Главная страница
qrcode

Синодальное училище церковного пения с конца XIX ред2. Синодальное училище церковного пения История Синодального училища церковного пения Синодальное училище церковного пения


Скачать 22,08 Kb.
НазваниеСинодальное училище церковного пения История Синодального училища церковного пения Синодальное училище церковного пения
Дата22.03.2020
Размер22,08 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСинодальное училище церковного пения с конца XIX ред2.docx
ТипЗакон
#84623
Каталог

Синодальное училище церковного пения

История Синодального училища церковного пения

Синодальное училище церковного пения – так называлось центральное духовно-музыкальное учебное заведение России с конца XIX в., бывшее в управлении Святейшего Синода. Закончилось формироваться в 1860-х гг., получив статус низшего четырёхклассного учебного заведения. В 1886 проведена реформа: училище начало давать мальчикам, поступавшим в хор в 7 – 8-летнем возрасте, образование по общим предметам, по некоторым музыкальным предметам. Одной из специальностей было изучение церковного пения и регентского дела. Обучающиеся проживали в училище на полном обеспечении, пели в хоре до ломки голоса, и закончив училище, становились музыкантами. Наиболее способные оставались при училище в хоре в качестве наставников и регентов. В то время директорами Синодального училища были: музыкальный критик С.Н. Кругликов, исследователь русского церковного пения С.В. Смоленский, хоровой дирижёр В.С. Орлов, композитор А.Д. Кастальский (последние двое были ещё и регентами Синодального хора), выпускники и педагоги Синодального училища А.С. Аренский, С.И. Танеев, П.И. Чайковский, В.И. Сафонов входили в разное время в Наблюдательный совет Синодального училища.

Здание Синодального училища по адресу Большая Никитская улица дом 11 было значительно перестроено и расширено. Его просторный зал служил как для выступлений Синодального хора, так и прочих выступлений, т.к. считался одним концертных залов Москвы с совершенной акустикой. Также, при Синодальном училище была сформирована Научная библиотека русских церковно-певческих рукописей. Позднее, библиотека стала носить имя её основателя – Смоленского. А после 1917 г. библиотека перешла в Исторический музей. Как концертный, зал Синодального училища открыт вновь лишь в 1979 г., а с середины 1980-х гг. называется Рахманиновским залом.

Обучение в Синодальном хоре

Тщательно продуманная система учебной деятельности стала важнейшей причиной достигнутого художественно-исполнительского мастерства Синодального хора.

Учебный план регентских курсов состоял из пятилетнего срока обучения.

Учебный процесс на регентских курсах начинался с одногодичного подготовительного курса. Прохождение его основывалось на хоровом пении. Методика подготовки хоровых специалистов, принятая в Синодальном училище в полной мере, распространялась и на регентские курсы. Содержание учебного процесса на подготовительном этапе в сжатом виде повторяло содержание музыкального обучения в первых трех классах певческого отделения. Здесь, на основе хорового сольфеджио, преподавался курс гармонии. Кроме этого, вводилась:

чтение хоровых партитур,

история хорового пения,

проводились практические занятия по управлению хором.

По окончании II курса учащиеся получали право работы в должности регента.

III – IV курсы были близки старшим классам регентского отделения училища. Здесь изучались:

история церковного пения в России;

контрапункт;

чтение сложных партитур;

управление хором при исполнении сложных многоголосных композиций;

постановка детских голосов и методика преподавания церковного пения.

Обязательной была игра на фортепиано. А также на каждый предмет приходилось два часа в неделю. По окончании регентских курсов слушатели получали права регента и учителя музыки.

Регентские курсы, певческое и регентское отделение Синодального училища закладывали основу профессиональной подготовленности синодальных певчих.

Одним из методов, приведших к качественному скачку в технике певчих, было хоровое сольфеджирование. Особое внимание уделялось эстетике звука.

Работа над дыханием складывалась из требований – вдох через нос, расширение нижней, но не верхней части груди, задержка дыхания. Т.е. это – нижнее реберно-диафрагматическое дыхание. В свою очередь, задержка дыхания и мягкая атака звука обеспечивали точность интонирования. Один из отличительных моментов – требование петь вполголоса, которое определяло мягкую силу подсвязочного давления и проецировало звук фальцетного характера, бедный (с меньшей обертоновой наполненностью) по тембру. Навык цепного дыхания обеспечивал широкую кантилену, обычную для русского хорового пения.

В периодике прошлого голоса Синодального хора характеризовались как «мягкие», «бархатистые», «легкие», что указывает на предпочтение низкой певческой форманты в процессе формирования эстетики звука. Фальцетное звучание, сформированное на микстовой основе, дополнялось выработкой близкой вокальной позиции.

В области динамических средств выразительности, характерная черта певческого коллектива В.С. Орлова - исполнение пиано и меццо-пиано в качестве основного уровня динамической градации. Это создавало характерную легкость, мягкость и естественность звучания.

В.С. Орлов болезненно реагировал попытки хористов «густить» звук в адрес вторых басов и октавистов. По его мнению, подобные проявления нарушали звучание хора. В таких случаях, дирижер склонен к понижению обертоновой наполненности тембра певчих голосов. В.С. Орлов направлял свои хормейстерские усилия в адрес предельно возможного выравнивания индивидуальных тембровых характеристик.

При приеме в хор, из числа претендентов предпочтительными были обладатели «безтембренных» голосов. Т.е. – это голоса, в тембровом спектре которых преобладал над частичными – основной тон. Именно такие голоса наилучшим образом сливаются в хоровой ансамбль. В хоре стремятся к накоплению «одинакового качества голосов (одного тембра) без вибрации». Тремоляция голоса в хоровой практике недопустима, однако, вибрато, показательно для солистов-вокалистов, т.к. придает голосу тембровую окраску.

Таким образом, в процессе формирования эстетики звука наблюдается концептуальная позиция Орлова – снижение обертоновой наполненности зоны тембра певчих голосов, что находило выражение в следующем:

предпочтение, отдаваемое «безтембренным» голосам;

высоко-позиционная настройка хора;

фальцетный регистр певчих голосов, сформированный на микстовой основе;

значительное снижение эффекта вибрато;

мягкая атака звука;

близкая вокальная позиция;

неприятие проявлений густоты звучания в тембрах певческих голосов;

предпочтение нижней сферы динамической шкалы;

преобладание высоких звуковых частот в акустическом спектре Синодального хора;

пение в полголоса.

Приведенные характеристики определяли уменьшение количества частичных и увеличение силы основного тона звуковых спектров.

Хоровой строй Синодального хора, в период руководства В. С. Орловым, оценивался современниками – как уникальный по чистоте.

Хоровой строй закладывался с первых занятий в певческом отделении училища (для детей) и на регентских курсах (для взрослых). Использовался цифровой метод в сочетании с абсолютной сольмизацией. Это способствовало формированию слуховых представлений, а цифровые обозначения становились показателями повышения, понижения, либо устойчивости интонации. Классификация интервалов по способу интонирования определяла развитие техники расширения, сужения мелодических и гармонических интервалов при вокализации. Система разнонаправленных стрелок, употреблявшаяся для указаний хроматических альтераций в цифровом методе, на дальнейшем этапе переросла в указания способов интонирования и проставлялась непосредственно в хоровых партитурах. В качестве дополнительных обозначений наиболее сложных способов интонирования, употреблялись так называемые «крестики».

Данная методика была направлена на развитие интонационного (зонного) слуха хористов.
перейти в каталог файлов


связь с админом