Главная страница
qrcode

Тестирование


НазваниеТестирование
АнкорБатаршев А.В. Тестирование. Основной инструментарий практического психолога.doc
Дата08.05.2018
Размер7,96 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБатаршев А.В. Тестирование. Основной инструментарий практическог
ТипРеферат
#44982
страница6 из 25
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
Высокие оценки (более 7 стен) имеют лица с хорошим уровнем интеллектуального развития, абстрактно и логически мыслящие. Быстро схватывают новое, имеют высокий уровень обучаемости.

Человек, имеющий низкие оценки по фактору (менее 4), склонен к медленному обучению, с трудом усваивает новые по­нятия, все понимает буквально и конкретно. Мышление кон­кретное, образное. Склонен к догадкам, стремится к интуитив­ным, а не логически обоснованным решениям. 1—3 стена отра­жают низкий интеллект или снижение функции в результате психопатологии.

Фактор С

Высокие оценки свойственны лицам эмоционально зрелым, смело смотрящим в лицо фактам, спокойным, уверенным в се­бе, постоянным в своих планах и привязанностях. Для них ха­рактерна высокая эмоциональная устойчивость. На вещи смо­трят реалистично, хорошо осознают требования действительно­сти. Не скрывают от себя собственные недостатки, не расстра­иваются из-за пустяков. Способны следовать нормам и прави­лам поведения. Высокий уровень фактора "С" позволяет адап­тироваться даже при психических расстройствах.

Низкие оценки бывают у лиц, неспособных контролировать эмоции и импульсивные влечения. У них снижен эмоциональ­ный контроль, отсутствует чувство ответственности.

При значениях. 1—3 стена отмечается капризность. Внут­ренне человек чувствует себя уставшим, неспособным спра­виться с жизненными трудностями. Для них вероятна низкая эмоциональная устойчивость, склонность к невротизму (рас­стройство сна, психосоматические жалобы), подверженность чувствам, эмоциональной нестабильности.

Фактор Е

Высокие оценки по фактору свидетельствуют о властности, стремлении к доминантности, самостоятельности, независимости, об игнорировании социальных условностей и авторитетов. Люди, имеющие высокие оценки по этому фактору, действуют смело и энергично, отстаивают свои права на самостоятель­ность, требуют проявления самостоятельности от окружающих, не признают над собой власти, в конфликтах обвиняют других. Человек, имеющий низкую оценку по фактору, послушен, конформен, не умеет отстаивать свою точку зрения, покорно следует за более сильным. Уступает дорогу другим. Не верит в себя и свои способности, поэтому часто оказывается зависи­мым, берет на себя вину. Успешность же обучения высокая во всех возрастных группах.

Фактор F

Высокие оценки по фактору характерны для лиц бодрых, ак­тивных, беспечных, легко воспринимающих жизнь. Они верят в удачу и свою счастливую звезду, подвижны, импульсивны. О будущем мало заботятся. Стремятся жить в центре больших городов. Любят путешествия и перемены в жизни. В малых группах часто бывают лидерами. Разговорчивы, склонны к по­верхностной общительности.

Низкие оценки свидетельствуют об осторожности и сдер­жанности, озабоченности, о склонности все усложнять, ко все­му подходить слишком серьезно и осторожно. Такие люди жи­вут в постоянном беспокойстве о своем будущем, озабочены своими поступками, постоянно ожидают возникновения ка­ких-то несчастий, тщательно планируют свои поступки, прини­мают меры от возможных неудач, рассудительны и несколько зависимы. Склонны к пессимизму.

Фактор G

Для высоких значений фактора характерны такие черты, как чувство ответственности и долга, стойкость моральных принци­пов. Люди, имеющие такие высокие значения фактора, точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, правил не нару­шают, выполняют их буквально даже тогда, когда правила ка­жутся пустой формальностью. Хороший самоконтроль, стрем­ление к утверждению общечеловеческих ценностей.

Человек, имеющий низкую оценку по фактору, склонен к не­постоянству, легко бросает начатое дело. Ленивый, недобросовестный, эгоистичный, с низким моральным контролем. През­рительно относится к моральным ценностям, способен на об­ман и нечестность. Низкие оценки по фактору бывают у асо­циальных психопатов, правонарушителей и лиц с низкими мо­ральными качествами.

Фактор Н

Высокие оценки, свидетельствуют о стрессовой устойчивости, невосприимчивости к угрозе, смелости, решительности, тяге к риску и острым ощущениям. Однако эти люди невнимательны к деталям, игнорируют сигналы опасности, тратят много вре­мени на разговоры. Трудностей в общении не испытывают. Склонны активно общаться, вступать в контакт с лицами про­тивоположного пола. Не теряются при столкновении с неожи­данными обстоятельствами. Быстро забывают о неудачах. Лиц с высокими показателями фактора часто выбирают лидерами в группах, где деятельность связана с соперничеством и риском.

Для личности с такой оценкой по фактору характерна не­устойчивость поведения в стрессовых ситуациях. Имеет сверх­чувствительную нервную систему, потому остро реагирует на любую угрозу. Такие индивиды считают себя крайне робкими, неуверенными в своих силах, терзаются необоснованным чув­ством собственной неполноценности. Медлительны, сдержанны в выражении своих чувств. Больших компаний избегают.

Фактор I

Высокая оценка по фактору является показателем чувстви­тельности, мягкости, мечтательности, утонченности, образного, художественного восприятия мира. Эти лица не любят "грубых людей" и "грубую работу". Обожают путешествия, обладают богатым воображением, эстетическим вкусом. Художественные произведения больше влияют на их жизнь, чем реальные собы­тия. В поведении проявляют черты театральности, иногда — тревожности. Высокие оценки по этому фактору имеют худож­ники, артисты, музыканты.

Низкие оценки характерны для лиц мужественных, эмоцио­нально стабильных, суровых, практичных, реалистичных. Боль­ше верят рассудку, чем чувству. В отношении к окружающим возможна жесткость, стремление направлять группу по "правильному", реалистическому пути. Скептически относятся к гу­манитарным наукам и созданию духовных ценностей.

фактор L

Лица с высокими оценками по фактору с самого начала ко всем людям подходят с предубеждением, настороженно, ищут от всех подвоха, никому не доверяют, считают своих друзей способными на нечестность, с ними не откровенны, в коллек­тиве держатся обособленно, завидуют успехам других людей, считают, что их недооценивают. В отношениях с людьми на­стойчивы, но раздражительны, не терпят конкуренции. У них завышенная самооценка. Часто проявляют мнительность, подо­зрительность, осторожность. Интересы обращены на собствен­ную персону. Забота о других чаще всего отсутствует.

Человек с низкой оценкой по фактору считает всех людей добрыми и хорошими, откровенно рассказывает о себе даже малознакомым людям, легко доверяет им свои сокровенные мечты и материальные ценности. Самооценка реалистична. В коллективе уживчив, весел, доброжелателен, независтлив, про­являет искреннюю заботу о своих товарищах, не стремится вы­делиться, обратить на себя внимание. Возникающие отрица­тельные эмоции быстро угасают.

По роду занятий высокий уровень фактора характерен для администраторов, летчиков, юристов. Низкий уровень — для спортсменов, канцелярских работников, работников сферы услуг.

Фактор М

Высокие оценки характерны для лиц с богатым воображени­ем, фантазеров, погруженных в себя, витающих в облаках. Для них характерны аутизм, самобытное мировоззрение, мечтатель­ность, творческое воображение, неповторимая манера поведе­ния, игнорирование общепризнанных норм. Они эксцентричны, своеобразны, ориентированы на собственные желания. Из-за направленных на себя интересов чаще всего такие люди отвер­гаются группой. Среди таких лиц есть немало людей одаренных.

Средние оценки по фактору имеют художники, музыканты, писатели.

Низкие оценки свойственны лицам зрелым, уравновешен­ном, здравомыслящим, трезво оценивающим обстоятельства и людей. Следуют требованиям объективной реальности и обще­принятым нормам поведения. Добросовестны. Однако и не­ожиданных нестандартных ситуациях им часто не хватает во­ображения и находчивости.

Фактор N

Лица с высокими оценками по фактору характеризуются ис­кусственностью, утонченностью, расчетливостью, принципиаль­ностью. Не поддаются эмоциональным порывам. Держатся кор­ректно, вежливо, отстранение, несколько амбициозно. Ко всему подходят разумно. Хитро и умело строят свое поведение. Скеп­тически относятся к лозунгам и призывам. Склонны к интри­гам. В общении мягки, вежливы, следят за речью и манерами.

Низкие оценки свидетельствуют о грубости, бестактности, прямолинейности. Это обычно открытые, наивные люди, об­щительные, компанейские. Плохо понимают мотивы поведе­ния окружающих. Все принимают на веру, легко загораются общими увлечениями. Сентиментальны, чувствительны, спон­танны. Не умеют хитрить и ловчить, ведут себя естественно, просто и грубовато.

Фактор О

Лица с высокими оценками по фактору неизменно чем-ни­будь озабочены, всегда подавлены, тревожны, тяготятся дурны­ми предчувствиями. Склонны к самоупрекам, самообличению, недооценивают свои возможности. Принижают свою компе­тентность, знания и способности. В обществе чувствуют себя неуверенно и неуютно. Держатся излишне скромно, замкнуто

и обособленно.

Низкие щенки характерны для лиц веселых, жизнерадостных, довольных жизнью, уверенных в своих успехах и возможностях. Они живо откликаются на все происходящие события, находят интерес в повседневной жизни. Нечувствительны к неодобре­нию группы и тем самым могут вызвать к себе антипатию.

Фактор Q1

Лица с высокими оценками по этому фактору имеют разно­образные интеллектуальные интересы, стремятся быть хорошо информированными по поводу научных и политических проблем, но никакую информацию не принимают на веру. Ради­кальны. Ко всему относятся скептически, не доверяют автори­тетам. Легко меняют свою точку зрения, спокойно восприни­мают новые идеи и перемены. Отличаются критичностью мышления, терпимостью к неясностям.

Низкие оценки характерны для консервативных, ригидных людей, не любящих перемен. Это лица устоявшихся мнений, норм и правил. Все новое они встречают в штыки, потому что оно кажется им абсурдным и бессмысленным. Склонны к нра­воучениям, морализации и наставлениям. Весь вред, по их мне­нию, происходит от людей, которые нарушают традиции и принципы.

Фактор О2

Лица с высокими оценками по данному фактору самостоя­тельны, независимы, предпочитают все делать сами. Для них характерна самодостаточность. Сами принимают решения, до­биваются их исполнения, сами несут ответственность. Они го­товы пожертвовать любыми удобствами, только бы сохранить свою независимость. В своих действиях и поступках не счита­ются с общественным мнением. Нельзя сказать, что они не лю­бят людей, просто не нуждаются в их одобрении и поддержке.

Низкие оценки свидетельствуют о несамостоятельности, за­висимости, привязанности к группе. Эти люди ориентируются на групповое мнение, нуждаются в опоре, поддержке окружа­ющих, в совете и одобрении. Инициатива и смелость в выборе собственной линии поведения отсутствуют.

Фактор Q3

Высокие оценки свидетельствуют об организованности, уме­нии хорошо контролировать свои эмоции и поведение. Такой человек действует планомерно и упорядочение, не разбрасыва­ется. Высокий самоконтроль основан на четко осознанных це­лях и мотивах поведения. Начатое дело доводит до конца Хо­рошо осознает социальные требования и старается их выпол­нять. Заботится о своей репутации. Надежные руководители имеют высокие оценки по этому фактору.

Низкие оценки по фактору указывают на слабую волю и пло­хой самоконтроль (особенно над желаниями). Деятельность та­ких лиц неупорядоченна, хаотична Они часто теряются. Беза- лаберны. Не умеют организовать свое время и порядок выпол­нения работы. Нередко оставляют дело незаконченным, без до­статочного обдумывания берутся за другое.

Фактор Q3, является важным для прогноза успешности дея­тельности. Коррелирует с успехами в технике, математике, ор­ганизаторской деятельности, где требуются уравновешенность, объективность и решительность.

Фактор q4

Высокие оценки свидетельствуют о напряженности, возбуж­денности, неудовлетворенных стремлениях. Человек с такими по­казателями беспокоен, возбужден, неусидчив. Чувствует себя раз­битым, усталым, но не может остаться без дела даже в обстанов­ке, благоприятной для отдыха. Для этого состояния характерны эмоциональная неустойчивость, пониженное настроение, раздра­жительность и нетерпеливость. В групповой деятельности прене­брегает такими аспектами, как единство, порядок, лидерство.

Низкие оценки говорят о слабости, об отсутствии побужде­ний и желаний. Лица с такой оценкой фактора безразличны к своим удачам и неудачам. Нефрустрированны, невозмутимы, спокойны. К переменам и достижениям не стремятся.

Вторичные факторы

Кроме первичных 16 факторов можно выделить четыре факто­ра второго порядка:

f1 — тревожность — адаптированностъ;

F2 — интроверсия — экстраверсия;

F3 — чувствительность — реактивная уравновешенность;

F4 — конформность — независимость.

Расчет вторичных факторов производится по формулам:

F1 - [(38 + 2L + 30 + 4Q4) - 2 (С + Н + Q3)] : 10;

F2 = [(2A + ЗЕ +4F + 5Н) - (2Q2 + 11)] : 10;

F3 = [(77 + 2С + 2Е + 2F + 2N) - (4А + 61 + 2М)] : 10;

F4 = [(4Е + ЗМ + 4Q1 + 4Q2) - (ЗА + 2С)] : 10.

Интерпретация вторичных факторов

фактор f1: (—) тревожность — (+) адаптированность

Низкие баллы — жизнь в целом удовлетворяет человека. Од­нако низкие оценки по данному фактору означают недостаток мотивации. Человек не стремится к большому делу, высоким достижениям, не ставит перед собой трудных целей.

Высокие оценки по фактору не обязательно свидетельствуют о невротической личности. Тревога может обусловливаться си­туационно. Плохая приспособляемость. Неудовлетворенность достигнутым. Очень высокая тревога нарушает продуктивную деятельность. Может вызвать соматические расстройства.

Фактор F2: (—) интроверт — (+) экстраверт

Низкие оценки по фактору свидетельствуют либо о робости и застенчивости, либо о сдержанности и скрытности.

Высокие оценки говорят о том, что человек социально кон­тактен, незаторможен, успешно устанавливает и поддерживает межличностные отношения.

Фактор F3: (-) чувствительность — (+) реактивная уравно­вешенность

Низкие оценки свидетельствуют о хрупкой эмоциональности человека, чувствительности, художественной мягкости, спокой­ствии, вежливости. Иногда возникают трудности из-за избытка раздумий.

Высокие оценки говорят о стабильности, жизнерадостности, решительности, предприимчивости, склонности не замечать тонкостей жизни. Могут возникать трудности из-за слишком поспешных действий без достаточных размышлений.

Фактор F4: (—) конформность — (+) независимость

Низкие баллы — подчинение, зависимость, пассивность, сдержанность. Человек нуждается в поддержке и ищет ее у лю­дей. Склонность ориентироваться на групповые нормы.

Высокие баллы — независимость, агрессивность, смелость, хваткость, сообразительность, быстрота, инициативность.

Приложение 2

Содержание и отдельные фрагменты многопрофильного личностного опросника

MMPI1

Многопрофильный личностный опросник MMPI состоит из 550 утверждений и может быть использован не только индивиду­ально, но и при групповом психодиагностическом исследова­нии. По данным американских литературных источников, MMPI-тест рекомендуется использовать для исследования лиц в возрасте от 16 до 55 лет, интеллектуальный коэффициент ко­торых (IQ) не должен быть ниже оценки 80 баллов.

Все утверждения опросника разделены на 10 клинических шкал:

1) ипохондрии (Hs);

2) депрессии (D);

3) истерии (Ну );

4) психопатии (Pd);

5) мужественности — женственности (Mf);

6) паранойи (Ра);

7) психастении (Pt);

8) шизофрении (Sс);

9) гипомании (Ма);

10) социальной инверсии (Si).

Как видно из перечисления шкал, наряду с исследованием, имеющим четкую выраженность клинической направленности, определяются также и некоторые состояния личности и нерв­но-психические симптомы (одержимость, заблуждения, галлю­цинации и т.п.). Ниже дано краткое описание вышеприведен­ных психоневрологических терминов.

1. Ипохондрия — психоз, главным симптомом которого яв­ляется "уверенность" пациента в том, что у него неизлечимое физическое заболевание.

2. Депрессия — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассив­ностью поведения. Симптомы — тяжелые, мучительные пере­живания (подавленность, тоска, отчаяние).

3. Истерия — патологическое состояние психики человека, характеризующееся повышенной внушаемостью, слабостью со­знательной регуляции поведения. Для истерии характерно не­соответствие между малой глубиной переживаний и яркостью их внешних выражений (громкие крики, плач, мнимые обмо­роки, выразительные жесты по поводу незначительных, в дей­ствительности мало волнующих истерика событий [309, с. 146].

4. Психопатия — патология характера, обычно обусловлен­ная врожденной неполноценностью нервной системы.

Проявления:

постоянная смена настроений (циклоиды);

уход от социальных контактов, замкнутость, скрытность, легкая ранимость, отсутствие эмпатии (шизоиды);

крайняя раздражительность с приступами тоски, страха, гнева, нетерпимости, упрямства, обидчивость, склонность к скандалам (эпилептоиды);

повышенная впечатлительность, психологическая возбуди­мость с быстрой истощаемостью, раздражительность, нереши­тельность (астеники);

тревожность, неуверенность в себе, склонность к постоян­ным раздумьям, патологическим сомнениям (психастеники);

склонность к формированию "сверхценных" идей, упрямст­во, эгоистичность, отсутствие сомнений, повышенная степень уверенности в себе, завышенная самооценка (паранойяльные психопаты);

стремление во что бы то ни стало обратить на себя внима­ние окружающих, изменить оценку реальных событий в близ­кую для них сторону, манерность и театральность в общении (истерические психопаты);

слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, подат­ливость влиянию окружающих (неустойчивые психопаты);

умственная ограниченность. Такие индивиды умеют дер­жать себя в обществе, однако в суждениях банальны. Могут хо­рошо учиться, но применять свои знания и проявлять иници­ативу затрудняются (органические психопаты)

Следует оговориться, что четкой границы между варианта­ми психопатии и вариантами нормальных характеров не суще­ствует. Указанным выше типам психопатов в норме соответст­вуют индивиды с подобным характерологическим складом, но без психопатической выраженности. Здесь под характерологи­ческим складом индивида следует понимать акцентуацию хара­ктера, т. е. чрезмерное усиление отдельных черт характера, про­являющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психогенным воздействиям (тяже­лые переживания, большие нервно-психические нагрузки и т.п.) при достаточно высокой устойчивости к другим.

5. Мужественность женственность (маскулинность феминность). В мужественности — женственности отражают­ся психологические аспекты поведения людей по мужскому или женскому типу. Согласно психоаналитической теории лич­ности, маскулинности приписываются такие качества, как ак­тивность, агрессивность, соперничество, соответственно феминности — пассивность, восприимчивость и др.

6. Паранойя — разновидность бредового синдрома. Характе­ризуется бредом величия, преследования, ревности, не сопрово­ждающимся интеллектуальным снижением. Часто сочетается с обстоятельным ригидным мышлением.

7. Психастения — особая форма психопатии. Это нервно-психическое состояние человека, характеризующееся снижени­ем порога чувствительности, крайней неустойчивостью настро­ения, нарушением сна, обшей нервно-психической слабостью, повышенной утомляемостью.

8. Шизофрения — психическое заболевание, связанное с раз­рывом между интеллектуальными и эмоциональными функци­ями. Высказываемые шизофрениками мысли и сопровождаю­щие их эмоции несовместимы. Индивид характеризуется "ши­зофреническим" мышлением с нарушением синтаксиса, ухо­дом от реальности в мир собственных переживаний, проявле­ниями симптомов бреда, галлюцинаций и спутанности мыслей.

9. Гипомания — нервно-психическое состояние человека, ха­рактеризующееся ускорением психических функций, при кото­ром усиливается как физическая, так и психическая активность индивида, сопровождающаяся незначительной эйфорией.

10. Социальная инверсия. Выявляется при определении сте­пени экстравертированности — интровертированности инди­вида. Социально интровертированный человек характеризуется отгороженностью от социальных контактов, малой заинтересо­ванностью в людях. В противоположность этому люди, имею­щие высокие показатели экстравертированности, общительны, находят большое удовлетворение 8 контактах с людьми.

Ниже приводятся примеры утверждений из тест-опросника MMPI.

Шкала ипохондрии:

Несколько раз в неделю у меня бывает изжога

Б различных областях своего тела я часто чувствую жжение, покалывание, "ползание мурашек" или онемение.

Несколько раз в неделю меня беспокоят неприятные ощу­щения в верхней части живота (под ложечкой).

У меня часто бывает такое чувство, будто моя голова стяну­та обручем.

Мой желудок сильно беспокоит меня.

Шкала депрессии:

У меня беспокойный, прерывистый сон.

Любая работа дается мне ценой больших усилий.

Шкала истерии:

Я никогда не падал (падала) в обморок.

Часто я ощущаю "комок" в горле.

Шкала социальной инверсии:

Я человек общительный.

Если надо мной подшучивают, я к этому отношусь легко. Я люблю ходить туда, где бывает шумно и весело. Я люблю поухаживать за женщинами (пококетничать с мужчинами).

Мне бы хотелось быть членом нескольких кружков или об­ществ.

На основании данных клинических шкал вычерчивается лич­ностный профиль испытуемого. В качестве примера на рис 2 показаны фрагменты личностного профиля (фрагмент слева — при психогенной депрессии; фрагмент справа — при истериче­ском синдроме).

Кроме клинических шкал тест-опросник MMPI имеет так на­зываемые контрольные шкалы ("?", L, F, К), позволяющие повы­сить достоверность информации, полученной с помощью теста. На рис 2 они показаны слева от основных клинических шкал.

Шкала "?" не имеет относящихся к ней утверждений. По данной шкале регистрируется количество утверждений, кото­рые обследуемый оставил без ответа. Превышение определен­ного критического числа утверждений, оставшихся без ответа, является основанием для суждения о недостаточной мотивированности испытуемого либо о непонимании им формулировок



Рис. 2, Личностный профиль по тест-опроснику MMPI (фрагменты) утверждений.

Шкала L (шкала лжи) направлена на оценку тенденции испытуемого давать социально одобряемые ответы. Испытуе­мый, желающий показать себя в максимально выгодном свете, стремится давать ответы, соответствующие моральным нормам или образцам социально одобряемого поведения. В случае пре­вышения критического значения оценок по шкале L считается, что у испытуемого сформировалась установка на социально

одобряемые ответы.

Шкала F (шкала валидности) предназначена для выявле­ния тенденции к намеренному или неосознанному ухудшению результатов обследования. Намеренное ухудшение результатов обследования из-за симуляции испытуемого, не желающего со­трудничать с экспериментатором, ведет к превышению крити­ческой оценки. Такая же картина получается при невниматель­ной, поверхностной работе испытуемого, когда ответы даются

необдуманно, наугад.

Шкала К (шкала коррекции) направлена на выявление противоположной тенденции, которая характерна для шкалы F, т. е. выявляется намеренное или неосознанное улучшение ре­зультатов исследования. Индивид, желающий показаться мак­симально здоровым и благополучным в моральном или жизненном плане, в ответах отрицает у себя ряд симптомов, при­вычек, реакций на окружающие обстоятельства. Превышение показателя по шкале К указывает на попытку индивида казать­ся "хорошим". Низкий же показатель указывает на честность или самокритичность испытуемого либо на попытку выставить себя в плохом свете.

Многофакторный личностный опросник MMPI нашел ши­рокое распространение в психодиагностических исследованиях в России, других странах бывшего СССР. Большая работа по адаптации опросника проведена в Ленинградском психоневро­логическом институте им. В.М. Бехтерева, а также московски­ми психологами.

При интерпретации полученных результатов следует исхо­дить из того, что любой показатель, превышающий значение 70Т и более, свидетельствует о выявлении патологических отклоне­ний. Однако следует избегать буквальной оценки шкал MMPI -теста. Высокий показатель по шкалам шизофрении, например, еще не является доказательством ее наличия. Высокие показатели по шкалам указывают лишь на симптомы определенного психиче­ского расстройства. Кроме того, следует иметь в виду, что высо­кие показатели по шкалам MMPI-теста, выявляющие те или иные симптомы, должны быть подтверждены показателями шкал других параллельно применяемых психодиагностических методик. Более подробно о применении тест-опросника MMPI можно прочитать в книге из списка литературы [357].

В 60-х гг. в психоневрологическом институте им. ВЛ4. Бехте­рева Ф.Б. Березиным и М.П. Мирошниковым был предложен адаптированный вариант MMPI, так называемый "Мини-мульт", опросник которого содержит всего 71 вопрос "Мини-мульт" состоит из 11 шкал, из которых 3 — оценочные, изме­ряющие искренность, степень достоверности результатов тес­тирования и величину коррекции, вносимую чрезмерной осто­рожностью испытуемого. Остальные восемь шкал являются ба­зовыми и оценивают свойства личности по показателям ипо­хондрии (Hs), депрессии (D), истерии (Hу), психопатии (Pd), Паранойяльности (Ра), психостении (Р ), шизоидности (S ), гипомании (Ма). В методике "Мини-мульт" свойства личности по показателям "мужественности — женственности" (Mf) и соци­альной инверсии (Si) не определяются. В отличие от тест-оп- росника MMPI, на выполнение которого отводится 40 минут, на выполнение методики "Мини-мульт" время не ограничива­ется, однако оно не должно быть слишком большим.

Инструкция

Внимательно прочтите утверждения в опроснике, которые каса­ются вашего здоровья и вашего характера. Решите, верно или не­верно каждое из представленных утверждений. Не тратьте на об­думывание слишком много времени. Наиболее естественно то решение, которое первым вам приходит в голову. Свой ответ за­несите в бланк теста (форма бланка приводится ниже). Если вы согласны с утверждением, запишите "+", если не согласны — "—".

ОПРОСНИК

1. У вас хороший аппетит.

2. По утрам вы обычно чувствуете, что выспались и отдох­нули.

3. В вашей повседневной жизни много интересного.

4. Вы работаете с большим напряжением.

5. Временами вам приходят в голову такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

перейти в каталог файлов


связь с админом