Главная страница

ПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ.. Руководство по Характерологической креатологии Под редакцией М. Е. Бурно и Г. Ю. Канарша


Скачать 4,33 Mb.
НазваниеРуководство по Характерологической креатологии Под редакцией М. Е. Бурно и Г. Ю. Канарша
АнкорПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ
Дата30.10.2018
Размер4,33 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ..docx
ТипРуководство
#57500
страница7 из 59
Каталогid9295808

С этим файлом связано 18 файл(ов). Среди них: ПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ..docx, TsELEBNYE_KROKhI_VOSPOMINANIJ.pdf, If_You_Give_a_Pig_a_Pancake_Laura_Nemiroff.pdf, If_You_Take_a_Mouse_To_The_Movies_Laura_Nemiroff.pdf, If_You_Give_a_Dog_a_Donut_by_Laura_Numeroff.pdf, If_You_Give_a_Moose_a_Muffin.pdf, Shablon.pdf, If_You_Give_a_Mouse_a_Cookie_by_Laura_Numeroff.pdf, psikh._igry.docx и ещё 8 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   59

Пояснение

В фундаменте дома заложены все врожденные способности, а также примерные перспективы их дальнейшего развития. Четыре столбика по углам — четыре темперамента, ведущий — тот, который несет основную нагрузку (т. е. часть дома, посещаемая чаще других). Столбики сангвиника и холерика расположены ближе к двери, что свидетельствует об общительности. Причем общаться можно либо с открытой дверью, либо с закрытой — через окошко.

Вообще, то, что находится в доме, относится к внутреннему миру человека, а внешняя среда — его отношения с окружающим.

Также в фундаменте физиология — тип конституции (которая соотносится с темпераментом, способностями и т. д.) плюс врожденные болезни и предрасположенности (в виде трещинок и других изъянов). На врожденном основывается все приобретенное. В какой-то мере фундамент определяет даже высоту потолка.

Жесткость и пластичность материала соответствуют психической ригидности и лабильности.

Планировка и размер комнат символизируют врожденные способности. По мере развития талантов комнаты растут — в разные стороны, так как пространство далеко не трехмерно — и заполняются различными вещами: приносимыми извне или сваренными на кухне, пол которой являет собой задатки креативности, а процессы, происходящие там, и есть творчество.

Для умывания души, релаксации и восстановления существуют санузел и спальня. Цвет обоев в доме — внутреннее настроение, цвет стен снаружи — то, что должны увидеть другие люди. Кстати, состояние постройки отображает физическое здоровье, а степень порядка и чистоты внутри дома — душевное. Психологическая защита — громоотвод и канализация.

Окна символизируют восприятие мира, причем стекла могут быть чистыми или грязными (а могут вообще отсутствовать), окрашенными в различные цвета. Шторки-ставни могут открываться и закрываться (если есть).

Стиль здания, определяемый фундаментом,—темперамент, а декор и внутреннее убранство — характер. Внутри — много цветов в горшках и вазах, в том числе кактусы, которые весной расцветают яркими цветами. Это чувства, живые и непостоянные, как и цветы. Животные в нашем доме — эмоции, они могут оставаться внутри или выходить (а может, вырываться) наружу.

В доме есть печка и кондиционер, которые отвечают за регуляцию психических состояний, и есть система освещения: внутри и снаружи — внимание. Фонарики можно включать, выключать и переключать. Реакция на раздражители — сигнализация.

Информация, поступающая из внешней среды, хранится в библиотеке — памяти. Информация может быть записана в виде текста, что свидетельствует об абстрактном мышлении, либо книжек с картинками, музыки, видеосюжетов и т. п.

На чердаке находятся стереотипы и заготовки линий поведения. Имеется окошко, так что стереотипы могут меняться. Труба — для выброса отходов и вредных веществ. Также в комнатах есть зеркала — степень самовыражения.


Рис. 2. Рисунок М. Д. «Тревожно-сомневающийся (психастенический) характер»

Рис. 3. Рисунок Р. Д. «Демонстративный характер»

Рис. 4. Рисунок Р. Д. «Застенчиво-раздражительный (астенический) характер»

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Описание случая психокоррекции дефензивных черт личности

Н., 15 лет. На занятия в группу девочку привела мама, которая прежде сама посещала группу творческого самовыражения для взрослых. Девочка из благополучной семьи. Мать склонна к чрезмерной опеке дочери. Н. с раннего возраста отличается пугливостью. В школе учится хорошо, старательно, но в общении робкая, нерешительная. Постоянно тревожилась за близких—как бы с ними не случилось чего-нибудь плохого. В индивидуальной беседе просьба мамы звучала следующим образом: научить ребенка общаться, избавить от чувства неуверенности, комплексов в общении. На первой встрече пыталась силой за руку завести дочь в кабинет психолога. Н. отказалась зайти в кабинет, общалась в оборонительной позиции, избегала контакта, неохотно отвечала на вопросы, старалась отмолчаться.

Занятия в группе. Н. было предложено принять участие в работе группы настолько, насколько ей это будет интересно. Предварительно с девочкой были обсуждены правила комфортного поведения в группе. На занятиях в группе Н. сохраняла пассивную позицию, больше наблюдала, чем участвовала, односложно отвечала на вопросы. Данные психологического обследования с помощью ПДО: по шкале объективной оценки выявлен смешанный психастенический и сенситивный тип. Конформность — умеренная. Реакция эмансипации слабая. Имеется высокая откровенность в выборе ответов, что свойственно психастеническому типу. Склонности к делинквентности не обнаружено. Достоверно отвергает черты типов меланхолического (что часто встречается у здоровых подростков), неустойчивого (что наиболее присуще психастеническим подросткам).

Результатом музыкального психокоррекционного занятия было ее желание исполнить песню под гитару. С этого момента взаимоотношения «потеплели». Девочка активно включилась в подготовку творческой гостиной по изобразительному творчеству, принесла несколько своих рисунков. Эмоционально-значимым оказалось и занятие, посвященное знакомству с характерологическими радикалами. Первой была реакция испуга при чтении описания психастенических характеров: «Неужели это все обо мне?» Проявилась реакция страха, что эти негативные черты видны окружающим, замечаются в первую очередь. Затем — облегчение и радость, что и отрицательные черты могут быть полезными (после цикла занятий «Сила слабости»). Польза работы в группе проявилась в том, что Н. смогла ощутить себя среди «своих», поняла, что она не одна в своих страхах, переживаниях. Динамика показателей психологического обследования. Данные обследования Н. с помощью методики «Личностный дифференциал»:

Диагностика

Оценка

Сила

Активность

На «входе»

11

4

7

На «выходе»

8

9

9

Основные тенденции: завышенная оценка приблизилась к норме, повысились показатели Сила и Активность, в целом произошло выравнивание показателей, что свидетельствует о гармонизации эмоционального состояния. Сравнительный анализ текстов ответов по методике «Управляемая проекция» показал существенные изменения в отношении к своим «слабым» качествам. Так, например, в ответах на вопросы Н. пишет: «Лично о себе я узнала много того, о чем даже не подозревала. Я начала по-другому смотреть на те качества, которые меня не устраивали. Я поняла, что люди все разные. Я использую свою сильную сторону и слабости тоже в общении со своими сверстниками, благодаря этому у меня стало больше друзей». Таким образом, на начало психокоррекционных занятий данное обследование по методикам «Личностный дифференциал», «Управляемая проекция» свидетельствуют о выраженности базового конфликта дефензивной личности. Данные диагностики на «выходе» свидетельствуют о снижении выраженности базового конфликта дефензивной личности. В начале второго года занятий в группе творческого самовыражения Н. сказала о своем желании привести на занятия близкого человека (подругу), что, на наш взгляд, является показателем доверия к группе и осознания девочкой полезности занятий по творческому самовыражению.

Для психокоррекционной работы с Н. нами были подобраны следующие методики творческого самовыражения: психокоррекция созданием художественных произведений (хокку) и психокоррекция творческим общением с живописью — создание серии рисунков, отражающих эмоциональное состояние.

Приложение 2. Краткосрочный психокоррекционный вариант ТТС

В ходе нашей работы мы на практике убедились в возможности применения краткосрочного варианта. Показанием к использованию краткосрочного психокоррекционного варианта ТТС является меньшая выраженность дефензивных черт личности в случаях, когда обращаются к психологу с нарушениями поведения дефензивного характера (проблемы в общении со сверстниками из-за стеснительности, нерешительности). Для таких случаев мы предлагаем краткий цикл занятий творческим самовыражением. Отличительными чертами этого варианта являются следующие:

1) меньший объем диагностического обследования (беседа с родителем, ребенком, наблюдение, проективные методики) и др.;

2) количество встреч может варьироваться от одной до пяти;

3) психокоррекционная работа осуществляется в союзе с педагогом по профилю дополнительного образования;

4) психокоррекционные методики терапии творчеством отбираются с учетом основного профиля творчества подростков. Так, например, для программистов — научно-исследовательская деятельность, для воспитанников изостудии—рисунок, графика и т. д.;

5) доступность данного варианта делает возможным обучение педагогов дополнительного образования, учителей образовательных школ.

Так, например, краткосрочный психокоррекционный вариант, объединивший в содержании хокку и рисунок. Работа осуществлялась совместно с педагогом по изобразительной деятельности Е. В. Чумаковой школы искусств № 2. Участниками краткосрочного цикла творческих занятий были девятиклассники с дефензивны-ми особенностями личности. После знакомства с психокоррекци-онной методикой творческого самовыражения созданием хокку старшеклассники проявили желание отразить свои переживания также и в рисунке. Ниже мы приводим четыре рисунка Оли Д. по рисункам можно увидеть, как с каждым занятием из защитной позиции по отношению к миру (поза эмбриона) мироощущение постепенно меняется и фигуры на рисунках раскрываются и приобретают новое значение.

По результатам краткосрочного цикла терапии творческим самовыражением был проведен экспресс-опрос школьников, участвовавших в занятиях. Подростки говорили, что на смену неуверенности в своих силах, боязни, что не получится, пришли другие ощущения: радостное оживление и желание знакомиться с собой в творчестве.

Педагоги школы отметили изменения в поведении детей, которые участвовали в занятиях. На других уроках дети стали смелее, раскованнее, стали проявлять интерес к сложным и творческим заданиям.

Первое занятие

Маленькая птичка,

Я отогрею тебя теплом своего сердца,

И ты споешь на заре.

Второе занятие

Полевые цветы

Ты собрала в венок.

О! Как сладки твои поцелуи!

Третье занятие

Когда шуту

Надоедает смеяться,

Он превращается в философа.

Четвертое занятие

Юноша — мужчина — старик.

Крутится колесо.

Младенец — юноша — мужчина.

Приложение 3

Определенной новацией в психокоррекционном варианте метода ТТС является создание трехстиший в стиле японских стихов — хокку, терапевтических метафор.

Хокку (хайку)—жанр и форма японской поэзии. Представляет собой трехстишие, состоящее из двух опоясывающих пятисложных стихов и одного семисложного посередине. Генетически хокку восходит к первой полустрофе танка (хокку, буквально — начальные стихи), от которого отличается простотой поэтического языка, отказом от прежних канонических правил, повышением роли ассоциативности, недосказанности, намека. В своем становлении хокку проходит несколько этапов. Ранний (X в. — чисто комический жанр — «развлечение за чаем и вином». Затем основным содержанием хокку стала пейзажная лирика (стихи Басё Мацуо). Следующий этап (Танигути Бусон, XVIII в.) — расширение тематики хокку: история, литература, народный сказ становятся новыми источниками для сюжетов. Конец XIX — начало XX в. — демократизация тематики жанра — Масаока Сики приложил к хокку заимствованный из живописи метод «зарисовки с натуры». Три основных эстетических принципа хокку ввел Басё Мацуо: саби — изящная простота, сиори — ассоциативное сознание гармонии прекрасного, хосоми — глубина проникновения.

Психокоррекция творческим созданием хокку на занятиях

Особенности этого жанра — ассоциативность и недосказанность позволяют застенчивому, тревожному подростку передать свои сложные чувства и переживания в виде намека, завуалировав эмоции, «приоткрыться» в своем чувстве и тем самым остаться в спасительной тени недосказанности, особенно на «пике» своих переживаний. Как, например, в этих стихотворениях, созданных участниками наших групп:

Мне холодно в пустом ужасном мире,

Где люди ходят по чужим душам.

Я не такой.

Меня достали те, кого я ненавижу,

Но я прощаю их,

Без них мне скучно жить.

Создание хокку требует высокого духовного сосредоточения, обогащает, концентрирует переживания дефензивных подростков в краткую, лаконичную форму:

Как свежий ветер

В душную комнату,

Прощение вливается в душу.

Существуют различные по содержанию и жанру хокку, и создание каждого из них имеет свои специфические психокоррекци-онные механизмы: катарсис, отреагирование эмоций, релаксация. Так, создание, звучание хокку о природе способствует гармонизации, характеризуется глубиной проникновения в интимные переживания, вызывает стойкое чувство духовной ясности, гармонии с окружающим миром:

В туманных горах

Капли ручья

Прокладывают свой путь.

Хокку — зарисовки с натуры, лаконичные и реалистичные, делают этот жанр наиболее доступным для начинающих, а потому пока сомневающихся в своих способностях к творчеству авторов:

На всю страну

Дохнуло перегаром,

Прошел сосед по парте.

На наших занятиях мы предлагали сочинить хокку группе, отразив в содержании какое-либо качество или эмоцию. Это способствовало созданию в группе доверия, созвучия настроений и снижало страх неудачи:

Март промозглый

Смотрит в окна,

Марина с Сифом пишут хокку звонко.

(Радость встречи с другом)

В ходе психокоррекционных занятий мы обратили внимание на то, как проявляются характерологические особенности в выборе жанра, содержания хокку. Подростки с синтонными чертами характера отдавали предпочтение реалистическому отображению жизни, чувств, эмоций, связанных с воспоминаниями о близких людях, содержание таких трехстиший отличалось яркостью, сочностью красок, теплотой переживания события. Например:

Рассвет.

Улыбка мамы

Жить пора.

У подростков с замкнуто-углубленными (аутистическими) чертами характера в содержании преобладали символы, темы соотношения земного и космического, вечные вопросы смысла жизни, существования человека на земле.

Как шарик при игре в рулетку,

Летит земля

В пространстве космоса холодном.

Подростки с демонстративными чертами отдают предпочтение эпатажности сюжета, юмору, сатире.

1.5. Метод «Психокоррекция творческим самовыражением» в работе практического психолога

С 2000 г. Омским отделением Центра Терапии творческим самовыражением (ТТС) организовывались семинары, творческие мастерские для психологов, преподавателей, студентов вузов — ОмГУ, ОмГПУ, РИЦ и др., на которых участники могли познакомиться с конкретными методиками творческого самовыражения в русле внелечебного варианта ТТС.

Результатом этой работы стало, в частности, создание спецкурса «Психокоррекция творческим самовыражением», для которого было разработано и опубликовано пособие (см.: Грушко, 2009). Цель и задачи спецкурса: раскрыть концептуальные и методические основы психоккореции творческим самовыражением; определить место психокоррекции творчеством в практической деятельности психолога — в индивидуальном и групповом консультировании, в работе групп творческого самовыражения; обучить студентов основам характерологии, применению на практике психологических знаний. Также целью курса является развитие способности студентов к дальнейшему самообучению в данной области. Курс разработан для студентов, обучающихся по специальности «Психология». Учебное пособие включает в себя теоретические и практические материалы, явившиеся результатом разработки и применения метода «Психокоррекция творческим самовыражением». Приложения включают в себя результаты совместной творческой работы участников групп и студентов-психологов, посещавших спецкурс по психокоррекции творческим самовыражением.

Методологической и научной основой спецкурса является метод «Терапия творческим самовыражением» (ТТС) — отечественный психотерапевтический метод, созданный известным отечественным врачом-психотерапевтом М. Е. Бурно (Бурно, 2012), профессором кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования.

В содержание включены следующие разделы деятельности практического психолога по внелечебному варианту ТТС:

— Краткая характеристика метода «Терапия творческим самовыражением»; ведущие характерологические радикалы (типы характеров) по типологии М. Е. Бурно (Бурно, 2008а).

— Представлены теоретические основы психокоррекции творческим самовыражением, основные этапы психокоррекционного варианта ТТС.

— Исследуются психотерапевтические и психокоррекционные аспекты фотоискусства (Александрова, Грушко, Карловская, 2004: 49-52);.

— Описано использование фотографии в психокоррекционном варианте Терапии творческим самовыражением. В данном разделе специалисты, использующие методики творческого самовыражения, могут найти цикл практических психокоррекционных занятий с использованием фотографий. Содержанием занятий является творческое осмысление целительной силы фотоискусства. Участникам групп с целью творческого самовыражения предлагается освоить и развить навыки творческой деятельности, попробовать свои силы в создании творческих фотографий, фотовыставок.

— Также рассматривается психокоррекция созданием метафор, дается описание психокоррекционных возможностей методики. Психокоррекционным результатом этого варианта творческого самовыражения является переоценка ценностей, освобождение от внутреннего дискомфорта, приобретение способности нейтрально, спокойно или с юмором оценивать ситуацию.

— Описаны структура и содержание конкретных занятий по психокоррекции творчеством; знакомство с характером. Примеры занятий с использованием конкретных методик:

1. «Метафора Дом». Цель занятия: знакомство с представлениями о врожденном и приобретенном, индивидуальными характерологическими особенностями себя и окружающих. Создание визуальной метафоры «Дом» помогает найти в общей типологии свою индивидуальность. Рисунки показывают, что у нас общего, а в чем мы уникальны. Написание ассоциаций на рисунки других участников дает обратную связь — представление о восприятии этого рисунка окружающими.

2. «Волшебные метафоры». Цель занятия — познакомиться с разными способами применения метафор, использовать преобразовательную силу метафор. Формы творческого самовыражения: создание метафор как способ самопознания, конструирование метафор для изменения внутренней реальности человека и др. Например, «Сказка-метафора». Цель: принятие собственной индивидуальности, осознание «силы слабости», ориентация на спонтанность, игровую установку. Время — 45 минут. Участники делятся на группы по 4-5 человек. Группам дается задание сочинить небольшую сказку, где главный герой будет отражать какую-либо черту характера, считающуюся нежелательной (эту черту группа выбирает сама). С этим героем могут происходить различные события, в результате которых он может измениться. Затем участники рассказывают или разыгрывает придуманную сказку (см.: Бурно, 2009а: 558; Гнездилов, 2003).

Учебное пособие дополнено приложениями: описание характеров с использованием иллюстраций участников творческих гостиных; требования к уровню освоения программы и формы текущего промежуточного и итогового контроля; даны примеры промежуточной формы контроля для студентов; представлены методические рекомендации преподавателям и студентам и учебно-методическое обеспечение.

Разработаны технические средства, применяющиеся в обучении: прослушивание аудиокассет; использование мультимедиа-средств, фотоальбом «Дерева» (см.: Грушко, Карловская, 2007), пособие (CD) по спецкурсу.

В течение ряда лет (с 2005 г. и по настоящее время) спецкурс «Психокоррекция творческим самовыражением» включен в программу обучения студентов-психологов ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Студенты-психологи с увлечением исследуют возможности вне-лечебного варианта ТТС в коррекции проблем детей и подростков — воспитанников детского дома; подростков, находящихся в местах заключения; студентов — дизайнеров, психологов и др., заинтересованных в реализации своего творческого потенциала.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   59

перейти в каталог файлов
связь с админом