Главная страница

ПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ.. Руководство по Характерологической креатологии Под редакцией М. Е. Бурно и Г. Ю. Канарша


Скачать 4,33 Mb.
НазваниеРуководство по Характерологической креатологии Под редакцией М. Е. Бурно и Г. Ю. Канарша
АнкорПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ
Дата30.10.2018
Размер4,33 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ..docx
ТипРуководство
#57500
страница6 из 59
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59

1.4. О психокоррекционном варианте Терапии творческим самовыражением в условиях дополнительного образования33

Одной из ключевых потребностей личности является стремление найти свой путь, свое место в жизни, найти себя среди других. Эта потребность особенно ярко проявляется на рубеже детства и отрочества (кризис идентификации). Конфликт между потребностью выразить себя и страхом, что окружающие не примут этого и не поймут, является одним из основных препятствий на пути самореализации подростка.

Поэтому так важно взрослым, которые являются проводниками на пути постижения мира, предложить личности ясные и понятные ориентиры: как найти свою дорогу, как понять, развить, реализовать в делах, поступках свою индивидуальность.

Быстрый темп жизни, высокий уровень требований, агрессивность современного мира предполагают, что успешной в достижении своих целей может стать психически стабильная, духовно-целостная личность. Однако исследования социологов, психологов, психотерапевтов, касающиеся проблемных тем детства и отрочества, свидетельствуют о достаточно высоком уровне тревожности, неуверенности в себе подрастающего поколения. Это характерно прежде всего для детей и подростков с так называемым «слабым» типом нервной системы (по классификации И. П. Павлова). Таким детям свойственно болезненно переживать свою нерешительность, тревожность, мнительность, стеснительность, робость, непрактичность, стремиться уйти в «тень жизни».

Около 76%34 психологических консультаций для детей и подростков городского Дворца творчества детей и юношества г. Омска связано с коррекцией расстройств настроения подобного характера — с переживанием своей неполноценности в период кризиса идентичности. Подобная картина наблюдается и в обращениях взрослых (родителей и педагогов), которым также свойственно воспринимать отдельные жизненные неудачи ребенка как серьезные жизненные поражения. Взрослые при этом часто теряются, испытывают беспомощность и не могут оказать квалифицированную поддержку. Драматизируя обстоятельства, остро, болезненно переживая детские неудачи и ошибки, взрослые способствуют усилению, «сгущению» указанных переживаний.

Поэтому так важны поиск и создание эффективных методов — психологических, психотерапевтических, педагогических, позволяющих проводить психокоррекцию и психопрофилактику указанных состояний. Работа психолога в подобных случаях оказывается плодотворной и эффективной, когда посильное изучение самим ребенком, подростком его творческих способностей и своих характерологических, возрастных особенностей тесно связано с познанием природы характера. Опыт практической работы по психопрофилактике и психокоррекции тревожности, страхов, неуверенности в своих силах, застенчивости у подростков, занимающихся во Дворце творчества, показал необходимость поиска метода, учитывающего, с одной стороны, интересы подростков, а с другой — дающего возможность ребятам познакомиться со своей индивидуальностью, найти пути творческого самовыражения сообразно природе характера.

Таким, на наш взгляд, является метод профессора М. Е. Бурно «Терапия творческим самовыражением» (ТТС) (см.: Бурно, 2012). С 1999 по 2003 г. на базе Городского Дворца детского (юношеского) творчества (ГДТДиЮ) г. Омска проводились теоретические и практические занятия по этому методу.

ТТС — психотерапевтический психопрофилактический метод, способный помочь прежде всего людям с тягостным переживанием своей неполноценности (дефензивностью). Этим методом могут овладеть не только врачи-психотерапевты, но и психологи, педагоги. Это становится возможным, когда, «во-первых, специалист способен искренне сочувствовать людям, переживающим свою неполноценность; во-вторых, испытывает живой интерес к духовной культуре; в-третьих, стремится помочь человеку выразить себя целебно-творчески сообразно его природе» (Бурно, 2008а: 291).

Метод ТТС, изначально разработанный для больных людей (пациентов), получил большое распространение во внелечебной практике (в частности, в педагогике и психологии). Вне лечебное применение ТТС, как считает автор метода, дает обнадеживающие результаты как в России, так и за рубежом (см.: Практическое руководство..., 2003: 6-7; Бурно, 2011b).

Сущность метода — в доступном преподавании азбуки психологии, характерологии, естествознания в процессе разнообразного творчества. Терапия творческим самовыражением «выросла в поле концепции эмоционально-стрессовой («возвышающей», обращенной к духовности человека) психотерапии В. Е. Рожнова» (Практическое руководство..., 2003: 19). Как клинический психотерапевтический метод ТТС опирается на классическую естественно-научную характерологию Э. Кречмера (Кречмер, 1995), П. Б. Ганнушкина (Ганнушкин, 1964), развитую и уточненную сегодня в рамках научно-практической школы М. Е. Бурно (см.: Бурно, 2008а).

Однако психокоррекционный вариант указанного метода для работы психолога в домах творчества до сих пор не был разработан. Если же еще учесть, какую благородную роль может сыграть наш метод в профилактике наркомании и токсикомании подростков, то становится ясно, что актуальность адаптации клинического варианта метода ТТС для здоровых, но имеющих определенные трудности подростков трудно переоценить. Специфика Дворца творчества как учреждения, развивающего творческие способности ребят, органично сочетается с возможностями метода. Глубокое внимание, тщательное изучение лучших достижений русской и мировой культуры позволяют развивать в ребятах чувство прекрасного, гордости за свою Родину.

Внелечебный психокоррекционный вариант Терапии творческим самовыражением в условиях дополнительного образования позволяет исследовать возможности ребенка, подростка с дефензивными особенностями личности. «Дефензивность — это пассивная оборонительность в противоположность активной, агрессивной оборонительности» (Бурно, 2006b: 12). «Существо дефензивности — переживание своей неполноценности, конфликт чувства неполноценности (чувство неполноценности обнаруживается робостью, неуверенностью в себе, застенчивостью, тревожной мнительностью и т. п.) с ранимым самолюбием» (Практическое руководство..., 2003: 18), иначе — так называемый базовый дефензивный конфликт.

Данный вариант метода ТТС дает возможность подростку, имеющему такие особенности характера, самому активно включиться в процесс этого исследования, чтобы попытаться полнее выразить себя, творчески обрести в жизни свой путь, свое содержательное творческое вдохновение — то, что серьезно противостоит возникновению «проблемных» расстройств настроения, поискам наркотического успокоения и «блаженства». Если использующиеся для психокоррекции и профилактики тревожных, депрессивных, дефензивных состояний технические приемы («игротерапия общения», техники различного ролевого моделирования (А. И. Захаров, В. И. Гарбузов, М. И. Чистякова и др.)) характеризуются направленностью на решение конкретной проблемы (повышение самооценки детей, развитие эмоциональной, коммуникативной сфер, преодоление страхов), то наш метод позволяет психологу помочь детям и подросткам с дефензивными особенностями личности посильно изучить и принять свой характерологический склад. Занятия по творческому самовыражению позволяют подросткам познать, прочувствовать диалектическую ценность прежде презираемых собственных душевных свойств; познакомиться с ядром, фундаментом своей личности — сильными и слабыми ее гранями; и, творчески выражая свою индивидуальность в рисунках, поэзии, музыке и т. п., использовать «силу своей слабости» (М. Е. Бурно), духовно обогатить свой мир, творчески отнестись к своей собственной жизни и наполнить ее большими радостями и открытиями.

Основные этапы программы психокоррекционного варианта ТТС

Собственно психокоррекционной работе предшествовал этап формирования групп, который осуществлялся с помощью детских подростковых психотерапевтов, психологов учебных заведений г. Омска. Сначала проводились обследование и отбор подростков с дефензивными особенностями личности, диагностика индивидуально-личностных особенностей35. Затем проводились индивидуальные консультации для детей и родителей о сущности метода, особенностях и проявлениях дефензивных черт личности. По итогам диагностики и консультаций осуществлялось формирование контрольной и экспериментальной групп36 подростков с дефензивными особенностями характера.

Надо заметить, что на начальном этапе эксперимента выраженность тех или иных черт дефензивности была обнаружена практически у всех испытуемых экспериментальной и контрольной групп. Для оценки эффективности эксперимента проводилась диагностика «на входе» (до начала занятий по программе эксперимента), «на выходе» (после окончания эксперимента), а также текущая диагностика во время занятий для оценки эффективности психокоррекционной работы. Первичные результаты исследования были описаны в Методическом вестнике Городского Дворца (Грушко, 2001).

Психокоррекционная программа включала в себя следующие этапы:

1. Психообразовательные занятия.

2. Занятия по знакомству со своей индивидуальностью.

3. Цикл занятий «Сила слабости».

4. Знакомство и овладение конкретными методиками творческого самовыражения.

1-й этап. Психообразовательные занятия

Содержание: знакомство подростков с естественно-научной характерологией, особенностями своего душевного склада. На этом этапе участники группы изучали под руководством психолога типологию личностей по современной научно-популярной литературе и по классическим научным трудам (Кречмер, 1995; Ганнушкин, 1964,; Леонгард, 1981), читали книги об известных людях с дефензивными свойствами (М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, А. П. Чехов и др.), автобиографии, письма, воспоминания о них, рассматривали картины и репродукции, слушали музыку композиторов-классиков.

Цель этого этапа — знакомство с типологией характеров, особенностями дефензивной личности в доступной возрасту форме. Участники наших групп говорили о том, что полученные знания помогают им понять, что, по их словам, есть «некоторая данность» — темперамент, которая обусловливает некоторые особенности их собственного поведения, поступков, эмоциональных реакций, которые раньше казались необъяснимыми, а иногда просто пугали; помогает им понять, что они не одиноки в своих особенностях — многим известным писателям, поэтам, музыкантам, художникам также были свойственны дефензивные переживания.

Темы и краткое содержание занятий:

1. «От Гиппократа до наших дней». Основное содержание — обзор существующих подходов, теорий, исследующих индивидуальные и типологические особенности личности.

2. «Врожденное и приобретенное». Знакомство с учением о типах высшей нервной деятельности И. П. Павлова и психологических механизмах, лежащих в основе их функционирования.

3. «Психологические новообразования возраста». Понятие о «кризисе идентичности» (Эриксон, 1992), об акцентуациях характера (Личко, 1983).

4. «Такие разные характеры». Знакомство с характерологическими особенностями дефензивных личностей по работам профессора М. Е. Бурно (Бурно, 2008а), психотерапевта П. В. Волкова (Волков, 2000).

5. Метафора «Дом». Создание визуального проекта врожденных и приобретенных качеств личности, представленных в виде рисунка-проекта дома, нарисованного, оформленного с учетом индивидуально-типологических качеств автора. В том случае, если это групповой проект с отражением основных знаний об особенностях человеческой психики (см.: рис. 1, стр. 79).

6. Завершающие занятия. Подробное обсуждение наиболее интересных и спорных проектов «Дом». Осмысление ценности и практической пользы полученных знаний.

В результате первого этапа работы подростками приобретались новые, более полные знания об особенностях личности вообще. Приходило понимание того, что существуют некоторые закономерности поведения, эмоциональных реакций, обусловленные принадлежностью к определенной типологии (особенности темперамента, тип высшей нервной деятельности). Происходило некоторое снижение психоэмоционального напряжения, облегчение от осознания того, что и «великим мира сего» — писателям, поэтам, музыкантам, художникам были свойственны подобные переживания. Приходило также понимание того, что есть характерологические закономерности, которые возможно узнать, а значит — корректировать и лучше владеть собой. Познавая себя в поисках созвучного и чуждого в других характерах, подростки учились понимать и уважать не только свое, но и не свойственное своему характеру, но тоже общественно ценное в поступках и переживаниях людей.

2-й этап. Знакомство со своей индивидуальностью

На этом этапе осуществлялось знакомство со своей индивидуальностью, «слабыми» и «сильными» чертами характера через сравнение, отождествление, разотождествление с героями, авторами художественных произведений. Целью этого этапа являлась идентификация подростком себя, своих индивидуально-типологических особенностей в сравнении с великими писателями, художниками и музыкантами (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. П. Чехов, К. Васильев, К. Брюллов, С. Дали и др.). На этом этапе четко прослеживалась групповая динамика. Участники занятий понимали: «И рядом со мной есть такие же страдающие, остро переживающие свою неполноценность сверстники. И можно увидеть их сочувствующие глаза, получить и принять их поддержку».

3-й этап. Цикл занятий «Сила слабости»

Содержанием данного этапа являлись чтение любимых книг, слушание любимых музыкальных композиций, в том числе творческих произведений своих сверстников — участников группы; обсуждение и анализ созвучных своей внутренней природе фрагментов произведений, черт характеров. Особое внимание обращалось на произведения, героев, которые «не подошли», не соответствуют внутреннему складу души, вызывают дискомфорт, с целью понимания-принятия—чем такое творчество может быть целебным и полезным для других людей.

Темы, и содержание творческих гостиных:

1. «Музыкальная антология характеров». Слушание песен, анализ текстов, характеров героев, соотнесение с реальными событиями, конкретными жизненными ситуациями. Обсуждение и ответы на вопросы: «Я так же поступаю? Кто из героев песен мне близок? Кого бы я не взял себе в друзья?..»

2. «Сила слабости». Творческая переработка, переосмысление «негативных» качеств характера. Основное содержание: выбор наиболее «неприглядных» качеств и анализ каждого качества в разных контекстах. Участники размышляли: «Всегда ли это качество мешает? Всегда ли плохо быть, например, застенчивым, нерешительным? В каких жизненных ситуациях, контекстах «слабое» качество может пригодиться, превратиться в «сильное» (например, шекспировский Гамлет, мучимый сомнениями: «быть или не быть?»)?

3. «Театр характеров». Проживание ролей, соответствующих определенным характерам: аутистически-демонстративная кошка, астеничный щенок и другие. «Примеривание» на себя разных характеров, выбор наиболее близких, обозначение неподходящих, с обращением внимания-акцента на трансформацию слабых качеств в сильные.

Психокоррекционным результатом являлось еще более полное проживание и осмысление-осознание своей индивидуальности. Знакомство с собой на более глубоком уровне. Подростки переосмысливали личные качества, приходили к более объективному отношению к некоторым качествам, которые раньше казались уродливыми и ненужными. Происходила переоценка ценностей— перевод некоторых качеств из «мешающих» в помогающие жить. Формирование адекватного отношения к своим отрицательным чертам характера помогало принятию и пониманию других людей. Также происходило принятие некоторых своих слабостей, смягчение напряженности, снижение требовательности к себе и к окружающим, «обогащение» новыми положительными эмоциями, налаживались отношения с родными, близкими, сверстниками. В поведении появлялась уверенность, в эмоциональном плане — большая стабильность.

4-й этап. Знакомство с конкретными методиками творческого самовыражения

На этом этапе производился подбор методик, наиболее подходящих индивидуальности дефензивного подростка. Содержанием этапа являлось знакомство, освоение и развитие на практических занятиях с различными видами творческой деятельности. Подростки обучались конкретным методикам творческого самовыражения (см.: Бурно, 2012). На этих занятиях подростки пробовали свои силы в создании собственных творческих произведений, по-своему отражая в них собственные черты характера (см.: рис. 2, 3, 4, стр. 81-82). Целью являлось не только знакомство с конкретными методиками психокоррекции творчеством, но и выбор наиболее подходящих методик для коррекции дефензивных расстройств настроения и развития индивидуально-личностных качеств.

Темы творческих гостиных:

— психокоррекция созданием творческих произведений (художественных и научных);

— психокоррекция творческим общением с природой;

— психокоррекция творческим общением с литературой, искусством, наукой;

— психокоррекция творческим поиском одухотворенности в повседневном и др.

Психокоррекционным результатом данного этапа стало обогащение и обновление набора собственных психокоррекционных средств для снижения остроты тревожных или депрессивных состояний и приобретение стабильного уравновешенного состояния. Также обогатился ролевой и поведенческий запас. Формировалась направленность в выборе творческого пути, интереса, увлечения, хобби, что помогало в последующем в выборе будущей профессии. Подростки приобретали способность принимать и понимать свои особенности, менее критично относиться к своим недостаткам.

Общие результаты исследования и выводы

Степень выраженности дефензивных особенностей учитывалась по результатам комплексной диагностики. Результаты исследования подтвердили поставленную в начале эксперимента гипотезу — творческое самовыражение детей и подростков с дефензивными особенностями личности является эффективным способом психокоррекции данных состояний. В ходе проводимого эксперимента у испытуемых снизилась напряженность базового конфликта дефензивной личности, подростки сумели найти адекватные способы самовыражения своих индивидуальных особенностей. Следует отметить тот факт, что наибольшее снижение уровня дефензивности отмечено у испытуемых с изначально выраженной дефензивностью (см.: приложение 1).

Анализ результатов формирующего эксперимента показал статистически значимое снижение степени выраженности базового конфликта дефензивной личности в экспериментальной группе, что проявилось в выравнивании показателей: оценка, сила, активность в методике «Личностный дифференциал» (при этом показатель силы вырос на 20%, а активности почти в 2,5 раза), в изменении текстов ответов на вопросы методики «Управляемая проекция» В. В. Столина (Столин, 1983) до и после эксперимента (ответы на вопросы стали более конкретными, эмоциональными, откровенными, более «позитивными») и снижении выраженности дефензивности в методике «Несуществующее животное» (Малкина-Пых, 2005b) практически у всех испытуемых.

Контент-анализ текстов ответов испытуемых на вопросы проекции В. В. Столина (Столин, 1983) до и после эксперимента показал, что у большинства испытуемых (86%) на смену пассивной оборонительной позиции приходит растущее желание проявлять и творчески реализовьшать свою индивидуальность. При этом конкретизируются цели, потребности, статистически значимо увеличивается количество положительных оценок будущего (в том числе и профессионального), описания становятся более искренними и эмоциональными (например, увеличивается объем и степень развернутости ответов).

Анализ ответов по авторскому опроснику «Что дали вам занятия по ТТС?» (Грушко, 2002) показал, что у большинства подростков вместо негативного отношения к своим слабостям появились понимание своих врожденных особенностей и интерес к трансформации своей «слабости в силу», появилось понимание того, что в каждой слабости есть свои сильные стороны. Ответы также показали, что 90% испытуемых стали применять на практике полученные знания для улучшения отношений со сверстниками, родителями, достижения успехов в учебе и т. д. Кроме того, прожитая на занятиях по ТТС ситуация успеха позволила большинству подростков экспериментальной группы найти свои собственные способы творческого самовыражения в соответствии с характерологической индивидуальностью (см.: приложение 3).

Таким образом, результаты исследования возможностей применения психокоррекционного варианта ТТС в условиях дополнительного образования наглядно показали, что изучение своих характерологических, возрастных и творческих особенностей способствует самостоятельному выбору подростками своего жизненного пути, а творческое самовыражение подростков является психокоррекционным по самой своей сути и помогает решить многие как возрастные, так и индивидуальные психологические трудности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, мнительность, нерешительность, повышенная тревожность и т. д.).

По результатам проведенного исследования мы рекомендовали работу по данному варианту ТТС37 педагогам дополнительного образования, школьным психологам, педагогом школ искусств, музыкальных школ и т. д. для психокоррекции дефензивности и вследствие этого более полного раскрытия творческого потенциала воспитанников.

Рис. 1. Метафора «Дом»
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59

перейти в каталог файлов
связь с админом