Главная страница
qrcode

ПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ.. Руководство по Характерологической креатологии Под редакцией М. Е. Бурно и Г. Ю. Канарша


НазваниеРуководство по Характерологической креатологии Под редакцией М. Е. Бурно и Г. Ю. Канарша
АнкорПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ
Дата30.10.2018
Размер4,33 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ..docx
ТипРуководство
#57500
страница58 из 59
Каталог
1   ...   51   52   53   54   55   56   57   58   59
(прим. Отв. ред.).

248 Психотерапия. 2005. № 8. С. 49-51.

249 Особая склонность к духовным поискам согласно М. Е. Бурно обнаруживается также у людей психастенического склада, и возникает она вследствие почти постоянного переживания психастениками мягкой деперсонализации (чувства своей эмоциональной измененности, неподлинности своих чувств и эмоций).

250 Здесь и далее цитаты из Э. Дикинсон даются по источнику: Дикинсон, эл. ресурс.

251 «Мои экскурсы в древнеанглийскую литературу, — писал Борхес, — были продиктованы чисто личным интересом, поэтому они отразились в ряде моих стихотворений. Однажды коллега-академик, отведя меня в сторону, с тревогой сказал: «Как понять, что вы публикуете стихотворение, называющееся «К началу занятий англосаксонским языком»?» Я попытался ему втолковать, что англосаксонский язык для меня такое же глубоко личное переживание, как зрелище захода солнца или любовное чувство» (Борхес, 2004: 48).

252 Afield (Поле надежды) — женское интернет-издание (http://afield.org.uay). 14 марта 2007 г.

253 В «Послании к Дельвигу» Пушкин сопоставляет стихотворение Баратынского «Череп» с известным монологом Гамлета, обращенным к черепу Йорика. (На этот любопытный момент пушкинского стихотворения обратил мое внимание филолог Н. В. Захаров.)

254 Психэстетическая пропорция, по Э. Кречмеру.

255 Психотерапия. 2009. № 1. С. 63-68.

256 Понятие индивидуальной психологии А. Адлера, обозначающее совокупность установок, представлений или поступков человека, выражающих в более или менее замаскированном виде чувство неполноценности и связанные с ним реакции (см.: Адлер, 2007).

257 Согласно Адлеру стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума (см.: Адлер, 2007).

258 По мнению А. Адлера, люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты путем специальной тренировки или упражнений, что нередко в дальнейшем приводит к развитию мастерства или силы. В случае гиперкомпенсации у человека наблюдается преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувство неполноценности (см.: там же).

259 Аутистичность («самособойность») — оторванность от жизни вокруг, т. е. независимость Я от внешних событий (см.: Бурно, 2006b).

260 Via regia (лат.) — царский путь, дорога.

261 Территория науки. 2007. № 6. С. 212-219.

262 Вместе с Чеховым / под ред. М. И. Буянова. М.: РОМЛ, 2011. С. 111-118.

263 Известия. 2010. 29 янв. Заголовок статьи в первой публикации — «Творческие люди, женитесь на душечках».

264 Эдип. Философский, психоаналитический и педагогический журнал. 2008. № 3 (6). С. 127-141.

265 В котором автор статьи работал на момент ее написания (прим. Отв. ред.).

266 Данное — психотерапевтическое — определение («природная предрасположенность») подчеркивает клинический аспект видения личности, в отличие от более широкого психологического (или социально-психологического).

267 О типологии и феноменологии характеров подробнее: Бурно, 2005а: 10-80.

268 О материалистических/идеалистических типах характеров см.: Бурно, 2005а: 9.

269 От лат. limen (порог) (Тернер, 1983: 167).

270 Психопатия — характер в его патологически усиленной, болезненной выраженности, отклонение от нормы; акцентуация — усиление черт характера, но в пределах нормы (прим. Отв. ред.).

271 Функции «сильных» характеров, по Я. Я. Рогинскому, связаны преимущественно с волевыми (борьба с врагами) и производственными (рассудочными) действиями, но менее всего с человеческой солидарностью, сотрудничеством и состраданием (см.: Бурно, 2005а: 139).

272 По М. М. Бахтину, пространственно-временной континуум (целостность), определяющий единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности, «ворота» вступления в сферу смыслов (Бахтин, 1975: 234-407). Термин «хронотоп» был позаимствован Бахтиным у психофизиолога академика А. А. Ухтомского и интерпретирован в гуманитарных исследовательских целях.

273 В этой связи мне также представляется удачным именование таких периодов как «бессюжетных», принадлежащее российско-американскому культурологу В. Парамонову, высказанное им по поводу творчества Ф. Кафки в передаче на радио «Свобода».

274 Так, в частности, характеризуют его творчество массовые справочные издания; например статья «Бродский Иосиф Александрович» (Биографический энциклопедический словарь, 2001: 95).

275 Курсив С. Волкова, передающего интонацию И. Бродского (Волков, 2004: 239).

276 Речь идет о беседе с Ахматовой в 1965 г., когда она посетила Оксфорд. Берлин говорит об этом так: «...в России сейчас появилось много талантливых молодых поэтов, лучший из них Иосиф Бродский, которого она... сама растила» (Берлин, 1989: 286).

277 «Я и сейчас иногда ее (книгу И. Берлина «Четыре эссе о свободе». —А. К.) перечитываю», — рассказывал И. Бродский М. Мейлаху в 1990 г. (Мейлах, 1990:91).

278 Название книги Берлина «Еж и Лиса» восходит к сентенции древнегреческого поэта Архилоха (видимо, являясь частью утраченного текста): «лисица знает много чего, а еж только одно, но главное».

279 «Не случайно пространственные ассоциации заложены уже в самой этимологии терминов «этика», «этический» (греческое слово «этос», как известно, первоначально и обозначало «совместное местопребывание»): у раба как раба этоса быть не может, нравственный характер немыслим вне свободного саморасположения в пространстве» (Чайка, 2000: 25).

280 М. Мейлах отмечает укорененность И. Берлина в английском истеблишменте (запись беседы с М. Мейлахом. — Архив автора); что также не могло быть не замеченным и безразличным — для маргинала — по тем временам — «беспастушного» (словечко Ахматовой о себе) Бродского.

281 Цитируя любимого Одена: «Взгляни теперь на остров, иностранец...» (Бродский, 1992: 202).

282 «В этой стране (СССР. — А. К.) так ближе всего можно подобраться к свободе» (Бродский, 1995: эл. ресурс).

283 Этому посвящены специальные исследования, выходящие за рамки данной статьи. Из упомянутых работ см., например, труды А. К. Жолковского, В. Полухиной, сборник статей И. Бродского «Труды и дни» (1998).

284 Бетеа опирается на концепцию Л. Липкина (Lipking, 1981) о трех поворотных моментах в творчестве поэта «initiation, harmonium, tombeau» (прорыв-посвящение, подведение итогов, переход).

285 Liberty is for going to library — один из придуманных Бродским афоризмов (Полухина, 2005: 438).

286 По Бродскому, «именно прозябание составляет основу действительности» (Минчин, 2001: 38).

287 «Пастернак — гений микрокосмоса, у него в стихе... центростремительная тенденция...<он > мог увидеть космос и на подмосковной даче», «мне интереснее тенденция центробежная — с каждой строкой постоянное расширение радиуса» (Мейлах, 2005: 386).

288 Это, как отмечают слушатели, было присуще и чтению Бродским собственных стихов, напоминавшее молитвенное медитативное причитание раввина и даже «шаманское камлание»; кроме того, произношение поэта отличалось назальностью (говорением «в нос»).

289 Э. Лимонов, иронизируя по поводу данной особенности поэтики Бродского, называл его «поэтом-бухгалтером».

290 Психотерапия. 2009. № 5. С. 36-43.

291 М. Е. Бурно выделяет два типа эпилептоидных психопатов: асоциальные и гиперсоциальные. Примером первого типа в культуре могут быть чеховские унтер Пришибеев или Держиморда; примером второго, например, Леонтио из популярного некогда бразильского телесериала «Рабыня Изаура». Различные типы эпилептоидных психопатов на «армейском» материале хорошо показаны в популярном телесериале «Солдаты», который транслировался в 2008-2010 гг. по каналу РЕН-ТВ.

292 Вот как описывает, к примеру, У. Эко в «Имени розы» знакомство своих героев — Вильгельма и Адсона — с работой некоего Адельма, иллюстратора книг, чья роспись библейской Псалтири была обнаружена ими в скриптории монастыря: «Мы подошли к рабочему месту Адельма, где лежали листы Псалтири, покрытые его рисунками. Тончайшие листы ягнячьей кожи, дивного, царственного пергамента. Последний, неоконченный, до сих пор был прибит к столешнице. Вылощенный пемзой, умягченный мелом, растянутый на станке, он был наколот по краю мельчайшими дырочками-вешками, направляющими руку мастера. На половине листа, заполненной текстом, художник разметил по полям контур рисунков. Взглянув на другие, уже готовые листы, мы с Вильгельмом ахнули. На полях Псалтири был показан не тот мир, к которому привыкли наши чувства, а вывернутый наизнанку. Будто в преддверии речи, которая по определению речь самой Истины, — велся иной рассказ, с той Истиною крепко увязанный намеками in aenigmate, лукавый рассказ о мире вверх тормашками, где псы бегут от зайцев, а лани гонят львов» (Эко, 2006, 96). (Далее у Эко следует подробное описание всех «безобразий», которые изобразил на страницах священной книги Адельм и созерцание которых вызвало дружный смех монахов, находящихся в тот момент в скриптории.)

293 О фундаментальном различии между шизофреническим и замкнуто-углубленным (аутистическим) см. у М. Е. Бурно: (Бурно, 2005b: 98; Бурно, 2008а: 43-57).

294 Благодаря вторжению непредвиденных обстоятельств трем вымышленным составителям «Хазарского словаря» — Бранковичу, Коэну и Масуди — не удается встретиться всем вместе, чтобы собрать свои версии в единую книгу. По версии Павича, это удается сделать лишь некоему монаху, отцу Феоктисту Никольски, перепесчику книг, обладавшему феноменальной памятью, который своими глазами видел все три версии «Хазарского словаря» (соответственно — версии Бранковича, Масуди и Коэна), запомнил их и впоследствии издал в Польше при посредстве издателя Даубманнуса. (Современное издание «Хазарского словаря» представлено его автором как результат реконструкции средневекового издания Даубманнуса, якобы увидевшего свет в 1691 г.)

295 Прежде всего речь должна идти о реалиях массового общества, со свойственными ему чертами: исчезновением классовой структуры, атомизацией, ориентацией на потребление, утратой стабильных ценностей и деидеологизацией, господством моды и рекламы, театрализацией политики, подменой научной рациональности религиозным и мистическим способами познания действительности и т. п.

296 Эдип. Философский, психоаналитический и педагогический журнал. 2007. № 3 С. 105-111.

297 Чаще обозначаемый понятием арт-хаус (англ. Art house, букв, «дом искусств»; также называемый «art cinema», «art movie» или «art film») — фильм, нацеленный не на массовую аудиторию (Википедия: эл. ресурс).

298 «В интеллектуальном плане, — пишет В. Куренной, — ...«философия жизни» Джармуша совершенно точно соответствует течению, которое полагает, что «большие повествования» (или «нарративы») закончились: наука, религия, история, отдельная человеческая жизнь — все это потеряло причастность к большим смыслам и соответственно большим повествованиям» (Куренной, 2008: эл. ресурс).

299 Напомню, что согласно М. Е. Бурно «...аутист... в своих мыслях, переживаниях, поступках отражает не столько реальный внешний мир таким, какой он есть, сколько собственное, концептуально-теоретическое к нему отношение, в котором уже остается довольно мало от полнокровной реальности — как, например, в композициях Кандинского или в обнаженных женщинах на картинах Модильяни». И «это особое аутистическое отношение к реальности объясняется тем, что аутист чувствует подлинной реальностью не материю-действительность, а вечный, бесконечный, изначальный Дух, Предопределение, правящее миром» (Бурно, 2008а: 45-46).

300 В изложении фактов биографии Д. Джармуша опираюсь в первую очередь на книгу интервью с Д. Джармушем (Джим Джармуш, 2007).

301 Бутлегер — лицо, занимающееся запрещенным ввозом, продажей, транспортировкой спиртных напитков.

302 Вот еще одно описание того, как выглядит режиссер в повседневной жизни: «Джармуш любит одеваться в черное и носит темные очки с золотой полоской наверху, которая похожа на сросшиеся брови из чистого золота. Он ездит на мотоцикле, нередко упражняется в красноречии, внося свою лепту в извечный спор о том, кто гениальнее — Микки Спиллейн или Сервантес, и время от времени проливает горькие слезы, выступая в защиту поп-культуры» (Джим Джармуш, 2007: 109).

303 Цит. по кинофильму: Джармуш, Дж. (2005) Отпуск без конца. М.: Кармен Видео. (Курсив мой. — Г. К.)

304 См. эту работу Г. Ю. Канарша в настоящем издании (прим. Отв. ред.).

305 Я намеренно упрощаю здесь богатую картину «человеческих миров» (термин П. В. Волкова) с тем, чтобы более рельефно описать особенности переживаний аутистических (замкнуто-углубленных) людей в сравнении с людьми сангвиническими (синтонными).

306 Очень точной кажется характеристика эстетики Джармуша, данная его другом, актером и музыкантом Томом Уэйтсом, который однажды сравнил его фильмы с японской поэзией хайку (для которой, как известно, также характерно переживание Красоты и одиночества).

307 Психотерапия. 2007. № 9. С. 45-47.

308 «Алиса в городах» (1971) — фильм известной трилогии Вима Вендерса, включающий также картины «С течением времени» и «Ложное движение». Главного героя — Филиппа Винтера — играет немецкий актер Рюдигер Фольгер.

309 В современной отечественной психотерапии клинико-экзистенциальный подход развивает П. В. Волков (Волков, 2000). См. также работу П. В. Волкова о клинико-экзистенциальном подходе в настоящем издании (прим. Отв. ред.).

310 Интересно, что в самой возможности отделить друг от друга «части самого себя» видится определенная характерологическая особенность, связанная с некоторой «неестественностью» мышления и чувствования.

311 О различии клинического и неклинического (в широком смысле) мироощущений и возникающих на их основе психотерапевтических ориентациях-подходах см.: Бурно, 2006а.

312 По-видимому, также сама способность глубоко проникать в сложный мир таких людей, понимать их проблемы и в конечном счете терапевтически (или посредством искусства) помогать им обусловлена особенностями душевного склада тех, кто берет на себя эту непростую миссию.

313 События развиваются следующим образом: «Филипп знакомится в аэропорту с немкой Лизой и ее дочерью Алисой. Рейс задерживается, в процессе ожидания мать внезапно сбегает, оставив записку про какую-то бабушку, которую надо разыскать в Европе. И Филиппу ничего не остается, как совершить второе путешествие — по родному континенту, с чужим ребенком, в поисках неизвестно кого, под музыку Can и Густава Малера» (из аннотации к фильму).

314 По проницательному замечанию Сергея Добротворского, «герои Вима Вендерса часто видят свои отражения в витринах, окнах, случайных зеркалах, на глянце моментальных снимков. И адресованные им взгляды ловят не впрямую, а как будто вскользь, по касательной — через обоюдно созерцаемые предметы, сквозь чужие слова и лица, в оглядке, остановке, паузе происходит, когда оригинал и отражение встречаются, когда расступаются лукавые зеркала и обреченные друг другу двойники вновь становятся целым» (Добротворский: эл. ресурс).

315 Приложение к монографии: Миронов А. В. Философия архитектуры: Творчество Ле Корбюзье. М.: МАКС-Пресс, 2012. Расширенный и переработанный вариант.

316 См. указанную работу М. Е. Бурно в настоящем издании (прим. Отв. ред.).

317 Необходимо отметить, что тема нравственности, нравственной ответственности (а значит, и выбора) является одним из ведущих мотивов в ТТС (прим. Отв. ред.).

318 Об этих и других характерах см. подробно: Бурно, 2005а, 2008а.

319 Радикал (от лат. radix) — устойчивое «ядро», стержень данного характера. В реальной жизни в большинстве характеров помимо радикала присутствуют многообразные наслоения (прим. Отв. ред.).

320 Так не всегда. Человек, по крайней мере, в определенные моменты своей жизни может душевно тянуться к противоположному, как к тому, что позволяет восполнить нехватку каких-то качеств (присущих этому, противоположному, характеру), в его собственном душевном складе
1   ...   51   52   53   54   55   56   57   58   59

перейти в каталог файлов


связь с админом