Главная страница

«Устойчивость и координация в хореографии». Справочник для хореографов а методическое пособие


НазваниеСправочник для хореографов а методическое пособие
Анкор«Устойчивость и координация в хореографии
Дата11.04.2017
Размер2,8 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаUstoychivost_i_koordinatsia_v_khoreografii.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипСправочник
#18628
страница6 из 12
Каталогid27765520

С этим файлом связано 81 файл(ов). Среди них: Khrestomatia_dlya_urokov_istoriko-bytovogo_tantsa_pod_red_Zorino, Khrestomatia_russkogo_narodnogo_tantsa_Ch2.pdf, Khrestomatia_russkogo_narodnogo_tantsa_Ch1.pdf, Khrestomatia_narodno-stsenicheskogo_tantsa_V2-3.pdf, Khrestomatia_narodno-stsenicheskogo_tantsa_V2-2.pdf, Khrestomatia_narodno-stsenicheskogo_tantsa_V2-1.pdf, Khrestomatia_narodno-stsenicheskogo_tantsa_V1-3.pdf, Khrestomatia_dlya_urokov_istoriko-bytovogo_tantsa_pod_red_Zorino, Khrestomatia_narodno-stsenicheskogo_tantsa_V1-2.pdf, Khrestomatia_narodno-stsenicheskogo_tantsa_V1-1.pdf и ещё 71 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
и перспективу К такому же финалу может привести и слепое, механическое исполнение движении безэмоционального настроя.
Ученица А. Я. Вагановой Л Шелест вспоминает слова своего
педагога: Для того, чтобы хорошо учить, учитель должен понимать самочувствие исполнителя, а это возможно только в том случае, если учитель есть или был первоклассным артистом — исполнителем, а не только сухим теоретиком [18, С. Потому, как исполнена таили иная классическая поза, можно
судить о степени подготовленности исполнителя, его выразительности технической подготовленности, культуре, перспективе и наконец о школе, которую он получил.
Одним из непременных требований школы классическою танца является натянутость мышц-держателей. К мышцам-держателям
относятся группы мышц ног, тазобедренные и ягодичные мышцы,
поясничные, мышцы спины, корпуса, плечевого пояса и шейные мышцы.
Натянутость ног, подтянутость корпуса отрабатываются ежедневно долгие годы обучения и тренируются впоследствии в годы работы на сцене Натянутые мышцы сохраняют необходимый тонус, энергию, эстетическую форму. Достигается это выработкой 50 высоких полупальцев ног при закрепленном голеностопном суставе предельно натянутом подъеме стопы и пальцев сильно втянутыми коленями, подтянутыми бедрами и ягодичными мышцами,
подтянутой диафрагмой, устремленным вверх корпусом. А для этого нужна достаточная мышечная сила. Сила же, проявляемая мышцей, зависит от ее длины. Приближенно можно считать, что максимальная сила, проявляемая мышцей, падает пропорционально квадрату уменьшения ее длины. Наименьшие величины натяжения мышца проявляет при своем наибольшем укорочении, СВ классическом танце позы условно разделяются натри вида
(по высоте работающей ноги малые позы — с работающей ногой на полусредние позы — с работающей ногой на высоте большие позы — с работающей ногой на 90° и выше.
«Изучение больших поз на слабых ногах и с неотчетливой техникой движения бессмысленно.Впоследствии большие позы будут выполняться с поворотами, вращением и, наконец, с прыжками.
Все это обязывает преподавателя фундаментально готовить своих
учеников к изучению больших поз, которые являются основным пластическим средством искусства классического танца С. Большие позы выполняемые с нескольких основных приемов,
при исходном положении ног в V позиции battement releve` lent;
— battement de`veloppe`;
— battement fondu;
— battement Исполнение вперед на высоких полупальцах на 90° и (attitude croi- se`e вперед на высоких полупальцах на е рис. 10).
«Croise`e — (круазе, франц, букв. — скрещенный, одно из основных положений классического танца, в котором линии скрещиваются. Положение croise`e достигается поворотом корпуса на '/8 круга из V позиции en face в направлении en dedan.» С 276].
Attitude — аттитюд, франц, букв. — поза, положение, особенностью которого является согнутое колено поднятой работающей ноги впереди или сзади корпуса.
Исходное положение — V позиция ног, правая нога впереди croise`e, вся фигура стоит фронтально к точке 8 плана зала, голова повернута в сторону правого плеча, руки в подготовительном положении, центр тяжести тела проходит по центральной оси между двух стоп и проектируется в центр опори.
Исполнение позы начинается с преднастройки всего организма
на поставленную задачу, на определенный образ позы. Образ той пли иной позы, движения складывается у исполнителя в процессе обучения как от показа преподавателя, таки от словесного портрета, который запечатлевается в понятии у учащихся, в их мышечной памяти. Слова не только замещают предметы и явления.
Помимо замещающей функции, слово обладает функцией обобщающей. Каждое слово или фраза содержит в себе определенный
смысл — понятие атом, цветок, derni plie, attitude. Например слово «attitude» означает определенную горделивую позу. Она существует в двух вариантах attitude croise`e и attitude Каждое из этих сочетаний слов имеет свой конкретный смысл, содержит определенное понятие. Слово «attitude» содержит понятие o двух позах, слово «arabesque» — о четырех арабесках. Следовательно, понятие является обобщением -— в нем обобщаются сной- ства многих предметов или явлений [9, С Далее корпус делает вдох (те. движение из корпуса, а руки,
отражая движения корпуса, приоткрываются слегка пальцами из подготовленного положения, тоже как бы вздохнув голова при этом наклоняется вниз к правому плечу, взгляд сопровождает правую кисть.
Затем голова поворачивается клевому плечу центр тяжести тела переносится на левую ногу, которая становится опорной, проекция центра тяжести тела проходит через бедро, колено и подушечку левой ноги в центр опоры руки закрываются в подготовительное положение, совершая незаметный подхват одновременно с началом подъема работающей правой ноги. Если подъем работающей ноги делается приемом releve`, то правая нога выдвигается впереди вытянутая в колене, подъеме и пальцах поднимается вверх с одновременным подниманием корпуса вверх па полупальцы опорной ноги.
А если подъем работающей ноги осуществляется приемом е, то после преднастройки правая нога делает короткий пол хват фликом в положении условного sur le cou-de-pied
с предельно
выворотным коленом, одновременно с. подхватом рук в чуть завышенное подготовительное положение, а далее происходит retire правой ноги с одновременным подъемом корпуса вверх на полу-
пальцы опорной левой ноги. Руки в обоих случаях поднимаются до позиции, затем левая рука продолжает подъем до 111 позиции,
а правая открывается на И позицию. При подъеме па полупаль- цы в позу croise`e вперед взгляд сопровождает кисть правой руки до окончательной фиксации позы Каждое из звеньев общей системы имеет свою задачу, несет свою нагрузку, выполняет определенную функцию. Главная роль отводится корпусу и спине.
Спина и корпус первыми начинают вытягиваться вверх, снимая тяжесть с нижерасположенных, звеньев тела. Одновременно вытягиваются ягодичные мышцы, мышцы бедер, силой удерживая вы- воротность опорной и работающей ноги.
Корпус и работающая нога, согласуя свои силы, как бы вытягивают опорную ногу, заставляя подняться на полупальцы и удержать это положение в верхней точке. Для сохранения равновесия
плеч и бедер, при подъеме работающей ноги, бок от работающей ноги забирается к себе вверх. Если подниматься на полупальцы опорной ноги без предварительного вытягивания вверх корпуса и с недостаточно сильной работающей ногой, помогающей корпусу,
то вес верхних звеньев тела будет давить своей.тяжестью на ниже- расположенные, корпус будет сидеть на бедрах, на опорной ноге,
спина закрепостится, руки потеряют свободу, кисти станут зажатыми, вся поза, осанка потеряют пластичность и выразительность.

Руки вовремя подъема всей позы на полупальцы согласуют
свою силу подхвата с силой подъема корпуса и работающей ноги,
а в верхней точке на высоких полупальцах — закрепляют позу и

помогают удержать ее.
Устойчивости позы па высоких полупальцах и ее осанке помогают поворот головы в сторону раскрытой на II позицию правой руки и отклонение ее затылочной частью назад, что создает компенсирующий момент левая рука и положении III позиции (или в allongee), плечи опущены, грудь тянется вверх, корпус отклонен назад, уравновешивая позу.
Устремленность всего тела вверх силой мышечных тяг создает
внутреннюю инерцию направленную вверх. Для удержания позы на высоких полупальцах, закрепленной во всех звеньях опорной ноги, надо выработать ощущение непрекращающейся инерционной силы, устремленной вверх. Этот рефлекс внутрисистемного движения вверх при внешней неподвижности позы устраняет отклонения и колебания центральной осевой линии от центра опоры. В
теле создается ощущение натянутой вверх пружины.
Обратный ход начинается также с вдоха корпуса и рук, голова отклоняется назад. Корпус устремлен вверх и сдерживается от оседания на опорную ногу, которая медленно ослабляет напряженность опускаясь с полупальцев на всю ступню. Одновременно опускаются и работающая нога, и руки (взгляд сопровождает правую кисть. Центральная осевая линия при опускании с полу- пальцев не смещается. Плечи и бедра сохраняют параллельность.
И, наконец, через battement tendu движение завершается в исходную позицию. Таким образом, все звенья тела как единой системы движения участвуют в процессе выполнения большой позы croise`e вперед на полупальцах. Все правила, относящиеся к выполнению большой позы croise`e вперед на полупальцах, присущи и croise`e вперед на 90°; отличающимся лишь присогнутостью

в колене работающей ноги, и средней позе croise`e вперед на 45°, и
малой позе croise`e вперед с работающей ногой носком на полу.
В дальнейшем, когда позы с основными положениями рук будут

освоены, руки могут принимать различные танцевальные положения назад на 90° на полупальцах (рис. Про внешний вид attitude croise`e в книге А. Я. Вагановой написано Мой вид attitude croise`e таков плечи ровные корпус выгибается назад, спина непрямая, а выгнутая, нога сильно забрана назад, голова с отчетливым поворотом к плечу отведенной на позицию руки. Корпус при attitude неизбежно наклонен к ноге, на которой стоишь, но вследствие того, что спина забрана и нога заведена назад, плечи выравниваются и получается желаемая форма. Руки можно и переменить, поднять противоположную ноге,
тогда и корпус наклонится в другую сторону, не нарушая правильной позы, меняется направление головы и глаза следовательно и выражение лица когда позвоночник работает хорошо, можно играть корпусом как угодно [3, С. Исходная позиция ног — V, правая нога впереди, корпус в положении руки в подготовительном положении,
голова повернута в сторону правого плеча центр тяжести проходит через центральную осевую линию, между двух стоп в центр площади опоры.
Исполнение позы начинается с преднастройки всего организма на поставленную задачу, определенный образ позы. Далее, как было установлено, непосредственно движение возникает из корпуса с того, что корпус делает вдох (за счет чего подвигаются мышцы позвоночника, спины и груди руки, продолжая движения корпуса, приоткрываются пальцами из подготовительного положения чуть в сторону взгляд сопровождает движение правой кисти;
голова при этом склоняется к правому плечу (что тоже позволяет

позвоночнику подтянуться ввеpx). Затем руки опускаются вниз в подготовительное положение (при подтянутом корпусе голова опускается все ниже вперед (что позволяет еще больше подтянуть позвоночник корпус переносит центр тяжести с двух ног на подушечку правой ноги (приопущенной, но легкой пятке 54 Одновременно с подхватом рук в подготовительном положении левая нога делает флик — подхват стопой в положении sur le cou-de-pied сзади, согласуя свою силу с силой подхвата рука корпус в этот момент начинает подниматься вверх, заставляя опорную ногу вытягиваться вплоть до высоких полупальцев. При этом опорная нога сильно натянута и закреплена в тазобедренном,
коленном и голеностопном суставах. Подъем совершается строго вверх по осевой линии, центр тяжести проходит через бедро, колено, голеностоп и полупальцы опорной ноги в центр опоры. Коленная чашечка, которая как бы самой природой предназначена для

того, чтобы ограничивать чрезмерное разгибание коленного сустава, займет тогда положение на перпендикуляре, как бы проведенном от кончиков пальцев, вследствие чего бедро и голень образуют

прямую линию, чем обеспечивается твердость и устойчивость корпуса [12, С. Если подъем па полупальцы в attitude
croise`e назад делается приемом releve`, толевая нога делает батман тандю
назад в позу croise`e и затем начинает подниматься. Если исполнение происходит приемом е, толевая нога делает флик подхвати далее — retire по опорной ноге вверх.
Руки в обоих случаях поднимаются по I позиции, затем левая
рука продолжает подъем до III позиции, а правая рука открывается на II
позицию, при этом взгляд все время сопровождает движение правой руки, что в свою очередь ведет к отклонению головы
(т. с. натяжению мышц позвоночного столба и спины).
«...Агриппина Яковлевна убрала в аттитюде
бедро за плечо.
До нее согнутая сзади нога в большей или меньшей степени просматривалась en
face. Ваганова пришла к заключению что в ат-

титюде, как в арабеске, нога должна быть сзади, те. бедро должно уходить за плечо. Подобное зрительное удлинение ноги для Вагановой являлось не только эстетической мерой, но и техническим требованием приоткрытая и спрятанная за спину нога хорошо компануется с торсом, в таком аттитюде апломб, вращения
могут быть стабильнее и сильнее [18, С Особое внимание при исполнении больших поз уделяется работающей ноге. От ее силы, правильного положения и направленности внутренней напряженности зависит и устойчивость позы, и ее

правильная осанка и легкость управления позой при смене ракурса

или положения рук, стабильность при многократном исполнении

позы.
После сильного подхватывающего флика левой ступни и закрепления левого бедра в предельно выворотном положении (левое бедро оттягивается крестообразно назад к правому плечу, работающая нога делает retire вверх по опорной ноге до колена, заводится еще больше за себя назад вверх (при этом одноименный бок забирается к себе впереди вверх от работающей ноги, что обеспечивает и еще большее перекрещивание в тягах мышц позвоночника
и спины и установку корпуса на центральную осевую линию, и сохранение параллельности бедер и плечи создает внутрисистемную инерцию. Внутренняя инерция как бы фокусирует все силы мышц компенсаторов водной верхней точке над осевой линией и помогает удержать позу на высоких полупальцах.
Для удержания позыв равновесии тело может рефлекторно или сознательно совершать компенсаторные движения путем увеличения внутренней инерции в верхних неопорных звеньях относительно опорной ноги, за счет повышения работающей ноги, повышения диафрагмы, торса, наклона головы, незаметного смещения рук,
таза, голеностопа и т. п.
По тем же правилам исполняется поза с приема releve. В этом случае работающая нога после battement
tendu поднимается вытянутой ив момент фиксации позыв верхней точке слегка сгибается в колене.
В осанке позы, при ее удержании сохраняется подтянутость корпуса, поданного немного вперед для уравновешивания движения, голова повернута вправо, обе ноги сохраняют предельную выворотность, бедро работающей левой ноги связывается перекрестно с тягами мышц правого плеча (крест, сохраняется параллельность бедер и плеч. По ощущению, в позе сохраняется внутренняя постоянная инерция вверх.
При такой устремленности всех верхних звеньев вверх происходит естественное втягивание нижних звеньев опорной ноги на полупальцы, а не силой нижних звеньев происходит подъем тяжести верхней половины тела, — т. к. при такой настройке корпус неизбежно будет сидеть на бедре опорной ноги, спина и руки потеряют подвижность.
«Проверкой... может служить правильное направление ноги,
если ее вытянуть она должна идти, как полагается, строго перпендикулярно к корпусу. Если же колено отошло в сторону, нога,
будучи выпрямлена, отклонится от верхнего направления С. Обратный ход движения начинается тоже с вдоха корпуса и

рук, что еще больше подтягивает корпус вверх, работающая нога с повышением вверх вытягивается и, ослабляя напряженность,
опускается сдержанно вниз (при подтянутом корпусе. Одновременно происходит опускание с полупальцев на всю стопу опорной ноги без смещения проекции центра тяжести тела на опору, т. е.
строго по осевой линии. Далее приемом battement tendu левая нога закрывается вместе с руками в исходное положение. (Если 56 движение должно повториться, то центр тяжести тела остается на правой ноге при изменении движения, переходе на другую ногу или окончании движения осевая линия соответственно изменит свою проекцию на опору).
Поза croisee назад на 90° на высоких полупальцах делается по тем же правилами с теми же ощущениями, что и attitude назад на 90° на высоких полупальцах. В отличие от последней в верхнем фиксированном положении работающая нога предельно вытянута в коленном суставе.
Арабески (рис. 14, 15, 16, 17)
«Arabesque — (арабеск, франц, буквально — арабский, одна из основных поз классического танца, отличие которой — поднятая назад нога с вытянутым (а не согнутым, как в позе attitude) коленом. В русской школе классического танца приняты четыре вида арабеска I и II — ноги в положении effacee. В I арабеске — рука,
соответствующая опорной ноге, вытянута вперед, голова направлена к ней, другая рука отведена в сторону, кисти обращены ладонями вниз. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута (это относится и к другим видам арабесков). Во II
арабеске — вперед направлена рука, соответствующая поднятой ноге, другая отведена в сторону и иногда виднеется из-за спины. Голова повернута к

зрителям. III и IV — ноги в положении croisee. В III
arabesque соответствующая поднятой ноге рука устремляется вперед, к ней направлен взгляд, другая рука отведена в сторону. В IV arabesque впереди рука, противоположная поднятой ноге. Корпус развернут спиной к зрителю. Линия руки переходит в линию плечи продлевается другой рукой. Arabesque исполняется на вытянутой ноге, в на полупальцах, на пуантах, в прыжке, с поворотом и вращениями. Позу можно бесконечно варьировать. Изменения в позициях ноги рук, положении спины, головы, направленности взгляда влечет за собой преображение выразительной сути арабеска, СВ решающую роль играет спина только хорошо ее поставив, можно дать красивую линию [3, С. 65].
- 57 -

I arabesque (рис. Исходная позиция ног — V, правая нога впереди, левым боком
к первой точке плана зала, лицом к третьей точке руки в подготовительном положении, голова обращена вперед центральная осевая линия проходит между двух стоп в центр опоры.
Исполнение позы начинается с «преднастройки» всего организма на образ позы Затем корпус делает вдох (подтягивается позвоночник, спина, грудь руки чуть приоткрываются внизу из подготовительного положения в стороны, делая вдох голова поворачивается клевой руке, взгляд сопровождает левую кисть. Продолжая движение, руки опускаются вниз в подготовительное положение голова, следуя за движением левой руки, опускается вниз
(еще больше подтягивается позвоночники корпус вверх, центр тяжести перемещается на правую ногу, осевая линия проходит в центр опоры через подушечку правой ноги (приопущенной на пол
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов
связь с админом