Главная страница
qrcode

ПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ.. Руководство по Характерологической креатологии Под редакцией М. Е. Бурно и Г. Ю. Канарша


НазваниеРуководство по Характерологической креатологии Под редакцией М. Е. Бурно и Г. Ю. Канарша
АнкорПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ
Дата30.10.2018
Размер4,33 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ..docx
ТипРуководство
#57500
страница57 из 59
Каталог
1   ...   51   52   53   54   55   56   57   58   59
Г. К.) был достигнут существенный консенсус по вопросу о том, что нам нужна всеобъемлющая программа теоретических и прикладных исследований, направленная на интеграцию обновленных ценностей и установок в политику развития в «третьем мире» и борьбу с бедностью в Соединенных Штатах. Конечным продуктом исследований должно стать руководство по преобразованию ценностей и установок, предусматривающее практические шаги по внедрению прогрессивных ценностных приоритетов» (Культура имеет значение..., 2002: 34).

181 Во всяком случае, с точки зрения ХК «ценности и установки», которые американские ученые, со свойственным им прагматизмом, предлагают заменить на другие, более прогрессивные, в значительной мере обусловлены национально-психологическими особенностями народов и как таковые едва ли поддаются радикальному преобразованию. Потому с точки зрения ХК и «культура» предстает не столь «пластичным» образованием, поскольку изначально заключает в себе природно-характерологическое.

182 Например, применительно к российской ситуации это означает, что отмечаемая многими сравнительно невысокая способность русских (россиян) к оптимальному обустройству повседневной (в том числе социально-экономической) жизни может в значительной мере компенсироваться нашими российскими способностями в области научного (вообще интеллектуального) творчества, которые составили основу некогда мощных отечественных науки и образования.

183 Знание. Понимание. Умение. 2009. № 3. С. 64-77.

184 Сегодня в отечественной политической науке можно встретить точку зрения, отрицающую нормативное значение классического разграничения между демократией, с одной стороны, и тоталитарными и авторитарными системами — с другой. Авторитаризм признается такой же легитимной и правомерной формой правления, как и демократия. Данная точка зрения находит отражение в том числе и в учебных программах для студентов-политологов (см., напр.: Ильинская, 2008: 3). Понимая, что у данной позиции могут быть объективные основания, до некоторой степени оправдывающие ее, тем не менее очевидно, что полное устранение указанного нормативного разграничения неизбежно ведет к научному и ценностному релятивизму, в результате которого нивелируется главный вопрос классической политической философии о благой жизни и хорошем правлении (Лео Штраус). Поэтому более взвешенной представляется позиция авторов, показывающих несводимость политического и экономического опыта современности к единому образцу (каковым до недавних пор выступал Запад), но тем не менее оговаривающих важность сохранения классического образа демократии в качестве общего ценностного регулятива современных обществ (см.: Федотова, 2008:12-16).

185 В психоанализе существует своя система характерологических типов (оральный, анальный, мазохистский, «истерическая женщина», «пассивно-женственный» мужчина и др.), но установленных и описанных не естественнонаучно (как в классической клинической характерологии Э. Кречмера, П. Б. Ганнушкина, М. Е. Бурно), а выведенных умозрительно, в отрыве от материально-телесных (биологических, конституционально-генетических) основ.

186 Того, что называется клиническим опытом у врачей.

187 См., в частности, выступление профессора Свободного университета Западного Берлина Э. Альтфатера на круглом столе «Демократия: универсальные ценности и многообразие исторического опыта» 16 мая 2008 г. в Институте философии РАН. Материалы этой дискуссии опубликованы журналом «Полис» (см.: Демократия: универсальные ценности и многообразие исторического опыта, 2008).

188 Подробный анализ причин, этапов, специфики демократического транзита в постперестроечной России содержится в работах И. К. Пантина (см.: Пантин, 2007; Пантин, 2004). О соотношении принципов демократии и авторитаризма в современной российской политике см. также работу автора настоящей статьи (Канарш, 2009а).

189 К точке зрения Ю. С. Пивоварова примыкает и позиция молодой исследовательницы его школы, историка И. И. Глебовой, которая, полемизируя с Л. Ф. Шевцовой, утверждает в своих работах, что Россия не просто «не справилась с демократией» (как полагает Шевцова), но именно «справилась — овладела ею, использовала, приспособила к себе». Естественно, сохранив при этом свое культурное и политическое своеобразие (см.: Глебова, 2006: 6).

190 В частности, такие исследователи, как И. К. Пантин и Т. Е. Ворожейкина, во многом связывают неуспех демократических преобразований с тем, что демократия в России состоялась только в «верхушечном», шумпетерианском варианте («шумпетерианская демократия»), не затронув широкие слои населения, не предоставив им необходимых каналов, инструментов политического влияния (см.: Пантин, 2007; Ворожейкина, 2008).

191 Терапия творческим самовыражением М. Е. Бурно — отечественный психотерапевтический метод, представляющий собой клиническую (т. е. медицинскую, не психологическую) разновидность терапии духовной культурой.

192 Думаю, что сказанное про искусствознание можно вполне отнести и к другим теоретическим дисциплинам, в том числе и к политологии.

193 Как отмечает М. Е. Бурно, «философию Характерологической креатологии, думается, точнее назвать все же естественнонаучным материализмом Дарвина, Э. Кречмера, Ганнушкина, нежели диалектическим материализмом, поскольку в ней, в этой философии, нет оголтелой марксистской уверенности в своей единственной, абсолютной, правоте» (Бурно, 2009а: 171).

194 Словами М. Е. Бурно: «...природа характера (характера человека и даже животных) есть особенное защитно-приспособительное образование для определенного свойственного этой природе существования, выживания в мире» (Бурно, 2009а: 48).

195 Психологической (т. е. идеалистической, не естественно-научной по своим основаниям) является, например, психоаналитическая, неорайхианская характерология, развитая последователями Фрейда и Райха.

196 Без скобок даются названия акцентуированных (здоровых, в границах нормы) характеров; в скобках — названия нездоровых (психопатических) характеров, но имеющих со здоровыми общий душевный рисунок.

197 Тринадцатым характером, не обозначенным в этой классификации, можно считать эпилептический характер, образующийся (как явствует уже из названия) в результате болезненного эпилептического процесса, создающего особый вид характерологической душевной мозаики (и отчетливо видящийся, например, в творчестве известных эпилептиков — писателей Ф. Достоевского и Л. Толстого, философов В. Розанова и К. Леонтьева).

198 О полифоническом характере (термин введен московским клиническим психологом Е. А. Добролюбовой) говорят применительно к душевному устройству людей с шизотипическим расстройством (по современной международной классификации болезней; в России традиционно — малопрогредиентная неврозоподобная шизофрения) и шизофренических (шубообразных, приступообразных) пациентов (см.: Добролюбова, 2003b).

199 Отмечу здесь, что типы эти, в отличие от психологических психотипов (например, юнговских), устанавливаются, выявляются в результате не абстрактно-умозрительного анализа, а в процессе медицинской клинической практики, работы с множеством разнообразных пациентов (а сегодня в рамках Характерологической креатологии и со здоровыми людьми), т. е. путем особого (как правило, доступного только врачам) клинического размышления-чувствования (об особом клиническом исследовании см.: Бурно, 2009а: 51-59).

200 Парадигматическим можно считать пример, приводимый в характерологии, с тремя древними государствами: Древним Египтом, античной Грецией и Римом. Культура первого соответствует аутистическому (замкнуто-углубленному) характеру; культура второй (прежде всего Афин) — синтонному (сангвиническому) характеру; культура третьего — напряженно-авторитарному характеру (см.: Бурно, 2008а: 353; Краснушкин, 1960).

201 По-видимому, такая географическая распространенность отчасти может быть объяснена климатическими условиями проживания народов (например, шизотимические, в том числе шизотимические телесные, особенности у северных народов могут быть связаны с природной необходимостью экономить жизненную энергию в условиях сурового климата; напротив, бурно-сангвинический темперамент понятен в условиях жаркого климата. Воинственность (в характерологии особенности напряженно-авторитарного склада) у многих кочевых и горских народов (например, горских народов Кавказа, многих тюркских народов) также вполне объяснима из исторических особенностей их образа жизни (предполагающего постоянное освоение новых пастбищ либо защиту узких пригодных для жизни территорий в горах, что неизбежно чревато военными столкновениями с соседями). Также понятна и природная незлобивость, синтонность-доброжелательность некочевых, земледельческих народов (например, славян).

202 Эта и другие работы экономиста, психолога Ксении Марковны Мижеровой доступны в ее информ-блоге по адресу: http://ksenia-mijerova.livejournal.com

203 Имею в виду здесь преимущественно англосаксонский душевный склад.

204 Напомню, что в элементарных формах прагматизма согласно М. Е. Бурно всегда «видится некая, по-своему прекрасная, миниатюрная концепция, элементарная теоретичность, интеллектуализация». Что и отличает ее от тоже практичности (например, русских людей), но по-своему земной, теплой (не концептуальной) (см.: Бурно, 2008b: 16-17).

205 В то же время нельзя сказать, чтобы русский человек был непрактичен: напротив, социальная ситуация 1990-х годов как раз свидетельствует о том, что русские очень неплохо приспосабливаются к новым (и довольно тяжелым) для них условиям, демонстрируя особую витальность народа, его жизненную силу (см.: Федотова, 2005: 104-105).

206 Статья под названием «Национально-психологические предпосылки модернизации» опубликована в книге: Социально-философский анализ модернизации: теории, модели, опыт/отв. ред. В. Г. Федотова. М.: ИФРАН, 2013. С. 80-93. В основу статьи положен текст: Канарш Г. Ю. Характерологическая креатология в социальных науках (на примере анализа капитализма) // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 43-49.

207 Речь идет о представлениях расовой теории конца XIX — начала XX в., основные положения которой разделял и Сикорский (см.: Сикорский, 1904: 54, 79-80 и др.). О Сикорском, его жизни, научных взглядах, общественной позиции см.: Менжулин, 2004.

208 Психотерапия. 2008. № 6. С. 39-42.

209 Речь идет о преподавании экономики студентам Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова (прим. Отв. ред.).

210 Автор статьи опирается на классическую естественно-научную характерологию Э. Кречмера, П. Б. Ганнушкина, М. Е. Бурно (прим. Отв. ред.).

211 См. работу К. М. Мижеровой о Марксе в данном разделе книги (прим. Отв. ред.).

212 Современные названия двух последних характеров: замкнуто-углубленный (аутистический), авторитарно-напряженный (см.: Бурно, 2005а, 2008а) (прим. Отв. ред.).

213 Последнее — в случае нравственных аутистов (прим. Отв. ред.).

214 Радикал (от лат. radix) — ядро, корень характера.

215 Профессиональная психотерапевтическая газета. 2006. № 8 (46). С. 5.

216 Имеются в виду типы мироощущения: материалистическое, идеалистическое и «смешанное» (см.: Бурно, 2008а).

217 Речь идет скорее о «нереалистоподобных» аутистах, работающих в области «чистой» теории. В то же время для многих аутистических людей (в том числе ученых, философов) характерна особая, концептуально-теоретическая, практичность (прим. Отв. ред.).

218 См. статью о Фарадее в Википедии.

219 Особенно в циклоидных (т. е. болезненно заостренных) случаях (прим. Отв. ред.).

220 Речь идет о преподавании элементов ХК в курсе экономики для студентов РЭУ им. Г. В. Плеханова (прим. Отв. ред.).

221 Философия и культура. 2013. № 9 (69). С. 1244-1257. В основу статьи положены тезисы выступления автора на семинаре «Критический марксизм: поколение next» (Москва, 20 мая 2013 г., Институт экономики РАН).

222 Известно, что сам Маркс не использовал данный термин. Он говорил о «материалистической диалектике» и «материалистическом понимании истории» (см., напр., статью в Википедии). Но мы не будем вдаваться здесь в терминологические тонкости.

223 См. эту работу К. М. Мижеровой в настоящей книге (прим. Отв. ред.).

224 Докторская диссертация Маркса: «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» (1841 г.).

225 «Работать для человечества, как вспоминает Поль Лафарг, были любимые слова Маркса. И не только слова — самоотверженная работа для человечества заняла почти всю его жизнь» (см.: Очкина, 2013: эл. ресурс).

226 «Материализм снизу, идеализм сверху» — формулировка, впервые критически использованная Марксом в отношении учения Фейербаха. Позже она стала использоваться советскими марксистами для характеристики взглядов многих ученых и философов — материалистов прошлого (напр., Демокрит, Гельвеций и др.).

227 «Словом, шизоид (человек замкнуто-углубленного склада. — Г. К.) не растворяется в среде. Здесь всегда — стеклянная завеса» (цит. по: Психология и психоанализ характера, 2009: 270).

228 Циклоид (от лат. — круговой, движущийся по кругу) — классическое название синтонного (сангвинического) характера.

229 Отсюда, кстати, и давняя тяга французов к общественным преобразованиям, демократизму, социальной критике (см., напр.: Сикорский, 1904: 90-92).

230 Как это можно увидеть-почувствовать и у синтонных художников — Рафаэля, Рембрандта, Рубенса, Левитана, Тропинина, Кипренского, многих других.

231 О характере Шекспира см.: Крутилина, 2011: 32-35.

232 Как очень точно отмечает Хайлбронер, «главной «фигурой» в сценарии Маркса является не человек, а процесс. В основе его взгляда на мир лежит диалектическое движение» (Хайлбронер, 2008: 209).

233 Эту работу Г. Ю. Канарша см. в настоящем издании (прим. Отв. ред.).

234 Исторический материализм — Марксово учение о законах исторического развития. Диалектический материализм (материалистическая диалектика) — более общее философское (метафизическое) учение марксизма.

235 См., напр., о Дарвине: Бурно, 2013: 328-329. О характере Э. Кречмера: Бурно, 2006а: 727. Также весьма показательны в этом отношении воспоминания проф. Бурно о собственном детстве, и свойственных ему (как будущему врачу, естественнику) интересах: Бурно, 2013: 116, 119-120 (особенно «Отворачиватель камней» и «Рыбьи кости»).

236 В рамках дипломного проекта, выполненного автором на Отделении истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (прим. Отв. ред.).

237 В самом источнике смысл данной цитаты иной: речь идет не об историческом времени, а о пределах воздействия воспитания на личность человека с определенным стойким характером («Однако воспитание не всесильно—оно серьезно зависит от сопротивляющихся ему особенностей биологического материала») (прим. Отв. ред.).

238 То есть телесно-ориентированная, исходящая из особенностей биологической конституции, в отличие от психоаналитических (психодинамических) типологий (прим. Отв. ред.).

239 Эрнст Кречмер (1888-1964) — немецкий психиатр, автор знаменитой книги «Строение тела и характер» (Кречмер, 1995) — является родоначальником классической современной естественно-научной характерологии.

240 Сегодня характер Бетховена определяется в ТТС и ХК как полифонический (прим. Отв. ред.).

241 И тем не менее никогда не отделяется полностью от характера, будучи всегда окрашенным его особенностями (как и особенностями биологической конституции) (прим. Отв. ред.).

242 В то же время для древнеегипетской культуры характерна аутистичность; для древнегреческой — синтонность (см. статью К. М. Мижеровой в настоящем издании) (прим. Отв. ред.).

243 Психотерапия. 2006. № 10. С. 28-31.

244 Здесь и далее биографические данные о Гессе приводятся по источнику: Сенэс Ж., Сенэс М., 2004.

245 Эта необычная способность присуща Йозефу Кнехту, главному герою культового романа Гессе «Игра в бисер».

246 Подобный опыт позже был повторен в повести «Под колесами». В ней писатель отразил начальный период (во многом неудачный) совместной жизни со своей первой женой Марией (урожд. Бернулли). То, что не могло найти своего разрешения в действительности, находило его на страницах литературных произведений.

247 См. работу о Дикинсон и Борхесе в настоящем издании
1   ...   51   52   53   54   55   56   57   58   59

перейти в каталог файлов


связь с админом