Главная страница
qrcode

Связанных с оказанием медицинской помощи


Скачать 419.5 Kb.
НазваниеСвязанных с оказанием медицинской помощи
Дата04.03.2020
Размер419.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаUMP_Elect_ISMP.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#84177
страница1 из 6
Каталог

Описание формируемых компетенций и базовых требований

4

- Цель и задачи освоения дисциплины

4

Структура и содержание дисциплины

5

- Требования к результатам освоения дисциплины

6

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)

Требования к текущему контролю



Тезисы лекций и планы семинарских занятий, задания для

самостоятельной работы

16

Лекция 1. Эпидемиологическая, экономическая и социальная значимость ИСМП. Определение. Классификация

16

Практическое занятие 1 Эпидемиология ВБИ. Проявления эпид. процесса. Виды вспышек

19

Лекция 2. Наиболее актуальные возбудители ИСМП.

Антибиотикорезистентность. Место микробиологического мониторинга в системе эпид. надзора за ИСМП

22

Практическое занятие 2 Профилактика внутрибольничных инфекций в стационарах (отделениях) хирургического профиля. Профилактика внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах (отделениях)

23

Лекция 3. Эпидемиологическая диагностика госпитальных инфекций

26

Практическое занятие 3 Санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям

28

Лекция 4.Стандартные меры предосторожности. Гигиена рук. Обращение с медицинскими отходами

31

Практическое занятие 4 Санитарно-эпидемиологические особенности организации подразделений различного профиля. Санитарное содержание помещений. Личная гигиена пациентов

34

Лекция 5 Дезинфекция. Стерилизация. Организация клининга в медицинских организациях

37

Практическое занятие 5 Стандартные и дополнительные меры

предосторожности

39

Лекция 6 Профилактика ИСМП различных локализаций

42

Практическое занятие 6 Организация профилактики ИСМП в

поликлинических учреждениях

45

Лекция 7. Защита здоровья медицинского персонала

48



Практическое занятие 7. Роль медицинского персонала в профилактике ИСМП

49

ОПИСАНИЕ ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И БАЗОВЫХ

ТРЕБОВАНИЙ

Уважаемые студенты!

Вы приступаете к изучению дисциплины «Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи». В ходе освоения данного курса вы сможете сформировать представление о наиболее общих понятиях, проблемах и направлениях данной дисциплины, познакомитесь с основными этапами ее становления, достижениями. Мы надеемся, что курс «Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи» поможет формированию научного мировоззрения и расширит ваш кругозор, вооружит вас знаниями и навыками, необходимы для работы врача, а также научит ориентироваться в современном мире медицинской информации, критически оценивать результаты исследований и планировать собственные исследования, приобрести навыки самостоятельного и творческого мышления, которые необходимы в любой сфере познавательной деятельности.

Вы будете слушать лекции, и посещать практические занятия. На практические занятия следует приходить подготовленными. Вы будете читать, и обсуждать первоисточники, участвовать в дискуссиях. Помните, что активное участие - залог успешной сдачи экзамена. Удачи! Цель и задачи освоения дисциплины:

Цель дисциплины: освоение студентами теоретических и практических навыков для выявления причин возникновения и распространения болезней в лечебных учреждениях и проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий Задачи дисциплины:

обучение ориентированию в базовых теоретических положениях эпидемиологии, применению их с учетом современных особенностей

заболеваемости населения, в том числе в ЛПУ;

развитие навыков устанавливать причинно-следственные связи и выявлять факторы риска;

обучение самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе данные доказательной медицины;

формирование навыков принимать решения в ситуациях риска;

формирование навыков, по самостоятельной оценке, результатов своей деятельности;

привитие навыков самостоятельности, в том числе в сфере проведения научных исследований;

обучение студентов организации проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий по результатам эпидемиологической диагностики;

обучение студентов осуществлению надзорных функций за ЛПУ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия

Содержание дисциплины: освоение данного курса предполагает изучение разделов, касающиеся профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, организации профилактических и противоэпидемических мероприятий при чрезвычайных ситуациях. Согласно учебному плану изучение дисциплины «Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи» проводится на 6 курсе.

Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 2 зачетных единиц (ЗЕТ), 72 академических часов и включает 7 лекций по 2 академических часа и 7 дней практических занятий.

Занятия проводятся по цикловому принципу.

В процессе освоения программы 75% аудиторных часов реализуется с использованием интерактивных образовательных технологий:

лекция (проблемная)

обсуждение домашнего задания в форме «круглого стола» ситуационные задачи; дискуссия (с «мозговым штурмом» и без него); программированное обучение и контроль; дистанционное обучение с оценкой каждого теста в портфолио.

Программа дисциплины состоит из одного раздела. Сразу после изучения которого проводится оценка знаний студента с помощью компьютерного тестирования, которое проводится в аудитории или дистанционно. По совокупности результатов обучения после прохождения дисциплины предусмотрен зачет.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ





Разделы / темы дисциплины

Общая тудоемкость

(в часах)

Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоѐмкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Аудиторные учебные занятия

Самостояте льная

работа

обучающих

ся

Лекции

Практ .зянят

1

Тема 1.

Эпидемиология

ВБИ

11

2

5

4

Компьютерное тестирование,

собеседование, решение

ситуационных задач

2

Тема 2 Наиболее актуальные возбудители ИСМП

11

2

5

4

Компьютерное тестирование, собеседование, решение ситуационных задач

3

Тема 3

Эпидемиологическа я диагностика госпитальных инфекций

10

2

5

3

Компьютерное тестирование, собеседование, решение ситуационных задач

4

Тема 4

Стандартные меры предосторожности

10

2

5

3

Компьютерное тестирование, собеседование, решение ситуационных задач

5

Тема 5 Дезинфекция.

Стерилизация.

10

2

5

3

Компьютерное тестирование, собеседование, решение ситуационных задач

6

Тема 6

Профилактика

ИСМП различных локализаций

11

2

5

4

Компьютерное тестирование, собеседование, решение ситуационных задач

7.

Тема 7

Защита здоровья медицинского персонала

9

2

4

3

Компьютерное тестирование, собеседование, решение ситуационных задач



Требования к результатам освоения дисциплины

Изучение дисциплны направлено на формирование следующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК–9 - способность и готовность к проведению санитарноэпидемиологического надзора за состоянием среды обитания человека, объектов хозяйственно-питьевого водоснабжения, жилищно-коммунального хозяйства, лечебно-профилактических учреждений, производства и реализации продуктов питания, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования В результате освоения ПК–9 обучающийся должен:

Знать:

Определение понятия «госпитальные инфекции».

Эпидемиологическую, экономическую и социальную значимость госпитальных инфекций.

Потенциальную роль медицинских работников в распространении госпитальных инфекций.

Проявления эпидемического процесса госпитальных инфекций. Значение, организацию, структуру, содержание деятельности ЦСО

Уметь:

Оценивать своевременность и полноту лечебно-диагностические мероприятия болезней различным механизмом передачи.

Осуществлять контроль стерилизации.

Организовывать проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий при госпитальных инфекциях.

Контролировать санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим ЛПУ в профилактике госпитальных инфекций.

Осуществлять профилактику госпитальных инфекций среди медицинских работников.

Контролировать деконтаминацию рук в профилактике госпитальных инфекций. Организовывать применение антисептики для обработки кожи и слизистых оболочек в профилактике госпитальных инфекций.

Контролировать гигиеническую и хирургическую деконтаминацию рук в профилактике госпитальных инфекций.

Владеть:

Профилактикой ВИЧ-инфекции и вирусного гепатита В среди медицинского персонала при риске парентерального инфицирования.

Методикой предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения (после дезинфекции).

Основными видами деятельности, пользования правами и обязанностями госпитальных эпидемиологов.

Методикой организации изоляционно-ограничительных мероприятий.

Методикой оценки значения в профилактике госпитальных инфекций.

Эпидемиологическим надзором за госпитальными инфекциями. Особенностями эпидемиологического надзора в ЛПУ различного профиля.

ПК-13- способность и готовность к участию в проведении санитарноэпидемиологических экспертиз, медицинских расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг в целях установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека, причин возникновения и распространения инфекционных заболеваний (отравлений), профессиональных заболеваний и оценки последствий возникновений и распространений таких заболеваний (отравлений), к оценке результатов экспертиз, исследований, в том числе лабораторных и инструментальных

В результате освоения ПК–13 обучающийся должен:

Знать:

Определение понятия «эпидемический очаг».

Типы эпидемических очагов.

Нормативные и инструктивно-методические документы, инструкции, приказы, регламентирующие проведение противоэпидемических мероприятий в эпидемических очагах.

Уметь:

Оценивать практическое значение эпидемического очага как места пребывания источника возбудителя инфекции с окружающей его территорией в пределах возможного механизма передачи возбудителя.

Выявлять факторы, определяющие границы эпидемического очага, длительность его существования.

Владеть:

Методикой предэпидемической диагностики.

Основными направлениями в использовании результатов эпидемиологического надзора Методикой эпидемиологического обследование очагов инфекционных заболеваний

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)



п/п

Наименование раздела (или темы) дисциплины

Содержание раздела (темы)

Код компетенций

1.

Тема 1. Эпидемиология ВБИ

Содержание лекционного курса

Эпидемиологическая, экономическая и социальная значимость ИСМП. Определение. Классификация.:

Госпитальная эпидемиология – раздел эпидемиологии, изучающий заболевания, связанные с лечебно-диагностическим процессом и вызванные не только патогенными, но и условно-патогенными микроорганизмами, госпитальными штаммами микроорганизмов, эпидемиологические проявления которых принципиально отличаются от таковых при классических инфекциях.

Клиническая эпидемиология - это раздел современной эпидемиологии, включающий в себя методологию получения в эпидемиологических исследованиях научнообоснованной доказательной информации о закономерностях клинических проявлений болезни, методах диагностики, лечения и профилактики, для принятия оптимального клинического решения в отношении конкретного пациента.

ПК-9

ПК-13

Содержание темы практического занятия

Эпидемиология ВБИ. Проявления эпид.

процесса. Виды вспышек:  Источник инфекции при ВБИ: Пациенты (больные и носители), Посетители, ухаживающие, Студенты, Мед. Персонал,

Животные, Растения, Окружающая среда (Aspergillus, Legionella):дистилляторы, системы отопления и кондиционирования воздуха, увлажнители воздуха, контаминированные медицинские отходы, растворы для парентерального введения???

ПК-9

ПК-13


 Восприимчивый организм: Агрессивность манипуляций (степень повреждающего действия на ткани пациента), Инвазивность («глубина» проникновения в органы и ткани), Стресс, Иммуносупрессия,

Факторы риска ИСМП


2.

Тема 2. Наиболее актуальные возбудители ИСМП

Содержание лекционного курса

Наиболее актуальные возбудители ИСМП. Антибиотикорезистентность. Место микробиологического мониторинга в системе эпид. надзора за ИСМП:

 Социальное поведение м\о:

- скоординированное взаимодействие, основанное на межклеточной коммуникации; общение микроорганизмов между собой и скоординированная деятельность осуществляются посредством сигнальных молекул (феромоны и др.)

«Чувство кворума» (quorum sensing), играющее важнейшую роль в активизации факторов патогенности и развитии инфекционног о процесса. Возбудитель проявляет свою патогенность только тогда, когда его численность в организме достигнет определенного порогового значения, что сделает атаку патогена максимально эффективной. Если микробная популяция в биотопе организма-хозяина малочисленна, то ее члены не проявляют патогенных свойств, играя роль комменсалов. По мере роста численности популяции характер поведения микроорганизмов меняется. Когда количество микроорганизмов достигает определенного порогового значения, срабатывает «чувство кворума», запуская экспрессию специфических генов, кодирующих факторы патогенности.

Образование биопленок.

ПК-9

ПК-13

Содержание темы практического занятия

Профилактика внутрибольничных инфекций в стационарах (отделениях) хирургического профиля. Профилактика внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах

(отделениях):

Что способствует реализации патогенного потенциала УПБ:

Нет необходимости в попадании большой дозы,

Человек болен; ослабление организма,

ПК-9

ПК-13


Госпитальные штаммы (высоко-вирулентные и антибиотикорезистентные), Артифициальный путь заражения. Эволюционно необычные способы попадания микроорганизма в ткань


3.

Тема 3. Эпидемиологическая диагностика госпитальных ин

фекций

Содержание лекционного курса

Эпидемиологическая диагностика госпитальных инфекций:

 Эпид.обеспечение мед.деятельности: Эпидемиологическое наблюдение в структурных подразделениях ЛПО, активное выявление и регистрацию случаев ИСМП

Эпидемиологическую диагностику, причин и условий, способствующих инфицированию пациентов и персонала в МО, определение путей и факторов передачи возбудителей ИСМП

Оценку риска инфицирования пациентов и медицинского персонала

Микробиологическую верификацию случаев инфекционных заболеваний

Мониторинг резистентности к антимикробным препаратам основных возбудителей ИСМП, стратегию и тактику применения в медицинских организациях антимикробных препаратов.

ПК-9

ПК-13

Содержание темы практического занятия

Санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям:

Инфекционный контроль:

Система эффективных организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения госпитальных инфекций, базирующаяся на результатах эпидемиологической диагностики.

ПК-9

ПК-13

4.

Тема 4. Стандартные меры предосторожности

Содержание лекционного курса

Стандартные меры предосторожности. Гигиена рук. Обращение с медицинскими отходами:

Обычное мытье рук в течение 10 сек. – удаление практически всех транзиторных грам

ПК-9

ПК-13


(-) бактерий

Некоторые грам (+) бактерии труднее удаляются с кожи рук. Нужны спиртсодержащие средства и хлоргексидин

(Ojajarvi, 1985)

Лишь 40% медработников в ОРИТ моют руки после каждого пациента (R.P. Wenzel, 2003, ВОЗ, 2013)  Показания к гигиене рук:

До контакта с пациентом, После контакта с пациентом/биологическими жидкостями, После контакта с предметами из окружения пациента, После контакта «с собой» средствами индивидуальной защиты, До чистых/асептических процедур, При переходе от контаминированных участков тела пациента к чистым, После снятия СИЗ

 Мед. Отходы – все виды отходов, образующихся в ЛПО.

Контаминированы микроорганизмами, в том числе госпитальными штаммами

Важный механизм заражения ИСМП – контактный.

СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-

эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»


Содержание темы практического занятия

Санитарно-эпидемиологические особенности организации подразделений различного профиля. Санитарное содержание помещений. Личная гигиена пациентов:  Индикаторы качества гигиены рук:

Частота выполнения требований гигиены рук=отношение количества выполненных обработок рук к общему количеству показаний для обработки рук)

Количество израсходованного препарата для гигиены рук на 1000 койко-дней

ПК-9

ПК-13

5.

Тема 5. Дезинфекция. Стерилизация

Содержание лекционного курса

Дезинфекция. Стерилизация. Организация клининга в медицинских организациях:

Д. – это научно обоснованный набор методов, средств и технологий по уничтожению на объектах окружающей среды патогенных и

ПК-9

ПК-13


условно патогенных микроорганизмов (В.В. Шкарин)

Стерилизация - это научно обоснованный набор методов, средств и технологий по уничтожению на объектах окружающей среды всех микрорганизмов как патогенных, так и непатогенных и их спор. Стерилизация всегда абсолютна.


Содержание темы практического занятия

Стандартные и дополнительные меры предосторожности:  Выбор дез.средства:

Определить спектр уничтожаемых микроорганизмов.

Учет результатов микробиологического мониторинга

Определить тип обрабатываемого объекта.

Свойства оставшихся дезсредств можно оценить с помощью сравнения их потребительских свойств: наличие моющих свойств, легкость приготовления рабочего раствора, запах, фасовка, срок годности средства, срок годности рабочих растворов.

ПК-9

ПК-13

6.

Тема 6. Профилактика ИСМП различных локализаций

Содержание лекционного курса

Профилактика ИСМП различных локализаций:

ИОХВ – это любая клинически распознанная инфекция, поражающая органы и ткани организма человека, затронутые в ходе хирургического вмешательства, и возникающая именно в связи с хирургическим вмешательством в течение 30 дней (без имплантата) или 1 года (с имплантатом) послеоперационного периода.

Данные международного исследования: 13% - после чистых операций, 16% - после условно чистых, 29% - после контаминированных.

Нозкомиальные ИКР – клинические признаки ИКР или высев микрорганизма из крови, выявленные не ранее, чем через 48 часов после поступления.

ИМВП – развитие инфекционного процесса в какой-либо части мочевого тракта от наружного отверстия уретры до коркового вещества почек, сопровождающееся микробной колонизацией в моче 104-105 КОЕ/мл

НП – пневмонии, развившиеся не ранее,

ПК-9

ПК-13


чем через 48 часов после поступления в стационар.


Содержание темы практического занятия

Организация профилактики ИСМП в поликлинических учреждениях:

Оптимизация принципов профилактики ИСМП среди медицинского персонала - важное направление реализации Национальной концепции профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи.

ПК-9

ПК-13

7.

Тема 7. Защита здоровья медицинского персонала

Содержание лекционного курса

Защита здоровья медицинского персонала:

Оптимизация принципов профилактики ИСМП среди медицинского персонала - важное направление реализации Национальной концепции профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи.

Национальная Концепция профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 6

ноября 2011 г.)

Алгоритм неотложных профилактических мероприятий после АС (СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции. Санитарноэпидемиологические правила»

СП 2.1.3.2630-10 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»)

Выводы:У медицинских работников, оказывающих хирургическую помощь населению, отмечается высокий риск профессионального заражения гемоконтактными инфекциями, что связано, в первую очередь, с проведением инвазивных процедур.

Большая частота "неучтенных" аварийных ситуаций, что потенциально увеличивает риск профессионального заражения

Недостаточная приверженнность врачей и медицинских сестер хирургических специальностей соблюдению алгоритма

действий в случае АС

ПК-9

ПК-13

Содержание темы практического занятия

Роль медицинского персонала в профилактике ИСМП:

Риск заражения медицинского работника инфекциями с гемоконтактным путем передачи чаще всего реализуется при проведении инвазивных процедур. Соответственно медицинские работники хирургического профиля более других подвержены этому риску.

Аварийные ситуации чаще случаются с мужчинами, чем с женщинами, чаще у врачей, чем у медицинских сестер

Среди видов аварийных ситуаций преобладал прокол кожи необработанной иглой. Отмечались также и другие виды АС, в т.ч. Попадание крови на слизистые.

Имеет место неполное оповещение руководства и документальное оформление АС (журнал регистрации и составление акта о несчастном случае

В соответствии с алгоритмом действий после АС предусматривается лаб. обследование пострадавшего на маркеры ВГ и ВИЧ.

ПК-9

ПК-13

Требования к текущему контролю

Текущий контроль осуществляется преподавателем в ходе повседневной учебной работы и проводится в пределах обычных организационных форм занятий.

1. Собеседование – диалог преподавателя со студентом, цель которого – систематизация и уточнение имеющихся у студента знаний, проверка его индивидуальных возможностей усвоения материала.

Шкала оценивания ответа:

Оценка «отлично» (90–100 баллов) выставляется обучающемуся, при полном ответе на вопрос, комплексной оценке предложенной ситуации и знании теоретического материала,дано верное толкование терминов.

Оценка «хорошо» (80–89 баллов) выставляется обучающемуся при незначительном затруднении при ответе на теоретический вопрос, при логическом обосновании ответа с дополнительными комментариями педагога.

Оценка «удовлетворительно» (70–79 баллов) выставляется обучающемуся при значительном затруднении в ответе, при неуверенном и неполном ответе с помощью наводящих вопросов педагога.

Оценка «неудовлетворительно» (менее 70 баллов) выставляется

обучающемуся, при неверном ответе на вопрос.

Компьютерное тестирование – инструмент, с помощью которого педагог оценивает степень достижения студентом требуемых знаний, умений, навыков. Составление теста включает в себя создание выверенной системы вопросов, собственно процедуру проведения тестирования и способ измерения полученных результатов. Тест состоит из заданий с выбором одного или нескольких ответов из 4-6 предложенных.

Описание шкалы оценивания

90–100 баллов – выставляется, если студент правильно ответил на 90% вопросов тестового задания.

80–89 баллов – выставляется, если студент правильно ответил от 80% до 90% вопросов тестового задания.

70–79 баллов – выставляется, если студент правильно ответил от 70% до 80% вопросов тестового задания.

Менее 70 баллов – выставляется, если ординатор правильно ответил

менее 69% вопросов тестового задания.

Решение ситуационных задач – проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессиональноориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы. Студент самостоятельно формулирует цель, находит и собирает информацию, анализирует ее, выдвигает гипотезы, ищет варианты решения проблемы, формулирует выводы, обосновывает оптимальное решение ситуации.

Описание шкалы оценивания:

Оценка «отлично» (900–100 баллов) выставляется обучающемуся, при комплексной оценке предложенной ситуации и знании теоретического материала по организации профилактических и противоэпидемических мероприятий, при уверенном и последовательном применении знаний для решения поставленных задач.

Оценка «хорошо» (80–89 баллов) выставляется обучающемуся при незначительном затруднении при ответе на теоретические вопросы, при правильном выборе тактики действия, при логическом обосновании ответов с дополнительными комментариями педагога.

Оценка «удовлетворительно» (70–79 баллов) выставляется обучающемуся, при затруднении с комплексной оценкой ситуации, при неуверенном и неполном ответе с помощью наводящих вопросов педагога.

Оценка «неудовлетворительно» (менее 70 баллов) выставляется обучающемуся, при неверной оценке ситуации, при неправильной организации противоэпидемических мероприятий, при отсутствии ответов или при неверных ответах на наводящие вопросы педагога.

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ, ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЛЕКЦИЯ 1. Эпидемиологическая, экономическая и социальная значимость ИСМП. Определение. Классификация.

Госпитальная эпидемиология – раздел эпидемиологии, изучающий заболевания, связанные с лечебно-диагностическим процессом и вызванные не только патогенными, но и условно-патогенными микроорганизмами, госпитальными штаммами микроорганизмов, эпидемиологические проявления которых принципиально отличаются от таковых при классических инфекциях.

Клиническая эпидемиология - это раздел современной эпидемиологии, включающий в себя методологию получения в эпидемиологических исследованиях научно-обоснованной доказательной информации о закономерностях клинических проявлений болезни, методах диагностики, лечения и профилактики, для принятия оптимального клинического решения в отношении конкретного пациента.

Внутрибольничная инфекция (ВБИ) (синонимы – госпитальная, внутригоспитальная, больничная, ятрогенная, нозокомиальная) – инфекция, заражение которой происходит в лечебно-профилактических учреждениях.

Внутрибольничная инфекция – любое клинически распознаваемое заболевание микробной этиологии, которое поражает больного в результате его обращения за медицинской помощью или медицинского работника вследствие его работы в данном учреждении вне зависимости от проявления симптомов заболевания во время или после пребывания в больнице.

Термин ИСМП является более точным и в настоящее время используется как в научной литературе, так и в публикациях ВОЗ и нормативных документах большинства стран мира. Общим критерием для отнесения случаев инфекций к ИСМПявляется непосредственная связь их возникновения с оказанием медицинской помощи (лечением, диагностическими исследованиями, иммунизацией и т.д.).

К ИСМП относят случаи инфекции, не только присоединившиеся к основному заболеванию у госпитализированных пациентов, но и связанные с оказанием любых видов медицинской помощи (в амбулаторно-

поликлинических, образовательных, санаторно-оздоровительных учреждениях, учреждениях социальной защиты, при оказании скорой медицинской помощи на дому и др.), а также случаи инфицирования медицинских работников в результате их профессиональной деятельности.

Уровень заболеваемости ИСМП является важной социальноэкономической характеристикой развития современного общества и в значительной степени отражает качество оказываемой медицинской помощи населению. Является важной составляющей экономического ущерба в практическом здравоохранении.

Ежегодно, с момента ввода в России официального учета и регистрации в 1990 году ВБИ (ИСМП) уровень заболеваемости составляет (1,5-1,9 на 1000).

По данным официальной статистики среди пациентов ЛПО в Российской Федерации регистрируется около 25-30 тыс. случаев ИСМП, однако реальное их количество составляет не менее 2-2,5 млн. случаев. Согласно данным отечественных и зарубежных исследователей, ИСМП развиваются у 5-20% госпитализированных больных.

Присоединение ИСМП к основному заболеванию удлиняет сроки пребывания больных в стационарах в среднем на 10 койко-дней.

По данным ВОЗ показатель летальности среди госпитализированных с ИСМП в 10 раз превышает таковой у лиц без инфекции.

В историческом плане применительно к проблеме ИСМП можно выделить несколько периодов:

Добактериологический период. Для него характерна огромная смертность от «нечистоты раны». Так, в 1646 г. в Парижской больнице, одном из старейших акушерских заведений, 66% рожениц погибали от родильной горячки. В 1800г. около 60% всех больных, перенесших ампутацию конечности, погибали от газовой гангрены.

Период антисептики и асептики. Начало ему было положено работами Л. Пастера (1861г.), опираясь на которые Листер (1865 г.) начал внедрять свой метод, который был назван «антисептикой». В дополнении с асептикой открыл широкие возможности для развития всех разделов хирургии.

Период широкого применения антибиотиков и химиотерапевтических антимикробных препаратов. С введением в лечебную практику химиотерапевтических препаратов и особенно антибиотиков были достигнуты настолько большие успехи в борьбе с госпитальной инфекцией, что врачи стали пренебрегать испытанными методами асептики и антисептики, полагаясь на огромные возможности антибиотиков.

Современный период. Уже в конце 40-х годов ХХ столетия появились сообщения о возбудителях госпитальных инфекций, которые приобрели устойчивость к антибиотикам и химиотерапевтическим препаратам. Распространение таких возбудителей на фоне различных дефектов санитарногигиенического режима значительно затрудняет борьбу с внутрибольничными инфекциями и, несмотря на определенные успехи, уровни заболеваемости в стране остаются высокими. Частота послеоперационных гнойных осложнений в настоящее время колеблется в широком диапазоне: от 3% до 20-35%. Наиболее часто эти осложнения регистрируются в реанимационных, хирургических и травматологических (ортопедических) отделениях. Наивысший уровень заболеваемости ИСМП отмечается в крупных стационарах (более 500 коек), на базе которых проводилось обучение студентов.

Присоединяющиеся внутрибольничные инфекции сводят «на нет» сложнейшие операции на жизненно важных органах, перечеркивают усилия многих людей.

Рост ИСМП в современных условиях порожден комплексом факторов, основными из которых являются следующие:

Создание крупных больничных комплексов со своеобразной экологией, которую определяют:

многочисленность больных (преимущественно ослабленных),

многочисленность медицинского персонала, постоянно и тесно

общающегося с больными, интенсивные миграционные процессы, замкнутость окружающей среды

циркуляция ряда штаммов условно-патогенных микроорганизмов

Формирование мощного искусственного (артифициального) механизма передачи возбудителей инфекций, связанного с инвазивными вмешательствами.

Активизация естественных механизмов передачи возбудителей инфекционных болезней, особенно воздушно-капельного и контактнобытового путей в условиях тесного общения больных, медицинского персонала в лечебных учреждениях.

Наличие постоянного большого массива источников инфекций в виде пациентов, поступающих в стационар с нераспознанными инфекционными заболеваниями, медицинского персонала (носители, больные стертыми формами инфекций), лиц, у которых ИСМП

наслаивается на основное заболевание в стационаре

Увеличение числа пациентов, выживаемых благодаря современным достижениям медицины.

Рост доли лиц с ИДС

Использование техники, требующей особых методов стерилизации.

Этиологическая структура ИСМП представлена 3 группами микробов:

патогенными бактериями, вирусами, грибами, простейшими, условно патогенными бактериями, микробами-оппортунистами, вызывающими инфекционный процесс на фоне иммунодефицитного состояния макроорганизма.Значение отдельных возбудителей в этиологии госпитальной инфекции постоянно изменялось.В доантибиотический период ведущее положение занимал бета-гемолитический стрептококк серогруппы А. Затем его место занял патогенный стафилококк. В последние годы стафилококк уступает первенство грамотрицательной палочковой микрофлоре: Ps. aeruginosa, Proteus, Klebsiella, Enterobacter, Serratia, Escherichia и др.

Госпитальный штамм – это условно-патогенный микроорганизм, приспособившийся к условиям данного ЛПУ, адаптация которого к условиям стационара идет в двух направлениях: усиление вирулентности за счет пассажа через организм больных стационара; формирование устойчивости к антибиотикам, антисептикам, химиопрепаратам, дезинфектантам, применяемым в данном ЛПУ.

ИСМП могут быть эндогенного и экзогенного происхождения.

Основная масса ИСМП связана с заражением от человека в условиях стационара (экзогенная инфекция).

Реже встречается аутоинфекция (эндогенная инфекция). Долевое участие эндогенно возникших инфекций ничтожно мало.

Профилактика ИСМП требует комплексного подхода, разработки и внедрения в практику широкого круга организационных, гигиенических, дезинфекционно-стерилизационных, противоэпидемических мероприятий.



Вопросы и задания для самоконтроля:

Дайте определение ВБИ и ИСМП.

Сгруппируйте основные причины роста ИСМП в современных условиях.

Какова этиологическая структура ИСМП на современном этапе?

Каковы основные направления профилактики ИСМП?


  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

  1   2   3   4   5   6


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра эпидемиологии и доказательной медицины

ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИЙ,

СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

учебно-методическое пособие для студентов

медико-профилактического факультета

Казань - 2017

УДК 616-036.22

ББК 51.9

Печатается по решению Центрального координационно-методического совета

Казанского государственного медицинского университета

Авторы-составители:

доктор медицинских наук, доцент Г.Р. Хасанова,

кандидат медицинских наук, ассистент О.А. Назарова,

кандидат медицинских наук, доцент Н.М. Хакимов, ассистент С.Т. Аглиуллина, ассистент М.В. Хакимзянова,

И.А. Карпова

Рецензенты:

профессор кафедры гигиены медицины труда ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России, д.м.н., доцент Тафеева Е.А.

заведующий кафедрой эпидемиологии и дезинфектологии КГМА – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, кмн, доцент Трифонов В.А.

Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи:

учеб.-мет. пособие для студентов, обучающихся по специальности 32.05.01 «Медико-профилактическое дело» / авт.-сост. Г.Р. Хасанова, О.А. Назарова, И.А.Карпова - Казань: КГМУ, 2017 - 50 с.

Учебно-методическое пособие содержит материалы теоретического и практического характера, необходимые студентам для успешного освоения данного курса. В пособие вошли программа курса, краткий конспект лекций, планы семинарский занятий, задания для самостоятельной работы, темы эссе и методические рекомендации по его написанию. В каждом лекционном блоке студенты имеют возможность ознакомиться с готовым примером написанного эссе преподавателем. Учебно-методическое пособие предоставляет студентам возможность заниматься по дисциплине «Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи»» самостоятельно, освоить основное содержание для проведения эффективных дискуссий.

© Казанский государственный медицинский университет, 2017

СОДЕРЖАНИЕ



связь с админом