Главная страница
qrcode

Самостоятельная работа По дисциплине Медицинская психология


НазваниеСамостоятельная работа По дисциплине Медицинская психология
Дата03.02.2020
Размер30.1 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаSamostoyatelnaya_rabota.docx
ТипСамостоятельная работа
#83533
Каталог

 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Кафедра классической и практической психологии

Самостоятельная работа

По дисциплине «Медицинская психология»

Выполнила студентка гр. МПВ-17 Егорова С.В.

Проверила кандидат психологических наук, доцент Мамонова Е.Б.

Нижний Новгород

2019

Выделите психологические параметры дизонтогенеза, объясните, приведите примеры.


Психологические параметры дизонтогенеза: 1) функциональная локализация поражения, 2) время поражения, 3) наличие первичного дефекта и вторичных симптомов, 4) характер межфункциональных отношений.

1) Функциональная локализация поражения – это параметр, отражающий особенности дефекта. Дефект может быть либо частным, то есть вызванным нарушениями отдельных функций распознавания образов, целенаправленных действий, речи; либо общим, то есть связанным с дефицитарностью регуляторных систем, как корковых, так и подкорковых. При дисфункции корковых регуляторных систем возникают интеллектуальные нарушения – недостаточность целенаправленности, программирования, контроля в деятельности, и дефекты сложных, специфически человеческих эмоциональных образований. Дефекты подкорковых регуляторных систем проявляются в патологии влечений, снижении уровня бодрствования, психической активности, элементарных эмоциональных расстройствах.

2) Время поражения – второй параметр, отражающий связь характера аномалий развития и хронологического момента возникновения повреждения нервной системы, а также длительности периода развития поврежденной функции в онтогенезе. В частности, недоразвитие какой-либо функции тем вероятнее, чем раньше случилось поражение нервной системы, а повреждение с явлениями распада структуры психической функции характерно для более позднего нарушения. Что касается длительности периода развития, то чаще всего повреждению подвержены функции и системы с относительно коротким временным циклом. Например, функции с подкорковой локализацией, развитие которых заканчивается в онтогенезе относительно рано, чаще всего повреждаются. А в случае корковых функций, которые имеют более длительный период формирования, при раннем воздействии вредных факторов чаще наблюдается временная задержка в развитии или стойкое недоразвитие.

3) Наличие первичного дефекта и вторичных симптомов – это параметр, который отражает взаимосвязь первичных симптомов, обусловленных биологическим характером болезни, и вторичных симптомов, возникающих в процессе нарушенного социального развития. К первичному дефекту относятся локальные поражения отдельных зон коры головного мозга, церебральные параличи, нарушения зрения и слуха при поражении органов чувств и т.д. Примерами вторичного дефекта являются: недоразвитие понимания речи у детей с нарушением слуха, задержка речевого развития и недоразвитие произвольной моторики в дошкольном возрасте, недоразвитие гнозиса и практиса при олигофрении.

4) Характер межфункциональных отношений – это параметр, отражающий нарушения межфункциональных связей психических процессов при дизонтогенезе. При повреждающих воздействиях на нервную систему характерные для нормального онтогенеза типы межфункциональных отношений (ассоциативные и иерархические связи, гетерохрония, временная независимость функций) искажаются и приводят к явлениям изоляции, патологической фиксации и асинхронии. Пример изоляции: в случае тяжелой формы умственной отсталости двигательный репертуар ребенка может ограничиваться стереотипным повторением одних и тех же действий, ритмическим раскачиванием, что вызвано не нарушениями двигательного аппарата, а недоразвитием интеллекта и мотивационной сферы. Патологическая фиксация в интеллектуальной сфере проявляется в виде различного рода инертных стереотипов и в регрессе на более ранние возрастные этапы при возникновении затруднений (например, стойкое возвращение к счету на пальцах у детей с задержкой развития, уже освоивших речевые счетные операции). Примерами асинхронии выступают сохранение автономной речи у детей младшего школьного возраста с общим речевым недоразвитием и необычайно раннее (до одного года) изолированное развитие речи у детей с аутизмом.


Раскройте основные понятия, связанные с каждым параметром дизонтогенеза, объясните связи между этими понятиями, представьте связи между понятиями в виде схем.


1) Функциональная локализация отражает характер поражения: либо поражена отдельная частная функция, либо общая, выполняющая регулятивную роль. Частные и общие дефекты выстраиваются в иерархию. Так нарушения регуляторных систем в той или иной степени влияет на все составляющие психического развития (Рис.1). А дефицитарность отдельных функций проявляется парциально и часто может компенсироваться за счет других сохранных систем.


Нарушение регуляторной системы


Нарушения гнозиса

Нарушения речи

Нарушения праксиса


Рис. 1. Иерархия влияния общих и частных дефектов
2) С временным параметром связана особенность психических функций и развития ребенка в целом, выражающаяся в том, что существуют сензитивные периоды в развитии функций, когда они наиболее уязвимы и неустойчивы в отношении повреждающих факторов. Это периоды от 0 до 3 лет и от 11 до 15 лет. Именно в эти возраста значительно повышается вероятность психических нарушений.

С неустойчивостью психических функций во время сензитивного периода связаны явления регресса и распада. При регрессе происходит временный или стойкий возврат функции на более раннюю ступень развития. Пример временного регресса – непродолжительная потеря навыков ходьбы и опрятности при соматическом заболевании в раннем возрасте. Пример стойкого регресса – возвращение к автономной речи по причине утраты потребности в коммуникации при раннем детском аутизме. В случае, когда происходит грубая дезорганизация или выпадение функции, говорят о явлении распада.

3) Вторичные нарушения имеют разный механизм возникновения. Это может быть специфическое недоразвитие функций, непосредственно связанных с первично поврежденной (недоразвитие понимания речи у детей с нарушением слуха). А может быть вторичное недоразвитие функций, которые в момент действия вредности находились в сензитивном периоде (задержка речевого развития и недоразвитие произвольной моторики в дошкольном возрасте). Еще один механизм появления вторичных симптомов – это действие социальной депривации, возникающей из-за того, что первичный дефект препятствует полноценному общению ребенка с окружающими и таким образом затрудняет приобретение знаний и умений. Первичные и вторичные нарушения могут развиваться как «снизу вверх» - от простых функций к более сложным, так и, наоборот, «сверху вниз» - недоразвитие высших функций способствует вторичному дефекту базальных систем (Рис.2).


Высшие,сложные психические функции


Базальные, элементарные психические функции


Рис. 2. Направления первичного и вторичного нарушения
4) К основным нарушениям межфункциональных связей психических процессов при дизонтогенезе относятся: изоляция, патологическая фиксация и асинхрония. Они являются патологическими вариантами нормальных межфункциональных отношений: ассоциативные и иерархические связи, гетерохрония, временная независимость функций. В случае изоляции психическая функция, которая лишена взаимодействия с другими функциями, стереотипизируется, и происходит зацикливание в ее развитии. При чем, в изоляции может оказаться даже ненарушенная, сохранная функция, если для развития ей требуется координирующее воздействие со стороны поврежденной функции. Патологическая фиксация характеризуется повышенной интертностью ассоциативных связей психических функций, трудностью перехода к более сложным связям или недоразвитием, нестойкостью иеархических координаций. Асинхрония является нарушением одного из механизмов появления новых координаций – гетерохронии. Диспропорции в психическом развитии проявляются в виде ретардации, акселерации или их сочетании (Рис.3).

Нормальное развитие


Временная независимость функций

Ассоциативные, иерархические связи

Гетерохрония


Дизонтогенез


Изоляция

Патологическая фиксация

Асинхрония (ретардация, акселерация)


Рис. 3. Межфункциональные связи в норме и патологии


Разделите понятия «Параметры дизонтогенеза» и «Механизмы развития дизонтогенеза», раскройте их сущность.


Механизмы развития дизонтогенеза – это основные качества (признаки) нарушения развития, в соответствии с которыми выделяются группы, типы вариантов дизонтогенеза (отставание, поломка и асинхрония развития). Психологические параметры дизонтогенеза – это составляющие, которые определяют характер нарушения. С помощью параметров описывается целостная картина нарушения для каждого вида дизонтогенеза.


Раскройте каждый вид дизонтогенеза с классических позиций (Лебединского) и новых позиций (Зверева, Рощина).


1. Группа нарушений, вызванных отставанием в развитии

1.1. Недоразвитие. В.В. Лебединский: раннее время возникновения; внутриутробные, родовые и ранние постнатальные воздействия вызывают первичное тотальное недоразвитие мозговых систем; вторичный дефект имеет сложный характер по типу «сверху-вниз» и «снизу-вверх»; значительно выражена инертность психических функций и фиксация на простых ассоциативных связях, развитие иерархических связей затруднено, преобладает ретардация и неравномерность недоразвития разных психических функций; пример - олигофрения. Н.В. Зверева и И.Ф.Рощина: длительность нарушения равна жизни пациента.

1.2. Задержанное развитие. В.В. Лебединский: замедленный темп развития эмоциональной и познавательной сфер с временной фиксацией на более ранних стадиях; нарушения имеют мозаичный, парциальный характер, наряду с дефицитарными имеются и сохранные функции; инертная фиксация элементарных связей, асинхрония проявляется в том, что первичному дефекту подвержены базальные системы, а высшие функции имеют вторичные нарушения (по типу «снизу-вверх»). Н.В. Зверева и И.Ф.Рощина: раннее начало, длительность определяется тем, будет ли преодолено отставание в развитии.

2. Группа нарушений, в которых ведущим признаком является диспропорциональность развития.

2.1. Искаженное развитие. В.В. Лебединский: сочетание задержанного поврежденного и ускоренного развития частных психических функций с общим недоразвитием; характерна ярко выраженная асинхрония; психические функции развиваются в последовательности, часто противоположной нормального онтогенезу; существенное значение имеет изоляция отдельных психических функций; пример – ранний детский аутизм. Н.В. Зверева и И.Ф.Рощина: чаще всего раннее начало и длительность равна жизни пациента; качество жизни и возможности адаптации зависят от степени выраженности асинхронии в развитии, от медико-психологического сопровождения пациентов и др.

2.2. Дисгармоническое развитие. В.В. Лебединский: также как при искаженном развитии ретардация одних систем сочетается с акселерацией других; нарушена иерархия последовательности развития отдельных функций; основой является врожденная или рано приобретенная устойчивая диспропорциональность психического аппарата, в основном, в эмоционально-волевой сфере, что приводит к формированию аномальных вариантов личности; решающее значение имеет социальный фактор; пример – конституциональные психопатии и патологические формирования личности. Н.В. Зверева и И.Ф.Рощина: трудность в определении начала и завершения этапа дизонтогенеза; требуются дальнейшие исследования.

3. Группа нарушений, вызванных выпадением или поломкой отдельных функций

3.1. Поврежденное развитие. В.В. Лебединский: более позднее, чем при отставании повреждающее воздействие на мозг (после двух-трех лет); нарушены межфунциональные связи между лобными и подкорковыми системами; выпадение некоторых корковых функций сочетается с эмоциональными расстройствами, грубыми нарушениями целенаправленной деятельности и в целом личности; изоляция отдельных систем, распад иерархических связей, часто с тяжелым регрессом поведения и интеллекта; пример – органическая деменция. Н.В. Зверева и И.Ф.Рощина: чаще не с самого рождения; возникновению нарушения предшествует период нормального развития или дизонтогенез другого вида, поэтому может начаться в любом возрасте; длительность зависит от характера повреждающего фактора и действия компенсаторных механизмов; может иметь различные границы и начала, и завершения.

3.2. Дефицитарное развитие. В.В. Лебединский: вызвано тяжелыми нарушениями отдельных анализаторов; первичный дефект органа чувств или соматической системы приводит к недоразвитию и замедлению развития функций, связанных с поврежденной; нарушения отдельных психических функций затормаживают развитие психики в целом, то есть по типу «снизу-вверх»; асинхрония характеризуется недоразвитием одних анализаторов при сохранности других; большое значение для возможности компенсации имеет первичная сохранность интеллектуальной сферы, регуляторных систем и других, неповрежденных анализаторов. Н.В. Зверева и И.Ф.Рощина: начало - с рождения или в любом возрасте; длительность зависит от возможностей новых медицинских технологий, позволяющих уменьшить выраженность первичного дефекта.


перейти в каталог файлов


связь с админом