Главная страница

Николаев А. Самоучитель игры на 6-ти струнной г... Самоучительигрына шестиструнной


НазваниеСамоучительигрына шестиструнной
АнкорНиколаев А. Самоучитель игры на 6-ти струнной г.
Дата22.10.2016
Размер2,1 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаNikolaev_A_Samouchitel_igry_na_6-ti_strunnoy_g.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#927
страница1 из 6
Каталогid222230456

С этим файлом связано 36 файл(ов). Среди них: GEMATOLOG_-_PROFESSIONAL_NYJ_STANDART_2018_PROEKT.pdf, VRACh_FUNKTsIONAL_NOJ_DIAGNOSTIKI_-_PROFESSIONAL_NYJ_STANDART.pd, VRACh_-_LEChEBNIK_TERAPEVT_UChASTKOVYJ_-_PROFESSIONAL_NYJ_STANDA, Osobennosti_reabilitatsii_detey_na_ambulatornom_etape.pdf, Osnovy_Antenatalnoy_okhrany_ploda_i_nablyudenie_za_novorozhdenny, 05_Chek-list_-_Extrennaya_medpomosch_-_Pediatria.pdf, 04_Chek-list_-_Neotlozhnaya_medpomosch_-_Pediatria.pdf, 03_Chek-list_-_Fizikalnoe_obsledovanie_rebenka_-_Pediatria.pdf, 02_Chek-list_-_Profosmotr_rebenka_-_Pediatria.pdf, 01_Chek-list_-_SLR_-_Pediatria.pdf и ещё 26 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6

САМОУЧИТЕЛЬ
ИГРЫ
НА ШЕСТИСТРУННОЙ
ГИТАРЕ
А. Г. НИКОЛАЕВ
Санкт-Петербург 1999

СОДЕРЖАНИЕ
От автора Из истории шестиструнной гитары Подготовка инструмента к занятиям. Его устройство Посадка гитариста Первые опыты звукоизвлечения Настройка гитары Графическая запись музыкального ритма Положение левой руки на грифе Упражнения на координацию руки пальцев Звукоизвлечение с участием обеих рук . Подбор по слуху Нотная запись Позиционная игра Игра большим пальцем правой руки Первоначальные навыки игры апояндо Знаки альтерации Лад. Тональность Интервалы и аккорды Триоли. Исполнение флажолетов Первые навыки игры аккомпанемента к знакомым мелодиям Проверка посадки и постановки Игра всеми пальцами правой руки Арпеджио Игра аккомпанемента Аккордовая техника. Баррэ Игра аккомпанемента Игра стаккато Мелодия. Бас. Аккомпанемент Настройка гитары Освоение грифа гитары. Одновременное применение двух приемов звукоизвлечения Самостоятельный подбор мелодии и аккомпанемента Новые приемы гитарной техники Еще об аккомпанементе Короткий форшлаг Синкопа Заключение Произведения для самостоятельной работы 88
1

ББК НАГ. Николаев
Н 63 Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Серия Мир культуры, истории и философии / Оформление обложки С. Шапиро, А. Олексенко. — СПб.:
Издательство Лань, 1999. — 96 с 5-8114-0154-Х
Предлагаемый курс игры на шестиструнной гитаре рассчитан примерно на год занятий. За этот срок предстоит научиться исполнять нетрудные произведения из классического гитарного репертуара, подбирать несложный аккомпанемент. Поданным современной музыкальной педагогики не существует людей, неспособных к музыке. Но музыкальные способности, заложенные в каждом человеке, необходимо развивать путем систематических занятий музыкой. Данный самоучитель призван помочь в овладении основами музыкальной грамоты и игры на гитаре. Использование самоучителя предполагает сочетание творческого подхода с тщательностью проработки каждого упражнения.
Разучивая пьесы, следует точно выполнять все указания, добиваясь выразительности исполнения. Целеустремленным, настойчивыми увлеченным начинающим гитаристам самоучитель поможет приобрести необходимые знания, уверенность в своих силах, почувствовать радость живого музицирования.
Охраняется законом РФ об авторском праве.
Воспроизведение всей книги или любой ее части
запрещается без письменного разрешения издателя.
Любые попытки нарушения закона будут
преследоваться в судебном порядке Издательство Лань, 1999
© А. Г. Николаев, 1999
© Издательство «Лань»,
художественное оформление, 1999
2
ББК Генеральный директор А Л. Кноп.

Директор издательства О. В. Смирнова

Художественный редактор С. Л. Шапиро.
Главный редактор Ю. А. Сандулов.
Музыкальный редактор А Ю. Радвилович.
Нотографик А В. Андреев Верстальщик А Б. Иванов
Выпускающий Н. К. Белякова
ЛР № 065466 от 21.10.97 г.
Гигиенический сертификат № Тот 19.01.99 выдан ЦГСЭН в СПб.
Издательство ЛАНЬ Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, дом Тел 262-2495,262-1178, 567-1445, 267-2792, 265-0088, 567-5493. Факс Филиал в Москве Москва, я ул. Текстильщиков, д. 5, тел (095) Филиал в Краснодаре 350072, Краснодар, ул. Зиповская, д. 7, тел (8612)57-97-8:
e-mail: lan@lpbl.spb.ru, root@lanpbl.spb.ru, pbl@lpbl.spb.ru (издательский отдел (торговый отдел, post@lpbl.spb.ru (книга почтой)
Сдано в набор 10.05.99. Подписано в печать 05.06.99. Бумага офсетная. Формат 84x108 Печать офсетная. Печ. л. 3. Тираж 20000 экз. Заказ № Отпечатано с готовых диапозитивов в ГУП Пушкинская типография, ул. Средняя, 3/8.
ИЗ ИСТОРИИ ШЕСТИСТРУННОЙ ГИТАРЫ
Гитара имеет многовековую историю. Предшественник гитары точно не установлен, бесспорно только его восточное происхождение.
Принято вести родословную гитары от лютни, завезенной арабами в Европу в средние века и имевшей большое значение в культуре эпохи
Возрождения. Св. гитара широко известна в Испании. В народном музицировании использовалась сначала четырехструнная гитара,
в XVI вона превратилась в пятиструнную, а в середине XVIII — в шестиструнную ив этом
«классическом» виде получила распространение во всем мире.
В начале XIX в. в России появилась семиструнная гитара, отличающаяся от шестиструнной гитары количеством струн и строем.
Принципиального различия в трудности освоения, приемах звукоизвлечения между русской и классической гитарой практически нет. С семиструнной гитарой связаны имена выдающихся русских исполнителей и авторов гитарных произведений А. Сихры и М. Высот- ского. В настоящее время семиструнная русская гитара вызывает все больший интерес.
На шестиструнной гитаре применяются самые разнообразные приемы звукоизвлечения, с помощью которых выявляются ее богатые красочные возможности. Благодаря конструктивным особенностям гитары ее звук прекрасно сочетается с человеческим голосом, струнными и духовыми инструментами, поэтому гитара часто используется в разнообразных ансамблях.
В историю исполнительского искусства вошли имена таких виртуозов-гитаристов, как испанцы. К. Амат, Г. Санц, Ф. Сор, Д. Агуадо,
Ф. Tappera, М. Льобет, аргентинка МЛ. Анидо,
итальянцы Ф. Корбетта, М. Джулиани, Ф. Ка- рулли, англичанин Д. Вильяме.
В утверждении шестиструнной гитары на современной мировой концертной эстраде особенно велика заслуга выдающегося испанского гитариста А. Сеговии, чьи выступления в разных странах способствовали подъему гитарного искусства. Сеговия, в частности, оказал значительное влияние на гитарное исполнительство в СССР. Вовремя своих неоднократных гастролей он давал консультации многим известным впоследствии гитаристам. В историю советского исполнительского искусства вошли имена гитаристов А. М. Иванова-Крам- ского и Л. Ф. Андронова.
В настоящее время гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов как в концертной практике, таки в быту.
ПОДГОТОВКА ИНСТРУМЕНТА
К ЗАНЯТИЯМ. ЕГО УСТРОЙСТВО
Размеры инструмента должны соответствовать росту исполнителя. Если при среднем росте подходят гитары как среднего, таки большого размера, то при высоком росте нужны инструменты с большим корпусом.
При приобретении инструмента проверьте состояние корпуса, ровность грифа. Лучше всего,
чтобы на гитаре были нейлоновые струны. Крайние струны не должны выходить за пределы грифа или располагаться очень близко к его краю
Подготовьте инструмент к первым занятиям поворачивая колки, добейтесь примерно одинакового натяжения всех струн — оно должно быть достаточно сильное, ноне жесткое.
(О настройке гитары разговор пойдет дальше.)
В пяточке грифа есть отверстие для специального ключа. Поворачивая ключ, отрегулируйте высоту струн над грифом. Высота их у лада гитары 4-6 мм. (Точки на грифе помогают сразу найти нужные лады.)
Если струны над первыми ладами гитары после регулировки с помощью ключа расположены все же очень высоко и прижать их трудно, ослабьте их натяжение и углубите прорези в верхнем порожке.
Операция тонкая, будьте осторожны, не
«уложите» струны на гриф.
С гитарой обращайтесь аккуратно и бережно. Не оставляйте ее на солнце и у батарей отопления, а также в сыром помещении. После игры протирайте струны мягкой тканью.
ПОСАДКА
ГИТАРИСТА
Приготовьте обычный стул с прямым жестким сиденьем и небольшую скамеечку для опоры левой ноги. Сядьте (пока без гитары) наполовину стула, не опираясь оспинку, поставив левую ногу на скамеечку. Левое колено должно быть выше уровня стула (см. рис. 2, 3). Регулируя высоту стула и скамеечки какими- либо подкладками, добейтесь правильного и удобного, комфортного положения тела.
Затем возьмите гитару и, избегая резких угловатых движений, начните готовиться к игре в такой последовательности:
поставьте гитару вырезом корпуса примерно на середину левого бедра, при этом подбородок,
левое колено и часть гитары, помеченные на рис. 2 пунктиром, должны находиться на одной линии по вертикали, а головка грифа — на уровне плеча или чуть выше его (возможно, для этого потребуется увеличить высоту скамеечки,
Рис.2
4
Рис. 1 Шестиструнная гитара — головка грифа, 2 — колковая механика — верхний порожек, 4 — лады, 5 — гриф — шейка грифа, 7 — точки, 8 — кузов, 9 — ладовые пластины, 10 — голосник, 11 — пятка грифа — струны, 13 — обечайка, 14 — нижняя дека — подставка, 16 — нижний порожек — верхняя дека, 18 — пуговка (на некоторых инструментах отсутствует
Рис. Рис. либо чуть утопить между ног корпус гитары);
верхняя дека гитары должна находиться в вертикальной плоскости. Чтобы гитара не скользила по бедру, можно воспользоваться листом поролона, положенным на левое колено.
Наклонившись чуть впереди коснувшись грудью инструмента, положите свободно, всем весом правую руку в районе локтевого сустава на корпус гитары в его самом широком месте так, чтобы кисть расположилась над струнами у розетки (см. рис. От правильной посадки зависит свободное и рациональное движение рук, устойчивость инструмента, наименьшая утомляемость при занятиях. Научитесь сидеть правильно ив этом положении найдите свободу и естественность.
Правильная посадка — первое важнейшее звено в цепочке необходимых навыков.
ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ
ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ
Освоение инструмента требует большого слухового внимания и свободных согласованных движений. Но часто при выработке первых игровых навыков излишне напрягаются мышцы шеи, спины, рук. Научитесь расслабляться В этом поможет следующее упражнение Удобно сядьте, не касаясь спинки, на половинку стула, руки свободно висят вдоль тела.
Медленно сожмите пальцы в кулаки также медленно напрягите мышцы руки плечевого пояса на несколько секунд, затем постепенно освободитесь от напряжения, начиная от плеча и до кончиков пальцев. Кулаки разжимайте плавно, не выпрямляйте активно пальцы, они должны принять естественную округлую форму. Выберите для себя такую силу напряжения,
которая позволит отчетливо ощутить расслабление. Повторите упражнение несколько раз,
чтобы лучше прочувствовать мышечное расслабление, затем научитесь быстро чередовать моменты напряжения и освобождения.
Для проверки свободы плечевого пояса и шеи поднимите высоко плечи и опустите их.
Только после полного овладения навыком естественного расслабления можно приступать к извлечению звука на гитаре.
В игре на гитаре участвуют обе руки, но функции их различны правая извлекает звук, левая,
в основном, изменяет его высоту.
Перед тем, как приступить к овладению первыми игровыми навыками, надо соответствующим образом подготовить руки, так как при использовании нейлоновых струн звук извлекается При длинных руках и небольшом инструменте можно класть руку на гитару чуть ближе к середине предплечья
правой рукой с участием ногтей. Применение ногтевого способа игры определяет красочность и отчетливость звучания инструмента. Длина ногтей на пальцах правой руки может быть различной в зависимости от строения подушечки пальца. Ногти выступают над подушечками пальцев на 1—1,5 мм и затачиваются по форме подушечки, затем тщательно обрабатываются и шлифуются. Прикосновение к струне должно быть таким, чтобы, играя, ощущать струну подушечками пальцев.
В игре на гитаре существуют два основных приема извлечения звука правой рукой тиран- до (от итальянского tirando — натягивая) и апо- яндо (от испанского apoyando — с опорой, опираясь. Сначала освойте прием тирандо. Для лучшего понимания сути данного приема проделайте следующее предварительное упражнение) без инструмента.
Положите небольшой предмет (например,
пуговицу) на лежащую на столе книгу примерно в сантиметре от края обложки и расположите над ним свободно кисть правой руки таким образом, чтобы средний палец почти касался предмета. Затем неторопливым, широким, но без замаха, движением округлого свободного среднего пальца (безучастия кисти, не касаясь поверхности книги, мягко столкните предмет на стол. Палец должен вернуться в исходное положение за счет расслабления. Это упражнение — модель движения пальцев в приеме тирандо. Повторите его несколько раз указательным, средними безымянным пальцами поочередно, добиваясь естественности движения, и только после этого начинайте осваивать на гитаре.
Возьмите гитару и приготовьтесь к игре, руководствуясь правилами нас. (Левую руку, не участвующую пока в работе, положите на корпус гитары со стороны грифа так, как показано на рис. 4, локоть при этом будет свободно висеть) В этом положении правой рукой проделайте несколько раз упражнение 1. Рука должна быть слегка округлена в запястье (она не должна прогибаться в сторону деки, пальцы также немного закруглены, ладонь параллельна струнам (см. рис. 5). Естественная закругленность запястья свидетельствует о его свободе. Это основное положение правой руки.
Извлекать звук начинайте на открытой (т. е.
свободной, не прижатой к грифу) струне В нотной литературе для гитары струны обозначаются цифрами в кружках и т. д. В дальнейшем изложении используются принятые обозначения
(например, V лад — пятый лад третья струна. Открытая струна указывается ноликом (0), нумерация струн начинается с самой тонкой струны.
Рис.5
Рис.6
6
Кончики закругленных пальцев свободно висящей кисти окажутся точно над в том случае,
если костяшки тыльной стороны кисти будут находиться примерно над (указаны пунктиром на рис. Теперь мягко, не торопясь, кончиком округлого среднего пальца прикоснитесь к , почувствовав ее сопротивление и преодолев его, аза- тем верните палец в исходное положение за счет быстрого расслабления так, как это проделывалось в упражнении 2 (с пуговицей).
Все этапы звукоизвлечения должны слиться водно свободное, широкое и мягкое движение, при этом кисть не должна отскакивать от струн, запястье почти не меняет своего положения и формы*.
Вслушайтесь в образовавшийся звуки попытайтесь оценить его качество был ли он слишком тихим, либо, наоборот, грубым, некрасивым. Постарайтесь мысленно представить ка- кой-либо характер звучания и затем добиться как можно более точного его воплощения наги- таре, все время сравнивая, насколько реальный звук соответствует представляемому (не забывая о расслаблении).
Следующий этап — извлечение звука на открытой, которое происходит в такой же последовательности, как и настой лишь разницей, что костяшки тыльной стороны кисти располагаются над . Плавно перенося висящую кисть от струны к струне (как бы с этажа на этаж, проиграйте звуки на всех шести струнах указательным, средними безымянным пальцами поочередно. Внимательно прослушайте все звуки.
А теперь попробуйте на одной из открытых струн сыграть последовательно два звука, одновременно произнося какое-либо двусложное слово (тополь, ветер, Саша. Один слог соответствует одному звуку, причем ударный слог в отличие от безударного играется ярче, тянется дольше. Более сильный звук требует большего усилия, более плотного контакта пальца со струной.
Еще раз вспомните все, касающееся правильной посадки, постановки правой руки, моментов звукоизвлечения и последующего расслабления. Пропев сначала мысленно, а затем вслух, озвучьте какое-либо двусложное слово на . Сравните полученный результат с задуманными сделайте необходимые коррективы. Проделайте это несколько раз на всех струнах, мягко перенося кисть от струны к струне,
после чего сыграйте все еще раз, чередуя средний и указательный пальцы. Чередование пальцев правой руки (в дальнейшем комбинациибу- дут усложняться) является в игре на гитаре обя- зательным.
НАСТРОЙКА
ГИТАРЫ
Чтобы научиться настраивать гитару, воспользуйтесь слуховым опытом, полученным при исполнении двусложных слов.
Исполнив два звука на одной открытой струне, обратите внимание, что оба звука являются одинаковыми по высоте звучания (хотя могут отличаться по длительности, громкости, тембру. Внимательно прослушайте двукратное повторение одинаковых по высоте звуков на , затем второй звук, в отличие от первого, сыграйте на , прижатой левой рукой на V ладу, и добейтесь вращением колка полного их совпадения по высоте. (Это совпадение звуков по высоте звучания называется унисоном При правильном звукоизвлечении струна колеблется почтив плоскости грифа, а не перпендикулярно ему.
Для того, чтобы строй гитары держался дольше, ослабьте настраиваемую струну, затем натягивайте ее до нужной высоты, после чего подтяните ее чуть выше испустите обратно, прижатая на V ладу, настраивается по камертону ля й октавы таким же способом:
высота звучания струны сравнивается с камертоном до полного их совпадения. , прижатая на V ладу, должна звучать в унисон сот- крытой , прижатая на IV ладу, — сот- крытой на V ладу — с открытой на ладу — с открытой ) на V ладу с открытой Потренируйтесь в настройке гитары, предварительно расстраивая ее Камертон — эталон высоты звука. Если звучание струны сверить нес чем, проверьте, достаточно ли натянута и от нее произведите настройку
ГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ
МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА
Пропойте первый куплет песни Во поле береза стояла и вслушайтесь в чередование сло- гов-звуков песни:
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли-люли, стояла,
Люли-люли, стояла.
Нетрудно заметить, что протяженность слогов разная. Условною фразу можно записать так (короткие звуки обозначим , длинные — Получилась наглядная запись временных соотношений звуков песни, то есть запись ее музыкального ритма. Попробуйте теперь равномерно шагать, напевая мелодию.
Условная запись всех действий будет выглядеть следующим образом (над текстом записан ритм песни, подтекстом ритм равномерных шагов):
Обратите внимание на акценты в песне (отмечены в тексте знаком >) — они повторяются через равные промежутки времени. В данном случае периодически повторяются группы, состоящие из одной сильной и одной слабой доли.
Равномерное чередование сильных, ударных и слабых, безударных долей называется метром,
посредством которого выявляется музыкальный ритм. Чтобы лучше понять взаимосвязь метра и ритма, попробуйте, напевая туже мелодию, шагать то быстрее, то медленнее, то останавливаясь. Выполнить это задание не сбиваясь будет трудно. Только на фоне равномерного движения метра возможны любые изменения ритмического рисунка, которые не приведут к дезорганизации звуков во времени. Так как музыка — искусство, разворачивающееся во времени, правильное ощущение метра и ритма имеет огромное значение для каждого ис- полнителя.
Еще раз посмотрите на запись песни. Отделите каждую метрическую группу вертикальными чертами. Получится такт — условный отрезок музыки от одной сильной доли до другой
В каждом такте песни Во поле береза стояла две доли, но могут быть такты, состоящие из трех, четырех, пяти и более долей, причем в них также будет только одна сильная доля, а остальные — слабые.
Равномерные шаги-доли соответствуют четвертным музыкальным длительностям, или четвертям. Четверть — основная единица музыкальной пульсации. Кроме нее для ритмической записи существует еще целый ряд длительностей целая , половинная , восьмая, шестнадцатая . Все перечисленные длительности находятся в строго определенном соотношении друг с другом, что отражается в самих их названиях четверть в четыре раза короче целой, но вдвое протяженней восьмой,
шестнадцатая вдвое короче восьмой и т. д.*
Соотношения длительностей остаются всегда неизменными, они не зависят от характера музыки. Реальная же протяженность длительностей определяется именно характером музыки в спокойной колыбельной четверть будет звучать дольше, чем в скором марше,
хотя в обоих случаях восьмая будет в два раза короче четверти. Необходимо строго соблюдать указанные длительности, вырабатывать в себе ощущение равномерной ритмической пульсации.
Для того, чтобы лучше уяснить соотношение четвертей и восьмых, проделайте такое упражнение. Глядя на верхнюю ритмическую строку песни Во поле береза стояла, проговорите записанные на ней восьмые на слог «ти», а четвертина слог та, сочетая это с размеренной ходьбой в ритме четвертей.
В традиционной нотной записи принято в самом начале произведения указывать количество долей в такте и единицу пульсации (так называемый размер такта. Размер такта выражается дробью, числитель которой обозначает количество равных долей в каждом такте, знаменатель какая длительность принята за единицу пульсации. Например, в песне Во поле береза стояла при равномерной пульсации четвертями в каждом такте имеется две доли, поэтому размер записывается
Проговорите ритмослогами и прохлопайте следующие ритмические упражнения:
Придумайте несколько своих ритмических комбинаций из восьмых и четвертей, запишите их и проговорите ритмослогами. Затем проиграйте все записанные упражнения поочередно на всех струнах со сменой пальцев правой руки, следя за посадкой и постановкой. Попробуйте не помогать себе проговариванием всех Четверть не всегда была основой метрической пульсации. До начала XVII в. основой пульсации являлась целая, от ее дробления и произошли названия остальных длительностей Отдельные восьмые часто объединяются в группы слогов, а проделывайте всю работу в уме перед исполнением на инструменте и сравните полученный результат с желаемым.
На гитаре наиболее распространена испанская система обозначения пальцев (или аппликатура большой палец р указательный —
i, средний — т безымянный — а Выучите эти обозначения, чтобы не путать пальцы при разучивании музыкальных произведений.
Сыграйте в сдержанном темпе скороговорку
«Андрей-воробей» на открытой , предварительно проговорив ритмический рисунок песни ритмослогами, а затем пропев со словами. Обязательно чередуйте пальцы правой руки (i и т
Ударные слоги в скороговорке должны соответствовать более сильному, акцентированному их исполнению на инструменте. Добейтесь отчетливого, ноне грубого произнесения сильных и более слабых звуков.
Следуя правилу образования тактов, поставьте тактовые черты перед каждой сильной долей и определите размер (постарайтесь проделать это самостоятельно, а затем проверьте себя):
В результате й такт получился неполным,
без сильной доли. Такое явление называется затактом и часто встречается в музыкальных произведениях. Там, где есть затакт, последний такт тоже неполный (таким образом, в сумме должен получиться один полный такт).
Воспроизведение метра с помощью шагов или хлопков можно иногда заменять счетом вслух, который в дальнейшем понадобится только как вспомогательное средство при разборе сложных ритмических рисунков. Научитесь считать вслух наследующих очень простых в ритмическом отношении примерах. Основное правило при счете вслух — равномерно произносить нужные слоги.
Проиграйте это упражнение со счетом вслух
(считайте равномерно) на любой открытой струне.
В тех случаях, когда в произведении соседствуют разнообразные длительности и бывает трудно сразу установить между ними правильные временные соотношения, прибегают к искусственному уменьшению основной единицы метра.
Так, в следующем примере встречаются восьмые,
четвертные и половинные длительности. Чтобы точнее контролировать протяженность каждой длительности, считать вслух здесь надо так (аза- тем проиграть на каждой струне
ПОЛОЖЕНИЕ ЛЕВОЙ РУКИ
НА ГРИФЕ
Прежде чем включить в игру левую руку,
проделайте такое упражнение.
Положите на стол карандаши возьмите его кончиками пальцев левой руки так, чтобы прямой большой палец находился против остальных, закругленных, не прогибающихся нив одном суставе (см. рис. 7). Карандаш при этом должен быть параллелен линии основания пальцев. Правильно установив карандаш, несколько раз напрягите (как бы собираясь переломить
Рис.7
карандаш) и освободите пальцы, затем все повторите, делая круговые вращения кисти. Карандаш вовремя этих действий должен плотно прилегать к кончикам пальцев.
Проделайте упражнение несколько раз, так как оно поможет лучше уяснить характер ощущений при работе левой руки на грифе.
Поднесите кисть кладу гитары, чтобы прямой большой палец легко коснулся середины тыльной стороны грифа напротив среднего пальца остальные пальцы располагаются над
(см. рис. 8, 9). Правая рука пока не участвует в работе. Она должна в свободном состоянии находиться над струнами.
Пальцы левой руки обозначаются следующим образом указательный — 1, средний — безымянный — 3, мизинец — Разместите пальцы на й — на V ладу,
2-й — на VI и т. д, причем каждый палец ставьте ближе к следующему ладу. Пальцы должны иметь округлую форму, не прогибаться в суставах и опираться кончиком на струну. Не отводите локоть в сторону и не прижимайте его к туловищу, чтобы не создавать неудобствами- зинцу, который должен стоять ровно и прижимать струну серединой подушечки.
Правильно поставив пальцы, мягким хватательным движением, в котором участвует большой палец, прижмите струну кладовым перегородкам. Плечи и локоть при этом остаются
Рис.8
Рис.9
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов
связь с админом