Главная страница

Тайны предметногомира ребенка. О чеммолчат ваши дети


Скачать 0,68 Mb.
НазваниеТайны предметногомира ребенка. О чеммолчат ваши дети
Анкорtayny.doc
Дата08.10.2018
Размер0,68 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла?art=23594554&format=a4.pdf&lfrom=241867179
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#43066
страница1 из 4
Каталогpsihologyonline

С этим файлом связано 86 файл(ов). Среди них: ayzenk_gans_yurgen_paradoksy_psikhologii.pdf, zdorovyye_rody.pdf, Готовность 4.docx, ?art=23594554&format=a4.pdf&lfrom=241867179, coaching_sm.pdf, selection.doc, Счастье и другие незначительные вещи абсолютной важности. Путеше и ещё 76 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4
Психология и воспитание от Ольги Маховской
Ольга Маховская
Тайны предметного
мира ребенка. О чем
молчат ваши дети
«Эксмо»
2017

УДК 159.922.7
ББК 88.8
Маховская О. И.
Тайны предметного мира ребенка. О чем молчат ваши дети / О. И. Маховская — «Эксмо», 2017 — (Психология и воспитание от Ольги Маховской)
ISBN Автор книги Ольга Маховская – известный психолог, писатель,
кандидат психологических наук, сотрудник Института психологии
РАН, ВГИКа. В своей новой книге она рассматривает предметы,
окружающие ребенка, как тайный код его поведения и проект будущей личности. Автор предлагает забыть о старых методах воспитания и взглянуть на привычные вещи новым взглядом. Книга,
которую выдержите в руках, призвана расширить представления родителей о закулисье отношений детей с миром – с виду предметным, а на поверку самым что ни наесть человеческим,
предельно насыщенным – переживаниями, надеждами, желаниями и страхами.
УДК 159.922.7
ББК 88.8
ISBN 978-5-699-90815-8
© Маховская О. И, 2017
© Эксмо, 2017
О. И. Маховская. Тайны предметного мира ребенка. О чем молчат ваши дети»
4
Содержание
Из этой книги вы узнаете:
6
Предисловие
7 1. Любимые игрушки. Почему мы помним их всю жизнь?
9
Игрушки, которые мы помним всю жизнь
10
Основы игромании. Сколько должно быть игрушек в детской?
17
Психологические функции игрушек
19
Игры по правилами без. Сила импровизации
21
Как научить Ребенка импровизировать. Зачем нам виртуальный коллективный разум?
23
Универсальная игрушка компьютер или конструктор?
26
Дети и подарки
28
Конец ознакомительного фрагмента
О. И. Маховская. Тайны предметного мира ребенка. О чем молчат ваши дети»
5
Ольга Маховская
Тайны предметного мира
ребенка. О чем молчат ваши дети Маховская О. И, текст, 2017
© Мурышкин Г. В, иллюстрации, 2017
© Оформление. ООО Издательство Э, 2017
* * *
О. И. Маховская. Тайны предметного мира ребенка. О чем молчат ваши дети»
6
Из этой книги вы узнаете Зачем дети приписывают неживым предметам черты людей – Глава 1
• Как поддержать уверенность и спокойствие в Ребенке, когда вам нужно на время уйти – Глава 2
• Почему Ребенок избирательно реагирует на сигналы – Глава 2
• Каким образом предмет несет печать реакций взрослых и детей – Глава 2
• Почему детям свойственно собирать волшебные предметы – Глава 2
• Как Ребенок прикрывает себя от неприятностей – Глава 2
• Как успокоить Ребенка, если вы уходите на работу или по делам – Глава 2
• Почему простые ощущения от предметов очень важны для Ребенка – Глава 2
• Почему Ребенку важно быть активным – Глава 2
• Что такое дислексия, и почему она столь актуальна в наше время – Глава 3
• Какие этапы проходит развитие речи Ребенка – Глава 3
• Как работает мышление Ребенка до шести лет – Глава 3
• К чему приводит бурный рост воображение детей – Глава 3
• Почему родителям важно выпустить своего внутреннего Ребенка – Глава 3
• Как наладить эффективную обратную связь с Ребенком – Глава 3
• Какие приемы нужно знать для усиление Я Ребенка – Глава 3
• Что означает агрессивный протест Ребенка – Глава 4
• Как научиться спокойно реагировать на неизбежную детскую неаккуратность Глава 4
• Зачем нужно напоминать Ребенку о его преимуществах и особенностях – Глава 4
• Что произойдет, если предоставить детям право самостоятельно распоряжаться деньгами Глава 4
• Обратим ли детский эгоцентризм – Глава 5
• Что является главными методами децентрации внимания и памяти Ребенка – Глава 5
• Как помочь Ребенку начать мыслить творчески – Глава 5
• Почему важно учить детей находить, прятать, хранить – Глава 5
• Что развивает воображение Ребенка – Глава 5
• Как дети реагируют на претензии родителей – Глава 5
• Что такое детство и воспитание – Глава 5
О. И. Маховская. Тайны предметного мира ребенка. О чем молчат ваши дети»
7
Предисловие
Традиционная педагогика делает акцент на детско-родительских отношениях, отказывая Ребенку вправе распоряжаться своим физическим пространством, вещами, игрушками,
денежными сбережениями. Ребенок между тем все больше осознает себя и жизнь через предметный мира не только через отношения со взрослыми.
В этой книге предметы, окружающие Ребенка, рассматриваются как тайный код его поведения и проект будущей личности. Такого ракурса пока еще не предложил никто. На
Западе можно найти издания, в которых предметный мир Ребенка описывается сточки зрения психоанализа предметы как проекция материнской груди или средство удовлетворения физиологических потребностей. Мой подход скорее этнографический. Много лет, отталкиваясь от культурно-бытовых особенностей нашего общества, от исторического контекста, я стараюсь непросто описать – озвучить немой мир важных для Ребенка предметов и сущ- ностей.
Конструируя предметный мир Ребенка, родители помогут ему строить и защищать свое «Я».
«Читая» предметы как манифест программы действий Ребенка, родители научатся ориентироваться в его желаниях, фантазиях и страхах. Оформляя детскую, выбирая подарки,
расставляя вместе с Ребенком игрушки, обсуждая поделки, мы учимся гармонизировать,
упорядочивать его внутренний мир, формируем уверенность Ребенка в себе, прокладываем мосты между сердцами всех членов семьи, открываем новые горизонты развития личности
Ребенка.
Всю свою жизнь мы пробуем обрести свободу, раскрепоститься, дистанцироваться от условностей, нов результате только меняем дислокацию в пространстве символических связей. Раньше считалось, что настоящая эмансипация происходит только тогда, когда дети в период подросткового бунта уходят из семьи. Но сегодня дети уходят из семьи только в случае непреодолимых противоречий. Все реже И это не отменяет серьезной работы над собой,
личностного роста. Потребность в переопределении себя, своего места в мире, да и мира как такового может наступить в любое время. Так называемые психологические кризисы,
преследующие нас до конца жизни, и есть попытка переопределиться, эмансипироваться от старого и интегрироваться с новым опытом.
Впервые в этой книге я пишу слово Ребенок с большой буквы. В тайном мире предметов все существа уникальны. Ребенок – это титул особо посвященного существа. К тому же я не знаю, как зовут вашего Ребенка, а ведь именно его выбудете представлять, читая эту книгу. Так что Ребенок – это как бы символическое имя. А символики и даже мистики впереди будет предостаточно, так что настраивайтесь!
Опираясь на свои чувства, Ребенок реагирует и действует гораздо адекватней, чем компетентные взрослые, которые его окружают. Мир дан ему в первичных ощущениях, и пока он их не забыл, пока он ими пользуется, ореол счастья окружает все, к чему прикасается юный маг.
Теории вертикального наследования, когда родители учат детей,
сменились сегодня другими теориями – горизонтального и даже обратного наследования когда дети учатся другу друга и когда родители учатся у детей.
С точки зрения адаптации к быстро меняющемуся миру все равно, кто у кого учится,
лишь бы всем было хорошо и уютно. Номы, взрослые, продолжаем настаивать на своей роли
О. И. Маховская. Тайны предметного мира ребенка. О чем молчат ваши дети»
8
самых важных и самых главных людей в жизни Ребенка, призванных бороться с детским инакомыслием. Вместе стем в поисках ресурсов адаптации к быстро меняющемуся миру и новых источников энергии даже очень серьезные специалисты стали обращаться к детскому опыту освоения мира.
Старая педагогика приучила нас к пассивной модели отношений Ребенка с миром:
самое важное, что нужно ему дать – внимание и заботу со стороны взрослых, прежде всего мамы. Пассивный ребенок, который тихо сидит в углу и никому не мешает, в принципе устроил бы всех взрослых. Привести его в спокойное состояние, убаюкать, утешить,
отвлечь, поставить в угол, посадить перед телевизором, вручить джойстик от компьютерной приставки или планшет – чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. В обществе потребления комфорт и спокойствие стали базовыми социальными ценностями. Неслучайно слова и Comforter (Утешитель) в английском языке созвучны. Транквилизирующие, усыпляющие практики вместо возбуждающих и мобилизующих работа, борьба, достижения, впереди выше. Что же, можно понять когда Ребенок спит, мать может отдохнуть.
Но возникает вопрос как теперь разбудить и вывести из состояния спячки физически здоровых, молодых, с хорошей генетикой уже давно-не-детей?
Старые методы воспитания обычно опираются на мораль. Для нас важно, чтобы Ребенок хорошо себя вел. Но чтение моралей, особенно строгим голосом, подавляет перепуганного Ребенка, а не побуждает к поиску и достижениям. Стимулы, которые делают Ребенка счастливым, любопытными подвижным, – физического и даже физиологического порядка, а потом уже социального и нравственного. Неслучайно самым эффективным педагогическим проектом признан проект Вода и песок малышам предлагают творить чудеса из первородных элементов, погружаясь в них ладошками, и дети чуть лине визжат от восторга.
Самой популярной спекуляцией, превозносящей способности детей, стала теория о детях индиго. Ее запустили журналисты, а психологи считают гиперкомпенсацией общественного сознания за столетия недооценки детей. Намой взгляд, о космическом происхождении Ребенка говорить покарано. Но недооценивать опыт детей – непростительная ошибка.
Сегодня в любой команде по производству инновационных продуктов, от компьютерных программ до новой еды, есть креативщик, который предлагает альтернативные сумасшедшие, дурацкие решения. Креативщики, как и дети, думают не по правилами именно в этом их сила. Попробуйте предложить что-нибудь дурацкое, получится в лучшем случае у каждого десятого. Но это у взрослых, а среди детей статистика гораздо более благоприятная:
пять из десяти предлагают необычные решения Под самым носом у заносчивых взрослых рождаются прекрасные альтернативные миры!
Эта книга призвана расширить представления родителей о закулисье отношений
Ребенка с миром – с виду предметным, а на поверку самым что ни наесть человеческим,
предельно насыщенным – переживаниями, надеждами, желаниями и страхами
О. И. Маховская. Тайны предметного мира ребенка. О чем молчат ваши дети. Любимые игрушки. Почему
мы помним их всю жизнь Игрушки, которые мы помним всю жизнь Основы игромании: сколько должно быть игрушек в детской Психологические функции игрушек Игры по правилами без. Сила импровизации Как научить Ребенка импровизировать. Зачем нам виртуальный коллективный разум Универсальная игрушка компьютер или конструктор Дети и подарки
О. И. Маховская. Тайны предметного мира ребенка. О чем молчат ваши дети»
10
Игрушки, которые мы помним всю жизнь Всем дарили куклы, ау меня комната была завалена плюшевыми мишками Психоаналитик сказал бы, что это верный способ развить у Ребенка эротоманию.

Но можно и по-другому оценить – как желание родителя создать максимально комфортную, мягкую среду, насыщенную самыми приятными сенсорными переживаниями.
Попробуйте провести опрос на тему Какие игрушки из вашего детства важны для вас до сих пор Рассказы других людей порой удивляют, даже трогают, но гораздо сильнее свои собственные воспоминания. Мы помним не только как выглядели наши игрушки,
но и как они пахли, какими былина ощупь и даже на вкус. Это происходит потому, что в свои воспоминания мы вкладываем особый смысл – личностный. Только мы знаем, каким сокровищем обладали. Всем дарят плюшевых мишек и кукол, нос теплотой мы вспоминаем только свои игрушки и связанные сними переживания.
Вот примеры из моей переписки на Фейсбуке. Я задала вопрос Каким предметом вы больше всего дорожили в детстве Почти все мои друзья интуитивно подменили слово
«предмет» словами любимая игрушка. (М. О. – это я.)
Домик
С. П Мама рассказывает, что у меня было несчетное количество кукол, я их рассаживала в нашей однокомнатной квартире, и они занимали все пространство вдоль стен. Самая этого не помню. Зато так называемые комнатки из пластилина, фольги, фантиков от конфет,
бусинок, прочей дребедени я помню очень хорошо, будто недавно их мастерила. У моего Ребенка был уже настоящий домик для Барби, в который докупалась различная домашняя утварь. Внучке сейчас восемь месяцев, и я присматриваю большой домик, в котором могла бы разместиться она сама.
М. О Целая цепочка прослеживается. Но если вы так хорошо помните пластилиновые комнатки, самым важным оказалось то, что было сделано своими руками!
С. П Мне кажется, причина не в этом. Выбор игрушек в моем детстве был небольшой. Вот я и лепила игрушечный мир своими руками.
Пластмассовый кот
Т. О В мене був пластмасовий кіт. Антропоморфна іграшка з червоним туловищем і білими ногами. Коли я був малий, вона була моєю улюбленою іграшкою. Вона в мене зберігалася до 16 років, поки не загубилася під час переїзду. Чогось іграшки в формі котів і самих котів любив найбільше.
М. О Як чудовi спогади! Дякую
О. И. Маховская. Тайны предметного мира ребенка. О чем молчат ваши дети»
11
Железная дорога
А. Ш Железная дорога. Получил эту игрушку влет, в тот день,
когда мы переехали из Вильнюса в Москву. Помню совершенно пустую комнату, стул, на котором сижу, и эту самую дорогу, которую тут же запустил.
А больше всего я ею дорожил потому, что она, эта дорога, немедленно аннулировала чувство жуткого одиночества на новом месте. Родители знали,
что дарить.
М. О Как я вас понимаю. Наверное, повинуясь тем же соображениям,
когда я по научной программе поехала в Париж и потащила сына за собой, а ему было немножко страшно, я купила ему набор рыцарей, чтобы подбодрить.
Стеклянные и гипсовые шарики из типографии
А. К Стеклянные и гипсовые шарики завораживали меня тем сильнее,
чем больше я убеждался в том, что разгадать их загадку невозможно.
М. О А что сними в типографии делали Стеклянные – бесцветные?
А. К Что делали, не знаю, хотя позже я работал в типографии. Может быть, намеренно потом не пытался выяснить А шарики были прозрачные белого, зеленоватого и голубоватого цвета.
В. М Точно Шарики – вещь У мамы на колхозном складе, где она работала, был ящик с шариками от подшипников. Как приятно было сними играть И вообще колхозный склад – это Эльдорадо Там было все – от тракторных запчастей до пороха и свечей.
А. К Шариками от подшипников мы играли в бабки. Выбивали одни другими. Какой же невероятный звон был, тяжелый такой, когда они бились друг о друга!
М. О Мальчишки зажигают.
В. М Ящик был очень большой, и сам я не мог достать из него шарики,
приходилось просить маму, но она давала один-два маленьких
О. И. Маховская. Тайны предметного мира ребенка. О чем молчат ваши дети»
12
Розовая лопаточка
О. Б У меня была розовая лопаточка. Маленькая, помещалась в сумку или в карман. Со временем выгорела до белого, но любить ее меньше я не стала. Лет с трех, наверное, она у меня была.
М. О А вы ею копали или только носили, как талисман Я заметила,
что детям нравятся предметы небольшие, которые можно спрятать и щупать в кармашке.
О. Б И копала, и играла, как с героем сказки.
М. О Понимаю, она у вас была мультиваркой.
О. Б Да, мультилопаточка. А звала я ее Никогда не догадаетесь!
Лопаточка.
М. О Как нежно, прямо Лапочка-лопаточка.
Медвежонок Маша
О. К Маленький, с детскую ладонь, пушистый желтый медвежонок по имени Маша. У сестры был такой же, но мальчик, имя не помню. Эти медведи на протяжении долгого времени были самыми любимыми героями всех игр, всех событий и приключений.
С. Л Плюшевый медведь Мишка. Спал с ним, ел с ним, гулял с ним лет до шести.
М. О Как выдумаете, Станислав, мишки заменяли нам мамино тепло
О. И. Маховская. Тайны предметного мира ребенка. О чем молчат ваши дети»
13
С. Л Вероятно, да.
Мишка-экстремал
И. П Маленький (10–15 см) набивной медведь из ну очень искусственного меха коричневого цвета по форме напоминал желатинового медведя-конфету. Он активно занимался экстремальными видами спорта
(альпинизм, плавание. Прожил класса до третьего школы (тайно, конечно).
М. О О, мишка-экстремал – это точно надежная защита от страхов,
как выдумаете И. П Ну да, эту задачу он тоже выполнял.
И.С.: В детстве родители подарили мне мишку, а потом оказалось, что с ним играть нельзя, потому что он из Гомеля, а тогда была чернобыльская катастрофа. Мишку убрали в шкафа я переживала как он там один в шкафу?..
Настоящий молоток
Н. М Молотком я гордилась, и долго. Он был настоящий. Когда мама купила надувной, я его тут же выбросила. Ходила по двору с молотком, что- то прибивала, по маминым воспоминаниям, в основном свои пальцы).
Л. КУ меня до сих пор секрет – фантик с зайчиком – остался,
так как я его не закопала, а приклеила вместе со стеклышком к обложке
«Сказок Пушкина. И еще старенький мишка (я его нашла в шкафу еще до дня рождения, мне во сне приснилось, что мама там прячет что-то желтое и пушистое).
Пластмассовый зайка
О. Ч В пионерский лагерь я взяла пластмассового серого зайца
Коську, он мне напоминало доме. Но поскольку я была большая – пятый класс уже, все норовили у меня его отнять, чтобы поиграть. О Поиграть с вами или с вашим Коськой?
О. Ч Коська точно никого не интересовала я была привлекательной,
высокой.
M. О А заяц что?
О. Ч Не только пионеры, но и вожатый, и даже музыкальный руководитель у меня его отбирали и прятали за спину, перебрасывали другим, чтобы я погонялась. О Жестоко, наверное. А по-другому не могли ухаживать?
О. Ч Мальчишки, какой с них спрос
О. И. Маховская. Тайны предметного мира ребенка. О чем молчат ваши дети»
14
Радио в консервной банке
А. К Что я помню Радио в консервной банке, сделанное для меня дедом.
М. О Это из двух банок А мы использовали спичечные коробки,
чтобы по телефону звать друг друга гулять на улицу.
А. К Да, такие телефоны мы протягивали из окна в окно девятиэтажного дома. И они работали Классе в седьмом я придумал более продвинутый вариант – с динамиками и проводами. Это была наша тайная связь. Родители сильно и не ругались, хотя мы налаживали провода с риском для жизни, по внешней стороне дома.
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом