Главная страница

Общая эпидемиология и основы доказательной меди... Учебное пособие (11 глав) Общая эпидемиология и основы доказательной медицины И. П. Палтышев, Н. Н. Филатов. Под редакцией В. И. Покровского Глава


Скачать 0,51 Mb.
НазваниеУчебное пособие (11 глав) Общая эпидемиология и основы доказательной медицины И. П. Палтышев, Н. Н. Филатов. Под редакцией В. И. Покровского Глава
АнкорОбщая эпидемиология и основы доказательной меди.
Дата27.06.2018
Размер0,51 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаObschaya_epidemiologia_i_osnovy_dokazatelnoy_medi.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#10492
страница4 из 4
Каталогid15751547

С этим файлом связано 18 файл(ов). Среди них: Obschaya_epidemiologia_i_osnovy_dokazatelnoy_medi.pdf, pediatrija_infekcii_tablica.doc, anketa_bu_2017-2018.xls, GO.pdf, Zoonoznye_infektsii.pdf, Zayavlenie_i_zayavka_Prilozhenie_1.docx, Obschaya_epidemiologia_i_osnovy_dokazatelnoy_medi.pdf, povyshennaya_stipendia.zip, document.gif, PRAKTIKA_2014.doc и ещё 8 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4
метод
сопутствующих изменений. При применении этого метода причинная связь явлений выявля- ется на основании сопутствующих изменений предполагаемой причины и следствия. Если это проис- ходит в различных ситуациях, надежность выводов существенно увеличивается.
В современной эпидемиологии методы индуктивной логики особенно необходимы при изучении ма- лоизученных, как правило, неинфекционных болезней. Не менее важны они и в рутинной работе врачей.
Вместе с тем, эпидемиология большинства инфекционных болезней достаточно (достаточно для ор- ганизации их профилактики) изучена, поэтому основными логическими методами в практике работы эпиде- миолога при изучении возникающих эпидемических ситуаций являются не индукция, а дедукция и аналогия.
Дедукция
. Дедукция – способ построения логической цепи умозаключений (рассуждений) от извест- ного общего к неизвестному частному, от известных общих положений к частным выводам.
Дедуктивные умозаключения принимают формы силлогизма. Силлогизм есть такая форма умозаклю- чения, в которой из двух известных суждений (посылок, предпосылок) необходимо вытекает новое третье,
(заключение, вывод), причем посылки могут быть общеутвердительными, или общеотрицательными. Если
первые
два суждения истинны, то истинным будет и заключение. Различные виды силлогизмов описаны в руководствах по логике.
Пример
. Существование пищевого пути передачи какой-либо инфекции опреде-
ляется, в частности, способностью возбудителя этой инфекции размножаться в пи-
щевых продуктах (это первая, причем истинная посылка).Если при какой-либо инфек-
ции существует пищевой путь передачи, то «пищевиков» относят к лицам «угро-
жающей» профессии (вторая истинная посылка) Из этих утверждений следует, что
если известно только то, что возбудитель размножается в каких-то пищевых про-
дуктах, то «пищевиков» следует рассматривать как лиц «угрожающей» профессии
(истинное заключение).
Однако в большинстве случаев эпидемиологические суждения носят вероятностный характер и соот- ветствуют поговорке - «нет правил без исключений», поэтому логические заключения, построенные на таких суждениях, носят также вероятностный характер. Отсюда следует, что при использовании дедукции, для повышения достоверности выводов, необходимо строить силлогизмы, основанные на разных посылках.
Пример
. Допустим, что во время вспышки брюшного тифа у больных был вы-
делен один фаготип возбудителя брюшного тифа. Требуется на основании этого
факта предположить причину вспышки.Можно рассуждать следующим образом.
Одинаковый фаготип возбудителей, выделенных у больных брюшным тифом, как пра-
вило
, характерен для пищевых вспышек брюшного тифа. Первое утверждение носит
вероятностных
характер, потому что аналогичные результаты бактериологическо-
го обследования возможны и при водных (например, колодезных) вспышках этой ин-
фекции, хотя и значительно реже.Во время данной вспышки брюшного тифа у боль-
ных был выделен один фаготип возбудителя брюшного тифа (истинное утверждение
исходя
из условия примера).
Заключение
. Так как у больных был выделен один фаготип возбудителя брюш-
ного тифа, что чаще всего встречается при пищевых вспышках, следовательно, дан-
ная вспышка брюшного тифа пищевая. Такая формулировка заключения была бы не-
правильной
, так как первое утверждение носило вероятностный характер, поэтому в
заключение после слова «следовательно» необходимо добавить «вероятнее всего».
Для окончательного вывода о причине вспышки, необходимо строить умозаключения исходя из дру- гих посылок, например, выявленных особенностей развития вспышки: динамики заболеваемости, нали- чия/отсутствия предшествующего подъема заболеваемости прочими ОКИ, соотношением клинических форм брюшного тифа и др.

25
Аналогия
. Аналогия, в общем случае, это сходство явлений по своим свойствам. Метод аналогии в логике означает, что путем сравнения двух явлений по их известным признакам делают умозаключение о ве-
роятном
сходстве и других признаков.
Междуаналогией и индукцией есть некоторое сходство. И в индукции, и в аналогии мышление дви- жется от частностей, но различие состоит в том, что индукция приводит к новым общим выводам о явлении, а
аналогия
приходит опять к частностям.
Аналогия не дает других выводов, кроме того, что на основании сходства/различия нескольких при- знаков явления делается заключение о вероятном сходстве/различии и других еще не выявленных призна-
ков
, но такое предположение побуждает исследователя изучать другие признаки.
Абстрагирование
. Абстрагирование – это мысленное отделение какого-либо явления, события, свой- ства предмета от его связей с другими явлениями, событиями, предметами.
Без абстрагирования, в частности, невозможно разобраться в «путанице» факторов, которые рассмат- риваются как достаточные, необходимые и дополнительные причины возникновения и распространения бо- лезней. Абстрагирование позволяет сконцентрировать мысль исследователя на каких-то одних причинных связях, на время, отвлекаясь от других.
Различные приемы мышления, сочетаясь образуют общенаучные методы познания.
В философской литературе эти методы обозначаются, как метод наблюдения, эксперимент и метод
гипотез
. Любой из этих методов используется в эпидемиологических исследованиях и предусматривает ком- плексное применение, описанных выше, общенаучных приемов.
Наблюдение
. Наблюдение – это метод изучения явлений без вмешательства в его естественное тече- ние. Вариантом наблюдения может считаться изучение явления, когда вмешательство в его развитие наступи- ло (относительно) давно, и изменившееся течение стали считать естественным для данного периода времени.
Так, естественными, (для настоящего времени) можно считать различные проявления заболеваемости, инфек- циями, управляемыми иммунопрофилактикой.
Эксперимент
. Эксперимент включает элементы наблюдения, но существенно отличается от него.
Эксперимент – предусматривает вмешательство в изучаемое явление. Причем такое вмешательство должно быть точно фиксируемым, контролируемым и воссоздаваемым не только самим, но и другими исследова- телями. В связи с этим, используемые в эпидемиологии некоторыми авторами термины «неконтролируе-
мый
» «естественный» эксперимент являются некорректными.
Без эпидемиологического эксперимента невозможна оценка потенциальной эффективности различ- ных действий, направленных на укрепление и охрану здоровья населения.
Отличие эпидемиологического наблюдения и эпидемиологического эксперимента от аналогичных методов, используемых другими науками заключается только в предмет наблюдения, эксперимента.
Эпидемиологическое наблюдение и эпидемиологический эксперимент неразрывно связаны с проце- дурами измерения и вычисления.
Измерить
и вычислить - значит найти числовое значение измеряемого явления в принятых едини- цах измерения. Измерение и вычисление находят свое отражение в различных величинах, т. е. данных по ко- торым можно судить о состоянии, развитии чего-либо. В эпидемиологи используются разнообразные величи- ны, измеряющие заболеваемость и величины, отражающие состояние социальных, биологических и природно- климатических факторов, рассматриваемых как вероятные причины заболеваемости.
Итогом
наблюдения и эксперимента является описание, т. е. фиксация полученных сведений с помощью таблиц, графиков и текста содержащего соответствующие выводы.
Учитывая, что описанием заканчивается любое (независимо от цели, методов и пр.) эпидемиологиче- ское исследование, общепринятое название «описательные эпидемиологические исследования» является не- корректным, хотя и общепринятым.
Метод
гипотез. Этот метод основан на мыслительных способностях человека, позволяющих выска- зывать суждения, умозаключения, формулировать гипотезы и теории.
Гипотезы являются неотъемлемой частью эпидемиологического познания. Только компьютер, в отли- чие от человека, может обрабатывать цифры «не задумываться» об особенностях проявлений заболеваемости, и, тем более о причинах возникновения и распространения болезни. Именно, на способности человека думать и высказывать суждения, умозаключения, формулировать гипотезы, основано эпидемиологическое творчество и эпидемиологические исследования. Особенно это проявляется в эпидемиологическом творчестве, когда по известному выражению «на кончике пера», обходясь минимумом фактов, высказываются предположения о причинах возникновения и распространения болезней
Не менее важен метод гипотез и для эпидемиологических исследований. Ни одно исследование не может начаться без идеи, мысленного предвосхищения результатов, без гипотезы, и тем более, без использо- вания метода гипотез невозможно сформулировать выводы исследования.
1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом