Главная страница

ПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ.. Руководство по Характерологической креатологии Под редакцией М. Е. Бурно и Г. Ю. Канарша


Скачать 4,33 Mb.
НазваниеРуководство по Характерологической креатологии Под редакцией М. Е. Бурно и Г. Ю. Канарша
АнкорПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ
Дата30.10.2018
Размер4,33 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. ПСИХОТЕРАПИЯ РОССИИ..docx
ТипРуководство
#57500
страница9 из 59
Каталог
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   59

1.8. Особенности применения ТТС в области социальной защиты43

В настоящее время по-прежнему актуальны проблемы социально неблагополучных семей, в том числе семей с детьми в трудной жизненной ситуации. В Кемеровской области сегодня существует 62 170 неполных семей, в которых проживают 82 079 детей, причем 75% из них живут в малоимущих семьях, 15 000 детей воспитываются в многодетных семьях, из которых 79% нуждающихся (см.: Сосновская, 2010:14). Поэтому в сфере социальной поддержки семьи и детей являются важными оказание адресной помощи нуждающимся семьям с детьми, социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями, жизнеустройство и профилактика безнадзорности несовершеннолетних, оказавшихся в кризисной ситуации. В области действуют 39 специализированных учреждений для детей, в которых содержится около 7,2 тыс. детей в год. В социально-реабилитационных центрах и приютах находятся дети, оказавшиеся на улице при живых родителях; сироты, дети родителей, лишенных родительских прав, а также дети из асоциальных семей (см.: там же: 16).

Зачастую образование этих детей начинается с возраста гораздо более позднего, чем 7 лет. К 13-14 годам они заканчивают 3-4 класса, а бывает, что в 15 лет подросток осваивает программу первого класса. Это дети группы риска. Основными психологическими проблемами таких детей являются чувство неполноценности, агрессивность, неадекватная самооценка, тревожность и отсутствие конструктивных коммуникативных навыков.

Все эти проблемы особенно яркими становятся в подростковом возрасте — кризисном периоде в развитии ребенка. В силу сложности и противоречивости особенностей подростков, зачастую негативного отношения к себе, неблагополучных социальных условий развития возникает опасность асоциального развития личности.

В то же время в этот период у детей возникают потребности в самопознании, в развитии ценностной и эмоционально-волевой сфер; интерес к другим людям и окружающему миру, формируются личностные качества. В возрасте 12-14 лет формируются те компоненты Я, которые связаны с осознанием сходства—различия себя и других людей. Отечественный социолог и психолог И. С. Кон об этом периоде писал так: «Подросток редко отдает себе сознательный отчет в своих переживаниях, но подсознательно он внимательно прислушивается к себе. Это вызывает значительные колебания в устойчивости «образа Я» и уровня самоуважения. По данным американских психологов, в 14 лет усиливается склонность к самонаблюдению, снижается устойчивость «образов Я», несколько снижается общее самоуважение и существенно меняется самооценка некоторых качеств. Подросткам значительно чаще, чем младшим детям, кажется, что родители, учителя и сверстники дурного мнения о них. Чаще они испытывают депрессивные состояния» (Кон, 1989: 28).

Таким образом, для подростков характерна сензитивность (чувствительность) ко всему, что относится к их личности, характеру, поведению. А вот в школе, в приюте часто о характере детей говорят с негативным оттенком: «Характер решил показать», «Ну и характер у нее», — тем самым, обостряя и без того значимые для подростков проблемы. Особенно достается тем, у кого характеры живые, подвижные, сильные, тем, кто сопротивляется психологическому давлению взрослых. Поэтому так важно научить подростка видеть не только свои недостатки, но и понимать, видеть, уметь опираться на свои достоинства, сильные стороны своего характера. Помощь в лучшем понимании себя, своих возможностей, в расширении видения мира — в этом нуждается большинство подростков, и особенно дети из социально неблагополучных семей, дети группы риска. И такую помощь детям 12-15 лет можно оказывать, применяя в психологической коррекции элементы психотерапевтического метода Терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно (ТТС, ТТСБ) (см.: Бурно, 2012).

В нашем учреждении «Центр психолого-педагогической помощи» Комитета социальной защиты г. Новокузнецка с 1999 г. осуществляется психологическое консультирование семей с детьми. Здесь и возникла идея разработки нового направления работы с детьми подросткового возраста из социально неблагополучных семей на базе учреждений социальной защиты. Целью работы с детьми в данном направлении должна была стать гармонизация формирующейся личности ребенка, профилактика социально-психологической дезадаптации подростков группы риска.

Работа в этом направлении началась в феврале — марте 2002 г., проводилась в течение шести месяцев с детьми, посещающими социально-реабилитационное отделение дневного пребывания для несовершеннолетних филиала № 3 Комплексного центра социального обслуживания населения Центрального района г. Новокузнецка. Это дети 12-14 лет из малоимущих, неполных, многодетных или асоциальных семей. Занятия проводились с двумя группами детей.

В апреле — мае 2003 г. работа с детьми методом ТТС была продолжена. Мы сотрудничали с психологами приютов «Берег надежды» и «Алые паруса» и проводили занятия с детьми этих приютов. Две группы в «Алых парусах» и одна в «Береге надежды», всего — порядка 20 детей. Работа в этом направлении продолжалась в течение года. Была разработана специальная программа на основе метода ТТС.

Особенность данного метода состоит в том, что он строится на изучении с лечебной (профилактической) целью пациентами (или здоровыми людьми с душевными трудностями) собственных характеров и характеров других людей (см.: Бурно, 2008а), проявлении этих особенностей в индивидуальном творческом самовыражении, переживании творческого вдохновения при создании творческих произведений или при встрече с тем, что близко. Автор метода называет этот процесс «терапия счастья быть самим собой в жизни среди людей с осознанием общественной полезности» (Бурно, 1999а: 217). Целью занятий является самопознание у детей, снижение тревожности, развитие уверенности в себе, знакомство с произведениями духовной культуры. В задачи программы входит следующее:

— познакомить участников с типологией характеров по классификации М. Е. Бурно (Бурно, 2008а), уделяя особое внимание сильным сторонам характеров44;

— показать неповторимость и ценность каждого ребенка, необходимость проявления уважения к особенностям других людей;

— организовывать ситуации познания участниками группы особенностей своего характера в творческом самовыражении;

— сформировать позитивное отношение к проявлениям особенностей собственного характера и характера другого человека.

Терапевтический эффект достигается в процессе творческого самовыражения детей, при общении с духовно-близким, «созвучным» в природе, человеческой культуре. При этом происходят познание, оживление, принятие и проявление творческой духовной индивидуальности людей.

Программа состоит из 10 занятий, периодичность занятий — один раз в неделю, длительность занятия — 60—80 мин. Занятия согласно рекомендациям автора метода (Бурно, 2012) проводятся в отдельном помещении, в камерной обстановке (малый свет — свечи, чай) с использованием художественных альбомов, просмотром слайдов. Работа с детьми подросткового возраста объединяет в себе ситуации психологического просвещения, группового и индивидуального консультирования, элементы развивающей работы. Позитивное творческое общение по форме может быть свободным обсуждением, беседой, позитивным диалогом, воспоминанием, проигрыванием сказок, рассматриванием слайдов и художественных альбомов, обменом впечатлений от увиденного и услышанного. Это способствует самораскрытию и выражению собственного мнения участников.

Необходимо отметить интерес детей к новому, особенно к живописи — к картинам, книгам, художественным альбомам, который возникает на первых же занятиях. Удивительно то, что, рассматривая картины, дети иногда очень точно и тонко подмечают черты характера художников, их создавших. Строгость авторитарно-напряженных (напр., Шишкин, Верещагин), доброту и мягкость синтонных (напр., Куинджи, Тропинин), «...как во сне или в сказке» — у замкнуто-углубленных (Борисов-Мусатов, Нестеров)45.

Как бывает радостно, когда видишь в глазах детей интерес, когда ребята начинают понимать, принимать и чувствовать природные особенности своего характера.

Сильный эмоциональный отклик у детей вызывает обстановка проведения встреч — свечи, самовар, слайды. Я помню, как на первой встрече мальчик из приюта удивленно и благодарно спросил: «Это что, все для нас?»

В ходе первых занятий чувствовалась некоторая неуверенность, скованность детей. Это наблюдалось по статичным скованным позам, неподвижным лицам, негромкому, монотонному голосу. Высказывания детей были короткими, инициативы психолога в общении было больше. Иногда дети отказывались говорить. Общение между собой сводилось либо к призывам установить тишину, либо к агрессивным проявлениям. Дети плохо слушали друг друга, быстро уставали, внимание их в начале занятия было более устойчивым, затем дети начинали больше отвлекаться.

В ходе занятий интерес к новому усиливался благодаря положительному вниманию, заинтересованности, поощрению высказываний собственных мнений детей со стороны психолога. Это помогло детям почувствовать себя более успешными и уверенными.

На последних занятиях ребята высказывались чаще, проявляя при этом собственную инициативу. Их высказывания были более спокойными, уверенными, в соответствии с характером. Дети проявляли больше внимания и интереса к высказываниям других участников группы, их позы стали более естественными, лица оживились, голос стал богаче по интонациям и громче, даже глаза как будто начинали оживать.

Вообще дети с радостью идут на наши занятия. Мне запомнился одни случай, когда мальчик вошел в кабинет перед нашей третьей встречей оживленный и сразу, еще не раздевшись, спросил меня: «А как вас зовут?»; именно на этой третьей встрече он начал говорить, а на первом занятии он отказался даже представиться. Большое впечатление на Мишу (так зовут этого мальчика) произвели картины Левитана, Поленова, Айвазовского. Позже оказалось, что у него есть способности к рисованию.

Разные формы заданий (рассматривание картин, создание зрительного образа и рисование его, рассказ о впечатлениях) побуждали детей к творческим проявлениям.

Результатом проведения занятий в рамках программы явилось некоторое снижение уровня тревожности, повышение общего фона настроения и активности, поведение стало более естественным, менее агрессивным. Наблюдался также рост познавательного интереса, возникли интерес к себе и к проявлениям других участников группы и более внимательное к ним отношение.

Конечно, проведенных занятий недостаточно для достижения целей, поставленных в программе. Однако и они помогают детям почувствовать свою индивидуальность и неповторимость, стать увереннее, понять, как много в мире нового, прекрасного и еще неизвестного им.

Анализ проведенных занятий указал на необходимость изменения программы в соответствии с особенностями детей. Цель коррекции — сделать содержательную часть программы более короткой и эмоционально насыщенной. Проведение занятий должно быть более динамичным; обсуждаемые вопросы — более понятными, темы — волнующими. Необходимо более тщательно подбирать состав участников группы, а именно по возрасту дети должны быть 14—15 лет; по психологическим характеристикам — обязательное наличие дефензивности (переживание чувства собственной неполноценности) .

Важным фактором терапевтического воздействия является личность самого ведущего, его способность к сопереживанию, умение слушать, понимать переживания и взаимодействовать с детьми, учитывая их возрастные особенности и индивидуальные, обусловленные характером, потребности.

Еще я хотела бы сказать, что дети, с которыми я встретилась благодаря ТТС, замечательные — добрые, заботливые, честные, снова и снова доверяющие нам, взрослым. Я в этом убедилась на деле. Я у них многому учусь.

1.9. Терапия творческим самовыражением в работе практического психолога с педагогами

В настоящее время российское образование переживает кардинальные изменения — модернизация затрагивает содержательные, организационные и экономические аспекты образовательного процесса. Важнейшим условием реализации нововведений, с нашей точки зрения, является профессионализм педагога. Возрастает потребность педагогического сообщества в кадрах творчески мыслящих, инициативных, способных проявлять социальную активность, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности. Все это обусловливает и делает необходимым поиск средств поддержки, обеспечивающих педагогу достижение максимальных результатов при участии в инновационных процессах в современных условиях.

В системе повышения квалификации разработаны в настоящее время различные инновационные технологии и методы, позволяющие развивать профессиональную компетентность педагога. Однако до сих пор отмечается дисбаланс в развитии личностных и профессиональных характеристик педагогов-слушателей. Например, анализ образовательных программ повышения квалификации (на примере Новокузнецкого института повышения квалификации (ИПК)) показывает, что в 144-часовых курсах психологическому блоку, обеспечивающему поддержку личностного развития специалиста, уделяется от 6 до 18 часов.

Последние исследования (Вержицкая, 2011) показывают, что личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации сопровождается широким спектром эмоционально-положительных и эмоционально-отрицательных реакций. Автор приводит данные, что 68,3% педагогов имеют неадекватный (отрицательный и нейтральный) эмоциональный фон личностно-профессионального развития. Исследования, проводимые нами с 2001 по 2008 г., показывают, что всех педагогов, приходящих на курсы повышения квалификации, можно разделить на три группы (Щеголенкова, 2010: 143):

— специалисты, способные выступать субъектом своего личностно-профессионального развития (32%);

— специалисты, нуждающиеся в поддержке своей субъектной позиции (45%);

— «депрофессионализирующиеся» специалисты (23%). Особое внимание следует уделять именно «депрофессионали-

зирующимся» педагогам, которым свойственны частое беспокойство, недовольство собой и окружающими людьми, негативная тенденция восприятия окружающих. Часто их реакции на затруднения в профессиональной деятельности носят стрессовый характер, отмечается авторитарная позиция; они недостаточно оценивают свои достоинства и положительные качества, низкая степень принятия себя таким, какой есть, отсутствие установки на сотрудничество с другими; отмечается большая степень зависимости от мнения окружающих при внешней самодостаточности и дистанцированности; отсутствуют гибкость в эмоциональных реакциях и поведении с окружающими, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющиеся обстоятельства профессиональной деятельности; характерна недостаточная развитость рефлексии собственных потребностей и эмоциональных состояний (неспособность идентифицировать собственные чувства и выразить их словами). Такие специалисты нуждаются в специальных способах психологической (и даже психотерапевтической) поддержки. С 2004 г. на базе новокузнецкого ИПК осуществляется разработка мер профилактики и преодоления данного явления (Т. В. Сикорская, Е. С. Щеголенкова, Я. А. Ветрова). Профилактика включает в себя разнообразные методы и методики:

1. Определение целей и ценностей профессиональной деятельности.

2. Навыки эффективной коммуникации.

3. Контроль эмоций, овладение приемами и навыками саморегуляции.

4. Использование отдыха.

5. Поддержание хорошей спортивной формы.

6. Творчество.

В настоящее время исследователями (Н. М. Чегодаев, Л. Н. Горбунова, И. П. Цвелюх и др.) доказана взаимосвязь «профессионального выгорания» и творчества: чем меньше творческий подход, меньше творческого вдохновения в работе, тем больше вероятность «профессионального выгорания».

Человека, по мнению Абрахама Маслоу (Маслоу, 1982), можно назвать творческим, если у него есть определенные ценностные ориентации в жизни и профессии (они взаимосвязаны и дополняют друг друга), он ориентирован во времени, он умеет принимать внешнюю агрессию, он умеет находить опору в трудных ситуациях, он контактен и т. д. Эмпирические исследования доказали связь этих характеристик с уровнем «профессионального выгорания». Чем менее выражены вышеперечисленные характеристики, тем вероятнее, реальнее и глубже явление «профессионального выгорания».

Одним из наиболее эффективных методов сопровождения «депрофессионализирующихся» специалистов мы считаем проведение психотерапевтических (психопрофилактических) групп по методу «Терапия творческим самовыражением».

Терапия творческим самовыражением (ТТС) — отечественный психотерапевтический метод, созданный профессором кафедры психотерапии, медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования Марком Евгеньевичем Бурно и многими его последователями в России и за рубежом. Это достаточно сложный метод, разрабатываемый автором более 30 лет и изложенный им во многих статьях и монографиях (см. самое последнее издание монографии автора о ТТС: Бурно, 2012). Более десяти лет метод применяется, развивается в нашей стране и в зарубежье психотерапевтами, психологами, педагогами (см.: Бурно, 2011b).

Особенностью метода ТТС является то, что здесь отталкиваются от личностного своеобразия участников, их характерологических особенностей, которые и определяют путь творчества (см.: Бурно, 2008а). Как выразилась одна из участниц нашего объединения ТТС, психолог Ксения Юрьевна Сосновская (г. Новокузнецк), творчество не обязательно проявляет себя в рисунке, стихотворении, прежде всего оно проявляется в умении смотреть по-своему, ходить, говорить, переживать, но только по-своему, что и составляет самое существо творческого подхода к жизни. Своеобразным девизом ТТС являются слова: жить по-своему — значит уже творить.

Важно отметить, что данный метод предназначен прежде всего для людей (детей и взрослых) с переживанием своей неполноценности (нерешительность, ранимость, неуверенность в себе, несобранность, тревожность, мнительность, страх и т. д.). Многие из «депрофессионализирующихся» педагогов обладают данными характеристиками, а потому нуждаются в творческом вдохновении, помогающем им обрести целостный взгляд на профессию и жизнь в целом.

Основной формой проведения занятий в ТТС является психотерапевтическая (психопрофилактическая) группа (10-12 участников), которая собирается на встречи один (или больше) раз в неделю для творческого общения и исследования своего индивидуального творческого пути, обретения целебного творческого вдохновения (о группах ТТС см.: Бурно, 2012: 149-160). Изучая свои и другие характеры, великие полотна художников, слушая музыку гениальных композиторов, окунаясь в творения мастеров слова, каждый из участников задается вопросом — насколько близко это мне, как я понимаю творения Чехова, Достоевского, Серова и Грига, Чайковского и Пастернака, Моне и Шишкина и многих других? Как характерологические особенности личности автора отражаются в его творчестве; как бы я нарисовал, сочинил музыку, написал стихотворение или рассказ сообразно своему характеру, чем созвучным для меня из великого творческого наследия могу я помогать себе в тяжкие минуты своей жизни? Кроме того, проживая жизненный путь великих творцов, каждый изучает историю творения своей собственной жизни посредством переживания основных экзистенциалов: любви, красоты, смерти, одиночества, ответственности, исходя из природы своего характера. Происходит исследование своего прошлого, творческое общение с природой, создание творческих произведений, творческий поиск одухотворенности в повседневном (о конкретных методиках ТТС см.: там же: 78-147).

На протяжении десяти лет (с 2002 г.) преподаватели нашего института46 проводят обучающие и терапевтические группы по методу ТТС. Как мы уже отметили выше, именно ТТС, по-нашему убеждению, является наиболее адекватным способом психологической помощи «депрофессионализирующимся» педагогам. Во-первых, исследование личностного пространства (своего мироощущения, характера) происходит опосредованно — через переживание и отношение к творчеству великих людей (это очень важно, так как непосредственное психологическое воздействие может вызвать сопротивление педагога). Во-вторых, несмотря на то что группа может отзываться на опыт участника, т. е. включать в себя межличностный уровень взаимодействия, все-таки прежде всего ТТС ориентирована на индивидуальный опыт — что я чувствую, как во мне отзывается, что меня удивляет в том, с чем сегодня я соприкасаюсь (рассказом, картиной, музыкальным произведением). В-третьих, сама обстановка группы ТТС является по-своему психотерапевтичной: свечи, чай, сидение за общим столом (с одной стороны, есть на что опереться, с другой — объединяющее пространство). И последнее — это выход из контекста личностного и профессионального, приобщение к общечеловеческому дает возможность педагогу увидеть себя и свою жизнь не замкнутой в тисках определенных трудностей, а в контексте более масштабных ценностей.

Наш опыт показывает, что психологическое здоровье педагога (выход из группы «депрофессионализирующихся» специалистов) восстанавливается уже на первом этапе группы47 — самопознание и познание других человеческих характеров48. Группы, как правило, краткосрочные — от 20 до 25 занятий (проходят в течение 5—6 месяцев). В качестве результатов участия в группе педагоги отмечают следующее: «понимание своего характера позволяет себя принимать (прощать) и стремиться к развитию новых качеств», «жизнь становится насыщеннее впечатлениями, ценю больше моментов», «произошло понимание близких, учащихся, с которыми были трудности в общении»; кроме того, многие участники отмечают, что они либо приобретают какое-либо хобби — выращивание цветов, вышивание, рисуют картины, фотографируют и т. д., либо возобновляют те, которые давно забросили. Для нас это означает приобретение дополнительного ресурса, способного помогать им в их профессиональной жизни.

Конкретные методики ТТС, а в нашем опыте это терапия созданием творческих произведений; творческое общение с литературой, искусством; ведение дневника; творческое общение с природой, как правило, интересуют тех педагогов, которые после психотерапевтической группы желают осваивать и применять элементы метода ТТС в своей педагогической практике с детьми.

Мы понимаем, что ТТС вряд ли станет той дополнительной профессиональной образовательной программой, которую будут предлагать педагогам в рамках повышения квалификации на бюджетной основе. Сложностей много — и продолжительность, и малое количество участников, и недостаточное количество ведущих психотерапевтических групп. Поэтому у нас в институте в настоящее время разработана программа обучения психологов методу ТТС в рамках своей специальности (288 часов), из которых 144 часа — преподавание основ метода («Основы метода «Терапия творческим самовыражением») и 144 часа — его практическое применение («Применение метода «Терапия творческим самовыражением» в работе практического психолога»). Предшествует обучению работа в краткосрочной терапевтической группе. Психологи, прошедшие обучение, могут проводить группы ТТС в своих образовательных учреждениях как с педагогами, так и с детьми. Кроме того, мы предлагаем супервизорскую поддержку в применении метода «Терапия творческим самовыражением» в работе практического психолога. Она осуществляется силами регионального отделения ТТС, которое существует в нашем городе с 2002 г. И хотя в данной статье мы сосредоточились на работе с педагогами, направлений работы много — и с детьми, лишенными попечительства родителей, и с подростками общеобразовательных школ, и с пожилыми людьми. Кроме ведения практических групп, члены объединения постоянно разрабатывают творческие мастерские, издано три методических пособия, проведены две научно-практические конференции (см. об этом подробнее: Бурно, 2011b: 57).

Таким образом, применение метода «Терапия творческим самовыражением» в работе практического психолога с педагогами помогает им познавать свои особенности через прикосновение к творчеству и характерам великих мастеров, обретать более перспективное видение своей жизни, а также опознавать трудности взаимодействия с какими-либо характерами и осуществлять поиск понимания и конструктивного взаимодействия с другими людьми. Это именно те ресурсы, которые трудно найти в других психологических методах. Полученный нами опыт показывает, что работа в краткосрочной группе ТТС помогает педагогам справиться с разными личностными трудностями и преодолеть состояние депрофессионализации.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   59

перейти в каталог файлов
связь с админом