Главная страница

ПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ.. Руководство по Характерологической креатологии Под редакцией М. Е. Бурно и Г. Ю. Канарша


Скачать 4,33 Mb.
НазваниеРуководство по Характерологической креатологии Под редакцией М. Е. Бурно и Г. Ю. Канарша
АнкорПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ
Дата30.10.2018
Размер4,33 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ..docx
ТипРуководство
#57500
страница4 из 59
Каталогid9295808

С этим файлом связано 18 файл(ов). Среди них: ПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ..docx, TsELEBNYE_KROKhI_VOSPOMINANIJ.pdf, If_You_Give_a_Pig_a_Pancake_Laura_Nemiroff.pdf, If_You_Take_a_Mouse_To_The_Movies_Laura_Nemiroff.pdf, If_You_Give_a_Dog_a_Donut_by_Laura_Numeroff.pdf, If_You_Give_a_Moose_a_Muffin.pdf, Shablon.pdf, If_You_Give_a_Mouse_a_Cookie_by_Laura_Numeroff.pdf, psikh._igry.docx и ещё 8 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59

1.2. Гуманитарно-культурологическая ТТС в психологической работе по подготовке лиц юношеского возраста к прохождению службы в Вооруженных силах5

Вопросы призыва в Вооруженные силы требуют глубокого научного анализа и практической проработки. Социальная, экономическая нестабильность, возникшая в России после распада СССР, существенно отразилась на формировании психологической готовности к выполнению юношами воинского долга. В настоящее время по-прежнему остро заявляют о себе проблемы снижения личностной готовности юношей к службе в Вооруженных силах, ухудшение адаптации молодых воинов в первые месяцы службы на фоне повышенных информационных, физических и нервно-психических нагрузок и т. д. В процессе подготовки лиц призывного возраста к прохождению службы в Вооруженных силах все больше внимания уделяется не только физическому и нравственному воспитанию юношей, но и их психологической готовности выполнить свой конституционный долг перед Отечеством. Психологическое консультирование — это один из действенных инструментов краткосрочной помощи, которую может предоставить психолог для юношей, испытывающих трудности в самоидентификации себя в качестве призывника.

В рамках научно-практической деятельности кафедры морально-психологического обеспечения Военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж) в 2008 г. был реализован исследовательский проект, целью которого являлась разработка модели консультативной работы, основанной на принципах гуманитарно-культурологической Терапии творческим самовыражением, с лицами юношеского возраста по проблеме психологической готовности к прохождению службы в Вооруженных силах.

Гуманитарно-культурологическая Терапия творческим самовыражением, сформировавшаяся в Одесской школе ТТС во главе с доцентом Е. А. Поклитаром, представляет собой комплексный метод психолого-педагогического воздействия, в основе которого лежит учение о характерах Э. Кречмера — П. Б. Ганнушкина — М. Е. Бурно (см.: Бурно, 2008а) и синтез психолого-педагогических технологий из арсенала терапии духовной культурой. Основной целью терапевтического (в широком смысле) воздействия данного метода является способствование социальной адаптации, гармонизации Я-концепции и духовному росту лиц без психической патологии, различных возрастных категорий (см.: Избранные труды..., 2007; Практическое руководство..., 2003).

Психологическая готовность юноши к прохождению службы в Вооруженных силах предполагает гармоничное разрешение кризиса развития личности в данном возрасте, т. е. формирование устойчивой Я-концепции, консолидацию ценностно-нормативных ориентаций личности, адекватную самооценку, интернальность локуса контроля6, эмоциональную устойчивость, высокий уровень самоконтроля и т. п. Таким образом, психологическая готовность — это сложный психологический феномен, включающий в себя как когнитивную, эмоциональную, так и моральную готовность юноши к службе в армии.

В структуре психологической готовности к прохождению службы в Вооруженных силах можно выделить четыре основных взаимосвязанных между собой компонента:

1. Эмоциональный компонент (эмоциональная стабильность, оптимизм, смелость и т. д.).

2. Волевой компонент (самоконтроль, интернальность и экс-тернальность7).

3. Ценностно-смысловой компонент (патриотизм, высокий уровень морали и т. д.).

4. Рефлексивный компонент (адекватная самооценка, стремление к самопознанию и т. д.).

Современные исследования личности лиц призывного возраста (см.: Психология и педагогика..., 2005) показывают, что у 65% молодых людей в той или иной степени проявляются негативные индивидуально-психологические деформации различной степени выраженности: акцентуации характера, расстройства личности (психопатии), асоциальная направленность личности, низкий уровень морально-нравственного развития, аморфная ценностная структура личности и др. Данный факт свидетельствует об отсутствии надлежащей готовности юношей к прохождению службы в Вооруженных силах России и находит свое отражение в увеличении числа лиц призывного возраста, уклоняющихся или дезертирующих из армии. Меры по нейтрализации благополучно не разрешенного кризиса юношеского возраста должны носить прежде всего психолого-педагогический характер и быть направлены как на создание воспитывающей среды в условиях школьного, семейного, внешкольного окружения, так и на психологическую коррекцию самосознания старшеклассников. Таким образом, ранняя профилактика нарушений норма-возрастного развития в юности предполагает не столько тотальный социальный контроль, сколько управление процессом социализации лиц, вступающих в период юности, своевременную консультативную помощь со стороны психолога.

С. А. Беличева (Беличева, 1994) выделяет следующие эмпирические признаки уровня социального развития лиц старшего подросткового и раннего юношеского возраста, которые могут служить основанием для экспертной оценки психологической готовности лиц мужского пола к прохождению службы в армии:

1. Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений.

2. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности.

3. Уровень развития полезных знаний, навыков, умений (спортивных, трудовых, технических, творческих и т. д.). Разнообразие и глубина социально полезных интересов.

4. Адекватное отношение к педагогическим воздействиям, оказываемым взрослыми.

5. Коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни.

6. Способность критически, в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников.

7. Самокритичность, наличие навыков самоанализа.

8. Внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатия.

9. Волевые качества. Невосприимчивость к негативному влиянию из микро- и макросоциальной среды. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении.

10. Внешняя культура поведения (подтянутый внешний вид, аккуратность, культура речи, вежливость).

11. Преодоление и отказ от вредных привычек и форм асоциального поведения (употребление алкоголя, курение, употребление нецензурных выражений).

В рамках проведенной научно-исследовательской работы нами была разработана психологическая модель, структурированная на основе принципов гуманитарно-культурологической ТТС для осуществления психологической консультативной работы с юношами призывного возраста, у которых из 11 выше перечисленных признаков социальной зрелости диагностировалось лишь не более 6-7.

Предлагаемая модель консультативной работы строится с учетом индивидуально-психологических свойств юноши (акцентуация характера, доминантный характерологический радикал, ценностные ориентации личности и т. д.).

Основными принципами психологического воздействия в модели психологической консультативной работы являются следующие:

1. Опора на положительные качества юноши.

2. Формирование будущих жизненных устремлений (связанных в первую очередь с профессиональной ориентацией и общей социальной направленностью личности).

3. Поощрение и включение в общественно-полезную деятельность.

4. Нахождение социально-полезных форм реализации потребности юноши в самоутверждении.

5. Развитие полезных интересов и высших духовных ценностей.

6. Пробуждение потребности самосовершенствования и самовоспитания.

Основная цель психологической работы—достижение юношами оптимального уровня психологической готовности к прохождению службы по призыву в Вооруженных силах. В содержательном плане указанная цель предполагает повышение у лиц юношеского возраста уровня позитивного самоотношения как потенциальных защитников Отечества.

Опираясь на концептуальные основы ТТС, консультативное воздействие структурируется в зависимости от доминантного характерологического типа (радикала): сангвинического (синтонного), напряженно-авторитарного, тревожно-сомневающегося, застенчиво-раздражительного, демонстративного, замкнуто-углубленного, неустойчивого у конкретного призывника (см.: Бурно, 2008а).

Модель консультативной работы с юношами призывного возраста включает в себя четыре основных блока:

1. Установочный.

2. Диагностический.

3. Коррекционно-развивающий.

4. Блок оценки эффективности консультативной работы. Установочный блок. Консультант устанавливает контакт с

клиентом, достигает обоюдного доверия, информирует о сущности и процедурах психологической работы, побуждает к активному взаимодействию и формирует установку к изменению привычного стереотипа само- и мировосприятия. Для решения указанных задач психолог использует следующие базовые технологии консультативной работы (см.: Кочюнас,1999):

— отражение чувств;

— отражение содержания (перефразирование и обобщение);

— поощрение;

— предоставление обратной связи;

— предоставление информации;

— технику постановки вопросов. Диагностический блок. Включает в себя исследование

степени психологической готовности к прохождению службы в Вооруженных силах и индивидуально-психологические особенности клиента: характерологический тип (радикал), акцентуацию характера, самооценку, уровень личностной тревожности, доминантный локус контроля и т. д. С этой целью психолог применяет следующие методы: интервью, беседа и тестирование (тест-опросник Смишека (см.: Реан, 2008), методика диагностики самооценки И. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина (см.: Райгородский, 2001), краткий характерологический опросник М. Е. Бурно (см.: Бурно, 2008а: 462-466) и др.).

Коррекционно-развивающий блок. Основная цель: гармонизация и оптимизация личностного развития юноши, формирование психологической готовности к службе по призыву в Вооруженных силах России. Данный блок консультативной работы включает в себя два основных этапа:

1. Изучение особенностей своего характерологического типа (радикала), его потенциала и ограничений. На данном этапе работы применяются базовые терапевтические методики из арсенала ТТС: творческое общение с литературой (мемуарные произведения, хроники и т. д.), искусством, изучение патографий и др. (см.: Бурно, 2006b).

В зависимости от доминантного характерологического типа (радикала) у клиента психолог подбирает необходимый для психологического воздействия тематический материал для консультативных встреч, в котором отражены основные вехи личностного пути выдающихся полководцев и военачальников (А. Невский, М. И. Кутузов, Г. К. Жуков, А. В. Суворов, Наполеон Бонапарт и др.).

Данный этап консультативной работы предполагает активную рефлексию юноши призывного возраста, результатом которой выступает не только самопознание, т. е. нахождение ответов на вопросы «Какие психологические особенности присущи моему характеру?», «Что я знаю о себе?» и т. п., но и самопонимание. Процесс самопонимания прежде всего предполагает, что призывник отвечает для себя на вопросы другого типа — причинные: «Зачем я так поступил?», «Почему мне близок тот или иной полководец?» и др. Таким образом, результатом самопонимания является не только получение нового знания юноши о себе, а, что более важно, порождение индивидуального смысла «живого знания».

2. Гармонизация и оптимизация развития посредством нахождения наиболее приемлемой общественно полезной формы самоутверждения личности. Консультант, используя терапевтические методики ТТС, помогает клиенту найти форму личностного самовыражения и самоутверждения, имеющую общественную пользу (например, участие в молодежных общественных организациях и объединениях патриотической направленности: борьба за улучшение экологии, поиск останков и восстановление исторической памяти о солдатах, погибших в Великой Отечественной войне и т. д.). Для этого юношей побуждают к творческому общению с мемуарными, документальными и художественными произведениями, отражающими вершины нравственного и патриотического развития личности, а затем к выбору конкретной, сообразной природе своего характера, творческой общественно полезной деятельности.

Психологическая работа в данном блоке сочетает в себе выполнение юношами «домашних заданий» (посещение музеев, художественных выставок, библиотек, определенная общественно-полезная деятельность) и обсуждение результатов самостоятельной работы с психологом. В частности, подлежат рассмотрению в рамках консультативной сессии типичные затруднения, возникшие при выполнении «домашней работы», степень субъективной удовлетворенности полученными результатами, произошедшие изменения в самосознании и т. д.

Блок оценки эффективности консультативной работы. Психолог исследует психологическое содержание и динамику изменений самосознания юношей призывного возраста, оценивает степень их психологической готовности к прохождению службы в Вооруженных силах, формулирует рекомендации для дальнейшего самопознания и творческого структурирования жизнедеятельности, наполненной общественно полезным содержанием. Таким образом, критерии эффективности консультативной работы должны включать в себя: субъективно-переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире; объективно-регистрируемые параметры, характеризующие изменения в различных модальностях мира юношей; оценку устойчивости изменений в последующей (после психологического воздействия) жизни молодых людей.

Рассматриваемая модель предполагает 12-15 консультативных встреч с периодичностью посещения юношами психолога-консультанта 1-2 раза в неделю.

Эмпирическая проверка эффективности предлагаемой модели консультативной работы осуществлялась на группе юношей в возрасте 18-18,5 года в количестве 25 человек.

До начала консультативной работы с каждым испытуемым была проведена индивидуальная беседа с целью изучения субъективной психологической готовности к прохождению службы по призыву в Вооруженных силах России.

По результатам применения метода беседы было выявлено:

— 60% юношей не считают себя в полной мере готовыми к прохождению военной службы;

— 28% юношей полагают, что психологически достаточно подготовлены встать на защиту Отечества;

— 12% юношей затрудняются ответить на вопрос, готовы ли они к службе в армии.

Таким образом, результаты проведенной беседы показали, что большинство лиц призывного возраста не воспринимают себя готовыми к прохождению службы в Вооруженных силах.

На следующем этапе 18 юношей из числа опрошенных, которые не воспринимают себя психологически готовыми к службе в армии, были протестированы по комплексу диагностических методик8. По результатам исследования юношей по Патохарактерологическому диагностическому опроснику (ПДО) А. Е. Личко выявлено:

— 3 человека имеют шизоидный тип акцентуации характера9;

— 3 человека имеют эпилептоидный тип акцентуации характера;10

— 5 человек имеют истероидный тип акцентуации характера11;

— 7 человек имеют гипертимный тип акцентуации характера12.

По краткому характерологическому опроснику М. Е. Бурно (см.: Бурно, 2008а: 462-466) выявлено;

— у 2 человек доминантным является замкнуто-углубленный характерологический радикал;

— у 3 человек доминантным является авторитарно-напряженный характерологический радикал;

— у 3 человек доминантным является демонстративный характерологический радикал;

— у 10 человек доминантным является синтонный характерологический радикал.

Для определения статистической значимости взаимосвязи (корреляции) между показателями, полученными по ПДО А. Е. Личко и опроснику М. Е. Бурно, нами был применен х2 = критерий Пирсона (см.: Сидоренко, 2007). Выявлена статистическая значимая взаимосвязь между результатами, полученными по ПДО и по краткому характерологическому опроснику М. Е. Бурно на 1%-ном уровне (р<0,01). Следовательно, обнаруженные у юношей акцентуации характера (по классификации А. Е. Личко) являются релевантными диагностируемым у них характерологическим типам (радикалам)) по М. Е. Бурно. Например, шизоидный тип акцентуации характера выявлен у юношей с замкнуто-углубленным характерологическим радикалом, а гипертимный тип акцентуации характера — у лиц с синтонным характерологическим радикалом и т. д.

Итак, вывод, полученный на данном этапе опытно-экспериментальной работы, позволил определить стратегию и тематику дальнейшей консультативной работы с испытуемыми юношеского возраста.

По методике «Ценностные ориентации и направленности личности» (см.: Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков, 1999), выявлено, что у преобладающего числа испытуемых (12 юношей) преобладает направленность личности на себя, у 5 — на группу и только у одного человека на самореализацию.

Результаты тестирования по методикам: диагностики самооценки (Рубинштейн, 1999), УСК Е. Ф. Бажина, Е. А. Голыкина, А. М. Эткинда (см. Реан, 2008), диагностики самооценки И. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина (см.: Райгородский, 2001) представлены в табл. 1 (стр. 47).

Таким образом, как видно из табл. 1, для юношей, испытывающих на субъективном уровне затруднения в идентификации себя как психологически готовых к прохождению службы по призыву в Вооруженных силах России, характерны нарушения самооценки, высокий и умеренный уровень личностной тревожности, несформиро-ванность интернального локуса контроля (т. е. осознанного принятия ответственности за происходящее в своей жизни), наличие акцентуаций характера и, преимущественно, направленность личности на себя.

На следующем этапе нами было проведено по 15 консультативных встреч с каждым испытуемым. Психологическая работа выстраивалась согласно теоретическим и практическим принципам предлагаемой нами модели консультирования на основе гуманитарно-культурологической ТТС. По окончании цикла консультаций для оценки эффективности нами были проведены беседа с каждым испытуемым и повторное тестирование по составленному нами комплексу диагностических методик.

По методике «Ценностные ориентации и направленности личности» Л. Н. Силантьева (см.: Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков, 1999) выявлено, что у преобладающего числа испытуемых (16 юношей) произошли изменения в общей направленности личности. После прохождения курса консультаций с психологом доминирующей стала выступать направленность личности на самореализацию. У двух юношей сохранилась направленность личности на группу.

Результаты повторного тестирования по упоминавшимся выше методикам (С. Я. Рубинштейн; Е. Ф. Бажина, Е. А. Голыкина, А. М. Эткинд; И. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханина) представлены в табл. 2 (стр. 47).

Показатели в таблице повторного тестирования отчетливо указывают на положительную динамику изменений самооценки у юношей, уровня личностной тревожности и локализации локуса контроля — от экстернального к интернальному.

Анализ проведенной беседы с каждым испытуемым по завершении курса психологических консультаций также позволил установить, что все юноши стали осознавать и ощущать себя более психологически подготовленными к службе в армии. Каждый испытуемый за период работы с психологом-консультантом принял участие в каком-либо общественно полезном мероприятии, а 12 юношей стали активными участниками общественно-политического движения «Наши».

Для определения статистической значимости различий между результатами, полученными по комплексу диагностических методик до начала и по завершении консультативной работы, нами был применен * Фишера (угловое преобразование Фишера) (см.: Сидоренко, 2007). Различия статистически значимы на 5%-ном уровне (р<0,05), а следовательно, выявляемая положительная динамика изменений у юношей в самооценке личности, понижение уровня личностной тревожности и преобладание у них интернального локуса контроля над экстернальным не случайны, а обусловливаются проведенной с ними психологической работой.

Таким образом, эмпирическая проверка разработанной модели консультативной работы подтвердила выдвинутую нами в начале исследования гипотезу о том, что консультативная работа, структурированная на основе принципов гуманитарно-культурологической ТТС, оказывает оптимизирующее действие на основные компоненты психологической готовности лиц юношеского возраста к прохождению службы в Вооруженных силах: эмоциональный, волевой, ценностно-смысловой и рефлексивный.

Таблица 1. Результаты тестирования по комплексу диагностических методик

Методика диагностики

самооценки

(С. Я. Рубинштейн)

(количество человек)

УСК Е.Ф. Бажина, Е. А. Голыкина, А. М. Эткинда (количество человек)

Шкала личностной тревожности (ЛТ), методика диагностики самооценки И. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина

Высокая

Норма

Низкая

Интер-

нальный

Экстер-

нальный

Высокая

Умеренная

Низкая

14

1

4

4

15

13

5

-

Таблица 2. Результаты повторного тестирования по комплексу диагностических методик

Методика диагностики

самооценки

(С. Я. Рубинштейн)

(количество человек)

УСК Е.Ф. Бажина, Е. А. Голыкина, А. М. Эткинда (количество человек)

Шкала личностной тревожности (ЛТ), методика диагностики самооценки И. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина

Высокая

Норма

Низкая

Интер-

нальный

Экстер-

нальный

Высокая

Умеренная

Низкая

2

16

-

12

6

7

10

3
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59

перейти в каталог файлов
связь с админом