Главная страница

С. И. Змеёв андрагогикаосновы теории, истории и технологии обучения взрослых


Скачать 1,58 Mb.
НазваниеС. И. Змеёв андрагогикаосновы теории, истории и технологии обучения взрослых
Анкорelibrary_28164826_79729897.pdf
Дата19.07.2018
Размер1,58 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаelibrary_28164826_79729897.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#49546
страница1 из 24
Каталогmari.ariv

С этим файлом связано 81 файл(ов). Среди них: Pedagogicheskaya_praktika.pdf, Экзамен шпаргалки-доработанный3.doc, ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ 2.docx, elibrary_29396172_44926583.pdf, IGA_2018.pdf, elibrary_28164826_79729897.pdf, elibrary_18193648_11423776.pdf, Методы активного обучения вар.8.ppt.ppt, mandelbrot1967.pdf, ИННОВАЦ ОБР ТЕХН АСПИР 10.05.18.ppt.ppt и ещё 71 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

С.И.ЗМЕЁВ
АНДРАГОГИКА
ОСНОВЫ ТЕОРИИ, ИСТОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ
ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ
Москва 2007

2
SERGUEY I. ZMEYOV
ANDRAGOGY:
FOUNDATIONS OF THEORY, HISTORY AND TECHNOLOGY
OF ADULT LEARNING
Moscow, 2006

3
УДК 371.
Змеёв С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. -
М.: PER SE, 2006.
Монография посвящена исследованию, обоснованию и системному формулированию основных положений андрагогики - новой науки об образовании, выявляющей закономерности обучения взрослых. Впервые в отечественных науках об образовании в этой книге на базе анализа развития образования взрослых и его теорий формулируются основные теоретические подходы к организации обучения взрослых, анализируются различия между андрагогической и педагогической моделями обучения, формулируются основные андрагогические принципы обучения, прослеживаются основные этапы и намечаются перспективы развития образования взрослых и андрагогики, определяются основные параметры технологии обучения взрослых, рассматриваются основные характеристики деятельности и определяются основы подготовки преподавателей-андрагогов.
Книга рассчитана на широкий круг читателей: на студентов и аспирантов, обучающихся по андрагогическим, педагогическим и психологическим специальностям, на слушателей институтов, факультетов и курсов повышения квалификации, на ученых, занимающихся проблемами образования, на преподавателей высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, на всех лиц, обучающих и обучающихся в сфере образования взрослых.
©
Змеёв С.И., 2006

4
This monograph is dedicated to investigation, deliberation and systemic determination of essential concepts and statements of andragogy – new science on education which investigates and regulates adult learning. Basing on analysis of developments of adult education and its theories, in the book, for the first time in national sciences of education, are formulated essential theoretical approaches to the organization of adult education, are analyzed the differences between andragogical and pedagogical models of learning, are formulated essential andragogical principles of learning, are observed the main stages and outlined trends of development of adult education and andragogy, are determined essential parameters of technology of adult learning, are analyzed the basic characteristics of activities and determined the bases of training of adult educators - andragogues.
The book is oriented toward a large public: graduate and postgraduate students of andragogical, pedagogical and psychological studies courses, learners of continuing education, scientists in the field of education, teachers and professors of higher, postgraduate and additional professional education, and finally, toward everybody who learns and teaches in the sphere of adult education.
©
Змеёв С.И., 2006

5
Предисловие
Уважаемый читатель!
Раскрытая вами книга представляет собой второе, дополненное и переработанное, издание работы (Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. - М.: PER SE, 2003), в которой автор предпринимает попытку дать систематизированное и достаточно полное представление о новой отрасли знаний и наук об образовании - андрагогике.
Автор приглашает вас вместе с ним проследить за основными факторами, причинами, этапами зарождения и развития андрагогики, рассмотреть ее нынешнее состояние и перспективы развития, поразмышлять над фундаментальными
положениями этой науки, проанализировать ее закономерности, особенности,
отличия от других наук об образовании, в первую очередь, от педагогики. Чтобы понять эти отличия, в книге обстоятельно и подробно рассматриваются различные варианты педагогической и андрагогической моделей обучения, предлагается новая
андрагогическая модель, детально анализируются их сходства и различия, преимущества и ограничения, оптимальные условия их применения, формулируются основные андрагогические принципы обучения. При этом процесс обучения рассматривается в организационно-деятельностном аспекте. Вам предлагается вместе с автором задуматься над проблемами взаимодействия обучающихся и обучающих в процессе обучения и вычленить те особенности, которые характерны для обучения
взрослых, проследить основные операции, действия и функции обучающихся и обучающих в рамках технологии обучения взрослых, вникнуть в проблемы и спроецировать перспективы развития образования, образования взрослых и
собственно андрагогики, задуматься о роли и месте этой науки в развитии наук об образовании и о человеке, образовательной сферы, общества и человека. Наконец, мы попробуем смоделировать деятельность специалиста-андрагога, уяснить ее особенности и отличия от деятельности педагога и обдумать основное содержание его
подготовки.
Все перечисленные выше проблемы мы будем рассматривать в широком
международном контексте развития сферы образования, ведущих его концепций -
непрерывного и свободного ("открытого") образования -, образования взрослых, опираясь на отечественный и зарубежный опыт их теоретического осмысления и

6 практической реализации, с привлечением широкого спектра мнений отечественных и
зарубежных исследователей указанных выше сфер.
Книга предназначена прежде всего для лиц, обучающихся по андрагогическим,
педагогическим, психологическим, социальным, гуманитарным специальностям, для слушателей системы повышения квалификации и переподготовки, а также для
преподавателей высшей школы и системы дополнительного профессионального
образования. Однако автор рассчитывает, что его работа будет полезна для студентов
и преподавателей и других специальностей, а также для всех, кто обучается и обучает в сфере образования взрослых.
Хочется надеяться, что и каждый любознательный читатель сможет найти в предлагаемой книге много важного, интересного и полезного для себя.

7
Введение
еловек - необъятная Вселенная. Он неисчерпаем и бесконечен в своих свойствах и качествах, в неисчислимых проявлениях своих, в разнообразнейших видах деятельности и отношений с ноосферой.
Человек является объектом разных наук, каждая из которых находит в нем предмет для своих исследований - тот или иной вид деятельности и складывающиеся в ее процессе отношения человека с теми элементами, которые вовлечены в реализацию данного вида деятельности.
Важнейшим, можно даже сказать основным, видом деятельности человека является учение. Именно способность к осознанному процессу приобретения умений, навыков, знаний, личностных качеств и ценностных ориентаций в наибольшей степени отличает человека от других живых существ. В наши дни стало очевидным, что "учиться необходимо, чтобы существовать. То есть,... само бытие человека должно быть неразрывно связано с обучением. Только тогда человек в состоянии стать подлинным и цельным человеком".
1
Учение становится способом существования человека. В конце ХХ века, щедрого на определения человека (homo faber - существо производящее, homo ludens - существо играющее и др.), рождается подлинное определение человека как "cущества учащегося» - homo studens.
Деятельность учения, происходя практически на протяжении всей жизни человека, обусловлена целым рядом условий, или факторов, которые существенно изменяют ее характер, основные принципы ее организации. Прежде всего она определяется антропологическими факторами, то есть, фундаментальными характеристиками самого обучающегося, которые в разном возрасте различны.
В настоящее время в жизненном цикле человека различают три основных этапа, имеющих существенные отличия и влияющие на организацию процесса обучения человека: невзрослость, взрослость (зрелость) и старость.
Примерно до середины ХХ века эти три существенно, в некотором смысле принципиально, различные этапы не принимались в расчет теми учеными, которые исследовали проблемы учения человека. И педагогика, и психология охватывали своими исследованиями в основном лишь юный, преимущественно даже детский, возраст. Молчаливо предполагалось или даже открыто декларировалось, что в
Ч

8 последующие годы механизмы обучения, организация процесса обучения человека существенно не изменяются. Ученые полагали, что достаточно подробно исследовать процессы обучения в детском, самом благодатном для образования, возрасте и экстраполировать эти закономерности на весь жизненный процесс обучения человека.
Да и не возникало особой потребности в дополнительном или специальном изучении процесса обучения у взрослых людей или тем более у пожилых, поскольку общественное бытие до 1960-х годов не требовало от человека, от каждого человека, чтобы он целенаправленно и систематически обучался в течение всей своей жизни.
Только во второй половине ХХ столетия возникла необходимость в продолжении или возобновлении обучения значительной массы взрослых людей. И тогда стало ясно, что те принципы обучения, которые за много веков выработало человечество и сконцентрировало в педагогической науке, не всегда эффективны для обучения взрослых людей.
Так возникла острая необходимость в создании новой науки, которая бы исследовала, определила и обосновала принципы обучения взрослых людей, отличные от принципов обучения невзрослых. Этой наукой стала андрагогика.
Что это за наука? В чем ее отличия от педагогики? Каковы ее основные теоретические положения? Каковы причины и факторы, обусловившие ее возникновение? Какие ученые способствовали ее появлению? С какими ветвями наук об образовании и о человеке связана эта наука? Какова ее роль в развитии образования и наук об образовании? Каковы ее перспективы?
Андрагогика призвана не только определить отличительные черты обучения взрослых, но и способствовать их более успешному обучению. Как андрагогика помогает взрослым людям учиться? Какие методы, способы, приемы организации процесса обучения, отличные от тех, что выработаны педагогической наукой, предлагает андрагогика?
Андрагогику как теорию и как технологию обучения взрослых реализуют те, кого, в отличие от педагогов, можно назвать андрагогами. Что это за профессия - андрагог? Какими основными знаниями, умениями, навыками, личностными качествами должен он обладать? Где и как человек, решивший посвятить себя благородному делу обучения взрослых, может приобрести данную профессию?
1
Apprendre а кtre. - Paris, Unesco, 1972. - p. XXXV.

9
Вот круг основных вопросов, на которые мы попытаемся дать ответы в настоящей работе.
Глава 1. Res studiorum. (Дело обучения)
о прежде чем вести разговор обо всех этих вопросах, необходимо определиться, чтó мы понимаем под обучением и образованием, какую деятельность мы рассматриваем в качестве предмета науки андрагогики. Это важно еще и потому, чтобы нам в дальнейшем при рассмотрении проблем обучения взрослых и развития андрагогики не упускать из виду эти представления, не растекаться мыслью по древу, а вести предметный разговор.
Обучение - сложный социально-психологический процесс, осуществляемый человеком. При его протекании происходят таинственные и не до конца понятые человеком психические процессы, реализуются взаимодополняющие, переплетающиеся, определенным образом организованные деятельности участников данного процесса. На организацию и реализацию этого процесса оказывают огромное влияние социально-экономические условия существования человека, философские, социологические, религиозные идеи, уровень развития всего комплекса наук. Не случайно поэтому, что обучение человека является объектом исследований самых различных наук: философии, социологии, экономики, психологии, педагогики, эдукологии... Каждая из этих наук изучает при этом свой предмет: основополагающие закономерности функционирования и развития обучения (философия), социальные факторы, условия и феномены обучения (социология), экономические факторы
(экономика), психические процессы обучения (психология), закономерности процесса обучения детей (педагогика), закономерности организации и развития образовательной сферы (эдукология).
При этом зачастую говорится и об обучении, и об образовании либо как о равноценных занятиях, либо как о взаимосвязанных, но различных процессах. Кроме того, нередко, говоря об обучении, различные авторы подразумевают разные вещи, но чаще всего одни и те же авторы понимают обучение по-разному в разных случаях. В одних случаях под обучением понимается процесс совместной деятельности обучающегося и обучающего, в других - деятельность лишь обучающегося, в третьих
(чаще всего) - деятельность лишь обучающего.
Что же представляют собой обучение и образование?
Н

10
Образование в отечественной педагогике определяется как “процесс и результат освоения системы знаний, выработки умений и навыков, что обеспечивает определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека и его подготовку к тому или иному виду практической деятельности”.
1
По-видимому, приведенное выше определение недостаточно полное. Сведя понятие образования лишь к “усвоению” и “выработке”, автор его оставил “за бортом” определения важные моменты процесса обучения и условия его организации(о чем речь впереди).
Другие ученые, рассматривают образование, наоборот, весьма широко.
Например, В.С.Леднев использует этот термин "для обозначения совокупного целостного процесса становления личности".
2
А Н.В.Бордовская и А.А.Реан понимают образование как: 1) ценность развивающегося человека и общества; 2) процесс обучения и воспитания; 3) результат последнего; 4) систему.
3
Третьи, в частности, Б.М.Бим-Бад и А.В.Петровский, рассматривают образование "как процесс и результат целеполагаемой, педагогически организованной и планомерной социализации человека".
4
Вышеприведенные понятия практически выходят за рамки педагогической науки и используют для обозначения чисто педагогического явления понятийный и терминологический аппарат других наук, в частности, социологии и социальной антропологии.
Наконец, Н.Д.Никандров и Г.Б.Корнетов полагают, что "образование целостно охватывает процессы целенаправленного формирования личностных качеств человека..", а именно: "воспитание (как изменение потребностно-ценностной сферы личности), обучение (изменение норм деятельности) и развитие (изменение способностей)".
1
Это, наиболее близкое к классическому, определение, как видим, с одной стороны, концентрируется лишь на формировании личностных качеств, а с другой, включает в понятие образования и его последствие - развитие личности.
Некоторые зарубежные ученые рассматривают образование как процесс, включающий “организованные, обдуманные, систематические усилия по передаче,
1
БСЭ, т.19, с.297.
2
См.: Леднев В.С. Понятийно-терминологические проблемы педагогики. - В: Понятийный аппарат педагогики и образования. - Вып. 2. - Екатериинбург, 1996. - с. 31.
3
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2000. – с. 26.
4
Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации. // Педагогика. - М., 1996. - № 1.
- с. 3.

11 выявлению или приобретению знаний, позиций, ценностей или умений”
2
, по созданию условий для учения и осуществлению деятельности, посредством которой может происходить учение.
3
“С этой точки зрения образование является целенаправленным
(обдуманным), организованным (систематическим), последовательным и длительным
(поддерживаемым) процессом”.
4
Эти определения в большей степени учитывают многосторонний процесс, которым является образование, условия его организации и проведения, а также и его участников. Из этих определений следует, что образование, строго говоря, не может быть неформальным, ведущую роль в этом процессе играет преподаватель и учебное заведение.
Обучение, по мнению советских педагогов, - это “средство образования, процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимых для осуществления непрерывного образования человека... Процесс обучения является двусторонним, включает в себя преподавание - деятельность педагога по передаче знаний и руководству самостоятельной работой учащихся и учение - деятельность учащихся по активному овладению системой знаний, умений и навыков”.
5
Упоминавшиеся выше отечественные ученые считают, что обучение - "это процессуальная сторона образования и основной вид образовательной деятельности, многомерный и в то же время единый процесс, имеющий непосредственным предметом формирование систем знаний и умений (усвоение опыта) и в конечном итоге - развитие и воспитание в целом"
6
, либо «это способ организации образовательного процесса»
7
либо это "усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих тому, кто обучает, и тому, кто обучается, говорить на одном языке благодаря усвоению объективных знаний элементов культуры".
8
То есть, обучение в их понимании выступает лишь как форма протекания процесса образования.
1
См.: Рос. педагогическая энциклопедия. - Т. 2. - М., 1999. - с.111.
2
Darkenwald G.G., Merriam S.B. Adult Education: Foundations of Practice. - N.Y., 1982. - p.6.
3
Smith R.M. Learning How to Learn. Applied Theory for Adults. - Milton Keynes, 1983. - p.37.
4
Darkenwald G.G., Merriam S.B. Op.cit., p.6.
5
БСЭ, т.19, с.297.
6
Леднев В.С. Op. cit., с. 31.
7
Бордовская Н.В., Реан А.А. Указ соч., с. 86.
8
Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Op. cit., с.5.

12
Известный отечественный ученый В.В.Краевский определяет обучение как деятельность, точнее, как "совместную целенаправленную деятельность учителя и ученика, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание".
1
Из данного определения следует, что обучение протекает как некоторая достаточно автономная деятельность, а развитие, образование и воспитание личности выступают как следствие данной деятельности.
По мнению уже цитированных Даркенвальда и Меррием обучение “может быть неосознанным или случайным, неорганизованным и весьма непродолжительным”.
2
Другой известный ученый, Р.М.Смит, полагает, что “обучение является деятельностью того, кто учится. Оно может быть намеренным или случайным; оно может заключаться в приобретении информации и навыков, новых позиций, идей или ценностей. Обычно оно сопровождается изменениями в поведении и происходит в течение всей жизни.
Оно часто мыслится и как процесс, и как результат”.
3
Таким образом, в отечественной научной литературе обучение представляется прежде всего как некая процедура, средство, вспомогательная деятельность образования. Процитированные западные исследователи акцентируют внимание на деятельности обучающегося и практически сводят процесс обучения к процессу учения.
При этом Р.М. Смит выделяет шесть аспектов обучения. 1. Обучение происходит в течение всей жизни. 2. Обучение - это естественный и личностный процесс. 3. Обучение включает в себя изменения в обучающемся человеке. 4. Обучение связано с развитием личности. 5. Обучение связано с опытом человека и с его деятельностью. 6. У обучения есть также своя интуитивная сторона, т.е. оно может проходить частично и на подсознательном уровне.
4
На наш взгляд, в понимании обучения и образования необходимо подчеркнуть несколько важных моментов.
Основной отличительной чертой обучения является его природа как вида
деятельности человека, понимаемой как выполнение человеком определенных
действий, направленных на достижение определенной цели. Причем, в отличие от всех других видов деятельности (трудовой, научной, творческой и пр.) в деятельности обучения обязательно наличие двух основных взаимосвязанных и взаимозависимых
1
Краевский В.В. Обучение. - в: Российская педагогическая энциклопедия. - Т. 2. - М., 1999. - с.66.
2
Darkenwald G.G., Merriam S.B. Op.cit., p.7.
3
Smith R.M. Op. cit., p.37.
4
Smith R.M. Op. Cit., p.35-36.

13 участников, или элементов, данного процесса: обучающегося, воспринимающего, перерабатывающего, усваивающего, реализующего определенную информацию, и
обучающего, передающего в том или ином виде данную информацию. При этом обучающий может не обязательно являться реальным и присутствующим при процессе обучения лицом. Он может выступать в своей роли и опосредованно, в виде автора учебника, книги, фильма, компьютерной программы и т.п. Понятие информации включает в себя все виды передаваемого обучающим и воспринимаемого обучающимся социального опыта: знания, умения, навыки, личностные качества и ценностные ориентации.
Итак, обучение мы можем определить как двустороннюю деятельность
передачи и приобретения знаний, умений, навыков, личностных качеств и ценностных
ориентаций.
Эта деятельность по существу включает в себя два вида разнонаправленной деятельности: деятельность обучающего по передаче информации (преподавание) и деятельность обучающегося по приему, освоению и применению информации (учение).
Каждый из данных видов деятельности имеет свою специфику и свои закономерности, но оба вида проявляются и возможны лишь при их совместном осуществлении. Вот почему мы можем говорить об обучении как о едином процессе, об особом виде деятельности человека.
Однако передача и прием информации в процессе обучения происходят не непосредственно, а посредством определенных промежуточных элементов, связующих деятельность обучающего и обучающегося. Этими элементами являются содержание, формы и методы, средства и источники обучения.
Таким образом, в любом процессе обучения присутствуют и находятся во взаимодействии по крайней мере пять элементов: обучающийся, обучающий, содержание обучения, источники и средства обучения, формы и методы обучения. В зависимости от того, как эти элементы взаимодействуют между собой, учебный процесс происходит в той или иной форме, с большим или меньшим успехом.
Это взаимодействие может быть спонтанным, спорадическим, даже случайным, но может быть и упорядоченным, то есть, определенным образом организованным. Для понимания и эффективной реализации процесса обучения нам необходимо знать именно закономерности его организации. (Под организацией в данном случае

14 понимается "совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого"
1
).
Таким образом, обучение мы рассматриваем как определенным образом
организованный процесс деятельности основных, активных участников.
И потому процесс обучения как процесс взаимодействия указанных элементов мы можем представить схематично в виде организационно-деятельностной модели (см. рис. 1 на стр. 14).
Рис. 1
Организационно-деятельностная модель процесса обучения
Источники и средства обучения
Обучающийся Содержание Обучающий обучения
Формы и методы обучения
Обратная связь
Каждый из этих пяти элементов играет свою роль в процессе обучения. Но главные роли, естественно, выполняют активные элементы, или участники, процесса обучения - обучающийся и обучающий.
При этом взаимодействие указанных выше элементов происходит на каждом из
этапов процесса обучения.
Для эффективной организации любой процесс обучения мы можем - и должны! - разбить на определенные последовательные стадии, или этапы. На первом из них участникам процесса обучения необходимо определить основные социально- психологические и познавательные особенности обучающихся - и для этого провести
1
См.: Рос. энц. словарь. – е. 2. - М.,2001. - с. 1104.

15 их диагностику. Следовательно, это - этап диагностики. Далее нам надо спланировать процесс обучения - и это осуществляется на этапе планирования. Затем следует создать необходимые благоприятные условия для эффективного осуществления процесса обучения, что выполняется на этапе создания условий реализации процесса обучения.
Вслед за этим мы можем реализовать процесс обучения. Это будет этап реализации
процесса обучения. После этого мы должны оценить осуществленный процесс обучения, что выполняется на этапе оценивания. Наконец, при необходимости нам надо внести определенные коррективы в организацию процесса обучения. Эта процедура осуществляется на этапе коррекции процесса обучения. Эти этапы зачастую не осознаются участниками процесса обучения или осуществляются интуитивно, но в том или ином виде, с той или иной степенью полноты обязательно присутствуют в каждом образовательном акте.
Таким образом, организация процесса обучения - это взаимодействие пяти
основных, но прежде всего двух активных, элементов процесса обучения на каждом из
шести его этапов.
Главный момент в представленной выше модели - кто определяет содержание, источники, формы и методы обучения. Если все эти параметры определяет обучающий
(стрелки сплошной линий), - это одна модель. Если же наряду с обучающим их определяет и обучающийся, - это другая модель обучения. Подробный разговор об этих моделях пойдет ниже.
Сейчас важно подчеркнуть, что обучение - это наиболее широкое понятие
процесса передачи и приобретения знаний, умений, навыков, личностных качеств и
ценностных ориентаций (ЗУНКов). Обучение - основной вид деятельности человека,
которым он занимается на протяжении всей своей жизни. Оно происходит постоянно и может осуществляться в различных формах, сознательно и неосознанно, целенаправленно и самопроизвольно, в специальных формах и неорганизованно. И как бы оно ни было организовано, с точки зрения организации деятельности основных элементов (участников) этого процесса его всегда можно представить именно в виде данной модели. Говоря в дальнейшем об обучении, мы всегда будем держать в памяти данную схему и мы еще не раз вернемся к ней в наших рассуждениях об андрагогике, об андрагогической и педагогической моделях обучения.
В отличие от обучения образование представляется всегда в той или иной форме организованным и целенаправленным процессом по передаче и освоению

16
определенным образом систематизированных знаний, умений, навыков и личностных
качеств и ценностных ориентаций.
На мой взгляд, необоснованны попытки путем филологических приемов
(образование - от слова “образ” или от слова “образовываться, становиться”) определять образование как процесс становления человеческой личности. Личность формируется под воздействием многочисленных и многообразных общественных явлений. И ее образование (то есть, формирование) представляет, как замечательно определил в свое время еще Л.Н.Толстой, "совокупность всех тех влияний, которые развивают человека, дают ему более обширное миросозерцание, дают ему новые сведения...", то есть - "самое влияние на человека всех жизненных условий".
1
Среди этих явлений, влияний образование как систематизированное обучение играет важную, но с каждым годом относительно менее значительную, нежели ранее, роль. И это вполне закономерный результат процесса расширения общественных связей, формирования единого информационного пространства, развития технологий передачи и обработки информации. Конечно, образование играет важную, но далеко не всегда решающую роль в становлении личности. Именно в претензии педагогики и работников образования практически на гегемонию в становлении и развитии личности, на мой взгляд, таится главный корень кризисной ситуации в сфере формального образования во многих странах мира.
Поскольку образование - это организованный процесс обучения, то в его осуществлении принимает участие значительно большее число элементов, чем в процессе обучения. Это и управленцы, и создатели научно-методических материалов, и специальные учебные заведения, и научные учреждения и т.п. Поэтому образование уже нельзя свести в принципе к пятичленной модели процесса обучения. Образование представляет собой сложный процесс создания условий и реализации процесса обучения. Это многосторонний процесс обучения, в котором принимают участие многие участники. Кроме того, образование представляет собой и некоторый итог процесса обучения.
Таким образом, образованиемы можем определить двояко: как1.
организованный многосторонний процесс целенаправленных передачи и приобретения
систематизированных знаний, умений, навыков, личностных качеств и ценностных
ориентаций; и как 2. результат осуществленного процесса образования.
1
Толстой Л.Н. Воспитание и образование. - В: Пед. сочинения. - М., 1989. - с. 208.

17
Итак, в дальнейшем мы посвятим свое внимание рассмотрению организации процесса обучения как основного вида деятельности человека, в частности, взрослого, с точки зрения организационно-деятельностного подхода.
Именно организация деятельности обучения человека является, по нашему мнению, предметом исследований и точкой приложения рекомендаций таких наук об образовании, как педагогика и андрагогика.
Другие науки изучают процессы обучения под своими углами зрения, и достижения всех этих наук педагогика и андрагогика используют в своей сфере - исследовании организации процесса обучения.
Особенно важны, конечно, психологические теории обучения, которые наиболее тесно связаны с процессом обучения. Именно на них опирались и опираются в своих исследованиях педагоги и андрагоги. Именно психологи в большой степени подвигли научную мысль к осознанию специфики обучения взрослых. Развитие психологических исследований закономерно привело к созданию теории, которая отводила ведущее место самому человеку во всем многообразии его социально-психологических проявлений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

перейти в каталог файлов
связь с админом