Главная страница
qrcode

ПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ.. Руководство по Характерологической креатологии Под редакцией М. Е. Бурно и Г. Ю. Канарша


НазваниеРуководство по Характерологической креатологии Под редакцией М. Е. Бурно и Г. Ю. Канарша
АнкорПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ
Дата30.10.2018
Размер4,33 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ..docx
ТипРуководство
#57500
страница55 из 59
Каталог
1   ...   51   52   53   54   55   56   57   58   59
(прим. Отв. ред.).

22 M&M's — Mars & Murrie's (Марс и Мьюрри'с — фамилии основателей компании), ставшие популярными во всем мире шоколадные конфеты, покрытые разноцветной глазурью. Их производство начато в США в 1941 г., ныне продаются более чем в 100 странах мира, в том числе и в России. Философское «озарение» Гомера, претендуя на тонкость и глубину, также оказывается, по сути, цинично упрощенным, огрубленным.

23 Известно об использовании сказок в психотерапевтическом методе «сказкотерапия», а также о том, что на протяжении всей своей истории человек стихийно использовал мифы, предания, сказания, притчи, чтобы передать следующим поколениям накопленный цивилизацией практический и духовный опыт человечества. Символическая форма повествования истории... и научит, и развлечет, и утешит.

24 Что немаловажно, данные мультипликационные сериалы имеют массу сюжетов, которые прекрасно иллюстрируют как положительные, так и проблемные формы поведения, сходные с проблемами наших клиентов, коррекционную работу с которыми также можно проводить, преодолевая заграждения из деструктивных невротических, патохарактерологических «психологических защитных панцирей» у слушателей. (О критическом исследовании проблемных форм поведения, нашедших отражение в обсуждаемых сериалах, см. в исследовании руководителя Центра коммуникативных исследований ИСЭПН РАН Н. Е. Марковой (Маркова, 2005)).

25 Понимаем здесь «конституциональность», конституциональные признаки как врожденные, генетически, наследственно обусловленные.

26 См. также критический отклик на концепцию К. Е. Горелова автора ТТС М. Е. Бурно: Бурно, 2012: 403-405 (прим. Отв. ред.).

27 Во всяком случае, так мы видим этот процесс с точки зрения своего, клинического естественно-научного подхода. И потому сами намеренно пользуемся «неклиническим» языком с некоторыми клиентами, пациентами, для которых он, что называется, «родной».

28 Приводится по источнику: Сообщество имени Дарьи Моргендорфер...: эл. ресурс (прим. Авт.).

29 См.: Quinn...: эл. ресурс.

30 См.: Outpost-daria: эл. ресурс.

31 См.: Гомер Симпсон: эл. ресурс.

32 См.: Питер Гриффин: эл. ресурс.

33 Вопросы ментальной медицины и экологии (Москва — Павлодар). 2002. Т. 8. № 1. С. 35-40. Переработанный и дополненный вариант статьи.

34 Данные актуальны на начало 2000-х годов.

35 Для диагностики дефензивности был составлен и апробирован комплекс методик, включающий в себя: «Патохарактерологический диагностический опросник» (ПДО) А. Е. Личко (Личко, 1983); «Управляемая проекция» В. В. Столина (Столин, 1983); «Личностный дифференциал» (Фетискин, Козлов, Мануйлов, 2002); «Уровень субъективного контроля» (локус контроля) Дж. Роттера); «Несуществующее животное» (Малкина-Пых, 2005b: 86, 139); опросники «Что вам дали занятия по ТТС?», «Октава», разработанные в ходе психокоррекционных занятий (Грушко, 2002); анализ результатов творческой деятельности воспитанников (рисунки, стихи и т. п.).

36 Экспериментальная группа составила 135 воспитанников кружка «Основы психологии творчества» подросткового и юношеского возраста. Контрольная — 135 воспитанников коллективов Дворца творчества («Городской пионерский штаб», «Программист», «Естествознание», «Стрелковый тир») с аналогичными особенностями.

37 Также нами был разработан краткосрочный вариант данной методики (см.: приложение 2).

38 Социальные проблемы современной России: возможности психологической помощи: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 11-12 ноября 2010 г.) / под ред. Л. И. Дементий. Омск : Изд-во Омск. гос. ун-та, 2010. С. 120-124

39 Социальные проблемы современной России: возможности психологической помощи: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 11-12 ноября 2010 г.) / под ред. Л. И. Дементий. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2010. С. 125—128. Дополненный и переработанный текст статьи.

40 Существо склада (характера) — «в реалистической авторитарности, сказывающейся прямолинейно-агрессивным, самолюбивым мышлением, чувствованием и поступками» (Бурно, 2008а: 20).

41 Существо характера — «обусловленная природной, изначальной тревожностью-дефензивностью, вкупе с чувственной жухлостью-блеклостью, мягкой деперсонализационностью и гиперкомпенсаторным засильем реалистической аналитической работы сомневающейся мысли, тревожно-тягостная неуверенность в своих достаточно реалистически-земных чувствах, особенно при обстоятельствах, когда эти чувства принято, следует как-то естественно обнаруживать (в беседе с малознакомым человеком, в обстановке радостного или горестного события и т. п.)» (там же: 27).

42 «Существо склада — в аутиетическом стиле мыслей, чувств, воли, движений. Аутистичность (самособойность; autos — сам, греч.) есть определенная природная самостоятельность, независимость «Я» от внешних воздействий, событий» (там же: 45).

43 Психотерапия. 2005. № 8. С. 14-17.

44 М. Е. Бурно, автор метода ТТС, утверждает на основании своего многолетнего опыта, что людям с переживанием своей неполноценности (дефензивностыо), свойственна особая «сила слабости», которая есть природный компенсаторный механизм: «дефензивность — основа нравственных переживаний, копаний, рефлексии, склонности сочувствовать, открывать, благодаря сомнениям и инертной несообразительности, новое в науке и искусстве, преподавать (из-за потребности все себе самому разъяснять и «разжевывать» (Бурно, 2008а: 128). Поэтому психотерапевту, работающему с такими людьми,«.. .важно помочь понять, что каждый человек ограничен и одновременно силен своими особенностями, что для каждого — свое, лишь бы преобладало доброе, нравственное начало».

45 О существе этих характеров — в кн. М. Е. Бурно (Бурно, 2008а).

46 Новокузнецкий институт повышения квалификации.

47 Об основных этапах проведения групп ТТС см.: Бурно, 2012: 63.

48 Названия основных характеров (характерологических радикалов) по классификации М. Е. Бурно: 1) синтонный (сангвинический); 2) авторитарно-напряженный; 3) тревожно-сомневающийся; 4) замкнуто-углубленный; 5) демонстративный; 6) полифонический и др. (см.: Бурно, 2008а).

49 Образование и психическое здоровье: сб. науч. статей и докладов участников Поволжской науч.-практ. конф. 11-12 ноября 2008 г. Самара : Региональный социопсихологический центр, 2009. С. 150-153.

50 Как известно, еще психолог А. Адлер отмечал, что социальный интерес является показателем психического здоровья (см.: Хьелл, Зиглер, 1997: 166).

51 Психотерапия. 2012. № 1. С. 36-40. Переработанный и расширенный вариант статьи.

52 «Аутистичность (самособойность; autos — сам, греч.) есть определенная природная самостоятельность, независимость «Я» от внешних воздействий, событий» (Бурно, 2008а: 45). Данная характерологическая черта обусловлена согласно М. Е. Бурно тем, что аутистическому характерологическому радикалу свойственно идеалистическое (с чувством первичности Духа по отношению к материи, телу) мироощущение (см.: там же).

53 Дело — это то, чему человек посвящает свою жизнь, что масштабнее его личности, что имеет своих предшественников и последователей. Дело становится воплощением смысла своей уникальной сопричастности к миру, своего понимания Красоты и Добра, ценности своей индивидуальности. Достижение человеком акме своего личностного, профессионального и социального развития возможно только в случае его включенности в какое-либо конкретное дело (см.: Филозоп, 2009а).

54 Положение немецкого психиатра и психолога, основателя естественнонаучной характерологии Эрнста Кречмера (см.: Бурно, 2012: 442).

55 «Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний» (Психология. Словарь, 1990: 340).

56 «Духовная история человека — история того, как изменяется значение, смысл происходящего, как происходит переосмысливание и переакцентирование и в связи с этим изменяется отношение человека к окружающему миру...» (Рубинштейн, 2003: 492).

57 «Персонализация (от лат. persona — личность) — процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность» (Психология. Словарь, 1990: 271). Понятие «персонализация» в этом значении введено в психологическую науку В. А. Петровским (там же).


58 Психотерапия. 2011. № 3. С. 34-40. Переработанный и дополненный вариант статьи.

59 В характерологической акмеологии каждый характерологический тип (радикал), описанный в Терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно (Бурно, 2008а, 2012), рассматривается как главное внутреннее условие акмического развития личности.

60 «Интериоризация (от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности» (Психология. Словарь, 1990: 147).

61 «Аутистичность (самособойность; autos — сам, греч.) есть определенная природная самостоятельность, независимость «Я» от внешних воздействий, событий» (Бурно, 2008а: 45).

62 «Громадные желтые звезды догнали луну, распахнулись в золотой одежде низко-пренизко, и если бы мальчик ловил звезды сачком, как бабочек, то непременно поймал эту распахнувшуюся звезду... И может быть, где-нибудь, в самом деле, где только песок желтый-желтый, и воздух чистый-чистый, и тишина... И там в особые минуты, в полночь, звезды спускаются к самой земле... и там, быть может, совсем маленькие чистые дети бегают с сачком в руках и ловят эти звезды, и опять пускают. Ловят и пускают... И так до утра...» (Цит по: Пришвина, 1977).

63 «Вишни цветут, и в той поре, когда под ними на темной перекопанной земле еще нет ни одного белого упавшего лепестка. В белой тесноте цветущего дерева моя душа встречается с чьей-то вечной душой, и сердце радуется тому, что еще нет на земле ни одного упавшего белого лепестка. Необъятная теснота белых цветов, как собор наших душ: такими мы сойдемся когда-нибудь и такими останемся» (Пришвин, 1990: 446).

64 «.. .сущность жизни есть тоже поэзия, или, вернее, что, конечно, поэзия есть поэзия, а жизнь есть жизнь. Но поэзию человеку можно сгустить в жизнь, то есть что сущность поэзии и жизни одна, как сущность летучего и сгущенного твердого воздуха» (цит по: Пришвина, 1977: 218).

65 «...утверждаю, что на земле у людей существует великая любовь, единая и беспредельная. И в этом мире любви, предназначенной человеку для питания души в той же мере, как воздух для крови, я нахожу единственную, которая соответствует моему собственному единству, и только через это соответствие единства с той и другой стороны вхожу в море всеобщей любви человеческой. Вот почему даже самые примитивные люди, начиная свою короткую любовь, непременно чувствуют, что не им одним, а всем хорошо на земле жить, и если даже очевидно, что хорошая жизнь не выходит, то все-таки возможно человеку и должно быть счастливым. Итак, только через любовь можно найти себя как личность, и только личностью можно войти в мир любви человеческой» (Пришвин, 1990: 287).

66 М. М. Пришвин в последние годы жизни поселился со своей супругой В. Д. Пришвиной (В. Д. Лебедевой) в селе Дунино (Московская область) и старался держаться в стороне от литературной среды.

67 «Долго, страстно и жадно метался он в поисках «края непуганых птиц» — так он называл для себя свою мечту о добре жизни, о прекрасном. Потом он понял очень простое: прекрасное, или, как он говорит, «небывалое», можно найти в обычной жизни, надо только научиться видеть. Весь секрет, оказывается, во внимании. Человек, вооруженный таким пристальным вниманием, не бежит за мечтой, а останавливается прочно на месте — «становится на свой корень», — и мир начинает сам ходить вокруг него. Вникая в смысл знакомых, казалось бы, предметов, человек постигает самую суть жизни, ее разнообразие, ее богатство и может об этом рассказать людям. Мечта человека находит себе очень близко свой дом, иногда рядом» (Пришвина, 1977: 149).

68 Для лиц с замкнуто-углубленным характером, как правило, созвучен следующий тезис, сформулированный отечественным философом М. М. Бахтиным: «Каждая мысль моя с ее содержанием есть мой индивидуально-ответственный поступок, один из поступков, из которых слагается вся моя единственная жизнь как сплошное поступление, ибо вся жизнь в целом может быть рассмотрена как некоторый сложньш поступок: я поступаю всей своей жизнью, каждый отдельный акт и переживание есть момент моей жизни-поступления» (Бахтин, 1986: 82).

69 Помощь инвалидам и пожилым людям. 2010. № 7. С. 15-17. Переработанный и дополненный вариант статьи.

70 Группа творческого самовыражения — это клинико-ориентированная группа, где «познание идет не от общих психологических норм жизни, не от мнения группы, а от клиники на базе медицинского, психологически-типологического просвещения, воспитания с изучением творческих особенностей у себя и своих товарищей для полнокровно-вдохновенного общественно полезного применения в жизни именно своих творческих особенностей» (Бурно, 2006b: 95-96).

71 Клиническая геронтология. 2006. № 4. С. 20-26.

72 Фасилитация — от англ. facilitate — облегчать.

73 Экстернальный локус контроля — склонность личности приписывать ответственность за события, происходящие в ее жизни, внешним факторам: судьбе, другим людям, окружающей среде (см.: Реан, 2008).

74 Понятие «эйджизм» ввел в научный обиход в 1969 г. директор Национального института старения США Р. Н. Батлер, обозначая им дискриминацию одних возрастных групп другими (см.: Краснова, Лидерс, 2002).

75 Личностная адаптированность — это позитивный итог процесса самоопределения личности на поздних этапах онтогенеза, как субъекта собственной жизнедеятельности (см.: Филозоп, 2005).

76 Кристаллизованный, или конкретный, интеллект — это навыки речи, знания и умение применить свои знания на практике или в исследовательской (в том числе) научной деятельности (см.: Анцыферова, 2004).

77 Флюидный, или абстрактный, интеллект — это способность абстрактно мыслить, делать выводы и умение ими пользоваться. С возрастом флюидный интеллект человека снижается, а кристаллизованный, наоборот, повышается (см.: там же).

78 Психологическая интервенция характеризуется применением психологических средств воздействия на эмоции и поведение пациента (клиента). На сегодняшний день внутри психологии, как правило, выделяют следующие группы методов интервенции, примыкающие к трем большим прикладным сферам: психологии труда (и организационной психологии), педагогической психологии и клинической психологии: педагого-психологические, организационно-психологические и клинико-психологические интервенции (см.: Клиническая психология, 2002).

79 То есть способностью личности к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта.

80 То есть наблюдение человека за внутренним планом психической жизни, позволяющее ему фиксировать различные ее проявления: переживания, мысли, чувства и т. д.

81 То есть склонность человека видеть источник управления своей жизнью преимущественно в ресурсах собственной личности (см.: Реан, 2008).

82 То есть системы приемлемо согласующихся между собой представлений пожилого человека о своих физических, психологических и социальных качествах, которые адекватным образом соотносятся с тождественностью и непрерывностью значения его личности для других и социума в целом. В пожилом возрасте установление позитивной перманентной идентичности предполагает социальную и психологическую зрелость, а также активную адаптивность.

83 Помощь инвалидам и пожилым людям. 2011. № 5. С. 26-27; № 6. С. 16-17.

84 То есть поиску себя в природе через созвучие и несозвучие с определенными растениями, ландшафтами и т. д. (см.: Бурно, 2012: 105-117).

85 Психотерапия. 2010. № 2. С. 51-52.

86 Синтонность (от греч. sintonia) — естественная реалистичность, созвучие мыслей и чувств окружающей обстановке. В противоположность синтонному замкнуто-углубленный характер (характерологический радикал) характеризуется, по М. Е. Бурно, идеалистическим мироощущением, с возникающей на его основе аутистичностью (от греч. autos — сам), т. е. определенного рода «самособойностью» душевных движений, их независимостью от внешнего мира (см.: Бурно, 2008а: 11-18; 43-57).

87 В общем виде личностное акме мы определяем как процесс жизнетворчества, кульминацию духовного становления человека сообразно своим природным особенностям (см.: Филозоп, 2009с).

88 См. другие работы автора, вошедшие в настоящий сборник
1   ...   51   52   53   54   55   56   57   58   59

перейти в каталог файлов


связь с админом