Главная страница
qrcode

Словарь обществознание 10-11 класс. Словарь по обществознанию 10-11 класс а абсолютная истина


Скачать 139,35 Kb.
НазваниеСловарь по обществознанию 10-11 класс а абсолютная истина
АнкорСловарь обществознание 10-11 класс.docx
Дата23.09.2017
Размер139,35 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСловарь обществознание 10-11 класс.docx
ТипДокументы
#26360
страница1 из 9
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

СЛОВАРЬ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10-11 КЛАСС

А

Абсолютная истина — исчерпывающее, полное, достоверное знание об объективном мире. Это цель познания, к которой стре мятся люди. Одновременно это и бесконечный процесс, своеоб разный горизонт познания, который отодвигается по мере при ближения к нему. Абсолютная истина складывается из суммы от носительных истин, т. е. знаний, теорий, положений, которые дают не полное, а только приблизительное и частичное отраже ние действительности.

От абсолютной истины следует отличать так называемые веч ные истины, которые являются достоверным знанием уже совер шившихся единичных фактов (например, факты и даты жизни че ловека).

Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления. К видам административных отношений относятся: а) внутриап- паратные (служебные) отношения; б) отношения между соподчи ненными и несоподчиненными органами государственного управления; в) взаимоотношения исполнительных органов с ор ганами местного самоуправления; г) взаимоотношения исполни тельных органов с государственными и негосударственными хо зяйственными, социально-культурными объединениями, пред приятиями, учреждениями; д) взаимоотношения исполнительных органов с общественными организациями; е) взаимоотношения исполнительных органов с гражданами.

Особенности административно-правовых отношений: 1) не пременное участие в них какого-либо органа государственной власти; 2) отсутствие юридического равенства сторон (одна из них обладает определенными властными полномочиями по отноше нию к другой).

Основными источниками административного права являют ся: Конституция РФ, законы РФ (например, закон РФ «О ми лиции»), подзаконные акты (указы президента, постановления правительства, акты министерств и ведомств), международные акты, кодексы, действующие на территории РФ. Важнейший из них — Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), в котором определена ответственность за администра тивные проступки.

Административный ресурс — понятие, чаще всего употреб ляемое в процессе проведения избирательных кампаний. Обозна чает возможность (либо результат) использования политически ми силами, партиями и кандидатами их должностных полномо чий, политического статуса или связей с властными структурами с целью достижения желаемого результата на выборах. При этом искусственно создаются неравные условия для кандидатов, изби раемых в органы государственной власти или местного само управления (используются значительные финансовые и органи зационные ресурсы на предвыборную агитацию за «нужных» кан дидатов, оказывается давление на средства массовой информации с целью получения дополнительного эфирного времени, необхо димого для создания их положительного имиджа, применяются средства воздействия на отдельные категории избирателей и т. д.). Несколько реже это понятие применяется при объяснении фак тов использования властных полномочий в личных или корпора тивных интересах, решении конкретных социальных и экономи ческих вопросов.

Антропология (от греч. anthropos — человек и logos — уче ние) — научная дисциплина, изучающая фундаментальные проб лемы бытия человека в природной среде и социуме.

Антропология объединяет широкий спектр естественных и со циально-гуманитарных наук. Философская антропология ищет ответ на вопрос о сущности человека и смысле его существова ния. Теологическая антропология рассматривает взаимодействие человека с миром сверхъестественного, определяя сущность и смысл человеческой жизни через призму религии. Культурная антропология изучает человека как творение и творца культуры. Психологическая антропология исследует то, как влияет различ ное культурное окружение на психику и деятельность человека. Биологическая (естественно-научная) антропология рассматри вает человека как биологический вид, включая проблемы его эво люции, анатомию, физиологию и морфологию. Социальная ант ропология изучает процесс становления человека как социально го существа, структуру и функционирование социальных инсти тутов, участвующих в социализации человека, механизмы соци ального взаимодействия членов общества. Историческая антро пология делает акцент на изучении «истории повседневности» — образа жизни, особенностей мировосприятия и стереотипов по ведения представителей различных социальных групп изучаемой эпохи.

Атеизм (от фр. athdisme — безбожный) — одна из форм сво бодомыслия в отношении религии, сторонники которой после довательно отрицают существование сверхъестественных сил, считая религию творением самого человека.

При смутном осознании этих идей можно говорить о стихий ном атеизме, в случае философского их обоснования — о теоре тическом атеизме.

Теоретически обоснованный атеизм начал развиваться усили ями французских просветителей XVIII в.: атеист — «человек, зна ющий природу и ее законы, а также собственную природу и на лагаемые на нее обязанности» (П. Гольбах).

Б

Безработица — социально-экономическая ситуация, при ко торой часть трудоспособного населения не находит себе работу. Безработным считается человек, который хочет, может работать, но не имеет рабочего места.

Безработица обычно бывает вызвана рядом социально-эконо мических факторов, например спадом производства, вследствие которых количество желающих получить работу значительно пре вышает количество рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места.

Бессознательное — совокупность психических процессов, функций и состояний, не представленных в сознании субъекта. К ним, в частности, относятся желания, влечения, переживания, в которых человек обычно не признается себе и которые по этой причине «не допускаются» к сознанию либо вытесняются из не го. Бессознательное побуждает человека к тем или иным действи ям (поступкам), проявляясь в них в искаженном виде; оно часто представлено в сновидениях и переживаниях, в оговорках, в твор ческих порывах и т. д.

В отличие от сознания (см. Сознательное), бессознательное не отдаляет себя от объекта, а сливается с ним в переживании.

Биоэтика — научное направление в философии, связанное с исследованием проблемы человека в единстве природно-биоло- гического и этического аспектов. В сферу научного анализа био этики входит широкий круг проблем проявления подлинной гу манности: трансплантация органов, эвтаназия (умерщвление не излечимого больного по его просьбе или по просьбе его родствен ников, если он сам находится долгое время в бессознательном состоянии), искусственное зачатие, клонирование и др.

Биоэтика — междисциплинарная область знания: она имеет отношение и к медицине, и к юриспруденции, и к биологии, и к антропологии, так как затрагивает самые основы биологическо го существования человека, его сущностные характеристики.

Буддизм — религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии в VI—V вв. до н. э. и ставшее одной из трех ми ровых религий. Согласно основателю этого учения Будде (он же Сиддхартха Гаутама, Шакьямуни Бодхисаттва), все сущее состо ит из отдельных элементов, постоянно изменяющихся в соответ ствии с законами причинности. Все изменения в жизни ведут к страданиям человека, даже удовольствие есть страдание, посколь ку оно достигается путем труда, усилий, т. е. жизнь есть страда ние. Страдания человека проистекают от незнания, поэтому су ществуют «4 благородные истины» о том, что есть страдание, ка кова причина страданий, что есть прекращение страданий, каков путь к прекращению страданий — восьмеричный (8 ступеней) путь нравственного совершенствования. Он предполагает дости жение правильной точки зрения, решимости, правдивой речи, доброго поведения, правильной жизни, истинного страдания, правильного направления мыслей и правильной сосредоточен ности. В результате ум просветляется, достигается совершенная невозмутимость и спокойствие. Страдания человека прекращают ся, а перерождение становится невозможным. Это состояние на зывают нирваной.

Существуют различные школы буддизма.

В России буддизм распространен в республике Калмыкия, республике Бурятия, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе в составе Иркутской области, Агинском Бурятском авто номном округе в составе Забайкальского края, Читинской облас ти, республике Тыва, Горном Алтае.

Бытие человека — наиболее общее понятие, обозначающее: 1) существование человека во всем многообразии его проявле ний; 2) реальный процесс жизни, деятельности, общения.

В

Валовой внутренний продукт (ВВП) — обобщающий эко номический показатель хозяйственной деятельности страны, определяемый как сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, произведенных за год непосредственно внутри страны.

Разделив ВВП страны на количество граждан, можно полу чить показатель «ВВП на душу населения». Он применяется для международных сопоставлений, по нему сравнивают степень эко номического развития и уровень жизни разных стран.

Этот показатель, характеризуя экономику в целом, позволяет оценивать уровень производства и развития экономики, разраба тывать экономические прогнозы.

Валовой национальный продукт — обобщающий экономи ческий показатель, определяемый как сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом

Вестернизация (от англ. west — запад) — процесс придания многим ценностям западной цивилизации {рыночная экономи ка, протестантская этика, правовое государство, парламента ризм, плюрализм политический и духовный) всеобщей значи мости.

В качестве наиболее ярких примеров выступают «американ ский образ жизни», «американская мечта», «общество всеобщего благоденствия», «великое общество», которые определяли разные стороны жизни американской нации на протяжении последних пяти десятилетий и активно навязывались другим народам.

Власть — 1) способность и возможность отдельного челове ка или группы людей распоряжаться другими людьми, проводить свою волю, заставлять подчиняться с помощью авторитета, пра ва, принуждения. Это общественные отношения между носите лем власти (субъектом власти) и подвластной стороной, при ко торых субъект власти навязывает свою волю другим лицам и со циальным общностям с целью заставить их поступать определен ным образом.

Власть возникла одновременно с появлением общества (ро довая, семейная и т. д.), наиболее полное воплощение она полу чила в государстве.

В структуре государства власть различается: по иерархическо му (выше-, нижестоящие) принципу — центральная, региональ ная, местная; по сферам общественной жизни — экономичес кая, политическая, духовная, гражданская, военная, церковная (см. также Разделение властей)

2) политическое господство над людьми, их общностями, а также система государственных органов, включая лиц, облечен ных властными полномочиями.

Воспитание — в широком смысле слова — приобщение к миру человеческой культуры, включающее освоение ценностей, способов и форм деятельности, опыта предшествующих поколе ний. В значении, близком к этому, довольно часто употребляет ся понятие социализация. В отличие от социализации, воспита ние — процесс всегда целенаправленный.

В науке воспитание традиционно определяется как воздей ствие на человека с целью его физического, нравственного, ин теллектуального и эстетического развития, подготовки к семей ной, общественной, производственной и культурной жизни.

Задача воспитания — подготовить индивида к выполнению тех социальных ролей, которые ему предстоит играть в общест ве. Поэтому система воспитания в каждом обществе определяет ся требованиями социальной, экономической и духовной жизни в зависимости от присущих данному обществу специфических черт. Осуществляется процесс воспитания в ходе собственной активности индивида и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целе направленной деятельности родителей и педагогов, взаимодей ствия воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой. В этой связи можно выделить а) непосредственное воспи тание (родитель — ребенок, учитель — ученик и т. п.); б) опо средованное воспитание (создание материальных, семейных, бы товых и других условий); в) самовоспитание, т. е. творение человеком самого себя в соответствии с его собственными пред ставлениями о себе и мире.

Воспитание содействует принятию общественных ценностей, нравственных и правовых норм, выработке образцов поведения, развитию определенных качеств личности (гражданственности, духовности, патриотизма и др.).

В воспитании взаимодействуют личность, семья, учебно-вос питательные заведения, средства массовой информации, госу дарственные и общественные организации (в том числе религи озные) и др.

Законы воспитания и особенности их использования изучает одна из наук о человеке — педагогика. 

Всеобщая декларация прав человека — международный документ, впервые в истории определивший круг основных не отчуждаемых (естественных, неотъемлемых) прав человека, под лежащих всеобщему соблюдению. Принята Генеральной Ассамб леей ООН 10 декабря 1948 г. Подписавшие ее государства брали на себя обязательства сотрудничать «в поощрении и развитии ува жения к правам человека... для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (ст. 1, п. 3). Состоит из Преамбулы (вводной части) и 30 статей. В круг прав человека входят элементарные

права личности — право на жизнь, свободу и личную неприкос новенность и др., а также гражданские, политические, социаль но-экономические и культурные права. Иначе говоря, Деклара ция охватывает весь круг жизнедеятельности человека. В основе всех прав человека лежат принципы свободы, равенства и спра ведливости. Согласно Декларации, все люди рождаются свобод ными и равными в своем достоинстве и правах, все равны перед законом и т. д.

Декларация — это рекомендация, совет, обращение ко всем государствам и гражданам. Она не обладает юридической обя зательной силой (подобно закону, принятому государством). Но, как показал многолетний исторический опыт, содержание Дек ларации обладает огромной морально-политической силой. Она признана во всем мире в качестве стандарта, образца, идеала пра ва, к которому должны стремиться все государства. Декларация оказывает решающее влияние на национальное законодательство многих стран, а конституции некоторых из них имеют прямые ссылки на нее.

День принятия Декларации отмечается во всем мире как День прав человека.

Г

Гениальность (от лат. genius — дух, духовное в человеке) — высшая степень творческой одаренности, ума, таланта; высший уровень развития способностей, как общих (интеллектуальных), так и специальных (музыкальных, математических, художествен ных и др.).

Гениальная личность достигает таких результатов в творчес кой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

         Глобализация — обществоведческий термин, используемый для обозначения объективного процесса экономического и куль турного сближения различных стран под влиянием исторических изменений в политической картине мира, происшедших в конце 80-х — начале 90-х гг., и дальнейшего углубления научно-техни ческой, технологической и информационной революций, создав ших для этого необходимые предпосылки. С распадом Советско го Союза возникли благоприятные условия для глобального ка питализма: страны бывшего социалистического содружества и новые государства, ранее входившие в СССР на правах союз ных республик, активно включились в развитие рыночной эко номики.

Глобализационные процессы — явление, имеющее давнюю историю. Их зачатки можно обнаружить уже в Античности — в торгово-экономической и культурной интеграции стран Среди земноморья. Особый размах эти процессы получили в эпоху Ве ликих географических открытий и формирования колониальной системы. Нынешний этап глобализации свидетельствует о вступ лении мирового сообщества в качественно новое состояние, ха рактеризующееся переводом деловых отношений во многих стра нах на каналы электронной техники, возрастанием роли СМИ в современном мире, унификацией образа жизни, ускорением тем пов общественных процессов, массовизацией потребностей, спо собов проведения досуга, стандартизацией широкого круга дело вой и бытовой сфер, правил поведения в современных коммуни кационных системах и др.

Чаще всего термин «глобализация» употребляется в экономи ческом смысле: проникновение капитала в «нужные» страны с помощью современных технологий, организация рабочих мест с учетом потребностей в сфере услуг (в том числе и туризма) в раз личных регионах мира и т. д. Термин, производный от понятия «глобалистика» — научное направление, изучающее происхожде ние, проявление и динамику решения глобальных проблем.

Глобализация в современных условиях — противоречивый процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влия ние на структурную дифференциацию мира (страны богатые — страны бедные), взаимоотношения стран и взаимодействие их культур.

В частности, с процессами глобализации связано обострение проблемы равенства и равноправия всех стран и народов в миро вом хозяйстве, осуществление культурной экспансии ведущих стран в отношении развивающихся (см. Вестернизация).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов


связь с админом