Главная страница

ПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ.. Руководство по Характерологической креатологии Под редакцией М. Е. Бурно и Г. Ю. Канарша


Скачать 4,33 Mb.
НазваниеРуководство по Характерологической креатологии Под редакцией М. Е. Бурно и Г. Ю. Канарша
АнкорПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ
Дата30.10.2018
Размер4,33 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ..docx
ТипРуководство
#57500
страница8 из 59
Каталогid9295808

С этим файлом связано 18 файл(ов). Среди них: ПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ..docx, TsELEBNYE_KROKhI_VOSPOMINANIJ.pdf, If_You_Give_a_Pig_a_Pancake_Laura_Nemiroff.pdf, If_You_Take_a_Mouse_To_The_Movies_Laura_Nemiroff.pdf, If_You_Give_a_Dog_a_Donut_by_Laura_Numeroff.pdf, If_You_Give_a_Moose_a_Muffin.pdf, Shablon.pdf, If_You_Give_a_Mouse_a_Cookie_by_Laura_Numeroff.pdf, psikh._igry.docx и ещё 8 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   59

1.6. Психокоррекция методом ТТС как ресурс здоровье сберегающих технологий личности малолетнего преступника38

Вопросы о здоровье личности, о его сохранении и поддержании нередко ставят клиенты, обращающиеся за помощью к психологам. В контексте данной статьи нас интересовал вопрос о сохранении здоровья личности, находящейся в местах лишения свободы.

Отбывание наказания—это сложная стрессовая ситуация, особенно остро стрессогенность ситуации отбывания наказания переносится в подростковом возрасте (Антонян, Еникеев, Эминов, 1996). В связи с этим, задача психолога — оказать помощь подросткам в сохранении основных социально-приемлемых и необходимых качеств личности; в нейтрализации деструктивных переживаний и связанных с ними внутриличностных изменений; в успешной адаптации к новым условиям существования; в создании условий и предпосылок осознания и исправления, изменения личностной истории (Айхорн, 2001). В этом русле работают такие ученые, как Л. Ф. Мироненко, Л.Е. Владимиров и другие (Мироненко, 2009; Владимиров, 2000).

Объектом нашего исследования явилась личность заключенных. Цель исследования — изучение динамики личностных качеств (тревожности, агрессивности, отношения к себе и другим) заключенных в ходе групповой коррекции методом Терапии творческим самовыражением (ТТС). Основными задачами были: изучить выраженность деструктивных особенностей личности (тревожности, агрессивности, негативного отношения к себе и другим) в экспериментальной и контрольной группах, провести ряд занятий по коррекции данных деструктивных особенностей, выявить и сравнить динамику деструктивных качеств.

В исследовании принимали участие 20 заключенных ОВК (Омской воспитательной колонии) в возрасте 15—17 лет, из которых 10 человек — экспериментальная группа (заключенные «группы риска» — это личности, склонные к побегу, избегающие контактов со сверстниками и сотрудниками колонии, необщительные, малоактивные, агрессивно настроенные, часто находящиеся в одиночестве и подвергающиеся насилию со стороны «лидерского актива»). Для проведения краткосрочного психокоррекционного курса была выбрана программа занятий на основе внелечебного варианта Терапии творческим самовыражением (ТТС). Метод ТТС, разработанный профессором М. Е. Бурно (Бурно, 2012), позволяет раскрыть глубинные, а подчас неосознаваемые процессы, происходящие в самом субъекте коррекции. Терапевтический эффект достигается путем раскрытия ресурсных состояний и качеств личности при выборе методик творческого самовыражения с учетом характерологической индивидуальности участников группы (см.: Бурно, 2008а; 2012).

В связи с тем что лишение свободы — стрессовая, критическая ситуация для каждого, приводящая к дезадаптации и высокому уровню напряжения, мы использовали в диагностике психологические методики, направленные на выявление динамики таких свойств личности, как тревожность («Исследование личностной и ситуативной тревожности» Спилбергера, адапт. Дерманова И. Б. и др., 2002); неуверенность в себе, низкая самооценка («Личностный дифференциал» НИИ им. В. М. Бехтерева — Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М., 2002); состояние агрессии («Диагностика состояния агрессии» Басс-Дарки — Дерманова И. Б., 2002). При проведении первичной диагностики данной группы заключенных было выявлено, что по всем предложенным параметрам экспериментальная группа значимо отличается от контрольной большей степенью выраженности данных черт. А именно: высокий уровень тревожности, низкий уровень развития волевых сторон личности; также были выявлены значимо высокие показатели по шкалам вербальной, физической агрессии, шкалам «обида» и «чувство вины».

Краткий психокоррекционный курс состоял из пяти встреч, каждая из которых начиналась с прочтения биографии известной личности. Новым с точки зрения развития конкретных методик творческого самовыражения была идея включить в краткосрочную психокоррекционную программу творчество известных писателей, общественных деятелей, которые имели опыт отбывания наказания и создавали свои известные произведения в этот сложный для них жизненный период: О. Генри, А. Грин, Ф. М. Достоевский, А. И. Солженицын, Н. Г. Чернышевский. При обсуждении поднимались вопросы сходства судеб известных людей и заключенных (все перечисленные личности отбывали наказание) и способов преодоления трудностей через творческое самовыражение. Основной психокоррекционный механизм, который был задействован в данном случае, — механизм идентификации с великими творцами, которые в трудных жизненных условиях не только не сломились, но и создавали произведения, вошедшие в золотой фонд литературы. «Факт созвучия сегодняшних людей разных характеров с типичными «характерами» (особенностями) искусства, литературы целых народов в определенные эпохи углубляет терапевтический эффект...» (Бурно, 2006b: 154) — так, в ходе занятий участники группы отмечали инсайты, происходящие в результате обнаружения сходств биографий творцов со своими биографиями.

Первая встреча включала в себя знакомство, первичную диагностику, психокоррекцию творчеством. Мы читали рассказ О. Генри «Дары волхвов», обсуждали его, делали выводы. После этого заключенные выбрали один-два предмета из предложенных («киндер-сюрпризы» и игрушки) и составили рассказ о них. Самовыражение посредством игрушки было использовано как форма игровой непроизвольной рефлексии (Грушко, Карловская, 2009: 33—34). Затем созданные рассказы зачитывались (авторство оставалось анонимным); в некоторых случаях завершение рассказа с согласия автора корректировалось либо дополнялось. Завершая занятия, участники обобщали полученный опыт. На следующей встрече мы прослушали восемь отрывков классической музыки, оценили их от 1 до 8 баллов и зарисовали их (эмоции, чувства, образы, ассоциации, вызванные прослушиванием). По завершении занятия мы просмотрели работы и пожелали что-либо позитивное автору каждой картины. На третьей встрече участники создали список собственных качеств, разделив их на две группы: качества, помогающие справляться с трудностями, и качества, мешающие справляться с трудностями. После этого подростки описывали данные качества (одно-два из списка) на образном языке, при этом группа выбирала язык описания самостоятельно. Четвертая встреча включала работу с визуальными образами. Необходимо было выбрать несколько образов из предложенных журналов по принципу — «это я» и «это не я». Далее составлялись коллажи из выбранных образов и рассказ о них. После чего некоторые участники изъявили желание прочитать свои рассказы и обсудить их. На последнем занятии по фототерапии подростки знакомились с фотографиями из фотоальбома «Дерева» (Грушко, Карловская, 2007: 3). Из коллекции выбирались фотографии, которые нравятся и которые не нравятся. Далее участники рисовали или описывали чувства и эмоции, которые вызывают данные фото. По завершении занятия просматривались выбранные фотографии и зачитывались и обсуждались описания к ним.

После проведения психокоррекционных занятий в экспериментальной группе было выявлено положительное влияние на проявление таких личностных качеств, как ситуативная тревожность, физическая агрессия, чувство обиды и вины, — заметное снижение показателей по этим параметрам; параметр «силы» был заметно повышен. При выявлении и сравнении динамики личностных качеств, таких как тревожность, негативное отношение к себе и окружающим, агрессивность, у контрольной и экспериментальной групп было выявлено, что различия между проявлениями этих качеств личности у контрольной и экспериментальной групп были почти уравнены. Это было выявлено по положительному оцениванию отношения к себе у испытуемых, входивших в экспериментальную группу, а также по снижению уровня тревожности и агрессивности и более полному пониманию себя и своих особенностей. Различия по шкале «ситуативная тревожность» приблизились к норме, однако показатель по «личностной тревожности» снизился, но остался высоким (U=24,5 при р=0,01), что значимо отличается от показателя в контрольной группе. По методике «Личностный дифференциал» (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева) значимых различий выявлено не было, что показывает нивелирование различий между группами и приближение экспериментальной группы по показателям к норме.

Показатели агрессии также заметно снизились и приблизились к норме, однако значимые различия были выявлены по шкале «вербальной агрессии» (U=63 при р=0,01).

При анализе общей динамики личностных качеств, таких как тревожность, негативное отношение к себе и окружающим, агрессивность, можно отметить, что групповые психокоррекционные занятия способствовали коррекции этих проявлений. Результатом занятий также можно считать приобретение участниками новой возможности для ощущения себя свободным в ограниченном пространстве — через написание рассказов, писем и других произведений, позволяющих в своих фантазиях побывать в самых различных местах. Основные методики психокоррекции творчеством, которые были включены в программу: фототерапия, киндер-сюрприз-терапия, музыкотерапия, психокоррекция созданием собственных произведений — коллажей и метафор.

Таким образом, правомерно заключить, что проведение психо-коррекционной программы методами ТТС положительно влияет на личность заключенных, способствует сохранению эмоциональной стабильности, и, следовательно, эта программа может быть рекомендована как одна из здоровьесберегающих технологий для данной категории граждан.

1.7. «Рисование на лепестках роз» как метод психокорреции творческим самовыражением в индивидуальной и групповой работе39

Терапия творческим самовыражением (ТТС) — отечественный клинико-психотерапевтический метод, работающий в поле терапии духовной культурой (Бурно, 1989-2010) вместе с экзистенциально-психотерапевтическими, арт-терапевтическими, религиозно-психотерапевтическими и другими методами, в основе которых как ведущий лежит креативный психотерапевтический механизм. «Конкретные методики терапии творчеством, переплетающиеся между собой в этом сложном методе (терапия созданием творческих произведений, творческим общением с природой, творческим общением с литературой, искусством, наукой, терапия проникновенно-творческим погружением в прошлое и т. д.), служат не для того, чтобы пациент стал писателем, художником и т.д. ...не для того, чтобы он лишь приобрел увлечение на досуге и тем утешился, а прежде всего для того, чтобы он стал более творческим самим собою как член общества в общении с людьми (тяга к творчеству — тяга к коммуникациям), чтоб он приобрел общественно-творческий стиль, образ своей жизни...» (Бурно, 2006b: 4).

При разработке психокоррекционного приема «Рисование на лепестках роз» в дополнение к перечисленным выше методикам мы опирались на основные положения метода ТТС, а именно:

— доступность — данным приемом могут овладеть, как показала практика, не только взрослые, но и дети самого разного возраста — овладеть по-своему, т. е. со своими особенностями;

— направленность на развитие художественного отношения к жизни.

Художественное отношение к жизни в отличие от научного обнаруживает и развивает у клиента не только особенность мышления-суждения, но и свое личностное, индивидуальное переживание по поводу каких-то событий, отношений с людьми, с природой. «Изучая характеры и то, как обнаруживают они себя в творчестве известных художников, в творчестве, в поступках, переживаниях вообще, мы с пациентами, конечно же, стремимся и в собственном творчестве к своей духовной неповторимости, уникальности» (Бурно, 2008а: 2).

Данная разработка методики творческого самовыражения «Рисование на лепестках роз» впервые была предложена для работы в семейном консультировании и основана на изобразительном искусстве. Первоначально «Рисование на лепестках роз» использовалось как способ создания подарка для родных и близких людей. При этом работа, выполненная для конкретного человека, представляла собой визуальный образ данного человека, таким, «каким я его вижу». Хочется отметить, что если удавалось через работу передать эмоциональное состояние, то результатом являлось создание хорошего позитивного настроения и у того, кому предназначался подарок. В дальнейшем данный прием стал использоваться в качестве профилактического средства при работе с собственными эмоциональными и личностными проблемами.

Вот уже в течение четырех лет, с 2008 г., проводится освоение приема «Рисование на лепестках роз». Применение данного приема в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты: обеспечить эффективное эмоциональное отреагирование, придать ему социально приемлемые, допустимые формы; дает возможность невербального контакта; способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит; создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей; оказывает дополнительное влияние на осознание клиентом своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний; создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций; существенно повышает личностную ценность; содействует формированию позитивной Я-концепции и повышению уверенности в себе за счет социального признания группой ценности авторского произведения, созданного в ходе творческих занятий.

Занятия с использованием данного приема проходят в непринужденной обстановке, под располагающую к релаксации классическую музыку. Выбор средства творческого самовыражения соотносится с характерологической индивидуальностью участников занятий. В ходе психокоррекционных занятий участникам предлагается вглядеться в линии на лепестке розы, выбранном из предложенной коллекции, создать рисунок, отражающий эмоциональное состояние по отношению к травмирующей ситуации. Затем создается образ, отражающий желаемое состояние. Зачастую созданные образы позволяют по-новому посмотреть на ситуацию, найти варианты выхода из сложного эмоционального переживания. В отдельных случаях рисование на лепестке розы дает возможность оживить иные целебные творческие способности, «высвечивая индивидуальность» (Бурно, 2006b: 128).

Целями приема «Рисование на лепестках роз» являются следующие: визуализировать, озвучить, осознать мысли и чувства, которые человек привык подавлять (иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений); сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах; развить художественные способности и повысить самооценку. В ходе психокоррекционной работы возможны интеграция данного приема с перечисленными выше методиками творческого самовыражения и опора на естественно-научную типологию характеров (см.: Бурно, 2008а).

Например, душевная напряженность авторитарно-напряженного человека40 нашла выплеск в ходе рисования проблемы: поиска своего предназначения, поиска собственного пути. Г., 19 лет, увидела «свой путь» в тумане. В ходе перенесения образа на лепесток пришло решение — «нужен отдых, чтобы рассеять туман», это нашло отражение в ходе психокоррекционных занятий в создании собственных творческих произведений — строках сказки и хокку, в которых были намечены пути дальнейшего развития.

Б., 25 лет (тревожно-сомневающийся тип характера41). Ее тревожная сосредоточенность на мыслях об ускользающих чувствах, об одиночестве, ее загруженность подробным аналитическим размышлением, сотканным из сомнении, позволили с помощью приема «Рисование на лепестках роз» найти опору в созданных ресурсных образах. Созданный образ родителей, изображенных в виде могучего леса, обеспечивающего защиту и покровительство, позволил повысить личностную ценность, содействовать формированию позитивной Я-концепции, пережить состояние защищенности. Работая далее над проблемой, перенося пришедший образ, включая его в тонкую миниатюру лепестка, Б. нашла способ эффективного эмоционального отреагирования, рисуночный образ состояния был дополнен авторским стихотворением.

В работе с эмоциональной зависимостью С, 19 лет (замкнуто-углубленный типа характера42), ее склонность к символике позволила найти выход в создании серии работ, включающей в себя и миниатюры на лепестках, и хокку, и сочинение музыки и стихов (фото С. — проблема зависимости от человека).

В практическом применении приема «Рисование на лепестках роз» выделяются две приемлемые формы работы — индивидуальные встречи и работа с открытыми группами. Индивидуальная форма дает возможность специалисту войти в мир клиента, узнать о его интимных переживаниях, уточнить с ним вместе вопрос о его самочувствии и настроении. Групповая форма дает возможность участникам наглядно увидеть себя, свой характер, свои духовные ценности, свое творчество в сравнении со всем этим у товарищей по группе. Каждый может убедиться в искренности интереса и уважения к нему со стороны других участников группы, понять и принять иные образы переживания и поведения, что само по себе терапевтически ценно. Занятия с использованием приема «Рисование на лепестках роз» рекомендуется проводить в малых группах (10—12 чел.) или индивидуально. Темы для рисунков и картин могут быть самыми разнообразными. Главное — выразить себя. Это могут быть, например: «Пейзажи моего детства», «Цветок, который мне нравится», «Животное, которое мне по душе», «То, что мне неприятно», «Моя мечта», « Моя проблема» и пр. Целесообразно также рассматривание в группе альбомов по искусству, фотоальбомов, чтобы участники могли сориентироваться, что им созвучнее, понять, кто из известных авторов ближе по собственной своей характерологической манере рисунка.

Уже на первой встрече участник творческой мастерской начинает понимать, что каждый человек индивидуален, однако существуют некоторые закономерности поведения и эмоциональных реакций. Например, особенность демонстративного характера, проявляющаяся в позировании, стремлении «выставляться, привлекать к себе внимание неприкрыто-внешними, порою даже крикливыми средствами» (Бурно, 2008а: 58), отражается в манере выполнения рисунка: лепесток розы пропадает, исчезает под яркими красками, иногда «кричащими» образами, выбранными для творческого самовыражения своей индивидуальности.

В ходе обсуждения, знакомства с различными характерологическими проявлениями в творчестве каждый участник группы приобретает новые, более полные знания об особенностях личности.

Помимо групп, рассчитанных на оказание длительной терапевтической помощи, использование данного метода возможно и в рамках краткосрочных мастер-классов.

Очень интересные результаты принес прием «Рисование на лепестках роз» в работе с детьми дошкольного возраста. Ребятам старшего дошкольного возраста на занятиях по «Психологии общения» в ходе изучения раздела «Мои эмоции» было предложено нарисовать свое эмоциональное состояние. Работы получились разные, каждая по-своему интересна и неповторима. У ребят появилась возможность самоутверждения через практическую деятельность, что поспособствовало повышению самооценки и уважения к себе. В процессе разнообразной художественной деятельности выявились наклонности, способности детей, их интересы. Для каждого имело большое значение увидеть свои положительные черты и развивать их. «Творческое углубление в себя само по себе (в смысле уяснения своих особенностей в творчестве) действует, как правило, терапевтически, вытесняя чувство неопределенности, беспомощности, расстройство настроения» (Бурно, 2008а: 75).

Умение видеть свои достоинства в работе, ценность ее результатов всегда будет служить психологической поддержкой детям, испытывающим неуверенность в собственных силах, надежной опорой в жизни. Направление ребенка на интересную, соответствующую его индивидуальным особенностям и потребностям деятельность, удовлетворение его интересов, расширение знаний и представлений оказывают положительное влияние на развитие его личности. Оживляя духовную индивидуальность, творческое переживание, вдохновение несет в себе и мощный психогигиенический заряд, призванный стать в жизни человека фактором, устраняющим возможность возникновения душевной напряженности, страхов, апатии, тревожности. Специалисту, использующему данный прием, прежде всего необходимо показать в группе, как это просто и доступно нарисовать свое. Для этого требуется только вдохновенное стремление передать свое переживание, не задумываясь над тем, как это сделать. Рефреном при этом звучит мысль о том, что «мы рисуем для того, чтобы лучше видеть мир и себя в нем».

Использование приема «Рисование на лепестках роз» возможно без помощи специалиста-художника, потому что цель его — не в создании истинных произведений искусства, а в возможности, наполнившись целебным вдохновением, принести обществу «гораздо больше жизненной, профессиональной пользы, раскрепостив свои скрытые резервы» (Бурно, 2006b: 4), а также в стремлении выяснить, подчеркнуть свою характерологическую индивидуальность.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   59

перейти в каталог файлов
связь с админом