Главная страница
qrcode

ПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ.. Руководство по Характерологической креатологии Под редакцией М. Е. Бурно и Г. Ю. Канарша


НазваниеРуководство по Характерологической креатологии Под редакцией М. Е. Бурно и Г. Ю. Канарша
АнкорПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ
Дата30.10.2018
Размер4,33 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ..docx
ТипРуководство
#57500
страница51 из 59
Каталог
1   ...   47   48   49   50   51   52   53   54   ...   59

8.6. Философ в роли пациента. Психотерапевт Кирилл Горелов о ревизии внутренних ценностей361

Вадим Руднев:

Горелов Кирилл Евгеньевич (р. 1973) — практикующий психотерапевт, ученый секретарь Центра Терапии творческим самовыражением Профессиональной психотерапевтической лиги. Он не похож на других психотерапевтов и вообще на других людей. Тончайший врач-клиницист; когда говорит о медицине, заливается, как соловей; при этом очень скромный и педантичный человек; любит советский фильм 1960-х годов «Верные друзья» по сценарию Александра Галича; верит в дружбу. Меня он виртуозно вылечил от депрессии, и я решил тряхнуть стариной, взять у него интервью, потому что страна должна знать своих героев.

Кирилл Евгеньевич, на свете существуют десятки психотерапий. Какая вам наиболее близка?

— Вот интересно, что об отечественной психотерапии (когда-то советской), часто критически говорят, что она всегда плелась в хвосте западной... Действительно, мы долго, что называется, «варились в собственном соку» из-за некоторых идеологических ограничений прошлого. Информация о достижениях мировой психологии, психотерапии поступала в ограниченных количествах... Поэтому наши специалисты жадно читали все, что появилось после перестройки. Но потом оказалось, что именно потому, что мы изучали и то, и другое, и третье, мы оказались впереди. Потому что в западных психологически ориентированных психотерапевтических системах, таких как психоанализ, юнгианский анализ, например гештальт-терапия, бихевиористическая, гуманистическая, когнитивная, и других, идущих по пути узкого развития своего направления, находились прекрасные решения для каких-либо специфических задач одного специфического круга расстройств... И проявлялась наивная самонадеянность, а по сути, беспомощность в решении каких-то других, сложных проблем. И сейчас наши психотерапевты, которые читали «всего понемножку», но получившие представления о разных направлениях, клинические психотерапевты, с основательными медицинскими знаниями — могут выбирать разные стили и методы работы, углублять свою осведомленность — по необходимости, по конкретному случаю...

Вы упрямый человек, но и я тоже упрямый, ведь я вас спросил, какое направление вам нравится, а вы мне не ответили...

— Сейчас формируется — и на Западе, и в России — такой новый вид психотерапии — мультимодальный, или системный. Знать о многом, но применять только то, что «работает», что востребовано в конкретном случае — вот принцип этого подхода... Это мне импонирует.

Это называется эклектика.

— Да, он эклектический.

В чем же тогда ваше психотерапевтическое кредо? Наш общий учитель Марк Евгеньевич Бурно говорит: занимайтесь творчеством, пишите рассказы. Это он называет «творческий стиль жизни»: написал одну книгу начинай другую. А вы...

— Сама суть психотерапевтического метода — Терапии творческим самовыражением (М. Е. Бурно) состоит в том, чтобы целебно перерабатывать свои болезненные симптомы через творческий процесс. Но, кроме того, ТТС покоится на изучении и учете законов характерологии, на возможности понять себя, настоящего, познать свои подлинные желания, возможности. Мне это представляется даже более важным. И тут встает вопрос: а что такое творчество, одно ли и то же это, для разных людей? Важно понимать творческий процесс с учетом знаний о человеке, его индивидуальном характере. Потому что для одного человека целебный творческий процесс — это описание своих переживаний в дневнике, написание статьи или даже книги — как для вас... А для другого человека, например, демонстративного или ювенильного характерологического склада, для него таким же творческим, и при этом саногенным362, может быть общение, поход по магазинам и выбор подходящего по модели и по дизайну костюма. Для человека застенчиво-раздражительного характера — неспешная прогулка по городскому парку или выезд за город, на природу... И так далее. И каждый раз это будет своеобразная психотерапевтическая творческая реализация, но всегда — по-своему.

Системный подход в психотерапии позволяет также допустить, что к человеку с очень простыми житейскими, «земными» требованиями к жизни, например, принципы ТТС могут быть применимы ограниченно, тогда можно помочь по-другому...

Странная все-таки у вас психотерапия гулять на воздухе, примеривать костюмы, кататься на велосипеде, убирать в квартире, помочь жене купить продукты. И это все ведь действительно можно делать творчески. Психотерапия здравым смыслом? А почему она может быть эффективной?

— Вадим Петрович, сейчас вы вспоминаете какие-то определенные рекомендации психотерапевта, данные интеллигентному человеку, перегруженному интеллектуальной деятельностью. Это не значит, что мое психотерапевтическое кредо — давать всем такие советы. Иногда все в точности наоборот. Психотерапия здравым смыслом? Да, конечно... Учет естественно-научных, медицинских знаний о человеке? Да. Это были конкретные советы мыслителю, психологу, философу, проводящему дни напролет за книгами, компьютером, письменным столом, пренебрегающему едой, забывающему о сне, о движении, о свежем воздухе...

Какими бы важными, значимыми ни были его открытия, какими бы тонкими ни были его душевные движения в этой работе, нельзя было забывать, что все это возможно до тех пор, пока живо, здорово тело. Что эти сложные душевные движения — есть следствие тончайших нейрохимических движений в организме. Что односторонняя интеллектуальная реализация своих возможностей, пренебрежение физическим здоровьем, может привести и приводит к ухудшению последнего и, как это парадоксально ни выглядит, приводит к иссяканию душевных сил. Вплоть до депрессии, что называется, «с другого конца», если подразумевать изначальное намерение помочь себе (в депрессии) творческим процессом. Во всяком деле нужно помнить о гармонии...

Вот я вам расскажу такую историю. Я был в мае в театре Станиславского на спектакле «Предательство» Владимира Мирзоева. Когда выключился светя очень давно не был в театре у меня началась паника. Я был в окружении справа и слева сидят, выйти до антракта не удастся что делать? Когда на сцене появился Максим Суханов, все стали хохотать, и я вместе со всеми, и паника закончилась. Что такое паническая атака с медицинской точки зрения?

— Паническая атака — это внезапное или очень быстро развивающееся, по нарастающей, чувство безотчетного страха, которое доходит до исступления, то есть непереносимого пика этих ощущений. На уровне физиологии в этот момент происходят некие изменения — нейро-медиаторный дисбаланс...

А что такое нейро-медиаторный дисбаланс?

— Это изменения в выработке нейротрансмитеров, посредством которых передаются сигналы в нашем мозге, и те или иные изменения чувствительности к ним. Выброс в кровь катехоламинов, центральный выброс (особенно адреналина), временные нарушения метаболизма гамма-аминомасляной кислоты, которая открывает ионные канальца нервных клеток и сохраняет должный уровень их возбудимости, препятствуя безотчетному росту тревожности, серотонинергический дисбаланс и другие. Но при этом не происходит никаких опасных для жизни изменений, это может происходить без внешних причин, аутохтонно. И, само по себе, не несет серьезной опасности. Но человек при этом переживает безотчетное, бесконечно глубокое чувство генерализованной тревоги, ощущение, что он сейчас умрет или сойдет ума. Переживая эти ощущения, он, теперь уже, в некоторой степени, произвольно, подхлестывает выброс определенных веществ в организме, еще более усиливающих этот нейро-медиаторный дисбаланс. Из коры надпочечников (периферический выброс) добавляется, выбрасывается в огромном количестве адреналин, который заставляет очень быстро биться сердце, учащается дыхание, поднимается артериальное давление, у человека усиливаются те неприятные ощущения мышечного напряжения, которые уже были до этого, и все перечисленное — без явных внешних причин. Кажется, что сердце сейчас выпрыгнет из груди, дыхание настолько учащенное, что человеку кажется, будто он задыхается. Кажется, что не хватает воздуха, хотя на самом деле хватает. Но во «внутренней реальности» человека это ощущение, что он сейчас умрет или сойдет с ума. Но он не умрет и не сойдет с ума. Такие приступы прекращаются самопроизвольно, без последствий, без ущерба даже без лечения, через 20-40 минут, об этом важно знать. С лечением — быстрее или «обрываются на подъеме». А в вашем случае сработал механизм переключения — это наиболее правильный способ выхода из панической атаки, если без лекарств и без скорой помощи. Ведь у человека при паническом приступе может сильно болеть сердце, но кардиограмма показывает норму. Человек, который хорошо знает, что такое паническая атака, который не позволяет себе испугаться, занимая себя чем-то другим, таким образом не позволяя развиваться порочному кругу внутренних физиологических реакций, сам помогает себе. Человек, который знает, что реальной опасности нет, и знает почему, этот человек уже одним тем, что не пугается, не поддается панике, одним этим помогает себе, и атака не достигает своей критической вершины. Начавшись, она не разворачивается.

А как здесь срабатывает Ваша терапия здравым смыслом?

— В данном случае речь просто идет об официально принятой, конкретной рекомендации, основанной на учении о доминантных очагах нашей нервной системы. Закономерности их функционирования были описаны ученым физиологом Ухтомским. Было установлено, что в определенный момент времени может существовать только один доминантный очаг, выполнение одной функции подавляет другие. Одни представления вытесняют другие. Если во время панической атаки вы попытаетесь сконцентрировать свое внимание на чем-то другом, просто выйдете из дома и пойдете пешком... Ведь вы будете отвлекаться на то, чтобы закрыть дверь, чтобы не споткнуться о порог, вы будете отвлекаться на то, что окажется перед вашими глазами—деревья, люди, дорога, — ваше внимание просто будет переключаться на что-то другое... И, таким образом, вы отвлечетесь от ваших неприятных ощущений и забудете о них.

А что такое депрессия с медицинской точки зрения?

— Скажем так. Медицинский подход подразумевает, что помимо психологических (внешних) факторов проявления депрессии — усталости, слабости, опустошенности, тоски, бесперспективности, апатии, переоценки своего прошлого, настоящего и будущего в негативном ключе, отчаяния, чувства вины, подавленности, — в основе депрессии лежат еще вполне известные, явные, качественно и количественно определяемые внутренние биологические изменения. Здесь также имеет место свой сложный нейро-медиаторный дисбаланс. И необходимо воздействовать на эти, биологические причины депрессии. В том числе медикамен-тозно. Исправлять ослабленную чувствительность наших нервных клеток к собственным веществам, регулирующим активность, обеспечивающим позитивный настрой, готовность к решению каких-то задач. Мы должны восстановить эти нарушенные взаимодействия, и мы знаем, как это сделать.

Иногда психологи настаивают, что если депрессия произошла «от слова» — нагрубили, обидели, унизили, то и лечить нужно только «словом» — в процессе психологических, психотерапевтических сеансов. Но ведь это равносильно утверждению, что если пожар произошел от спички, то спичкой его и тушить надо...

Я понимаю, надо использовать лекарства. Но представьте себе, что идет война, все запасы лекарств уничтожены, остается только психотерапия.

— Лекарства — по необходимости... почему-то у нас склонность к крайним суждениям... Жизнь ведь много сложнее. Не нужно забывать о других интересных способах помощи при депрессии. Известно, например, что при депрессиях (особенно осенних и зимних) часто в организме обнаруживается переизбыток мелатонина, который регулирует циркадные ритмы человека, сдвиг активности сон-бодрствование и т. д. Но, когда много мелатонина, становится мало серотонина (у них такая специфическая конкуренция), начинается «осенняя хандра», вплоть до депрессивных расстройств. Можно уехать на юг, на море, это будет — климатотерапия. Или здесь помогает свето-терапия, в процессе которой на человека воздействуют искусственным источником света, близким по спектральному составу к естественному солнечному свету.

Еще один способ помощи при депрессии (без лекарств) — де-привация сна в течение 36 часов. То есть два световых дня и одну ночь нужно бодрствовать, и тогда происходят определенные физиологические сдвиги в организме, уменьшение депрессивных проявлений. Все это — только под врачебным контролем! Несколько таких лечебных сеансов в течение месяца...

Но это же мучительно!

— Да, это трудно, но это один из способов нелекарственного преодоления депрессии с нарушением сна. Если говорить еще о другом способе безмедикаментозного лечения депрессии, то это разгрузочно-диетическая терапия, голодание.

Голодание в течение 7-14 дней, которое приводит к важным физиологическим изменениям в организме. Оно разрабатывается индивидуально, совместно с диетологом. Он смотрит на соматический статус (здоровья) человека, оценивает его готовность, возможности. В результате применения метода достигается состояние так называемого ацидотического сдвига (сдвиг показателя кислотности (рН) всего организма), не выходящего за физиологическую норму. Это ведет к мобилизации общих регулирующих, компенсаторных сил в организме, внутренних резервов и ресурсов, в результате чего, в частности, восстанавливается равновесие в психологической сфере. Из неглубокой депрессии человек в результате этого может приподняться.

А где выработаете, Кирилл Евгеньевич? Я только помню Абельмановская, 4.

— Это одно из мест, где провожу психотерапевтические консультации, отделение «Семья и брак» Клинической больницы № 84 ФМБА.

А у вас есть что пожелать читателям «НГ-EL»?

— Да. Важно помнить о гармонии внутреннего мира, заботиться о гармонии между миром внутренним, психологическим и потребностями «вместилища души» — всего организма. Городскому жителю особенно важно не забывать, что мы — живые люди. Не компьютеры, чтобы только считать и анализировать, обездвижено проводя целые дни в офисе, сидя в авто, передвигаться по городу. А потомки тех тысяч предков, кто, чтобы пообедать, ходил на охоту или работал в своем саду, чтобы согреться, колол дрова, чтобы укрыться от непогоды, строил дом... И наше сердце, легкие, мышцы, опорно-двигательный аппарат по-прежнему ждут и нуждаются в этих нагрузках, без них они дряхлеют, дистрофируют. А вместе с этим приходит уныние, истощается и мыслительная, эмоциональная деятельность...

Если вас интересует вопрос сохранения внутреннего психологического равновесия, своего душевного и физического здоровья (а ведь они составляют единое целое, разделение только условное — на страницах учебников!), то самое главное, что можно для этого сделать, — приблизиться к пониманию себя настоящего. Провести ревизию внутренних ценностей, определить, что — свое, а что — навязано окружающими людьми и доминирующими социальными стереотипами, определить свои истинные желания и возможности... И идти по этой дороге... Другими словами: быть самим собой, строить жизнь, исходя из реальных потенциалов, идти своей неповторимой дорогой к своему счастью...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Люди, которым еще в давние времена помогал Терапией творческим самовыражением, нередко говорили мне (и сейчас говорят), что всему этому надо было их учить еще в школе. Если это так, то как же учить? Легко учителю посоветовать школьникам: будьте самими собою. Может быть, многим эта ваша самособой-ность будет не по душе, скажут: живи, как все. Но только тогда, когда жить будешь неповторимо по-своему, проживешь поистине состоявшуюся жизнь. Все это обычно говорится и говорится. И набило оскомину. Трудно другое — изучить-прочувствовать свои конкретные природные душевные особенности, именно свой характер среди других характеров, то, как изначально глубинно связаны с этим особенности твоего собственного разнообразного творческого самовыражения. Вот где кладовая, бездна Характерологической креатологии, то есть Терапии творческим самовыражением для всех, не ограничиваясь медициной. Постигая свое повторимое характерологическое, невольно приходим к неповторимому «внутри» своего характера. Характер каждого из нас повторяется и в других людях с таким же характером (характер — это общие свойства, соединенные в общий стойкий рисунок). Но когда начинаешь чувствовать-понимать, что ты все же не такой, например «тревожно-сомневающийся» (психастеник), как другие психастеники, что ты уникален, неповторимо самособоен «внутри» своего психастенического характера, который есть и у других,—вот тогда открывается в тебе душевный, духовный свет, в котором смысл и любовь (в широком и прямом понимании). Этот свет есть творческое целительное вдохновение. Пусть оно не всегда освещает душу, пусть есть к нему (к вдохновению) хотя бы готовность в нашей глубине. Некоторые творческие люди, конечно же, приходили и приходят к своему творческому вдохновению сами. Но мне кажется, им тоже не помешала бы Характерологическая креатология, подобно тому, как не мешает, например, писателю изучение правописания. Это немаловажно особенно сегодня—среди напрягающих душу обильных потоков информации, среди обезличивающей нарастающей технизации вокруг людей. Многих, многих из нас охватывает более или менее ощутимая тревога потерять себя: кто я? чему мне учиться? что созвучно мне и, значит, мое, я сам? что в мире для меня поистине важно, во имя чего живу, а что не так важно? Потерять это отношение к происходящему, существующему вокруг, то есть свое «Я», — это потерять свое настроение-свет в душе, свое вдохновение (смысл и любовь). Конечно, все это болезненно выражено у людей с душевными расстройствами, но... И вот, оказывается, уже вышла важная для нас книга психолога Маргариты Владимировны Поповой (Попова, 2002) «Психология как учебный предмет в школе». Это учебно-методическое пособие, рекомендованное Министерством образования Российской Федерации школьным психологам, руководителям школ, учителям, студентам психологических факультетов. В этом пособии автор знакомит читателей с «Методом творческого самовыражения», «апробированным на основе» нашей Терапии творческим самовыражением. Смысл метода автора — «привести каждого подростка в соприкосновение с собственным творчеством», «помочь ему найти точку опоры в своей уникальности» и «найти резервы в собственной индивидуальности—ценнейшее умение, необходимое личности в прогнозировании и дальнейшем формировании своей жизненной судьбы» (с. 191). Описываются практические занятия (с примерными планами) по самовыражению через собственное литературное творчество, свою творческую фотографию (в том числе с подбором музыки к фотографиям), свою графику, живопись, занятия по творческому общению с природой, искусством, литературой, наукой и т. д. «Метод призван донести до подростка идею о том, что человеку нужно во всем искать свое и уметь выделить это свое из окружающего мира, понять цену этому своему» (с. 193). «Какие художники, фотографы, картины или фотографии кому созвучны и почему?» (с. 193). «Читая научные работы (классику) в подлиннике, можно научиться слышать ученого, определять его стиль, язык и пр.» (с. 195). И так далее. «Метод творческого самовыражения практически является для подростка тренингом креативности и самопознания, позволяя ему удовлетворять присущую каждому растущему человеку потребность в творчестве и открывая ему путь к себе» (с. 196). К моему сожалению, здесь не говорится конкретно о характерах (о чем писал выше). Именно от посильного изучения повторимых характеров, на моем опыте, легче оттолкнуться к своей уникальности. Подростки понимают и чувствуют характеры (это практика жизни с детства среди людей). Не обязательно тут уходить в классическую характерологию. Довольно характеров героев народных сказок или друзей Винни-Пуха (конечно, и характера его самого). А старшие школьники, как уже не раз отмечал, нередко говорят между собою: у тебя характер Пушкина, а у меня — Лермонтова.

При всем том, что нет «плохих» и «хороших» характеров, характеры людей несут в себе и свои национальные особенности, как и характеры целых народов, культур. Это важно.

Наконец, Характерологическая креатология, как и всякий культурный подход, убежден, существует не для всех. Во всяком случае, как непосредственная помощь человеку в его развитии, судьбе Характерологическая креатология имеет особую ощутимую ценность для дефензивных людей (с более или менее сложным переживанием своей неполноценности) — детей и взрослых. И потому дефензивные люди (в том числе школьники) должны в процессе (обычно благотворного) погружения в эту область культуры проникнуться особой научной правдой жизни. Она состоит, повторю, в том, что слишком много высокого закономерно создано в истории культуры именно дефензивными, часто немало страдающими творцами при всей их нередко презираемой многими слабости и чудаковатости.

Мне даже думается, что Характерологическая креатология, вместе с другими подходами в культуре, поможет Человечеству развиваться с уменьшением количества тяжелых ошибок.
1   ...   47   48   49   50   51   52   53   54   ...   59

перейти в каталог файлов


связь с админом