Главная страница
qrcode

Учебник для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения Под редакцией Н. Д. Лисова 3-е издание, переработанное


Скачать 19,77 Mb.
НазваниеУчебник для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения Под редакцией Н. Д. Лисова 3-е издание, переработанное
Дата04.09.2019
Размер19,77 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаbiologija-10kl-rus.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#77830
страница1 из 25
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
Минск Народная асвета» Учебник для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения
Под редакцией Н. Д. Лисова
3-е издание, переработанное
Утверждено
Министерством образования
Республики Беларусь
Правообладатель Народная асвета

© Оформление. УП Народная асвета», 2014
УДК 57(075.3=161.1)
ББК 28.Оя 721
Б67
А в тор ы:
Н. Д. Лисов, В. В. Шевердов, Г. Г. Гончаренко, МЛ. Дашков
Р е цензе н т ы:
кафедра биологии учреждения образования Белорусский государственный медицинский университет кандидат биологических наук, доцент В. В. Давыдов
); учитель биологии высшей категории, учитель-методист государственного учреждения образования Гимназия № 8 г. Минска ОМ. Логунова

Б67
Биология : учеб. для го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обуч. / Н. Д. Лисов и др ; под ред. Н. Д. Лисова. — е изд, пере раб. — Минск : Народная асвета, 2014. — 270 сил Первое издание вышло в 2006 г. Авторы Н. Д. Лисов, Л. В. Камлюк, НА. Лемеза
УДК 57(075.3=161.1)
ББК 28.Оя 721
ISBN Правообладатель Народная асвета
От авторов
Дорогие друзья!
В этом учебном году вы продолжите изучение живой природы. Вы уже много знаете о бактериях, протистах, грибах, растениях и животных, об особенностях их строения и функционирования, местах обитания, приспособлениях к условиям окружающей среды, значении в природе и жизни человека. Вы также имеете представление о том, что все перечисленные группы живых организмов характеризуются большим числом видов и разнообразием форм. Удивительное разнообразие жизни на Земле поражает воображение. Живые организмы можно встретить повсюду от горячих вод в жерлах глубоководных вулканов до вечно покрытых ледяным панцирем горных вершин.
Живые организмы порой настолько непохожи друг на друга, что между ними сложно найти общие черты и свойства. Сравните, например, хвойное растение ель обыкновенную, шляпочный гриб подосиновики человека. Тем не менее, у разных организмов можно обнаружить много общего — особые признаки и свойства, присущие всему живому, общие закономерности организации, жизнедеятельности, размножения и развития.
Изучением общих свойств живых организмов вы и будете заниматься на протяжении этого учебного года. Вы познакомитесь с клеткой как наименьшей структурной и функциональной единицей всех живых организмов, с химическим составом организмов, их обменом веществ, размножением и индивидуальным развитием, наследственностью и изменчивостью. Вы узнаете о значении различных химических веществ в существовании живых организмов, о том, как из единственной клетки — зиготы — развивается сложный многоклеточный организм, как хранится и передается из поколения в поколение наследственная информация. Вы сможете узнать о причинах наследственных заболеваний человека и о том, какие перспективные методы их лечения применяются в современной медицине, как и для чего создаются генетически модифицированные организмы и многое другое. Материал учебника включает 53 параграфа, объединенных в 7 глав. Кроме основного материала, в параграфах имеется дополнительная информация, которая набрана более мелким шрифтом и отмечена двумя зелеными вертикальными линиями. Дополнительный материал расширяет, углубляет или конкретизирует знания потому или иному вопросу, а также содержит интересные биологические факты.
Важнейшие термины и понятия выделены жирным шрифтом, названия живых организмов, упоминаемые в учебнике, отмечены курсивом.
Правообладатель Народная асвета
Рисунки, схемы и фотографии помогут вам наглядно представить структуры клеток и организмов, разобраться в характерных для них закономерностях. В учебнике вы найдете портреты и краткие биографические данные ученых, которые внесли важный вклад в развитие биологии. Ознакомление с этой информацией будет способствовать расширению вашего кругозора и углублению знаний в области истории биологии.
После каждого параграфа предлагаются вопросы и задания, обозначенные . Они помогут вам закрепить полученные знания, а также выяснить, насколько полно изучен и усвоен материал. В конце учебника вам предлагаются примеры решения задач по разным темам. Здесь вы также найдете словарь основных терминов и понятий. Он поможет вам глубже понять смысл изучаемого материала.
В книге есть предметный указатель, с помощью которого вы сможете быстро отыскать необходимую информацию. Именной указатель подскажет, в каком месте учебника встречается указание фамилии ученого или его открытие.
Помните! Приобретенные знания пригодятся вам не только для успешного изучения биологии. Они позволят сделать сознательный выбор профессии, будут полезны в будущей трудовой деятельности ив повседневной жизни.
Желаем успехов!
От авторов
Правообладатель Народная асвета

Введение
Живые организмы появились на Земле примерно 3,5 миллиарда лет назад. В настоящее время их потомки достигли огромной численности и разнообразия. Количество видов живых организмов составляет несколько миллионов. Среди них мельчайшие бактерии размером около 0,25 мкм и огромные растения, достигающие в высоту нескольких десятков метров, — эвкалипты и секвойи. Живые организмы отличаются друг от друга по множеству признаков по внешнему виду, внутреннему строению, распространению в природе, местам обитания, способам питания. Есть организмы, которые всю жизнь проводят на одном месте, а другие активно передвигаются. Несмотря на такое разнообразие, все живые организмы имеют общие черты, отличающие их от объектов неживой природы. Такими специфическими признаками являются следующие. Единство химического состава Живые организмы образованы веществами, в состав которых входят атомы тех же химических элементов, из которых состоят объекты неживой природы. Однако соотношение этих элементов в живом и неживом неодинаково. Более 98 % массы живых организмов составляют четыре элемента кислород, углерод, водород и азот. Оставшиеся 2 % — этокальций, фосфор, калий, сера, хлор, натрий, магний, железо и некоторые другие элементы. В отличие от живых организмов, состав компонентов неживой природы различен. Например, вводной оболочке Земли (гидросфере) преобладают водород и кислород, в газообразной (атмосфере) — азот и кислород, в твердой (литосфере) — кислород и кремний. Кроме того, в состав живых организмов входят четыре группы органических веществ (белки, липиды, углеводы и нуклеиновые кислоты, которые в неживой природе не встречаются. Клеточное строение.
Живые организмыотличаются высокоупорядо- ченным строением. Структурной и функциональной единицей живых организмов является клетка. Вне клетки нет жизни. Обмен веществ и энергии Обмен веществ между живыми организмами и внешней средой является обязательным условием существования, тогда как тела неживой природы он приводит к разрушению, превращению в другие тела. Живые организмы извлекают, преобразуют и используют вещества и энергию из окружающей среды и возвращают в нее продукты распада и преобразованную энергию, например, в виде тепла.
Организмы потребляют вещества из окружающей среды входе питания. Пища нужна всем живым организмам. Они используют ее как источник энергии и веществ, необходимых для роста, размножения и других процессов жизнедеятельности.
Организмы разных групп различаются по способу получения питательных веществ. Почти все растения способны к фотосинтезу, те. они сами создают Правообладатель Народная асвета
органические вещества из неорганических, используя энергию света. Фотосинтез одна из форма в тот ро ф ног о питания. Животные и грибы питаются иначе они используют органические вещества других организмов, расщепляя их с помощью ферментов и усваивая продукты расщепления. Такое питание называют гетеротрофным. Гетеротрофами являются также многие бактерии и протисты, хотя среди них есть и автотрофы. Для всех процессов жизнедеятельности нужна энергия. Поэтому значительная часть питательных веществ, получаемых в результате автотрофного или гетеротрофного питания, используется в качестве источника энергии. Энергия высвобождается в процессе дыхания при расщеплении органических соединений. Высвобождаемая энергия запасается в молекулах аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ, которая обнаружена во всех живых клетках.
Живые организмы выводят из организма конечные продукты обмена веществ, избыток воды, солей и некоторые другие вещества, образовавшиеся в процессе жизнедеятельности или поступившие с пищей. Процесс выведения этих веществ называется выделением или экскрецией
. Выделению принадлежит важная роль в поддержании постоянства внутренней среды организмов.
Таким образом, для живых организмов характерен обмен веществ с окружающей средой и энергозависимость.
4. Саморегуляция.Живые организмы, обитающие в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, обладают способностью поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность протекания физиологических процессов. Это свойство называется саморегуляцией. Например, у многих животных на постоянном уровне поддерживается концентрация ионов водорода, содержание глюкозы во внутренней среде организма, кровяное давление и многие другие параметры, что достигается благодаря деятельности регуляторных систем организма — нервной и эндокринной. Подвижность. Животные отличаются от растений способностью перемещаться из одного места в другое, те. способностью к передвижению Животным необходимо двигаться, чтобы добывать пищу, укрываться от врагов и непогоды. С различными способами движения животных вы подробно знакомились при изучении биологии в м классе. Могут передвигаться также некоторые бактерии и протисты. Растения ведут прикрепленный образ жизни, так как они способны сами создавать питательные вещества путем фотосинтеза. Но и у растений можно наблюдать разнообразные движения передвигаются органоиды в клетках, открываются и закрываются цветки, изменяют свое положение в пространстве листья, складываются листочки сложного листа и др. Правда, эти движения менее заметны, чем передвижения животных.
Введение
Правообладатель Народная асвета

7
6. Раздражимость.Все живые организмы способны тем или иным образом реагировать на изменения внешней и внутренней среды, что помогает им выжить. Способность живых клеток, тканей, органов и целых организмов отвечать приспособительными реакциями на внешние или внутренние воздействия называется раздражимостью. Например, у фасоли в жаркий день листочки складываются. У млекопитающих при повышении температуры окружающей среды расширяются кровеносные сосуды кожи, усиливается потоотделение — тем самым поддерживается оптимальная температура тела. Любое изменение в окружающей среде является раздражителем, а реакция организма — проявлением раздражимости. Сочетания
«раздражитель-реакция» могут накапливаться в виде опыта и использоваться организмом в качестве условных рефлексов. Размножение. Продолжительность жизни каждого организма ограничена. Виды же могут существовать неопределенно долго. Длительное существование каждого вида живых организмов обеспечивается благодаря сохранению у потомства основных признаков родителей. Это осуществляется при бесполом или половом размножении. Размножение — это способность организмов воспроизводить себе подобных. Наследственность и изменчивость.Воспроизведение себе подобных тесно связано с наследственностью — способностью организмов передавать потомкам свои признаки и свойства в неизменном виде. Потомки обычно похожи на своих родителей, ноне идентичны им. Способность организмов приобретать новые свойства и признаки называется изменчивостью. Рост и развитие.В течение жизни организмы претерпевают ряд количественных (увеличение числа клеток, массы и размеров тела) и качественных дифференцировка клеток, образование тканей и органов, старение) изменений, те. организмы обладают способностью к росту и индивидуальному развитию. Адаптация к условиям существования Живые организмы адаптированы (приспособлены) к своей среде обитания. Они соответствуют своему образу жизни. Достаточно ознакомиться со строением тела крота, рыбы или паразитического червя, чтобы понять, в каких условиях они живут. Особенности строения, жизнедеятельности и поведения, обеспечивающие выживание и размножение живых организмов в их среде обитания, называются адаптациями.
Введение
Правообладатель Народная асвета
Глава Химические компоненты живых организмов 1. Содержание химических элементов в организме.
Макро- и микроэлементы
В живых организмах обнаружено более 70 химических элементов. Они являются составной частью определенных веществ, образующих структуры организма и участвующих в химических реакциях. Одних химических элементов в организмах содержится больше, других меньше, третьи присутствуют в ничтожных количествах Макроэлементы.Химические элементы, содержание которых в живых организмах составляет от десятков до сотых долей процента, называются макроэле-
ментами.Живые организмы более чем на 98 % состоят из четырех химических элементов кислорода (О, углерода (С, водорода (Ни азота (N). Водород и кислород составные элементы воды. Наряду с углеродом и азотом эти элементы являются основными составляющими органических соединений живых организмов. В состав молекул многих органических веществ также входят сера (S) и фосфор (Р. Кроме того, к макроэлементам относятся натрий (Na), калий (K), магний, кальций (Ca), хлор (Cl) и др. Важнейшим макроэлементом для организма человека является кальций. Его соединения, в частности ортофосфат, составляют минеральную основу костей и зубов. Другие соединения кальция участвуют в нервной и мышечной деятельности, входят в состав клеток и тканевой жидкости организма. Суточная потребность взрослого человека в кальции составляет от 0,8 дог. Основные источники этого элемента — молоко, кефир, творог, сыр, рыба, фасоль, петрушка, зеленый лука также яйца, гречка, овсянка, морковь и горох. Однако в пище могут также содержаться вещества, препятствующие усвоению кальция, например щавелевая кислота и фитин. Со щавелевой кислотой кальций образует малорастворимую соль, фитин тоже довольно прочно удерживает кальций. Поэтому важно не злоупотреблять блюдами из щавеля и шпината, в листьях которых содержится 0,1–0,5 % щавелевой кислоты. Фитин, присутствующий в овощах и злаках, разрушается при нагревании, поэтому менее вреден. Ржаной хлеб полезнее пшеничного — в нем меньше фитина. Микроэлементы Жизненно важные элементы, которые содержатся в живых организмах в исключительно малых количествах (менее 0,01 %) составляют группу микроэлементов.К этой группе относятся некоторые металлы, например железо (Fe), цинк (Zn), медь (С, марганец (М, кобальт (Со, молибден (Моа также неметаллы фтор (F), йод (I) и др. Процентное содержание того или иного элемента не характеризует степень его важности в организме. Например, йод, содержание которого в норме вор- ганизме человека не превышает 0,0001 %, входит в состав гормонов щитовидной железы тироксина и три йод тир они на. Эти гормоны регулируют обмен Правообладатель Народная асвета
веществ, влияют нарост, развитие и дифференцировку тканей, на деятельность нервной системы. Железо и медь входят в состав ферментов, участвующих в клеточном дыхании. Вместе с кобальтом они играют важную роль в процессах кроветворения. Цинк и марганец оказывают влияние нарост и развитие организмов. Фтор входит в состав костной ткани и эмали зубов. Более подробная информация о содержании и биологической роли химических элементов в живых организмах приведена в таблице Таблица Биологически важные химические элементы
Элемент
Содержание, Биологическая роль
Макроэлементы
Кислород (О)
65—75
Входит в состав молекул воды и органических веществ, обеспечивает реакции окисления, входе которых выделяется необходимая организму энергия
Углерод (С)
15—18
Входит в состав молекул всех органических веществ
Водород (Н)
8—10
Входит в состав молекул воды и всех органических веществ
Азот (Входит в состав молекул органических веществ, в том числе белков, нуклеиновых кислот, АТФ
Кальций (Са)
0,04—2
Входит в состав костной ткани, зубной эмали, участвует в процессах свертывания крови и обеспечивает сократимость мышечных волокон. У растений входит в состав клеточной стенки
Фосфор (Р)
0,2—1
Входит в состав органических веществ (ДНК, РНК, АТФ и др, костной ткани и зубной эмали
Калий (Один из основных катионов в организме животных участвует в генерации биоэлектрических потенциалов, регуляции ритма сердечной деятельности. Также участвует в процессе фотосинтеза
Сера (Входит в состав органических веществ (белков, некоторых аминокислот)
Хлор (Основной анион в организме животных. Входит в состав соляной кислоты желудочного сока
Натрий (Один из основных катионов участвует в генерации биоэлектрических потенциалов, поддерживает нормальный ритм сердечной деятельности, влияет на синтез гормонов
Магний (Входит в состав хлорофилла, некоторых ферментов, а также в состав костной ткани и зубной эмали
Содержание химических элементов в организме. Макро- и микроэлементы
Правообладатель Народная асвета
Глава 1
Элемент
Содержание, Биологическая роль
Микроэлементы
Железо (Входит в состав многих ферментов, гемоглобина и миоглобина. Участвует в процессах клеточного дыхания и фотосинтеза
Кремний (Участвует в формировании костей и коллагена — основного белка соединительной ткани животных. Входит в состав клеточной оболочки растений
Цинк (Входит в состав инсулина, некоторых ферментов, принимает участие в процессах синтеза растительных гормонов
Медь (Участвует в процессах фотосинтеза, клеточного дыхания, синтеза гемоглобина. Входит в состав гемоцианинов — дыхательных пигментов крови и гемолимфы некоторых видов беспозвоночных животных
Фтор (F) Входит в состав зубной эмали и костной ткани
Йод (Входит в состав гормонов щитовидной железы
Марганец (менее Входит в составили повышает активность некоторых ферментов. Участвует в формировании костей, в процессе фотосинтеза
Кобальт (менее Входит в состав витамина B
12
, участвует в процессах кроветворения
Молибден (менее Участвует в процессах связывания атмосферного азота клубеньковыми бактериями Для растений — макроэлемент
Для человека источниками макро- и микроэлементов являются продукты питания и вода. Поэтому для полного удовлетворения потребностей в макро- и микроэлементах необходимо полноценное и разнообразное питание, включающее продукты животного и растительного происхождения. Для Бела - руси и некоторых других регионов Земли характерен недостаток йода и фтора в природной воде. Поэтому очень важно чаще употреблять в пищу морепродукты, а также восполнять этот недостаток употреблением фторированной и йодированной поваренной соли, производство и продажа которой налажены в нашей стране. Окончание табл. Правообладатель Народная асвета

11
1. В какой группе все элементы относятся к макроэлементам? К микроэлементам а) Железо, сера, кобальт в) натрий, кислород, йод;
б) фосфор, магний, азот г) фтор, медь, марганец Какие химические элементы называются макроэлементами? Перечислите их. Каково значение макроэлементов в живых организмах
3. Какие элементы называются микроэлементами Приведите примеры. В чем заключается роль микроэлементов для жизнедеятельности организмов
4. Установите соответствие между химическим элементом и его биологической функцией) кальций) магний) кобальт) йод) цинк) медь а) участвует в синтезе гормонов растений, входит в состав инсулина.
б) входит в состав гормонов щитовидной железы.
в) является компонентом хлорофилла.
г) входит в состав гемоцианинов некоторых беспозвоночных животных. д) необходим для мышечного сокращения и свертывания крови. е) входит в состав витамина В На основании материала о биологической роли макро- и микроэлементов и знаний, полученных при изучении организма человека в м классе, объясните, к каким последствиям может привести недостаток тех или иных химических элементов в организме человека В таблице указано содержание основных химических элементов в земной коре (по массе, в %). Сравните состав земной коры и живых организмов. В чем заключаются особенности элементарного состава живых организмов Какие факты позволяют сделать вывод о единстве живой и неживой природы?
Элемент
Содер жание, %
Элемент
Содержание, %
Элемент
Содержание, %
Кислород
49,13
Натрий
2,4
Углерод
0,35
Кремний
26
Магний
2,35
Хлор
0,2
Алюминий
7,45
Калий
2,35
Фосфор
0,125
Железо
4,2
Водород
1
Сера
0,1
Кальций
3,25
Титан
0,61
Азот
0,04
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

перейти в каталог файлов


связь с админом