Главная страница
qrcode

Учебник для начинающих Впервые опубликовано издательством Right Why под названием Begin Chess в 2000 году


НазваниеУчебник для начинающих Впервые опубликовано издательством Right Why под названием Begin Chess в 2000 году
Дата02.11.2019
Размер4,42 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаshakhmaty_uchebnik_dlya_nachinayushchikh.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#80426
страница1 из 9
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Шахматы Уч е
б ник для начинающих
Д
эви д Притч ар д
ШАХМАТЫ УЧЕБНИК ДЛЯ
НАЧИНАЮЩИХ
Дэвид Притчард
М осква А стрель • A CT

(W Владимир

УДК 794 Б БК 75.581
П77
Научно-популярное издание
Дэвид Притчард
Ш ахм ат ы . Учебник для начинающих Впервые опубликовано издательством Right Why под названием «Begin Chess» в 2000 году.
Перевод с английского АН. Елькова
Зав. редакцией В.И. Линдер Технический редактор О.Л. Серкина Корректор И.Н. Мокина Компьютерная верстка АН. Елькова

П р и тч ар д , Д эви д
П77 Шахматы. Учебник для начинающих Дэвид Притчард; перс англ. АН. Елькова. -М .: Астрель; ACT: Владимир ВКТ, 2010. -1 2 8 сил (ООО Издательство АСТ»)
ISBN 978-5-271-17087-4 (ООО Издательство Астрель»)
ISBN 0-7160-21-000-5 (англ 978-5-226-00117-8 (ВКТ)
«Шахматы. Учебник для начинающих - очень необычная книга. Это фейерверк блестящих идей, которые автор развивал в течение многих лет преподавания шахмат юными не совсем юным ученикам. Автор точно нащупывает сердцевину каждой проблемы, которая может встать на пути у начинающего, и объясняет все трудные места с предельной ясностью.
Книга Шахматы. Учебник для начинающих достаточно проста, чтобы ее смог понять ребенок. Метод изложения ясени ненавязчив - ив чем-то даже поистине революционен. Поэтому книга признана классической на родине автора, она опубликована во всех англоязычных странах.
Дэвид Притчард - один из лучших шахматных писателей в Британии.
УДК 794 Б Б К Подписано в печать 29.01.2010. Формат Уел. печ. л. 6,72. Доп. тираж 4000 экз. Заказ № ЮОи.
Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2;
953004 - литература научная и производственная
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ Дот г.
ООО Издательство Астрель»
129085, г. Москва, пр. Ольминского, За ООО Издательство АСТ»
141100, РФ, Московская обл, г. Щелково, ул. Заречная, д. 96 Наши электронные адреса E-mail: ОАО Владимирская книжная типография. 600000, г. Владимир, Октябрьский пр-т, д. 7. Качество печати соответствует качеству предоставленных диапозитивов 978-5-17-044636-0
ООО Издательство АСТ»)
ISBN 978-5-271-17087-4 ООО Издательство Астрель»)
ISBN 0-7160-21-000-5 англ)
© ООО Издательство Астрель», 2007
ISBN 978-5-226-00117-8 (ВКТ)
© Elliot Right Way Books, MCMLXX

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие...................................................................................... 4
Введение.............................................................................................5
Ч АС ТЫ Правила игры .................................................................................... ЧАСТЬ Тактика. ЧАСТЬ 3
Стратегия..........................................................................................56
ЧАСТЬ Запись партии. ЧАСТЬ Партия. ЧАСТЬ Дебюты. ЧАСТЬ Окончания. ЧАСТЬ Что дальше

ПРЕДИСЛОВИЕ
Многие диаграммы в книге для экономии места приводятся в сокращенном варианте. Там, где представленная часть включает в себя угол или край диаграммы, это ясно указано, нов любом случае следует помнить, что используется вся шахматная доска — за исключением задач на компоновку в части Часто используются перекрестные ссылки например, (В отсылает вас к диаграмме В раздела Для чтения последней части книги необходимы шахматная доска и фигуры. Рекомендуется стандартный «Стаунтоновс- кий комплект

ВВЕДЕНИЕ
Шахматы - очень древняя игра. Ее прародительницей является чатуранга, в которую играли в Индии тринадцать веков назад, а возможно, и еще раньше. В те давние времена часто бросались кости для того, чтобы определить, какая фигура должна ходить.
Из Индии игра распространялась в другие страны способами, обычными для того времени — вдоль торговых путей и вслед за наступающими армиями. Исторические коллизии отразились на изменениях, которые претерпела игра. Нет ничего удивительного в том, что сегодня, например, существуют китайские и японские шахматы (соответственно сянцы и сёги) — и те и другие родились из одного источника. В эти шахматы играют по правилам, отличным от привычных для нас.
Из Индии игра продвинулась на запад, через Персию в исламские страны, и далее в Западную Европу (Испанию, Италию) приблизительно в 9 веке, но только шесть веков назад она приобрела свою современную форму.
За последнее столетие в связи с успехами в образовании игра распространилась очень широко, а относительная легкость путешествий сделала возможными соревнования между лучшими игроками различных стран. Первый матч за звание чемпиона мира по шахматам состоялся в 1886 году, и с тех пор игра начала быстро развиваться. Она дала миру многосильных мастеров. Большинство из них были европейцами, но наши, так называемые европейские шахматы, широко распространились по всему миру. Команды из более чем сотни стран соревнуются на Всемирных олимпиадах, которые проводятся разв два года.
Можно привести длинный список знаменитых и весьма умных людей прошлого, которые были неплохими шахматными игроками, но лишь немногие из них (а может быть, и никто) являлись подлинными мастерами в современном понимании даже Наполеон находил, что руководить шахматным войском
Шахматы. Учебник для начинающих
труднее, чем настоящими армиями Но умение играть вшах маты не связано с какими-то специальными дарованиями. Этот факт для большинства из нас ободряющий.
Наиболее важное и интригующее изменение шахмат в их истории произошло на наших глазах - тон в игре ныне задают молодые. На любом шахматном соревновании, включая сильные международные турниры, первую скрипку играет молодость, итак будет и далее на протяжении следующих 13 веков.
Эта книга предназначена для детей при обязательном руководстве со стороны родителей или учителей, но она также и для взрослых, желающих обрести уверенность в игре. При компоновке содержания книги я позволил себе руководствоваться замечаниями своих самых юных учеников, поскольку у начинающего более ясное представление о том, какими должны быть темп обучения, используемая методика и последовательность изложения материала.
Я ставил перед собой цель сделать объяснения максимально простыми, так что временами я излагаю общие принципы, не вдаваясь в подробности. Не думаю, что книга окажется трудной для чтения, но если я ошибаюсь, то готов выслушать критику в свой адрес
ЧАСТЬ Правила игры Игра Шахматы — это состязание двух игроков. Партия играется на шахматной доске из 64 клеток (8x8). Каждый игрок командует своей армией фигуру одного они светлые (белые, у другого - темные (черные. Клетки доски, также как и фигуры, обычно белые и черные — так они называются из-за своего цвета.
2
В начале игры (или партии) фигуры на доске расположены в так называемом НАЧАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ. Ходы делаются по очереди, но начинают белые. Ходом называется перемещение фигуры с одной клетки, на которой она находится, на другую, на которую она может переместиться согласно правилам игры. Если фигура противника находится на клетке, на которую стремится делающая ход фигура, то она считается взятой — снимается с доски и не принимает дальнейшего участия в игре. Таким образом, в шахматной игре число фигур на доске время от времени уменьшается, но никогда не увеличивается. Никакие две фигуры не могут занимать одновременно одну и туже клетку, и ни один из игроков не может взять собственную фигуру Шахматные фигуры
Перед началом партии у каждой из сторон по 16 фигур 1 король, 1 ферзь, 2 ладьи, 2 слона, 2 коня и 8 пешек. В обычных шахматных комплектах они выглядят так
Шахматы. Учебник для начинающих
Король Ферзь
Ладья Слон Конь
Пешка
Король Ферзь Ладья Слон Конь Пешка На диаграммах фигуры обычно выглядят так:
Ф@ ф SH ДА
Король Ферзь Ладья
Слон
£>41
1
1
Конь
Пешка
Каждая фигура ходит по-своему, но одинаковые фигуры ходят идентично. Фигуры - это не только король, ферзь, ладья, слон и конь, но и пешки, но их чаще выделяют в отдельный класс. Поэтому говорят, что перед началом партии у каждой из сторон по 8 ФИГУР и ПЕШЕК (иногда походу книги под фигурами будут пониматься и пешки Цель Игры
Цель игры (партии) состоит в пленении короля противника, и тот, кто это сделает первыми считается победителем. Но игра может окончиться и многими другими способами
Правила игры
как в случае победы одного из соперников, так в и случае ничьей Начальная позиция
Перед вами шахматная доска с фигурами в начальном положении. Каждый игрок (Белые и Черные на диаграммах) сидит позади собственной армии. Обратите внимание - доска расположена таким образом, что слева от каждого игрока угловое поле черного цвета.
(Черные)
(Черные)
(Белые)
(Белые)
Легко видеть расположение на доске фигур и пешек. Вы должны запомнить, что ФЕРЗЬ РАСПОЛАГАЕТСЯ НА КЛЕТКЕ СВОЕГО ЦВЕТА, так как король занимает соседнюю клетку. На всех диаграммах изображено так, что белые играют ВВЕРХ доски, а черные - ВНИЗ.
6
Пришло время объяснить несколько шахматных терминов. Если провести воображаемую вертикальную линию на шахматной доске строго по ее центру, то оба ферзя окажутся по одну ее сторону, а оба короля — по другую. Половина доски, в
Шахматы. Учебник для начинающих
которой располагаются 2 ферзя в начальной позиции, называется ФЕРЗЕВЫМ ФЛАНГОМ, а та, в которой короли, — КОРОЛЕВСКИМ. Королевский фланг белых находится справа от белого короля, а черных — слева от черного. Эти определения не меняют своего значения вне зависимости оттого, где походу партии могут находиться короли и ферзи Вертикали и горизонтали
Линии клеток, идущие сверху вниз (снизу вверх, называются ВЕРТИКАЛЯМИ, а те, что идут слева направо (справа налево- ГОРИЗОНТАЛЯМИ.
(Черные)
(Белые)
ВЕРТИКАЛИ
(Черные)
(Белые)
ГОРИЗОНТАЛИ
8
Диагонали. Центр
Поговорим о ДИАГОНАЛЯХ, На доске их 26, различной длины — от двух до восьми клеток, как показано на диаграмме. Каждая диагональ состоит из клеток одного цвета, в то время как у горизонталей и вертикалей клетки (по мере того, как мы движемся вдоль них) меняют свой цвет.
Под ЦЕНТРОМ понимаются четыре центральные клетки или, в более широком смысле — двенадцать
Правила игры
Центр имеет важное значение, о чем мы поговорим позже. Черные)
(Черные)
(Белые)
(Белые)
ДИАГОНАЛИ
ЦЕНТР
9
Познакомимся с каждой из фигур по отдельности. Как ходят короли, ферзи, ладьи и слоны, понять легко, и только ходы коней и пешек на первых порах вызывают некоторые затруд­
нения.
ю
Ладья и слон
ЛАДЬЯ ходит линейно — по вертикалями горизонталям, а СЛОН - по диагоналям в любом направлении. Ладья и слон могут пойти на любую свободную клетку вдоль линий, на которых они находятся, при условии, что на пути их движения не находится фигур любого цвета. Если ладья или слон могут пойти на клетку, занятую фигурой противника, то эта фигура забирается и сразу снимается с доски
Шахматы. Учебник для начинающих
Ходы ладьей
Ходы слоном
Далее мы покажем, что если этим фигурам ничто не мешает, они, имея большую свободу передвижений, могут пересечь всю доску за один ход. Но каждый ход может быть сделан только водном направлении. На пустой доске ладья, куда бы мы ее не поместили, может пойти на любую из 14 доступных ей клеток и способна достичь любой клетки за два хода, причем в каждом случае у нее есть два способа достижения этого.
Вам следует убедиться в этом, прежде чем продолжить чте­
ние.
Слон, поскольку он двигается по диагоналям, ходит исключительно по клеткам одного цвета в течение всей игры. Больше всего клеток (13) слон контролирует, когда находится в центре доски, и меньше всего (7), если он находится на ее краю. Вновь рекомендую проверить сказанное самостоятельно.
Поскольку слон ходит только по клеткам одного цвета, фигуры противника, занимающие клетки противоположного цвета, не могут быть им атакованы. Если вы посмотрите на начальное положение фигур на доске, то увидите, что у каждого игрока один слон расположен на клетке белого цвета, а другой — черного 1
Взятие
Взятие в шахматах не является обязательным. Взять фигуру противника как правило выгодно, поскольку это означает, что
Правила игры
его армия становится менее сильной по сравнению с вашей. При этом ослабляется его сопротивление, что облегчает вашу задачу.
Л В С
D
Е
Многие диаграммы в книге для экономии места представлены в обрезанном виде. В случае необходимости края или углы диаграмм ясно прорисо­
ваны.
На диаграмме А белая ладья атакует черного слона. Если очередь хода за белыми, то они могут забрать (взять) слона. На диаграмме В показано положение после взятия. Черный слон снят с доски. Если очередь хода за черными, то они могут увести своего слона с линии атаки, как, например, на диаграмме С. Слон не может напасть на ладью, так как она находится на клетке белого цвета. На диаграмме D ладья не атакует черного слона, так как ей мешает белый слон. Если эта фигура сделает ход, то ладья будет атаковать черного слона. На диаграмме Е, если очередь хода за белыми, они могут забрать любого слона. Если ни один из них не сдвинется со своего места (положим, черные играют другими фигурами, то ладья может забрать обоих слонов затри хода четырьмя разными способами. Можете убедиться в этом сами.
Не старайтесь запомнить эти или другие диаграммы, так как они приводятся лишь в качестве примеров. Попытайтесь понять ход рассуждений. Позиции на диаграммах вы, может быть, никогда больше не увидите, но идеи, которые они иллюстрируют, многократно встретятся в ваших партиях
Шахматы. Учебник для начинающих
12
Фигура, атакующая клетку (поле, занятую дружеской фигурой, называется обороняющей или защищающей, поскольку в случае ее (дружеской фигуры) взятия обороняющая (защищающая) фигура может снова взять на этом поле.
А
В
С
На диаграмме А белая ладья атакует слона, которого защищает ладья. Если белые (при условии, что очередь хода за ними) заберут слона (В, черные в свою очередь заберут ладью (С. Белые потеряли ладью, черные - слона.
13
Ниже представлены мини-позиции, которые помогут вам лучше понять характер ладей — как они ходят, атакуют, защищают друг друга.
А В С На диаграмме Ани одна из ладей никого не атакует и никого не защищает. На диаграмме В ни одна из ладей не атакована, но ладьи одного цвета защищают друг друга. На диаграмме С каждая ладья защищает свою напарницу и атакует одну ладью
Правила игры
противника. Ни одна из сторон не может выиграть фигуру в данном положении, чей бы ни был ходи какой бы ход ни был сделан (выиграть фигуру означает взять ее задаром. Это может показаться невероятным, но попробуйте сами На диаграмме D каждая из сторон имеет на выбор потри взятия. Чья очередь ходатаи выиграет ладью. Это верно для любого случая, когда четыре ладьи расположены на одной горизонтали или вертикали. Опять-таки рекомендую убедиться в этом самостоятельно.
14
Размен Если одна фигура берется, а другая такая же отдается (ладья за ладью слон заслона, тони одна из сторон ничего не теряет и не выигрывает. Такая ситуация называется РАЗМЕНОМ. Мы можем говорить о размене ладей, например.
15
Если вам есть, с кем играть (вы можете играть и сами против себя, попробуйте проверить свои умения. Поставьте доску так, чтобы нижнее левое поле было черным (помните об этом, и расположите четыре ладьи и четыре слона так, чтобы ни одна фигура не атаковала никакой фигуры другого цвета (это само по себе хорошее упражнение. Белые ходят первыми. Победителем считается тот игроку кого будет лишняя фигура при его очереди хода. Это простая игра, как крестики-нолики, и выиграть можно лишь тогда, когда противник сделает грубую ошибку. Одно из правил шахмат заключается в том, что если вы коснулись рукой фигуры противника при своем ходе, то вы должны забрать ее, если это возможно. Хорошо бы вам всегда приучиться следовать правилу тронул — ходи. Если вы сделали ходи отпустили руку от своей фигуры, вы уже не можете изменить сделанного.
Если вы руку не отпустили, то можете поставить фигуру на другую клетку, но ходить ею вы обязаны. Правильно вначале обдумать хода затем уже делать его без колебаний
Шахматы. Учебник для начинающих
16
Шахматные фигуры при своем движении формируют конструкции. Эти конструкции показывают взаимосвязь между различными фигурами и те ограничения, которые шахматная доска на них накладывает.
Ниже (во всей Части I) приводятся несложные задачи, которые позволят вам открыть эти конструкции для себя и оценить силу и слабости различных фигур. Вы глубже начнете понимать шахматы и увереннее станете в них играть.
Каждая из задач имеет несколько решений. Иллюстрации к задачам приведены в конце первой части.
ВСЕ ЗАДАЧИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ ДОСКИ ФОРМАТА Конструкция I Расставьте белые ладьи и обоих белых разно­
польных слонов («разнопольных» означает одного белопольного, который ходит исключительно по белым полями одного черно­
польного — который ходит по черным) так, чтобы ни одна из фигур не защищала другую.
Конструкция II Расставьте эти же четыре фигуры так, чтобы каждая фигура защищала одну фигуру и одновременно была защищена другой фигурой Ферзь и король
ФЕРЗЬ ходит одновременно и как ладья, и как слон. Следовательно, ферзь может перемещаться по прямой и по диагоналям в любом направлении. Ферзь — самая сильная из фигур.
КОРОЛЬ ходит также, как и ферзь, но только на одну клетку за один ход. Король, таким образом, контролирует одновременно восемь клеток, когда же находится на краю доски, то пять клеток, и три, если в углу доски
Правила игры
Ходы ферзя Ходы короля
18
Шах и мат
Мы уже упоминали о том, что цель игры состоит в пленении короля противника. Если король атакована значит, ему угрожает взятие наследующем ходу, то говорят, что он находится под ШАХОМ. Если вы напали на короля противника, то произнесите слово Шах. Это хорошая практика, хотя и необяза­
тельная.
Если король не может уйти из-под шаха, то это МАТ и партия закончилась.
A
B
C
D
Ладья на диаграмме А делает ходи объявляет черному королю шах В Это не мат, так как король может пойти на любую из шести клеток, помеченных буквой А, уходя из-под шаха. Король не может пойти на две клетки, помеченных буквой В
Шахматы. Учебник для начинающих
ибо на каждой из них он будет оставаться под ударом ладьи.
В правилах игры записано, что игрок, чей король находится под шахом, должен немедленно его из-под него увести. Этого можно добиться тремя различными способами) король может перейти на клетку, которая не атакована ни одной из фигур противника) фигура, давшая шах, может быть взята) фигура-защитник может быть поставлена между атакующей фигурой и королем.
Если уйти из-под шаха нельзя ни одним из этих способов, то король получил мат и игра заканчивается.
На диаграмме Сбелый ферзь делает ходи объявляет шах (D). Черные не могут спастись от этого шаха, так как три клетки, доступные их королю, атакованы либо ферзем, либо слоном. На доске мат. Черный король теряется и игра заканчивается.
Если мат - это всегда наилучший ход, который вы можете сделать в партии, то о шахе нельзя так категорически заявлять. Начинающие часто делают эту ошибку - они дают шах при первом удобном случае, наверное, получая удовольствие от возможности его объявить.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов


связь с админом