Главная страница

Общая эпидемиология и основы доказательной меди... Учебное пособие (11 глав) Общая эпидемиология и основы доказательной медицины И. П. Палтышев, Н. Н. Филатов. Под редакцией В. И. Покровского Глава


Скачать 0,51 Mb.
НазваниеУчебное пособие (11 глав) Общая эпидемиология и основы доказательной медицины И. П. Палтышев, Н. Н. Филатов. Под редакцией В. И. Покровского Глава
АнкорОбщая эпидемиология и основы доказательной меди.
Дата27.06.2018
Размер0,51 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаObschaya_epidemiologia_i_osnovy_dokazatelnoy_medi.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#10492
страница1 из 4
Каталогid15751547

С этим файлом связано 18 файл(ов). Среди них: Obschaya_epidemiologia_i_osnovy_dokazatelnoy_medi.pdf, pediatrija_infekcii_tablica.doc, anketa_bu_2017-2018.xls, GO.pdf, Zoonoznye_infektsii.pdf, Zayavlenie_i_zayavka_Prilozhenie_1.docx, Obschaya_epidemiologia_i_osnovy_dokazatelnoy_medi.pdf, povyshennaya_stipendia.zip, document.gif, PRAKTIKA_2014.doc и ещё 8 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4

1
Учебное
пособие (11 глав)
Общая
эпидемиология и основы доказательной медицины
И
. П. Палтышев, Н.Н. Филатов.
Под
редакцией В.И. Покровского
Глава
1. Объект, предметная область, цели, методы и формы эпидемиоло-
гического
познания в медицине.
Глава
2. Причинность в эпидемиологии.
Глава
3. Общенаучные приемы и методы, используемые в эпидемиологии.

2
Содержание
Глава
1. Объект, предметная область, цели, методы и формы эпидемиологического
познания
в медицине. ...................................................................................................................... 2
Глава
1. Объект, предметная область, цели, методы и формы эпидемиологического
познания
в медицине. ...................................................................................................................... 3
Объект и предметная область эпидемиологии. ......................................................................... 4
Цели эпидемиологии. ...................................................................................................................... 7
Методы эпидемиологии ................................................................................................................. 8
Резюме. ............................................................................................................................................ 9
Глава
2. Причинность в эпидемиологии. .................................................................................. 13
Факторы риска ............................................................................................................................. 18
Глава
3. Общенаучные приемы и методы, используемые в эпидемиологии. .................... 20
Основные формы мышления. ...................................................................................................... 21
Общенаучные приемы и методы. ............................................................................................... 22

3
Глава
1. Объект, предметная область, цели, методы и формы эпидемиоло-
гического
познания в медицине.
В российской и зарубежной медицинской литературе используются различные эпидемиологические термины, не имеющие общепринятых определений. Даже среди эпидемиологов нет единства в определении таких кардинальных понятий как эпидемиология, эпидемиологический подход к изучению болезней человека, эпидемиологические исследования.
Эпидемиологию, в самых общих выражениях, можно определить как определенный вид деятельности в медицине. Но какая это деятельность - научная или практическая или и то и другое вместе, в чем специфика
этой деятельности? А может быть эпидемиология не вид деятельности, а только лишь специальный метод изучения в медицине? Что означает понятие «эпидемиологический подход»? Чтобы ответить на эти и подоб- ные вопросы, необходимо подвергнуть анализу содержание понятия «эпидемиология».
Исходной позицией в этом анализе должно быть общенаучное (философское) представление о чело- веческой деятельности, которую схематично можно представить в следующем виде (рис. 1.1).
Объект
познания
и
сп
о
л
ь
н
и
т
ел
ь
ск
а
я
Ч
е л о в е ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь (любой вид)
научная
(специальная)
рутинная
П
р а к т и ч е с к а я
П
о з н а в ат е л ь н ая
у
п
р
а
в
л
ен
ч
ес
к
а
я
т
в
о
р
ч
ес
т
в
о
и
сс
л
ед
о
в
а
н
и
е
Формы
Цели
Методы
о
б
щ
ен
а
у
ч
н
ы
е
сп
ец
и
а
л
ь
н
ы
е
описать
объяснить
прогнозировать
Предмет
(предметная
область
)
Рис. 1.1 Схема общенаучного представления о человеческой деятельности.
Примечание. Подробно специальные методы, используемые в эпидемиологии и формы научного по- знания разбираются соответственно в главах 3 и 2.
Именно эта схема положена нами в основу представлений об эпидемиологии как специфическом виде человеческой деятельности в медицине и здравоохранении.
Согласно общенаучному представлению, большинство видов человеческой деятельности состоит из познавательной и практической составляющих. При этом приоритет принадлежит не просто познавательной, а специально организованной, то есть научной деятельности, которая при качественной организации способна добыть данные, необходимые для эффективной практики. При описании научного познания используют, в ча- стности, такие термины как научный подход, научные исследования и наука. Именно поэтому доказательство действительной, а не надуманной специфичности эпидемиологии связано с анализом ее познавательной науч- ной деятельности.
Продолжающиеся
дискуссии о том, что такое эпидемиология, по нашему мнению, прежде всего,
связаны
с общенаучными (философскими) проблемами познания.
Однако несмотря на все проблемы, современная философия практически едина в том, что представ-
ление
о любой науке, ее отличия от других наук, основано на четком определении объекта и предмета
данной
науки. Еще в недавнем прошлом многие философы считали эти слова синонимами, мотивируя глав- ным образом, тем, что оба понятия происходят от латинского objectum - предмет, объект
В современной теории познания принято различать объект и предмет научной деятельности, науки.
Объект
познанияэто определенное реальное явление, существующее независимо от нашего зна- ния о нем. Другими словами объект не прекратит своего существования, если в процессе его изучения мы так о нем ничего и не узнаем. Но, если мы сможем дать какое-то имя этому объекту (например, процесс возник-
новения
и распространения болезней в обществе), назвать хотя бы некоторые его внешние отличительные признаки (например, эпидемии), то уже самых скудных знаний достаточно для того, чтобы начать в принципе изучение этого объекта.

4
Но сразу познать объект в целом, не разобравшись во всех элементах и свойствах его составляющих, во всем многообразии его проявлений невозможно. Поэтому познание объекта процесс длительный, если не бесконечный, начинающийся прежде всего с изучения отдельных элементов, свойств, проявлений этого объекта. Из этого следует, что один или группа исследователей в зависимости от своих гипотез (но не произ- вольно), могут выбирать для изучения чаще всего лишь отдельные свойства, элементы, проявления одного объекта. Именно они, эти отдельные части, вместе составляющие объект, называются предметом изучения
(исследования) этого объекта. Выбор одного или нескольких предметов образует новый научный подход в изучении конкретного объекта. Первоначально новый научный подход - это идея изучать новую составляю-
щую
объекта, объекта уже изучаемого с помощью других, традиционных подходов, которые, однако, не дали на данный момент необходимых ответов. Новый научный подход реализуется в научных исследованиях до- бывающих факты, характеризующие данный предмет. Постепенное накопление фактов, их интерпретация и накопление знаний формирует отдельную науку.
Из сказанного следует, что один и тот же объект может изучаться разными науками, но каждая наука специфична, если она изучает свой предмет, хотя и в рамках одного объекта. При этом ни одна наука не может самостоятельно познать весь объект целиком, но может, обобщая свои знания и знания, накопленные другими науками формулировать теоретические представления об объекте в целом.
Таким образом, каждый научный подход, соответствующие ему научные исследования и наука имеют свой предмет изучения, методы и особые формулировки целей, при этом только предмет изучения ( в рам-
ках
одного объекта) определяет специфику познания, тогда как особенности реализации целей и специаль- ные (но не специфические) методы изучения носят подчиненный предмету характер.
Медицина, в процессе своего развития, для решения стоящих перед ней целей выработала различные подходы к изучению болезней человека – клинический, морфологический, физиологический, генетический и другие. На основе этих подходов проводились многочисленные исследования, накапливалась и анализирова- лась специфическая информация, что в итоге привело к образованию таких медицинских наук, как клиника различных болезней, анатомия, физиология, генетика и т. д .
В Древнем Мире зародился, но закрепился в медицине только в ХХ веке новый – эпидемиологиче- ский подход, на основе которого были разработаны специфические исследования и постепенно сформирова- лась новая наука - эпидемиология.
Поскольку как уже подчеркивалось представление о любой науке, и ее отличия от других наук, ос-
новано
на четком определении объекта и предмета науки, особенности эпидемиологической деятельности в медицине, следует начать с определения ее объекта и предмета.
Объект
и предметная область эпидемиологии.
В реальном мире существует сложнейший процесс - процесс возникновения и распространения бо-
лезней
в обществе. Именно этот процесс является объектом изучения большинства медицинских наук,
включая
эпидемиологию, которые, добывают знания необходимые, прежде всего для познания причин этого явления.
Причины проявляют свое патологическое влияние на разных уровнях организации жизни: суборга- низменных (органном, тканевом, клеточном, молекулярном и др), организменном и надорганизменном (или
уровень общества, населения, популяционный уровень).
Ни одной медицинской науке не под силу изучать проявления на всех уровнях организации жизни и, следовательно, ни одна наука не может считать своим предметом весь процесс возникновения и распростра- нения болезни.
Основным
предметом эпидемиологических исследований, а, следовательно, и эпидемиологии, в от- личие от других наук является патология, проявляющаяся на надорганизменном уровне (уровне общества,
популяционном
уровне) то есть заболеваемость. При этом эпидемиология изучает заболеваемость населе-
ния
любыми болезням независимо от их происхождения, тем более что для многих болезней оно еще далеко не расшифровано.
Поскольку любая патология это проявление объективно существующего процесса возникновения и распространения болезней, следовательно, и заболеваемость какой-либо болезнью также есть объектив-
ное
явление, (
а
не статистическая величина
) представленное всеми существующими, т.е.
выявленными
и не выявленными случаями этой болезни в данное время и на данной территории. Для болез- ней считающихся неинфекционными заболеваемость отражает просто объективную сумму случаев болезни.
Заболеваемость типичными инфекционными болезнями это не просто сумма заболевших (больных) – это про- явление сложного процесса, обусловленного различными механизмами распространения инфекции в общест- ве.

5
Заболеваемость не имеет качественных признаков, поэтому изучение заболеваемости неразрывно свя- зано с ее измерением. Измеряется (оценивается) заболеваемость выявленными и учтенными случаями бо- лезни, выраженными в абсолютных цифрах заболевших или относительных величинах. Без цифр отражаю-
щих
заболеваемость невозможно полноценное эпидемиологическое познание. Именно с изучения динами-
ки
и структуры различных распределений величин заболеваемости начинаются любые эпидемиологиче-
ские
исследования.
Заболеваемость
отражает (проявляет) влияние на население (известных и неизвестных) причин
различного
происхождения. Осознание такой причинно-следственной связи привело к возникновению идеи вначале выявить различия в частоте случаев заболеваний разных групп населения в разное время, на разных территориях, а затем, сравнивая выявленные различия заболеваемости с набором и активностью различных факторов, попытаться выявить причины, определившие эти различия, т.е. причины возникновения и распро-
странения
изучаемой болезни. Именно так, и часто успешно, проводились и проводятся эпидемиологические исследования. Полученные в исследованиях данные постепенно накапливались и обобщались, и формирова- лась эпидемиология как наука.
Неслучаен факт проведения первого эпидемиологического исследования именно в Англии, которая первой в начале 19 века начала внедрять систему регистрации и учета вначале случаев смертей (с указанием ее причины, даты, места жительства умершего), затем и случаев заболеваний (с указанием диагноза). Начиная с этого момента, появилась возможность, используя результаты «игры» в цифры заболеваемости, смертности и других явлений, отражающих исходы болезни, попытаться выявить причины этих явлений.
Первое, и при этом успешное, эпидемиологическое исследование связано с поиском причины эпиде- мии холеры в Лондоне. Английский врач анастезиолог Джон Сноу (Snow) в исследованиях 1849 –1854 г. за 30 лет до открытия Р. Кохом возбудителя холеры доказал, что холера передается через воду, а не через воздух, как считали большинство ученых того времени.
Начиная со средины 19 века, эпидемиологические исследования являются основной формой познава- тельной деятельности в эпидемиологии, и используются, как для получения новых знаний, так и в практике работы эпидемиологов.
Необходимость иметь объективные данные о заболеваемости различными болезнями остается акту- альной и для эпидемиологии современного периода. Например, основным условием, определяющим выявле- ние причин госпитальной инфекции, остается внедрение системы выявления, регистрации и учета всех случа- ев заболеваний, считающихся госпитальной инфекцией. Тоже можно сказать и о многих других заболеваниях.
Кроме
заболеваемости, к не менее значимым предметам эпидемиологии относятся явления, от-
ражающие
исходы болезнисмертность, летальность, инвалидизация, временная утрата трудоспо-
собности
и даже выздоровление. Все вместе они формируют предметную область эпидемиологии. Пред- метная область эпидемиологии имеет тенденцию к расширению. В последнее время предметом эпидемиоло- гических исследований все чаще становятся, так называемые, «состояния предболезни».
Обращаем
внимание читателя, что в следующих разделах обсуждение различных вопросов эпи-
демиологии
и эпидемиологических исследований будет в основном связано с заболеваемостью – основным
предметом
эпидемиологии.
Классическая советская эпидемиология, в значительной степени оторванная от «мировой» эпидемио- логии ограничивала эту науку только областью инфекционной патологии. При этом предметом эпидемиоло- гии назывался эпидемический процесс – т.е. процесс возникновения и распространения инфекций в общест- ве. Многие российские ученые до сих пор категорически придерживаются этого представления.
Однако, как обсуждалось выше процесс распространения болезней (любых, включая инфекционные) чрезвычайно сложное явление, которое является объектом, но не предметом науки.
.Раскрытие причин и механизма распространения инфекционных болезней невозможно без таких наук как, например, клиника инфекционных болезней, микробиология, гигиена,
биология
,
но при этом предметом изучения каждой из них являются отдельные составляющие эпидемического процесса. Эпидемиология, несо- мненно, вносит существенный вклад в раскрытии тайн эпидемического процесса, но ее предметом, при изуче- нии инфекционной патологии, является не весь эпидемический процесс, а заболеваемость населения инфек- ционными болезнями. Однако такая заболеваемость является лишь частью основного предмета эпидемиоло- гии - заболеваемости населения любыми болезнями, независимо от их этиологии. Для объяснения причин вы- явленных особенностей заболеваемости населения инфекционными болезнями, эпидемиология использует знания, добытые уже упомянутыми и другими науками. Такой обмен и использование знаний в принципе яв- ляется обязательным для познания любого явления жизни.
В зарубежной и российской эпидемиологической литературе чаще всего не упоминают объект эпиде- миологии, а в качестве предметов эпидемиологии (кроме уже упомянутого эпидемического процесса) назы- вают – популяцию людей, здоровье население, частоту заболеваний в различных группах населения.


䀄㠄㰄㔄㴄㔄㴄 䄀䈄㠄Шрифт:
полужирный, курсив


䀄㠄㰄㔄㴄㔄㴄 䄀䈄㠄Шрифт: не полужирный, не курсив


䀄㠄㰄㔄㴄㔄㴄 䄀䈄㠄Шрифт:
полужирный, курсив


䀄㠄㰄㔄㴄㔄㴄 䄀䈄㠄Шрифт: не полужирный, не курсив

6
Популяцию людей не следует считать предметом эпидемиологии по следующим соображениям. В английском языке слово population может использоваться как социальный (население, жители, народ), так и как биологический термин. В биологии популяция – это совокупность особей одного вида длительно зани- мающая определенное пространство и воспроизводящая себя в течение большого числа поколений. При этом такое определение популяции естественно не используется в отношении людей.
В английской эпидемиологической литературе термин популяция применяется только для обозначе- ния групп населения, выделенных по каким-либо признакам (территориальным, индивидуальным характери-
стикам людей, факторам окружающей среды и др.). Например, Дж. Роуз с соавт. (ВОЗ Женева 1984) указы- вает, что термин «популяция» (population) «используется в статистическом смысле слова и обозначает опре-
деленную группу лиц, характеристики которой подлежат описанию». Р. Биглхол с соавт. (ВОЗ. Женева 1994) считает, что «…для целей эпидемиологии…. популяцией чаще всего является население, проживающее в дан-
ном районе или стране».
В советской специальной литературе термин «популяция» ранее использовался только в его биологи- ческом смысле, и его не использовали в отношении людей, но в 80-90-х годах термины «популяция, популяци-
онный» все чаще стали применять в российской медицинской литературе в том же смысле, что и зарубежные авторы. Это, прежде всего, объясняется удобством использования этих терминов для обозначения какой – ли- бо части населения, и главное, для обозначения отличительных особенностей исследований, проводимых в отношении относительно больших групп населения, а не отдельных лиц. Такие исследования стали называть
популяционными.
Однако, к сожалению, среди российских эпидемиологов и других врачей существует выраженная тенденция использовать слово популяция, не просто как синоним слова население, а придавать этому термину некий биологический смысл. При этом нередко, термины «популяция, популяционный» применяются авторами, явно для искусственного придания большей научной и практической значимости проделанной работы. На- пример, говорят и пишут – «популяция Москвы, Петербурга», а не «население Москвы, Петербурга». Одна из монографий называется «Здоровье на популяционном уровне…», что не более чем здоровье населения. И уж совершенно неправильно – «популяция населения …», т.к. популяция в любом значении этого слова примени- тельно к людям – это всегда часть населения.
Населению свойственен целый «букет» разнообразных культурных, этнических, экономических, по- литических и медицинских проблем. Ни один вид деятельности, ни одна наука, не в состоянии изучить все эти проблемы вместе. Поэтому, объявляя предметом эпидемиологии популяцию людей, мы тем самым признаем за эпидемиологией роль «сверхнауки», способной ответить на все вопросы, связанные с населением, чего, есте- ственно, быть, не может.
Изучение всего одной проблемы населения – медицинской проблемы, привело к формированию раз- личных отраслей медицины. Даже решением всего лишь одного, но важнейшего вопроса, – почему возникают и распространяются болезни, заняты различные медицинские науки. При этом каждая наука имеет свой (спе-
цифический) предмет изучения (больной, здоровый, органы и ткани людей, функции органов и т.д.). Предме- том же изучения эпидемиологии, (основным), является заболеваемость населения, а не само население (попу-
ляция). Учитывая широкое распространение, термин «популяция», также используется в данном издании, главным образом в описании различных эпидемиологических исследованиях, но исключительно для выделе- ния групп людей с определенными признаками.
«Здоровье населения», так же как и «популяция людей» – не может быть предметом эпидемиологии, в частности потому, что этот термин не имеет определения. Существуют лишь показатели, причем различаю- щиеся в разных странах оценивающие состояние здоровья населения. Поскольку здоровье населения склады- вается как минимум из здоровья индивидуумов, то в качестве ориентировочного определения термина «здоро-
вье населения» можно взять множественное число от определения термина «здоровье человека», рекомендо- ванного ВОЗ в 1948 году. «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благопо-
лучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Опять, как и в случае с «популяцией лю-
дей» оказывается, что здоровье населения связано с разнообразными проблемами общества, в частности с многочисленными социальными проблемами, а не только с болезнями. Эпидемиология изучает только меди- цинские аспекты здоровья населения и, при этом, стремясь ответить на важнейший вопрос – почему возника- ют и распространяются болезни, «выбрала» в качестве основного предмета своей деятельности заболевае- мость населения, а не его здоровье в целом.
Частота заболеваний в различных группах населения не может быть предметом эпидемиологии, по- тому что выявление такой частоты не предмет, а одна из целей эпидемиологии. Эпидемиология изучает забо- леваемость, чтобы в частности, выявить частоту заболеваний в различных группах населения.
Подводя итог сказанному, подчеркнем, что, поскольку заболеваемость населения является пред-
метом
изучения только эпидемиологии, можно считать доказанным, что эпидемиология это не особый ме-


䀄㠄㰄㔄㴄㔄㴄 䄀䈄㠄Шрифт:
полужирный, курсив

7
тод (прием, способ) изучения, а специфическая (эпидемиологическая) и, прежде всего, познавательная дея- тельность в медицине.
Цели
эпидемиологии.
В соответствии с общенаучными представлениями о целях познавательной деятельности, эпидемио- логическая деятельность преследует следующие цели:

описать заболеваемость населения. Эту цель называют описательной, дискриптивной;

объяснить заболеваемость, т. е. выявить причины возникновения и распространения отдельных бо- лезней и групп болезней, (аналитическая цель);

составить прогноз заболеваемости населения на ближайшую и отдаленную перспективу;

разработать концепцию (основные направления, профилактические программы и др.) борьбы с распространением отдельных и групп болезней;

оценить потенциальную эффективность традиционных и предлагаемых мер профилактики болез- ней, а также диагностических тестов, профилактических, диагностических и лечебных препаратов, аппаратуры, способов лечения и ухода за больными и др. т. е. всего того, что используется в лечеб- ной практике. Уже первые результаты выполнения этой цели послужили основанием для формиро- вания так называемой научно обоснованной медицинской практики (доказательной медицины).
Описать
заболеваемость населения какой-либо болезнью, значит выявить особенности динамики и структуры различных распределений показателей заболеваемости, составленных с учетом времени, места воз- никновения случаев болезни и индивидуальных характеристик заболевших. В российской эпидемиологиче- ской литературе вместо словосочетания «особенности распределения показателей заболеваемости», чаще всего используют термин «проявления заболеваемости».
Во многих эпидемиологических руководствах объясняют, что описать заболеваемость означает отве- тить на вопросы – «чем болеют», «когда болеют», «где болеют», «кто болеет». Гораздо более точным, отве- чающим требованиям описания, будет другое определение. Описать – значит представить сравнительную ха-
рактеристику
заболеваемости, т. е. выявить не просто «чем болеют», а «чем болеют чаще, а чем реже», не
«когда болеют», а «когда болеют чаще, а когда реже», «на какой территории (в каком месте) болеют
чаще
, а на какой реже», «какие группы населения болеют чаще, а какие реже».
Именно такое выполнение цели позволяет выявить различные проявления динамики и структуры за- болеваемости (заболевших).
Следует подчеркнуть, что «перепрыгнуть» через описательную цель и сразу приступить к объясне- нию заболеваемости, т.е. выявлению ее причин невозможно. Выполнение описательной цели заканчивается описанием, – то есть отражением полученных результатов в виде таблиц, графиков и текста. Качество описа- ния во многом определяет возможность выявления причин возникновения и распространения изучаемой бо- лезни.
Выявить
причины возникновения и распространения отдельной болезни, значит ответить на ряд вопросов начинающихся со слова «почему». Например, «почему в какое-то время люди болеют чаще, а в
какое
-то реже», «почему, в каких-то группах населения уровень заболеваемости выше, чем в других» и т.д. Эту цель принято называть аналитической, хотя это название не является корректным. Анализ – это об-
щенаучный прием изучения явления с разделением его на составные части (специальной целевой установки
общенаучные приемы изучения не имеют). Анализ необходим и для описания и для выявления причин и для ре-
шения других целей. Идеальное выполнение аналитической цели – выявление причин всех проявлений заболе- ваемости, выявленных при ее описании.
Основной способ выявления причин возникновения и распространения болезней основан на сравни-
тельном
изучении частоты заболеваний в разных группах населения (в данный момент, период времени и в
динамике) с набором и активностью (в этих группах) биологических социальных и природных факторов, рассматриваемых как причины возникновения и распространения болезней.
Нередко, возникает вопрос – какая из целей эпидемиологии главная, основная. Прямого ответа на этот вопрос быть не может, так как он (ответ) зависит от оценочного критерия.
С «точки зрения» очередности выполнения целей, несомненно, главной является первая цель, т.е. описание заболеваемости, от ее выполнения зависит выполнение всех последующих целей.
Однако, знание только проявлений заболеваемости абсолютно недостаточно для организации борьбы с возникновением и распространением какой-либо болезни или групп заболеваний. Для этого, прежде всего, необходимо выяснить хотя бы часть объективных причин, определяющих заболеваемость населе-
ния
.


䀄㠄㰄㔄㴄㔄㴄 䄀䈄㠄Шрифт:
полужирный, курсив


䀄㠄㰄㔄㴄㔄㴄 䄀䈄㠄Шрифт:
курсив


䀄㠄㰄㔄㴄㔄㴄 䄀䈄㠄ОСНОВНОЙ

8
Эти знания являются основой для выполнения следующей цели – разработки концепций, программ
борьбы
с распространением болезней. Примером таких программ, является программа «Здоровый образ
жизни», которая активно проводится в жизнь в США, Канаде, Финляндии и др. странах. Однако эпидемиоло- ги уже давно установили, что только одни организационные, или пропагандистские действия, особенно в борьбе с инфекциями, недостаточны, или вообще, неэффективны. В таких случаях, эпидемиология «делает
заказ» другим наукам на разработку средств, необходимых для проведения профилактических и противоэпи- демических мероприятий - вакцин, гамма-глобулинов, дезинфектантов, и т.п.
В дальнейшем, эпидемиология осуществляет оценку потенциальной эффективности разработан- ных средств. Результаты такой оценки используются для принятия соответствующих решений, медицинскими и государственными органами управления. Примером могут быть государственные программы иммунизации населения в различных странах.
Таким образом, «с точки зрения» здравоохранения наиболее важным является выполнение второй це- ли эпидемиологии. С одной стороны выявление причин возникновения и распространения болезней, сравни- тельно быстро приводит к разработке концепций борьбы с распространением болезней и созданию необходи- мых средств. С другой – наличие действенной профилактики существенно увеличивает самостоятельную цен- ность описательных эпидемиологических данных. Ответы на вопросы: кто, где и когда чаще или реже боле-
ет, позволяют принимать управленческие решения «прицельно», ориентируясь на те группы населения, в от- ношении которых в данное время и на данной территории следует проводить соответствующую профилакти- ку. При этом описательные данные используются и для определения очередности проведения мероприятий при отдельных болезнях и для обоснования приоритетных проблем профилактики общей заболеваемости на- селения инфекционными и неинфекционными болезнями.
Методы
эпидемиологии
Во многих советских и российских учебниках и руководствах по эпидемиологии, начиная с конца 50- х годов, широко используется термин «эпидемиологический метод» исследования, причем многие авторы именно с ним связывают специфику эпидемиологии. Нередко, утверждается, что «если нет специфического
метода, то нет и науки».
Между тем, в первых учебниках по эпидемиологии (К. Сталлибрасса, Л.В. Громашевского) и даже в некоторых более поздних руководствах (общая и частная эпидемиология под ред. И.И. Елкина 1973 г.) отсут- ствует термин «эпидемиологический метод» исследования, а обсуждаются лишь методы, используемые в
эпидемиологии
. Это полностью согласуется с общенаучным представлением о методах познания, согласно которому специфических, то есть, применяемых только одной наукой методов не существует или они сущест- вуют короткое время.
В теории познания выделяют общенаучные и специальные (но не специфические) методы, которые в различной степени используются в разных областях научной деятельности.
Эпидемиология, как и другие науки, использует весь набор общенаучных приемов и методов.
В тоже время эпидемиология, как и другие науки, не может существовать и без применения, специ-
альных
(но не специфических) методов (приемов, способов). Специальные методы, используемые в эпиде- миологических исследованиях, призваны обеспечить необходимыми данными процесс познания, который заканчивается формулированием эпидемиологических умозаключений и гипотез. Таким образом, специаль-
ные
методы это методы информационного обеспечения эпидемиологического исследования, включаю- щие:

методы сбора (получения) информации;

методы ее обработки.
Поскольку основа первоначальной эпидемиологической информации цифры, отражающие заболевае- мость населения, специальные методы эпидемиологии это статистические методы (логическая обработка
данных основывается на общенаучных, логических законах).
Таким образом, словосочетание «эпидемиологический метод» может использоваться лишь в качестве условного понятия, обозначающего определенную, причем часто изменяющуюся, совокупность известных общенаучных и специальных приемов и методов, применяемых в эпидемиологии.
Специфическим является не метод (методы), а (особый, то есть специфический) эпидемиологиче-
ский
подход к изучению болезней.
Учитывая, что этот термин лишь декларируется, но не определяется, мы предлагаем свою трактовку этого понятия. При этом, как уже указывалось, следует исходить из того, что любой подход (клинический, фи-
зиологический, морфологический и т.д.), обозначает всю совокупность действий по выбору специфического
(отличного от других подходов) предмета изучения, определения целей и необходимых методов.

9
Эпидемиологический
подход (как минимум) включает три обязательных составляющих:

предметная область эпидемиологии, состоящая из заболеваемости (основной предмет) и явлений отражающих исходы болезни, включая выздоровление.
(Далее на примере заболеваемости).

описание заболеваемости, предусматривающее выявление особенностей распределений показате- лей заболеваемости (проявлений заболеваемости), составленных с учетом нозологической формы, времени, места возникновения заболеваний и индивидуальных характеристик заболевших;

выявление причин возникновения и распространения болезни, главным образом, путем сравнения выявленных проявлений заболеваемости в отдельных группах населения с набором и активностью
(в этих группах) биологических, социальных и природно-климатических факторов, которые рас- сматриваются как причины возникновения и распространения изучаемой болезни.
Не
«эпидемиологический метод» а (специфический) эпидемиологический подход, вместе с другими
подходами
в медицине, позволяют «добывать» знания, необходимые для организации борьбы с возникно-
вением
и распространением отдельных болезней и групп болезней.
Нередко, особенно в последнее время, для обозначения специфики эпидемиологической деятельно-
сти
используют термины – «популяционный подход, популяционное изучение, популяционное исследование». С этим нельзя согласиться, поскольку, как указывалось выше, термин популяция используется, прежде всего, в статистическом смысле и обозначает всего лишь какую-либо часть населения. В связи с этим термин «популя-
ционный подход» ориентирует лишь на относительно большой объем изучаемой статистической совокупно- сти, но не специфику изучаемого явления.
Популяционным является изучение разнообразных проблем, связанных с населением, различных предметов исследования разных медицинских наук, а не только эпидемиологии. Например, в клинических ин- тересах, проводятся исследования, целью которых является определение частоты встречаемости отдельных признаков и симптомокомплексов болезни. Такое изучение, несомненно, должно быть популяционным, но это не означает, что в нем использован эпидемиологический подход.
Резюме
.
Заканчивая обсуждение познавательной научной эпидемиологической деятельности, необходимо от- ветить на вопрос, – «эпидемиология – это наука или
только научная деятельность?».
Хотя в философии нет однозначного определения науки, общепринятым считается мнение, что науч- ная деятельность и наука, сходные, но неравнозначные понятия. Научная деятельность может постепенно пре- вратиться в науку, если достигнет определенных результатов, которые, нередко называют наукообразующими факторами. К их числу относят, например, теоретический, институционный, практический и др. факторы.
Важнейший из них – теоретический, включающий, например, выявление и накопление специфических дан- ных, формирование особого научного языка (терминов), формулирование гипотез, объясняющих не только отдельные факты, а явление в целом.
С этих позиций, эпидемиологический подход к изучению причин возникновения и распространения бо- лезней сформировал новую науку - эпидемиологию
Следует подчеркнуть что, эпидемиология в значительно
большей
степени, чем другие науки синтезирует своих знания со знаниями полученными другими науками,
что
в итоге помогает не только вскрывать причины возникновения и распространения отдельных болезней,
но
и формулировать теоретические обобщения в целом об объекте изучения - процессе возникновения и рас-
пространения
болезней в обществе.
При этом наибольших успехов добилась эпидемиология инфекционных болезней. Она сумела синтези-
ровать
собственные знания со знаниями полученными микробиологией. клиникой инфекционных болезней,
биологией
, гигиеной и другими науками и сформулировать гипотезы, объясняющих причины распростране-
ния
не только отдельных, а всех инфекционных болезней. При этом ряд гипотез (К. Сталлибрасс, Л.В. Грома- шевский) выдержав проверку многочисленными научными исследованиями, и, главное, проверку практикой, яв- ляются теоретической базой системы борьбы с возникновением и распространением инфекционных болезней
Однако это совсем не означает, что все тайны процесса распространения инфекционных болезней разгаданы, и научное познание в эпидемиологии инфекционных болезней завершилось. Наоборот, новые фак- ты, полученные в эпидемиологических исследованиях, заставляют современных ученых существенно допол- нять, изменять и даже пересматривать некоторые, казалось бы, незыблемые теоретические представления, на- пример теорию Л.В. Громашевского о механизме передачи инфекционных болезней.
Оценивая успехи эпидемиологии неинфекционных болезней, особо следует подчеркнуть ее достиже- ния в выявлении причин возникновения различных, и особенно сердечно-сосудистых болезней. Полученные данные легли в основу создания национальных программ «Здоровый образ жизни», успешное проведение ко-


䀄㠄㰄㔄㴄㔄㴄 䄀䈄㠄Шрифт: 12
пт, курсив

10
торых, позволило в многих странах к началу нового века существенно снизить заболеваемость и смертность связанные с сердечно- сосудистыми болезнями.
Широкое применение эпидемиологических исследований в клиниках, привело к формированию ново- го раздела эпидемиологии – клинической эпидемиологии, которая не только выявляла факторы риска воз- никновения различных болезней, но и оценивала потенциальную эффективность традиционных и предлагае- мых средств и способов диагностики и лечения больных. При этом проведенные эпидемиологические иссле- дования показали, что многие клинические рекомендации, длительное время считавшиеся эффективными, та- ковыми не являлись. Полученные результаты послужили основанием разработки нового направления в ме-
дицине
, которое должно было обеспечить использование врачами клинических рекомендаций с доказан-
ной
потенциальной эффективностью, степенью безвредности и стоимостью.
Считается, что работу в этом направлении начала в конце 70-х годов прошлого века группа эпиде- миологов из университета Мак Мастер (Канада). Название направления несколько раз изменялось, до тех пор , пока специалисты этого университета в 1990 году предложили термин «Evidence-Based Medicine". Этот тер- мин стали широко использовать специалисты разных медицинских профессий. Перевод этого термина, осо- бенно слов «Evidence-Based» на русский язык был различным (эмпирическая медицина, аналитическая меди- цина, оптимальная медицина и т.д.). Многие специалисты обоснованно считают, что лучшим переводом был бы термин «научно обоснованная медицинская практика», так как медицина состоит из научной и практиче- ской деятельности, а наука не может бездоказательной. Однако наибольшее распространение, несмотря на все возражения, в нашей стране получил термин «доказательна медицина», по- видимому, в большей степени из- за его краткости.
Содержание
термина «доказательна медицина» описано в главе…..
Хотя эпидемиология это, прежде всего, наука, выделяют и практическую эпидемиологию как специ- фическую отрасль здравоохранения. При этом, практическая (прикладная) эпидемиология участвует только в
управленческой
, а не исполнительской деятельности по обеспечению качественного и эффективного выпол- нения необходимых профилактических и противоэпидемических мероприятий в отношении (пока еще) глав- ным образом инфекционных болезней. Содержание управленческой деятельности, включающей разные функ- ции и, прежде всего, аналитическую, рассматривается согласно существующей программы обучения в курсе
«Эпидемиология инфекционных болезней».
Практическая эпидемиология получает и поставляет информацию, необходимую для принятия управ- ленческих решений, направленных на укрепление и охрану здоровья населения. Сами же мероприятия, то есть исполнительская деятельность, осуществляется различными медицинскими и немедицинскими силами.
Обобщая обсуждение вопросов, связанных с термином эпидемиология отметим, что невозможно соз-
дать
всеобъемлющее определения этой науки, так как оно должно включать объект, все предметы ис-
следования
, цели, методы и формы познавательной деятельности.. Любые более лаконичные определе-
ния
будут отражать лишь наиболее важные элементы эпидемиологической деятельности. Например:

эпидемиология - это совокупность специфической познавательной и практической деятельности по получению знаний, необходимых здравоохранению для охраны здоровья населения от инфекцион- ных и неинфекционных болезней;

эпидемиология - наука, объектом изучения которой является процесс возникновения и распространения болез- ней в обществе, при этом предметную область составляет заболеваемость любыми болезнями, а также явления отражающие исходы болезней.

эпидемиология – это теория и практика использования эпидемиологического подхода в изучении причин возникновения и распространения болезней.
В любом случае эпидемиология, как и любая наука, это деятельность по получению новых знаний и совокупность имеющихся знаний. В заключение приведем схему (рис. 2), отражающую структуру современ- ной эпидемиологии.


䀄㠄㰄㔄㴄㔄㴄 䄀䈄㠄Шрифт:
полужирный, курсив


䀄㠄㰄㔄㴄㔄㴄 䄀䈄㠄Шрифт:
полужирный


䀄㠄㰄㔄㴄㔄㴄 䄀䈄㠄Шрифт:
полужирный


䀄㠄㰄㔄㴄㔄㴄 䄀䈄㠄Шрифт:
полужирный


䀄㠄㰄㔄㴄㔄㴄 䄀䈄㠄Шрифт:
полужирный


䀄㠄㰄㔄㴄㔄㴄 䄀䈄㠄Шрифт:
полужирный


䀄㠄㰄㔄㴄㔄㴄 䄀䈄㠄Шрифт:
полужирный

12
Рис. 2. Структура эпидемиологии
О
Б
Щ
А
Я
Э
П
И
Д
Е
М
И
О
Л
О
Г
И
Я
Оценить
потенциальную
эффективность
используемых и
предлагаемых средств
, способов
, методов
, схем лечения и
профилактики болезней
РАЗРАБОТАТЬ
КОНЦЕПЦИИ
БОРЬБЫ С
ВОЗНИКНОВЕНИЕМ И РАСПРОСТРАНЕНИЕМ
БОЛЕЗНЕЙ
ПРЕДМЕТНАЯ
ОБЛАСТЬ
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ
И
ЯВЛЕНИЯ
,
ОТРАЖАЮЩИЕ
РАЗЛИЧНЫЕ
ИСХОДЫ
БОЛЕЗНИ
ЦЕЛИ
познания
ОПИСАТЬ
ИЗУЧАЕМОЕ
ЯВЛЕНИЕ
ОБЪЯСНИТЬ
ТО
,
ЧТО
БЫЛО
ВЫЯВЛЕНО
ПРИ
ОПИСАНИИ
ПРОГНОЗИРОВАТЬ
РАЗВИТИЕ ИЗУЧАЕМОГО
ЯВЛЕНИЯ
МЕТОДЫ
познания
О
б
щ
е
н
а
у
ч
н
ы
е
С
п
е
ц
и
а
л
ь
н
ы
е
Эпидемиология
инфекционных
болезней
Эпидемиология
неинфекционных
болезней
Общая
С
овокупность
теоретических
представлений
о
закономерностях
возникновения
и
распространения
всех
инфекций
и
способах
борьбы
с
этим
явление
м
Отдельных
болезней
Общая
В
настоящее
время
разработаны
теоретические
представления
о
возникновении
и
распространении
некоторых
групп
болезней
и
создана
концепция
"
Здорового
образа
жизни
"
Отдельных
болезней
Виды
(
формы
)
познавательной
деятельности
Э
п
и
д
е
м
и
о
л
г
и
ч
е
с
к
и
е
и
с
с
л
е
д
о
в
а
н
и
я
Э
п
и
д
е
м
и
о
л
г
и
ч
е
с
к
о
е
т
в
о
р
ч
е
с
т
в
о
ОБЪЕКТ
ПОЗНАНИЯ-
ПРОЦЕСС
ВОЗНИКНОВЕНИЯ
И
РАСПРОСТРАНЕНИЯ
БОЛЕЗНЕЙ
В
ОБЩЕСТВЕ
Э
П
И
Д
Е
М
И
О
Л
О
Г
И
Я
Полевая
эпидемиология
Клиническая
эпидемиология
Разделы

13
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом