Главная страница

Арт ИГРА В КАМУШКИ. Статья посвящена обоснованию и описанию процедуры реализации арт-терапевтической методики Игра в камушки . Описаны психологические свойства материала. Представлены различные формы работы с детьми и взрослыми


Скачать 34,36 Kb.
НазваниеСтатья посвящена обоснованию и описанию процедуры реализации арт-терапевтической методики Игра в камушки . Описаны психологические свойства материала. Представлены различные формы работы с детьми и взрослыми
АнкорАрт ИГРА В КАМУШКИ.docx
Дата09.12.2016
Размер34,36 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаArt_IGRA_V_KAMUShKI.docx
ТипСтатья
#7077
Каталогid36025937

С этим файлом связано 68 файл(ов). Среди них: Семей.кн..DOC.doc, Kopytin_A_I_Prakticheskaya_art-terapia_-_2008.pdf, sovety_roditelyam_po_adaptatsii_detey_rannego_vozrasta.doc, Khoking_Penrouz_Kartrayt_Shimoni_-_Bolshoe_maloe_i_chelovecheski, Auer_Volfgang_-_Praktika_probuzhdenia_chuvstv_1994.pdf, Бейтсон Г и К Ангелы страшатся.doc, Психологическое консультирование.doc и ещё 58 файл(а).
Показать все связанные файлы

Арт-терапевтическая методика "Игра в камушки"


Статья посвящена обоснованию и описанию процедуры реализации арт-терапевтической методики "Игра в камушки". Описаны психологические свойства материала. Представлены различные формы работы с детьми и взрослыми.

Актуальной задачей для арт-терапии является поиск способов и возможностей для предоставления клиенту все большей свободы самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждения и познания своего "Я". Вместе с тем арт-терапевтическая работа в социальной сфере требует простых и доступных методов работы с детьми и взрослыми.

Использовать в творчестве трёхмерные предметы начали кубисты, прежде всего Пикассо, Брак и Гри начиная с 1907 г. Дадаисты, в частности Марсель Дюшан использовали готовые объекты, подчёркивая при этом, что выбор ими тех или иных объектов носит случайный характер, так появился термин "найденный объект". Значимость использования в психотерапии трёхмерных предметов и создание композиций из них впервые были описаны в песочной терапии. В ходе песочной терапии клиенту даётся возможность выбирать из огромного количества любые предметы и использовать их при создании композиции.[6]

Создание какой-либо творческой продукции с использованием предметов имеющих определённую форму возможно за счёт создания оригинальных авторских композиций, связанных с выбором предметов, их пространственной организацией и приданием им новых значений (рефреймингом).[3]

Разработанная Юнгом техника "активного воображения" может рассматриваться как основа экспрессивного использования различных изобразительных средств в психотерапевтическом процессе [7], и как теоретический фундамент для применения представляемой методики в качестве дополнения к традиционным арт-терапевтическим методам.

Целями данной статьи являются: обоснование оригинальной арт-терапевтической методики "Игра в камушки"; описание используемого материала, форм реализации методики.

***

Наши любимые вещи, все то, что окружает нас и создаётся нами, осознаем мы это или нет, отражает нас самих. Замечая и осознавая символизм, наполняющий нашу жизнь, возможно познавать себя, осознавая неслучайные отношения внутренних образов и их материальных проекций. Играя в камушки, выбирая и отвергая, создавая и разрушая соотношения цвета и формы, материала и сюжета, бессознательное говорит с нами на языке образов и символов, воплощаясь в метафоры. Интуитивная творческая деятельность позволяет наладить диалог с самим собой, который ведёт к самопознанию, интеграции и трансформации.

Работа с предложенным материалом предоставляет пространство для творчества психолога и клиента, индивидуальной и групповой арт-терапии, экспрессивно-символической деятельности, различных форм релаксации и актуализации образов бессознательного.

Цель представленной методики: осознание бессознательных тенденций, экспрессивное творческое самовыражение, интеграция.

Роль психолога: фасилитирующая, ассоциативно-направляющая.

Материал: коллекция камушков, состоящая из минералов, бусин, шариков, бисера, морских камней и раковин, пластмассовых и стеклянных элементов.

Камни представлены всех основных цветов, разнообразных форм и размеров, природного и искусственного происхождения (см. Рис. 1).

Рис. 1. Коллекция камушков.

Преимущества:

  • задействование сенсорного канала восприятия позволяет переключить доминирующий очаг возбуждения, что способствует эмоциональной регуляции, расслаблению;

  • свойства применяемого материала реализуют потребности клиента в наличие чётких границ, контроле над процессом творческой деятельности, возможности в любой момент изменить созданный продукт творчества;

  • активизация ассоциативного ряда и образного мышления при восприятии абстрактных объектов и обсуждении композиций, стимулирует работу "подавленного" правого полушария;

  • направленное сосредоточение и стимуляция осознания ощущений — цен­три­руют фокус внимания на субъекте, его телесных проявлениях;

  • побуждение к спонтанной игре позволяет проявиться внутреннему ребёнку, раскрыться творческому потенциалу.

Формы работы с детьми и взрослыми:

  • "Релаксация": знакомство с материалом, спонтанная игра, выбор наиболее отзывающихся камушков. Фокусировка внимания на сенсорных ощущениях помогает ощутить себя в ситуации "здесь и теперь", способствует эмоциональной регуляции.

  • "Театр прикосновений": групповая форма релаксации, при расслаблении одного участника группы остальные осуществляют с ним сенсорное взаимодействие, раскладывая на теле различные камушки.

  • "Инсталляция-сказка": создание композиции из камушков в "найденном" или предложенном пространстве. В зависимости от контекста арт-терапевтичес­ко­го процесса, инсталляция может создаваться в песочнице, круглой тарелке, на различных цветовых фонах, фотографиях ландшафта. Придумывается история или сказка, по мере сочинения композиция трансформируется. Техника инсталляции позволяет соединить разрозненные фрагменты в единое целое, обладающее совсем иными качествами, чем его составляющие.

  • "Расстановки": с помощью камушков предлагается передать отношения в какой-либо системе (семья, класс, социальные отношения). Выбираются камушки символизирующее себя и членов системы, раскладываются в соответствии с взаимосвязями присутствующими в системе. Инсталляция позволяет диагностировать аспекты взаимоотношений, осуществив желаемые перестановки спланировать возможные изменения в системе.

  • "Выбери меня": групповая игра в ассоциации, где каждый участник ассоциирует себя и другого с камушком, аргументируя свой выбор. Участники делятся своими переживаниями. Игра эффективно применяется при арт-терапии с семьей.

  • Игра "Остров сокровищ": ребёнку предлагается закопать камушки-сокро­вища в песочнице и отправиться на поиски сокровищ. Раскапывая сокровище, ребёнок называет, что ценное приходит в его жизнь вместе с сокровищем, какое качество характера, возможность, знание или умение он получает, обладая сокровищем. Игра позволяет обсудить с ребёнком его значимые ценности, принятие или отвержение системы ценностей его семьи.

  • Игра "Как это относится ко мне?": с закрытыми глазами выбираются камушки. Когда камушек выбран, клиент открывает глаза, и психолог спрашивает, что в жизни клиента напоминает этот камушек, как этот цвет и форма относятся к нему. В этой игре камушки используются как стимульный материал для свободных ассоциаций. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос.

  • Инсталляция "Мир на ладошке": психолог предлагает клиенту создать композицию из понравившихся камушков на ладони (см. Рис. 2).

У многих народов изображение ладони, с начертанными символами удачи, плодородия и благословениями, служило талисманом [5]. Известно, что рука являлась символом богини утренней зари, причём пальцы символизировали лучи восходящего солнца. У некоторых народов рука ассоциировалась с деревом. Символ "рука божественного провидения" запечатлён в ритуалах христианства. Издавна люди пытались прочесть судьбу по руке, наделяя пространство ладони индивидуальной неповторимостью, начертанными скрытыми знаниями, способностью отражать взаимосвязи событий жизни. В песочной терапии отпечатки ладоней как центральный элемент песочной композиции, являются символом значимости себя и утверждения своего существования, отражают начало процесса индивидуации. [6]. Пространство ладони, голографически отражая весь организм, побуждает к созданию личностно значимых образов. Созданная из камушков композиция на ладони будет являться проекцией "Я-образа" (Рис. 2. Композиция из камушков).

Обсуждая композицию, психолог и клиент отправляются в совместное путешествие к метафорам бессознательного, исследуя приходящие чувства, ассоциации и значения символов, замеченные взаимосвязи. Психолог просит клиента подобрать ассоциации к каждому камушку, описывая его свойства, некие качества, возникающие образы, рассказывая о чувствах и ощущениях которые он вызывает. Свойства камушков могут ассоциироваться с эмоциональными состояниями, обозначать для автора те или иные события, отражать динамику внутренней жизни. Психолог добавляет свои ассоциации, опираясь на общекультурный символизм, делится чувствами, подчёркивает значимость расположения камней в композиции, помогая установить взаимосвязь образов между собой и с событиями жизни клиента.

Важно обращать внимание на пространственные характеристики композиции: центр ладони — актуальное восприятие себя в момент "здесь и теперь"; область пальцев — цели, установки и ожидания связанные с будущим; область ладони у запястья- основы, прошлое. Значимым является наличие или отсутствие динамики образов — трансформации, соединенность или разрозненность элементов композиции, акцентирование части ладони перегруженностью или отсутствием камушков.

Представленный психический материал в большинстве случаях представляет собой стремление к нахождению баланса противоположностей: материальное-духовное, мужское-женское, активность-пас­сивность, беззащитность-уверенность, внешнее-внутреннее и т.д. "Душа непроизвольно делит себя на пары противоположностей. Все существующие внутри нас архетипические энергии являются осознающему разуму в виде дополняющих друг друга пар". [2, стр.60] К.Г. Юнг писал, что жизнь всегда является результатом взаимодействия противоположностей. Пространство композиции, символически объединяя противоположности, способствует их большему принятию, проявлению архетипа Самости — символа единства и целостности, которому подчинено сознательное Я. Объединяясь с Самостью личность становится посредником между внутренним и внешним миром, благодаря чему устанавливается более тесный контакт с бессознательным.[1, стр.127] Создание конкретных форм помогает осмыслить содержание бессознательного.

При интерпретации выбора и обсуждении учитывается:

  • семантическое пространство выбирающего, с чем клиент обратился, о чем думает, что чувствует, каков его запрос, картина мира;

  • личностные ассоциации клиента;

  • символизм цвета, формы, расположения;

  • общекультурное и историческое значение обсуждаемых качеств, символов;

  • ассоциации психолога, синхронистичность;

  • пространственно-временные соотношения в композиции.

Постепенно с обсуждением и осознанием взаимосвязи элементов, складывается целостный образ — композиция обретает название, что определяет центральную смысловую идею созданного образа. Композиция разрушается, а созданный образ интернализируется, зачастую продолжая свою жизнь в других формах творческой деятельности.

Взаимодействие с возникшими образами может быть продолжено созданием метафорического текста. Необходимо записать ассоциации, возникшие в связи с композицией или с каждым камушком в отдельности, соединить все слова в одно или несколько предложений, используя все записанные слова, меняя часть речи и добавляя предлоги, местоимения по необходимости. Созданный текст отражает и интенсифицирует процесс осознания, конкретизируя для автора проявленные переживания. Впечатления от текста часто открывают ресурс к дальнейшей трансформации метафоры. Возможно дописывание или проигрывание текста, изображение или постановка перформанса, замена слов на противоположные по смыслу понятия, сочинение стихотворений.

Как пример сочетания методики "Игра в камушки" с созданием метафорического текста можно привести следующие случаи:

Мальчик 10 лет с трудностями адаптации к школе. Ассоциации были подобраны к каждому камушку композиции (см. Рис. 3): "Летучая мышь (противоречие), земля (начало), учёба (барьер), росток (таланты), бурная, светлая и тёмная вода (настроение), то что мне нравится и то что не нравится, яркая звезда (характер), нежность, радость, жизнь". Созданный текст: "Мышка землянистая начала учится, что является барьером росту талантов и бурному настроению: светлому, тёмному, тому, что нравится и нет. У мышки яркий характер — стеснительная, нежная, радостная и жизненная!" Сюжет истории был вылеплен из пластилина и продолжен — мышка (летучая) нашла в себе силы оторваться от земли, взлететь и почувствовать себя парящей в небе. Автор текста идентифицировался с возникшим образом, что позволило почувствовать себя более целостно и потенциально.

Девочкой 11 лет была создана композиция под названием "Воспоминания о Солнце". Подобраны ассоциации:"Страх, холод, плохие мысли, независимость, ненавидеть, солнце, небо, неуверенность, счастье, папа".Созданный текст: "Я боюсь независимости и неуверенности, плохих мыслей и холода. Я ненавижу солнце и небо. Я не счастлива без папы". По предложению психолога слова были заменены на противоположные по смыслу понятия: "Я хочу зависимости и уверенности, хороших действий и тепла. Я люблю землю и воду. Я счастлива с мамой". Игра со словами позволила обратиться к иному взгляду на ситуацию, найти скрытые ресурсы.

В некоторых случаях при обращение к противоположному смыслу текста возможно проживания диалога с архетипом Тени — скрытым, отвергнутым и подавленным в сознание человека. Осознание и принятие отвергаемого открывает возможность к обретению большей целостности.

Подросток 15 лет переживающий кризис идентичности как утрату целостности, создал композицию "Жизнь по течению" (см. Рис. 2). Важными диагностическими моментами является пустота в центре композиции, разделение на две части, наличие динамики образов, совмещение элементов из правой и левой части в образе шара, завершающего композицию. Обсуждение композиции касалось закрытости (ракушки) и открытости (перламутр) в отношениях, потребности в защите (прозрачный шар с ростком внутри) и опоре (зелёная лодка на перламутровом кругу), несоответствии внешних проявлений подростка (блеск, яркость, искусственность) и внутренних переживаний, раздвоенности и потенциальной целостности (золотой шар с тайной внутри). Созданный текст: "Жизнь как лодка, она не свободна, когда течёт по реке". Возникший образ позволил проявиться переживаниям, связанным со свободой-зависимостью и мыслями о смерти. Возникшие темы оказались значимыми и актуальными, нашли своё продолжение в дальнейших консультациях.

Подводя итоги, можно сделать выводы, что применение методики "Игра в камушки" позволяет расширить способы взаимодействия клиента и арт-терапевта с психическим материалом, открывает возможности для свободной символизации внутреннего мира, предполагает сочетание с другими видами арт-терапевтической работы. Композиции из камушков, как правило, непредсказуемы и неожиданны для создающих. Настроение игры, отсутствие возможности и необходимости просчитать, логически выстроить и обосновать выбор, заставляют действовать интуитивно, а значит и более открыто и искренне, минуя психологическое сопротивление и чрезмерные защиты. Свойства используемого материала характеризуются высокой степенью психологической безопасности, позволяя открывать и осознавать свой внутренний мир на столько, на сколько человек готов, что особенно важно на первых этапах психологической работы. Реализация представленного метода сочетает в себе диагностические, рефлексивные, релаксационные, экспрессивные возможности.

Литература:

  1. Ammann R. Healing and Transformation in Sandplay: Creative Processes become Visible. LaSalle.1991.

  2. Джонсон Р. Сновидения и фантазии.-К.,1996.

  3. Копытин А.И., Корт Б. Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия.-СПб.:Речь,2007.-144с.

  4. Малкоиди К. Палитра души. — К.: София, 2004. — 272 с.

  5. Секреты талисманов: талисманы любви и счастья. Энциклопедия под ред. Миллер М.А., Миллер Е.А. 2005. — 459.

  6. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная терапия. СПб.: Питер, 2001. — 320 с.

  7. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.:Ренессанс,1991.-304с.



перейти в каталог файлов
связь с админом