Главная страница
qrcode

ПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ.. Руководство по Характерологической креатологии Под редакцией М. Е. Бурно и Г. Ю. Канарша


НазваниеРуководство по Характерологической креатологии Под редакцией М. Е. Бурно и Г. Ю. Канарша
АнкорПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ
Дата30.10.2018
Размер4,33 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ..docx
ТипРуководство
#57500
страница56 из 59
Каталог
1   ...   51   52   53   54   55   56   57   58   59
(прим. Отв. ред.).

89 Журнал практической психологии и психоанализа. 2012. № 1. URL: http:// psyjournal.ru/psyjoumal/articles/detail.php?ID=3047

90 Характерологическая акмеология — новая, междисциплинарная научно-практическая область помощи дефензивным людям в достижении личностного акме посредством изучения конституциональных и характерологических закономерностей и механизмов продвижения человека к вершине своего личностного становления (акме) на различных этапах жизненного пути (см.: Филозоп, 2011).

91 Особенно ценной на сегодняшний день в этом отношении является «Энциклопедия патографий» известного российского врача-психиатра, психотерапевта, канд. мед. наук А. В. Шувалова (см.: Безумные грани таланта..., 2004).

92 То есть изучение медицинской документации.

93 Группа творческого самовыражения — это клинико-ориентированная группа, где «познание идет не от общих психологических норм жизни, не от мнения группы, а от клиники на базе медицинского, психологически-типологического просвещения, воспитания с изучением творческих особенностей у себя и своих товарищей для полнокровно-вдохновенного общественно полезного применения в жизни именно своих творческих особенностей» (Бурно, 2006b: 95-96).

94 Психотерапия. 2010. № 11. С. 16-19. Переработанный и дополненный вариант статьи.

95 Одна из основных систем головного мозга (прим. Отв. ред.).

96 Нозология (греч. νόσος (болезнь) + греч. λόγος (учение)) — учение о болезнях, позволяющее решать основную задачу частной патологии и клинической медицины: познание структурно-функциональных взаимосвязей при патологии, биологические и медицинские основы болезней. Нозология отвечает на вопросы, во все времена волновавшие человечество, —что такое болезнь и чем она отличается от здоровья, каковы причины и механизмы развития болезни, выздоровления или смерти (см.: Красников, 2003: 58-70).

97 Исцеляющее искусство. 2004. Т. 7. № 1. С. 53-65.

98 О различии идеалистического и материалистического мироощущений см.: Бурно, 2008а: 10.

99 О данных типах характеров см.: Бурно, 2008а: 25-35; 43-57.

100 Об индивидуально-типологическом отношении людей к природе см.: Бурно, 2012: 110-117.

101 Психотерапия. 2012. № 3. С. 40-45. Переработанный вариант статьи.

102 Salvatore Ferragamo — всемирно известная итальянская фирма, выпускающая обувь, изделия из кожи, аксессуары, одежду и парфюмерию. Incanto Dream — фруктово-цветочный, древесный аромат. Начальная нота: ананас, черная смородина, манго, красное яблоко. Нота «сердца»: пион, фрезия. Конечная нота: сандал, мускус.

103 О роли творческого вдохновения в Терапии творческим самовыражением см. в работах М. Е. Бурно (Бурно, 2008а, 2012).

104 Слова записаны из видеоурока (http://roz.ru/masterclass/).

105 Высказывание одной из участниц психотерапевтических групп М. Е. Бурно.

106 Это может быть верно в отношении определенной группы синтонных людей, прежде всего дефензивных (с переживанием своей неполноценности, ранимостью, тревожностью) синтонных (прим. Отв. ред.).

107 О различии природных мироощущений см.: Бурно, 2008а: 10.

108 См., напр.: http://www.aromat.ru/parfum/guide.php3?id=25; http://www. aromat.ru/parfum/guide.php3?id=26

109 Деперсонализация (франц. depersonalisation; де- + латин. persona — личность) — переживание измененности своего эмоционального Я (см.: Бурно, 2008а).

110 См., напр., рассказ С. Бейлина «Дым детства» (Практическое руководство..., 2003: 640-641) (прим. Отв. ред.).

111 О национально-психологических особенностях западных народов см., напр., в работах историка А. В. Павловской (Павловская, 2007) (прим. Отв. ред.).

112 Профессиональная психотерапевтическая газета. 2006. № 8 (46). С. 3-4.

113 Школьный психолог. 2006. № 15. С. 32-39.

114 Названия основных типов: синтонный (сангвинический), замкнуто-углубленный (аутистический), авторитарно-напряженный, демонстративный, тревожно-сомневающийся, педантичный, полифонический (см.: Бурно, 2008а).

115 О существе демонстративного и авторитарно-напряженного типов характера см.: Бурно, 2008а: 20-25; 57-63.

116 Первые четыре методики — из арсенала, предложенного автором ТТС (см.: Бурно, 2012: Гл. 5).

117 Сказка приводится по книге: Лабиринт души..., 2001.

118 О застенчиво-раздражительном характере см.: Бурно, 2008а: 37-38.

119 О синтонном характере см.: Бурно, 2008а: 11-18.

120 Излагается по: Кун, 1998.

121 О замкнуто-углубленном характере см.: Бурно, 2008а: 43-57.

122 URL.: http://oraznom-yi.blogspot.ru/2013/06/kupena.html

123 Материалы приводятся по: Гоникман, 1992а,b; Николаев, 1995.

124 По материалам: Хайку, 2000; Японская лирика, 2000; Селиванова, 2005.

125 Об индивидуально-типологическом отношении людей к природе см.: Бурно, 2012: 110-117.

126 Педантичный характер (ананкаст) не относится к сложным, или мозаичным, характерам, так как имеет свое устойчивое ядро (прим. Отв. ред.).

127 Также не являются «сложными» характерами из-за своей «монорадикальности», наличия одного устойчивого ядра (прим. Отв. ред.).

128 В качестве вводного текста см. работу С. М. Павловой «Характерологическая креатология в детском саду...» в наст. изд. (прим. Отв. ред.).

129 Психотерапия. 2005. № 8. С. 25-26.

130 «Поиск одухотворенности в повседневном» — один из приемов Терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно (см.: Бурно, 2012: 144-147).

131 Психотерапия. 2005. № 8. С. 17-19.

132 Приводится по источнику: Межелайтис, 1971: 6. МКЧ — инициалы Чюрлёниса, которыми он подписывал свои картины.

133 Реалистоподобным (материалистоподобным) называют в ТТС мироощущение человека идеалистического склада, внешне, однако, напоминающего реалиста (напр., в литературе — Лермонтов, Тютчев, в изобразительном искусстве — Борисов-Мусатов, Нестеров). Православие также согласно М. Е. Бурно несет в себе реалистоподобность (см.: Бурно, 2009а: 105-106).

134 Психотерапия. 2008. № 1. С. 36-46.

135 Автор статьи — психолог, член Новокузнецкого регионального отделения Центра ТТС (прим. Отв. ред.).

136 Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 61-56.

137 Знание. Понимание. Умение. 2010. № 3. С. 94-99.

138 Рецензия на кн.: Гантрип Г. Шизоидные явления, объектные отношения и самость. М. : Институт общегуманитарных исследований, 2010 (Независимая газета. 2010. 17 июня. Приложение «НГ-Exlibris»).

139 Наукове пiзнання. 2008. № 2 (22). С. 163-168.

140 «Порою приходится слышать, что развитие культурного человека шло не путем биологической эволюции, а управлялось совершенно другими законами—социальными. Но давайте взглянем на этот период развития человечества с другой точки зрения. Попытаемся увидеть в нем продолжение тех же процессов, которые шли в биологической эволюции; однако движение в том же направлении шло в несравненно более быстром и все ускоряющемся темпе, и осуществлялось совершенно иными средствами» (Фейгенберг, 2005: эл. ресурс).

141 Сегодня это Наркологический диспансер № 1 Департамента здравоохранения г. Москвы — клиническая база кафедры психотерапии Российской медицинской академии последипломного образования (прим. Отв. ред.).

142 Сегодня — кафедра психотерапии РМАПО (прим. Отв. ред.).

143 «Аутопсихотерапия — область психотерапии, арсенал которой состоит из приемов, упражнений и методов, используемых для психотерапевтического самовоздействия. Ее средства разделяются на две группы: на народно-эмпирические и научно обоснованные.Гетеропсихотерапия — ведущая область психотерапии, состоящая из лечебных средств психотерапевтического воздействия, применяемых специалистом по психотерапии для коррекции эмоционального состояния, поведения и направленности мышления пациентов с терапевтической целью» (Воробейчик, 2004: эл. ресурс).


144 Вероятно, здесь Е. А. Поклитар ссылается на опубликованные фрагменты из личной переписки И. М. Фейгенберга с М. Е. Бурно (прим. Отв. ред.).

145 Критический отклик М. Е. Бурно на такое, расширительное, толкование целей и задач ТТС см.: Бурно, 2011b: 58-59 (прим. Отв. ред.).

146 Ежеквартальный научно-практический журнал им. А. Е. Штеренгерца. Приложение «Новое в науке и практике». 2009. № 1 (31).

147 Психотерапия. 2010. № 4. С. 42-45.

148 Врач, философ, психотерапевт Е. А. Поклитар (г. Одесса) ушел из жизни в 2009 г.

149 Статья публикуется в настоящем издании (прим. Отв. ред.).

150 Из личной переписки с Е. А. Поклитаром.

151 Текст является сокращенным вариантом раздела книги П. В. Волкова «Психологический лечебник: Разнообразие человеческих миров» (см.: Волков, 2013).

152 Психотерапия. 2006. № 4. С. 29-31.

153 Сегодня это уже 39 методов психотерапии и консультирования, утвержденных и одобренных Профессиональной психотерапевтической лигой (см.: Методы психотерапии и консультирования. URL: http://www.oppl.ru/ psihoterapiya/metodyi-psihoterapii-i-konsultirovaniya.html) (прим. Отв. ред.).

154 В том числе речь идет сегодня и о так называемой психотерапии здоровых, осуществляемой, в частности, при помощи особой ипостаси ТТС — Характерологической креатологии (см.: Бурно, 2011b) (прим. Отв. ред.).

155 «Шизотипическое расстройство» согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) (прим. Отв. ред.).

156 О соотношении экзистенциально-феноменологического и клинического подходов в психотерапии см.: Бурно, 2006а: 25-31; 325-330.

157 Психология и психотехника. 2010. № 11 (26). С. 22-26.

158 Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 70-77; № 4. С. 15-20.

159 В сегодняшней ХК выделяются следующие направления: 1) «профилактика душевных расстройств в духе ХК»; 2) «педагогика, практическая психология в духе ХК»; 3) «философские работы по ХК»; 4) «экономические учения, исходя из ХК»; 5) «искусство и ХК»; 6) «ХК и религия»; 7) «ХК в повседневности» (Бурно, 2011b: 56-61).

160 В частности, при анализе различных философских, политологических, экономических и т. д. теорий, обнаруживая живую связь идей с характером того или иного высказавшего их мыслителя (например, Маркса) (см., напр.: Мижерова, 2006).

161 В своей работе К. Манхейм реконструирует развитие консервативной мысли в Европе прежде всего на основе эволюции взглядов немецких мыслителей-романтиков, что, однако, в нашем случае не столь важно.

162 И это неудивительно, поскольку консервативная мысль наследует Аристотелю и его биологическому пониманию космоса (и социального космоса)...

163 «...эта экономическая организация есть существенная основа всего строя», — формулирует Спенсер (Спенсер, 1999: 266). В качестве иллюстрации философ приводит пример общественного разделения труда в собственной стране (Англии), где каждое графство занимается своим особым, исторически сложившимся, промыслом, обусловленным прежде всего природно-географическим своеобразием данной местности.

164 «.. .закон, имеющий такое (происходящее из совокупной воли нации. — Г. К.) начало, действительно вырастает из народного характера» (там же: 267). Более того, по Спенсеру, даже те люди, которые совершают общественные преобразования (законодатели), являются своего рода «порождением» национального духа, обусловленной им системы образования и воспитания.

165 1) «общества не имеют специфических внешних форм»; 2) элементы, из которых состоят общества, не образуют «сплошной массы»; 3) относительная пространственная неподвижность частей, составляющих общество; 4) тотальный характер нервной чувствительности, которой «одарены» все члены общества.

166 Как формулирует Спенсер, «начала организации — одни и те же; различия же представляют только различия в применении этих начал» (там же: 277).

167 Которые, по мнению Лукова, «правильнее было бы назвать социал-спенсерианством, поскольку представление о действии биологических законов в человеческом обществе шло не от Дарвина, а от Спенсера» (там же: 29).

168 Суть которых, как известно, сводилась к утверждению господства в обществе законов естественного отбора (осуществляющегося, например, в результате борьбы различных групп в обществе, согласно Л. Гумпловичу, или даже борьбы целых человеческих рас, по Г. Ратценхоферу и О. Амону (см.: там же: 30-31).

169 Как пишет В. А. Луков, имея в виду различные направления социального органицизма, «в итоге остается не вполне понятным, почему же школа с таким примитивным содержанием (что следует из ее описания в разного рода справочниках и социологических энциклопедиях. — Г. К.) была популярна, почему утеряла свою популярность, почему в новейшей литературе мы сплошь и рядом наталкиваемся на реминисценции с теми положениями, которые эта школа развивала» (там же: 26).

170 В частности, такие заявления прозвучали в 2010 г. из уст канцлера ФРГ А. Меркель, президента Франции Н. Саркози, премьер-министра Австралии К. Радда и др.

171 О фундаментальном различии теоретического (в частности, теоретически-психологического) и естественно-научного (материалистического) подходов подробно — в работах М. Е. Бурно (Бурно, 2006с, 2009а, 2011а и др.).

172 Многие из этих исследователей (как российских, так и зарубежных) входят в основанную врачом и философом, доцентом Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого К. С. Хруцким «Биокосмологическую ассоциацию» (сайт ассоциации: http://www.biocosmology.ru/). См. также материалы организованного и редактируемого К. С. Хруцким научного журнала «Биокосмология — неоаристотелизм» (http://www.biocosmology.ru/elektronnyj-zurnal-biokosmologia-biocosmology-neo-aristotelism.

173 Который, как показали в своих работах М. Е. Бурно (Бурно, 2009а) и В. П. Руднев (Руднев, 2009), в характерологическом плане обусловлен особой природой замкнуто-углубленного (аутистического) и полифонического (шизотипического) характера.

174 Как утверждает В. А. Луков в другой работе, «для формирующейся биосоциологии методологической доминантой исследования выступает тезаурусный подход» (Луков, 2011а: 322).

175 Так, согласно концепции одного из видных представителей социал-дарвинизма Л. Гумпловича «не идиллическое состояние мира, как это представляли себе некоторые философы и поэты, а вечная война была нормальным состоянием человечества во все времена» (цит. по: Луков, 2011b: 30).

176 То есть в ХК нет безличной казуальности типично позитивистского взгляда на общество.

177 То есть содержит в «снятом», усложненном особенностями душевной организации, виде.

178 Подробно о методологическом различении «натурализма» и «культур-центризма» в социальном познании см.: Социальные знания..., 2001.

179 Надо заметить, что эта констатация американского исследователя более чем десятилетней давности (1999 г.) остается вполне актуальной и для нашего времени, поскольку по-настоящему действенных рецептов преодоления бедности и неравенства на планете (прежде всего в самых отсталых регионах Азии, Африки и Латинской Америки) не выработано до сих пор.

180 В частности, как пишет Харрисон, «в ходе симпозиума (Гарвардского симпозиума 1998 г. —
1   ...   51   52   53   54   55   56   57   58   59

перейти в каталог файлов


связь с админом