Главная страница
qrcode

рецензия. Статья опубликована в журнале Средние века. Исследования по истории средневековья и раннего нового времени.


Скачать 20.99 Kb.
НазваниеСтатья опубликована в журнале Средние века. Исследования по истории средневековья и раннего нового времени.
Дата20.05.2020
Размер20.99 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файларецензия.docx
ТипСтатья
#87231
Каталог

Байбакова Анастасия. ПИПР-21

Рецензия

1.Название статьи: Чудо и повседневность в реальности средневекового города. Статья опубликована в журнале «Средние века. Исследования по истории средневековья и раннего нового времени.» выпуск №60 от 1997 года.

2. Сведения об авторе

Ольга Игоревна Варьяш (01.10.1946 - 16.04.2003) - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института Всеобщей Истории Академии наук, исследователь средневековой истории и права стран Пиренейского полуострова.

Другие работы автора: «Пиренейские тетради», «Средневековая цивилизация», «Семь Партид короля Альфонсо», Право в средневековом обществе. Программа спецкурса» и др.

3. Поднимаемая в статье проблема, формулируемые автором цель и задачи

При описании города Овьедо в разные эпохи, автор поднимает проблему того, как в обычном средневековом городе наряду с мирными, повседневными событиями и вещами, существовали «сверхъестественные» явления, предметы, которые влияли на мировоззрение населения; привлекали в город жителей других городов (в частности паломников), т.к все эти события имели божественную силу.

4. Используемая автором научная литература. Источниковая база.

В самой статье автор ссылается на работу Ruiz de lа Pеnа J. I.,Suarez Beltran S. «Паломничество в Сан-Сальвадор-де-Овьедо в Средние века», откуда приводит примеры отрывков документа из грамоты славного нотария Иоанна Фернандиса при описании «чудного» явления, который описывает пастух и также из документа, который описывает создание «чуда» Ангельского креста.

5. Основной метод, которым пользуется автор является описательно-повествовательный. Благодаря этому методу автор подробно раскрывает чудо, которые происходит в городе Овьедо. Это хорошо видно при описании самого города, какие происходили изменения со сменой правления.

6. Автор пришёл к следующим выводам:

Пронизанность повседневной средневековой жизни ритуалом, ритуальным сознанием вообще, и особая в этом смысле судьба на протяжении семи веков Овьедо сделали чудо 1415 г. важным, но «нормальным» событием. Достаточно сопоставить грамоту славного нотария Иоанна Фернандиса с описанием чуда Ангельского креста. Чудо с немым осмысляется в совершенно иных образах и словах, в категориях повседневности, как частный случай сакрального слоя жизни города.

Овьедо сам представляет собой частный случай, один из вариантов городской и — шире — средневековой жизни, в котором лишь более, чем обычно, акцентирован этот слой существования человека. И в этом смысле чудо настолько же элемент мира повседневного, как и мира сверхъестественного.

7. В своей статье О.И. Варьяш внесла большой вклад в изучение города Овьедо, достигла поставленных задач и раскрыла проблему «чуда в средневековом городе». Используя литературу других ученых, автор показала это на конкретных примерах из документов, что оказывает положительную сторону в изучении данной проблемы.

Рецензия

1.Название статьи: Место Лютера в дискуссии о свободе/рабстве воли. Статья опубликована в VERBUM альманах центра изучения средневековой культуры. Реформация Мартина Лютера в горизонте европейской философии и культуры .» выпуск №15 от 2013 года.

2. Сведения об авторе

Константин Владимирович Бандуровский — российский историк философии, поэт и переводчик, философ, специалист в области средневековой философии и философии Фомы Аквинского. Кандидат философских наук, доцент.

Другие работы К.В. Бандуровского: «Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского», «Критика монопсихизма Фомой Аквинским», «Теология как наука в методологической рефлексии Фомы Аквинского» и др.

3. Поднимаемая в статье проблема, формулируемые автором цель и задачи

В своей работе Константин Владимирович ставит проблему свободу воли, которую сыграл Мартин Лютер в своем повороте и ставит перед собой цель представить в общих чертах, принципиальное различие средневековой и нововременной парадигмы, а также проанализировать роль, которую сыграл в этом переходе Лютер.

4. источниковая база

Автор неоднократно обращается к труду Фомы Аквинского «Учение о душе», из которого берет идею свободы воли в «сумме теологии» и «сумме против язычников». Свобода воли по Аквинскому является выражением сотворения человека по образу и подобию Бога, с чем Лютер был категорически не согласен и считал это «кощунством». В целом, автор ведет дискуссию и сравнивает идеи Фомы Аквинского и Мартина Лютера, в чем они были согласны и в чем были разногласия. Также источником служит труд Мартина Лютера « О рабстве воли»; Декларация прав человека и гражданина 1789 года

5. Используемая автором научная литература, наличие историографического контекста в статье

При написании статьи автор обращается к работам зарубежных философов: Т.Гоббса, Аристотеля, Боэция, Спинозы,Локка, Дюргейма, Маритена и к работам русских ученых это работа Лосского Н.О и другая работа автора «Демология Фомы Аквинского».

6. подход автора к раскрытию темы, методы, которыми он пользуется

При написании статьи использованы методы: сравнительный, исторический, структурный, автор использовал метод дискуссии.

7.концепция автора, выводы, к которым он пришел

Лютер отвергает то, что являлось одной из основ католической теологии – свободу воли как то, что выражает способность человека двигаться навстречу Богу, способность активно принимать благодать.

Свобода воли по Лютеру – обозначение нашей способности распоряжаться собственным состоянием

Действия человека выводятся из прямой взаимосвязи со спасением

Также по Лютеру: человек отказывается от применения разума и воли по отношению к сфере божественной, однако именно таким образом он получает практически неограниченную возможность их применения к «низшей сфере».

перейти в каталог файлов


связь с админом