Главная страница

Учебно-методическое пособие Рязань 2011 2 ббк б18 88. 8я73


Скачать 0,82 Mb.
НазваниеУчебно-методическое пособие Рязань 2011 2 ббк б18 88. 8я73
АнкорBaykova_L_A_Uchis_uchitsya_2-e_izd.pdf
Дата04.09.2018
Размер0,82 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBaykova_L_A_Uchis_uchitsya_2-e_izd.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебно-методическое пособие
#52748
страница1 из 8
Каталогid330704232

С этим файлом связано 28 файл(ов). Среди них: Akhmetshina_A_A_-_Organizatsia_sistemy_psikhologo-pedagogichesko, Russkiy_yazyk_Russkaya_slovesnost_8_kl_Metodichka.pdf, Angliyskiy_yazyk_Rabochaya_tetrad_s_textami_dlya_chtenia_4_klass, Smeshnoe_i_grustnoe_na_shkolnoy_stsene_Sbornik_stsenariev.pdf, Esenina_S_A_-_Kak_nauchit_vashego_rebenka_bystro_schitat_1-4_kla, numeri-snails-20.pdf, Sukhin_I_G_800_novykh_logicheskikh_i_matematicheski.pdf, Kraychinskaya_S_B__Samofeev_I_A_-_Model_razvitia_regionalny_sist, Russkiy_yazyk_Russkaya_slovesnost_7_kl_Metodichka.pdf, trenirovochnye_primery_po_matematike_schyot_v_predelah_100_2_kl_ и ещё 18 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»
Л.А. Байкова
А.И. Самошин
УЧИСЬ УЧИТЬСЯ
Учебно-методическое пособие
Рязань 2011

2
ББК
Б18
88.8я73
Б18
Печатается по решению редакционно-издательского совета Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего про- фессионального образования «Рязанский государственный университет имени
С.А. Есенина» в соответствии с планом изданий на 2011 год.
Рецензенты: Л.К. Гребенкина, д-р пед. наук, проф.
П.В. Горностаев, д-р пед. наук, проф. (г. Коломна, КГПИ)
Научный редактор Н.А. Фомина, д-р психол. наук, проф.
Байкова Л.А.
Учись учиться : учебно-методическое пособие / Л.А. Байкова,
А.И. Самошин ; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. — 2-е изд. — Ря- зань, 2011. — 108 с.
ISBN 5-88006-692-6
Цель пособия — помочь студентам и старшеклассникам учиться с ин- тересом и удовольствием. В увлекательной форме авторы книги посвящают молодого читателя в психологические тайны продуктивной учебно- познавательной деятельности, дают рекомендации по самопознанию и по- иску оптимальных для каждого способов овладения новым знанием. Учеб- но-методическое пособие поможет студентам использовать психологиче- ские знания в сфере саморазвития и самосовершенствования; соединение теоретических знаний с практикой самообразования будет способствовать формированию психологической культуры будущего специалиста.
Книга будет полезна широкому кругу читателей: старшеклассникам, студентам, молодым педагогам, студентам-практикантам, классным руково- дителям, организующим активные формы воспитательной работы по овла- дению учащимися секретами самообразования, преподавателям вузов.
самообразование, субъектная позиция, мотивация, научная органи-
зация труда.
ББК 88.8я73
© Байкова Л.А., Самошин А.И., 2011
© Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Рязанский государственный университет
ISBN 978-5-88006-692-6 имени C.А. Есенина», 2010

3
О
Т АВТОРОВ
Сколько времени потребовалось человечеству, чтобы научиться пользоваться огнем, изобрести колесо, придумать ал- фавит, который теперь дети изучают в первом классе? А сколько времени потратило человечество, чтобы изобрести числа и такую науку, как арифметика? Ответ прост — тысячелетия. В далеком средневековье любое арифметическое действие, например деле- ние или умножение, считалось настолько трудным, что далеко не всякий университет мог обучать этой премудрости. А вы попро- буйте это сделать, если вместо цифр стоят буквы.
В наше время открытия и изобретения стали обычным явле- нием. Так, двигатель внутреннего сгорания, атомная энергия, анти- биотики, спутники, компьютеры еще недавно были неизвестны че- ловечеству, а теперь о них знает каждый школьник. Сегодня мы отчетливо осознаем, что живем в непрерывно развивающемся ми- ре. Одних только патентов ежегодно поступает около 250 тысяч, печатается более 400 тысяч книг и 4 миллиона журнальных статей.
Жизнь идет вперед очень быстро и предъявляет к каждому челове- ку все более высокие требования. Многим жителям планеты чтение сайтов Интернет заменяет чтение книг и журнальных статей. Ин- тернет является инструментом, с помощью которого можно полу- чить доступ к любой информации со всего мира.
Образование, полученное в школе или университете, — это лишь основа для самообразования. А. Дистервег писал, что ум человека нельзя наполнить знаниями. Он сам должен схватить и усвоить их. Овладеть знаниями может человек лишь посредством своей собственной деятельности. Наличие диплома — не гаран- тия нашей образованности. Почему? Ответ на этот вопрос дали

4 психологи. Оказывается, окончивший школу, техникум, институт через год помнит из того, что изучал, только 60—70 %, а через два года — всего 50 %. Испаряются наши знания «как сон, как утренний туман», если их не подкреплять, если перестать зани- маться. Вот почему И.С. Тургенев писал в свое время: «будь ты хоть семи пядей во лбу, а учись, учись».
Для того чтобы идти в ногу со временем, необходимо серь- езно и систематически заниматься. Жизнь требует постоянного пополнения знаний, приобретения и совершенствования новых навыков и умений. Сегодня объем знаний удваивается каждое де- сятилетие, а в прикладных науках — через каждые пять лет. Све- дения об информационных и коммуникационных технологиях полностью обновляются каждый год. Так что специалист может
«постареть» за это время, хотя он и обладает базисными знания- ми, но не работает самостоятельно, не повышает свой уровень.
А самый лучший путь к «вечной молодости» — самообразование.
Вопрос лишь в том, как это делать наиболее рационально и эф- фективно, как овладеть культурой и необходимыми навыками этой работы. Обучаясь в вузе, нельзя пользоваться теми же мето- дами, что и в школе. Здесь на первое место выходит самостоя- тельность. Но как учиться самостоятельно? Вот здесь-то и нужна помощь. Как противопоставить обычному «авось» точный харак- тер работы? Вместо «кое-как» — хорошо продуманный план?
Как заменить «когда-нибудь» точными календарными сроками?
Самостоятельная работа студента должна быть систематичной, планомерной и целенаправленной.
Был проведен эксперимент: одной части студентов давали ин- струкции, как учиться, а потом сравнивали с другой частью, кото- рая таких инструкций не получала. Первая группа показала на сес- сии результат на 58 % выше, чем вторая. В одном из учебных заве- дений для первокурсников, которые плохо учились, ввели трехне- дельный курс «Как надо заниматься», и это сразу подняло уровень их успеваемости до уровня среднего студента и выше.
Восточная поговорка гласит: «Дай человеку одну рыбу и он будет сыт один день, дай ему две рыбы — он будет сыт два дня, а научи человека ловить рыбу — он будет сыт всю жизнь».
Научитесь учиться и вы сэкономите не только время, но и повы-

5 сите производительность труда, а ваши знания обретут проч- ность, мышление — ясность, а внимание — устойчивость. Но са- мое главное, вы приобретете полезные знания и навыки на всю жизнь.
Вопросы самообразования можно рассматривать через призму законов психологии и педагогики. Один из этих законов отражает зависимость успешности обучения и воспитания от субъектной позиции студента (ученика). Субъектная позиция означает способность, желание и готовность человека заниматься познанием окружающей действительности и самого себя.
Знание законов обеспечивает успех. Каким образом? Пред- ставьте себе, что вам нужно сдвинуть с места огромный камень.
Если вы сильны, то справитесь, а если нет? Зато вы знаете закон рычага. Теперь с помощью обыкновенной палки легко сдвигаете этот камень. Кто двигал камень голыми руками, тот затратил много энергии. Вы сделали это экономно и разумно. Вот почему так важно уметь учиться, то есть экономично и разумно расходо- вать свои силы и получать хорошие результаты, самостоятельно строить стратегию своего обучения вне зависимости от препода- вателя или структуры курса. Сейчас во всех учебных заведениях осуществляется переход от экстенсивных к интенсивным мето- дам образования, то есть усиливается акцент на самостоятельную работу учащихся. Но процесс обучения и самообразования дол- жен организовываться на основе правил научной организации труда. Только в этом случае можно сэкономить время и силы, со- хранить здоровье, материальные ресурсы.
Для того чтобы проверить, насколько хорошо вы работаете, ответьте на следующие вопросы:
1. Находите ли вы время на все, что хотите сделать?
2. Не испытываете ли вы цейтнот, когда работаете?
3. Не является ли этот цейтнот результатом плохого плани- рования работы или неэффективности методов обучения?
4. Занимаетесь ли вы иногда без видимых результатов?
5. Не затрачиваете ли вы на некоторые занятия больше вре- мени, чем требуется?

6 6. Не занимаетесь ли вы при одних условиях более эффек- тивно, чем при других? Знаете ли вы причину этих различий и возможности их использования?
7. Растрачиваете ли вы иногда время по пустякам, ничего не делая стоящего, интересного или результативного?
8. Меняете ли вы свои методы обучения в зависимости от предметов?
9. Удовлетворены ли вы своими успехами в учебе?
10. Знаете ли вы как увеличить эффективность обучения и исправить качество своей работы?
11. Успеваете ли вы сделать все, что запланировано?
Цель этой книги — помочь всем, кто хочет научиться зани- маться самостоятельно, облегчить поиск рациональных путей и способов приобретения знаний, помочь преодолеть «информа- ционный взрыв», стать субъектом своей жизни, образования, т.к. необходимость в этом велика.

7
К
АК МЫ УЧИМСЯ
Попробуйте сравнить себя с тем, каким вы были год-два назад.
Без сомнения, вы заметите много изменений. И дело не в том, что вы похудели или пополнели. Вы изменились не только физически.
За это время вы приобрели определенный жизненный опыт, стали больше знать, усовершенствовали какие-то навыки и, наоборот, утратили старые. Возможно, что вы научились лучше разбираться в чертежах, активнее выступать на собраниях, стали хорошо водить машину или работать на компьютере, у вас появились новые жела- ния, вам стало нравиться то, что раньше не нравилось. Все это гово- рит о том, что произошли изменения в вашей обученности. Но из этого не следует, что любой опыт приносит качественный результат и изменения в личности. Если мы ежедневно делаем что-то одно и то же, то не развиваемся. Саморазвитие происходит тогда, когда ситуация отличается от той, к которой мы привыкли, и посредством того, что мы делаем в таком случае. Это означает, что мы обучаемся только тогда, когда лично вовлечены в какую-то деятельность, когда преодолеваем определенные трудности.
Образование — активный процесс, который длится всю жизнь. На основе знаний вы выбираете себе друзей, книги, одеж- ду, профессию. Обучение в процессе образования всегда индиви- дуально. Какой бы одинаковой ни казалась ситуация для двух обучающихся, каждый учится согласно своим способностям, по- требностям, интересам, целям, мотивам и прошлому опыту.
Научение происходит как непроизвольно, то есть без участия с вашей стороны, так и произвольно, то есть в результате вашего сознательного и упорного труда. Так, страх темноты был не ре- зультатом ваших усилий, а случился помимо вашей воли. Этот процесс ненамеренного научения называется условным и впер- вые был описан И.П. Павловым. Как он происходит?
Допустим, ребенок хочет погладить кролика. Но как только он дотрагивается до него, звучит громкий сигнал. Ребенок, есте- ственно, пугается громкого звука. Если мы повторим это несколько раз, то он научится бояться кролика. Рефлекс замкнется, и ребенок будет показывать чувство страха при одном виде животного.

8
Если человек боится темноты, собак или змей, он может не знать, как произошло это научение. Все, что связано с нашими чувствами, заучивается благодаря условным рефлексам, без осо- знания. Иногда условный рефлекс может замыкаться на самых неожиданных вещах. Так, Шиллер во время приступа творчества обязательно клал на столе гнилые яблоки, писатель Золя привя- зывал себя к стулу, Монтескье надевал свежие манжеты, перед тем как сесть писать. Эти необычные действия настраивали их на творческую работу. Таких примеров можно привести множество.
Некоторые люди приходят с работы, берут газету, ложатся на ди- ван и, прочитав несколько строк, засыпают. Газета действует в этом случае лучше снотворного. Срабатывает условный ре- флекс. Поэтому очень важно понимать и контролировать прояв- ление условных рефлексов, так как они оказывают либо положи- тельное, либо негативное влияние на процесс обучения.
Чем больше мы готовы обучаться, тем успешней идет обра- зовательный процесс. Некоторые психологи говорят о том, что готовность и желание учиться важнее способностей. Кроме того, знания и умения, которые требуются для организации учебной деятельности, являются важным условием успеха в профессио- нальной деятельности.
Без специальных знаний и умений организации интеллекту- альной деятельности учение идет неэффективно. Предположим, вам необходимо решить математическую задачу. Вы пробуете один способ — не получается. Пробуете другой… И так до тех пор, пока не решите. Этот тип поиска идет путем проб и ошибок.
Посадите голодного кота в клетку, а чашку с молоком поставь- те за клеткой. Он сразу рванется на прутья, пытаясь пролезть через любое отверстие, будет царапать, кусать прутья, бросаться из сторо- ны в сторону, пока не нажмет случайно рычаг, которым открывается дверь. Посадите его снова. И снова он повторит все свои манипуля- ции, пока не добьется успеха. Постепенно кот усвоит то действие, которое открывает ему дверь. Теперь, после 15—20 попыток, он бу- дет сразу нажимать на рычаг, когда его посадят в клетку. В данном случае кот усваивает связь между определенным объектом и его це- лью — блюдечком с молоком. Метод проб и ошибок трудоемок. Та- кой способ применяли алхимики, когда смешивали наудачу различ- ные вещества. Несколько столетий неутомимо трудились они и дали

9 очень мало нашей науке. Современный химик, вооруженный гипо- тезой, может открыть больше полезных фактов, чем это сделали все алхимики за все свое существование.
В жизни все же часто приходится пользоваться методом проб и ошибок. Допустим, что вам нужно открыть ключом замок двери.
Ключей у вас целая связка. Вы берете последовательно ключ за ключом, пока не найдете нужный. Если у вас не заводится автомо- биль и вы не знаете почему, то смотрите: есть ли бензин, есть ли искра, действует ли топливный насос, пока не найдете причины.
Многие ответы в жизни мы находим именно этим методом.
Необходимо пробовать, чтобы научиться. В этом смысле многое в нашем опыте взято путем проб и ошибок. Но этот метод неэконо- мичен там, где можно применить другие методы. Даже само коли- чество проб и ошибок можно значительно уменьшить, если пораз- мышлять. Для этого думающий человек выдвигает гипотезу, пред- положение, каким способом можно решить данную проблему.
Ботаник Пфеффер заметил, что споры мужских цветов дви- гаются в воде и всегда находят женские цветы. Как они их нахо- дят? Очевидно, женские цветы выделяют какое-то вещество и оно служит путеводной нитью. Но что это за вещество? Может быть провести химический анализ цветов? Но это очень сложно, потребуются годы. Если же пробовать различные известные ве- щества, то можно натолкнуться на нужное? Но таких веществ ты- сячи. Всей жизни может не хватить. Тогда ученый берет все сто препаратов с верхней полки и смешивает их. Если среди них есть искомое, то споры начнут двигаться. Никакого движения. Он смешивает препараты со второй, потом с третьей, четвертой пол- ки — нет результата. И, наконец, на пятой полке оказалось нуж- ное вещество. Но как его найти? Ведь в смеси сто препаратов.
Пфеффер поступает очень просто — делит эту сотню пополам.
В первой половине ничего, а во второй — результат налицо. И он снова делит эти препараты на две половины, пока не находит же- ланную цель. В данном примере ботаник действовал путем мето- да проб и ошибок. Но это был не слепой перебор вариантов, а следование определенной системе.
Наше обучение часто идет через ассоциацию, т.е. через но- вые связи между стимулами и реакциями. Идея ассоциации ле- жит близко к идее условного рефлекса. Одним из самых общих методов в этом случае — ассоциировать неизвестное с извест-

10 ным. Это тот самый момент, когда мы говорим: «Дайте, я по- смотрю, на что это похоже». Затем сравниваете, ассоциируете неизвестное с чем-то известным. Например, объясняя, что такое
«персик», учитель сравнивает его с яблоком по размеру, цвету, очертанию. Это ассоциация по подобию. У нас проявляются тен- денции ассоциировать вещи по контрасту (ночь — день), по про- странству (луна — звезды).
Наше обучение часто происходит через конструирование и реконструкцию. Согласно этой точке зрения обучение происхо- дит, когда воспринимаются новые детали, которые подходят к тому, что мы знаем. Когда мы понимаем значение чего-то, ко- гда мы складываем «два и два», то осознаем причину и следствие.
Тогда наш ум конструирует и реконструирует все, что входит в него и из чего получается смысл.
Наше обучение начинается со дня рождения и длится всю жизнь. Как говорится в пословице, «век живи, век учись», а ка- ким ты станешь, будет зависеть от того, как ты учишься. Вы чи- таете газеты, слушаете радио, смотрите ТВ, путешествуете по
Интернету, беседуете с другими людьми и узнаете от них что-то новое. Вы узнаете лучше себя, других людей. Через пробы и ошибки, активное мышление, прозрение, сознательно и бессо- знательно вы находите новые пути удовлетворения своих по- требностей. Вот почему этот беспрерывный процесс обучения нуждается в контроле. Для того чтобы обучение было целена- правленным, а не случайным, полезно знать следующее:
1. Осознавайте изменения, которые происходят в вашей личности, навыках, знаниях за определенный период времени.
2. Не позволяйте развиваться плохим привычкам в обуче- нии и поощряйте хорошие. Человек может и должен изменять то, что происходит в нем. Другими словами, поощряйте хорошее обучение, хорошие условные рефлексы, которые повышают эф- фективность обучения.
3. Продумайте, в каком направлении вы хотите измениться: знать лучше свою специальность, лучше понимать и запоминать прочитанное, уметь хорошо вести записи, развивать настойчи- вость и усидчивость.
4. Если вы знаете, каким человеком хотите стать через год, через пять лет или десять, то включайте в ваш план такие упражне- ния, такой опыт, который вам поможет осуществить задуманное.

11
Н
ЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ
ЭФФЕКТИВНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ
Вспомните, как вы читали и перечитывали главу, но все равно почти ничего не запомнили. Почему? Это случилось, веро- ятно, потому, что вы не были готовы к обучению. Очевидно, у вас не было достаточных знаний для понимания и усвоения прочитанного материала, но скорее всего у вас не было желания запомнить. Ваш интерес спал.
В описанном выше эксперименте кота посадили в клетку голодным. У него существовало побуждение к тому, чтобы по- добраться к блюдечку с молоком. Мотивация также важна и для человека, без нее он не будет приведен в состояние го- товности настойчиво и упорно работать, активно усваивать знания. Четкое осознание цели, страстное желание достичь этой цели, определенный план работы — вот первоначальные требования для эффективного обучения. Без мотивации чело- век не будет приведен в состояние готовности настойчиво и упорно работать.
Под мотивацией мы понимаем то, что нами движет, побуж- дение, условие, которое находится внутри нас, когда у нас есть цель.
Вот как студенты описали свою мотивацию, изучая исто-
рию:
1. Я учил потому, что хотел узнать больше об Отечествен-
ной войне, мой дед участвовал в ней.
2. Я учил потому, что таково было задание.
3. Я учил потому, что преподаватель считает очень важ-
ным знание этого периода.
4. Я учил потому, что у моего друга такое задание и он хо-
чет, чтобы я помог ему.
5. Я учил потому, что интересуюсь историей.
6. Я учил потому, что делаю это всегда.
7. Я учил потому, что меня завтра спросят на уроке.
Итак, эти студенты учили один и тот же предмет, но у них были разные побудители, мотивы:

12 а) личный интерес, б) потребность в материале, в) принятие чьего-то взгляда, г) материал надо знать, д) оказать кому-то помощь, е) желание получить хорошую оценку, ж) подчинение авторитету, з) желание избежать дискомфорта.
Вот и получается, что цель вроде одна, а мотивация у сту- дентов совершенно различна.
Мотивация, без сомнения, определяет как объем, так и каче- ство усвоенного материала в процессе образования.
Вот несколько советов для усиления мотивации:
● попытайтесь оценить важность в вашей настоящей и бу- дущей жизни изучаемого предмета; если вы не видите в нем по- требности (а это может случиться), попытайтесь найти в нем что- то хорошее, что побудит вас к увеличению усилий;
● проделайте такой эксперимент: свяжите изучаемый вами учебный предмет с профессией, придайте смысл учебному пред- мету и мотив для самостоятельной работы;
● поднимайте ваш уровень притязаний и свою значимость; интеллектуальная деятельность — тот же спорт: в ней могут быть победы, достижения, которые дают основания для того, чтобы вы уважали себя и были уважаемы другими.
Активное усилие — вот что необходимо. И усилие это — не слепое, а целенаправленное. Когда мы заинтересованы в чем-то, то пробуждается любопытство, концентрируется внимание. Когда интерес и потребность идут вместе, то это самая лучшая мотивация. Но часто в человеке одновременно присутствуют и борются взаимопротиворечащие мотивы. Ка- кой мотив возобладает, станет доминирующим? Мы часто осо- знаем это противоречие. Как помочь победить мотиву познава- тельному? Можно самому найти внешние стимулы, пробуж- дающие в нас интерес к изучаемому материалу. Задайте себе вопрос, в чем новизна читаемой информации? В чем заключается не- обычность подачи материала? В чем его практическая значи- мость для вас? В чем противоречивость информации? Есть ли парадоксы, противоречия? С чем вы не согласны? Найденные ответы хотя бы на некоторые вопросы вызовут радость, удив- ление, удовлетворение от полученного решения.

13
Процесс обучения должен быть окрашен положительными эмоциями. Учение — это не мучение, а радостный труд. Образо- вание, которое сопровождается чувством успеха, удовлетворени- ем своей деятельностью, усиливает результативность обучения.
Это удовлетворение называют фактором подкрепления. Психоло- ги считают, что эмоции, сопровождающие обучение, имеют большее влияние, чем другие факторы. Приятное воздействие имеет тенденцию возобновлять потребности, и мы стремимся по- вторить то, что привело нас к получению удовольствия. С другой стороны, недостаток удовлетворения, который возникает в ре- зультате неудач, гасит нашу активность.
Итак, мотивация и положительные эмоции— вот первые факторы эффективного обучения.
Что побуждает вас к учению? Проверьте себя. Мы предлага- ем вам ответить на ряд вопросов анкеты «Мотивация учения» (см.:
Приложение 3).
Как обстановка отражается на эффективности обучения?
Какие условия лучше всего способствуют учебе? Одно из них — постоянство места. Вырабатывайте привычку заниматься в опре- деленное время и определенном месте. Эффективности нужно учиться, а она во многом зависит от хороших привычек.
Привычное место для работы. Говорят, что философ Кант имел привычку обдумывать свои проблемы, глядя на соседский флюгер. И когда сосед убрал его, Кант подал на него в суд, так как отсутствие флюгера мешало его работе. Привычное место для работы ведет к эффективности. Оно становится своеобразным стимулом, на который организм отвечает соответствующей реак- цией. И эта реакция начала работы становится условным рефлек- сом. Таким же образом другие ситуации могут стимулировать спокойствие или нервозность, рассеянность или концентрацию внимания. Если вы хотите узнать, есть ли у вас привычка работать согласно расписанию, то заметьте, как вы садитесь заниматься — без дебатов с самим собой или с уговорами и понуканием.
Стол и стул должны быть правильных размеров, чтобы можно было принять удобную позу. Ноги обязательно должны касаться пола. Мягкое кресло нежелательно, так как оно ведет к расслабле- нию, а нам требуется определенный мускульный тонус для работы.
В то же время избегайте как излишнего напряжения, так и не-

14 оправданного расслабления. Учитесь включать в работу весь мозг, все тело. Отсюда важность хорошей окружающей обстановки.
Работа на компьютере должна быть за удобным столом, в кресле, которое позволяет сохранять правильную посадку — сидеть прямо, опираясь в области нижних углов лопаток на спин- ку стула (кресла), не сутулясь, с небольшим наклоном головы вперед. Предплечья должны опираться на поверхность стола, снимая тем самым статическое напряжение мышц плечевого поя- са и рук. Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голе- нью и бедром, должен быть не менее 90º. Уровень глаз должен приходиться на центр экрана или 2/3 высоты экрана. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана.
Нужно помнить, что во время работы на компьютере (ПЭВМ) в комнате повышается температура, снижается относительная влажность воздуха. Ухудшается его ионный состав. Поэтому обя- зательно проветривание комнаты в течение 10 минут через каждый час. На экран монитора не должен падать прямой солнечный свет и свет ламп. На экране не должны отражаться светильники. Сол- нечные лучи и блики не должны попадать в поле вашего зрения при работе на ПЭВМ. Основной поток естественного света должен быть слева. Помните, что оптимальное расстояние глаз до экрана видеомонитора должно составлять 60—70 см. Рассматривать ин- формацию на экране ближе 50 см не рекомендуется. Гимнастика для глаз при работе с компьютером должна проводиться через
15 минут (см.: Приложение 1). При этих условиях вы дольше буде- те сохранять работоспособность и не повредите зрение.
Интернет будет хорошим помощником в самостоятельной познавательной и учебной деятельности, потому что обладает це- лым комплексом достоинств:
— высокая скорость передачи информации;
— двусторонний характер телекоммуникации, обеспечива- ющий интерактивность;
— предоставление возможности работать с гипертекстом и мультимедиа;
— обеспечение дружественного интерфейса при работе со сложно структурированной информацией.
Реализация этих свойств возможна при использовании определенных услуг и сервисов сети.

15
Электронная почта (E-mail) позволяет обмениваться тек- стовыми и графическими сообщениями. Е-mail позволяет пользо- вателям работать в удобное для себя время:
— передавать сообщения;
— хранить в памяти компьютера учебную информацию с возможностью распечатки ее на принтере;
— осуществлять демонстрацию текстов и графиков на экране дисплея;
— использовать и пересылать компьютерные обучающие программы.
С помощью электронной почты организуются так называе- мые «виртуальные учебные классы». Например, в Интернете с помощью использования режима «списки рассылки» (mailing lists) реализуется возможность совместного общения групп поль- зователей. В созданной учебной группе объясняются правила и способы подписки и она приступает к работе. Кроме того, e- mail можно использовать для пересылки файлов, баз данных, до- кументов. Для того чтобы использовать электронную почту, до- статочно овладеть простым текстовым редактором и несколькими командами для отправки, приема и манипуляции с информацией.
Переход к письменной речи в E-mail воспитывает такие положи- тельные моменты, как точность и краткость выражения мысли, аккуратность и т.п.
Электронные конференции, или, как их часто называют, компьютерные конференции, позволяют получать на мониторе компьютера пользователя, как минимум, тексты сообщений, пе- редаваемых участниками «конференции», находящимися на раз- личных расстояниях друг от друга. Удобство состоит в том, что такой способ общения полезен и крайне дешев, поскольку для пользования им каждому участнику достаточно иметь лишь поч- товый ящик.
Электронные библиотеки — это новый уровень библиотеч- ного обслуживания.
В настоящее время библиотека Рязанского государственного педагогического университета имени С.А. Есенина оказывает сту- дентам и преподавателям серьезную помощь в самообразовании: http: // www.rspu.ryazan.ru (сайт РГПУ);

16 http: // www. rspu.ryazan.ru / lib/ index.htm (сайт библиотеки
РГПУ); http: // library.rspu.ryazan.ru/ (адрес электронного каталога библиотеки РГПУ).
В условиях компьютеризации функции библиотеки резко расширяются и усложняются, меняется миссия библиотеки. В со- временных условиях библиотека выступает в новом качестве —
«медиатеки». Наряду с традиционным книжным фондом в такой библиотеке теперь действуют новые рабочие зоны: видеотеки, фонотеки, диатеки, игротеки. С появлением электронных учебни- ков (CD-ROM) необходимостью в библиотеке становится нали- чие компьютера с доступом в Интернет, электронного каталога, а также ксерокопировальной техники.
При работе с компьютером, который дает доступ к большо- му объему информации, при самообразовании возрастает роль следующих умений:
— умения и навыки критического мышления в условиях ра- боты с большими объемами информации;
— навыки самостоятельного поиска учебного материала с использованием информационных и коммуникационных техно- логий;
— способности к академической мобильности;
— навыки работы в команде: умения сформулировать зада- чуи кооперативно ее решить;
— навыки самоконтроля;
— мотивация к самостоятельной познавательной деятельно- сти, самостоятельному учению в целом и к конкретному курсу в частности.
Книги и материал. Учебные принадлежности всегда долж- ны быть под рукой. Ручка, линейка, словарь, учебник, бумага, ко- торые лежат на столе, помогают войти в настроение и ритм рабо- ты. Такое настроение разрушается, если нужно прерывать работу, чтобы найти карандаш или книгу. На столе не следует держать лишние бумаги и вещи. Любимая ручка, чистые листы бумаги, цветы или верный талисман настраивают на творческий процесс, воодушевляют на работу.
Так как нет двух людей, которые бы имели одни и те же по- требности, то совет в отношении книг и материалов может но-

17 сить лишь общий характер. Однако хороший словарь, который дает правильное толкование слов — первое существенное усло- вие для каждого занимающегося самостоятельно. Однотомный толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова, в котором дается написание и толкование слов, а также словарь иностранных слов являются тому ярким подтверждением. До- полнительно к ним имеется ряд словарей по отдельным отраслям знаний. Если информацию получить в тот момент, когда она тре- буется, то ассоциации будут богаче, поэтому новые повороты проблемы, которые бы остались незамеченными, будут четко возникать перед вами.
Вам следует изучать свои потребности и постепенно приоб- ретать эти книги. Рассматривая свою программу обучения, важно спланировать, какую работу надо проделать в библиотеке, так как для нее требуется много книг, а какую — дома.
Хорошее освещение. Свет — это здоровье ваших глаз. За по- следние годы отмечается резкое увеличение расстройства зрения среди молодежи. Для сохранения остроты зрения не читайте на ходу, в троллейбусе, автобусе. Не следует читать лежа. Читайте только в хорошо освещенной комнате, источник света должен быть слева. Стол для занятий следует помещать так, чтобы днем свет не падал вам в лицо. Однако света должно быть достаточно.
Искусственное освещение должно быть таким, чтобы можно бы- ло легко читать, но не отбрасывать отсветы на книгу и на поверх- ность стола. Если приходится много читать, делайте перерыв че- рез каждый час работы на 10-15 минут. Если у вас даже нормаль- ное зрение, то все рано не следует смотреть телевизор больше трех часов в день.
Борьба с шумом. При учебе, как и при всякой умственной активности, требуется контроль. Следует так организовать свое окружение, чтобы получить усиливающие, желательные стиму- лы, а отвлекающие и неприятные насколько можно уменьшить.
Однако чтобы достичь совершенства, надо стать отшельником.
Недаром Эйнштейн писал, что самое лучшее место ученого — это место смотрителя маяка. Усилия, которые мы затрачиваем на борьбу с шумом и неудобствами, отвлекают энергию от основной задачи.

18
Психологи исследовали воздействие шума и тишины на ра- боту машинистки. Оказалось, что машинистка тратит на 19 % больше энергии на борьбу с шумом. Скорость печатанья при ти- шине возрастала на 4,3 %. Отвлекающие внимание факторы мо- гут не только нарушить работу или учебу, но и стать центром ин- тереса. Звуки радио, разговор, шум на улице — все это мешает работе. Если нельзя отделаться от шума или контролировать его, то достаточно усилия воли, чтобы отодвинуть его на зад- ний план. Тогда наступает вторичная адаптация, которая ведет к тому, что работа идет без дополнительной затраты энергии.
Интерес и желание заниматься помогут «закрыть» отвлекающие стимулы. Наше внимание не будет отвлекаться от работы, и мы перестаем замечать посторонние стимулы, как мы не замечаем шум на улице.
Идеальные условия желательны, но они не всегда возмож- ны. Поэтому надо учиться адаптироваться к неблагоприятным условиям. Многие великие люди работали в плохих условиях и добивались высоких результатов. Так, например, композитор
Доницетти сочинял везде и в любой обстановке, Вальтер Скотт мог работать в обществе детей, шумевших и прыгающих вокруг него.
Полезен чистый воздух, но без сквозняков. Эксперименты показали, что средняя температура лучше воздействует на рабо- тоспособность, чем жаркая или холодная. Но здесь каждый дол- жен находить «свою температуру», которая ему больше подхо- дит. Очень важна циркуляция воздуха.
Итак, давайте проверим, удовлетворительны ли условия для ваших занятий. На сколько вопросов вы ответите «нет»?
1. Тихо ли в вашей комнате?
2. Хорошо ли освещено ваше рабочее место?
3. Удобны ли стул и стол для работы?
4. Под рукой ли у вас необходимые книги?
5. Есть ли у вас толковые словари?
6. Под рукой ли у вас необходимый материал (бумага, ручка)?
7. Подходит ли вам температура, влажность и движение воздуха в вашей комнате?

19 8. Правильно ли установлен видеомонитор вашего компью- тера?
Отвечая «нет», вы тем самым видите, что вам необходимо исправить в первую очередь. Напишите список условий, которые необходимо изменить в лаборатории, в кабинете, на службе, что- бы повысить эффективность работы.
  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов
связь с админом