Главная страница

Тайны предметногомира ребенка. О чеммолчат ваши дети


Скачать 0,68 Mb.
НазваниеТайны предметногомира ребенка. О чеммолчат ваши дети
Анкорtayny.doc
Дата08.10.2018
Размер0,68 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла?art=23594554&format=a4.pdf&lfrom=241867179
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#43066
страница2 из 4
Каталогpsihologyonline

С этим файлом связано 86 файл(ов). Среди них: ayzenk_gans_yurgen_paradoksy_psikhologii.pdf, zdorovyye_rody.pdf, Готовность 4.docx, ?art=23594554&format=a4.pdf&lfrom=241867179, coaching_sm.pdf, selection.doc, Счастье и другие незначительные вещи абсолютной важности. Путеше и ещё 76 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4
М. О Нам было легче в частном секторе, но ниток не хватало.
А. КА радио было настоящим. Но корпус из консервной банки. У деда в столовой была своя запасная лежанка – такой будуар охотника. (У них был большой домна Северном Кавказе, с коврами, шкурами сайгаков, рогами вместо полок) И этот будуар отгораживался…
М. О Повезло же!
Молоточек
В.М.: У меня был маленький молоточек, когда мне было около трех.
Дедушка сделал его из дерева, но боек покрасил черной краской, ион выглядел как железный. Я любил ходить и стучать – ремонтировать – по заборам, табуреткам.
М. О А ваша дочка стучала молоточком по клавишам ксилофона какого-нибудь. Она папина дочка?
В. М Да, папина, конечно Молоточек она использовала по назначению помогала забивать гвозди. Когда делаем рамки для пчел, я даю ей маленькие гвоздики, дощечку и настоящий (деревянный быстро потерялся) молоточек, чтобы не мешала. Она с удовольствием гвоздики забивает. Штуки две-три, а потом все равно мешать начинает. Ей скоро четыре года Думаю доверить ей пилу.
Ежик
Н. Б Ежик Мама подарила мне его надень рождения в пятом классе,
потом он учился со мной в двух универах и жил в Сибири. Очень умный.
Г. Ч Резиновый, с дырочкой в правом боку?
Н. Б Нет, мягкая игрушка.
М. О Нельзя ли, Наташа, вашего ежика взять в репетиторы?
Е. З О боже, ежик Он еще жив, курилка Много он увидел на своем веку
О. И. Маховская. Тайны предметного мира ребенка. О чем молчат ваши дети»
15
Карлсон
Т. С Пожалуй, Карлсон, которого подарила мне мама года в три,
принесла в садик, помню этот момент очень четко. Но лет в восемь я его подарила однокласснице по широте души, о чем жалею до сих пор.
Мишка и Король Матиуш»
Л. Ш Плюшевый мишка. Он так задумчиво рычит и цел до сих пор…
моложе меня всего на четыре года!
М. О То есть он с вами по жизни?!
Л. Ш Ну конешшшшно. После развода родителей, пожив несколько лет с папочкой и мачехой, я переселилась к мамочке и отчиму. С собой я взяла мишку, Короля Матиуша» в польском издании по-русски и два номера
«Юности» со Звездным билетом – столько, сколько смогла унести в двух руках…
Кукла Инга
Ч. Н Добрый день, Ольга. В детстве у меня была большая кукла.
Большая – это практически в мой детский рост, по плечо почти. Ее звали
Инга. Инга появилась у меня в очень сложный период, когда я находилась на грани жизни и смерти. Мне тогда было года четыре с половиной, и этот эпизод я помню очень хорошо. У меня болел живот, имама повела меня в больницу. Молодая практикантка сказала, что не видит ничего особенного и что я просто капризничаю, потому что разбалованная. Мы вернулись домой,
живот болел, я пролежала два дня, а потом, по словам мамы, посинела и перестала подавать признаки жизни. В общем, опуская детали, практикантка проморгала аппендицит, ион, естественно, лопнул. Все решали буквально секунды. Было несколько сложных операций. В силу возраста мне не могли дать взрослую дозу наркоза, чтобы вычистить организм за один прием.
После первой операции я должна была прийти в себя, немного окрепнуть,
и только потом можно было делать вторую. Я была на грани детских сил, чтобы выносить адскую боль – у меня шрамы навесь живот, и мне приходилось лежать водном положении, чтобы трубки, торчащие из живота,
не выпали и не причинили лишней боли. В этот период и появилась Инга.
Она сидела со мной, спала со мной, ела со мной. Все процедуры, которые делали мне, сначала делали Инге. И говорили Видишь, Инге не больно,
и тебе не будет больно. Уколы, капельницы, перевязки – все это Инга прошла со мной. После второй операции врачи сказали, что мне нужно начинать ходить, чтобы не образовались спайки. Снова была адская боль,
я не хотела вставать с кровати, хотела, чтобы меня не трогали. И тогда о чудо – я узнала, что Инга умеет ходить. Это была первая советская кукла, которую можно было водить за руку, иона вышагивала маленькими кукольными шажками Мама говорила, что Инге скучно все время сидеть со мной у кровати, что она хочет погулять. Но без меня ей гулять неинтересно
О. И. Маховская. Тайны предметного мира ребенка. О чем молчат ваши дети»
16
Ради куклы, которая просто так терпела из-за меня уколы и капельницы,
я вставала и шла с ней гулять, чтобы Инга не грустила Потихонечку мы начали выходить из палаты, потом по коридору прогуливались, а потоми на улицу стали выходить. Врачи удивлялись моему мужеству, а я только теперь понимаю, что мужественной была моя мама, которая придумала всю эту игру и подарила мне Ингу. И да, надо ли говорить, – мы одевались с ней, как сестрички. Мама шила Инге платья, как у меня, заплетала ей такие же ленты в косы, как у меня, вязала ей гольфики и кофточки, как у меня. Яне представляю, как бы перенесла тот больничный период – больше полугода, – если бы не Инга! Я верила, что она тоже пьет таблетки, тоже терпит капельницы, что ей тоже делают уколы Я верила, что она пришла ко мне в больницу, потому что мои домашние куклы рассказали ей, как мне плохо, иона хотела меня пожалеть. Я могла отказаться выполнять требования врачей, если мне чего-то не хотелось, ноне могла отказать
«просьбам» Инги выпить таблетку, пойти погулять или на перевязку, потому что все время помнила, что она находится в больнице только ради меня Ну,
вот такая история. Кстати, Инга жива-здорова, мама верит, что когда-нибудь у меня будет дочка, и вот тогда она подарит мою куклу ей.
Почему женам западают в душите или иные игрушки А остальные предметы оставляют равнодушными
О. И. Маховская. Тайны предметного мира ребенка. О чем молчат ваши дети»
17
Основы игромании. Сколько
должно быть игрушек в детской Похожи ли мы на свои игрушки На одну из них – обязательно!
Самая любимая игрушка навсегда остается в памяти, потому что она становится частью личности Ребенка. Тес кем мы совпадаем, кого любим всей душой, впитываются в само ядро нашей личности, становятся сначала нашим вторым Я, а потоми нашей сутью,
«Я» – первым, настоящим!
Особенность и преимущество первой любимой игрушки заключается в том, что Ребенок может прижимать ее к себе, гладить, укладывать спать, кормить он носит ее за собой повсюду и требует от взрослых особого отношения к ней, а значит – к себе.
Любимая игрушка – первый тотем Ребенка, выбранный им самим. Но это не символ,
который передают юным членам племени, чтобы те поклонялись ему, сопровождая передачу мифами и легендами предыдущих поколений. Миф только формируется, создается в восприятии самого Ребенка. Это один из первых прекрасных личных мифов, которые укрепляют положительную идентичность Ребенка, его «Я».
Самая любимая игрушка не стоит на дальней полке, она в постоянном доступе.
Кажется, никто из психологов до сих пор не заметил значение любимой игрушки в том,
что она восполняет сенсорный дефицит, потребность в тактильных, зрительных, слуховых,
вкусовых ощущениях, которая нарастает по мере отделения Ребенка от родителей, мамы прежде всего. Когда контакт с любимыми людьми сокращается повремени, игрушка может служить символической заменой взрослого, вызывать такую же приятную гамму сенсорных переживаний, какую дает взрослый, с единственной и очень важной разницей игрушка никогда не бросит, не уйдет, не откажется обниматься и не оставит на ночь в темноте.
Поэтому она становится сверхценной.
Не взрослый управляет чувствами и опытом Ребенка – Ребенок изучает свои ощущения и переживания и распоряжается своим сенсорным опытом. Это и делает игрушку особенной,
важным инструментом управления своими эмоциями и страхами. Запоминается навсегда что-то по-настоящему важное!
Образ любимой игрушки насыщен человеческими переживаниями.
Дети приписывают неживым предметам черты людей, а собственные переживания – любимым игрушкам. Такое свойство детского сознания называется антропоморфизмом.
Когда мы вспоминаем что-то важное в нашей жизни, перед глазами возникает визуальный образ – картинка. Из-за распространенного мифа о том, что девяносто процентов информации человек получает через зрение, мы по привычке недооцениваем другие ощущения, прежде всего осязание, обоняние, вкус. Между тем неслучайно дети чаще привязываются не к холодным пластмассовым пупсам, а к теплым, мягким игрушкам. Изучая предметы, дети часто берут их в рот, нюхают, прислушиваются к звукам, которые они издают. Все дети целуют свои игрушки, очеловечивая их, проявляя к ним любовь. Санитарные нормы строго запрещают даже думать о том, чтобы брать в рот грязное или тыкаться в него носом, но эти нормы мы все нарушали и позволяем нарушать своим детям. Поэтому мы помним, как пахли наши любимые игрушки и какими они былина вкус.
Когда дети подрастают, мы учим их раскладывать предметный мирна свойства и качества. Но маленькие дети, начиная с полугода, воспринимают мир в целостности, для них он
О. И. Маховская. Тайны предметного мира ребенка. О чем молчат ваши дети»
18
пока еще не разложим на свойства. Мир целостен и гармоничен, и Ребенок сливается с ним.
Целостность мира включает в себя любовь, трепетное отношение не только к людям, но и к предметам, которые кажутся Ребенку живыми, и, безусловно, эти предметы дороги ему.
Понимая это, мы, взрослые, должны стем же трепетом относиться к любимым игрушкам своих детей, если нам не все равно, что любит и что чувствует Ребенок. Игрушки – продолжение Я Ребенка, а любимая игрушка олицетворяет это Я. Утилитарное отношение к предметам, в том числе игрушкам, формируется позже. У взрослых – когда им приходится тратить деньги и покупать все в магазинах.
Набор игрушек у современных детей довольно большой, и часто выбор определяется вкусами родителей. Надо понимать, что игрушки предлагает рынок рынок ведет продвижение очень агрессивно, и ему нужно уметь противостоять. Фильтром здесь должны стать ценности семьи. Родителям следует ограничивать желания детей. Но по каким принципам?
Исходя из цены Учитывая экологичность? Это и есть утилитарный подход к игрушкам.
Многие родители недоиграли в детстве, поэтому выбор игрушек захватывает их. Часто они предлагают детям те игрушки, которые нравились и до сих пор нравятся им самим.
«Посмотри, какая прелесть – говорит мама девочке, протягивая мишку, напоминающего того самого, с которым она играла в детстве.
Огромное счастье – любить то, что есть, а не то, чего нет и быть не может. Дети легко влюбляются в предметы, и дефицит может оказать стимулирующее воздействие на воображение. Исследования подтвердили когда желаний у Ребенка много, а игрушек нет, он начинает использовать все подручные материалы, наделяя их символическими свойствами. Чем чаще Ребенок играет с каким-либо предметом, тем значимей он для него становится. Любовь к чему бы тони было нарастает по мере нарастания вкладов и усилий, которые мы тратим на предмет своей любви. Тоже касается и людей. Другой формулы любви нет.
Детям лучше предлагать игрушки, которые можно использовать по- разному кубики, конструкторы, цветные карандаши и пластилин – всем этим можно играть так, как предлагает фантазия.
Дефицит игрушек не только развивает воображение, но и способствует кооперации:
дети играют вместе, делятся, обмениваются. Правда, современный Ребенок больше играет в одиночестве, перед экраном телевизора или монитором компьютера.
Сколько у Ребенка должно быть игрушек Любимых – от трех до пяти, а то и вовсе одна. Потому что игрушечный мир – это прообраз мира реального, а в реальном мире у взрослого человека, как правило, не так уж много близких друзей. Поэтому заваливать
Ребенка всем на свете и считать, что вы создаете ему развивающую среду, неправильно. Скорее всего, от пресыщения он вообще откажется играть, потеряет интерес к играми игрушкам, которые так легко заменить на другие.
Проблема многих родителей состоит в том, что они откупаются от Ребенка игрушками.
Покупка новых игрушек эксплуатирует потребность Ребенка в новых впечатлениях. Но так не сформируются глубокие привязанности, а сформироваться они могут только тогда, когда
Ребенок играет одной и той же игрушкой в разные игры.
Мы можем винить производителей кукол Барби зато, что куклы перестали быть милыми и трогательными, а стали гламурными барышнями. Но ведь выбор есть!
Вместе с куклами перенимаются и ролевые модели поведения. Барби красиво одета,
и это потом перенимают девочки. Ново всем нужно знать меру. Часто мамы, вместо того чтобы играть со своими детьми, следят затем, чтобы все было тип-топ: чтобы игрушка была дорогой, а Ребенок хорошо выглядел, – ведь в этом случае мама получает социальное одобрение, укрепляет репутацию хорошей мамы. Но Ребенку все равно, какая у его мамы репутация он хочет, чтобы она поиграла с ним
О. И. Маховская. Тайны предметного мира ребенка. О чем молчат ваши дети»
19
Психологические функции игрушек А зачем игрушки Только пыль собирать По-моему, это несовременно Любовь вообще несовременная штука Бесполезная, главное И даже вредная ино-
гда…
Помимо развития воображения и навыков социализации (при совместных играх) психологи отмечают и другие функции игрушек. Особо интересны, намой взгляд, психоаналитические теории. Специалистов психоанализа интересует, как игры и игрушки влияют на формирование личности Ребенка. Отмечу, что в этих теориях роль любимой игрушки в последнее время принижается, а в теории доктора с говорящей фамилией Киндерманн и вовсе подвергается сомнению. Нельзя не отметить и то, что развитие теорий идет вслед за сменой родительских установок.
Карл Юнг разработал теорию личности, в которой внешняя часть личности, Персона,
защищает Ребенка от социального осуждения. Персона – эта та часть личности, идеальное
«Я», за которое нас непросто любят, а обожают Исходя из этого, понятно желание Ребенка как можно активней скрываться под маской Персоны, казаться лучше, чем он есть на самом деле, – ведь только так он может получить больше любви и поддержки. С какого-то момента начинается экзальтация в Персоне, Ребенку кажется, что они есть тот идеальный образ,
которым кажется другим. Есть речевые обороты, описывающие такое состояние – раздувать щеки отважности, пыжиться, воображать, лопаться В момент экзальтации срабатывает закон внутреннего баланса, и на другую сторону внутренних весов бросается темная часть внутреннего опыта, которую К. Юнг называл Тенью. Только когда Персона объединяется,
интегрируется с Тенью, мы можем говорить об индивидуальности Ребенка.
Любимая игрушка позволяет вынести эти внутренние процессы вовне и помогает справиться с внутренним дисбалансом. С помощью предметов Ребенок может моделировать и управлять своими внутренними процессами. На разных этапах дезинтеграции-интеграции игрушка играет роль Персоны, Я, Тени то она нравится, то вызывает раздражение, то кажется плохой. Но от этого она не перестает оставаться любимой игрушкой. В реальной жизни мы видим, как дети могут сердиться на своих любимцев, даже бросать их на пол,
отказываются играть, а потом жалеют их, гладят и искренне расстраиваются. К неаккуратности и небрежности всплески плохих эмоций не имеют отношения.
Последователи психоанализа называют игрушку переходным объектом – объектом,
несущим в себе черты разных частей личности, на который проецируются разные психологические состояния Ребенка.
Но психология игры с предметами (игрушками) на этом не заканчивается.
Настоящая игрушка, которая пережила снами не одно событие, готова выполнять самые разные функции и роли. Мальчики и девочки по-разному играют. Мальчики в игрушках ценят функциональность, технические характеристики больше, чем внешний вид. Когда мальчику попадает в руки игрушка, он начинает изучать, что с этой игрушкой можно сделать. В своих играх мальчики стараются занять как можно больше места и по горизонтали,
и по вертикали. Они играют везде, вызывая досаду умам, которые хотели бы, чтобы пространство игры было ограниченно и потом не приходилось убирать всю квартиру.
Девочкам много места для игр не требуется, поскольку они более привязаны к частностям, более внимательны. Если для игры в магазин выбран стул, то события и будут разворачиваться в районе стула. Если лопатка используется как средство изготовления куличей из песка, то она уже не может играть роль ружья. Если играют одни девочки, то они прекрасно договариваются друг с другом, а в совместной с мальчиками игре обычно начинаются ссоры
О. И. Маховская. Тайны предметного мира ребенка. О чем молчат ваши дети»
20
особенно когда мальчишки путают функции предметов, а то и смешивают роли, бросая те реплики, которые по сюжету отводятся девочкам.
В воспоминаниях мужчин чаще фигурируют игрушки-инструменты, потому что мальчики связывают сними возможность достижения цели. Цель достигнута, значит, я всемогущий. Если игрушка дарила чувство исключительности, выросший мальчик будет это помнить, как и чувство триумфа победителя.
Но в наши дни значение игрушки в развитии ребенка принципиально изменилось.
С приходом новых экранных технологий дети стали расти в условиях сенсорного голода, без обратной связи с реальностью.
Так бы я определила основные последствия изменений, касающихся детских игр и игрушек
О. И. Маховская. Тайны предметного мира ребенка. О чем молчат ваши дети»
21
Игры по правилами без. Сила импровизации Ты играешь неправильно. Так нельзя Я играю, как хочу. Это свобода, понимаешь?

Компьютерным играм предшествовала эпоха детских ролевых игр двух типов. Я называю первый тип игр человеческими, второй – технологическими.
Разведение ролевых игр на два типа важно не только для детского, но и для взрослого мира. Творчество и импровизация (человеческие игры) оживляют эмоции, испытывают и тренируют личность как Ребенка, таки взрослого, обогащают личность. Игры по правилам
(технологические игры, логические игры-стратегии) не оставляют места личности, потому что правила незыблемы, а живые эмоции только мешают их соблюдать и грамотно комбинировать. Условно говоря, игры первого типа тренируют эмпатию и креативность и связаны с работой правого интуитивного полушария. А игры второго типа усиливают работу левого
«рационального» полушария. Ролевые игры любого типа требуют от Ребенка вживания и импровизации. Есть также азартные игры, где правилом становится случайность, она вносит напряжение в игру, разгоняя адреналину всех участников.
Стоит ли говорить, что левополушарные игры захватили планету и изменили вектор развития человечества. Сегодня даже психологи признают, что современный человек – гедонист и родился для удовольствий, подразумевая подними простые телесные (гормональные)
удовольствия. А ведь еще вчера нас убеждали в том, что человек, не гоняющийся за простыми радостями, и есть личность, способная расширить горизонты и повлиять на жизнь других людей.
Конечно, если выродили Ребенка, будущее которого ясно определено и ему нет необходимости бороться заместо под солнцем, жизнь гедониста ему подойдет. Международные компании, разрабатывающие экранные технологии, день и ночь заботятся о том, чтобы поставлять на рынок все новые и новые видеоигры. Сколько же мальчиков тридцати и более лет сидят по своим квартирами с азартом жмут на джойстики, шуршат компьютерными мышками, пока не навалится усталость Мамы изо дня вдень жарят им котлетки и норовят вовремя покормить, умиляясь тому, что мальчик покушал».
Но при переносе навыков получения простых удовольствий из игр по правилам в реальную жизнь ваш подросший Ребенок неизбежно потерпит фиаско. Это ошибочный путь – ориентироваться на формально-логические связи и незыблемые принципы (генеральные жесткие правила, никогда не изменять правилам, которым вы приучены с детства.
Существенная часть жизни людей состоит из импровизаций. Люди просто договариваются, как жить и как вести себя в той или иной ситуации. Вспомните сказку про Кая и
Герду. Дети вместе играли и были счастливы, пока Кай не оказался в холодном пространстве Снежной Королевы наедине с кусочками льда. Все, что ему оставалось – перебирать ограниченный набор вариантов. Чертоги Снежной Королевы как рази напоминают экранное компьютерное зазеркалье, в котором нет места теплым касаниям, переливам эмоций,
обмену энергий, намекам, шуткам.
1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом