Главная страница

Авдеева В.Г. (ред) Первая помощь- Учебник для в... Учебник для водителеи удк 614. 86 Ббк 51. 122 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации


Скачать 5,67 Mb.
НазваниеУчебник для водителеи удк 614. 86 Ббк 51. 122 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
АнкорАвдеева В.Г. (ред) Первая помощь- Учебник для в.
Дата13.10.2017
Размер5,67 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаAvdeeva_V_G__red_Pervaya_pomosch-_Uchebnik_dlya_v.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#33786
страница1 из 12
Каталогdormikum

С этим файлом связано 15 файл(ов). Среди них: Памятка по неотложной помощи.pptx.pptx, Transversus_Abdominus_Plane_Block.pdf, TAPBlock.pdf, Osnovy_intensivnoy_terapii.pdf, Avdeeva_V_G__red_Pervaya_pomosch-_Uchebnik_dlya_v.pdf, Azbyka_ekg.pdf, Neinvazivnaya_ventilyatsia_legkikh.pdf, Neinvazivnaya_masochnaya_ventilyatsia_legkikh_pri_ODN_Moroz_VV.p и ещё 5 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

А
М И НЗДРАВСО Ц РАЗВИТИЯ bРОССИИbПЕРВАЯb
ПОМОЩЬ
УЧЕБНИК ДЛЯ ВОДИТЕЛЕИ

УДК 614.86
ББК 51.122 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Рецензенты и консультанты:
д.м.н., профессор, член-корреспондент РАМН, директор НИИ скорой медицинской помощи им. И.И. Джанелидзе, главный специалист по скорой медицинской помощи Минздравсоцразвития
Багненко С.Ф.
д.м.н., профессор, член-корреспондент РАМН, директор Всероссийского центра медицины катастроф Защита Росздрава Гончаров С.Ф.

директор ГУЗ Пермский краевой территориальный центр медицины катастроф
Федоткин О.В.
C89 Первая помощь : Учебник для водителей. — Мс илл В учебнике для водителей Первая помощь изложен порядок, правила и приемы оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях до прибытия бригады скорой медицинской помощи. Особое внимание уделено приемам оказания помощи при состояниях, угрожающих жизни пострадавших.
Учебник предназначен для подготовки водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий приемам оказания первой помощи. Он может быть использован преподавателями первой помощи в автошколах.
УДК 614.86
ББК 51.122
ISBN 978-5-91863-036-3

Введение...........................................................................................4
Тема I. Правовые основы оказания первой помощи при ДТП. Особенности перевозки опасных грузов. Осмотр места происшествия. Первая психологическая помощь пострадавшим в дорожно- транспортных происшествиях...........................................................15
Тема II. Основы анатомии и физиологии человека............................17
Правила и порядок осмотра пострадавших. Как нужно общаться с пострадавшим вовремя осмотра и оказания помощи...........................................................................................30
Тема III. Средства первой помощи...................................................31
Подручные средства первой помощи. Тема IV. Правила и приемы извлечения пострадавших из автомобиля40
Способы переноски пострадавшего. Транспортировка пострадавших...................................................45
Тема V. Сердечно-легочная реанимация..........................................53
Порядок выполнения реанимационных мероприятий по рекомендациям Европейского Реанимационного Совета Особенности реанимации у детей. Частные вопросы сердечно-легочной реанимации:
Механическая асфиксия. Электротравма. Утопление. Тема VI. Острая кровопотеря и травматический шок. Первая помощь при кровотечениях. Тема VII. Ранения, первая помощь. Техника наложения повязок. Профилактика инфекционных заболеваний, передающихся с кровью...........................................................................................109
Тема VIII. Травмы опорно-двигательной системы..........................110
Первая помощь при травмах конечностей...................................111
Травма таза. Травма позвоночника. Тема IX. Травма головы, первая помощь. Травма груди, первая помощь.........................................................128
Травма живота, первая помощь. Тема X. Термическая травма..........................................................138
Термические ожоги....................................................................138
Перегревание. Гипертермия. 143
Отморожения............................................................................148
Общее переохлаждение. Гипотермия.........................................149
Химические ожоги.........................................................................157
Тема XI. Острые заболевания и неотложные состояния..................154
Тема XII. Первая помощь при острых отравлениях. Перечень обязательных практических навыков оказания первой помощи. Список сокращений....................................................................177
з
Автомобиль в современном обществе стал неотъемлемой частью нашей жизни. Однако наряду с увеличением числа автотранспортных средств и повышением их скоростных характеристик наблюдается рост дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и связанного с ним травматизма. Возросла тяжесть последствий полученных травм. ДТП угрожают здоровью и жизни людей во всём мире, наносят значительный ущерб экономике государств. Ежегодно по причине ДТП в мире погибает до 1,2 млн. человек и около 50 млн. получает травмы различной степени тяжести, приводящие к инвалидизации пострадавших.
По прогнозам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) к
2020 году количество жертв ДТП достигнет 2,3 млн. человек в год. У
60-65 % пострадавших преобладает тяжелая политравма, характеризующаяся высокой летальностью, требующая экстренного оказания помощи на месте происшествия. Изучение сроков смертельных исходов у пострадавших в ДТП от момента получения травмы свидетельствует о том, что более 50 % из них погибают до поступления в больницу, впервые часа после получения травмы, часто до приезда бригады скорой медицинской помощи (СМП).
Основными причинами смерти пострадавших являются сочетание шока и кровопотери - более 40 %, тяжёлая черепно­
мозговая травма - более 30 %, травма, несовместимая с жизнью - около 20 %. Причинами высокой летальности является неоказание помощи сразу после травмы и отсутствие достаточных навыков оказания первой помощи у населения (в том числе у водителей) и сотрудников ГИБДД МВД России. Анализ оказания помощи при ДТП показал, что сотрудники дорожно-патрульной службы ГИБДД оказывают первую помощь пострадавшим менее чем в 1 % случаев, а водители в 7-8 % случаев.
В материалах федеральной целевой программы Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.» указано, что в
2004 году произошло 208 тысяч ДТП, в которых погибло 35 тысяч человек. По сравнению с 1997 годом летальность при ДТП выросла на 27,8 %. Из числа погибших 24—46 % - лица наиболее трудоспособного возраста. Ущерб от гибели людей при ДТП в России только за 2004 год составил 227,7 млрд рублей.
Однако в последние годы отмечается тенденция на снижение числа погибших в связи с повышением качества оказания медицинской помощи.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости обучения водителей транспортных средств приемам оказания первой помощи. Сегодня назрела необходимость организации эффективной системы обучения первой помощи всех участников дорожного движения
Правовые основы оказания
____________ первой помощи при ДТП____________
Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров Российской Федерации О Правилах дорожного движения № 1090 от 23.10.93 (введены в действия с 01.07.96, изменения, вступившие в силу с 01.04.2001) п. 2.5. гласят, что при ДТП водитель, причастный к нему обязан Немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию, выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь П Знак аварийной остановки выставляется на расстоянии 15 мот места аварии в населенных пунктах, 30 м вне населенных пунктов Не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию Принять возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать бригады скорой медицинской помощи и центра медицины катастроф, службы спасения. В экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение Сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства и возвратиться к месту происшествия Освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, принять всевозможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия Сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции Гражданский и Уголовные кодексы, Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях (КоАП РФ, принятый Федеральным законом от 30.12.2001 № 196-ФЗ определяют юридическую ответственность участников ДТП в случае неоказании помощи пострадавшим, а именно заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасности для жизни и здоровья...»
(Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 № Ф ст. 125).
Правовые основы оказания первой помощи при ДТП Первая помощь - вид помощи, включающий комплекс простейших мероприятий на месте происшествия и вблизи него, направленных на временное устранение причин, угрожающих жизни пострадавших и предупреждающих развитие тяжелых осложнений с использованием Аптечки первой помощи автомобильной) и подручных средств.
Первую помощь оказывают лица, не имеющие медицинского образования, руководствуясь Законом Российской Федерации О внесение изменений в статью Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации от 26 июня 2009 года № Рис. 1. Дислокация сил и средств, участвующих в оказании помощи при дорожно-транспортном происшествии.
В зону радиусом 5 метров допускаются лишь сотрудники аварийно-спасательных служб, ДПС ГИБДД и работники скорой медицинской помощи после устранения опасности взрыва или возгорания автомобиля. За пределами 10 метровой зоны ставятся автомобили этих служб и машины скорой медицинской помощи. Туда же выносятся части демонтируемого аварийного транспортного средства. При авариях перевозчиков взрывоопасных грузов этот радиус может быть увеличен до 200 метров
Опасным является груз, который при транспортировке может послужить причиной взрыва, пожара, а также вызвать травмы,
отравления и другие поражения, гибель людей и животных В нашей стране перевозка опасных грузов, в соответствии с Европейским Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ADR/ДОПОГ), принятом странами Западной Европы в 1957 году, регламентируется следующими документами Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года № 76 О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года 372 О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом Правилами безопасности при транспортировании радиоактивных веществ, ПБТРВ-94
• В случае международных перевозок - Правилами безопасной перевозки радиоактивных веществ МАГАТЭ: Вена, МАГАТЭ,
1973 года Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от
6 декабря 1994 года № 92 Об организации подготовки водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от
24 мая 1995 года № 26 Об организации подготовки специалистов автотранспортных предприятий, осуществляющих перевозку опасных грузов»
Организации и водители-предприниматели обязаны обеспечить выполнение специальных требований, изложенных в соответствующих нормативных документах, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения Федеральный закон О безопасности дорожного движения от
10 декабря 1995 года № 196-ФЗ (с изменениями от 2 марта 1999 года
Опасные грузы в зависимости от вида опасности подразделяются на классы согласно Государственному стандарту Грузы опасные. Классификация и маркировка (ГОСТ Для каждого класса опасности груза при авариях и инцидентах характерны свои определенные виды повреждений:
Класс
1
6
8
Типы грузов
Взрывчатые вещества
Маркировка
Газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением
Легковоспламеняющиеся жидкости
Воспламеняющиеся твердые вещества Самовозгорающиеся вещества
Окисляющие вещества и органические пероксиды
Ядовитые вещества инфекционные вещества
Радиоактивные материалы
Едкие и (или) коррозионные вещества
Прочие опасные вещества
Характерные поражения
Механические повреждения, ожоги
Механические повреждения, ожоги, отморожения
Термические ожоги
Отравления, химические ожоги Отравления, химические ожоги, инфекционные заболевания
Радиационные поражения
Химические ожоги
Отравления
Таблица Грузы опасные. Классификация и маркировка (ГОСТ 19433-88).

Транспортно-сопроводительные документы и маркировка при перевозке опасных грузов Водитель, осуществляющий перевозку опасных грузов помимо других транспортно- сопроводительных документов обязан иметь при себе ДОПОГ - свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов, (выдается после обучения по специальным программам в зависимости от особенностей классов опасных грузов свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов аварийную карточку системы информации об опасности
(СИО) - в ней отмечены наименование, класс опасного вещества, его пожаро- и взрывоопасность, опасность для живых организмов, код экстренных мер, меры первой помощи и индивидуальные средства защиты для данного вещества при перевозке особо опасных грузов - специальную инструкцию, разработанную организацией изготовителем, для определения мероприятий по ликвидации последствий ДТП информационную карточку СИО. В ней, согласно коду экстренных мер для данного вещества, определены конкретные действия при пожаре и утечке вещества, степень опасности попадания вещества в сточные воды и водоемы, а также меры по защите людей.
При перевозке опасных грузов на каждом грузовом месте упаковке) обязательно должна быть специальная маркировка тары (упаковки) с опасным грузом, включая знаки опасности по ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка (табл. 1);
• ДОПОГ и манипуляционные знаки (изображения, указывающие на способы обращения с грузом) по ГОСТ 14192-
96 Маркировка грузов (табл. В случае ДТП или другой аварийной ситуации при перевозке опасных грузов мероприятия по ликвидации последствий осуществляются согласно аварийной карточке системы информации об опасности (СИО) и коду экстренных мер
Таблица 2. Маркировка способов обращения с грузом (ГОСТ 14192-96).
> ' i t
гс\
Верх
(Указывает правильное вертикальное положение груза)
Хрупкое.
Осторожно
(Хрупкость груза.
Осторожное обращение с грузом)
Ограничение
температуры
Беречь от
влаги
Беречь от
солнечных
лучей
Крюками не
брать
(Запрещено применение крюков при поднятии груза)
ПЛИ
* ж \ +
_
_
= b l
н
Н'.
ш
Вилочные погрузчики не
использовать
Зажимать здесь
Не зажимать
Здесь поднимать
тележкой
запрещается
(Указывает места, где нельзя применять тележку при подъеме груза)
Поднимать непосредственно за груз

Не катить
Штабелировать
запрещается
Место
строповки
Особенности перевозки опасных грузов Пример маркировки опасного груза (рис. 2)
Манипуляционные знаки Хрупкое. Осторожно Верх - классификационный шифр
- класс ядовитые и инфекционные вещества - подкласс ядовитые
- категория нелетучие, без дополнительного вида опасности - степень опасности средняя Номер ООН - порядковый номер, присвоенный наиболее часто перевозимым опасным грузам Комитетом экспертов Организации Объединенных Наций по перевозке опасных грузов документ ST/SG/AC. Фото 1. Места нанесения марок на опасные грузы
При управлении автотранспортным средством с опасным грузом водителю запрещается резко трогать транспортное средство с места резко тормозить производить обгон транспорта, двигающегося со скоростью более 30 км/час;
• двигаться с выключенным сцеплением и двигателем курить в транспортном средстве и пользоваться открытым огнем оставлять транспортное средство без надзора осуществлять заправку автомобилей топливом на автозаправочных станциях общего пользования.
Водитель автотранспортного средства, осуществляющий перевозку опасных грузов, должен знать правила перевозки опасных грузов, основные виды опасности необходимые мероприятия при ДТП перед рейсом изучить значение кода экстренных мер и содержание аварийной карточки СИО. Водитель должен уметь пользоваться средствами индивидуальной защиты, знать приемы оказания первой помощи пострадавшим.
Порядок действия водителя при инциденте или аварии с опасным грузом. Выключить двигатель отключить аккумулятор. Убрать источники возможного воспламенения. Покидать кабину, держась только с наветренной стороны. Эвакуировать пострадавших членов экипажа из опасной зоны, держась с наветренной стороны. Вызвать скорую медицинскую помощь. Оказать пострадавшим первую помощь. Иметь при себе все сопроводительные документы и аварийную карточку системы информации об опасности. Выставить перед автомобилем и позади него знаки аварийной остановки. Определить степень опасности происшедшей аварии.
Ю.Изолировать опасную зону в радиусе минимум 10 метров знаком Въезд запрещен».
П.Удалить из зоны посторонних людей.
12.Сообщить в ГИБДД о случившейся аварии.
13.Надеть индивидуальные средства защиты.
14.Приступить к ликвидации последствий аварии до прибытия аварийных служб (согласно аварийной карточке и коду экстренных мер

__________ Осмотр места происшествия_________
Помнить о правиле золотого часа при оказании помощи!
Транспортировка
около 8 Время ожидания вызванной бригады скорой медицинской помощи - самое драгоценное время для спасения жизни человека (рис. 4); если в эти минуты не проводятся мероприятия первой помощи, то угроза для жизни пострадавшего многократно возрастает!
Чтобы оптимально использовать это ценное время нужно учитывать и косвенную информацию, помогающую выявить наиболее тяжелых пострадавших -12 минут

Рис. Рис. 3. Золотой час - время, в течение которого пострадавший должен быть доставлен на операционный столб рига до й скорой медицинской помощи.
Прием и обследование в клинике
около 20 min
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов
связь с админом