Главная страница

«Устойчивость и координация в хореографии». Справочник для хореографов а методическое пособие


НазваниеСправочник для хореографов а методическое пособие
Анкор«Устойчивость и координация в хореографии
Дата11.04.2017
Размер2,8 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаUstoychivost_i_koordinatsia_v_khoreografii.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипСправочник
#18628
страница3 из 12
Каталогid27765520

С этим файлом связано 81 файл(ов). Среди них: Khrestomatia_dlya_urokov_istoriko-bytovogo_tantsa_pod_red_Zorino, Khrestomatia_russkogo_narodnogo_tantsa_Ch2.pdf, Khrestomatia_russkogo_narodnogo_tantsa_Ch1.pdf, Khrestomatia_narodno-stsenicheskogo_tantsa_V2-3.pdf, Khrestomatia_narodno-stsenicheskogo_tantsa_V2-2.pdf, Khrestomatia_narodno-stsenicheskogo_tantsa_V2-1.pdf, Khrestomatia_narodno-stsenicheskogo_tantsa_V1-3.pdf, Khrestomatia_dlya_urokov_istoriko-bytovogo_tantsa_pod_red_Zorino, Khrestomatia_narodno-stsenicheskogo_tantsa_V1-2.pdf, Khrestomatia_narodno-stsenicheskogo_tantsa_V1-1.pdf и ещё 71 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
ускорители, помогающие найти образ движения характер его поймать мышечное
ощущение исполнения.
Наиболее распространенными из них являются:
площадь опоры — условное название, обозначающее поверхность, которую занимают стопы и пространство между
ними. С изменением позиций меняется и площадь опоры.
Чем большую площадь опоры занимают стопы, тем устойчивее положение тела центр тяжести тела — условно называемая точка тела, которая располагается в брюшной полости (впереди позвоночника),
на уровне крестца. От высоты расположения центра тяжести тела над площадью опоры зависит и степень устойчивости чем выше центр тяжести тела над опорой, тем ниже степень устойчивости, тем труднее сохранить равновесие;
ось тела — так условно называют подразумеваемую линию,
которая проходит внутри тела, через его середину и делит

тело продольно пополам;
опорная нога — так принято в хореографии называть ногу, на которой в данный момент находится вес всего тела и через которую проходит центральная осевая линия;
работающая нога — так называют условно освобожденную от тяжести корпуса ногу, выполняющую какое-либо движение на полу или в воздухе, в томили ином направлении;
легкая пятка — условное название связано с положением стопы (или стоп) на полу, когда центр тяжести проходит через середину подушечки стопы, через полупальцы ее, а пятка,
внешне прилегающая плотно к полу, давление веса тела

не принимает;
тяжелая пятка — условное название связано со смещением центра тяжести тела в пяточную область. При этом, как правило, корпус оседает, ноги принимают на себя тяжесть своего
тела;
внешние мышцы ног — условно принятое название мышц, расположенных по линии, идущей от пальцев стопы, проходящей через подъем, голень, колено, ляжки до тазобедренного сустава- 22 -внутренние мышцы ног — условно так принято называть мышцы, расположенные по линии, проходящей от пятки через икру, под коленом и выше до паха;
посаженный корпус — условное название связано с мышечным закрепощением спины, происходящим от прогиба в позвоночнике (лордоз. При посаженном корпусе верхняя часть тела как бы сидит на крестце, бедрах, ногах. В этом положении теряется подвижность, нарушается координация держать крест — в основе хореографического условного понятия крест лежит принцип перекрестной координации мышц всех частей тела (ног, рук, спины, шеи) при движении.
Обычный шаг вперед правой ногой сопровождается отставанием одноименного плеча и выдвижением левого плеча

вместе с рукой вперед, а отстающие части тела (левая нога и правое плечо) внутренними натяжениями мышц,
направленными друг к другу, создают взаимное перекрещенное положение крест что и обеспечивает устойчивость при ходьбе. Такая координация вырабатывается у человека с детского возраста и становится естественной (рефле- кторной).
Школа классического танца взяла естественный принцип перекрестной координации всех четырех конечностей за

основу, развила его и довела до совершенства.
Держать крест — значит, удерживать, координировать перекрестное положение в тех или иных позах, управляя движением.
«Чрезвычайно важны ощущения, получаемые через рецепторы стопы. Доказано, что проприоцептивная чувствительность — решающий фактор, позволяющий благодаря непрерывным центростремительным импульсам, поступающим с периферии в нервные центры, оперативно управлять позой. Еще один существенный момент техники выполнения равновесий — сохранение высокого тонуса не только мышц нижних конечностей, но и всего тела. Это позволяет. предотвратить случайные движения, повысить реактивность мышечного аппарата на различные изменения ситуации равновесия, те. увеличить управляемость системы [5, С Основы устойчивости и координации в хореографии закладываются с первых дней изучения позиций классического танца.
Сами по себе позиции классического танца являются искусственно созданными неестественными и неудобными для обычного человека т. к. ноги в позициях должны стоять в выворотном положении.
Но, как п в других видах искусства много неестественного (постановка голоса у певцов, постановка руку музыкантов и т. п, к 23 -
чему надо привыкнуть сначала, а затем сделать естественным, таки в хореографии одним из неестественных моментов является
изучение позиции ног, связанных с выворотностью, те направленностью стони колен строго в стороны.
От этих требовании зависит устойчивость исполнителя. При этом надо строго следить за соблюдением основных правил стопы ног всегда плотно примыкают к опоре без завала на большой палец или мизинец пальцы ног, как цепкие щупальца с силой удерживают равновесие, не допуская малейшего нарушения- ПЯТКИ не отрываются от пола ноне принимают на себя вес тела колени втянуты внутренние мышцы собраны ягодичные мышцы напряжены спина и корпус — прямые, без прогибов и отклонении руки в позициях голова повернута в заданном направлении.
«Биомеханика рассматривает тело как систему действия внешних и внутренних сил. Тело, как система, состоит из звеньев. Силы,
действующие внутри системы, относительно звеньев рассматриваются как внешние силы. А при отработке тех или иных движений звенья тела объединяются в подгруппы, действующие либо противоположно направлению, либо согласованно.
Тяги мышц, соединяющие эти подсистемы рассматриваются как внешние для них силы. Так, верхнюю и нижнюю половины тела повесу можно рассматривать как две связанные подсистемы, которые могут действовать либо контактно (водном направлении),
либо дистантно (противоположно. Устойчивость тела человека определяется его возможностями активно уравновешивать возмущающие силы, останавливать начинающееся отклонение и восстанавливать положение [5, С. Ежедневный постоянный контроль за соблюдением правил исполнения поз классического танца развивает координацию учащихся. Система классического танца выработала пять позиции ног. Коротко и емко сказала об этом А. Я. Ваганова: Их пять

(позиций), потому что при всем желании вы не найдете шестого положения для выворотных ног, из которого было бы удобно и легко двигаться дальше [3, С. На рисунках 5—8 показаны основные позиции классического

танца, которые позволяют исполнителям стоять в положениях. На всей стопе обеих ног с опущенными на пол пятками- 24 -
2. На полупальцах обеих ног с поднятыми пятками (на низких и высоких полупальцах).
3. На пальцах (в пуантовых туфлях).
Первая позиция классического танца (рис 5а)
Первая позиция классического танца в основании опоры имеет форму прямоугольника. Стопы ног плотно прилегают к полу. Носки развернуты строго в стороны по одной линии. Ось центра тяжести
тела при таком положении проходит через середину площади опоры между двух пяток (риса, б. Притом, что стопы плотно прилегают к полу, давление тела неодинаково распределяется по всей поверхности их. Основную нагрузку несут пальцы и передняя часть стоп. Пятки, прилегая к полу, испытывают меньшее давление, сохраняя легкость за счет подтянутости мышц ноги всего тела. Кроме того, стопы ног должны стоять ровно, без завалов
на большие пальцы или мизинцы. При неправильном положении стоп на площади опоры смещается центр тяжести тела в постоянно неустойчивое положение, уменьшается площадь опоры, закрепощаются неучаствующие в данный момент мышцы ноги спины, и,
как результат, поза в данной позиции принимает неустойчивое положение.
Вторая позиция классического танца (рис. Вторая позиция классического танца в основании опоры имеет форму прямоугольника, увеличенного в сторону на длину одной
стопы (по сравнению с первой позицией. Стопы ног плотно прилегают к поверхности опоры. Носки развернуты строго в стороны по одной линии. Ось центра тяжести тела проходит через середину площади опоры между двух пяток. Как ив первой позиции, вес тела неодинаково распределяется по всей площади опоры. Основную нагрузку принимают на себя пальцы и подушечки стоп. Ими регулируется положение центра тяжести тела и устойчивость.
Пятки, прилегая к полу, испытывают чуть большую нагрузку, чем
в первой позиции, сохраняя легкость за счет подтянутости внутренних мышц ноги мышц спины. Стопы ног должны стоять ровно
без завалов на большие пальцы или мизинцы. При неправильном положении стоп на площади опоры смещается центр тяжести тела в постоянно неустойчивое положение, уменьшается площадь опоры, закрепощаются неучаствующие в данный момент в работе мышцы ноги спины, и, как результат, поза в данной позиции принимает неустойчивое положение- 25 -
Третья позиция классического танца
В выворотном ее варианте в классическом танце встречается очень редко. Мы ее не рассматриваем.
Четвертая позиция классического танца (рис. Четвертая позиция классического танца в основании опоры имеет форму прямоугольника в виде квадрата. Стопы стоят параллельно друг другу на расстоянии, равном длине стопы. Как ив предыдущих трех позициях, стопы ног плотно прилегают к поверхности опоры. Носки стоп развернуты строго в стороны. Ось центра тяжести тела проходит через середину площади опоры между двух стоп. Вес тела неодинаково распределяется по всей площади опоры.
Основной вес принимают на себя пальцы и подушечки стоп. Ими контролируется и регулируется положение центра тяжести тела и устойчивость. Пятки, прилегая к полу, испытывают меньшую нагрузку сохраняя легкость за счет подтянутости внутренних мышц
ног, удерживая выворотность и крест Стопы ног должны стоять
ровно, без завалов на большие пальцы или мизинцы. При неправильном положении стоп на площади опоры смещается центр тяжести
тела I
1
. постоянно неустойчивое положение уменьшается площадь
опоры, закрепощаются неучаствующие в данный момент в работе
мышцы ноги спины и, как результат, поза в данной позиции
принимает неустойчивое положение.
Пятая позиция классического танца (рис. Пятая позиция классического танца в основании опоры имеет форму прямоугольника. Стопы соединены, полностью закрывают
фуг друга, стоят параллельно, плотно прилегая к поверхности
опоры. Носки стоп пальцами развернуты строго в стороны. Ось
центра тяжести тела проходит через середину площади опоры между двух стоп. Как ив предыдущих четырех позициях, вес тела
неодинаково распределяется по всей площади опоры. Основной вес

принимают на себя пальцы и подушечки стоп. Ими корректируется
положение центра тяжести тела и устойчивость Пятки, прилегая к полу, испытывают меньшую нагрузку, сохраняя легкость за счет
подтянутости внутренних мышц ноги удержания креста Стопы
должны стоять ровно, без завалов на большие пальцы или мизинцы При неправильном положении стоп на площади опоры смещается центр тяжести тела в постоянно неустойчивое положение- 26 -уменьшается площадь опоры, закрепощаются неучаствующие в
данный момент в работе мышцы ноги спины, и, как результат,
поза в данной позиции принимает неустойчивое положение.
«Общей характеристикой, позволяющей оценить степень устойчивости тела. в положении равновесия, является угол устойчивости данная характеристика включает в себя оба показателя устойчивости высоту расположения центра тяжести тела и линейные размеры площади опоры в избранной плоскости, совпадающей с плоскостью данного угла устойчивости [17, С. Общие замечания
Стоя в классических позициях, по ощущению надо тянуться вверх, усиливая выворотность ног, ноне отрывая пяток от пола.
Стоять надо так, чтобы можно было легко регулировать устойчивость и легко начинать любое движение без заметных дополнительных рефлексивных усилий типа переступаний, покачиваний,
подергиваний руками, плечами, головой, смещением шеи и т. п
;
Координация, сочетание правил, приемов и ощущений вырабатывает устойчивость и совершенствует профессионализм
ПРАВИЛА И ПРИЕМЫ УСТОЙЧИВОСТИ НА ПЛИЕ (В ПЯТИ ПОЗИЦИЯХ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
Плие (р) — это слово французского происхождения (от глагола plier — сгибать. Приседание в танцах происходит на двух ногах или на одной ноге. Приседание в положении какой-либо позиции классического танца без отрыва пяток от пола называется маленьким приседанием, или полуприседанием (demi глубокое приседание, со сгибом колен до предела, с отрывом пяток от пола называется гран плие (grand Плие (plie`) зависит от природных возможностей растяжимости ахиллова сухожилия. Чем больше оно податливо к растяжимости,
тем глубже плие (plie`), тем мягче его исполнение.
«Деми плие (demi plie`) заключается в том, что ученик, стоя на двух ногах в какой-либо позиции (от I до V), начинает плавно сгибать колени и голеностоп с равномерным упором на обе ступни.
Таким путем достигается предельное сгибание коленного и голеностопного суставов без отделения пяток от пола. Выпрямление ног исполняется также плавно, до полного вытягивания колен.
Выполняется каждое demi plie` выворотно, без завала на большой палец или мизинец, с плотно прижатыми пятками к полу.
Колени, сгибаясь, раскрываются к носкам стоп. Тазобедренная- 28 - часть тела подтянута, нон. зажата. Все движение ног протекает свободно, эластично, корпус удерживается прямо, подтянуто, плечи свободно раскрыты и опущены. Тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги, голова повернута к свободной руке, С. Плие — одно из основных движений танца. Оно придает телу гибкость, эластичность, мягкость, пластичность, способствует устойчивости, апломбу. Плие служит не только техническим целям,
это одно из средств выразительности, художественности Поэтому
ведущие мастера сцены так много внимания уделяли и уделяют
технике исполнения этого движения.
Отсутствие плие, те. растяжимости ахиллова сухожилия или ограниченные его возможности, резко сокращают технические и выразительные возможности артиста балета.
Плие несет в танце рессорную амортизирующую функцию.
Управление напряжением мышц (ягодичных, четырехглавой мышцей бедра, трехглавой мышцей голени) противодействует силе тяжести своего тела, удерживает его в устойчивом положении.
При плие огромное значение имеет выворотность ног. В классическом танце особенно два понятия — выворотность и плие — неразрывно связаны, т. к. на этих двух данных строится вся амор-
тизационно-рессорная функция костно-мышечного аппарата исполнителей. От этих двух элементов зависит и устойчивость, и свобода владения техникой классического танца.
«Гран плие — grand pli`e — является развитием demi plie`, оно выполняется тоже на двух ногах в какой-либо позиции, нос полным сгибанием колена и голеностопа.
Grand plie` следует делать плавно и равномерно. По всем позициям кроме II, надо приседать до предела вниз, как бы на низкие полупальцы, ноне садиться на пятки, которые должны отделяться от пола минимально. По II позиции вовремя приседания пятки не отделяются от пола, а бедренные части ног образуют прямую горизонтальную линию. Как и при выполнении demi plie` тяжесть тела равномерно распределяется на обе ступни без завала на большой палец или мизинец, строго сохраняется выворотность. Колени,
сгибаясь, раскрываются по линии плеч [16, С. Во всех методических пособиях и учебниках говорится, что для исполнения деми плие игран плие требуется соблюдение следующих правил вес тела равномерно распределяется на обе ноги,
спина, ягодицы и таз подтянуты, бедра и стопы сохраняют выво- ротность, щиколотка должна быть укреплена, пальцы плотно прилегают к полу, регулируя давление на опору, опускание и поднимание происходит плавно без рывков, пятки как можно дольше
Удерживаются на полу, а при глубоком приседании требуется еще 29 —
большая согласованность движения ног, рук, корпуса я головы,
т. е. координация.
Плие — это сложный координационный комплекс работы всего организма, требующий разумной согласованной работы мышц всего костно-мышечного аппарата, его биомеханической слаженности и психофизической настройки. В момент подготовки (prepa- ration) и исполнения движения взаимодействие анализаторов стоп,
голени, колен, бедер, таза, спины, шеи, головы, рук позволяет сохранить равновесие и правильно, четко исполнить плие.
Вагановская методика классического танца учит, что все движения необходимо начинать из корпуса и танцевать всем телом Это позволяет не только добиться гармоничности движений,

надежного апломба, выразительности, но и проанализировать мышечные ощущения при исполнении того или иного движения.
Каждый человек при внешней схожести с другими людьми в основных чертах (голова, руки, ноги, туловище, представляет из
себя неповторимую индивидуальность не только с внешней физической точки зрения, но и с анатомической, биомеханической, психофизической и т. п. Поэтому и ощущения каждого исполнителя
сугубо индивидуальны. Однако в основных звеньях телосложения при исполнении одних и тех же движении у людей с различной
конституцией тела ощущения почти одинаковые На этом и строится обучение будущих артистов балета педагогами-хореографами.
Такими основными звеньями являются работа легких (дыхание корпус голова и шея руки спина таз бедра колени;
голеностоп; стопа и пальцы ног. Рассмотрим исполнение плие с учетом работы и функции каждого из перечисленных выше звеньев в отдельности.
Плие по первой позиции (рис. 5 б, в)
Полуприседание — (demi plie`) п I позиции исполняется по тем же правилам, что и большое приседание — (grand plie`), но
пятки от пола не отрываются вовремя всего исполнения движения.
Глубокое плие (grand исходное положение после подготовки (preparation) — исполнитель встает en face, те. лицом к зрителю, по первой позиции классического танца, соблюдая все вышеуказанные правила Руки находятся во второй позиции, голова повернута в сторону правой кисти (если preparation был задан с поворотом головы влево, тов сторону левой кисти).
Первое, с чего начинается движение, — это вдох Дыхание в хореографии имеет большое значение. Кроме утилитарно-практи-
— 30 ческой задачи — умения правильно дышать в танце, не задыхаясь,
экономя силы, необходимо знать, что правильное дыхание способствует нормальному физиологическому и химическому обмену вешеств, что правильное владение дыханием помогает постановке корпуса и устойчивости, распределению веса тела и легкости исполнения движений.
При вдохе увеличивается объем грудной клетки за счет межреберных мышц, растягиваются мышцы живота и диафрагмы, а
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов
связь с админом