Главная страница

Тетрадь 2 для занятий с логопедом. Тетрадь 2 Алтухова Т. А., Егорова Н. А


Скачать 2,12 Mb.
НазваниеТетрадь 2 Алтухова Т. А., Егорова Н. А
АнкорТетрадь 2 для занятий с логопедом.docx
Дата30.10.2018
Размер2,12 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТетрадь 2 для занятий с логопедом.docx
ТипДокументы
#57496
страница1 из 21
Каталогid69529650

С этим файлом связано 70 файл(ов). Среди них: Igroteka_rechevykh_igr_Vypusk_9.pdf, Арбекова Планирование логопеда.doc, Тетрадь 2 для занятий с логопедом.docx, IGROTEKA_REChEVYKh_IGR_VYPUSK_6_V_MIRE_ZhIVOTNYKh_I_PTITs.pdf, Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционн...doc, Zanyatia_s_logopedom_po_obucheniyu_svyaznoy_rechi_na_osnove_razr, Albom_po_razvitiyu_rechi.doc, IGROTEKA_REChEVYKh_IGR_VYPUSK_5_DORISUJ_I_SOBERI.pdf, Календарно-тематическое планирование по логопед...doc, Календарно - тематическое планирование логопеди...doc и ещё 60 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21




Тетрадь 2
Алтухова Т.А., Егорова Н.А.

Занимательные игры и упражнения для речевого и ин­теллектуального развития детей 5-6 лет с общим недо­развитием речи. Тетрадь 2. — М.: АРКТИ, 2005. — 40 с: ил.

(Библиотека практикующего логопеда)
ISBN 5-89415-423-5

Пособие содержит занимательные игровые упражнения и зада­ния, способствующие речевому и интеллектуальному развитию детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и соответствующие лексиче­ским темам, изучение которых в старшей логопедической группе предусмотрено Программой коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. В соответствии с лексическими темами подобраны также загадки и стихотворения для заучивания.

Цель пособия — обеспечить тесное сотрудничество учителя-ло­гопеда и родителей в реализации коррекционно-развивающей под­держки детей с общим недоразвитием речи, поэтому структура и содержание пособия позволяют родителям использовать дидакти­ческий и речевой материал для закрепления знаний, умений и навы­ков, полученных детьми на фронтальных и индивидуальных логопе­дических занятиях.

Пособие адресовано логопедам и педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям.




УДК 373 + 376

ББК 74.3


©Алтухова Т.А.,

Егорова Н.А., 2005

© АРКТИ, 2005


От авторов

В организации коррекционной работы в логопедической группе важным средством взаимосвязи логопеда с родителями является индивидуальная тетрадь ребенка. Выполняя вместе с ребенком в тетради задания, предлагаемые логопедом, родители закрепляют знания, умения и навыки, полу­ченные на логопедических занятиях, и тем самым способствуют более успешному и быстрому про­движению ребенка в его развитии. Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей к выполнению домашних заданий лого­педа. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка с диагнозом общее недораз­витие речи может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит, и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Пособие может стать важным подспорьем к индивидуальной тетради, оно будет полезно как учи­телю-логопеду, так и родителям.

Задачи пособия:

  • способствовать речевому и интеллектуальному развитию старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

  • обеспечить тесное сотрудничество учителя-логопеда и родителей в реализации коррекционной логопедической помощи детям с общим недоразвитием речи.

Содержание и структура пособия ориентированы на учет специфики речевого и интеллектуаль­ного развития ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР), поэтому целесообразно остановиться на характеристике ОНР, что важно в первую очередь для родителей такого ребенка.

Итак, Ваш ребенок обучается в логопедической группе. В большинстве случаев его речевые про­блемы характеризуются как общее недоразвитие речи. Что это значит? Многие родители считают, что основные трудности их детей — неправильное звукопроизношение. Это не совсем так. Ваш ребе­нок испытывает трудности в понимании законов родного языка. Ему трудно усвоить, почему надо говорить два стула, пять стульев, а не стулов, стулы и т.д. Почему медвежий хвост, а не медведин. Почему желтая бабочка, но желтое колечко. Ребенку сложно построить красивое, правильное пред­ложение, составить последовательный, полный рассказ по картинке, рассказать о событиях своей жизни, о своей любимой игрушке, о своей семье. Рассказы его бедны — состоят из одного-двух пред­ложений или заменяются перечислением предметов, изображенных на картинке: «Лыбки. Мальчи­ки и акулы. И лечка. И лыбка. И удочка. И долога. И ведло».

Такие явления можно наблюдать у многих детей в младшем возрасте, когда речь только начинает формироваться. Со временем эти трудности, ошибки, неточности уходят сами собой, правда, при ус­ловии, что окружающие ребенка взрослые своевременно направляют его речь. Но Ваш ребенок — особенный. Эти проблемы сохраняются у него в 5-6 лет и самостоятельно не преодолеваются. Вашему ребенку нужна поддержка и помощь логопеда и, конечно, Ваша.

Речевые трудности в устной речи дошкольника могут впоследствии сказаться на овладении чте­нием и письмом. Ребенок может писать так, как говорит. А если он не умеет различать такие предло­жения, как Саша нарисовал и Саша нарисовала, то, прочитав их, не поймет истинного смысла.

Речь тесно связана с мышлением, вниманием, памятью, поэтому не исключено, что Ваш ребенок не всегда внимателен. Он испытывает трудности с запоминанием стихов, слов, не всегда может найти сходства и различия предметов, ответить на вопрос «почему?».

Таким образом, общее недоразвитие речи — это системное нарушение, при котором страдают все подсистемы языка — фонетическая, фонематическая, лексическая, морфологическая, синтаксиче­ская, — а также отмечаются нарушения в развитии внимания, памяти, мышления.

Пособие включает задания по лексическим темам, предусмотренным Программой коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР (авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Все лексические темы распределены по периодам обучения и представлены в трех тетрадях:

1-я тетрадь— первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь): «Игрушки», «Овощи», «Фрук­ты», «Осень», «Посуда», «Одежда и головные уборы», «Обувь».

2-я тетрадь — второй период обучения (декабрь, январь, февраль, март): «Домашние животные», «Дикие животные», «Черты лица и части тела», «Продукты питания», «Перелетные и зимующие птицы», «Зима», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Весна».

3-я тетрадь — третий период обучения (апрель, май, июнь): «Инструменты», «Мебель», «Насеко­мые», «Транспорт», «Сад-огород», «Профессии людей», «Лето».

Вашему вниманию предлагается 2-я тетрадь. В рамках каждой лексической темы в занимательной форме представлены разнообразные задания и упражнения, направленные на развитие у ребенка:

  • лексики;

  • грамматического строя речи;

  • связной речи;

  • зрительного восприятия;

  • зрительно-моторных координации;

  • внимания;

  • памяти;

  • логического мышления.


Задания и упражнения для развития устной речи ребенка предусматривают:

а)расширение и уточнение предметного словаря ребенка («Что забыл нарисовать художник?», «Назови части тела у животных» и др.);

б)расширение и уточнение словаря признаков («Раскрась картинку. Карандаши какого цвета тебе понадобятся?», «Ответь на вопрос: какой зайчик? Подбери 3—4 признака»);

в)уточнение значений обобщающих слов («Какая картинка лишняя? Почему? Назови все предметы, кроме лишнего, одним словом», «Рассмотри рисунки и назови все одним словом», игра «Четвертый лишний»);

г)образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, различными материалами (игра «Какую кашу съел Петя?»);

д)образование притяжательных прилагательных (« Назови части тела у животных и ответь на вопросы: чей? чья? чье? чъи?);

е)образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (« Назови все части тела и черты лица ласково»);

ж)образование существительных с ласкательными и увеличительными оттенками (игра «Маленький — огромный»: глазик глазище);

з)согласование прилагательных с существительными в роде и числе (игра «Подбери признак»: Подснежник какой? Мать-и-мачеха какая? Незабудки какие?);

и) согласование числительных с существительными (игра «Один — одна»);

к) составление простых предложений по вопросам и схемам («Составь предложение к схеме для каждого рисунка: Кто это? Что делает? Что?);

л) падежное согласование существительных (игра «У кого — кто?»: «Назови детенышей живот­ных», «Кто чем управляет?»: «Закончи предложения: Летчик управляет...»);

м) составление короткого рассказа по вопросам и серии картин, пересказов («Составь описатель­ный рассказ о зайце по плану: Кто это? Где живет? Жилище. Каков внешний вид? Чем питается? Кто у него детеныши?'». «Внимательно послушай историю «Как дети поздравили маму с праздни­ком». Расскажи по картинкам эту историю»).

Для развития других психических функций и процессов предлагаются следующие игры и зада­ния:

а)для развития зрительного восприятия — «Найди на рисунке тени масок», «Какие предметы спрятались на рисунке»;

б)для развития внимания — «Что забыл нарисовать художник?», «Найди ошибку художника», «Что перепутал художник?», «Сравни картинки. Чем они отличаются?», игра «Угадай птицу по описанию»;

в)для развития памяти — заучивание загадок и стихотворений;

г) для развития логического мышления — «Догадайся, ориентируясь на план, куда лесник несет елку», «Догадайся, куда надо поместить еще один кораблик, покажи стрелкой. Расположи клеточки-схемы в том же порядке, что и кораблики», игра «Четвертый лишний», отгадывание загадок.

Такие задания, как «Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги», «Рас­крась картинки», «Выполни штриховку по образцу», «Дорисуй картинку, соединяя точки», ориен­тированы на формирование у ребенка зрительно-моторных координации. Их наличие является необ­ходимым условием становления графического навыка в процессе овладения письмом.

Задания и упражнения учитывают возможности детей старшего дошкольного возраста с ОНР, поэтому предлагаются в игровой и наглядной формах.

Не все задания могут быть доступны каждому ребенку, поэтому логопед, ориентируясь на индиви­дуальные возможности детей, должен порекомендовать родителям выполнение определенных уп­ражнений и заданий.

Все упражнения и задания выполняются ребенком с помощью взрослого, который читает зада­ния, в случае необходимости поясняет их и наблюдает за тем, как ребенок справляется с ними, а в случае затруднений предлагает совместное выполнение.

К каждой лексической теме подобраны загадки и стихотворения. В соответствии с рекомендация­ми логопеда родители могут использовать в работе с этим материалом следующие приемы: отгадыва­ние и заучивание загадок, рисование отгадок, заучивание стихотворений.

В пособии использованы специальные графические схемы для предложений:


— слова-предметы (подлежащее или дополнение, выраженное существительным);

— слова-действия (сказуемое, выраженное глаголом);

— слова-признаки (определение, выраженное прилагательным);
— предлоги (на, под, с).


ТЕМА «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
1. Обведи по точкам рисунки животных, раскрась и назови их ласково.

2.Назови части тела у этих животных и ответь на вопросы:

Чей хвост? —
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

перейти в каталог файлов
связь с админом