Главная страница

Содержание Абдукамалова Л. А. Опыт работы коррекции проблемного поведения у детей с множественными нарушениями психо-неврологического и сенсорного характера


Скачать 1,92 Mb.
НазваниеСодержание Абдукамалова Л. А. Опыт работы коррекции проблемного поведения у детей с множественными нарушениями психо-неврологического и сенсорного характера
Анкор1basilova_t_a_belopol_skaya_n_l_lotta_v_a_red_korrektsiya_i_p.pdf
Дата05.05.2018
Размер1,92 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1basilova_t_a_belopol_skaya_n_l_lotta_v_a_red_korrektsiya_i_p.pd
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#44814
страница1 из 23
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Содержание
1. Абдукамалова Л. А. Опыт работы коррекции проблемного поведения у детей с множественными нарушениями психо-неврологического и сенсорного характера …………………………………………………………………….8
2.
Александрова Р. В., Есенина С. А. Некоторые особенности семей девочек c риском нарушений пищевого поведения………………………………….10
3.
Алферова Н. Л. Сенсорная комната и девиантное поведение…………….12
4. Андреева О. В. Спортивно-туристическая деятельность как средство социализации и реабилитации молодежи с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………………………………..14
5. Балыкина-Милушкина Т. В. Коррекция психоэмоционального состояния и профилактика неадекватного поведения детей с использованием аппаратно- программного комплекса «ИПЭР»………………………………………….17
6. Басилова Т. А. Проблемы нарушения поведения у детей с сенсорными недостатками…………………………………………………………………..19
7. Белопольская Н. Л. Проблемы психологической диагностики и коррекции нарушений поведения у детей………………………………………………..22
8. Błeszyński Jacek J. Education of disabled people in Poland- changes in statistics and the approach to “the Other”……………………………………………….26
9. Бобкова Т. С. Нарушения полоролевой идентификации, как фактор девиантного поведения воспитанников детского дома……………………..31
10. Бочарова Е. Е. Особенности возрастной идентификации у подростков с нормативным и нарушенным интеллектом в ситуации жизненного кризиса34
11. Бурлакова Н. С., Самойлова Т. Г. Особенности самосознания мальчиков дошкольного возраста с опытом длительного внутрисемейного насилия..37
12. Варпаховская О. Г., Василевич И. А. Зеленый дом Ф. Дольто – ранняя комплексная профилактика нарушений поведения у детей и подростков…41
13. Васильченко Н. П. Изучение зоны ближайшего развития у детей, как перспективное направление в работе по психолого-педагогической коррекции нарушений развития………………………………………………44
14. Визель Т. Г., . Яковлева Т.С, Кошелева Н.В., Аптекарь Г.И., Семечев Н.С.
Роль предметно-практической деятельности в коррекции поведения детей с органическими заболеваниями центральной нервной системы……………..47
15. Воробьева Г. Е. Пути совершенствования воспитательно-коррекционной работы с несовершеннолетними детьми спецшкол…………………………..51
16. Глушкова О. В. Опыт исследования типологических психолого- педагогических и медико-социальных особенностей воспитанников специальных школ для детей с девиантным поведением…………………….53
17. Горбушина И. А. Ребенок с нарушениями в развитии в семье и среди нас: что делать? как помочь?.......................................................................................57
18. Добиш Н. А., Овчинникова Ю. Н. Формирование мотивации к самостоятельному передвижению и приобретению навыков самообслуживания у детей с ДЦП…………………………………………….59
19. Донская М. В. , Куликова Н. В. Особенности эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков с нарушениями слуха…62

20. Дробинская А. О. Дифференцированный подход к коррекции агрессивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра……………..65
21. Евсикова Н. И., Курбанов Р. А. Комплексная психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и нарушением поведения в условиях инклюзивного образования………………………….66
22. Жерихина С. В. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся с задержкой психического развития при переходе из начальной школы к среднему звену обучения………………………………69
23. Заорска М.Специальная помощь слепоглухим с генетическими синдромами,вызывающими нарушения слуха и зрения в Польше……….72
24. Заречнова С. В. Установление контакта с детьми, имеющими множественные нарушения и проблемное поведение……………………….76
25. Игумнов С.А., Гелда А.П. Комплексный план профилактики суицидального поведения в Республике Беларусь на 2009-2012 г.г………………………..79
26. Казанцева Н. В., Воробьева Е. В. Вмешательства, направленные на развитие родительской компетентности при коррекции аутистического поведения у детей……………………………………………………………………………..81
27. Каркашадзе Г. А., Маслова О. И. Актуальные проблемы комплексного лечения детей с СДВГ………………………………………………………….85
28. Корнилов А. А. Роль семьи в психотерапии детей и подростков………….87
29. Костин И. А. О повышении социальной компетентности людей, страдающих расстройствами аутистического спектра (РАС)…………………………….90
30. Крыжановская Л. М. Современные технологии коррекции девиантного поведения подростков………………………………………………………...93
31. Кузнеченкова С. О. Нейройога. Здоровьесберегающие технологии в воспитании и развитии детей………………………………………………….94
32. Кузьмичёва О. В., Ревенко М. Н. Использование элементов музыкотерапии как направления нейрореабилитации детей с нарушениями речи…………96
33. Куракина Е. А. Проблема нарушений поведения у незрячих и слабовидящих школьников…………………………………………………………………….99
34. Летуновская С. В. О необходимости проведения специальной работы с умственно отсталыми детьми по формированию у них здоровьесберегающего поведения……………………………………………………………………….102
35. Лыкова Н. С. Особенности морально-нравственной регуляции поведения детей с умственной отсталостью…………………………………………….104
36. Маллер А. Р. Направление коррекционной работы с тяжело умственно отсталыми детьми…………………………………………………………….107
37. Малыгин В. Л., Искандирова А.И., Феклисов К.А., Меркурьева Ю.А.
Интернет-зависимое поведение у подростков. Факторы риска формирования, клинические проявления, профилактика…………………………………..108
38. Манузина Е.Б. Педагогическая поддержка как метод коррекции нарушений поведения детей и подростков……………………………………………….111
39. Мильке Е. А., Свистунова Е. В. Особенности восприятия своего тела подростками с ожирением……………………………………………………114

40. Москоленко Н. В. Коррекционно-развивающая работа специалиста- дефектолога в образовательном учреждении открытого типа (из практического опыта)…………………………………………………………117
41. . Николаева Н.О, Кукина А.А. Неудовлетворенность своим телом как фактор риска нарушений пищевого поведения……………………………………..120
42. Ноздрунова Е. Н., Сорокин В. М. Психосемантика родительского поведения в условиях воспитания детей с интеллектуальными недостатками…………121
43. Паншина О.Н. Сотрудничество с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, в вопросах профилактики нарушений поведения у детей……………………………………………….124
44. Переверзева М. В. Организация деятельности детей с тяжелыми нарушениями развития по формированию навыков самообслуживания как профилактика проблемного поведения…………………………………….126
45. Польская Н. А. Феноменология актов самоповреждения у подростков с нарушениями развития……………………………………………………….129
46. Прохорова О. Б. Развитие речевого общения, как основа профилактики отклонений поведения у умственно отсталых дошкольников с использованием комплексно-игрового метода обучения……………….132
47. Рубан О. В. Коррекция аффективного взаимодействия матери и ребенка с эмоционально – волевыми нарушениями (метод пестования)…………..136
48. Савельева Е. К. Особенности эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков с сенсорными нарушениями…………………………139
49. Сергеева Л. Н., Чугунова А. И. Эффективность индивидуально- ориентированных программ работы с семьей в лекотеке………………..142
50. Сиднева Н. И. Программа профилактики отклонений поведения у умственно отсталых школьников……………………………………………………….145
51. Сидоров Н. Р. Концепция девиантного поведения подростков с позиций культурно-исторической психологии………………………………………147
52. Сорокин В. М. Психологическое содержание реакций родителей на факт рождения ребенка с отклонениями в развитии……………………………150
53. Султанова А. С. Эффективность нейропсихологической коррекции девиантного поведения детей с задержкой психического развития…….152
54. Улькина Н. А. Организация летнего отдыха для детей-инвалидов с психоневрологическими заболеваниями в целях психологической коррекции их поведения…………………………………………………………………..155
55. Фатхатдинова Е. В., Баз Л. Л. Апробирование программы по формированию произвольной регуляции деятельности у детей 4-6-ти лет с задержкой психического развития……………………………………………………….158
56. Хохлова А. Ю., Казакова А. Д. Развитие представлений о себе у глухих детей с эмоционально-поведенческими нарушениями…………………………..162
57. Цветков А. В. Нейропсихологический подход к коррекционно- развивающему обучению детей, перенесших черепно-мозговую травму 165
58. Цубина Т. В. Профессиональное самоопределение подростка с девиантным поведением…………………………………………………………………….168

59. Шашкина О. В. Психологическое сопровождение подростка с ограниченными возможностями здоровья на этапе перехода к юношескому возрасту……………………………………………………………………… 170
60. Шевченко Ю. С. Этологически ориентированные подходы к профилактике нарушений поведения у воспитанников сиротских учреждений…………174
61. Шельшакова Н. Н. Структура эмоциональных состояний детей со сложными вариантами нарушений психического развития……………………………178
62. Щербакова А. М. Значение личностно-ориентированного подхода в профилактике нарушений социализации детей и подростков с умственной отсталостью……………………………………………………………………181
63. . Щербаткина Л. В Особенности эмоциональных и поведенческих расстройств у детей с аутистическим спектром поведения…………………183
64. Якимова Т. В. Особенности общения сиблингов в условиях детского дома185
65. Яремчук М. В. Командный подход к помощи семье, воспитывающей ребенка с особенностями развития…………………………………………………….189
Опыт работы коррекции проблемного поведения у детей с
множественными нарушениями психо-неврологического и сенсорного
характера
Абдукамалова Л.А.
Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих
За последние годы значительно расширился контингент наших воспитанников, имеющих множественные врожденные нарушения и проявляющих проблемное поведение (агрессия, направленная на окружающих, самоагрессия и т.д.).
В детском доме уже несколько лет успешно используется методика по коррекции проблемного поведения доктора Яна Ван Дайка (Нидерланды).
Группа наших педагогов прошла обучение на его семинаре по подготовке
«семейных терапевтов». Согласно этой методике поведение ребёнка подвергается всестороннему анализу со стороны всех специалистов и сотрудников, работающих с ним (методисты, психологи, врачи, педагоги, воспитатели и т.д.). По результатам такого всестороннего анализа поведения ребенка, выдвигается гипотеза по определению причины проявления проблемного поведения. Далее определяется индивидуальная программа работы с ребёнком, подбираются специальные приёмы работы, позволяющие снять негативные проявления в поведении ребёнка.

Семейные терапевты работают в тесном контакте с родителями. Для оказания эффективной помощи очень важным условием является доверие, которое оказывают родители специалистам. Для организации оптимального взаимодействия между родителями и ребёнком семейному терапевту необходимо иметь информацию не только о составе семьи, но также об атмосфере, царящей в ней. Об уровне общей культуры родителей, о форме общения с ребёнком дома, о характере трудностей, испытываемых родителями в отношениях с ребёнком, об отношении семьи к ребёнку и его проблемам.
Часто родители, имеющие таких детей, страдают от того, что чувствуют себя виновными в случившемся. Одним из важнейших условий для преодоления негативных переживаний родителей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями, является включение их в активную деятельность, связанную с воспитанием ребёнка. Важно подвести родителей к осознанию того, что ребёнок с ограниченными возможностями под влиянием воспитания и обучения способен развиваться в психическом и личностном отношениях.
Многие родители, имеющие детей с ограниченными возможностями, испытывают значительные затруднения в общении с ними. Зачастую именно взаимное непонимание является фактором, провоцирующим проблемное поведение. Некоторые родители неадекватно оценивают ситуацию и первоначальной задачей в развитии ребёнка они ставят завышенные требования (устная речь, обучение чтению, письму). На встречах с семейным терапевтом родители учатся по-иному смотреть на взаимоотношения с ребёнком, правильно реагировать на те или иные негативные проявления в поведении.
Часто мы сталкиваемся с фактом, что ребёнок, спокойный и не имеющий проблемного поведения в детском доме, в домашних условиях показывает ярко выраженные отрицательные аффекты. Поэтому одним из обязательных условий воздействия на проблемное поведение воспитанников является сотрудничество и партнёрство педагогов и родителей. Только единство требований, соблюдение всех необходимых рекомендаций для
конкретного ребёнка является одной из главных составляющих успешного развития ребёнка и установления взаимопонимания и тесного контакта между родителями и детьми, имеющими проблемы в поведении.
В семьях, где вместе воспитываются нормально развивающиеся дети и ребенок с нарушением в развитии могут возникать проблемы в общении между детьми. Задача семейных консультантов – помочь родителям правильно выстроить общение между всеми членами семьи, активно вовлекая каждого из них в позитивное сотрудничество.
Часто в семьях устанавливаются особые отношения к больным детям.
Родители стараются оградить ребёнка от любых физических усилий, выполняют за него многие действия, даже те, с которыми он мог бы успешно справиться сам, лишая его тем самым элементарной самостоятельности. Такое воспитание только вред. Помощь в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями в семье начинается с обучения родителей, ознакомления их с теми приёмами, которые способствовали бы формированию оптимально возможных путей успешного взаимодействия и коммуникации с ребёнком.
Видеоматериалы, отражающие общение с ребёнком в семье в разных ситуациях, подготовленные родителями, позволяют выявить те моменты, которые явились провоцирующими в возникновении проблемного поведения.
Родители учатся оценивать, что предшествовало этому поведению, и как следовало поступить в данном случае, чтобы избежать негативной реакции ребёнка.
Родители с помощью семейных терапевтов фиксируют ситуации, в которых проявляется проблемное поведение ребенка. Формулируется гипотеза относительно причины проявления проблемного поведения, определяется программа (ряд приёмов) воздействия на ребёнка и организации взаимодействия и общения между ребёнком и родителями, с помощью которой корректируется проблемное поведение в семье. Определяется ряд доступной деятельности, в который можно активно привлекать ребёнка в семье. Выстраивается цепочка действий, последовательность выполнения
которой помогает организовать общение между ребёнком и родителями, используя те средства общения, которыми овладел ребёнок за время обучения в детском доме.
Ребёнок с ограниченными возможностями, обучаясь в детском доме, получает доступные средства общения, с помощью которых он может выразить желание, просьбу, сообщить о чём-то. Важно, чтобы, находясь дома, он не растерял те навыки коммуникации, которые уже сформировали специалисты. Эти навыки должны переноситься в домашние условия и закрепляться родителями. Доступная адаптированная речь, адекватные жесты, дактилология, предметы-символы, картинки, - весь спектр допустимых средств общения в каждом конкретном случае предоставляется родителям семейными консультантами. Им объясняют, как правильно применять эти средства общения, какие требования предъявлять ребёнку дома, какие приёмы использовать при построении взаимодействия с ребёнком обучают родителей семейные терапевты.
Семейные терапевты, консультируя семью, помогают установить контакт с детьми, организовывают такие формы взаимоотношений родителей и детей, при которых формируется взаимопонимание между ними. Общение переходит на другой уровень и становится не тягостным бременем, а формой коммуникации, приносящей удовольствие.
Семейные терапевты должны проявлять не только профессиональную грамотность, но и деликатность, такт и сочувствие, а также последовательность и настойчивость. Желание родителей систематически заниматься воспитанием ребёнка, участвовать в его обучении, в значительной мере зависит от того, насколько педагоги смогут установить с родителями контакты личного и делового порядка, увлечь своим примером работы с детьми, в доступной форме объяснить и продемонстрировать методы и приёмы работы по различным направлениям.

Установление тесного контакта между педагогами и родителями, соблюдение единых требований является залогом успешного воздействия на проблемы в поведении ребёнка с ограниченными возможностями в семье.
Некоторые особенности семей девочек c риском нарушений пищевого
поведения.
Александрова Р.В., РГУ им. С.А. Есенина, Рязань
(аспирант МГППУ, научный руководитель Т.А. Мешкова)
В последние годы многие исследователи, занимающиеся вопросами нарушений пищевого поведения (НПП), тщательнее изучают условия жизни и воспитания детей в семьях, где имеются дети и подростки
(преимущественно девочки) с нарушениями или риском нарушений пищевого поведения. В России такие исследования практически не проводились.
Нами было проведено исследование особенностей пищевого поведения и семейного воспитания девочек, учащихся массовых школ г. Рязани.
Выборку составили девочки в возрасте от 13 до 17 лет (средний возраст 14,7 лет), учащиеся 7, 8, 10 и 11 классов, общей численностью 200 человек.
Для проведения исследования были использованы следующие методики:

Скрининговый опросник пищевого поведения ЕАТ-26 (Eating
Attitude Test).

Опросник «Факторы риска нарушений пищевого поведения», составленный Т.А. Мешковой.

Опросник «Подростки о родителях» (ADOR- Adolescent o rodicich) в адаптации Л.И. Вассерман, И.А. Горьковой, Е.Е. Ромицыной.
Традиционная обработка ответов на опросник ЕАТ-26 предполагает, что ответы «всегда», «обычно» и «часто» оцениваются баллами 3, 2, и 1, соответственно, а остальным ответам приписываются нули. Суммарный балл
выше 20 при таком способе обработки считается критическим для риска
НПП. В соответствии с этим критерием 12 девочек (6%) были отнесены к группе повышенного риска возникновения НПП. С исследовательскими целями для оценки ответов на опросник ЕАТ-26 нами была использована также 5-балльная шкала (оценки от 0 до 5 баллов). Суммарный балл при такой оценке дает более выраженные индивидуальные различия. Используя такой вариант обработки, мы методом квартильного деления выделили крайние группы с высокими (>33) и низкими (<15) суммарными баллами
ЕАТ-26. 40 человек с высокими баллами рассматривались как группа риска,
42 человека с низкими баллами как контрольная группа.
Сравнение указанных групп показало наличие значимых различий по некоторым пунктам и шкалам двух других используемых опросников. Так, по опроснику «Факторы риска нарушений пищевого поведения» было выявлено, что для семей девочек группы риска характерны строгость в воспитании, гиперопека и семейное увлечение диетами.
Анализ методики «Подростки о родителях» показал, что девочки группы риска по сравнению с контрольной группой значимо отличаются по шкале «позитивный интерес матери». Показатель позитивного интереса матери к дочери значимо выше у девочек группы риска, причем положительное отношение со стороны матери девочки описывают как подобное отношению к маленькому ребенку, который постоянно требует внимания и заботы. Такие матери часто одобряют обращение за помощью дочерей в случаях ссор или каких-либо затруднений и ограничивают их самостоятельность. Наряду с этим девочки отмечают, что мать находится как бы "на побегушках" и стремится удовлетворить любое желание дочери.
Кроме того, наметились тенденции к различиям по шкалам враждебности матери (этот показатель меньше у девочек группы риска) и позитивного интереса отца (этот показатель больше у девочек группы риска).
При увеличении выборки они могут перейти в разряд значимых.

Результаты исследования позволяют предположить, что в семьях девочек с риском нарушений пищевого поведения на фоне кажущегося благополучия (повышенное внимание к дочери как со стороны матери, так и отца), прослеживается влияние чрезмерно опекающей матери, которая ограничивает самостоятельность своей дочери и нарушает процесс ее взросления. Возможно, особенности пищевого поведения девочек отражают своеобразный протест и являются защитной реакцией на такую опеку.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

перейти в каталог файлов
связь с админом