими словами, достигнуть своего акме87.

В связи с этим Терапия творческим общением с литературой и искусством, как метод духовного развития личности является терапевтически-ценным инструментом помощи человеку не только в медицинской и гуманитарно-культурологической сфере применения ТТС, но и в акмеологическом своем варианте, обозначаемом нами — характерологическая акмеология (Филозоп, 2009с)88.

1.17. Психотерапевтические возможности патографии в акмеологическом варианте клинической терапии духовной культурой М. Е. Бурно89

Клиническая терапия духовной культурой — это область клинической психотерапии, в которой основным специфическим механизмом, объединяющим различные лечебные воздействия культурными феноменами, является терапевтическое творческое (креативное) переживание-вдохновение, приводящееся в действие в соответствии с клиническими особенностями страдания пациента и его характерологической почвы — замкнуто-углубленной, синтонной, тревожно-сомневающейся и т. д. В клинической терапии духовной культурой осуществляется синтез лечебного воздействия духовных ценностей, творческого общения пациента с природой, с людьми, особого погружения в прошлое, путешествий, а также создание различных творческих произведений (см.: Бурно, 2006а: 323-325).

Следует особо подчеркнуть, что клиническая терапия духовной культурой — это не один из вариантов арт-терапии или экзистенциально-гуманистической психотерапии, где помощь пациенту осуществляется без опоры на клиническую картину, особенности его характера, личностную почву.

Различные приемы клинической терапии духовной культурой можно обнаружить в российской клинической психотерапии уже в XIX в. В научно-практической школе «Терапия творческим самовыражением» профессора М. Е. Бурно (ТТСБ) они обрели свою целостность, воплотились в новый терапевтический подход помощи дефензивным людям испытывать «счастье быть самим собой (сообразно своей природе) с осознанием своей общественной полезности» (Бурно, 2006b: 341).

Сущность ТТСБ как клинико-психотерапевтического метода состоит «в сознательном, целенаправленном выяснении пациентом в процессе терапии творчеством своей индивидуальности, своего места среди людей, «силы своей слабости» и в личностном, творческом самоутверждении» (Бурно, 2006b: 80).

В настоящее время ТТСБ имеет два вектора развития:

1) собственно медицинское (лечение дефензивных психопатов и малопрогредиентно-шизофренических пациентов) (Бурно, 2012);

2) естественно-научное исследование природных особенностей и характерологических закономерностей творчества (в самом широком смысле) — Характерологическая креатология (см.: Бурно, 2011b).

Характерологическая креатология, объединяющая различные варианты применения ТТСБ в немедицинской сфере помощи дефензивным людям, включает в себя гуманитарно-культурологическое направление школы ТТСБ — Характерологическую терапию творческим самоутверждением (ХТТС) — гуманитарно-культурологический комплексный метод самоутверждения и духовного роста человека в творческой деятельности (автор метода Е. А. Поклитара (Филозоп, 2009а). ХТТС более двух десятилетий разрабатывается одесскими специалистами различного профиля: врачами, психологами, педагогами. Оформление ХТТС в конце прошлого века в самостоятельную ветвь школы ТТСБ связано с экстраполяцией авторского метода М. Е. Бурно изначально в контекст педагогической и философской моделей психотерапии, а затем и в плоскость научно-практического психологического знания (там же).

Приоритетным в терапевтической работе ХТТС, как указывал Е. А. Поклитар, становится помощь, направленная на решение проблем адаптации к микро- и макросоциальной среде, коррекции психической неуспешности, личностный и духовный рост, повышение качества жизни человека (Избранные труды..., 2007).

Акмеологический вариант клинической терапии духовной культурой, являющийся практическим выражением базисных положений ХТТС, послужил основой для реализации программ оказания терапевтическо-акмеологической помощи дефензивным людям в рамках характерологической акмеологии (Филозоп, 2011). Основные цели акмеологического варианта ТТСБ:

1. Терапевтическая цель — помочь дефензивному человеку быть «самим собой», по-своему, сообразно природе характера (характерологического радикала), обрести свой целебный путь-смысл в жизни; открыть, актуализировать резервы собственной дефензив-ности в общественной, нравственной деятельности (Бурно, 2006b).

2. Цель акмеологическая — помочь дефензивному человеку реализовать потенциал своего характера (характерологического радикала) личностно, сообразно своему возрасту и полу, через конкретное дело в жизни, достигая на этом пути духовно-нравственной вершины в системе действенных отношений человека к другим людям и к миру в целом, т. е. своего личностного акме (Филозоп, 2012).

В данной работе впервые предпринята попытка рассмотреть психотерапевтические возможности патографических исследований под углом зрения характерологической акмеологии90.

Патография в контексте акмеоцентрического подхода в психотерапии

Патография (греч. pathos — болезнь, grapho — писать) как область исследования не имеет в научном сообществе общепринятого определения собственного предмета. Напротив, существуют различные планы понимания содержания и функций патогра-фии: психопатологический, психоаналитический, клинико-диагностический, культурологический и др. (см.: Шувалов, 2006; Бурно, 2006а: 323-325).

Наиболее редуцированно понятие «патография» представлено в Толковом словаре психиатрических терминов В. М. Блейхера, и И. В. Крука, где она определяется как «изучение творчества писателей, поэтов, художников, мыслителей с целью оценки личности автора как психически больного» (Блейхер, Крук, 1995: 386). Полярная точка зрения на сущность патографического исследования отражена в определении, сформулированном А. И. Сосландом, который подразумевает под патографией любое усмотрение, описание и анализ психопатологических и патопсихологических феноменов за пределами собственно психиатрической и психотерапевтической деятельности (Сосланд, 1999).

Психотерапевтическая грань патографии впервые выделяется М. Е. Бурно. Он указывает, что патография — это «область клинической психотерапии, исследующая процесс лечения незаурядным творчеством, то есть изучающая лечебное творчество одаренных людей, творчество, сообразное душевным, духовным особенностям творца» (Бурно, 2006а: 324). Психотерапевтическая ценность патографии состоит в том, что в рамках ТТСБ в процессе разнообразных форм творческого самовыражения, изучая элементы психиатрии, характерологии, пациент отталкивается от результатов творческого процесса известных писателей, поэтов, художников и т. д., большинство из которых имели или пограничные психические расстройства, или иные глубокие душевные страдания, стихийно, интуитивно лечась творчеством (Бурно, 2006b; 2012). И в этом случае патография становится уникальным терапевтическим инструментом, позволяющим пациенту исследовать (совместно с врачом или клиническим психологом) творчество глубоко и сложно переживающих личностей, оставивших яркий след в культуре человечества91.

Таким образом, «патография в клинико-психотерапевтическом понимании практически неотделима от Терапии творческим самовыражением. А Терапия творческим самовыражением может работать и со здоровыми как педагогически-воспитательная система» (Бурно, 2006а: 324).

Какие же психотерапевтические возможности несет в себе патография в оказании помощи дефензивным людям в достижении личностного акме в рамках акмеологического варианта клинической терапии духовной культурой? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо в первую очередь рассмотреть сущность акмеоцентрического подхода применительно к патографическому исследованию как психотерапевтическому (в широком смысле) инструменту воздействия.

В акмеологии под акмеоцентрическим подходом принято понимать научный подход, ориентированный на принцип системности и предусматривающий согласованное использование в акмеологиче-ских теоретических и эмпирических исследованиях всех подходов, путей и методов, в том числе и принадлежащих другим наукам, при приоритете собственно акмеологических (см.: Акмеология, 2002).

При клиническом патографическом исследовании, как правило, для изучения взаимосвязи душевных коллизий выдающейся личности и ее творчества, применяется биографически-исторический метод, в определенных случаях дополняемый клинико-психопатологическим и клинико-архивным92 методами исследования. Помещая патографию в систему координат акмео-центрического подхода, тем самым мы обнаруживаем новые пути для проведения анализа, обобщений, выявления тенденций и закономерностей достижения дефензивными людьми (с различной характерологической почвой) акме своего личностного развития. Применение акмеоцентрического подхода к анализу патографиче-ских исследований в рамках характерологической акмеологии имеет особую эвристическую ценность, поскольку на теоретическом уровне помогает решать задачу выявления конституциональных, характерологических и возрастных адаптационно-компенсационных ресурсов личности, определяющих закономерности ее акмического становления на различных этапах жизненного пути.

Акмеологический контекст патографического исследования — это, по сути, раскрытие на материале клинического описания и естественно-научного анализа жизни и творчества выдающихся личностей трех взаимосвязанных планов:

— во-первых, акмеологического потенциала различных характерологических радикалов (синтонного, замкнуто-углубленного, и др. (см.: Бурно, 2008а)) и психических расстройств;

— во-вторых, выявление характерологических и возрастных механизмов адаптации и компенсационных ресурсов личности;

— в-третьих, объективных и субъективных психологических условий, которые определяют закономерности акмического личностного становления.

Однако следует особо отметить, что в предлагаемом нами варианте клинической терапии духовной культурой процесс «высвечивания» акмеологического контекста патографии представляет собой главный механизм акмеологического воздействия патографии в условиях особого терапевтического пространства группы творческого самовыражения93, способствующей обретению целительного креативного переживания-вдохновения. Не аналитически-интеллектуально осуществляется поиск акмиче-ского, а посредством активизации креативного состояния, эмоционального оживления, открывающего в душе пациента (клиента) творческое вдохновение. И благодаря этому терапевтически ценным становится сам процесс творческого поиска, порождающий новые положительные эмоции, личностно значимые переживания, чувства и отношения. Когнитивное постижение содержания акмеологического контекста патографии вторично, и, как показывает практика, в нем нуждаются не все пациенты.

Таким образом, пациент (клиент) совместно с психотерапевтом (психологом) и другими участниками группы ТТСБ, изучая на материале патографического исследования и погружения в мир творческого наследия выдающегося писателя, художника и т. д. клинико-характерологический портрет его личности, жизнь и творчество, высвечивает акмическую сущность его душевного и духовного своеобразия, траекторию его личностного пути к уникально-неповторимому акме. Вскрывая акмеологи-ческий контекст конкретного патографического исследования в процессе творческой работы своей души, соотнося акмическую составляющую клинико-характерологического портрета личности и особенности структурирования жизни и творчества выдающимся писателем, поэтом, художником, со своим душевным складом, собственной палитрой актуальных потребностей, ценностей, смыслов и т. д., пациент (клиент) достигает следующего терапевтического эффекта:

1) более отчетливо начинает чувствовать свою индивидуальность (ее природную, социальную, духовную составляющие);

2) приходит осознание основных вех становления своей личности, т. е. собственный жизненный путь на эмоциональном и когнитивном уровне теперь воспринимается не как конгломерат, наслоение или цепь случайных событий, а как закономерное неповторимое сочетание субъективно значимых этапов развития истории своей личности;

3) открывает для себя новые способы для самовыражения своей личности и выбора своего уникального места в жизни;

4) происходит духовно-нравственное обогащение своих мировоззренческих ориентиров;

5) появляется устойчивое положительно окрашенное переживание «самособойности» и образа своей личности, с которым пациент (клиент) со временем все чаще идентифицируется.

В заключение следует отметить, что акмеологический вариант терапии духовной культурой (ТТСБ) ориентирован на широкий спектр помощи дефензивным людям:

профилактику расстройств адаптации у лиц подросткового, юношеского и пожилого возраста, обусловленных трудностями разрешения закономерных кризисов возрастного развития личности;

— повышение качества жизни пациентов с хроническими соматическими заболеваниями и патохарактерологическими расстройствами;

— помощь в самоактуализации и достижении личностного акме сообразно природным основаниям своего характера.

Выводы

Патография — это и особая область клинической психотерапии, и один из методов исследования характерологической акмеологии, и инструмент акмеологического воздействия в акмео-логическом варианте клинической терапии духовной культурой.

Патографическое исследование помогает изучить и процесс лечения незаурядным творчеством, и природные, психологические адаптационно-компенсационные ресурсы личности, определяющие закономерности ее акмического становления на различных этапах жизненного пути, и побудить пациента (клиента) к целебному творческому повседневному поиску уникального места своей личности в жизни общества, осознанию и переживанию смысла своего существования в мире.
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   59

перейти в каталог файлов
связь с админом