Главная страница

Учебно-методическое пособие для студентов стоматологического факультета X семестра учебно-методическое пособие. Краснодар, Кубгму, 2016. 74 с


Скачать 303,5 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов стоматологического факультета X семестра учебно-методическое пособие. Краснодар, Кубгму, 2016. 74 с
Анкор333_1.doc
Дата09.07.2018
Размер303,5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла333_1.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#48511
страница1 из 2
Каталогamritadent

С этим файлом связано 62 файл(ов). Среди них: TsIII_CA.pdf, Orekhova_L_Yu_osnovy_professionalnoy_gigieny.pdf, Osnovy_meditsinskogo_prava_v_Rossii.pdf, Wheeler_s_dental_anatomy_physiology_and_occlu.pdf, Anatomia_ulybki.pdf и ещё 52 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2


государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

министерства здравоохранения российской федерации

(ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России)


Кафедра терапевтической стоматологии


Учебно-методическое пособие для студентов

Стоматологического факультета

5 курса

«Эндодонтия»

Краснодар 2016

УДК 616.314-002-08

ББК 56.6

М

Составители:

зав. кафедрой терапевтической стоматологии ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России, к.м.н., доцент А.А.Адамчик, доцент И.О. Камышникова, доцент В.В. Зорина, доцент И.В. Хромцова, ассистент Вас.В.Таиров, ассистент В.В. Таиров, ассистент Ж.В. Соловьёва, ассистент Д.Н.Бондаренко, ассистент Н.Т.Подварко, ассистент И.В. Петренко, ассистент Т.В.Северина, ассистент К.Д. Кирш.

Рецензенты:

1.Зав. кафедрой хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ГБОУ ВПО КубГМУ, д.м.н., профессор Т.В. Гайворонская

2. Заведующий кафедрой ортопедической стоматологии

ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России, профессор В.В.Еричев

«Эндодонтия». Учебно-методическое пособие для студентов стоматологического факультета X семестра: учебно-методическое пособие. Краснодар, КубГМУ, 2016. – 74 с.
Учебно-методическое пособие посвящено одному из важнейших разделов терапевтической стоматологии «Эндодонтия». Составлено в соответствии с примерной программой по стоматологии (2011) и в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060201 Стоматология (2011).

Предназначено для студентов 5 курса стоматологического факультета. Сведения, изложенные в пособии, необходимы для дальнейшего успешного освоения предмета терапевтическая стоматология.

Настоящее пособие может быть использовано для изучения раздела «Эндодонтия» студентами стоматологических факультетов медицинских ВУЗов, интернами, клиническими ординаторами, а так же врачами-стоматологами.
Рекомендовано к изданию ЦМС КубГМУ,

протокол № _ от ________ года

ПРЕДИСЛОВИЕ
В учебно – методическом пособии на основе анализа данных литературы изложены современные методики эндодонтического лечения.

Рассмотрены особенности лечения пациентов с заболеваниями пульпы и периодонта, относящиеся к группе риска и оказание им неотложной стоматологической помощи.

Описаны методики восстановления зубов после проведения эндодонтического лечения. Рассмотрены различные методики. Проанализированы основные ошибки, возникающие при проведении восстановления, даны рекомендации по предотвращению этих ошибок и нивелированию побочных действий.

Использование данного учебно-методического пособия позволит лучше ориентироваться в различных видах современных технологии эндодонтического лечения, показаниях их к применению, в зависимости от клинической ситуации.

Настоящее пособие может быть использовано для изучения раздела терапевтической стоматологии «Эндодонтия» студентами стоматологических факультетов медицинских ВУЗов, интернами, клиническими ординаторами, а так же врачами-стоматологами.

ВВЕДЕНИЕ
Варианты эндодонтического лечения зубов с различаются в зависимости от причины заболевания. Перед выработкой плана лечения врач должен попытаться выяснить причину, приведшую к воспалению пульпы зуба или периодонтальных тканей, особенно у пациентов, относящихся к группе риска.

Существующие особенности восстановления зубов после эндодонтического лечения требует специфических знаний для того, чтобы ориентироваться в различных типах реставрационных материалов и методик. Появление современных материалов требует особого подхода к препарированию, изоляции рабочего поля и подготовке тканей зуба перед работой.

Необходимо знать какие ошибки осложнения могут возникнуть на каждом этапе лечения.

Занятие №1.

ТЕМА: ЛЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ПУЛЬПЫ И ПЕРИОДОНТА, ОТНОСЯЩИХСЯ К ГРУППЕ РИСКА. ОКАЗАНИЕ ЭКСТРЕННОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ.

Продолжительность занятия __ мин.

1. Научно-методическое обоснование темы:

Приступая к эндодонтическому лечению, врач-стоматолог должен учитывать целый ряд факторов, и, в первую очередь, состояние здоровья пациента, наличие системных заболеваний, течение которых может быть связано с инфицированными корнями зубов, влиянием периапикальных очагов инфекции. Особого внимания требуют пациенты группы риска.

Повседневная работа врача-стоматолога имеет ряд характерных особенностей. Посещение стоматолога для большинства пациентов является сильным психологическим и болевым стрессорным фактором. В тоже время, среди пациентов встречаются люди разного возраста, нередко с отягощенным анамнезом, что может привести к непредвиденным осложнениям. В связи с этим, помимо профессионального проведения чисто стоматологических манипуляций, врачу-стоматологу нередко приходится сталкиваться с необходимостью оказания экстренной помощи при неотложных состояниях

2. Цель занятия:

Ознакомить студентов с особенностями лечения пациентов, относящихся к группе риска. Ознакомить студентов с существующими методами оказания экстренной помощи при неотложных состояниях различного происхождения.

В результате освоения темы занятия студент должен:

Знать: о взаимосвязи одонтогенных очагов инфекции и системных заболеваний организма, методы диагностики и дифференциальной диагностики неотложных состояний.

Уметь: планировать эндодонтическое лечение у пациентов группы риска, оказывать адекватную помощь при неотложных состояниях.

Владеть: методами прогнозирования возможных осложнений эндодонтического лечения у пациентов группы риска и их предупреждения, методиками оказания экстренной помощи при неотложных состояниях.

3. Контрольные вопросы:

1.Какие пациенты входят в группу риска.

2.Особенности планирования эндодонтического лечения у пациентов с пульпитом.

3.Особенности планирования эндодонтического лечения у пациентов с периодонтитом.

4.Меры профилактики возможных осложнений в процессе и после эндодонтического лечения.

5. Реабилитация пациентов группы риска после эндодонтического лечения.

6. Какие состояния относятся к неотложным.

7. Диагностика и дифференциальная диагностика неотложных состояний.

8. Оказание экстренной помощи при сердечно-сосудистой патологии.

9. Оказание экстренной помощи при патологии дыхательной системы.

10. Оказание экстренной помощи при лекарственной аллергии.

11. Оказание экстренной помощи при гипер-и гипогликемической коме.

12. Оказание экстренной помощи при острых неврологических состояниях.

4. Аннотация:

Проблема влияния патологических очагов в зубо-челюстной системе на состояние внутренних органов является актуальной на протяжении десятилетий. Имеются многочисленные исследования, свидетельствующие о неблагоприятном влиянии очагов острого и хронического воспаления в пульпе и периодонте на функции внутренних органов. У таких пациентов возможно развитие бактериемии, септического эндокардита, стрептококковой аллергии, нарушений в работе внутренних органов, снижение общей иммунологической реактивности организма и др. В тоже время, состояние здоровья пациента оказывает влияние на успех эндодонтического лечения. Кроме того, стоматологические манипуляции часто приводят к изменению функции центральной и вегетативной нервной системы, активации гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы. Это проявляется двигательным возбуждением, усиленным потоотделением, изменением сердечного ритма, повышением кровяного давления, в результате чего возрастает опасность ишемии миокарда, нарушения мозгового кровообращения, других осложнений. Особенно остро реагируют пациенты, относящиеся к группе риска, что должно учитываться при лечении таких пациентов.

По современным представлениям, в группу риска входят:

1. Пациенты с заболеваниями сердечно-сосудистой системы (инфекционный эндокардит; повышенная восприимчивость к внутрисердечной инфекции, ревматизм и ревматоидный артрит, врожденный порок сердца с шумами в области сердца; лица, оперированные по поводу замещения сердечного клапана, ишемическая болезнь сердца, нарушения сердечного ритма, гипертоническая болезнь и гипотония, нарушения мозгового кровообращения).

2. Пациенты с патологией дыхательной системы (бронхиальная астма, хронический бронхит, эмфизема легких).

3. Лица с аллергическими заболеваниями.

4. Пациенты с нарушением свертывающей системы крови.

5. Лица, страдающие патологией эндокринной системы.

6. В группу риска можно отнести лиц с заболеваниями крови.

7. Пациенты с ослабленным иммунитетом.

8. Пациенты с заболеваниями нервной системы и психическими заболеваниями.

При выборе метода лечения пульпита у пациентов из группы риска учитываются как общие, так и местные факторы. Имеет значение течение системного заболевания – обострение, ремиссия, наличие факторов, снижающих иммунитет, возраст пациента. Из местных причин немаловажное значение имеет уровень гигиены полости рта. Выясняется аллергологический анамнез.

У пациентов с тяжелым течением общего заболевания возможно расширение показаний к ампутационному методу лечения, односеансным методам.

При использовании витальных методов лечения необходимо учитывать переносимость анестетиков, влияние вазоконстрикторов, особенно у пациентов с гипертонической болезнью, особую осторожность нужно проявлять у пациентов с поражением свертывающей системы крови.

После завершения лечения пациенты должны находиться под наблюдением врача-стоматолога.

Приступая к эндодонтическому лечению по поводу периодонтита, врач-стоматолог должен решить вопрос о целесообразности консервативного лечения с учетом диагноза пациента, его состояния, возможного ухудшения здоровья, связанного с лечением. При необходимости возможна консультация лечащего врача. Если вопрос консервативного лечения решен положительно, его целесообразно проводить в период ремиссии или улучшения состояния, на фоне общего лечения.

Для профилактики обострения процесса рекомендуется назначение антибиотиков с учетом чувствительности микрофлоры. Профилактические курсы антибиотиков назначают за час до лечения и продолжают не менее 5 суток. Параллельно можно назначить метронидазол по 200 мг 3 раза в день в течение 5 дней.

При лечении ослабленных пациентов или лиц с нарушением иммунитета показания к применению антибиотиков расширяются.

Необходимо отметить, что в настоящее время показания к консервативному лечению значительно расширены, так как травма периодонта при эндодонтическом лечении значительно меньшая, чем при удалении зуба.

После завершения лечения пациенты должны находиться на диспансерном учете, что включает в себя периодические осмотры, санацию полости рта, контроль уровня гигиены, при необходимости, уроки гигиены.

Профилактика осложнений у пациентов с факторами риска.

Общие рекомендации:

1. Тщательный сбор анамнеза, выявление факторов риска, занесение их в историю болезни пациента.

2. При наличии общих заболеваний в анамнезе определить тактику лечения с учетом возможных осложнений.

3. При необходимости провести дополнительные обследования, консультацию с лечащим врачом, заключение аллерголога.

4. При наличии в анамнезе сопутствующей патологии предупредить пациента о том, что следует принимать обычно используемые препараты в день посещения врача-стоматолога.

5. Установить возможный риск от стоматологического вмешательства.

6. При выборе средств для премедикации и местного обезболивания необходимо учитывать психоэмоциональное и соматическое состояние пациента, а также объем, травматичность и продолжительность планируемого вмешательства.

7. Избегать создания стрессовых ситуаций при проведении лечения.

8. Перед проведением анестезии выяснить, какие лекарственные препараты принимает в настоящее время пациент и не было ли у него в прошлом аллергических реакций на лекарственные средства, планируемые к применению.

9. После проведенного лечения пациенту с фактором риска в анамнезе дать соответствующие рекомендации с учетом сопутствующей патологии.

10. С осторожностью проводить стоматологические вмешательства у пациентов пожилого и старческого возраста, когда снижаются компенсаторные возможности организма и повышается опасность развития осложнений.

11. При применении премедикации и анестезии, после завершения стоматологических вмешательств, необходимо оценить адекватность пациента (устойчивость в позе Ромберга , пальце-носовая проба, отсутствие атаксии (шатающейся походки). Желательно отпускать таких пациентов с сопровождающими.
Факторы риска, способные привести к развитию неотложных состояний

1.Сердечно-сосудистые заболевания.

Сердечная недостаточность

Ишемическая болезнь сердца (стенокардия), инфаркт миокарда

Сердечные аритмии

Гипертоническая болезнь

Гипотония

Нарушение мозгового кровообращения (инсульт)

2. Респираторные заболевания

Хронический бронхит / эмфизема легких

Бронхиальная астма

3.Аллергические состояния.

4. Ревматоидный артрит.

5. Нарушения процессов свертывания крови / гематологические заболевания.

5.1 Наследственные и приобретенные нарушения функции свертывающей системы крови.

5.2 Антикоагулянтная терапия.

5.3 Гематологические заболевания.

6. Эпилепсия / судорожный синдром.

7. Глаукома.

8. Заболевания эндокринной системы.

8.1 Сахарный диабет.

8.2 Тиреотоксикоз.

9. Инфекционные заболевания.

9.1 Вирусный гепатит.

9.2 Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД).

10. Заболевания почек/ хроническая почечная недостаточность.

11. Заболевания печени.

12. Злокачественные новообразования.

13. Остеопороз.

14. Другие факторы риска.

14.1 Беременность / период грудного кормлении.

14.2 Повышенное чувство страха.

14.3 Лечение больных – инвалидов.

14.4 Использование лекарственных препаратов.

При оказании экстренной помощи при неотложных состояниях самое главное – постановка диагноза, так как от этого зависит объем необходимых мероприятий по оказанию экстренной помощи.

Перечень факторов риска довольно объемный, поэтому остановимся на наиболее значимых.

Пациенты с сердечно-сосудистой патологией особенно остро реагируют на любые вмешательства в полости рта, независимо от их объема. Страх, боль, использование вазоконстрикторов (адреналина) могут спровоцировать приступ стенокардии или способствовать развитию инфаркта миокарда.

Ишемическая болезнь сердца, стенокардия, инфаркт миокарда.

Основным клиническими симптомом стенокардии является внезапный кратковременный приступ острой боли сжимающего или давящего характера в области сердца или за грудиной, с иррадиацией в левую руку или лопатку, иногда – в нижнюю челюсть. Пациент бледнеет, появляется чувство страха.

Если приступ стенокардии развился во время приема у врача-стоматолога, необходимо немедленно прекратить всякие манипуляции в полости рта и оказать экстренную помощь. Нужно измерить артериальное давление, сосчитать пульс. Незначительное кратковременное повышение или понижение давления (на 10-20 мм систолического) не представляет опасности. Более выраженное и длительное снижение АД говорит о развитии инфаркта миокарда, кардиогенного шока, а его повышение – о гипертоническом кризе.

С целью купирования болевого приступа рекомендуется нитроглицерин по 5мг под язык, коринфар (нифедипин, кордафен, фенигидин) 10мг под язык. После ликвидации болевого приступа пациент должен находиться под наблюдением, а затем направлен на консультацию к врачу-терапевту по месту жительства.

Инфаркт миокарда может развиться внезапно или на фоне приступа стенокардии, но при этом боль более интенсивная, продолжительная и не снимается нитроглицерином и наркотическими анальгетиками. Болевой синдром сопровождается резкой общей слабостью, холодным потом, бледностью и цианозом кожи и слизистых, головокружением, тошнотой или рвотой.

Экстренная помощь начинается с проведения мероприятий, направленных на купирование болей. Пациенту необходимо обеспечить полный покой. Дать одну-две таблетки нитроглицерина под язык, провести нейролептанальгезию (фентанил 0,005% р-р и дроперидол 0.25% р-р) медленно, в/венно.

При снижении артериального давления используют кордиамин (2мл 10% р-ра подкожно), сульфокамфокаин (2мл 10% раствора подкожно), кофеин (2мл 10% раствора п/к), в тяжелых случаях – мезатон, норадреналин.

Необходимо вызвать «Скорую помощь», госпитализация только на носилках.

Гипертонический криз – характеризуется повышением артериального давления значительно выше 145/160мм систолического и свыше 95мм – диастолического. Для гипертонического криза характерны следующие симптомы: головная боль, головокружение, тошнота, рвота, мелькание в глазах, шум в ушах, боли в сердце, похолодание конечностей, что может привести к развитию острой сердечной недостаточности, инфаркту миокарда, нарушению мозгового кровообращения и другим осложнениям.

При развитии гипертонического криза назначают седативные препараты, для снижения давления применяют капотен 0,025, физиотенз под язык, мочегонные препараты, грелку на область икроножных мышц. Пациент должен находиться в горизонтальном положении, так как возможно развитие ортостатического коллапса. Необходим постоянный контроль артериального давления и наблюдение врача в течение суток.

Нарушение мозгового кровообращения/ инсульт - характерны следующие симптомы:

- общемозговые – головная боль, начинающаяся в затылочной области, тошнота, рвота, оглушенность, дезориентированность, иногда потеря сознания.

- очаговые неврологические симптомы - преходящие парестезии, парезы, афазия, зрительные нарушения, неустойчивость, нарушение координации движений.

Экстренная помощь: больному необходимо придать горизонтальное положение, создать максимальный покой. Вызвать «Скорую помощь». До приезда «Скорой помощи» на голову положить холод, ввести спазмолитические и гипотензивные препараты (дибазол, эуфиллин, папаверин, но-шпа, мочегонные),

Обморок – состояние кратковременной потери сознания вследствие гипоксии мозга. Это наиболее легкая форма острой сосудистой недостаточности, обусловленная различными причинами (психоэмоциональное перенапряжение, резкая боль, длительное неподвижное состояние, медицинские манипуляции).

Клиническая картина обморока относительно однотипна. Внезапно появляется общая слабость, чувство дурноты, головокружение, звон в ушах, потемнение в глазах. Кожный покров бледен, конечности – холодные, пульс слабый, артериальное давление падает. Больной теряет сознание на несколько минут и может упасть.

Экстренная помощь: больного необходимо уложить, приподняв ноги и опустив голову, расстегнуть воротник, ослабить пояс, создать доступ свежего воздуха. Дать понюхать нашатырный спирт. Обрызгать лицо и грудь холодной водой, растереть виски, похлопать по щекам. Если есть возможность, укрыть одеялом, положить грелку к ногам.

Если эти мероприятия не помогают, подкожно вводят 2мл 10% раствора кофеина или кордиамин.

После восстановления сознания пациент некоторое время должен находиться под наблюдением врача.

Бронхиальная астма – основное проявление заболевания – приступы удушья от нескольких минут до нескольких часов. Появляется мучительный сухой кашель, резко затрудняется и удлиняется выдох, усиливается одышка, нарастает цианоз, кожа покрыта обильным потом.

Экстренная помощь: вводят с помощью ингалятора или в виде таблеток бронхорасширяющие препараты (эфедрин, изадрин, алупент). Хороший эффект оказывает эуфиллин в таблетках.

В тяжелых случаях внутривенно вводят 1мл 3% раствора преднизолона или 0,4% раствора дексаметазона.

Анафилактический шок – самое тяжелое и грозное проявление аллергических реакций немедленного типа. Анафилактический шок чаще всего возникает при парентеральном введении антибиотиков, анестетиков, сывороток и вакцин, белковых препаратов, рентгеноконтрастных веществ.

Клиническая картина характеризуется многообразием симптомов и тяжестью течения. Больные становятся беспокойными. Появляется чувство тревоги и страха, головная боль, головокружение, слабость, сдавление за грудиной, нередко боли в животе, тошнота, рвота, позывы к дефекации, жидкий стул. Падает артериальное давление, учащается сердцебиение.

Клиника анафилактического шока зависит от того, какие органы и системы поражены в большей степени. Выделяют несколько форм: с преимущественным поражением сердечно-сосудистой системы; с поражением органов дыхания; абдоминальную форму; церебральную форму.

Экстренная помощь: прогноз зависит от быстроты и эффективности медицинской помощи. Комплекс лечебных мероприятий должен быть направлен на выведение больного из состояния острой сердечно-сосудистой недостаточности, борьбу с бронхоспазмом, повышенной проницаемостью сосудистой стенки, отеком головного мозга и легких.

Больному обеспечивают покой, подкожно или внутримышечно вводят 0,5-1мл 0,1% раствора адреналина. Для подавления аллергической реакции и уменьшения проницаемости сосудистой стенки внутримышечно вводят 60-90мг преднизолона. Все мероприятия проводятся под постоянным контролем артериального давления. После улучшения состояния вводят антигистаминные препараты.

После оказания неотложной помощи пациент должен быть госпитализирован в отделение интенсивной терапии.

Гипергликемическая кома – развивается при недостатке инсулина в организме и развитии гипергликемии.

У пациентов усиливается жажда, появляется тошнота, рвота, резкая слабость, головная боль. Затем наступает прострация и затемнение сознания. Дыхание шумное, воздух пахнет ацетоном.

Экстренная помощь: немедленно ввести внутривенно 40-50 ед. инсулина с 20 мл изотонического раствора и 40-50 ед. подкожно. Одновременно вызывают бригаду скорой помощи для немедленной госпитализации.

Гипогликемическая кома – развивается при передозировке инсулина у больных сахарным диабетом или вследствие недостаточного поступления углеводов в организм, или повышенной потребности в углеводах (при тяжелой физической работе, реакции ожидания, стресса и т.д.).

Гипогликемической коме предшествует ощущение страха, тревоги, сильного голода, головокружение. Появляется слабость, потливость, резкая бледность.

Гипогликемическую кому необходимо дифференцировать с гипергликемической комой. Пациенту внутривенно вводят 20- 40 мл 40% раствора глюкозы.

При диабетической коме состояние не улучшится, при гипогликемической коме наблюдается улучшение.

Экстренная помощь заключается во внутривенном введении 40-50 мл 40% раствора глюкозы. Если пациент в сознании, можно дать стакан сладкого чая или раствор глюкозы, съесть сахар или конфету.

Пациент подлежит госпитализации.

Эпилептический припадок является проявлением эпилепсии. Обычно он начинается внезапно, иногда отмечаются предвестники в виде ухудшения самочувствия, головной боли, ауры.

Пациент внезапно теряет сознание, падает, издавая громкий крик, у него развиваются тонические судороги – туловище и конечности вытягиваются, голова запрокидывается, дыхание задерживается, шейные вены набухают, челюсти плотно сжаты. Дыхание хриплое, может западать язык. Изо рта выделяется пенистая слюна, окрашенная кровью из-за прикусывания языка. Часто наблюдается непроизвольное мочеиспускание, иногда – дефекация. Эта фаза продолжается 2-3 минуты, после чего больной приходит в себя, о припадке ничего не помнит.

Экстренная помощь – во время припадка нужно принять меры к тому, чтобы пациент не получил травму, руками придерживать голову. Если голова запрокинута и имеется западение языка, необходимо повернуть голову набок, попытаться развести челюсти

Обязательно вызвать бригаду скорой помощи.
5. Домашнее задание:

1. Составить схему обследования пациента, относящегося к группе риска.

2. Выписать рецепты препаратов для профилактики осложнений при эндодонтическом лечении.

3. Написать схему дифференциальной диагностики неотложных состояний.

4. Выписать рецепты препаратов для оказания экстренной помощи при неотложных состояниях.

6. Литература:

Основная:

1. Терапевтическая стоматология: Учебник для студентов медицинских вузов/Под редакцией Е.В. Боровского. - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. - С. 400-409.

2. Боровский Е.В. с соавт. Терапевтическая стоматология.- М.: Медицина, 2006. – 736 с.

3. Особенности оказания стоматологической помощи пациентам с факторами риска. Методические рекомендации. Под ред. Дамир Е.А. и Панина М.Г. – Москва, ВУНМЦ, 1997. – 44с.

4. Токмачев Ю.К., Максимовский Ю.М., Лабезник Л.Б., Робустова Т.Г., Майоров Ю.М. Неотложные соматические состояния в практике стоматолога. – Москва,1993. – 91с.
Дополнительная:

1. Боровский Е.В. Кариес зубов: препарирование и пломбирование. - М.: АО «Стоматология», 2001.

2. Боровский Е.В., Леонтьев В.К. Биология полости рта.- М.: Медицина, 2001.

3. Особенности оказания стоматологической помощи пациентам с факторами риска. Методические рекомендации/ Под ред. Е.А.Дамир, М.Г. Панина. - Москва, ВУНМЦ. – 44 с.

7. УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ:

1.Пациенту А., 20 лет, был поставлен диагноз: Острый очаговый серозный пульпит 36. В течение 2 лет страдает ревматоидным артритом, находится на диспансерном учете у врача - ревматолога, который считает, что у пациента в настоящее время состояние ремиссии.

Какова тактика врача-стоматолога в данной ситуации.

2.Пациентка В.,25 лет, жалуется на наличие свища на десне, в области правого верхнего клыка. Зуб не беспокоит. В анамнезе хронический эндокардит, в настоящее время стадия ремиссии (со слов пациентки).

При осмотре 13 серого цвета, имеется глубокая кариозная полость на дистальной поверхности, сообщающаяся с полостью зуба, зондирование безболезненное, на десне в области переходной складки свищ с гнойным отделяемым. На рентгенограмме в области верхушки корны13 имеется очаг разрежения костной ткани без четких границ до 7мм.

Поставить диагноз.

Какова тактика врача-стоматолога при лечении пациентки?

3. Пациентка К., 26 лет, во время лечения зуба по поводу глубокого кариеса 46 зуба внезапно побледнела и потеряла сознание. Анестезия не проводилась.

Поставьте диагноз.

Каков объем экстренной помощи.

4. Пациент У., 28 лет, после проведения инфильтрационной анестезии ультракаином побледнел. Жалуется на слабость, головокружение, затруднение дыхания. АД 90/55.

Поставьте диагноз.

Определите объем необходимой экстренной помощи.

Занятие №2.

ТЕМА: РЕСТАВРАЦИЯ ЗУБОВ ПОСЛЕ ЭНДОДОНТИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШТИФТОВ И ОРТОПЕДИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ.

Продолжительность занятия __ мин.

1. Научно-методическое обоснование темы:

Споры по поводу наилучшего способа реставрации зубов после эндодонтического лечения не прекращаются до сих пор. Многие врачи разных стоматологических школ добиваются неплохих результатов порой абсолютно разными способами. В данной теме затрагиваются некоторые классические принципиальные факторы, которые считаются общепринятыми во всем мире, и которые необходимо учитывать каждому стоматологу, выполняющему восстановление зубов после эндодонтического лечения

2. Цель занятия:

Понять и усвоить методики восстановления депульпированных зубов.

В результате освоения темы занятия студент должен:

Знать: способы реставрации после эндодонтического лечения.

Уметь: использовать методики реставрации зубов после проведенного эндодонтического лечения.

3. Контрольные вопросы:

1. Цели эндодонтического лечения.

2. Показания к методу восстановления после эндодонтического лечения.

3. Восстановление зубов с помощью пломбировочных материалов.

4. Аннотация:

Восстановление зубов после эндодонтического лечения преследует 3 цели:

  • Устранение косметических нарушений.

  • Восстановление утраченной функции.

  • Обеспечение герметичности эндодонтической обтурации.

Основной целью эндодонтического лечения является устранение бактерий из корневого канала. С точки зрения эндодонтии - цель реставрации зуба после эндодонтического лечения является предотвращение реинфецирования системы корневых каналов. Таким образом, эндодонтическое лечение не может считаться законченным, пока зуб не отреставрирован полностью, так, чтобы предотвратить повторное бактериальное загрязнение.

Первое, во что трудно поверить и врачу-эндодонтисту, и реставратору – это то, что качественная реставрация влияет на прогноз эндодонтического лечения гораздо больше, чем всё предшествующее эндодонтическое лечение. Для того, чтобы не быть голословными, обратимся к мировой статистике (Ray и Trope 1995). Успешный прогноз составляет:

  • Хорошая эндодонтия + качественная реставрация >90%

  • Плохая эндодонтия + качественная реставрация

70%

  • Хорошая эндодонтия + плохая реставрация 45%

  • Плохая эндодонтия + плохая реставрация 15%

    Корональное микроподтекание является общепризнанной причиной неудач эндодонтического лечения. Это подтверждается многочисленными исследованиями.

    На основании вышеприведенных данных можно сделать вывод, что качество окончательных реставраций будет соответствовать качеству предшествующего эндодонтического лечения и не может его превышать. Но плохая корональная герметизация сильно может ухудшить прогноз идеального эндодонтического лечения.
    При реставрации зубов, так же необходимо учитывать изменения, произошедшие в них, связанные с эндодонтическим лечением.

    Первое, на что необходимо обращать внимание – это уменьшение прочности зубов. По данным Reeh E.S., Messer H.H., Douglas W.H., изучавшим влияние эндодонтического лечения и реставраций на прочность зубов – эндодонтические процедуры уменьшают прочность зуба только на 5%. Но нам не стоит забывать, о создании эндодонтического доступа, при котором нарушается структурная целостность, обусловленная коронковым дентином крыши полости. Препарирование мезиально-окклюзионно-дистальной полости приводит к снижению прочности зуба более чем на 60%. При чрезмерном удалении тканей зуба, при создании эндодонтического доступа, обычная функциональная нагрузка может привести к отколу бугров или перелому зуба в месте наибольшего истончения, чаще всего на уровне цементо-эмалевого соединения.

    При восстановлении эндодонтически леченых зубов, также нельзя забывать о необратимом изменении их физических свойств. Жесткость и прочность моляров после эндодонтического лечения уменьшается на 15%. Это связано с нарушением коллагеновых связей и обезвоживанием дентина.

    На выбор материалов и способов реставрации влияют все изменения, сопутствующие эндодонтическому лечению. При выборе способа реставрации необходимо учитывать: количество оставшихся тканей зуба, анатомическое положение зуба, функциональную нагрузку на зуб и учитывать эстетические требования пациента. Конечно, все зубы нельзя четко разделить на категории. Ни одна из реставрационных систем не может использоваться во всех случаях. Но приведенные выше факторы имеют существенное значение при выборе реставрационного материала, культевой конструкции и коронки.

    Наиболее часто реставрация депульпированных зубов производится с помощью адгезивной реставрации композитными материалами. По мнению Leif Tronstad (2006), адгезивная реставрация композитными материалами является методом выбора при восстановлении всех зубов после эндодонтического лечения.

    Не смотря на все прелести адгезивного соединения композитов с эмалью и дентином, у этих материалов существуют недостатки не совместимые с жизнью в современной стоматологии. Все стоматологические композитные материалы по своим физико-химическим свойствам являются практически обычной пластмассой. Современные исследования показали, что для роста и размножения микроорганизмов – современные композиты, используемые в стоматологии, являются идеальной средой.

    Для доказательства правоты этого утверждения, цвет полости после удаления фотополимерной композитной пломбы поставленной около 5 лет назад будет черного цвета в отличии от восстановлений из амальгамы или цементов. Все объясняется очень просто: композит – замечательная среда для размножения микроорганизмов, даже если вы на 100% все сделали без нарушения технологии. О применении композитов стоит задуматься не только при реставрациях депульпированных, но и витальных зубов. Еще один интересный факт не в пользу композитов: ни один адгезив не способен полностью устранить микропроницаемость.

    При постановке фотополимерной пломбы с послойным нанесением материала, соединению слоев способствует то, что после отверждения светом на поверхности каждого слоя остается очень тонкий монослой толщиной около 10-50 мкм, который не отвердился из-за ингибирующего влияния кислорода. При использовании заготовок из композитов типа вкладки и штифтов такого неотвержденного слоя не существует. Следовательно, полимерный цемент соединяется непосредственно с полностью отвержденным полимерным композитным материалом или пластмассой.

    Стеклоиономерные цементы можно применять для небольших реставраций, когда прочность культи не имеет принципиального значения. Стеклоиономерные цементы растворимы (гидрофильны) и чувствительны к влаге. Низкая прочность и хрупкость является противопоказаниям для восстановления фронтальных зубов или бугров. Стеклоиономеры можно применять в боковых зубах, когда можно разместить материал «одной порцией», имеется значительная часть оставшегося здорового дентина, возможно создание дополнительных ретенционных пунктов и можно контролировать доступ влаги.

    5. Домашнее задание:

    1. Перечислите пломбировочные материалы для восстановления депульпированных зубов, укажите их достоинства и недостатки.

    6. Литература:

    1. Боровский Е.В. Проблемы эндодонтического лечения // Клиническая стоматология. 1997.-№ 1.- С. 12-14.

    2. Боровский Е.В. Клиническая эндодонтия. - М.:АО «Стоматология», 1999. – С.161-164.

    3. Борисенко А.В. Композиционные пломбировочные материалы. М., 1999.- 172 с.

    7. УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ:

    1. Пациент Б., 25 лет, обратился с жалобами на самопроизвольные боли в области 36 зуба. Объективно: зуб 36 не изменен в цвете, на апроксимальных поверхностях пломбы из композита. Перкуссия слабо болезненна. При электроодонтометрии реакция возникает при воздействии электрическим током силой 80 мкА.

    Поставьте предварительный диагноз.

    Какие необходимо провести методы лечения?

    2. Пациенту Д. полгода назад проведено терапевтическое лечение 15 зуба по поводу пульпита. Жалобы на изменение цвета зуба. При осмотре полости рта отмечается: в зубе 15 - пломба из композита МОД-локализации. 15 зуб имеет более темный оттенок по сравнению с рядом стоящими зубами.

    Какие методы исследования необходимо провести данному пациенту?

    Укажите возможные причины дисколорита 15 зуба.

    Занятие №3.

      1   2

    перейти в каталог файлов
  • связь с админом